Определение слова жестокость. Как проявляется детская жестокость

/ / / В чем причины жестокости?

Человек ничего не делает просто так, всему есть своя причина. Бессердечие тоже не возникает внезапно и из ниоткуда. Жестокость – это негативная черта личности, проявляющаяся в грубом поведении к живым существам: причинение боли, грубом или оскорбительном поведении, посягательство на чью-либо жизнь. Причин для жестокости может быть масса: обида, зависть, ревность или трусость. Мне кажется, что избравшие путь бессердечия – слабые люди. Очень сложно быть добрым, потому что доброта предполагает помощь другим, нежное и заботливое отношение. Жестокие люди делят мир на черное и белое, а так не бывает.

В литературных произведениях очень часто поднимается тема доброты и жестокости. Герои находятся на распутье: пойти по дороге добра и причинить вред себе, или ступить на путь жестокости и извлечь выгоду для себя. Русские и зарубежные писатели философствуют над природой добра и жестокости, особенно они задумывались над бессердечием, которое причиняют близким и родным людям. В романе «Отцы и дети» Базаров жестоко поступает по отношению к своим родителям. Он не обращает на них внимания, редко приезжает к своим старикам. В чем причина его жестокости? Его жестокость взращена на нигилистических убеждениях. Его философия заставляет так поступать по отношению к родителям. Он испытывает теплые чувства к «старикам», но хранит их глубоко в сердце и не показывает. Только на смертном одре Евгений понимает, что его родители – самые лучшие люди на свете, он пожалел, что так небрежно к ним относился в течение своей жизни.

Жестокой можно назвать и Настю, героиню рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Женщина позабыла свою мать, живущую в деревне. Бесчеловечность здесь - это отстранение от родной матери, которая нуждалась в помощи и заботе. Только после смерти матери Настя осознала, что долг дочери – это не перевод денег для беспомощной матери, а человеческая забота. Почему же Настя так поступила? Мне кажется, она хотела начать новую жизнь в городе, а мать, живущая в деревне, ее как-то сдерживала. Она хотела казаться независимой для коллег и не быть привязанной к больной матери. Автор учит нас, что в семье не может быть места для жестокости.

Причин для жестокости может быть масса. Проблема в том, что человек сам выбирает, как ему поступать: человечно или нет. Все зависит от людей, а не от обстоятельств. Жестокость к родителям чаще всего – это проекция отношения родителей к ребенку в детстве. Человек должен стремиться к добру, не проявлять жестокость, несмотря на искушение или обиду. Даже сказки с детства учат нас, что добро победит зло, а жестокие герои всегда будут наказаны. Бесчеловечное отношение к окружающим нельзя оправдать никакими причинами.

Как часто еще вчера, человек, чей характер нам казался почти идеальным, проявляет неслыханную и неожиданную жестокость к окружающим. Если проанализировать его поведение до таких ситуаций, можно найти некоторые косвенные признаки жестокости и агрессивного поведения человека (далее субъекта). Давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание при знакомстве с субъектом и тесном общении с ним.

Все идеально.

Вы пришли на первое свидание, понравились друг другу и ведете милые светские беседы. Ваш новый избранник воспитан, сдержан, лишен нервозности и просчитывает каждое свое действие. Стоп! Слишком все идеально. Очень трудно контролировать каждую мелочь своего поведения, особенно при первой встрече с приятным человеком. Значит, человек надел на себя маску и старается показаться лучше, чем на самом деле. Вопрос в том, какова цель такого поведения? Это - большое желание понравиться или нежелание показывать истинную сущность?

Эгоцентризм.

Все должно идти по плану и желанию человека. Он никогда не поступится личным удовольствием, чтобы сделать приятное другому человеку. Если ему нужно будет сопроводить близкого человека на мероприятие, при этом пропустив любимые автогонки, он выберет второе. Можно сказать, что это обычный эгоизм, причем здесь жестокость? А притом, что в любой ситуации, где станет выбор между интересами человека и его партнера, он выберет свои интересы, даже если, при этом, второй пострадает (физически или психологически). Неумение поставить себя на место другого и понять причиненный вред – это тоже жестокость, хоть и не явная.

Настроение.

У субъекта происходит резкая смена настроение, если все идет не так, как он хочет. Его внутреннее состояние полностью зависит от внешних факторов. У него нет самодостаточности, самообладания и независимости, благодаря которым, человек ведет себя спокойно и контролирует ситуацию (а не ситуация контролирует его).

Выражение гнева.

Частые эмоциональные взрывы, проявление гнева, даже в мелочных ситуациях. Спровоцируйте человека на конфликт и посмотрите, как он себя ведет. Он может, из-за мелкой претензии, резко повысить голос, но быстро стать прежним. Либо повысить тон на официанта, принесшего не то блюдо. Или в общественном транспорте грубо отругать человека, наступившего ему на ногу. Самые правдивые эмоции длятся первые пару секунд, а потом человек вновь обретает контроль над собой и становится добродушным и спокойным. Поэтому внимательно следите за первой реакцией спутника на провоцирующие факторы.

