Кто такой бог шива. Шива индуистская мифология. Легенда о рождении бога Шивы

ШИВА

(первонач. Значение - благоприятный) - имя одного из важнейших богов индуизма, давшее название шиваитской ветви этой религии (см. ШИВАИЗМ). Ш. входит в состав верховной триады индуистских богов {Брахма, Вишну и Ш.) как исполнитель разрушительной функции. Историч. образ Ш. частично совпадает с образом Рудры; возможно, инкорпорирован в общий индуистский пантеон из дравидского источника. Собственно шиваиты считают Ш. не только разрушителем, но и творцом мира, воплощением всех функций тримурти. Ш. - бог-отшельник, аскет; в его природе подчеркиваются суровый, грозный, устрашающий, карающий аспекты; характеру его присущи экспансивность и гневливость, что, в части., проявляется, согласно мифам, в его отношениях с божеств, родственниками: так, он отрубил в припадке гнева и раздражения головы своему тестю Дакше и сыну Ганеше (но позже вернул их к жизни), а также одну из голов Брахмы. Иногда Шиву представляют повелителем духов и демонов, любителем кладбищ, бездомным скитальцем, сумасшедшим. В наборе присущих ему атрибутов сочетаются череп (капала), он же чаша для подаяний, и трезубец (тришула). Его вахана - белый бык Нанди. Однако Ш. выступает и как великий любовник, любящий супруг, отец семейства, к-рое включает кроме него его жену Парвати и двух сыновей - Ганешу и Сканду. Специфич. место обитания Ш. (также и вместе с семьей) - мифич. гора Кайласа. В иконографической традиции важнейшими чертами Ш. являются третий глаз во лбу, способный исторгать испепеляющий огонь (см. АНАНГА), высокая прическа, украшенная полумесяцем и ниспадающей струей воды (символизирует Гангу, принятую Ш. на свою голову при ее исходе с небес на землю), кобры в волосах, на шее и груди, иногда ожерелье из черепов, белый цвет покрытого пеплом тела и синий - шеи (см. НИЛАКАНТХА). Нередко он одет в набедренную повязку из звериной шкуры, на плечах - накидка из шкуры тигра, антилопы или слона, восседает на шкуре тигра или леопарда, в одной из рук (их у него изображается в разных иконографических вариантах от двух до десяти) Ш. держит антилопу (что символизирует его функцию пашупати). Среди др. атрибутов - лук, барабанчик в форме песочных часов, веревка. Ш. именуется не одним десятком эпитетов, связанных с его внешним обликом: Триамбака - Трехглазый, Джата-дхара - Нечесаный, Капала-малин (или Капалин) - Носящий гирлянду из черепов, Нилакантха - Синегорлый; с чертами его характера и природы: Агхора - Ужасный, Хара - Ловец, Бхагават - Божественный, Кала - Время, Махадэва - Великий Бог и т. д.; с его функциями или деяниями: Вишванатха - Повелитель мира, Лингараджа - Царь лингама, Тьягараджа - Царь тьяги, Трипурантака - Разрушитель трех градов асуров и т. д. Ш. почитается и в виде фаллич. символа - лингама. Самый значит, праздник, посвященный Ш. (шиваратра, или шиваратри), отмечается в месяце магхе (янв. - февр.) С Ш. символически связаны деревья бэль, или бильва (Aegle marmelos), и кадамба (Nauclea cadamba; Eugenia racemosa).
H. Краснодембская


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ШИВА" в других словарях:

    - (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

    Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

    В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

    - (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

    єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

    Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

    - (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

    шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к изменчивым явлениям жизни. Шива является страшным врагом демонов, и подвижником-аскетом, постоянно предающимся созерцанию.

Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, — глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы - три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать - землей, женщиной и золотом.

Шива первый йог-отшельник, познавший всю мудрость самоотречения. В своем высоком горном пристанище одиноко сидел он, погруженный в самоуглубление, спокойно прикрыв свои всепроникающие глаза и надолго сковав себя полной неподвижностью.

У Шивы и его супруги были два сына - бог мудрости и победитель демона Тараки Сканда.

Символы Шивы

Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара (священный барабан), который прикреплён

к трезубцу, символизирует слог ом, из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его внутри своего горла, который до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.

