Коротко о себе. Людмила татьяничева - стихотворения

Татьяничева Людмила Константиновна

Поэт, общественный деятель

«Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал», «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена», «Я без Урала не могу. Урал всегда со мною».

Эти строчки Людмилы Константиновны Татьяничевой давно стали хрестоматийными. Челябинская поэтесса, как никто другой, прославила Урал своим творчеством. Ее знают не только в нашей стране. Поэзия Л.К. Татьяничевой и сегодня современна своей патриотичностью, лиризмом, душевной тонкостью.

Людмила Константиновна известна взрослым читателям, но она создала и детскую поэтическую библиотечку, в которой насчитывается 12 сборников для разного возраста. И это, не считая того, что многие ее стихотворения, совсем не предназначенные детям, но настолько образные и ясные, что понятны им и близки.

К сожалению, творчество Л.К. Татьяничевой, адресованное детям, совсем не изучено, не исследованы его истоки. Может быть «детская сторона» ее поэзии родилась вместе с рождением ее сыновей и внуков? Может быть еще раньше, когда она - школьницей встречалась с П.П. Бажовым и показывала ему первые стихи? Не случайно она запомнила слова Павла Петровича: «не расставайтесь с детством. Как можно дольше не расставайтесь, и мир никогда не потускнеет в Вашей душе, и душа не огрузнет». (Мастер, мудрец, сказочник. - М., 1978. - С. 138).

Детские сборники Людмилы Константиновны начали издаваться с середины 50-х годов прошлого века в Москве, Свердловске, Челябинске и переводились на другие языки. К сожалению, они издавались в тонких переплетах, и вряд ли могли надолго сохраниться в библиотеках. Областная детская библиотека бережно хранит в своих фондах эти издания для детей: «На лугу», «Дело мастера боится», «Пять веселых молотков», «Яблоки для всех», «Веселый улей»... Хорошо, что лучшие стихи из этих сборников были помещены в более поздние издания, которые найти в библиотеках легче: «Звонкое дерево», «Зеленое лукошко», «Про Олю». Но и они изданы давно. Больше двадцати лет не переиздавались. Странно, что ни одно издательство не догадывается собрать лучшее из поэзии для детей Людмилы Константиновны и издать добрую книгу.

Все, что написано Людмилой Константиновой для детей, так же талантливо, как и для взрослых, так же освещено любовью к Уралу, его людям, природе. В своих стихах поэтесса делится с детьми своей мудростью, любовью, добротой. Известный московский писатель Сергей Баруздин писал: «В детскую поэзию Л. Татьяничева принесла природу и рабочий дух Урала. То, что в прозе делал П.П. Бажов. То, что делает в прозе и в сказках Евг. Пермяк. А это так важно!»

Много стихотворений она написала о самих детях. В этих стихах она просто и образно говорит с детьми об очень важных вещах: о добре и зле, умелых руках, отношении друг к другу и к животным. Стихи легко запоминаются ребятами. Есть у нее стихи-сказки («Лопух», «Сказка о громе», «Печальная история»).

Людмила Константиновна умела и любила говорить с детьми, много раз выступала перед читателями детских библиотек.

Ее стихи для детей младшего возраста и небольшой рассказ о ней вошли в первое в истории детской литературы Челябинской области учебное пособие «Хрестоматию по литературе родного края. 1 - 4 класс» (Челябинск: Взгляд, 2002).

Жизнь Людмилы Константиновны была куда сложнее и богаче, чем об этом пишут ее биографы.

Когда-то она написала очерк «Коротко о себе». Так это «коротко» и переходит из книги в книгу, из статьи в статью. Мы многого еще не знаем о ее жизни, детстве. Кстати, почему-то почти ни в одном материале нет информации о том, что она в детстве училась вместе с сыном Павла Петровича Бажова, бывала у них дома, показывала Бажову свои первые стихи. Об этом она писала в своих воспоминаниях о П.П. Бажове.

Людмила Константиновна родилась 19 декабря 1915 года в маленьком русском городе Ардатове (бывшая Симбирская губерния, теперь Мордовия). О ее раннем детстве почти ничего не известно. Ей было всего три года, когда погиб ее отец (по одним источникам - один из первых комиссаров губернии, по другим - студент-медик). Мама - учительница забрала дочку и уехала в глухую деревню работать в школе. Там начала учиться и Людмила. И вдруг, опять большое горе: заболела и после тяжелой операции умерла мама. Так, в 10 лет, Люда Татьяничева осталась круглой сиротой. Потом, через много лет она напишет об этих горьких днях, о смерти матери: «Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось мое детство».

С маленьким фанерным чемоданчиком приехала она в Свердловск (Екатеринбург) к дальним своим родственникам - Кожевниковым, у которых не было своих детей, они приняли ее, как родную дочку.

Ее отчим - учитель физики - был заядлым охотником и путешественником, брал Людмилу в плаванье по реке Чусовой, учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев, птиц, звезд. Наверное, тогда она «заболела» Уралом и стала считать своей родиной Урал. Его жена - Мария Александровна была учительницей литературы. Она много сделала, чтобы помочь девочке полюбить поэзию, литературу.

В детстве Людмила много читала, пыталась писать стихи. В пятом классе она училась вместе с Алешей Бажовым и бывала у них в доме. Павел Петрович тогда еще не написал знаменитых уральских сказов, но все уже знали его как хорошего журналиста и писателя.

Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: «Есть в тебе, Людочка, живой огонек, а стишки твои похвалить не могу. Только ты не горюй и не гаси в себе первые искорки». И дал Людмиле советы, которые запомнились ей на всю жизнь и очень пригодились.

Детство закалило ее характер, ей очень хотелось скорее стать самостоятельным человеком. Ее никто не заставлял, она сама, в 15 лет стала работать на вагоностроительном заводе токарем. Кроме слез от неудач были и успехи, и радость работы, и хорошие стихи.

Потом был рабфак (рабочий факультет), учеба в институте цветных металлов. Она могла бы стать хорошим инженером, но поэзия «перетянула». Ей захотелось делать большие интересные дела и писать об этом. В это время страна, особенно молодежь, строила Магнитку. Тогда еще не было города Магнитогорска, а только строился огромный металлургический комбинат. Людмила бросила институт и в 19 лет (в 1934 году) приехала на Магнитку.

Люди жили в тесных, холодных бараках. Трудности не пугали молодых строителей. Комсомол направил Людмилу на работу в газету «Магнитогорский рабочий». В городе «кипела» литературная жизнь. Людмила стала членом литературной бригады «Буксир», познакомилась с поэтами и писателями - Михаилом Люгариным, Борисом Ручьевым, Марком Гроссманом, Василием Макаровым... Пришла любовь. Николай Смелянский - тоже работник газеты, литератор, стал ее мужем. Удивительно, что они родились в один день (19 декабря)! Только он на 10 лет был старше. Это была любовь на всю жизнь.

