«Не нарушить пришел Я, но исполнить. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Не нарушить пришел я но исполнить

Увидев народ, Он взошел на гору. Восходит на гору, поучая этим ничего не делать напоказ. Намереваясь учить, Он воспитывает нас удаляться от шума, когда учим.

И когда сел, приступили к Нему ученики Его. Народ приступает для того, чтобы видеть чудеса, ученики же - для учений. Поэтому для совершения чудес и исцеления тел Он врачует и души, чтобы мы поучились, что Он есть Творец и душ, и тел.

И Он, отверзши уста Свои. Для чего прибавлено "отверзши уста Свои"? Кажется, что это излишне. Но нет, ибо Он учил и не отверзая уст. Каким образом? Своею жизнью и чудесами. Теперь же Он учит, отверзши уста.

Учил их, говоря. Учил не одних только учеников, но и народ. А начал с блаженств, подобно тому как Давид начал с блаженства.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой - это нищие духом.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Разумеются плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал "плачущие", то есть всегда, а не один только раз и не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они и здесь,- ибо кто плачет о грехе, тот духовно радуются здесь, - а тем более там.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Некоторые под словом "землю" разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же - это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Когда Он намеревается говорить о милосердии, то прежде всего показывает, что нужно приобщаться к справедливости и не делать милостыни из награбленного. Правды должно искать со всяким усердием, ибо это обозначают слова "алчущие и жаждущие". Так как и корыстолюбивые представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насытятся и здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами. Они получают милость и здесь от людей, ибо тот, кто вчера оказывал милость, если он сегодня лишится всего, встретит милосердие со стороны всех; но особенно потом поможет ему Бог, после кончины.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Многие не грабят, а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа. Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать. Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

И всячески неправедно злословить за Меня. Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения - великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.

Так гнали и пророков, бывших прежде вас. Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.

Вы - соль земли. Пророки посылались к одному народу, вы же - соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.

Вы - свет мира. Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не сказал: "вы показывайте свою добродетель" (ибо это нехорошо), но "да светит" она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его для славы Божией, а не для нашей.

Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: "Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его ". Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: "дабы сбылось сказанное пророком". Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: "Не убей", а Сей сказал: "И не гневайся напрасно". Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.

Ибо истинно говорю вам. "Истинно" (аминь) - частица утвердительная, вместо "ей, говорю вам".

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Здесь Господь показывает, что мир придет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из Закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие - крест. Йота - прямой брус креста, а черта - поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста,- исполнится.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. "Малейшим наречется в Царстве Небесном" вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Сначала стоит "сотворить", а потом - "научить", ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Под правдою Господь разумеет всякую добродетель, подобно тому, как и в словах: "Иов же был истинный, праведный и непорочный" (Иов. 1, 1). Итак, трепещи, человек, помыслив о том, сколько от нас требуется. Затем Господь учит нас, как нам превзойти, и перечисляет добродетели.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). Не говорит, кем сказано было, потому что если бы сказал: "Отец Мой сказал древним, Я же говорю вам", то показалось бы, что Он устанавливает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: "Я говорил древним", то Его слов не стали бы слушать. Поэтому говорит неопределенно: "сказано было древним". Этими словами Он показывает, что Закон устарел. А если устарел и близок к уничтожению, то его должно оставить и бежать к новому,

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Пророки, намереваясь изложить пророчество, заявляли: "это говорит Господь", Христос же, показывая Свою Божественную власть, говорит: "Я говорю". То были рабы, а Он - Сын и имеет все, что принадлежит Отцу. Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы.

Кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону. Под "синедрионом" разумеется еврейское судилище, а "рака" тождественно со словом "ты". Мы имеем обыкновение говорить человеку, которого презираем: "поди ты"; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас уважать других. Некоторые говорят, что "рака" в переводе с сирского значит "презренный". Итак, если кто будет бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот подпадет собору апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Многие говорят и думают, что это - тяжелый и суровый приговор, но нет. Разве тот, кто лишает брата разума и смысла, лишает того, чем мы отличаемся от животных, разве он не достоин геенны? Кто поносит и бесчестит, тот разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются добродетели, сильные только при существовании любви. Итак, каждый, кто бесчестит, разрушая все добродетели, тем самым разрушает любовь и поэтому справедливо удостаивается огня.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь претив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам "если брат твой имеет что-нибудь против тебя" не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: "если ты имеешь против него", но говорил: "если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою". Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Некоторые думают, что под соперником разумеется дьявол, а под путем - жизнь, и полагают, что Господь увещевает таким образом: "пока ты находиться в этой жизни, разорви связь с дьяволом, чтобы он не мог впоследствии обличить тебя за грехи, как имеющего что-либо от него, и чтобы не был ты предан тогда наказанию до тех пор, пока не уничтожишь и самых малых грехов (ибо кодрант равняется двум лептам). Но ты пойми, что Господь говорит это относительно здешних соперников, научая не судиться и не отклоняться от дел Божиих. Если, говорит, тебя и обидят, то не ходи в суд, но мирись на пути, чтобы не потерпеть тебе худшего, благодаря могуществу соперника.

Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй. Одно дело - прелюбодеяние, другое - блуд. Прелюбодеяние - это грех с замужнею, а блуд - со свободною.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Кто останавливается, зрением разжигает похоть и снова смотрит с большим желанием, таковой уже совершил грех прелюбодеяния в сердце своем. Если он не прибавил к этому дела, то, что отсюда следует? Только то, что он не был в силах, а если бы мог, то тотчас совершил бы зло. Но знай, что если мы пожелаем, но затем встретим препятствие к осуществлению своего желания делом, то ясно, что мы находимся под покровом благодати. И женщины, если они украшаются для того, чтобы понравиться, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они приготовили напиток, хотя его никто не выпил.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Слыша о глазе и руке, не думай, что это говорится о членах: ибо Он не прибавил бы: "правый" и "правая". Здесь говорится о тех, которые кажутся нашими друзьями и вредят нам. Так, юноша имеет распутных друзей и терпит от них вред. Оставь их, говорит Господь. Этим ты, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, если же нет, то, по крайней мере, самого себя. Если же сохранишь любовь к ним, то погибнешь и ты, и они.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, - и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей - ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. То есть, когда клянешься, будь правдив.

А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет. Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется.

А что сверх этого, то от лукаваго. Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она - дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21, 24). Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой - верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. "Что я говорю о рубашке и верхней одежде? - говорит Господь. - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает".

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давать в займы без процентов.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших. Достиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих.

Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:

Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть? Под дождем и солнцем разумеет как знание, так и учение, ибо Бог всех освящает и научает.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же - любить всех.