Грозные воплощения супруги Шивы в образах богинь или также прославились своими победами над демонами. Почитатели Шивы считают его не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем. В начале нового периода жизни Вселенной Шива своим танцем пробуждает ее, а в конце уничтожает танцем разрушения. Считается также, что каждый вечер Шива исполняет свой танец на священной горе Кайласе. Его зрителями являются боги, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, остальные же поют божественные песни.

Место пребывания на Земле

Обычное местопребывание Шивы – вершина горы Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива - воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

Мифы о Шиве

Миф об уничтожении Шивой Трипуры

Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры, трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой - в воздухе, а третий - на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости.

Миф «Шива и Парвати»

Легенда гласит, что однажды Шива и его жена Сати возвращались из ашрама Риши Агастьи после слушания Рама Катхи (истории о Раме). На их пути через лес Шива увидел, что Господь Рама ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, Королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении Господу Раме. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Сати, однако, не была удовлетворена ответом, и Господь попросил, чтобы она пошла и удостоверилась в этой правде для себя.

Используя свою власть менять формы, Сати приняла форму Ситы и появилась перед Рамой. Господь Рама немедленно признал истинную личность Богини и спросил, «Дэви, почему Вы являетесь одна, где Шива?» Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но Сита напоминала мать Господу Шиве и так как Сати приняла форму Ситы, это изменило ее статус. С того времени Шивы больше не воспринимал ее как жену. Сати была опечалена изменением отношения Бога Шивы, но она оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы.

Позже отец Сати Дакша организовал яджну, но не пригласил Сати и Шиву, поскольку у него были разногласия с Шивой на суде Брахмы. Но Сати хотела посетить Яджну, и пошла, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению Дакша проигнорировал ее присутствие и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати чувствовала себя оскорбленной и была поражена глубоким горем. Она бросилась в огонь яджны и пожертвовала собой.

Господь Шива очень разгневался, когда услышал новость о жертвоприношении Сати. Неся тело Сати, Шива стал выполнять Рудра Тандаву или танец разрушения и уничтожил королевство Дакши. Все были испуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну при помощи свое сударшана-чакры разъединил тело Сати на 51 часть и бросил их на землю. Сказано, что везде, где упали части тела Шакти, там появились Шакти Питхи, включая Камарупу Камакхью в Ассаме и Виндхьявасани в Уттар Прадеше.

Господь Шива, будучи теперь одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи. Сати возродилась как Парвати в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу, чтобы прервать медитацию Шивы и заполучить его внимание. Сказано, что Парвати, зная, что прервать медитацию Шивы очень трудно, обратилась за помощью к Камадеве — Богу Любви и Страсти. Камадева попросил Парвати станцевать перед Шивой. Когда Парвати танцевала, Камадева выстрелил свою стрелу страсти в Шиву и нарушил его аскезу. Шива пришел в бешенство и открыл свой третий глаз, который сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву.

Позже Парвати предприняла серьезную аскезу, чтобы заполучить Шиву. Через ее преданность и убеждение, Парвати, также известная как Ума, наконец, стала в состоянии склонить Шиву к супружеству и к жизни, далекой от аскетизма. Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день союза Бога Шивы и Парвати празднуется как Махашиваратри каждый год.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Шивы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .

Бог Шива является одним из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов, в которой он выполняет роль Разрушителя. В священных рукописях можно встретить и другие имена Шивы — Махадева, Махешвар и Парамешвара. Бог Шива контролирует серию рождений и смертей в мире. Шива представляет собой аспект высшего существа, который разрушает для того, чтобы дать начало новому жизненному циклу Вселенной.
В то же время Шива — Бог милосердия и сострадания. Он защищает преданных ему от злых сил, таких как похоть, алчность и гнев. Он дарует блага, благодать и пробуждает мудрость. Во всех священных писаниях, таких как Веды, Пураны, Упанишады, Шрути и Смарти и других, говорится, что тот, кто поклоняется Господу Шиве, может достичь Верховного Блаженства.
Атрибуты Шивы
Основные символы, которые используются при изображении Бога Шивы:


  • Обнаженное тело, покрытое пеплом. Шива — это источник всей Вселенной, которая исходит от него, но он выходит за пределы физического мира и не испытывает страданий.