У них родились два сына. Это не помешало Татьяничевой учиться заочно в Литературном институте имени Горького. Закончила институт Людмила Константиновна в первый год войны.

Война. Многие мужчины ушли на фронт. Женщины заменили их у станков на заводах. Металлургический комбинат стал плавить сталь для танков, снарядов. Без этой стали, без труда магнитогорских тружеников не было бы и Победы. Татьяничева пишет стихи о времени, о людях. В 1944 году выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны - «Верность». Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. И не случайно бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных. Потом она не раз вернется к теме войны:

Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки.

Прошли сквозь молодость мою

Года тяжелые, как танки...

Нет горше будней фронтовых,

Но эти - вряд ли были легче...

В конце войны Татьяничева переехала в Челябинск. Но Магнитку никогда не забывала. Она сыграла особую роль в жизни и творчестве Татьяничевой: «чем была для меня Магнитка - Молодостью. Любовью. Песней. Романтикой. Школой мужества, трудолюбия и гражданственности».

В Челябинске Татьяничева много работала как руководитель, возглавляла областное книжное издательство. В 1946 году, когда вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса за свой новый сборник стихов («Лирика», ОГИЗ, 1946) выдержала нападки критики. Ее обвиняли в «ахматовщине», «безыдейности», в том, что она в стихах уделяет слишком большое внимание личным чувствам и переживаниям. Эти нападки были очень опасными и для нее. и для семьи. Ей пришлось собственноручно уничтожить пять тысяч экземпляров своей книги (остался только один), много пережить, заставить себя писать по-другому, больше о родине, труде, героизме, меньше о личном. И только в последние свои годы она дала себе право писать о том, о чем ей хотелось. О ее сложной поэтической судьбе писал челябинский журналист Михаил Фонотов. Издательство «Русская книга» выпустило книгу дневников и писем Татьяничевой «Мне бы только успеть» (2002). Эта книга многое открывает, какой была жизнь поэтессы, какой была она сама.

С 1948 года 10 лет Татьяничева была ответственным секретарем челябинской областной писательской организации. И только с 1959 года Людмила Константиновна стала считать себя профессиональным писателем. Она много писала об Урале, уральских мастерах и мастерстве («Прославлены умельцы камнерезы», «Чеканщик», «Каслинское литье» и др.). Много и хорошо писала Татьяничева о природе нашего края. Можно было бы составить сборник ее стихотворений о деревьях, цветах, птицах Урала. Но, наверное, главное, о чем писала поэтесса, - доброта. Недаром один из лучших сборников ее стихотворений назван «Будьте добры» (составитель - Ефим Ховив), куда вошли ее лучшие стихотворения и воспоминания о ней современников. И стоит обратить внимание на слова писателя Михаила Алексеева о Татьяничевой: «...Прекраснейший поэт, самобытнейший, неповторимый, как уральский самоцвет, Людмила распространяла вокруг себя некое сияние, в лучах которого и ты делаешься светлее и, главное, добрее. Доброта - это, может быть, самый великий дар Божий, который Людмила несла в душе своей...».

В 1965 году Людмилу Константиновну пригласили работать секретарем правления Союза писателей РСФСР в столицу. В Москве она прожила и проработала до конца своих дней. Писательница была человеком очень деятельным, встречалась с людьми, многим помогала, особенно молодым авторам. Была членом редколлегии журнала «Урал», «Культура и жизнь», альманахов «Южный Урал», «День поэзии» и др. Она много ездила по стране и другим странам. Но не бросала писать стихов даже тогда, когда тяжело заболела. Ее внук - писатель Василий Юрьевич Смелянский писал, что «...у нее каждая минута уходила на работу. Вся жизнь была расписана... Жизнь ее шла в бешеном графике, работоспособность была очень высокой. К сожалению, такое перенапряжение, видимо, приблизило смертельную болезнь...»

Почти каждый год выходили ее книги. Издано 75 сборников ее стихов в Москве, Свердловске, Челябинске, за рубежом. Ряд композиторов написали музыку на ее стихи. За свой труд Людмила Константиновна была награждена орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Была Лауреатом Государственной премии (за книгу «Зорянка» 1970).

Как она выглядела? Высокая, статная, красивая. Если бы она была актрисой, то ей легко было бы играть цариц. Не случайно внук Татьяничевой назвал ее «царственной женщиной». Семейная жизнь у Людмилы Константиновны сложилась счастливо, выросли достойные сыновья, внуки.

Умерла она в Москве, в апреле 1980 года. Одно из своих последних стихотворений («Лирическое завещание») поэтесса начала так:

На Урал мое сердце летело.

Пусть Урал его сохранит...

А закончила словами:

На Урал мое сердце летело,

Пусть останется там.

Сердце Людмилы Константиновны осталось в ее стихотворных строчках, которые не стареют от времени.

Урал помнит Людмилу Константиновну. В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека N 26 носит имя поэтессы. В библиотеке был музей Л. К. Татьяничевой, к сожалению, сейчас его нет. На доме, где она жила (угол Свердловского проспекта и ул. Сони Кривой), укреплена мемориальная доска, выполненная скульптором В. Авакяном. Мемориальная доска установлена и в Магнитогорске, и в Екатеринбурге, где Людмила Константиновна жила в детстве и юности. Есть Всероссийская ежегодная литературная премия имени Л.К.Татьяничевой (с 2000 года). За последние годы ею награждены: Валентин Сорокин (2007), Е. Хоринская - старейшая писательница и поэтесса Екатеринбурга (2008) и др.

19 декабря 2000 года в Государственном Академическом театре драмы Челябинск торжественно отметил 85 - летие поэтессы.

В честь нашей землячки названа малая планета (номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером. Судьба распорядилась так, что на Кунцевском кладбище, где похоронена Людмила Константиновна, недалеко от ее могилы похоронен директор Крымской обсерватории, который очень любил поэзию Татьяничевой и дал ее имя планете.

По решению семьи Татьяничевой - Смелянских личные вещи и литературный архив поэтессы был передан Челябинску. Жаль, что нет у нас в городе ни литературного музея, ни постоянной экспозиции в областном краеведческом музее.

Н.А. Капитонова

Произведения Л.К. Татьяничевой для детей:

Для старшего школьного возраста:

Будьте добры: (Стихи разных лет) // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 10-181.

Верность. - М.: Русская книга, 2005. - 559 с.

Двойная радуга. - М.: Дет. лит., 1972. - 63 с.

Десять ступеней. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. - 190 с.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 5-9 класс. Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 199-206.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 10-11 класс. - Челябинск: Взгляд, 2003. - С. 8-10, 61-62, 80, 127, 165, 193-194, 292-293, 324.

Я другой не искала судьбы: Избранные стихи. - Оренбург: Димур, 1997. - 276 с. - (Современники - ХХ век).

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

Веселый улей. - Челябинск: Кн. изд-во, 1965. - 40 с.