ГЛАВА 4. «НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШАТЬ ЗАКОН И ПРОРОКОВ: НЕ НАРУШАТЬ ПРИШЕЛ Я, НО ИСПОЛНЯТЬ» (Матфей 5:17).

Ну, а что же говорил о Библии сам Иисус?
В христианской литературе по этому вопросу разногласий нет. Например, Эдель Конрад в своем сочинении «Как появилась Библия» констатирует, что Иисус, «который всегда оставался независимым от мнения других, постоянно и с особым уважением говорил о том, что записали люди в Священных Писаниях. Для него это было Слово Бога, внушенное Святым Духом». Здесь следовало бы добавить, что в этом он не отличался от любого другого верующего иудея. «Еврея без бога и представить себе невозможно», как очень точно подметил это духовное единение Федор Михайлович Достоевский.
На самом деле практически все разговоры, реплики, сюжеты Евангелий так или иначе связаны с Ветхим заветом. В нем искали евангелисты поддержку своему повествованию, когда скрытую, проводя аналогии новозаветных героев с библейскими, когда явную, делая прямые ссылки на иудейских пророков, в стремлении доказать, что Иисус и есть предсказанный Мессия.
Да и сам галилейский проповедник, примеряя на себя роль Мессии, в неукротимом стремлении принести свободу и благоденствие своему народу, обращался к Библии: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанн 5:39).
Я вам тоже советую, исследуйте Ветхий завет, прочитайте от начала и до конца, вдоль и поперек, и вы почувствуете, как грезили пророки мессией, как иудейский народ ждал его, как надеялся на его появление. Но вся проблема в том, что ни в одном из предсказаний нет и намека, что мессией будет Иисус из Назарета. Пророками были определены условия происхождения народного избавителя, помазанника на трон, и строго очерчен круг деяний, в которых тот преуспеет. Ни в одном из этих пунктов нет совпадения с распятым галилеянином.
Взваливая на себя роль Мессии, Иисус, безусловно, шел на конфликт, но не религиозный, как это представлялось первым христианам, а политический. Мессия, а правильнее Машиах, т.е. помазанник на иудейский престол – это фигура политическая, претендующая на реальную земную власть. Другое дело, что у евреев с незапамятных времен политика была неотделима от религии.
Ахиллесовой пятой галилеянина стало его происхождение, в котором не было никакого намека на принадлежность к роду Давида – главном условии для признания Мессией. Впоследствии двое евангелистов из четырех приложили максимум своей фантазии для восполнения этого пробела, что оказалось достаточным для принявших христианство вчерашних язычников. Сам же Иисус не смог привести убедительных аргументов фарисеям – знатокам, блюстителям и толкователям Торы, что послужило причиной их отказа от участия в его движении.
Как мы увидим дальше, не отчаявшись, он нашел в еврейской среде религиозно-политические силы, на которые смог опереться – ессеев и зелотов. К ним, своим сподвижникам, а также фарисеям, которых надеялся увидеть в рядах сторонников, обращены его слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17). Это не что иное, как объявление своей политической платформы, той мировоззренческой основы, на которой возможно объединение иудейских сил, желающих реализации главной мечты еврейского народа – устройство на земле «царства Божьего».
Чтобы понять, почему во главу угла Иисусом было поставлено соблюдение «закона и пророков», давайте разберемся, о чем идем речь? Законом во все времена евреи называли Тору. Собственно говоря, это название и обозначает «наставление» или «закон»; в предыдущей главе на примере заповеди «не убивай» мы видели, как юридически выверено он написан.
О каких пророках идет речь? Об иудейских. В дальнейшем нашем исследовании мы уделим им достойное место.
Что такое «царствие Божие на земле»? Это полная приверженность людей Торе, т.е. Закону, согласно букве и духу которого устроен порядок в «царствии небесном». Как Мессия, Иисус должен был не просто «с особым уважением говорить о Священных писаниях», а следовать им во всем.
Насколько близко следовать, он сам разъясняет в следующем своем заявлении: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5:18-19).
Сегодня, когда уходит в прошлое слепое навязывание религии, когда появилась возможность отринуть сомнительные комментарии, авторов которых Иисус называет «малейшими», т.е. людьми недостойными, и прикоснуться к первоисточнику, очень хотелось бы, чтобы эти слова галилейского проповедника о своей приверженности иудейскому Закону и пророкам стали духовным завещанием всем его последователям. Тем более что исполнения Закона он требует до «последней черты и иоты».
«Черты» и «иоты» -- это ивритская орфография. Дело в том, что в написании ивритских слов практически отсутствуют гласные буквы, и для их обозначения применяются огласовки – черточки и точки; есть еще буква «йюд» или «иота», изображаемая в виде запятой.
Я прошу обратить особое внимание на то, что к моменту высказывания Иисусом ключевого требования о соблюдении Закона, греческие переводы Торы уже существовали. И в совсем не далекой египетской Александрии, где, считается, и возникла Септуагинта, толкователь Торы, раввин и философ Филон уже сочинял трактаты, в которых стремился соединить иудейские легенды с греческой философией.
Значительно позже основоположник другой «религии», коммунистической, Ф.Энгельс назовет Филона «крестным отцом христианства». Но тогда, на вершине горы галилейской, странствующий проповедник Иисус категорически настаивал, чтобы иудейский закон соблюдался до последней черты ивритского алфавита, отдавая однозначное предпочтение оригиналу.
Его слова о «последней черте и иоте» приобретают еще более глубинное значение, когда мы поймем, что различными комбинациями этих знаков обозначалось и произношение звуков. Например, можно было произнести простой звук «а» или «э», а можно было сделать их горловыми. Иврит относится к семитской группе языков, и такие гортанные звуки до сих пор сохранились у арабов. Современный иврит, заново восстановленный только в середине 19 века, утратил эти формы, так как евреям-эмигрантам из стран Европы произношение гортанных звуков было недоступно. Но указание Иисуса своим современникам на необходимость соблюдать даже малейшие нюансы произношения слов Торы говорит о том, какое огромное значение он придавал исполнению предписанных Законом правил. Так мог ли он сам говорить того, чего в Торе не было? Или это было сказано за него?