  • Спутанные волосы. Олицетворяют идеал йоги как единение физической, ментальной и духовной энергий.

  • Ганга. Символически представлена как женщина, изо рта которой проистекает струя воды, падающая на землю. Это означает, что Шива разрушает все грехи, устраняет невежество, дарует знание, чистоту и покой.

  • Растущая луна. Одно из украшений.

  • Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь.

  • Полуоткрытые глаза. Когда Шива открывает глаза — начинается новый виток сотворения, а когда закрывает, то вселенная разрушается, но только для того, чтобы возродиться вновь. Полуоткрытые глаза символизируют то, что сотворение — это циклический процесс, не имеющий начала и конца.

  • Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее.

  • Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной.

  • Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях.

  • Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, сиvволизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна).

  • Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная.

  • Бык Нанди. Средство передвижения Шивы.

  • Тигриная шкура. Скрытая энергия.

  • Обожженная земля. Шива, сидящий на обожженной земле, символизирует то, что он контролирует смерть в физическом мире.

"Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность - Шиве поклон!"

Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим полумесяц на голове, обвитым змеями как браслетами (на шее и плечах). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает также на тигровой или слоновьей шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

"......У Него в горле содержится смертельный яд, Халахала, способный мгновенно уничтожить все живое. На Его голове - священная река Ганга, воды которой могут исцелять все болезни везде и всюду. На Его лбу - огненный глаз. На Его голове - прохладная и утешающая Луна. На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые живут в животворном воздухе. .... Шива означает "милосердие", "благость" (мангалам).... Сам Образ Шивы являет пример великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд халахалу и носит на голове благословенную Луну...."

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.

Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я - Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".
У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов - символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.

В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.

В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.

Танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной.

Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.

Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.

Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.

Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.

Шива

​Шива - (санскр. Siva - «благой, добрый, благосклонный»).
Слово Шива имеет несколько значений:

~ Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
~ Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
~ Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
~ Шивой называют Силу, разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
~ Шива - это космический мужской принцип.
~ Шива - это высшее сознание человека.
~ Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
~ Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
~ Слово Шива используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

​Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогунапрадхана-майю — Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайласе. Он — Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) — Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространсво (Дигамбара).

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр — похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность — змеи живут множество лет. Он — Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" — это биджакшара Господа Шивы.

Он — Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы — опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я — Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

​Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш. Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару. В последствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи…
Шива традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

«Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу…
Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги».

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)».Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.

Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.

ЗНАЧЕНИЕ БХАСМЫ, НАНДИ И ПРОЧИХ АТРИБУТОВ

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм),карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен

уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга(общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

ЗНАЧЕНИЕ АБХИШЕКИ

Слава и поклонение исполненному блаженства Господу Шиве, возлюбленному Умы и Парвати, Повелителю всех существ (Пашупати)!

«Аланкара-npuйo Вишнур абхишека-прийах Шивах» —«Господь Вишну наслаждается аланкарой (красивой одеждой, изысканными украшениями и т.д.), Господь же Шива — абхишекой». В храмах Шивы над Шивалингамом подвешивается сосуд, медный или латунный, с отверстием в центре, и денно и нощно вода изливается на Лингам. Возлияние на Лингам воды, молока, гхи, простокваши, меда, кокосового молока, паньчамриты и прочих жидкостей именуется абхишекой. Абхишека совершаетсядля Господа Шивы. В это время поется ведический гимн «Рудри» («Шатарудрия»). Абхишека склоняет Господа к милости.

Господь Шива выпил яд, появившийся из океана, и с тех пор носит Гангу и полумесяц на Своей голове, чтобы охладить ее. Его третий глаз пылает гневом. Постоянная абхишекаохлаждает этот гнев.

Наивеличайшая, наивысочайшая абхишека есть возлияние вод чистой любви на Атмалингу лотоса, находящегося в сердце. Внешняя абхишека, совершаемая с помощью различных предметов, способствует росту восхищения и привязанности к Господу Шиве и постепенно приводит к внутренней абхишеке, когда любовь изливается чистым и обильным потоком.