Дело мастера боится. - Челябинск: Кн. изд-во, 1959. - 23 с.

Звонкое дерево. - М.: Сов. Россия, 1973.- 63с., ил.

Зеленое лукошко. - М.: Дет. лит., 1985. - 47 с.

На лугу. - Челябинск: Кн. изд-во, 1956. - 16 с.

Про Олю. - М.: Малыш, 1983. - 18 с., ил.

Пять веселых молотков. - Свердловск, 1960. - 26 с.

Хрустальная горка. - Свердловск, 1962. - 24 с.

Что ты умеешь. - М.: Малыш,1967. - 16 с.

Яблоки для всех. - Челябинск: Кн. изд-во, 1963. - 32 с.

Жислина, С. Поэзия высокого накала.- Челябинск, 1965.- 48 с.

Баруздин, С. О Людмиле Татьяничевой // Баруздин, С. Заметки о детской литературе.- М., 1975. - С. 325-329.

Ханбеков, Л. Судьба - это мы. - Челябинск, 1984. - 137 с.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Сорокин, В. Благодарение. - М., 1986. - С.108-125.

Татьяничева, Л. Коротко о себе // Собр. соч.: В 3-х т.- М., 1986. - Т. 3. - С. 387-391.

Федоров, В. Дочь Урала // Татьяничева, Л. Собр. соч.: В 3-х т. - М., 1986. - Т. 1. - С. 5-18.

Гальцева, Л. «Свой край полюбив навсегда» // Каменный пояс: лит. - худож. и обществ. - полит. сб. - Челябинск, 1987. - С. 223-233.

Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена» // Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена». - Челябинск, 1991. - С. 168-174.

Татьяничева Людмила Константиновна // Писатели Челябинской области: биобиблиогр. справ. - Челябинск, 1992. - С. 196-202.

Лазарев, А. Поэтические раздумья // Репортаж из ХХ века: Челябинский рабочий, 1908 - 1998. - Челябинск, Екатеринбург, 1998. - С.113-121.

Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1951-1960 гг. // Вечерний Челябинск. - 1999. - N 208. - С. 5-10.

Смелянский, В. Архив любви / Записала И.Богданова. // Челябинск. - 1999. - N 2. - С. 40.

Судья, С. Судьбой с Уралом связана // Городской дилижанс (Челябинск). - 1999. - N 12. - 18 апр.

Воспоминания современников // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 183-309.

Скворцов, К. Была когда-то война // Деловой Урал (Челябинск). - 2000. - 28 дек.

Скрипов, А. Татьяничева: «Мне солнце приказало!» // Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1901-2000 гг. - Челябинск, 2000. - С. 191-194: фото.

Ховив, Е. Она не была человеком трибуны // Челябинский рабочий, 2000. - 19 дек.

Голубицкая, М. Татьяничева, которую мы не знали // «Всем» (Челябинск), 2001. - 15 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, Каменный пояс. 2001. - С. 844.

Фонотов, М. А счастья не знала... // Фонотов, М. Соловьиный остров. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001. - С. 141-143.

Татьяничева Людмила Константиновна // Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класс. - Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 333-335.

Татьяничева Людмила Константиновна // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс. - Челябинск: Взгляд. 2002. - С. 195-199.

Ягодинцева, Н. Татьяничева Людмила Константиновна // Календарь знаменательных и памятных дат, Челябинская область, 2005. - Челябинск, 2004. - С. 188.

Белозерцев, А. Урал в ее сердце // Белозерцев, А. Священного призвания стихия: о жизни и творчестве поэтов Южного Урала. - Челябинск: Дом печати, 2005. - С. 36-51.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Татьяничева, Л. Верность. - М.: Русская книга, 2005. - С. 3-20.

Струков, И. О счастье я не знала ничего // Челябинский рабочий, 2005. - 20 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинская область: энциклопедия. В 7 т., - Челябинск: Каменный пояс, 2006. - Т. 6. - С. 418.

Фонотов, М. А счастья не знала // Фонотов, М. В поисках Рифея. Вып. 1. - Челябинск: Взгляд, 2008. - С. 141-144.

Родилась 6 (19) декабря 1915 года в Ардатове (ныне Мордовия) в семье сельской учительницы, Агриппины Степановны Татьяничевой и студента-медика. Мать была литературно одарённой женщиной: вела дневник, писала стихи.

В 1919 году умирает отец. Мать с дочерью уехала учительствовать в село Хлыстовка Чамзинского района. В 1926 году осталась сиротой; жила на Урале у родственников отца.

В 1933 году окончила школу-семилетку, пошла работать токарем на вагоностроительный завод. В 1932 году поступила на заочное отделение в Уральский институт цветных металлов и золота.

В 1934 году, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска, где её в 112-м «писательском» бараке приютила семья поэта М. М. Люгарина. Впоследствии об этом периоде своей жизни поэтесса напишет:

Работала в газетах «На рельсах гиганта», «Магнитогорский рабочий» и была участницей литературного объединения «Буксир». В том же году в журнале «Штурм» появились первые стихи Татьяничевой. Познакомилась со своим будущим мужем - тогдашним заведующим промышленным отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Николаем Смелянским

В 1934-1944 годах работала сотрудником редакции газеты «Магнитогорский рабочий»

В 1941 году заочно окончила Литературный институт имени А. М. Горького, вступила в ВКП(б).

Директор Челябинского областного издательства (1944-1946).

В 1943-1953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации.

В 1944 года в Челябинском книжном издательстве вышла первая книга стихов, «Верность». В 1945 году в том же издательстве вышла вторая книга, «Стихи». Вступила в СП СССР.

В 1956-1958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу.

В 1965 году переехала в Москву.

В 1965-1975 годах работала секретарём правления СП РСФСР. Член правления СП СССР с 1967 года.

