Методика изучения русского языка в начальной школе

§ 1. Предмет и задачи методики 5

§ 2. Связь методики с другими науками 7

§ 3. Методы исследования в методике преподавания

русского языка 12

Глава II. Русский язык как учебный предмет. Цели обучения

русскому языку в современной школе (М. Т. Баранов) 21

§ 4. Специальные цели работы по русскому языку в школе 23

§ 5. Общепредметные цели обучения русскому языку в школе 35

§ 6. Развитие школьников в учебном процессе 48

Глава III. Содержание обучения и структура

школьного курса русского языка М. Т. Баранов) 52

§ 8. Структура современного школьного курса русского языка 56

Глава IV. Средства обучения русскому языку (Н.А.Ипполитова) 61

§ 9. Учебник как ведущее средство обучения 61

§ 10. Особенности действующих учебников по русскому языку.

Лингвистическая база учебников 65

§ 11. Пособия, дополняющие учебник 79

§ 12. Средства наглядности в обучении русскому языку 80

Глава V. Организация учебного процесса по русскому языку в школе

(М. Т.Баранов) 95

§ 13. Планирование учебного материала 95

§ 14. Условия эффективного проведения уроков 99

§ 15. Урок русского языка 108

Изучение разделов науки о языке 128

Глава VI. Методика изучения фонетики, лексики и грамматики

(М. Т. Баранов) 128

§ 16. Цели изучения разделов науки о языке 128

науки о языке 129

§ 18. Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки

этой работы 135

§ 19, Методика работы над новыми языковыми явлениями 139

§ 20. Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения) 144

Глава VII. Методика орфографии (М. Т. Баранов) 147

§ 21. Цели обучения орфографии и ее место в школьном

курсе русского языка 147

§ 23. Предпосылки работы по орфографии в школе 153

§ 24. Принципы методики орфографии 160

§ 25. Методика работы по орфографии в V-VII классах 163

§ 26. Работа по орфографии в VIII-IX классах 172

§ 27. Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся 175

§ 28. Работа над орфографическими ошибками учащихся 178

Глава VIII. Методика пунктуации (А/. Т.Баранов) 187

§ 29. Цели обучения пунктуации и ее место в школьном

курсе русского языка 188

§ 30. Лингвистические основы работы по пунктуации в школе 190

§ 32. Принципы и предпосылки работы по пунктуации 197

§ 33. Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями 202

§ 34. Методика работы над пунктуационным правилом 205

§ 35. Формирование у учащихся пунктуационных умений 207

§ 36. Работа по пунктуации в V-VII классах при изучении

несинтаксических тем 214

§ 37. Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи

учащихся в V-IX классах 217

§ 38. Работа над пунктуационными ошибками учащихся 219

Развитие речи учащихся 227

Глава IX. Овладение нормами литературного языка (Т. А.Ладыженская) 228

Глава X. Обогащение речи школьников 232

§ 39. Обогащение словарного запаса учащихся (М. Т.Баранов) 232

§ 40. Обогащение грамматического строя речи учащихся

{Т.А.Ладыженская) 259

Глава XI. Обучение различным видам речевой деятельности 265

§ 41. Обучение слушанию (Т.А.Ладыженская) 267

§ 42. Обучение чтению (Н.А.Ипполитова) 270

§ 43. Обучение устной и письменной речи (связная речь)

(Т. А.Ладыженская) 278

Глава XII. Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием

языковых и речевых умений и их оценка (Н.А.Ипполитова) 293

§ 44. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку 293

§ 45. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).

Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

Зачем учить? Цели обучения (цели, которые ставит сам ученик).

Чему учить ? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методические основы: философская теория познания (гнесеология), диалектический материализм, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки - речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.

Основные разделы методики:

Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков - когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения - анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.

Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы).

Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 304 с.

Содержание:
Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Совершенствование устной речи младших школьников.
Работа над словом как лексической единицей речи.
Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Работа в области культуры речи младших школьников.
Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Методика обучения грамоте.
Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Методика обучения орфографии.
Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах

М.: Просвещение, 1979.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах

2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с.

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения

Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
М.: Академия, 1997. - 383 с.

Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка

Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах

Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Сборник содержит статьи по изучению русского языка на фонемной основе, что развивает фонетический слух у учащихся, является предпосылкой успешного обучения детей грамоте как основы для совершенствования у них орфоэпических навыков, важнейшего условия овладения графикой и орфографией русского языка, развития интереса к языку.
Автор предлагает практические рекомендации по использованию методов обучения орфографии на фонемной основе, обучению орфографической зоркости как учащихся младших классов, так и студентов, будущих учителей.
Работа предназначается студентам педагогических вузов, работникам системы народного образования, родителям.

Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи

М.: Флинта, 2000. - 104 с.

Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Книга может быть полезна при обучении грамоте по любому букварю; она адресована учителям начальных классов, методистам по начальному обучению, преподавателям ВУЗов и колледжей, студентам.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).

Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М. Р. ЛЬВОВ, В. Г. ГОРЕЦКИЙ, О. В СОСНОВСКАЯ

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»

3-е издание, стереотипное

Москва Издательский центр «Академия»

УДК 808.2-5(075.8) ББК 74.268.1Рус я73 Л891

А в т о р ы:

В. Г. Горецкий (раздел I),

М. Р. Львов (введение, разделы III, IV, V и VI),

О. В. Сосновская (раздел II)

Р е ц е н з е н т ы:

доктор педагогических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова Т. М. Воителева ;

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Московского городского педагогического университета Т. И. Зиновьева

Львов М. Р.

Л891 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

ISBN 5-7695-3638-1

Пособие содержит систематический курс методики обучение грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА.....................................

Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ................................................................................

Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА...................

Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ................................................................

Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.............................................

РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ...................................................................

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ.....................................................................................................................................

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.........................

Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................................................................................

Учебно-методический комплект по обучению грамоте..............................................................................................

Методы обучения грамоте, их классификация............................................................................................................

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ...................................................

История методов обучения грамоте..............................................................................................................................

Буквослагательный метод..............................................................................................................................................

Переход к звуковым методам........................................................................................................................................

Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ..................................................................................

Выбор методики..............................................................................................................................................................

Добукварный период......................................................................................................................................................

Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые...................................................................................................

Работа со слогом, слогоделение....................................................................................................................................

Знакомство с ударением.................................................................................................................................................

Изучение звуков..............................................................................................................................................................

Знакомство с буквами....................................................................................................................................................

Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................................................

Механизм чтения, его составляющие...........................................................................................................................

Чтение слогов в букварных «столбиках» .....................................................................................................................

Чтение и разбор букварных текстов.............................................................................................................................

Обучение письму............................................................................................................................................................

Уроки обучения грамоте................................................................................................................................................

РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................

Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ............................................................................................

Зарождение метода объяснительного чтения...............................................................................................................

К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения..........................................................................

Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению................................................................................................

Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.............................................................

Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ...............................................................

Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона...................................................................................................

Метод литературно-художественного чтения..............................................................................................................

Метод творческого чтения.............................................................................................................................................

Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в. ........................................................................................................

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ........................................

Пропедевтический этап литературного образования младших школьников............................................................

Учебныйматериалдлячтенияилитературоведческойпропедевтики в начальных классах.........................................

Роль взрослого в формировании ребенка-читателя.....................................................................................................

Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования

младших школьников.....................................................................................................................................................

Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.............................................................................

Качества навыка чтения.................................................................................................................................................

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..........................................................................................

Работа над правильностью и беглостью чтения..........................................................................................................

Работа над сознательностью чтения...........................................................................................................................

Работа над выразительностью чтения........................................................................................................................

Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ...........................

Литературоведческие основы анализа художественного произведения.................................................................

Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками.........................

Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах...................................

Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ........................................................................................................................................

Первичное восприятие текста......................................................................................................................................

Анализ художественного произведения на уроке чтения.........................................................................................

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.............................................

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения...................................................................

Несколько слов о школьном театре............................................................................................................................

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ..........

О родах литературных произведений.........................................................................................................................

Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах.............................................................

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах...........................................................

Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.....................................................

Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ............................................................................................................

О воспитательной роли книги.....................................................................................................................................

Истоки современной системы работы с детской книгой..........................................................................................

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников..........................

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой....................................................................................