Абхишека является главной частью Шива-пуджи. Без нее поклонение Шиве нельзя считать полноценным. Во время абхишеки в определенном ритме и последовательности поются «Рудри», «Пуруша-сукта», «Чамака», читается Махамритъюньджая-мантра, выполняется джапа и т.д. Понедельник считается важным днем для поклонения Господу Шиве, а тринадцатый лунный день (прадоша) — особенно священным. В эти дни преданные Шивы совершают особенную пуджу и абхишеку с «Экадаша-Рудри», арчаной, праздничным возжиганием множества светильников, предлагая обильный прасад.

Во время абхишеки с «Экадаша-Рудри» с каждым новым воспеванием «Рудри» совершается новое возлияние. Для этого употребляются вода Ганги, молоко, гхи, мед, розовая вода, кокосовое молоко, сандаловая паста, паньчамрита, благовонное масло, сок сахарного тростника и лимонный сок. После каждой абхишеки на голову Шивы возливается чистая вода. Вода или любые другие возлияния, употребленные во время абхишеки, считаются священными и наделяют бесчисленными благами преданных, которые употребляют их как прасад Господа. Он очищает сердце и уничтожает бесчисленные грехи. Его следует принимать с сильной бхавой и верой.

Когда вы совершаете абхишеку с бхавой и преданностью, ваш ум сосредоточен. Образ Господа и божественные помыслы наполняют ваше сердце. Вы забываете о вашем теле, обо всем, что связано с ним и окружает его. Эгоизм постепенно исчезает. Забывая обо всем, вы постепенно узнаете ощущение вечного блаженства Господа Шивы и радуетесь этому. Повторение «Рудри» или «Ом намах Шивайя» очищает ум и наполняет его саттвой.

Если вы совершаете абхишеку с одновременным воспеванием «Рудри» для человека, страдающего какой-либо болезнью, он скоро исцелится. Абхишека исцеляет неизлечимые болезни. Совершение абхишеки приносит здоровье, богатство, процветание, потомство и пр. Наиболее благостна абхишека, совершаемая в понедельник.

Предлагая Господу паньчамриту, мед, молоко и другие возлияния, вы все меньше помышляете о своем теле. Постепенно ослабевает себялюбие. Безграничная радость охватывает вас. Вы начинаете копить сокровище ваше в Господе. Отсюда возникают самопожертвование и самоотдача. «Я принадлежу Тебе, Господи. Все принадлежит Тебе, Господи» — эти слова естественно исходят из глубины вашего сердца.

В Южной Индии охотник Каннаппа Наянар, великий преданный Господа Шивы, совершил абхишеку, возливая воду изо рта на Лингам в храме в Калахасти, и Господь Шива был весьма удовлетворен. Господа Шиву всегда радует чистая преданность. Важна не пышная видимость, а бхавав вашем сознании. «Вода изо рта Каннаппы, преданного, возлюбленного Мной, чище, чем воды Ганга», —так сказал тогда Господь Шива жрецу этого храма.

Преданный должен регулярно совершать абхишеку Господу. Он должен наизусть знать «Рудри» и «Чамакам».Наиболее сильна и действенна «Экадаша-Рудри». В Северной Индии все мужчины и женщины обильно возливают воду на образ Шивы. Это дает благие результаты и способствует исполнению желаний. Весьма эффективно совершение абхишеки во время Шиваратри.

Произносите «Рудри», где описывается слава Господа Шивы и Его проявления во всех живых существах, во всем одушевленном и неодушевленном! Совершайте абхишекуежедневно и так достигните милости Господа Шивы! Господь Вишванатха да благословит всех вас!

Гуру Ар Сантэм «ЙОГА КАК СПОСОБ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

«Третьим лицом Тримурти является Шива — Разрушитель Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.
Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение. Шива единственное божество (кроме Тары и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута). Если Шива изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.
Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества…

Тюляев С. «ИСКУССТВО ИНДИИ»

Задумайтесь над смыслом формы, которую принимает Шива для того, чтобы люди поклонялись Ему. В Его горле скрыта смертельная угроза - яд халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове - священная река Ганга, чьи воды могут исцелить все болезни во всех мирах. На лбу у Него - огненный глаз. На голове - полумесяц, несущий живительную прохладу. Его запястья, щиколотки, плечи и шею обвивают смертоносные кобры, питающиеся живительной силой воздуха. Шива пребывает на кладбищенской земле и на гатах, где горят погребальные костры. Это Его обитель, Рудрабхута - Земля Шивы, или Рудры. Это место - не обиталище ужаса, это благостное место, ибо всем предстоит окончить здесь свой путь - на склоне этой жизни или других жизней. Шива учит вас, что смерти нельзя избежать и бесполезно убегать от неё в страхе. Её нужно встретить радостно и храбро.