Литературная деятельность

Книги

  1. 1944 - Верность (стихи). - Челябинск, Челябгиз.
  2. 1945 - Стихи. - Челябинск, Челябгиз.
  3. 1946 - Лирика. - ОГИЗ Москва.
  4. 1948 - Отчий дом (стихи). - Челябинск, Челябгиз, 79 с.
  5. 1950 - Родной Урал. - Москва, «Советский писатель», 114 с.
  6. 1958 - Синегорье. - Свердловск.
  7. 1960 - Малахит. - Москва.
  8. 1961 - Бор звенит (стихи). - Москва, «Правда», 29 c.
  9. 1961 - Самое заветное.
  10. 1963 - Время тёплых дождей.
  11. 1963 - День погожий.
  12. 1964 - Лирические стихи. - Москва, «Художественная литература», 215 с.
  13. 1965 - Избранная лирика. 1940-1965. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издвтельство, 339 с.
  14. 1968 - Царевны (избранная лирика). - Москва, Воениздат, 141 с.
  15. 1969 - Мой оленёнок (стихи). - Москва, «Советская Россия», 142 с.
  16. 1969 - Стихотворения. - Москва, «Художественная литература», 253 с.
  17. 1970 - Зорянка. - Москва, «Советский писатель», 143 с.
  18. 1971 - Высокий мой берег.
  19. 1971 - Моя любовь, моя забота. - Москва, Профиздат, 127 с.
  20. 1973 - Зорянка. - Москва, «Советская Россия», 142 с.
  21. 1974 - Корабельный бор. - Москва, «Советская Россия», 400 с.
  22. 1974 - Пора медосбора. - Москва, «Современник», 143 с.
  23. 1975 - Междузорье (стихи). - Москва, «Советский писатель», 142 с.
  24. 1975 - Лирика/илл.А.Р. Туманов. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 95 с.
  25. 1976 - Избранные произведения (в 2 томах). - Москва, «Художественная литература», 327 и 350 с.
  26. 1977 - У рассвета сосны розовы (стихи). - Москва, «Молодая гвардия», 160 с.
  27. 1978 - Улица сталевара Грязнова (Магнитогорские встречи). - Москва, «Советская Россия», 96 с.
  28. 1978 - Хвойный мёд (книга избранной лирики). - Москва, «Современник», 366 с.
  29. 1979 - Магнитогорские пальмы (стихи). - Москва, «Советская Россия», 127 с.
  30. 1980 - Десять ступеней (стихи 1970-1979). - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 190 с.
  31. 1981 - Ветвь молнии (стихи). - Баку, «Гянджлик», 26 с.
  32. 1981 - Корабельный бор (стихи, пер. с рус.). - Киев, «Радянський письменник», 135 с. Перевод на украинский язык.
  33. 1981 - Стихи о любви. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 156 с.
  34. 1982 - Материнская гордость. - Москва, «Правда», 32 с.
  35. 1982 - Мне бы только успеть. - Москва, Воениздат, 239 с.
  36. 1983 - Про Олю (стихи, для дошкольного возраста). - Москва, «Малыш», 18 с.
  37. 1985 - Зелёное лукошко (стихи, для младшего школьного возраста). - Москва, «Детская литература», 47 с.
  38. 1985-1986 - Собрание сочинений (в 3 томах). - Москва, «Художественная литература». Составление и подготовка текста Н. Смелянского.
  39. 1989 - Область Личного Счастья. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 295 с.
  40. 1997 - Я другой не искала судьбы (избранные стихи). - Оренбург, Печатный дом «Димур», 267 c. Составители: Э. Смелянская, Ю. Смелянский.
  41. 2002 - Мне бы только успеть (письма и дневники). - Москва, «Русская книга».

Публикации

  1. Стихи. - Поэты литбригады. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1969, с. 86-93.
  2. Стихи. - VI Ручьёвские чтения (сборник материалов межвузовской научной конференции). - Магнитогорск, 2001, т. I, с. 19, 23, 26, 28-29, 32-33.

Награды и звания

  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1971) - за книгу стихов «Зорянка» (1970)
  • орден Октябрьской революции (1975)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1965, 1971)
  • два ордена «Знак Почёта» (1952, 1960)

Мемориал

Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске, Челябинске и Екатеринбурге, где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В 1995 именем поэтессы названа малая планета № 3517.

Если бы к человеческим судьбам, как к поэмам или повестям, принято было давать эпиграфы, то эпиграфом к судьбе моего поколения я взяла бы известные строки Маяковского:

Я думала об этом возле памятника комсомольцам первой пятилетки, установленного недавно в одном из новых скверов правобережного Магнитогорска - вечно юного города моей юности…

Жизнь, в её неудержимо стремительном движении, редко дарит нам такие минуты, когда действительность прошлого, оживая в памяти, сливается с настоящим. События давних лет с новой силой волнуют тебя, и ты понимаешь, что всё лучшее, всё главное в твоей судьбе, как ветвь с могучим стволом, связано с жизнью народной. Да иначе и не могло быть - ведь моё поколение росло и мужало вместе с революцией!

Революции, советскому строю я обязана решительно всем. И прежде всего нелёгкой, но единственно необходимой для меня судьбой поэта…

Родилась я в декабре 1915 года в тихом среднерусском городке Ардатове, что стоит на высоком берегу реки Алатырь.

Отца своего не помню. Он умер, когда мне было три года. Моя мать, Агриппина Степановна Татьяничева, учительствовала. По отзывам людей, знавших её, была она человеком одарённым и необычайно добрым. Людям, попавшим в беду, готова была отдать последнее. Она писала стихи, вела дневник. К сожалению, мне не пришлось прочитать ни одной строки. Стихи её не сохранились…

Последние годы мы жили в мордовском селе Хлыстовка Чамзинского района.

Отчётливо помнится небольшое школьное здание с двумя классными комнатами и боковушкой, в которой мы ютились.

Через тонкую перегородку я слышала спокойный голос матери, терпеливо и методично обучавшей малышей азам русской грамоты.

В те годы вся Россия садилась за ученические парты. По вечерам мама уходила в Народный дом - учить грамоте взрослых. Одной мне оставаться было страшно, и мама брала меня с собой. Эти вечера в полутёмном холодном клубе запомнились на всю жизнь. Взрослые, а нередко и совсем пожилые люди, в лаптях и латаной-перелатаной домотканой одежде, подобно детворе, хором повторяли: «Мы-не-ра-бы».

Острой болью врезался в память день смерти Ленина. Лютый мороз. Скорбные лица. Немая тишина… Мамины тонкие руки обвивают траурной сатиновой лентой портрет улыбающегося Ильича. В глазах у мамы - непролитые слёзы. От этого глаза кажутся ещё темнее и больше.

А два года спустя на мои плечи обрушилось новое большое горе. После неудачной операции в Казани умерла моя мать.

Мне очень хотелось запомнить её могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им тёплый ствол берёзки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу.

Так оборвалось моё детство…

Мне было всего десять лет, когда я впервые самостоятельно отправилась в дальний путь. В старом фанерном баульчике уместился весь небогатый скарб. А путь мой лежал на Урал, в Свердловск, где жили дальние родственники Кожевниковы. Своих детей у них не было, и они решили взять меня на воспитание.

Семья была интеллигентной. Константин Рафаилович Кожевников был человеком незаурядным. Он беззаветно любил свою профессию преподавателя физики. Страстный охотник, с детства влюбленный в Урал, он охотно делился со мной своими знаниями и наблюдениями, учил понимать живую душу природы.

Его жена, Мария Александровна, преподавала русский язык и литературу в различных учебных заведениях Свердловска, всячески поощряя моё увлечение поэзией. Книжные шкафы в моём новом доме ломились под тяжестью книг, и я всё своё время, остававшееся от школьных занятий, отдавала чтению.

После окончания семилетки началась для меня трудовая жизнь: я пошла работать на вагоностроительный завод имени Воеводина ученицей токаря. Здесь впервые ощутила чувство рабочего товарищества и личной причастности к коллективному труду. И ни с чем не сравнимую радость, когда из куска металла формируется точная деталь, сверкающая стальными гранями. Деталь, выточенная твоими собственными руками!