Начальный этап обучения работе с детской книгой..................................................................................................

Основной этап обучения работе с детской книгой....................................................................................................

Типология уроков внеклассного чтения.....................................................................................................................

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ..................................................................................

Требования к урокам чтения........................................................................................................................................

Задачи современного урока чтения.............................................................................................................................

Типология уроков чтения.............................................................................................................................................

Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................................................

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,

ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ –

МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) .......................................................................................

Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ......................

Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» ...................................................................................................................................................

Пути реализации воспитательной функции языка....................................................................................................

Формирование языковых понятий..............................................................................................................................

Изучение закономерностей и структуры языка.........................................................................................................

Углубленное изучение русского языка.......................................................................................................................

Развивающая роль теории языка.................................................................................................................................

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ..................................................................

Языковой анализ как метод.........................................................................................................................................

Метод конструирования...............................................................................................................................................

Сравнительно-исторический метод............................................................................................................................

Наглядные методы.....................................................................................................................................................

Метод рассказа учителя...............................................................................................................................................

Эвристические, или поисковые, методы....................................................................................................................

Игра как метод..............................................................................................................................................................

Программированное обучение и компьютер.............................................................................................................

Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ........................................

Роль учебника, его функции........................................................................................................................................

Требования к текстам в учебнике...............................................................................................................................

Типы учебников и пособий..........................................................................................................................................

Виды работы учащихся по учебнику..........................................................................................................................

Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ.......

Понимание функций произносительных единиц речи..............................................................................................

Умения учащихся.........................................................................................................................................................

Процесс обучения. Методы, приемы..........................................................................................................................

Трудности фонетики и графики..................................................................................................................................

Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...........................................................................................................................................

Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................................................

Обобщения. Обратная связь........................................................................................................................................

Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ..........................................................................................

Морфология. Части речи..............................................................................................................................................

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение............................................................................

Тема «Род имен существительных»............................................................................................................................

Тема «Число имен существительных»........................................................................................................................

Тема «Склонение имен существительных»................................................................................................................

Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ......................................................................................................................

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных.............................................................................

Тема «Род имен прилагательных» ..............................................................................................................................

Тема «Число именприлагательных» ..........................................................................................................................

Темя «Склонение имен прилагательных» ..................................................................................................................

Словообразование имен существительных и прилагательных................................................................................

Глава 9. ГЛАГОЛ.......................................................................................................................................................

Лексическое и грамматическое значение глаголов...................................................................................................

Тема «Время глагола». Прошедшее время.................................................................................................................

Тема «Настоящее время глагола» ...............................................................................................................................

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................................................................

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................................................................

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов.....................................................................................................

Словообразование глаголов.........................................................................................................................................

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ.........................................................................................

Знакомство с местоимением........................................................................................................................................

Знакомство с именами числительными......................................................................................................................

Знакомство с наречиями..............................................................................................................................................

Служебные части речи. Союзы. Предлоги.................................................................................................................

Глава 11. СИНТАКСИС............................................................................................................................................

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе...................................................................................................

Предложения, их виды.................................................................................................................................................

Члены предложения. Словосочетания........................................................................................................................

Однородные члены предложения................................................................................................................................

Сложные предложения.................................................................................................................................................

Прямая и косвенная речь.............................................................................................................................................

РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)...

Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

(XIX-XX вв.).................................................................................................................................................................

Грамматические основыобучения правописанию....................................................................................................

Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................................................................

Антиграмматическое направление..............................................................................................................................

Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ.......................

Общее понятие..............................................................................................................................................................

Алфавит.........................................................................................................................................................................

Графика..........................................................................................................................................................................

Орфография...................................................................................................................................................................

Пунктуация....................................................................................................................................................................

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................................................................

Фонематический принцип...........................................................................................................................................

Традиционный принцип орфографии.........................................................................................................................

Принцип дифференциации значений..........................................................................................................................

Принцип фонетический................................................................................................................................................

Принципы пунктуации.................................................................................................................................................

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ.....

Орфограмма..................................................................................................................................................................

Орфографическая зоркость..........................................................................................................................................

Правила правописания.................................................................................................................................................

Мотивация орфографической работы.........................................................................................................................

Ступени формирования умений по орфографии.......................................................................................................