Нетерпение к чужому мнению.

Субъект стремится, любой ценой, навязать свою точку зрения. И очень нервничает, если имеет дело с уверенным и осознанным человеком, у которого на все свое мнение. Предоставление советов, наставлений – это стремление контролировать чужую жизнь. А жестокий человек не признает чужой воли и иной точки зрения, кроме своей. Если Ваш знакомый начал нервозно что-то доказывать, при этом, перебивая и не давая вставить слово, это плохой признак. В будущих отношениях он будет контролировать каждый шаг своей половинки, и навязывать абсолютно все - начиная от стиля одежды, круга общения и заканчивая системой ценностей.

Человек - патологический врун. Из-за страха быть непринятым, показать свое истинное лицо, он врет, постоянно ищет оправдания своим выходкам и делает во всем виноватыми окружающих. О своих проступках товарищ не любит говорить, либо находит отговорки. Как в ситуации:
- Дорогой, где ты был вчера?
- Это ложь! Кто тебе сказал?

Необычные ситуации.

Можно узнать о необычных поступках, которые совершал собеседник. Обратить внимание на такие: участие в экстремальных ситуациях, при которых затрагиваются интересы других людей (животных), всевозможные розыгрыши знакомых, которые при этом испытывали страх, обиду, разочарование. Он может сам случайно обмолвиться о таких приключениях.

Принуждение к определенным сексуальным действиям, при этом желания другого партнера не учитываются. И даже наоборот, зная о нежелании человека делать что-то, стремление добиться этого любой ценой. У субъекта не существует внутренней границы, и каждый раз он будет выдумывать все более изощренное сексуальное поведение, пока не случиться непредвиденная ситуация, при которой кто-то пострадает.

Поведение с другими людьми.

Намеренное провоцирование конфликтных ситуаций, вызывающее поведение в обществе. Субъект выбирает жертву слабее него (физически, умственно), а с равными себе старается вести себя сдержанно, контролировать свои действия. Вспомните, не было ли у Вас ситуаций, когда в опасной ситуации (хулиганы в подворотне, агрессия диких собак и т.д.) ваш спутник повел себя подозрительно, показал трусость?

Например, Вы шли, держась за руки, и мимо проходила толпа молодых людей, которые попросили закурить. А у Вашего молодого человека при этом дернулась рука, выдавая испуг, неготовность к защите. Если бы прохожие потребовали деньги , Ваш спутник вполне мог бы оставить Вас и удрать. Самое интересное, что такой человек потом найдет миллион причин для оправдания своего поведения, начиная от спешки на последний трамвай и заканчивая резким предчувствием внезапно включившегося утюга дома.

Поведение в семье.

В отношениях человек стремится занять главенствующее место, при этом унижая достоинство близких людей. Если ему не отвечают отпором, он убеждается в правильности своего поведения и усугубляет жестокое обращение. Непрямым признаком жестокости в семье может послужить необъективное отношение к детям, при котором важно не разобраться в ситуации, а именно найти вину ребенка и повод для последующего наказания.

Сходу выявить скрытую жестокость у собеседника очень сложно. Это можно сделать только при возникновении стрессовой ситуации, в которой человек не может себя контролировать и ведет себя естественно. При большом желании, можно специально создать такую ситуацию, чтобы посмотреть на реакцию нового знакомого. В любом случае, если в поведении человека присутствуют даже несколько пунктов, описанных в данной статье, стоит присмотреться к нему более пристально и объективно. И сделать выводы по дальнейшему общению с ним.



Вас заинтересовала эта статья?

Вы можете оставить комментарий или добавить свою заметку в разделе сайта

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.

Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.
Словарь Суккубов

Жестокость (бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам) – это морально-психическая черта личности, которая проявляется в нанесении морального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а так же в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных. Жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако она является более устойчивой личностной структурой. Жестокость предполагает полное безразличие к нуждам и страданиям другого человека или живого существа. Она не допускает мысли о том, что ему может быть больно, плохо, грустно, обидно, досадно. Человеку, проявляющему жестокость, «не больно за другого». Жестокости сопутствуют бесчувственность, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия. Обратной стороной жестокости является чрезмерная ранимость. Нередко эта деструктивная морально-психологическая черта появляется в результате перенесенной психотравмы или под влиянием длительного воздействия психотравмирующей ситуации. Человек, заковывается в жестокость, как в броню, а внутри его остается страдающее Я. Оно амбивалентно. С одной стороны оно совершенно не готово признать значимость другого человека, а с другой стороны оно хочет, чтобы его любили, жалели и ласкали. То есть жестокость - это своего рода прикрытие от страха, противоречия между чувством собственной неполноценности и высокими притязаниями общества.

Проявление милосердия, любви к людям и животным, признание ценности человеческой жизни, сочувствие и сопереживание – вот основные пути преодоления жестокости. Если смотреть еще глубже – то это глубинная работа над собственными страхами и комплексами.