Завод находился в самом центре Свердловска, недалеко от городского пруда. Он составлял частицу истории старого Екатеринбурга. Недавно, приехав в Свердловск, я увидела на месте старых приземистых цехов «Монетки» (монетного двора, преобразованного впоследствии в вагоностроительный завод) пустырь, на котором поднимется зелёный сквер. Наверное, очень красивый сквер. И всё же мне всегда будет недоставать моего первого завода. Говорю «первого» потому, что был и есть ещё один завод - могучий Магнитогорский комбинат, вошедший в мою судьбу заглавной страницей…

Встреча с Магниткой произошла весной 1934 года. Окончив рабфак и два курса института цветных металлов, я поехала на великую стройку у подножья горы Магнитной.

Почему? Потому что не поехать туда не могла! Ведь Магнитка в те годы для молодого сердца значила не меньше, чем Сибирь для молодёжи шестидесятых годов.

Встретил Магнитогорск порывистым степным ветром, величавыми силуэтами первых домен и коксовых батарей, весёлым стрекотом перфораторов, стремительным ритмом жизни. И, конечно, барачным неуютом, бездорожьем, огромными пустырями. И первым букетом из серебристого ковыля- травы одичалых земель.

Зато - всюду молодость. Можно было целыми днями ходить по городу и не встретить ни одного старика. А пожилые люди казались по-спортивному молодыми и задористыми.

Горком комсомола направил меня в редакцию городской газеты «Магнитогорский рабочий». Работала репортёром в отделе хроники, литературным работником в отделе писем, заведовала отделом культуры и быта. И, разумеется, продолжала настойчиво пробовать свои силы в поэзии.

Литературная жизнь Магнитогорска тех лет била ключом. Мы выпускали литературные страницы в городских и многотиражных газетах. Был у нас даже свой ежемесячный журнал «За Магнитострой литературы». Формировалась сильная литературная организация. В неё входили: Борис Ручьёв, Василий Макаров, Александр Авдеенко, Михаил Люгарин, Марк Гроссман, Вячеслав Дробышевский, Николай Смелянский, Анатолий Панфилов и другие.

Магнитка притягивала к себе крупных писателей и журналистов не только из столицы, но и из-за рубежа.

В молодости сил хватает на многое. Оперативная работа в редакции. Общественные поручения. Депутатские обязанности в горсовете. Воспитание сына. Всё это не мешало учиться заочно в Литературном институте имени Горького, писать стихи, много читать, широко общаться с интересными людьми

А потом грянула Великая Отечественная. Последние государственные экзамены в литинституте наш выпуск сдавал уже во время войны, когда над Москвой выли сирены воздушной тревоги, а многие наши товарищи, наскоро попрощавшись, уходили на фронт и в ряды ополчения. Как я завидовала им! Но дома, в Магнитогорске, ждал пятилетний сын. О фронте нечего было и думать.

В июле 1941 года стала членом КПСС. Получая из рук секретаря райкома партийный билет, чувствовала себя воином, принимающим присягу.

Работать приходилось очень много. В дни ночных дежурств сотрудники редакции почти по суткам не уходили домой.

Война - это школа, где не бывает второгодников. Человек либо выдерживает испытание, либо не выдерживает…

Магнитогорцы по праву считали себя непосредственными участниками великой битвы. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, изготовлялся из магнитогорской стали…

Стихи, которые я писала во время войны, были утверждением главной мысли: линия фронта проходит через каждое сердце…

В 1944 году в Челябинске вышел мой первый сборник «Верность». А спустя несколько месяцев решением Челябинского обкома партии была назначена директором областного книжного издательства.

Более десяти лет работала ответственным секретарем отделения Союза писателей. Открытое в 1948 году, оно быстро набирало силы, заявив о себе интересными дарованиями и талантливыми книгами.

Два года была собкором «Литературной газеты» по Уралу. И лишь в 1959 году профессионизировалась как писатель. С этого времени, собственно, и началась самая активная пора в моей творческой работе.

Жизнь справедлива и щедра: унося молодость, она дарует человеку зрелость чувств и мыслей.

Много это или нет, Рассудите сами… Восемнадцать звонких лет. Солнце над лесами. Чёрный дождь прямых вол о с Мамино наследство. Да лохматый добрый пёс, Гревший моё детство… А улыбок - полон рот. Песен - до отказа. У незапертых ворот Тень седого вяза. Возле вяза ходит тот, Для кого я - чудо. Жаль, что он меня зовёт Прозаично «Люда». И всегда глядит мне вслед Дымными глазами… Много это или нет, Рассудите сами! 1933

Коротко о себе

Если бы к человеческим судьбам, как к поэмам или повестям, принято было давать эпиграфы, то эпиграфом к судьбе моего поколения я взяла бы известные строки Маяковского:

Я думала об этом возле памятника комсомольцам первой пятилетки, установленного недавно в одном из новых скверов правобережного Магнитогорска - вечно юного города моей юности…

Жизнь, в её неудержимо стремительном движении, редко дарит нам такие минуты, когда действительность прошлого, оживая в памяти, сливается с настоящим. События давних лет с новой силой волнуют тебя, и ты понимаешь, что всё лучшее, всё главное в твоей судьбе, как ветвь с могучим стволом, связано с жизнью народной. Да иначе и не могло быть - ведь моё поколение росло и мужало вместе с революцией!

Революции, советскому строю я обязана решительно всем. И прежде всего нелёгкой, но единственно необходимой для меня судьбой поэта…

Родилась я в декабре 1915 года в тихом среднерусском городке Ардатове, что стоит на высоком берегу реки Алатырь.

Отца своего не помню. Он умер, когда мне было три года. Моя мать, Агриппина Степановна Татьяничева, учительствовала. По отзывам людей, знавших её, была она человеком одарённым и необычайно добрым. Людям, попавшим в беду, готова была отдать последнее. Она писала стихи, вела дневник. К сожалению, мне не пришлось прочитать ни одной строки. Стихи её не сохранились…

Последние годы мы жили в мордовском селе Хлыстовка Чамзинского района.

Отчётливо помнится небольшое школьное здание с двумя классными комнатами и боковушкой, в которой мы ютились.

Через тонкую перегородку я слышала спокойный голос матери, терпеливо и методично обучавшей малышей азам русской грамоты.

В те годы вся Россия садилась за ученические парты. По вечерам мама уходила в Народный дом - учить грамоте взрослых. Одной мне оставаться было страшно, и мама брала меня с собой. Эти вечера в полутёмном холодном клубе запомнились на всю жизнь. Взрослые, а нередко и совсем пожилые люди, в лаптях и латаной-перелатаной домотканой одежде, подобно детворе, хором повторяли: «Мы-не-ра-бы».