Речевой слух..................................................................................................................................................................

Семантическая работа в усвоении правописания......................................................................................................

Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ................................................................

Выбор методов..............................................................................................................................................................

Языковой анализ и синтез............................................................................................................................................

Запоминание..................................................................................................................................................................

Решение грамматико-орфографических задач...........................................................................................................

Алгоритмы.....................................................................................................................................................................

Ступени сжатия алгоритма..........................................................................................................................................

Виды упражнений в правописании.............................................................................................................................

Имитативные упражнения (виды списывания)..........................................................................................................

Виды диктантов............................................................................................................................................................

Грамматико-орфографическое комментирование.....................................................................................................

Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании.................................................................

Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ....................................................................................................

Классификация ошибок...............................................................................................................................................

Диагностика и прогнозирование ошибок...................................................................................................................

Исправление и предупреждение ошибок...................................................................................................................

Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ) ..................................................

Общие требования к уроку..........................................................................................................................................

Типология уроков русского языка..............................................................................................................................

Структурные компоненты уроков русского языка....................................................................................................

Планирование уроков и подготовка к ним.................................................................................................................

РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ.....................................................

Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. ...............

К. Д. Ушинский.............................................................................................................................................................

Основные направления в методике развития речи....................................................................................................

Тенденции 60-х годов XX в. ........................................................................................................................................

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.................

Речь и ее виды...............................................................................................................................................................

Речь имышление..........................................................................................................................................................

Высказывание...............................................................................................................................................................

Типы речи (текста)........................................................................................................................................................

Теории строения текста................................................................................................................................................

Факторы речевого развития человека.........................................................................................................................

Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА.........................................................................................................

Критерии культуры речи..............................................................................................................................................

Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.........................................................................................

Имитативные методы...................................................................................................................................................

Коммуникативные методы..........................................................................................................................................

Метод конструировании..............................................................................................................................................

Риторика в начальных классах....................................................................................................................................

Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...............................................................

Уровень произносительный.........................................................................................................................................

Направления работы на произносительном уровне..................................................................................................

Уровень лексический (словарная работа) ..................................................................................................................

Грамматический уровень работы но развитию речи.................................................................................................

Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ.............................................................................................

Виды школьных текстовых упражнений....................................................................................................................

Типология ученических работ и компоненты системы развития речи....................................................................

Пересказы и изложения, их значение, цели и виды...................................................................................................

Методика изложений отдельных видов......................................................................................................................

Творческие пересказы и изложения............................................................................................................................

Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ...........

Сочинение как самовыражение личности..................................................................................................................

Подготовительные ступени к сочинению...................................................................................................................

Исполнение, реализация подготовленного................................................................................................................

Анализ детских сочинений..........................................................................................................................................

Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ............................................................................................

Сочинения-миниатюры................................................................................................................................................

Описание картины........................................................................................................................................................

Сочинения на литературные темы..............................................................................................................................

Сочинение сказок.........................................................................................................................................................

Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся..................................................................................................

Литературное творчество школьников.......................................................................................................................

Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ.........................

Типы и причины речевых ошибок..............................................................................................................................

Характеристика лексических ошибок.........................................................................................................................

Морфологические ошибки...........................................................................................................................................

Синтаксические ошибки..............................................................................................................................................

Логические и композиционные ошибки.....................................................................................................................

Исправление и предупреждение речевых ошибок....................................................................................................

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ.........

Типология организационных форм развития речи....................................................................................................

Язык, речь, ее развитие, языковая личность..............................................................................................................

РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.....................................

Задачи и формы внеурочной работы..........................................................................................................................

Языковые игры..............................................................................................................................................................

Кружок русского языка................................................................................................................................................

Ребенок дома.................................................................................................................................................................

Виды внеклассных занятий..........................................................................................................................................

Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).

В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».

Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.

Книги (9)

Методика обучения русскому языку в начальных классах

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.

Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Методика преподавания русского языка в начальных классах

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методика развития речи младших школьников

Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).

Основы теории речи

В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.

Правописание в начальных классах

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.

Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.

В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.

Риторика. Культура речи

В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.

Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.

Словарик синонимов и антонимов

По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.

Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».

Словарь-справочник по методике русского языка

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.

В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.