Интересную версию о многосложности заложенного в текстах Пятикнижия смысла, предлагает знаменитый мистик 19 века Эдуард Шюре. Помните, мы говорили о том, что легенда приписывает авторство Торы Моисею? Шюре исходит из того тезиса, что Моисей был египетским жрецом, проникшимся идеями монотеизма в Мемфисском храме Озириса. Следовательно, Книгу Бытия должен был писать египетскими иероглифами. «Египетские жрецы, по словам греческих авторов, владели тремя способами объяснять свою мысль. Первый способ был ясный и простой, второй – символический и образный, третий – священный и иероглифический. То же самое слово принимало по их желанию либо свой обычный смысл, либо образный, либо трансцендентный. Так велик был гений их языка. Гераклит прекрасно выразил эти различия, определяя их язык как говорящий, обозначающий, скрывающий».
Шюре хотел видеть в Библии источник тайных знаний и потому считал, что значительно позже, при переводе Книги Бытия на иврит, жречество утратило в значительной степени ключи к пониманию тайного ее смысла. «Когда же очередь дошла до греческих переводчиков Библии, последние имели лишь очень слабое понятие об эзотерическом смысле переводимых текстов. Святой Иероним, несмотря на свои серьезные намерения и большой ум, не мог уже, делая свой латинский перевод с греческого текста, проникнуть до первоначального смысла Библии, а если бы даже и мог, условия времени заставили бы его молчать» (Эдуард Шюре. «Посвященные. Моисей».
Вопрос кем был Моисей, евреем или египтянином, до сих пор остается открытым, но категорическое утверждение, что Книга Бытия первоначально была написана по-египетски, вызывает большие сомнения. Современная наука позволяет точно сказать, что истоки описанных в Книги Бытия легенд берут свое начало совсем не в египетской культуре. И знай Шюре иврит, то с не меньшим восхищением и пиететом говорил бы о языке оригинала Библии, удивляясь многомерности образных значений и знаний заложенной в каждой ивритской букве, в ее графике, в ее последовательности в корне слова, в месте этого слова в тексте Торы.
И сегодня многие ученые задаются вопросом, почему Моисей выделил одно из израилевых колен, определив ему роль жречества, лишая, таким образом, земельных территорий, в отличие от остальных одиннадцати? Выдвигается интересное предположение, что столь серьезное решение может свидетельствовать об обладании этими людьми древними мистическими знаниями еще, можно сказать, с домоисеевых времен. И скорее всего, именно они писали Тору, а их потомки многократно ее переписывали и редактировали, используя при этом свой родной язык – иврит, который, как мы уже отмечали, обладает необычайной емкостью. О тайных ключах, заложенных в Торе, говорит и наличие в иудаизме целого мистического направления – Каббалы.
Современные критики христианства в своих оценках использования переводов намного жестче меня. Вот что, например, пишет Самуил Грипп: «Еврейский язык очень трудный для изучения. Требуются годы для освоения его азов и ещё больше времени, чтобы научиться свободно им владеть и выражать свои мысли. Научиться греческому языку гораздо легче. К сожалению, признание существования Септуагинты основано всего лишь на гордости, корыстолюбии и лени».

В англоязычном мире самым авторитетным и почитаемым признается и поныне «Перевод короля Джеймса» («Библия короля Якова»), законченный в 1611 году учеными из Вестминстерского аббатства и университетов Оксфорда и Кембриджа. В его основу легли предыдущие протестантские переводы Библии с ивритских текстов, авторы которых были сожжены на кострах за ересь.
История первых славянских переводов Библии связана с именами греческих монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, проповедовавших христианство среди язычников славян, которые, будучи разрозненными племенами, не имели общей письменности. Вернее, византийские правители, стремящиеся как можно быстрее подчинить себе славян, думали, что племена эти настолько отсталы, что ее не имеют. И по указанию императора Михаила, Кирилл ее создает, имея в виду своей главной задачей перевод Священных христианских текстов на славянский язык с целью быстрейшего их распространения.
С новозаветными, написанными по-гречески, у Кирилла проблем не было. А вот при переводе Ветхого завета он, грек, использует не хорошо понятную ему Септуагинту, а первоисточник – Тору. Дело в том, что несколько ранее братья участвовали в византийском посольстве в Хазарском каганате, где Кирилл, как утверждали современники, человек, наделенный неординарными способностями, неплохо освоил иврит.
Христианская традиция повествует о способностях Кирилла в своем стиле: «В 860 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения в вере. Самарянин, живший по соседству с братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но, уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву, испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги» («Православный Крым»).
Для справки: «самарянские книги», а правильнее «самаритянские» -- это та же Тора, а именно «Пятикнижие Моисеево» и Книга Иисуса Навина (другие тексты самаритянами за священные никогда не признавались), но написанные еврейским алфавитом, близким к финикийскому.
К величайшему сожалению, от переводов Кирилла почти ничего не осталось, за исключением одной рукописи XI века. На самом же деле, славянская культура получила от деятельности Кирилла несколько больше, чем переводы духовной литературы, а именно значительное количество букв, заимствованных им из ивритского алфавита.
Ох, умен, ох, и талантлив оказался Кирилл, догадавшийся, что греческий «алфавит» не что иное, как ивритский «алеф-бет», перенятый его далекими предками у финикийцев.
А кто такие финикийцы, напрашивается вопрос? Древние семитские племена выходцев из Ханаана, основавшие в 14-13 веках до нашей эры на восточном берегу Средиземного моря у подножия Ливанских гор поселения, ставшие в последствии крупнейшими центрами торговли, один из которых всем известный Карфаген.
Оборотистым финикийским купцам в их торговых операциях мало подходили египетские иероглифы и ассиро-вавилонская клинопись, которые приходилось не только долго изучать, но хуже того, долго писать. Поэтому был изобретено буквенно-фонетическое письмо, простое для обучения и написания, получившее название «Алеф-бет».
Античные греки, называвшие финикийцев своими учителями, и перенявшие у них системы мер длины и веса, секреты судостроения и навигации, производства стали, стекла и рельефных изображений на металле, окраски тканей в пурпур, не погнушались и легко понятным буквенным рядом изображения звуков. Но в силу особенностей своей фонетики, опустили в нем изрядное количество букв.
Так что нет ничего удивительного, что Кирилл воспользовался исходным материалом для обозначения имеющихся у славян звуков, отсутствующих в греческом языке.

Российская история ранних переводов Писаний сложна и запутанна. Остроженская Библия, изданная в 1581 году, содержала в себе переводы и ивритских текстов, и Септуагинты, и Вульгаты, и даже с некоторых других европейских языков. Революционный порядок здесь, так как и в других сферах российской жизни, решил навести Петр I, повелев в 1714 году привести церковнославянскую Библию в соответствие с Септуагинтой. И таковая вышла в свет в 1751 году под названием Елизаветинской Библии. И только в 19 веке просвещенная российская публика проявила интерес к оригиналу – к масоретской версии ивритский Текстов, перевод которых на русский язык и лег в основу Синодального издания в 1868-1872 годах.