Острой болью врезался в память день смерти Ленина. Лютый мороз. Скорбные лица. Немая тишина… Мамины тонкие руки обвивают траурной сатиновой лентой портрет улыбающегося Ильича. В глазах у мамы - непролитые слёзы. От этого глаза кажутся ещё темнее и больше.

А два года спустя на мои плечи обрушилось новое большое горе. После неудачной операции в Казани умерла моя мать.

Мне очень хотелось запомнить её могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им тёплый ствол берёзки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу.

Так оборвалось моё детство…

Мне было всего десять лет, когда я впервые самостоятельно отправилась в дальний путь. В старом фанерном баульчике уместился весь небогатый скарб. А путь мой лежал на Урал, в Свердловск, где жили дальние родственники Кожевниковы. Своих детей у них не было, и они решили взять меня на воспитание.

Семья была интеллигентной. Константин Рафаилович Кожевников был человеком незаурядным. Он беззаветно любил свою профессию преподавателя физики. Страстный охотник, с детства влюбленный в Урал, он охотно делился со мной своими знаниями и наблюдениями, учил понимать живую душу природы.

Его жена, Мария Александровна, преподавала русский язык и литературу в различных учебных заведениях Свердловска, всячески поощряя моё увлечение поэзией. Книжные шкафы в моём новом доме ломились под тяжестью книг, и я всё своё время, остававшееся от школьных занятий, отдавала чтению.

После окончания семилетки началась для меня трудовая жизнь: я пошла работать на вагоностроительный завод имени Воеводина ученицей токаря. Здесь впервые ощутила чувство рабочего товарищества и личной причастности к коллективному труду. И ни с чем не сравнимую радость, когда из куска металла формируется точная деталь, сверкающая стальными гранями. Деталь, выточенная твоими собственными руками!

Завод находился в самом центре Свердловска, недалеко от городского пруда. Он составлял частицу истории старого Екатеринбурга. Недавно, приехав в Свердловск, я увидела на месте старых приземистых цехов «Монетки» (монетного двора, преобразованного впоследствии в вагоностроительный завод) пустырь, на котором поднимется зелёный сквер. Наверное, очень красивый сквер. И всё же мне всегда будет недоставать моего первого завода. Говорю «первого» потому, что был и есть ещё один завод - могучий Магнитогорский комбинат, вошедший в мою судьбу заглавной страницей…

Встреча с Магниткой произошла весной 1934 года. Окончив рабфак и два курса института цветных металлов, я поехала на великую стройку у подножья горы Магнитной.

Почему? Потому что не поехать туда не могла! Ведь Магнитка в те годы для молодого сердца значила не меньше, чем Сибирь для молодёжи шестидесятых годов.

Встретил Магнитогорск порывистым степным ветром, величавыми силуэтами первых домен и коксовых батарей, весёлым стрекотом перфораторов, стремительным ритмом жизни. И, конечно, барачным неуютом, бездорожьем, огромными пустырями. И первым букетом из серебристого ковыля- травы одичалых земель.

Зато - всюду молодость. Можно было целыми днями ходить по городу и не встретить ни одного старика. А пожилые люди казались по-спортивному молодыми и задористыми.

Горком комсомола направил меня в редакцию городской газеты «Магнитогорский рабочий». Работала репортёром в отделе хроники, литературным работником в отделе писем, заведовала отделом культуры и быта. И, разумеется, продолжала настойчиво пробовать свои силы в поэзии.

Литературная жизнь Магнитогорска тех лет била ключом. Мы выпускали литературные страницы в городских и многотиражных газетах. Был у нас даже свой ежемесячный журнал «За Магнитострой литературы». Формировалась сильная литературная организация. В неё входили: Борис Ручьёв, Василий Макаров, Александр Авдеенко, Михаил Люгарин, Марк Гроссман, Вячеслав Дробышевский, Николай Смелянский, Анатолий Панфилов и другие.

Магнитка притягивала к себе крупных писателей и журналистов не только из столицы, но и из-за рубежа.

В молодости сил хватает на многое. Оперативная работа в редакции. Общественные поручения. Депутатские обязанности в горсовете. Воспитание сына. Всё это не мешало учиться заочно в Литературном институте имени Горького, писать стихи, много читать, широко общаться с интересными людьми…

А потом грянула Великая Отечественная. Последние государственные экзамены в литинституте наш выпуск сдавал уже во время войны, когда над Москвой выли сирены воздушной тревоги, а многие наши товарищи, наскоро попрощавшись, уходили на фронт и в ряды ополчения. Как я завидовала им! Но дома, в Магнитогорске, ждал пятилетний сын. О фронте нечего было и думать.

В июле 1941 года стала членом КПСС. Получая из рук секретаря райкома партийный билет, чувствовала себя воином, принимающим присягу.

Работать приходилось очень много. В дни ночных дежурств сотрудники редакции почти по суткам не уходили домой.

Война - это школа, где не бывает второгодников. Человек либо выдерживает испытание, либо не выдерживает…

Магнитогорцы по праву считали себя непосредственными участниками великой битвы. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, изготовлялся из магнитогорской стали…

Стихи, которые я писала во время войны, были утверждением главной мысли: линия фронта проходит через каждое сердце…

В 1944 году в Челябинске вышел мой первый сборник «Верность». А спустя несколько месяцев решением Челябинского обкома партии была назначена директором областного книжного издательства.

Более десяти лет работала ответственным секретарем отделения Союза писателей. Открытое в 1948 году, оно быстро набирало силы, заявив о себе интересными дарованиями и талантливыми книгами.

Два года была собкором «Литературной газеты» по Уралу. И лишь в 1959 году профессионизировалась как писатель. С этого времени, собственно, и началась самая активная пора в моей творческой работе.

Жизнь справедлива и щедра: унося молодость, она дарует человеку зрелость чувств и мыслей.

Много это или нет, Рассудите сами… Восемнадцать звонких лет. Солнце над лесами. Чёрный дождь прямых вол о с Мамино наследство. Да лохматый добрый пёс, Гревший моё детство… А улыбок - полон рот. Песен - до отказа. У незапертых ворот Тень седого вяза. Возле вяза ходит тот, Для кого я - чудо. Жаль, что он меня зовёт Прозаично «Люда». И всегда глядит мне вслед Дымными глазами… Много это или нет, Рассудите сами! 1933

Людмила Татьяничева
Имя при рождении:

Людмила Константиновна Татьяничева

Псевдонимы:

Л. Фиолетова

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

сборник стихов «Верность»

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Людми́ла Константи́новна Татья́ничева ( - ) - русская советская поэтесса, прозаик, общественный деятель.

Биография

Сотрудничала с композитором Михаилом Чистовым , который написал несколько песен на её стихи: «Ей приснилось, что она Россия» или «Баллада о матери» (исполняла Людмила Зыкина), «Ромашки для влюблённых» (исполняла Валентина Толкунова), «Мне бы только суметь», «Дежурная сестра», «Молчание», «Гудки» (исполнял Александр Розум).