  • Жестокость – это немилосердность, бесчувственность, бесчеловечность.
  • Жестокость – это проявление крайней неудовлетворенности жизнью и собой.
  • Жестокость – это неудачная попытка скрыть свои комплексы и личностную ранимость.
  • Жестокость – это ложный путь демонстрации собственной силы и величия.
  • Жестокость – это неуважительность, умноженное на гордыню.

Недостатки жестокости

  • Жестокость делает человека извергом.
  • Жестокость трудно остановить; она может стать причиной преступления.
  • Жестокость нарастает как снежный ком и приводит к еще большей жестокости.
  • Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, а также обществу.
  • Жестокость является ненадежным и деструктивным прикрытием собственной неполноценности.

Проявления жестокости в повседневной жизни

  • Социальная реклама. В проекте социальной рекламы «Новое пространство России» был выпущен плакат «Преодолеть жестокость мы можем только вместе». Он призван культивировать вечные культурные и семейные ценности российского народа и бороться с социальной жестокостью.
  • Фильм «Жестокость». В 2007 году в кинопрокате появился новый продукт российского кинематографа под названием «Жестокость». Это история о девочке тинэйджере, с трудным детством и изломанной судьбой, и о женщине Зое, успешной в жизни, но неудачнице в любви. Слоган фильма «Это не любовь – это жестокость». Картина повествует о гневе, агрессии, чувстве мести, о жестокости сердца. Можно ли переступить через любовь и дружбу? Можно! Но что будет потом? Чтобы ответить на этот вопрос, и стоит посмотреть фильм.
  • Детская жестокость как феномен. Детская жестокость на определенном этапе является нормальным возрастным психологическим образованием. Ведь подрастающий малыш еще только учится контролировать свои эмоции, и этот механизм еще не отлажен. Здесь важно понимание и правильное поведение со стороны родителей. Нужно давать выход эмоциям. Активные игры, спорт, прогулки, животные, «бой подушками» - вот помощники в борьбе с агрессией. Однако сегодня социальные работники и психологи озабочены неконтролируемой, возрастающей детской и подростковой жестокостью. Что движет этими детьми? http://www.vesti.ru/videos?vid=540108
  • Культ жестокости. В некоторых религиях или видах спорта даже существует культ жестокости. Считается, что проявление жестокости – это демонстрация собственной силы и могущества. Морально-этическая сторона вопроса остается за скобками.

Как преодолеть жестокость

  • Принятие и осознание. Важнейший этап в борьбе с жестокостью – это осознание проблемы и ее принятие. Только понимание того, что жестокость – величайшее зло, может помочь избавиться от нее.
  • Любовь к самому себе и признание общечеловеческих ценностей. Поскольку в основе жестокости лежит нелюбовь, неуважение и отрицание самого себя, то и работу над этим качеством следует начинать с восстановления любви к себе и избавления от глубинных страхов. Очень важно понять и принять ценность жизни человека как таковую. Ценность своей жизни и жизни других людей.
  • Сочувствие и милосердие. Если вы обнаружили в себе проявления жестокости и хотите от них избавиться, то старайтесь тренироваться в милосердии. Старайтесь думать над страданиями других людей, жалеть и кормить бездомных животных, подавать милостыню. Не упускайте момента помочь другому человеку, совершив акт милосердия.
  • Формирование своей силы и успешного стиля. Обычно жестокость проявляют люди, чувствующие свою ущербность в той или иной сфере жизни. Это люди, внутренняя самооценка либо занижена, либо завышена. А это обратные стороны одной и той же медали. Поэтому борьбе с жестокостью способствует выравнивание самооценки, формирование успеха и удовольствия от социального принятия и одобрения. Старайтесь добиться успеха и общественного признания. Позитив со стороны других людей сделает вас более терпимым человеком.

Золотая середина

Жестокость

Сострадательность

Жертвенность

Крылатые выражения о жестокости

Чем достойнее человек, тем большему числу живых существ он сочувствует. - Френсис Бэкон - Всякая жестокость происходит от немощи. - Луций Сенека - Неуверенность рождает злость. - Вячеслав Бучарский - Жестокость и страх пожимают руки друг другу. - Оноре де Бальзак - Ария Нейер / Военные преступления: жестокость, геноцид, террор и борьба за справедливость Книга интересна конкретными примерами и анализом проблемы жестокости на социальном уровне. Здесь приведены факты, касающиеся борьбы с жестокостью в разных странах и на разных уровнях государственности. Уильям Голдинг / Повелитель мух Это художественное произведение является признанной классикой мировой литературы. Она повествует о добропорядочных мальчиках, которые получив приличное воспитание, оказались на необитаемом острове. Что случается тогда, когда люди забывают о любви и милосердии? Случается непоправимое. Книга принесет подлинное удовольствие, раскроет проблему жесткости и заставит задуматься о серьезных вещах.