Сказано также, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче, всё это - пути к Нему. Шива известен как Мритьюнджая - Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желание рождает действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Ишвара также символически выражен в форме линги. Слово линга происходит от санскритского корня «ли», означающего «лийятхе - сливается». Это форма, в которую вливаются все формы. Шива - Бог, который наделяет живых существ самым желанным и значительным даром во Вселенной. Это тот конец, та смерть, к которой человек должен стремиться, конец, которым Шива может его удостоить. Прежде всего ощутите Бога в себе; после этого, если вы свяжете себя с материальным миром, вам никто и ничто не сможет нанести вреда, поскольку вы будете воспринимать объективный мир как тело Бога. Но если, не ощутив в себе Бога, вы окунётесь в материальный мир, он и станет для вас богом. Стремитесь прийти к Богу! Свои духовные усилия вы можете направить по двум путям. Следуйте указаниям Бога, и Он будет рад поднять и возвысить вас. Или же вступите на путь исканий, откройте, где Он обитает - и постигните Его там. Вы можете следовать тем или иным путём. Но достичь Его - неизбежная задача человека.

Шива означает милосердие, благость, мангалам (счастливая добрая судьба). Он весь - милость, добро, счастье. Вот почему эпитет Шри, указывающий на все эти качества, не прибавляется к именам Шива, Шанкара, Ишвара и т.д. Он сопутствует именам аватаров, так как аватары воплощаются в бренном теле ради осуществления особой миссии. Этим эпитетом они должны отличаться от других людей. Шива - вечно милостивый, вечно дарящий блага и счастье, поэтому эпитет Шри является излишним. Его почитают как Учителя учителей, Дакшинамурти. Облик Шивы сам по себе есть великий урок всетерпения и самообладания.

Яд халахалу Он надёжно прячет в Своём горле; благотворную Луну, которую все встречают с радостью, Он носит на голове. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других. Если человек пользуется своими способностями только ради собственных целей, а с помощью дурных качеств унижает и запугивает людей, значит он стоит на пути к гибели.

Говорите правду

Однажды богиня Парвати спросила Шиву: “Господин! Я слышала, что есть святыня под названием Каши, где поклоняются Тебе, и что те, кто после омовения в Ганге совершает священный обряд, посвящённый Шиве,Шивапуджу, заслужат право отправиться на Кайласу и остаться там навеки. Правда ли это?” Господь Шива ответил: “Все не могут заслужить это право. Одного лишь паломничества в Каши и ритуала перед Моим образом недостаточно. Впрочем, чтобы тебе всё стало ясно, мы можем сейчас же отправиться в Каши под видом пожилой четы. Тебе придётся поучаствовать в спектакле”.

Господь Шива и Парвати появились перед входом в храм Шивы, Парвати - как безобразная на вид 80-летняя старуха, а Шива - как немощный, убогий 90-летний старик. Шива положил голову на колени Парвати и принялся стонать, изображая мучительные страдания. Старуха горько плакала. Она слёзно умоляла каждого паломника, проходившего мимо: “О, почитатели Шивы! Помогите моему бедному мужу! Он умирает от смертельной жажды! Не зачерпнете ли вы для него немного воды? Я не могу оставить его одного и пойти на реку за водой”. Паломники шли с гхат (спусков к реке) после церемонии омовения в Ганге. С их одежды стекала вода, и они несли воду в маленьких, блестящих медных сосудах. Все они видели старую женщину и слышали её причитания. Некоторые говорили: “Подожди, мы поможем твоему мужу после того, как предложим священную воду Господу Вишванатху”.

Другие бросали с досадой: “Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!” Некоторые сетовали: “Попрошаек нельзя пускать к храму”.

Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает её муж. Он подошёл к ним и сказал: “Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?” Старуха ответила: “Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрёт, если кто-нибудь вольёт немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины”. В воре проснулось сострадание. Он принёс немного воды в сухой тыкве. Но прежде, чем принять её, женщина сказала: “Сынок, мой муж может умереть в любой момент и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду”.