Творчество Татьяничевой, с его патриотическими мотивами, воспеванием рабочего класса и строительства социализма, полностью поставлено на службу социалистическому реализму.

Литературная деятельность

Книги

  1. - Верность (стихи). - Челябинск , Челябгиз. - 10 000 экз.
  2. - Стихи. - Челябинск , Челябгиз., 46 с., 5 000 экз.
  3. 1946 - Лирика. - Свердловск.
  4. - Отчий дом (стихи). - Челябинск , Челябгиз, 80 с., 5 000 экз.
  5. 1949 - День рождения.- Свердловск, 72 с., 3 000 экз.
  6. - Родной Урал. - Москва , «Советский писатель», 114 с., 10 000 экз.
  7. 1952 - Утро в новом городе. - Челябинск, 84 с., 3 000 экз.
  8. 1954 - Вишневый сад. - Свердловск, 64 с., 2 000 экз.
  9. 1955 - Лирика. - Челябинск, 60 с., 2 000 экз.
  10. 1956 - На лугу. - Челябинск
  11. - Синегорье. - Свердловск ., 144 с., 5 000 экз.
  12. 1958 - Стихи. - Челябинск, 128 с., 4 000 экз.
  13. 1959 - Дело мастера боится. - Челябинск
  14. - Малахит. - Москва ., Советский писатель, 168 с., 3 000 экз.
  15. 1960 - Лирические строки.- Челябинск, 120 с., 3 000 экз.
  16. 1960 - Звезда советская. - М., Детгиз
  17. 1960 - Пять веселых молотков. - Свердловск
  18. - Бор звенит (стихи). - Москва , «Правда», 32 c. - 150 000 экз.
  19. - Самое заветное. - Челябинск, 280 с., 10 000 экз.
  20. - Время тёплых дождей. - М., Советский писатель, 108 с., 20 000 экз.
  21. - День погожий. - Челябинск, 112 с., 10 000 экз.
  22. 1963 - Хрустальная горка. - Свердловск
  23. 1963 - Яблоки для всех. - Челябинск
  24. - Лирические стихи. - Москва , «Художественная литература», 215 с., 25 000 экз.
  25. 1964 - Под доброй звездой.
  26. 1964 - Свет человеческой души.
  27. - Избранная лирика. 1940-1965. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 339 с. - 20 000 экз.
  28. 1965 - Веселый улей. - Челябинск
  29. 1966 - Расцвела черемуха.- Челябинск, 110 с., 65 000 экз.
  30. 1966 - Избранная лирика
  31. 1966 - Область личного счастья.
  32. - Когда говорят о России… (Избранное). - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 144 с. - 50 000 экз.
  33. 1967 - Что ты умеешь? - М., Малыш
  34. - Царевны (избранная лирика). - Москва , Воениздат, 141 с., 50 000 экз.
  35. - Мой оленёнок (стихи). - Москва , «Советская Россия», 142 с., 50 000 экз.
  36. - Стихотворения. - Москва , «Художественная литература», 256 с., 25 000 экз.
  37. 1969 - Живая мозаика. - М., Советская Россия, 128 с., 50 000 экз.
  38. - Зорянка. - Москва , «Советский писатель», 143 с. - 50 000 экз.
  39. - Высокий мой берег. - М., Молодая гвардия, 176 с., 50 000 экз.
  40. - Моя любовь, моя забота. - Москва , Профиздат, 127 с., 25 000 экз.
  41. 1972 - Двойная радуга. - М., Детская литература
  42. 1972 - Снегопад - Челябинск, 140 с., 10 000 экз.
  43. 1973 - Звонкое дерево
  44. - Зорянка. - Москва , «Советская Россия», 142 с. - 25 000 экз.
  45. - Корабельный бор. - Москва , «Советская Россия», 400 с., 50 000 экз. (Поэтическая Россия).
  46. - Пора медосбора. - Москва , «Современник», 143 с. , 25 000 экз. О книге: Крамова Виктория . О России моей: Новинки «Современника» // Огонёк. - 1974. - № 34(2459). - 17 августа. - С. 16.
  47. - Междузорье (стихи). - Москва , «Советский писатель», 142 с., 100 000 экз.
  48. - Лирика. Иллюстрации А. Р. Туманова. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 95 с., 3 000 экз.
  49. - Избранные произведения (в 2 томах). - Москва , «Художественная литература», 327 и 350 с.- 75 000 экз.
  50. 1976 - Следы костров. - М., Правда
  51. - У рассвета сосны розовы (стихи). - Москва , «Молодая гвардия», 160 с., 75 000 экз.
  52. - Улица сталевара Грязнова (Магнитогорские встречи). - Москва , «Советская Россия», 96 с.
  53. - Хвойный мёд (книга избранной лирики). - Москва , «Современник», 366 с., 25 000 экз.
  54. - Магнитогорские пальмы (стихи). - Москва , «Советская Россия», 127 с., 25 000 экз.
  55. 1979 - Калитка в лес осенний. - М., Советский писатель
  56. - Десять ступеней (стихи 1970-1979). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 190 с. - 20 000 экз.
  57. - Ветвь молнии (стихи). - Баку , «Гянджлик», 26 с.
  58. - Корабельный бор (стихи, пер. с рус.). - Киев , «Радянський письменник», 135 с. Перевод на украинский язык .
  59. - Стихи о любви. - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 156 с., 25 000 экз.
  60. - Материнская гордость. - Москва , «Правда», 32 с., 100 000 экз.
  61. - Мне бы только успеть. - Москва , Воениздат, 239 с., 50 000 экз.
  62. - Про Олю (стихи, для дошкольного возраста). - Москва , «Малыш», 18 с., 200 000 экз.
  63. - Зелёное лукошко (стихи, для младшего школьного возраста). - Москва, «Детская литература», 47 с., 100 000 экз
  64. - - Собрание сочинений (в 3 томах). - Москва , «Художественная литература». Составление и подготовка текста Н. Смелянского. 50 000 экз.
  65. - Область личного счастья. - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 295 с., 25 000 экз.
  66. - Я другой не искала судьбы (избранные стихи). - Оренбург , Печатный дом «Димур», 267 c., 2 000 экз. Составители: Э. Смелянская, Ю. Смелянский.
  67. - Мне бы только успеть (письма и дневники). - Москва , «Русская книга».

Публикации

  1. Стихи. - Поэты литбригады. - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, , с. 86-93.
  2. Стихи. - VI Ручьёвские чтения (сборник материалов межвузовской научной конференции). - Магнитогорск , , т. I, с. 19, 23, 26, 28-29, 32-33.

Награды и звания

Мемориал

Именем Татьяничевой названы улицы в Челябинске и в Магнитогорске (посёлок Западный), а также челябинская библиотека № 26. На домах в Магнитогорске , Челябинске и Екатеринбурге , где жила поэтесса, установлены мемориальные таблички в её честь. Учреждена литературная премия имени Л. К. Татьяничевой. В именем поэтессы названа малая планета № 3517.