Шалом!
Однажды при большом стечении народа Иешуа сказал, фразу которая служит и по сей день предметов споров. Её по разному трактуют и толкуют, пытаются объяснить и даже оправдать свои учения.
Речь идёт о словах Иешуа, записанных в Нагорной проповеди:
Матф.5:17

кратко напомню две основные позиции, толкования слов Иешуа:
1. Слова Иешуа – Не отменить Я пришел, а исполнить. Толкуют, что Иешуа исполнил Закон и значит, всё закон в прошлом.

Но эта позиция совершенно бессмысленна. Причиной тому есть то, что в Писании нет никакого обещания или обетования, или постановления, насчёт того, что если кто-то один исполнит Закон, то тогда все остальные будут свободны от него.
Закон – это не соревнования, которые заканчиваются с победой одного. Бог дал Свой Закон для жизни – чтобы прилепится к Господу и научения, как и написано:
Иис.Нав.22:4
Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и Тору, которую завещал вам Моше, раб Господень, чтобы любить Господа, Бога вашего, и ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей.

Исх.24:12,13
И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там; и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал для научения их.
И встал Моше и Йhошуа, служитель его, и взошел Моше на гору Божию.

Вторая позиция, основана на переводе греческого слова – πληρωσαι -плеросай, которое в русском Синодальном переводе, перевели как – исполнить.
В действительности, слово- πληρωσαι, имеет значение куда шире чем просто исполнить:
наполнять,
исполнять,
дополнять,
совершать
Таким образом, появилась ещё одна версия перевода, что Иешуа пришёл дополнить или наполнить Тору. Но такое понимание, так же имеет свой недостаток.
Слова: исполнить, наполнить, дополнить, в русском языке отображают завершённое действие, но форма греческого слова – πληρωσαι, такова, что он стоит в незавершённой форме.
То есть речь идёт не о том, для чего пришёл Машиах, а о том, что Он придя делал.
Понимаете разницу? То есть, там на горе Иешуа не возвещал о какой-то особой миссии, Он просто говорил, как Он живёт. Слова Иешуа выглядят как ответ на необоснованные обвинения, но не как возвещение миссии. Миссия Иешуа довольно чётко изложена в Писании – это спасение людей и отмена Закона никак не помогает в спасении. Мало того без Закона сама миссия бессмысленна, так-как Закон обнаруживает грех. Нет Закона, нет греха.

Так же хочу привести на память слова данные Всевышним:
Втор.4:2
не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.

И ещё:
Втор.12:32
Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.

Если толковать слова Иешуа, как то, что Он дополнял Тору, то тогда Его же слова будут противоречить самой Торе, которая запрещает дополнять. Аргумент того, что Он Бог и ему можно, здесь абсолютно не уместен, так-как когда давалась заповедь Моше, то тогда все знали, что это Бог сказал и повиновались этому. Но когда говорил Иешуа, то люди видели человека и потому, бессмысленно требовать от них повиновения в изменении Торы. Так-как повторю – это противоречит словам Бога которые Он сказал ранее.

Далее Слова Иешуа, записанные всё тем же Матфеем в 3 главе. Беседа Иешуа и Йоханана:
Матф.3:15
«Пусть теперь будет так, - возразил ему Иисус. - Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог». И тогда Иоанн согласился.
Здесь так же наш глагол -πληρωσαι и всё та же неопределённая форма. То есть речь идёт не о каком -то дополнении или наполнении.
буквально фраза звучит:
«Пусть теперь будет так, - возразил ему Иисус. - Этим мы исполняем то, чего хочет от нас Бог»
Другими, словами Иешуа говорит Йоханану, что: дружище, поверь так хочет Бог и нам надо это исполнять, даже если ты и не понимаешь почему, просто доверься.

Далее у Шауля, это же слово мы находим в послании к Колоской Церкви:
Кол.1:25
Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла: Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово Бога…
Здесь всё также. Но вот РБО перевели более верно смысл слова. Так-как Шауль говорит не о завершённом действии, а о продолжающемся. То есть, то, что он исполняет волю Божью, а не исполнил или наполнил или дополнил. Это как и в словах Иешуа, что Он говорил о том как Он живёт на данное время. Нет никого завершённого действия.

Если вы внимательно прочтёте текст нагорной проповеди, то вы с лёгкостью увидите, что речь Иешуа которая начинается с 21 стиха 5 главы. Вот эти слова относятся не к том, что Иешуа дополняет или наполняет Тору, а вот к чему:
Матф.5:20
Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небес.

То есть, Иешуа объясняет народу как исполнять Тору лучше чем фарисеи и учителя Закона! Это не новое учение, это лучшее исполнение заповеди. То есть это не человеческое объяснение, а Божье потому оно и лучше, потому оно и открывает путь в Царство Божье.

Конечно любой из вас может возразить и не согласится с моими скромными исследованиями, но я буду рад и тому, что если вы придете к противоположным выводам исследуя Писание. Ведь вы с выгодой для себя используете время, тратя его для изучения Писания. Хорошо читать толкования и размышления, но превосходней исследовать Тору и утверждаться в Божьем Слове прилагая усилие, усердие и самому. Поверьте, что по мимо того, что это интересно, это ещё и очень полезно, Бог начинает с тобой говорить Сам.
Во избежании недоразумений, подведу итог:
Слова Иешуа в нагорной проповеди, они не отменяли и не наполняли Закон, Он просто показывал, что Сам живёт согласно Торе и что она авторитетна в Его жизни.
А Его речь с толкованием на Закон, была объяснением того как исполнять Закон лучше фарисеев и книжников.

VN:F

Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь .

Заповеди Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом, были сказаны ясно и спокойно, и имели такую огромную силу воздействия, что произвели очень сильное впечатление на людей, слушавших Его. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ().

Фарисеи и книжники заметили разительную разницу между их обучением народа и между методом обучения предложенного Иисусом Христом. Фарисеи видели, что ясность и простота изложения, красота и чистота истин Иисуса Христа оказывает на умы людей неизгладимое и глубокое впечатление, так как Его Небесная любовь и нежность притягивали к нему сердца и души людей с огромной силой. Но главное, что заметили фарисеи это то, что разрушал преграду высокомерия и обособленности, которую книжники, как привилегированная каста, выстроили между собой и людьми. Книжники заметили, что Иисус Христос изъясняет закон не поверхностно, с соблюдением чисто внешних ритуалов (как это делали фарисеи), а по существу, ясно и глубоко, выражая истинную суть и смысл Закона Божьего. Фарисеи поняли, что Иисус Христос может отвратить от них народ своими проповедями, и ропот недовольства возник в их среде.

И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, провозгласил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» () .