*** Вишвешвара, Вишванатх - Господь Вселенной, Владыка всего (имена Шивы).
Кайласа - священная гора в Гималаях, легендарная обитель богов.
Каши (Бенарес, Варанаси) - древний священный город на севере Индии, на берегу Ганги, где находится знаменитый храм Вишванатха; там поклоняются Шиве в образе лингама.
Парвати - “горная”; одно из имён Деви, супруги Шивы.
Пуджа - богослужение, молитва, обряд поклонения.
Шива - “благой”, “милостивый”; один из трёх главных богов индуистской триады, воплощение космических сил разрушения. Часто почитается как Высшее Божество, Бог-Владыка - Ишвара.

108 Мантр Господа Шивы

1.ОМ ШИВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Благому!

2.ОМ МАХЕШВАРАЙА НАМАХА

3.ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чья Сущность — Благо!

4.ОМ ПИНАКИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему лук Пинака!

5.ОМ ШАШИШЕКХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Увенчанному Луной!

6.ОМ ВАМАДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Прекрасному Богу!

7.ОМ ВИРУПАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Необычноглазому!

8.ОМ КАПАРДИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Спутанноволосому!

9.ОМ НИЛАЛОХИТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тёмно — красному!

10.ОМ ШАНКАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Творящему благо!

11.ОМ ШУЛАПАНАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому трезубцем!

12.ОМ КХАТВАНГИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому дубинкой!

13.ОМ ВИШНУВАЛЛАБХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Господа Вишну!

14.ОМ ШИПИВИШТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Пронизанному лучами!

15.ОМ АМБИКАНАТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю Амбики!

16.ОМ ШРИКАНТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Обладателю прекрасной шеи!

17.ОМ БХАКТАВАТСАЛАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Своих преданных!

18.ОМ БХАВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Сущему!

19.ОМ ШАРВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Губящему!

20.ОМ ТРИЛОКЕШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке трёх миров!

21.ОМ ШИТИКАНТХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Синешеему!

22.ОМ ШИВАПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Возлюбленному Благой Богини!

23.ОМ УГРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Грозному!

24.ОМ КАПАЛИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Обладателю чаши из черепа!

25.ОМ КАМАРАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Врагу вожделения!

26.ОМ АНДХАКАСУРАСУДАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Убийце демона Андхаки!

27.ОМ ГАНГАДХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему Гангу!

28.ОМ ЛАЛАТАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Имеющему глаз во лбу!

29.ОМ КАЛАКАЛАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Времени времён!

30.ОМ КРИПАНИДХАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Сокровищу милосердия!

31.ОМ БХИМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мощному!

32.ОМ ПАРАШУХАСТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вооружённому боевым топором!

33.ОМ МРИГАПАНАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему лань в руке!

34.ОМ ДЖАТАДХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Носящему собранные пучком волосы!

35.ОМ КАЙЛАСАВАСИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Обитающему на Кайласе!

36.ОМ КАВАЧИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в панцирь!

37.ОМ КАТХОРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Суровому!

38.ОМ ТРИПУРАНТАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Уничтожителю Трипуры!

39.ОМ ВРИШАНКАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Быкознамённому!

40.ОМ ВРИШАБХАРУДХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Восседающему на быке!

41.ОМ БХАСМОДДХУЛИТАВИГРАХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Умащенному пеплом!

42.ОМ САМАПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Любящему мелодии Самаведы!

43.ОМ СВАРАМАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Голосистому!

44.ОМ ТРИМУРТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Воплощённому в Тримурти!

45.ОМ АНИШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неимеющему над собой владык!

46.ОМ САРВАГНЬАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Всезнающему!

47.ОМ ПАРАМАТМАНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Высшему Духу!

48.ОМ СОМАСУРЙАГНИЛОЧАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чьи три глаза — Солнце, Луна и Огонь!

49.ОМ ХАВИШЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Жертвенному возлиянию!

50.ОМ ЙАГЬЯМАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вкушающему жертву!

51.ОМ СОМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Луне!

52.ОМ ПАНЧАВАКТРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Пятиликому!

53.ОМ САДАШИВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Всеблагому!