Напишите отзыв о статье "Татьяничева, Людмила Константиновна"

Примечания

Литература

  1. Жислина С . Поэзия высокого накала. - Челябинск , .
  2. Кондратковская Н. Поэзия верности (к 50-летию Л. Татьяничевой). - «Магнитогорский рабочий », 19 декабря .
  3. Магнитогорск (краткая энциклопедия). - Магнитогорск , Магнитогорский дом печати, , с. 501-502.
  4. Она не была человеком трибуны (вспоминая Людмилу Татьяничеву). - «Челябинский рабочий», 19 декабря . -
  5. Писатели Южного Урала. - Челябинск , .
  6. Поэты Урала. - Свердловск , .
  7. Русская советская поэзия Урала. - Свердловск , .
  8. Струков И. «О счастье я не знала ничего». - «Челябинский рабочий», 20 декабря . -
  9. Урал литературный (краткий биобиблиографический словарь). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, , с. 265.
  10. Фёдоров В. Дочь Урала. - «Наш современник» (Москва), , № 10.
  11. Ханбеков Л. Судьба - это мы (очерк творчества поэтессы Л. Татьяничевой). - Челябинск , .
  12. Шмакова Т. Новая книга поэта. - «Уральская новь» (Челябинск), май .
  13. Ягодинцева Н. Третий путь (судьба и творчество Людмилы Татьяничевой). - «Урал» (Екатеринбург), , № 12. -
  14. Сорокин Валентин . В кн. : Портреты писателей, очерки, литературная критика. / Вст. ст. Е. Осетрова. М., 1986.

Ссылки

  • http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalendar2005/tatyinic.htm

Отрывок, характеризующий Татьяничева, Людмила Константиновна

Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...
Конечно же, это были наивные детские мечты... Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло... Много зла...
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?
– Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе...
Я стояла глубоко задумавшись, и не обратила внимания, что реальность меня окружавшая, уже давно изменилась, и вместо странного, прозрачного города, мы теперь «плыли» по плотной фиолетовой «воде» на каком-то необычном, плоском и прозрачном приспособлении, у которого не было ни ручек, ни вёсел – вообще ничего, как если бы мы стояли на большом, тонком, движущемся прозрачном стекле. Хотя никакого движения или качки совершенно не чувствовалось. Оно скользило по поверхности на удивление плавно и спокойно, заставляя забыть, что двигалось вообще...
– Что это?.. Куда мы плывём? – удивлённо спросила я.
– Забрать твою маленькую подружку, – спокойно ответила Вэя.
– Но – как?!. Она ведь не сможет?..
– Сможет. У неё такой же кристалл, как у тебя, – был ответ. – Мы её встретим у «моста», – и ничего более не объяснив, она вскоре остановила нашу странную «лодку».
Теперь мы уже находились у подножья какой-то блестящей «отполированной» чёрной, как ночь, стены, которая резко отличалась от всего светлого и сверкающего вокруг, и казалась искусственно созданной и чужеродной. Неожиданно стена «расступилась», как будто в том месте состояла из плотного тумана, и в золотистом «коконе» появилась... Стелла. Свеженькая и здоровенькая, будто только что вышла на приятную прогулку... И, конечно же – дико довольная происходящим... Увидев меня, её милая мордашка счастливо засияла и по-привычке она сразу же затараторила:
– А ты тоже здесь?!... Ой, как хорошо!!! А я так волновалась!.. Так волновалась!.. Я думала, с тобой обязательно что-то случилось. А как же ты сюда попала?.. – ошарашено уставилась на меня малышка.
– Думаю так же, как и ты, – улыбнулась я.
– А я, как увидела, что тебя унесло, сразу попробовала тебя догнать! Но я пробовала, пробовала и ничего не получалось... пока вот не пришла она. – Стелла показала ручкой на Вэю. – Я тебе очень за это благодарна, девочка Вэя! – по своей забавной привычке обращаться сразу к двоим, мило поблагодарила она.
– Этой «девочке» два миллиона лет... – прошептала своей подружке на ушко я.
Стеллины глаза округлились от неожиданности, а сама она так и осталась стоять в тихом столбняке, медленно переваривая ошеломляющую новость...
– Ка-а-ак – два миллиона?.. А что же она такая маленькая?.. – выдохнула обалдевшая Стелла.
– Да вот она говорит, что у них долго живут... Может и твоя сущность оттуда же? – пошутила я. Но Стелле моя шутка, видимо, совсем не понравилась, потому, что она тут же возмутилась:
– Как же ты можешь?!.. Я ведь такая же, как ты! Я же совсем не «фиолетовая»!..
Мне стало смешно, и чуточку совестно – малышка была настоящим патриотом...
Как только Стелла здесь появилась, я сразу же почувствовала себя счастливой и сильной. Видимо наши общие, иногда опасные, «этажные прогулки» положительно сказывались на моём настроении, и это сразу же ставило всё на свои места.
Стелла в восторге озиралась по сторонам, и было видно, что ей не терпится завалить нашего «гида» тысячей вопросов. Но малышка геройски сдерживалась, стараясь казаться более серьёзной и взрослой, чем она на самом деле была...
– Скажи пожалуйста, девочка Вэя, а куда нам можно пойти? – очень вежливо спросила Стелла. По всей видимости, она так и не смогла «уложить» в своей головке мысль о том, что Вэя может быть такой «старой»...
– Куда желаете, раз уж вы здесь, – спокойно ответила «звёздная» девочка.
Мы огляделись вокруг – нас тянуло во все стороны сразу!.. Было невероятно интересно и хотелось посмотреть всё, но мы прекрасно понимали, что не можем находиться здесь вечно. Поэтому, видя, как Стелла ёрзает на месте от нетерпения, я предложила ей выбирать, куда бы нам пойти.
– Ой, пожалуйста, а можно нам посмотреть, какая у вас здесь «живность»? – неожиданно для меня, спросила Стелла.
Конечно же, я бы хотела посмотреть что-то другое, но деваться было некуда – сама предложила ей выбирать...
Мы очутились в подобии очень яркого, бушующего красками леса. Это было совершенно потрясающе!.. Но я вдруг почему-то подумала, что долго я в таком лесу оставаться не пожелала бы... Он был, опять же, слишком красивым и ярким, немного давящим, совсем не таким, как наш успокаивающий и свежий, зелёный и светлый земной лес.
Наверное, это правда, что каждый должен находиться там, чему он по-настоящему принадлежит. И я тут же подумала о нашей милой «звёздной» малышке... Как же ей должно было не хватать своего дома и своей родной и знакомой среды!.. Только теперь я смогла хотя бы чуточку понять, как одиноко ей должно было быть на нашей несовершенной и временами опасной Земле...