Всей Своей мученической жизнью и Своим Великим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскрешением не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем. А по отношению законов Моисея Иисус Христос исполнил их в точности, не сделав ни одного греха. Иными словами Иисус Христос, как человек, не только не нарушил, но и исполнил Божий Закон в точности.

Однако пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божьего Закона. В первую очередь Иисус Христос разъяснил людям волю Божью и дополнил Закон Божий новыми Своими Заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям как нужно исполнять Волю Божию и доказал, что исполнение Закона Божьего вполне возможно и осуществимо.

Любимый ученик Иисуса Христа, Апостол Иоанн Богослов о соблюдении Закона Божьего и о его неизменяемости писал: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и есть беззаконие» () . А в Библии сказано: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (). «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (). Поэтому и провозгласил о Своих намерениях: «не нарушить пришел Я, но исполнить» .

В Свое слово «исполнить» вкладывает тот же смысл, что и в такое же слово, сказанное Иоанну Крестителю, когда Иисус Христос заявил о Своем намерении «исполнить всякую правду» () . Иными словами под словом «исполнить» понимает полное исполнение всех требований Закона Божьего во всей его полноте, и дает образец такого исполнения. Поэтому миссией Иисуса Христа было «возвеличить и прославить закон» () , объяснить его нравственную и духовную сторону, и показать его выполнимость.

Конечно до прихода Иисуса Христа евреям был известен неизменный Закон Божий. Однако евреи, благодаря фарисейским ложным толкованиям, понимали его по своему, искажали его и часто нарушали его. Так, например, фарисеи и книжники делили все требования закона на большие и малые, и при этом поясняли, что нарушение малых требований грехом не является.

Иисус Христос отвергает такую фарисейскую позицию, сказав, что все заповеди одинаково важны и должны исполняться даже самые наименьшие из них. При этом Спаситель заверил ревнителей закона в том, что закон будет исполняться, пока существует этот мир, и что сам пришел не нарушить закон, а исполнить его.

«Не нарушить пришел Я, но исполнить»

Заповеди Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом, были сказаны ясно и спокойно, и имели такую огромную силу воздействия, что произвели очень сильное впечатление на людей, слушавших Его. “Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” (Матф.7:29).

Фарисеи и книжники заметили разительную разницу между их обучением народа и между методом обучения предложенного Иисусом Христом. Фарисеи видели, что ясность и простота изложения, красота и чистота истин Иисуса Христа оказывает на умы людей неизгладимое и глубокое впечатление, так как Его Небесная любовь и нежность притягивали к нему сердца и души людей с огромной силой. Но главное, что заметили фарисеи это то, что Иисус Христос разрушал преграду высокомерия и обособленности, которую книжники, как привилегированная каста, выстроили между собой и людьми. Книжники заметили, что Иисус Христос изъясняет закон не поверхностно, с соблюдением чисто внешних ритуалов (как это делали фарисеи), а по существу, ясно и глубоко, выражая истинную суть и смысл Закона Божьего. Фарисеи поняли, что Иисус Христос может отвратить от них народ своими проповедями, и ропот недовольства возник в их среде.

И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, Иисус Христос провозгласил: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17) .

Всей Своей мученической жизнью и Своим Великим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскрешением Иисус Христос не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем. А по отношению законов Моисея Иисус Христос исполнил их в точности, не сделав ни одного греха. Иными словами Иисус Христос, как человек, не только не нарушил, но и исполнил Божий Закон в точности.

Однако Иисус Христос пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божьего Закона. В первую очередь Иисус Христос разъяснил людям волю Божью и дополнил Закон Божий новыми Своими Заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям как нужно исполнять Волю Божию и доказал, что исполнение Закона Божьего вполне возможно и осуществимо.

Любимый ученик Иисуса Христа, Апостол Иоанн Богослов о соблюдении Закона Божьего и о его неизменяемости писал: “Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие” (1Иоан.3:4) . А в Библии сказано: “На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах” (Пс.118:89). “Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте” (Пс.110:7-8). Поэтому Иисус Христос и провозгласил о Своих намерениях: “не нарушить пришел Я, но исполнить” .

В Свое слово “исполнить” Иисус Христос вкладывает тот же смысл, что и в такое же слово, сказанное Иоанну Крестителю, когда Иисус Христос заявил о Своем намерении “исполнить всякую правду” (Матф.3:15) . Иными словами под словом «исполнить» Иисус Христос понимает полное исполнение всех требований Закона Божьего во всей его полноте, и дает образец такого исполнения. Поэтому миссией Иисуса Христа было “возвеличить и прославить закон” (Ис.42:21) , объяснить его нравственную и духовную сторону, и показать его выполнимость.

Конечно до прихода Иисуса Христа евреям был известен неизменный Закон Божий. Однако евреи, благодаря фарисейским ложным толкованиям, понимали его по своему, искажали его и часто нарушали его. Так, например, фарисеи и книжники делили все требования закона на большие и малые, и при этом поясняли, что нарушение малых требований грехом не является.

Иисус Христос отвергает такую фарисейскую позицию, сказав, что все заповеди одинаково важны и должны исполняться даже самые наименьшие из них. При этом Спаситель заверил ревнителей закона в том, что закон будет исполняться, пока существует этот мир, и что сам Иисус Христос пришел не нарушить закон, а исполнить его.

Не нарушить пришёл я закон но исполнить

Я ПРИШЁЛ НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН

§1. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон и пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. («Еванг. от Матф.», гл.V, ст.17,18.)

§2. В законе Моисея есть две отличительные части: закон Божеский, данный на Синайской горе, и закон гражданский, или карательный, установленный Моисеем; один из них неизменен, другой, приспособленный к нравам и характеру народа, изменяется с течением времени. Закон Божеский выражен в следующих десяти заповедях:

1. Я есмь Господь, Бог твой, да не будет у тебя богов иных, кроме Меня. Не сотвори себе идола и всякого образа Того, Кто пребывает в верху небес и внизу земли, в водах и под землёю; и не поклоняйся подобиям, и не боготвори их.
2. Не произноси без нужды имени Господа, Бога твоего.
3. Помни о дне субботнем и празднуй его.
4. Чти отца своего и мать свою, чтобы долго жить вам на земле, которую дал вам Господь, Бог ваш.
5. Не убивай.
6. Храни верность, не совершай измены.
7. Не посягай на чужое.
8. Не говори дурного о ближнем своём.
9. Не посягай на жену ближнего своего. 1
10. Не посягай на дом ближнего своего, ни на слугу, ни на служительницу его, ни на быка, ни на осла его, ни на какую иную вещь, ему принадлежащую. 2

Это закон всех времён и народов, и в этом также доказательство его божественности. Все остальные законы установлены Моисеем, который должен был страхом удерживать беспокойный и недисциплинированный народ свой, в коем нужно ещё было победить укоренившиеся предрассудки и заблуждения, почерпнутые в плену египетском. Чтобы внушить уважение к своим законам, Моисей должен был приписать им Божественное происхождение, как это делали все законодатели первобытных народов. Авторитет человека должен был опираться на авторитет Бога, но на людей невежественных, у которых нравственное понятие и чувство высшей справедливости были ещё мало развиты, впечатление могла произвести только идея о Боге грозном, наводящем ужас. Очевидно, что Тот, Кто говорит в заповедях Своих: «Не убивай; не делай зла ближнему своему», не мог противоречить Себе, обязывая человека к истреблению себеподобных. Стало быть, собственно Моисеевы законы имели главным образом характер преходящий.