54.ОМ ВИШВЕШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке Вселенной!

55.ОМ ВИРАБХАДРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мощному Герою!

56.ОМ ГАНАНАТХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю Ганов!

57.ОМ ПРАДЖАПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Прародителю существ!

58.ОМ ХИРАНЙАРЕТАСЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Золотому Семени!

59.ОМ ДУРДХАРШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неодолимому!

60.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке священной горы Кайласа!

61.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Владыке Гималаев!

62.ОМ АНАГХАЙА НАМАХА

Ом. Поклонение Безупречному!

63.ОМ БХУДЖАНГАБХУШАНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Украшенному змеями!

64.ОМ БХАРГАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Сияющему!

65.ОМ ГИРИДХАНВАНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Хозяину гор!

66.ОМ ГИРИПРИЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Любителю гор!

67. ОМ АШТАМУРТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Воплощённому в Восьми Образах!

68.ОМ АНЕКАТМАНЕ НАМАХА

Ом. Поклонение Имеющему много воплощений!

69.ОМ САТТВИКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Благостному!

70.ОМ ШУДДХАВИГРАХАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Кто свободен от сомнений и колебаний

71.ОМ ШАШВАТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Вечному!

72.ОМ КХАНДАПАРАШАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Держащему секиру!

73.ОМ АДЖАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Нерождённому!

74.ОМ ПАШАВИМОЧАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Избавителю от оков!

75.ОМ КРИТТИВАСАСЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в шкуру!

76.ОМ ПУРАРАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Врагу крепости демонов!

77.ОМ БХАГАВАТЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Господу!

78.ОМ ПРАМАТХАДХИПАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Высшему Повелителю праматхов!

79.ОМ МРИТЙУНДЖАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Победителю смерти!

80.ОМ СУКШМАТАНАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тонкотелому!

81.ОМ ДЖАГАДВЙАПИНЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Пронизывающему всю Вселенную!

82.ОМ ДЖАГАДГУРАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Учителю Вселенной!

83.ОМ ВЙОМАКЕШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тому, Чьи волосы — небеса!

84.ОМ МАХАСЕНАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Отцу Великого Воителя (Сканды)!

85.ОМ ЧАРУВИКРАМАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Мягкодвижущемуся!

86.ОМ РУДРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Рудре!

87.ОМ БХУТАПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю духов!

88.ОМ СТХАНАВЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Стоящему!

89.ОМ АХИРБУДХНЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Змею глубин!

90.ОМ ДИГАМБАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Облачённому в стороны света!

91.ОМ МРИДАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Нежному!

92.ОМ ПАШУПАТАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Повелителю созданий!

93.ОМ ДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Богу!

94.ОМ МАХАДЕВАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Великому Господу!

95.ОМ АВЙАЙАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неизменному!

96. ОМ ХАРАЙЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Господу, избавляющему от оков!

97.ОМ ПУШПАДАНТАБХИДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Выбившему зубы у Пушпана!

98. ОМ БХАГАНЕТРАБХИДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Выбившему глаза у Бхаги!

99. ОМ АПАВАРГАПРАДАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Подателю конечного освобождения!

100. ОМ АВЙАГРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Непечалящемуся!

101. ОМ АВЙАКТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Неописуемому!

102. ОМ АНАНТАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Бесконечному!

103. ОМ ДАКШАДХВАРАХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Разрушителю жертвоприношения Дакши!

104. ОМ САХАСРАКШАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Тысячеокому!

105. ОМ ТАРАКАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Спасителю!

106. ОМ ХАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Разрушителю!

107. ОМ САХАСРАПАДЕ НАМАХА
Ом. Поклонение Тысяченогому!

108. ОМ ШРИ ПАРАМЕШВАРАЙА НАМАХА
Ом. Поклонение Великому Богу!