§3. Иисус пришёл не нарушить закон Божий: он пришёл исполнить его, то есть его развить, придать ему настоящий смысл и приспособить его к достигнутой уже степени развития людей. Вот почему в этом законе находятся принципы обязанностей относительно Бога и ближнего, что и составляет основание учения Христа. Что же касается собственно законов Моисея, то они, напротив, Иисусом глубоко видоизменены либо по существу, либо по форме. Он постоянно восставал против злоупотребления ритуалами и ложных толкований и ничем так сильно не мог подвергнуть Моисеевы законы коренному изменению, как сведя их к словам: «Возлюби Бога больше всего, и ближнего своего люби, как самого себя», утверждая притом: «в этом весь закон и пророки».
Выражением: «Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота не прейдёт из закона, пока не исполнится всё», Иисус хотел сказать, что нужно, чтобы закон Бога был исполняем, то есть применялся на всей земле во всей его чистоте, полноте и значении, так как к чему бы послужило установление закона, если бы он должен был составить привилегию нескольких человек или даже отдельного народа? Все люди — дети Бога и без различия служат предметом Его заботы.
§4. Но роль Иисуса не была только ролью законодателя-моралиста, авторитет которого опирался бы на одни его слова; он пришёл исполнить пророчества, предсказавшие его пришествие; его авторитет происходил от исключительной природы его духа и от божественной миссии. Он пришёл научить людей, что истинная жизнь не на земле, но в царстве небесном; пришёл объяснить им, каким путём туда войти, какими средствами найти примирение с Богом; пришёл развить в них предчувствие будущих судеб человечества. Между тем он сказал не всё и относительно многого ограничивался тем, что сообщал ростки истины, которая, как сам признавал, не могла ещё быть понята; он говорил обо всём, но не всегда одинаково ясно. Чтобы схватить скрытый смысл некоторых выражений, нужно было, чтобы новые идеи и познания дали к этому ключ, но идеи эти могли явиться не ранее известной умственной зрелости человека. Развитию и распространению их должна была способствовать наука; надо, значит, было дать науке время развиться.

§5. Спиритизм — наука новая, открывающая людям при помощи неопровержимых доказательств существование и природу духовного мира и его отношение к миру физическому. Спиритизм показывает нам этот мир не как нечто сверхъестественное, но, напротив, как живую силу, беспрестанно действующую, как источник множества феноменов, непонятых до сих пор, а потому относимых к области фантазии и чудес. Это то, на что Христос делает намёки во многих случаях, и это также причина, по которой многое, что он говорил, осталось непонятным или было ложно истолковано. Спиритизм — это ключ, при помощи которого всё легко объясняется.
§6. Закон Ветхого Завета олицетворяется Моисеем, а закон Нового Завета — Христом, Спиритизм же — третье откровение закона Божьего, но он не олицетворяется ни одним индивидуумом, так как он — продукт поучений, данных не одним человеком, но духами, которые суть голоса неба, говорящие во всех местах Земли и при помощи бесчисленного множества посредников; это своего рода существо коллективное, под именем которого подразумевается совокупность существ мира духовного, из коих каждое приносит людям крупицу своих знаний, чтобы дать им понятие о мире загробном и судьбе, их ожидающей.
§7. Как Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон, а исполнить его», так и Спиритизм говорит: «Я не пришёл нарушить закон Христа, но исполнить его.» Он не учит ничему противному учению Христа, но он развивает, дополняет и истолковывает в ясных для всего света выражениях то, что говорилось только в аллегорической форме; он приходит исполнить в предназначенное время то, что было объявлено Христом, и приготовить к будущему. Спиритизм, стало быть, есть создание Христа, присутствующего, по его словам, при происходящем перерождении; он подготовляет царство Бога на Земле.

§8. Наука и религия — два рычага ума человеческого; первая открывает законы мира матерьяльного, а вторая — законы мира морального; но те и другие, имея один и тот же принцип — Бога, не могут находиться в противоречии; если они отрицают друг друга, то, безусловно, один из них ошибочен, так как Бог не может желать уничтожить своё собственное творение. Противоречие, которое находили между этими двумя родами идей, происходит от недостатка наблюдательности и от крайней односторонности тех и других; отсюда конфликт, производящий нетерпимость и недоверчивость.
Наступило время, когда поучения Христа должны получить своё применение; когда завеса, нарочно наброшенная на некоторые части поучений, должна быть приподнята; когда наука перестаёт быть исключительно матерьялистической и должна считаться с духовным элементом; когда религия перестаёт отвергать органические и непреложные законы природы; когда, следовательно, научные и религиозные силы, опираясь одна на другую и идя в согласии, окажут одна другой взаимную поддержку. Тогда религия, не встречая более опровержения со стороны науки, приобретёт несокрушимое могущество, потому что она будет в согласии с разумом и ей нельзя будет противопоставить неотразимую логику фактов.
Наука и религия не могли понять друг друга до сих пор потому, что каждая смотрела на вещи со своей исключительной точки зрения; наука и религия взаимно друг друга отталкивали. Нужно было нечто, чтобы наполнить пустоту, разделявшую их, нужна была соединительная черта, которая бы их сблизила; эта черта заключается в знании управляющих духовным миром законов и в понимании их отношения к миру телесному, законов столь же непреложных, как те, которые управляют движением звёзд и жизнью существ. Это отношение, раз установленное опытом, пролило новый свет: вера обратилась к разуму, разум не нашёл ничего нелогичного в вере, и матерьялизм побеждён. Но здесь, как и во всём, есть люди, остающиеся позади до тех пор, пока они насильно не будут вовлечены в общий поток, в котором они и погибнут, если пожелают сопротивляться вместо того, чтобы следовать его течению. Это целая нравственная революция, которая теперь совершается и занимает умы; после восемнадцативекового подготовления она приближается к своему выполнению и должна обозначить новую эру для человечества. Последствия указанной революции легко предвидеть: она принесёт в социальных отношениях неизбежные изменения, которым никто не в силах будет противостоять, так как они входят в предначертания Бога и проистекают из закона прогресса, который и есть закон Бога.

§9. «Бог един, а Моисей — дух, посланный Богом для миссии, о которой должны были узнать не только народ еврейский, но и народы языческие. Еврейский народ был орудием, который Бог избрал для Своих откровений при посредстве Моисея и пророков; превратности этого народа должны были поразить всех и заставить упасть завесу, скрывавшую Божество от людей.
Заповеди Божии, данные через Моисея, содержат в себе начало христианской морали, смысл которой комментаторы «Библии» суживали, так как во всей своей чистоте она не была бы тогда ещё понята; но десять заповедей Божиих остались как маяк, который должен светить человечеству на предстоящем ему пути.
Мораль, преподанная Моисеем, была приспособлена к степени развития народов, которые она должна была преобразовать; но эти народы, полудикие в смысле совершенства их души, не могли бы понять, что можно поклоняться Богу иначе, как при посредстве жертв, и что нужно прощать врагов. Их ум, замечательный с точки зрения практической и даже наук и искусств, был очень отсталым в нравственном отношении и не мог бы быть покорён силой религии чисто духовной; им нужно было представление полуматерьяльное — такое, какое им давала религия иудейская. Так, жертвы говорили их чувствам, тогда как идея Бога говорила уму.
Христос был провозвестником самой чистой и возвышенной морали — морали евангельски-христианской, долженствующей обновить мир, сблизить людей и сделать их братьями; морали, которая должна заставить сердца проникнуться милосердием и любовью к ближнему и создать между людьми чувство сопричастности; морали, наконец, которая должна преобразить Землю и сделать её местопребыванием духов более высоких, чем те, которые теперь её населяют. Это закон прогресса, которому подчиняется природа и который приводится в исполнение, Спиритизм же есть рычаг, коим Бог пользуется для того, чтобы человечество подвигалось вперёд.
Наступило время, когда идеи нравственные должны развиться, чтобы совершился прогресс, служащий предначертаниям Бога; оне должны следовать тем же путём, что и идеи, предшествующие осуществлению свободы. Но не надо думать, что развитие идей произойдёт без борьбы; нет, для достижения своей зрелости оне нуждаются в потрясениях и столкновениях, чтобы привлечь внимание масс; раз внимание будет привлечено, то красота и святость этой морали поразят умы, и они станут приверженцами того учения, которое даст им ключ будущей жизни и откроет двери вечного счастья. Моисей открыл этот путь; Иисус продолжил дело; Спиритизм его докончит.»

Дух израильтянина. Мюльгаузен, 1861г.

§10. «Однажды Бог в Своём безграничном милосердии дозволил человеку увидеть истину, пронизавшую мрак; это был день пришествия Христа. После живого света мрак опять водворился; мир после перемен мрака и истины опять заблудился. Тогда, подобно пророкам Ветхого Завета, духи начали говорить и предостерегать вас; мир поколеблен в своих основах; гром грянет; будьте тверды!
Спиритизм происхождения Божественного, так как он основывается на законах природы, и верьте, что всё Божественное имеет великую и полезную цель. Ваш мир заблуждался, науки, развившиеся в ущерб нравственности, направляя вас к матерьяльному благополучию, служили на пользу духа тьмы. Вы знаете, христиане, что сердце и любовь должны итти рука об руку с наукой. Увы! Царство Христа после восемнадцати веков, несмотря на кровь стольких мучеников, ещё не пришло! Христиане, вернитесь к Учителю, который хочет вас спасти. Всё легко тому, кто верит и любит: любовь наполняет его безграничной радостью. Да, дети мои, мир в заблуждении: добрые духи достаточно много говорят вам об этом; склонитесь перед дуновением, предвестником бури, чтобы не быть опрокинутыми, то есть приготовьтесь и не будьте подобны девам, которые были застигнуты врасплох приходом жениха.
Приготовляющаяся революция скорее моральная, чем матерьяльная; Великие Духи, Божии посланники, внушают веру для того, чтобы вы все, просвещённые и ревностные работники, заставили услышать ваш скромный голос; вы — песчинки, но без песчинок не было бы гор. Итак, пусть выражение «мы малы» не служит больше для вас оправданием. Каждому своя миссия, каждому своя работа. Разве муравей не строит здания своей республики, а незаметные мельчайшие животные не воздвигают целых материков? Новый крестовый поход начат; апостолы всеобщего умиротворения, но не войны, современные Св.Бернарды, подумайте и идите вперёд; закон миров — закон прогресса.»

Фенелон. Пуатье, 1861г.

§11. «Бл.Августин — один из величайших популяризаторов Спиритизма; он является почти повсюду; причину этому мы находим в жизни этого великого христианского философа. Он принадлежит к числу тех могущественных Отцов Церкви, которым христианство обязано своими самыми прочными основами. Как и многие, Бл.Августин был исторгнут светом истины из язычества, скажем больше: из самого глубокого безбожия. Когда среди распутства он почувствовал в своей душе необыкновенное движение, напомнившее ему о нём самом, он понял, что счастье не в этих опьяняющих и скоропреходящих удовольствиях; когда наконец на своём дамасском пути он тоже услышал в себе священный возглас: «Савле, Савле, за что преследуешь Меня?» — он воскликнул: «Мой Бог, мой Бог, прости меня, я верю, я христианин!». И с тех пор он стал самой твёрдой опорой Евангельского учения. В замечательных признаниях, оставленных нам этим Высоким Духом, можно найти характерные и пророческие по тому, времени слова, произнесённые им после потери Св.Моники: «Я убеждён, что моя мать придёт навестить меня и дать мне советы, открывая то, что ждёт нас в будущей жизни.» Какое поучение в этих словах и какое ясное предвидение будущего учения! Вот почему теперь, видя, что пришло время популяризации истины, которую он предчувствовал когда-то, он сделался ревностным распространителем её и появляется повсюду, чтобы отвечать всем вопрошающим его.»

Эраст, ученик Св.Павла. Париж, 1863г.

Примечание : Является ли Бл.Августин отвергать то, что воздвиг? Конечно, нет; но так же, как и многие другие, он видит глазами духа то, чего не видел, как человек; его освобождённая душа видит новый свет; она понимает то, чего не понимала раньше; новые идеи открыли ей истинный смысл некоторых слов; на земле он судил о вещах сообразно с теми познаниями, которыми обладал. Но когда воссиял для него новый свет, он стал судить о них более здраво; таким образом он должен был разобраться в своём веровании относительно злых духов — инкубов и суккубов — и в проклятии, которому он предал теорию об антиподах. Теперь, когда христианство представилось ему во всей своей чистоте, он может в некоторых случаях судить иначе, чем при жизни, не переставая быть апостолом христианства; он может, не отрекаясь от своей веры, сделаться распространителем Спиритизма, потому что в нём он видит осуществление предсказанного. Провозглашая Спиритизм теперь, он восстанавливает более здравое и логическое толкование текстов «Евангелия». То же самое происходит с другими духами, находящимися в аналогичном положении.

1 В нашу эпоху равноправия полов здесь обязательно следовало бы добавить: «ни на мужа ближней своей». (Й.Р.)
2 В нашем изложении заповедей мы следуем французскому тексту Кардека, стараясь, по мере возможности, избежать ненужного и неудачного повтора и параллелизма в заповедях 6 и 9, в 7 и 10. По-церковнославянски же эти заповеди звучат так:

1. Азм есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, ежи святити его; шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. (Й.Р.)

Новый Завет

От Матфея святое благовествование

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака"» * , подлежит синедриону ** ; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби’те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари *** ?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Предыдущая книга

Следующая книга

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить»

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить»

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17) – эти слова являются ключом к пониманию Ветхого Завета и в то же время задают тон всему Евангелию. Евангелие есть исполнение того, о чём говорится в Ветхом Завете, – без Ветхого Завета Новый теряет всякий смысл. В 13-й главе говорится, в общем, о том же: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (13: 52).

Что значит «Новый» и что значит «Ветхий Завет»?

Новый – не в смысле его противоположности Старому Завету, как мы часто думаем, а Новый (греч. кайнос или лат. novus) в смысле – всегда новый. Не случайно слова Спасителя во время Тайной Вечери: «Сия есть кровь Моя Нового Завета» – на латинский язык переведены как: «Hic est enim canguis mens novi et aeterni testamenti» («Это Моя кровь Нового и Вечного Завета»).

Латинское слово novus уже не вмещает того, что на греческом выражено словом кайнос, так что переводчику приходится прибегнуть к замене одного слова двумя: «новый» и «вечный». Я бы перевёл на современный язык это слово как «вечно новый»: «Сия есть кровь Моя вечно Нового Завета», «неустаревающего Завета».

Сам термин «Старый», или «Ветхий», как мы обычно говорим, в достаточной мере условен. Лучше всё-таки говорить не Ветхий, а Моисеев Завет (данный при Моисее), или Завет, заключённый с отцами, но во всяком случае не Ветхий, потому что ничего ветхого в нём нет.

Завет, данный отцам, и Завет, данный нам, – в этом вся разница двух Заветов.

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» – это первый момент Нагорной проповеди, присущий только Евангелию от Матфея. Второй – о клятве, когда Спаситель обращается к Нам с такими словами: «… не клянись вовсе: ни небом, потому Что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие Ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого» (5: 34-37).

Эта истина очень важная, но мы её за две тысячи лет чтения Нагорной проповеди ещё не осознали: до сих пор не только в обыденной жизни, но и в церковной присутствует такое понятие, как клятва. Мы должны понять, что нельзя давать клятвы, потому что всякая клятва – это уже шаг к её нарушению Чтобы не нарушать, не надо обещать, надо просто обладать открытым сердцем. Это очень важно почувствовать изнутри, понять из глубины нашего «я».

Наличие элемента клятвы во многих богослужебных чинах и в жизни христианских монархов первых веков распространения христианства – это удар по евангельской проповеди. Это то, с чего начинается иногда наше отступление от Христа, присутствующего среди нас.

Ответы на вопросы

В изложении Матфея о том, что обычно называется Нагорной проповедью, записаны следующие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!» (Матфея 5:17–18).

Часто озвучиваются утверждения, что если Иисус не «отменил» закон, тогда он все еще является обязательным к исполнению. Соответственно, такие аспекты, как соблюдение субботнего дня, должны действовать до сих пор, возможно, вместе с многочисленными другими элементами закона Моисея. Это предположение основано на непонимании слов и предназначения этого отрывка. Христос здесь не имел в виду, что обязательный характер закона Моисея навсегда останется в силе. Такая точка зрения противоречит всему, что мы узнаем из Нового Завета (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25, Ефесянам 2:15).

Особое значение в нашем исследовании имеет слово, переведенное как «отменить». Это – перевод греческого «kataluo», буквально означающего «ослаблять». Это слово встречается в Новом Завете семнадцать раз. Оно используется, например, при упоминании об уничтожении еврейского храма римлянами (Матфея 26:61; 27:40, Деяния 6:14), и разложении человеческого тела после смерти (2 Коринфянам 5:1). Этот термин может нести дополнительное значение «свергнуть», то есть, «делать ненужным, лишать успеха». В классическом греческом языке он был использован в связи с институтами, законами и т.д., чтобы передать идею «о признании недействительным».

Особенно важно отметить, как это слово употребляется в Евангелии от Матфея 5:17. В контексте «отменить» находится в оппозиции к «выполнить». Христос пришел «не отменить, а исполнить». Иисус не пришел на эту землю как противник закона. Его целью не было помешать его исполнению. Скорее, Он почитал его, любил его, повиновался ему и привел его к осуществлению. Он исполнил пророческие указания закона в отношении самого Себя (Луки 24:44). Христос исполнил требования закона Моисея, который призывал к беспрекословному послушанию под угрозой проклятия (см. Галатам 3:10, 13). В этом смысле Божественный замысел относительно закона навсегда останется неизменным. Он всегда будет выполнять цель, для которой был создан.

Если, тем не менее, закон Моисеев имеет такое же отношение к людям сегодня, в плане его обязательного статуса, то он не был выполнен, и Иисус не достиг успеха в том, ради чего Он пришел. С другой стороны, если Господь достиг своей цели, то закон был выполнен и сегодня не является обязательным к исполнению. Кроме того, если закон Моисея не был выполнен Христом – и таким образом, остается обязательным сегодня – то он не может быть обязательным лишь частично. Скорее, это полностью обязующая система. Иисус ясно сказал, что ни одна «мельчайшая буква или черточка» не пропадет, пока все не будет выполнено. Следовательно, ничто из закона не могло быть отменено, пока он полностью бы не выполнил свою задачу. Иисус исполнил закон. Он исполнил весь закон. Мы не можем сказать, что Иисус исполнил систему жертвоприношений, но не выполнил других аспектов закона. Иисус либо выполнил весь закон, либо нет. То, что смерть Иисуса значит относительно жертвоприношений, она также значит и относительно других аспектов закона.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.