108 имён Господа Шивы

1. Bhikshatana Murti
2. Nataraja Murti
3. Aja-Ekapada Murti
4. Yoga-Dakshinamurti
5. Lingodhava Murti
6. Kamadahana Murti (Kamari)
7. Tripurantaka Murti(Tripurari)
8. Mahakaleshvara Murti (Kalari/Kalantaka/Kalasamhara)
9. Jalandharavata Murti (Jalandhari)
10. Gajasurasamhara Murti (Gajantika)
11. Virabhadra Murti (Karala)
12. Kankala-Bhairava Murti
13. Kalyanasundara Murti
14. Vrishabharudha Murti
15. Chandrashekhara Murti
16. Uma-Maheshvara Murti
17. Shankaranarayana Murti (Keshavardha/Harihara)
18. Ardanarishvara Murti
19. Kirata Murti
20. Chandeshvaranugraha Murti
21. Chakradaneshvararupa Murti (Chakrapradasvarupa)
22. Somaskanda Murti
23. Gajamukhanugraha Murti
24. Nilakantha-Maheshvara Murti
25. Sukhasana Murti
26. Mukhalinga Murti (Panchamukhalingam)
27. Sadashiva Murti
28. Mahasadashiva Murti
29. Umesha Murti
30. Vrishabhantika Murti
31. Bhujangarlalita Murti
32. Bhujangatrasa Murti
33. Sandhyanritta Murti
34. Sadanritta Murti
35. Chanda-Tandava Murti
36. Gangadhara Murti
37. Gangavisarjana Murti
38. Jvarabhagna Murti
39. Shardhulahara Murti
40. Pashupata Murti
41. Vyakhyana-Dakshinamurti
42. Vina-Dakshinamurti
43. Vaguleshvara Murti
44. Apat-Uddharana Murti
45. Vatuka Bhairava Murti
46. Kshetrapala Murti
47. Aghorastra Murti
48. Dakshayajnahara Murti
49. Ashvarudha Murti
50. Ekapada-Trimurti Murti
51. Tripada-Trimurti Murti
52. Gaurivaraprada Murti
53. Gaurililasamanvita Murti
54. Vrishabhaharana Murti
55. Garudantika Murti
56. Brahmasirachedataka Murti
57. Kurmasamhara Murti (Kurmari)
58. Mastyasamhara Murti (Mastyari)
59. Varahasamhara Murti (Varahari)
60. Simhagna Murti (Sharabha/Sharabheshvara)
61. Raktabhikshapradana Murti
62. Guru-Murti (Gurushiva)
63. Prarthana-Murti
64. Shishyabhava Murti
65. Anandatandava Murti
66. Shantyatandava Murti
67. Samharatandava Murti
68. Kapalishvara Murti (Brahmakapaladhara)
69. Mahamritunjaya Murti
70. Tryaksharmritunjaya Murti
71. Shadaksharamrityunjaya Murti
72. Andhasurasamhara Murti
73. Juvarapaghna Murti
74. Simhasana Murti
75. Ilakeshvara Murti
76. Satyanatha Murti
77. Ishana Murti
78. Tatpurusha Murti
79. Aghora Murti
80. Vamadeva Murti
81. Ananteshvara Murti
82. Kumaranugraha Murti
83. Hayagrivanugraha Murti
84. Maha Rudra Murti
85. Nartana Rudra Murti
86. Shanta Rudra Murti
87. Yoga Rudra Murti
88. Krodha Rudra Murti
89. Vrinji Rudra Murti
90. Muhunta Rudra Murti
91. Dvibhuja Rudra Murti
92. Ashtabhuja Rudra Murti
93. Dashabhuja Rudra Murti
94. Trimukha Rudra
95. Panchamukhabhishana Rudra Murti
96. Jvalakeshashadbhuja Rudra Murti
97. Aghora Rudra Murti
98. Vishnudharmottara Rudra Murti
99. Bhima Rudra Murti
100. Svarnakarshana Rudra Murti
101. Bhishana Bhairava Murti
102. Kapala Bhairava Murti
103. Unmatta Bhairava Murti
104. Krodha Bhairava Murti
105. Asitanga Bhairava Murti
106. Ruru Bhairava Murti
107. Chanda Bhairava Murti
108. Samhara Bhairava Murti

В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти – божественную триаду. Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу . Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.

Шива выступает, как бог-творец и одновременно – бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света.

Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны. Предлагаем ознакомиться со .

Характеристика танца Шивы

Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос . Так один период сменяется другим.

Шиваизм – одна из почитаемых и главных религий Индии . Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).

Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.

Имя его происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них является – Шамбху. Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».

Шиву считают истребителем Трипуры – городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.

Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота» . Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.

Читайте далее: