Чагатай - один из сыновей чингисхана. Сколько детей было у чингисхана Битва при Халахалджин-Элэте и падение улуса кереитов

13-06-2011, 11:40

Старший сын Чингисхана

ENG RUS KZ


Прочитав в Интернете статью Искандера Ундасынова "Джучи", где он утверждает, что "знаем о нем мы удручающе мало, настолько, что до сих пор остается для нас загадкой даже его рождение и смерть", я кинулся искать по источникам. И верно - о Джучи мы знаем крайне мало. А ведь он был старшим сыном великого Чингисхана, стоял у истоков создания мощного государства на части территории современного Казахстана, которое мы знаем как Золотая орда. И именно его прямые потомки создали потом Казахское ханство.

Тайна рождения

Многие помнят историю о том, что мать Джучи - влиятельная и уважаемая Борте - в 1181 году была пленена меркитами. А год спустя, в 1182-м, родился Джучи. Этот факт позволял многим в прошлом и позволяет некоторым сейчас сомневаться в отцовстве Чингисхана.

Рашид ад-Дин, автор "Сборника летописей": "… Бурте-фуджин забеременела Джучи-ханом. В то время племя меркитов… ограбило дом Чингисхана и увело его беременную жену… они (меркиты) отослали Бурте-фуджин к Онг-хану (Ванхану)… Узнав об этом, Чингисхан отправил к Онг-хану, для востребования и возвращения Бурте-фуджин, эмира по имени Саба. Онг-хан, оказав ей почет и внимание, отправил вместе с Сабой. На пути у нее родился сын, которому по этой причине дали имя Джучи" (Джучи переводится здесь как "неожиданный гость").

Но серьезные ученые утверждают, что Рашид ад-Дин попросту врет, фальсифицируя историю, как это делали многие идеологи от истории до и много позже него. На самом деле Борте была освобождена самим Чингисханом (тогда еще Темучином) с помощью уже упомянутого нами Ванхана (Тогрул-хана) и своего Анды Джамухи.

Вот что писал безымянный авто в "Сокровенных сказаниях монголов": "… Меркитский улус в панике бросился бежать вниз по течению реки Селенги, а наши … гнали, губили и забирали в плен беглецов. Темучжин же, выбегая навстречу бежавшим, все время громко окликал: "Борте, Борте!". А Борте как раз и оказалась среди этих беглецов. Прислушавшись, она узнала голос Темучжина, соскочила с возка и подбегает… взглянул он на Борте-учжину - и узнал. Обняли они друг друга… Вот как произошла встреча Темучжина с Борте-учжин и освобождение ее от меркитского плена".

А вот что касается отцовства Чингисхана, то здесь сомнения остаются. Даже родные браться нет-нет, да намекали Джучи на меркитское происхождение. История сохранила случай драки межу сыновьями Чингисхана за право престолонаследия. Но об этом позже.

Детство и юность

Вот здесь ученые всего мира встают в тупик. Практически нет данных о том, как прошло детство и становление Джучи. В средневековых нарративах он появляется уже зрелым юношей в возрасте 25 лет. Давайте вместе с вами попробуем, как говорил классик, мыслить логически, по крупинкам собирая материал из разных источников.

Несмотря на все слухи, Чингисхан искренне любил своего старшего сына. И, конечно, дал ему прекрасное образование. Сам Покоритель Вселенной был просто одержим жаждой новых знаний. Недаром в его окружении всегда были великие ученые своего времени. Причем образование, думается, было не только монгольским. Управлять лошадью, как мы знаем, любой монгол, любой кочевник учился раньше, чем ходить. Стрельба из лука, бои на мечах, саблях, булавах (шокпарах), виртуозное владение пикой, тяжелым копьем - здесь щедро делился своим опытом не только отец, но и, уверен, его ближайшие сподвижники - Субэдей, Джэбэ, Мухагали… И Джучи наверняка был хорошим учеником. Он, может быть, не стал самым лучшим бойцом, но стратегом, как называли греки военачальников, был отменным. Не зря отец доверял ему самые ответственные задания.

Планируя свой поход на Китай, Чингисхан должен был обезопасить свои тылы. И потому гарантии со стороны северных народов становились залогом успеха похода на юг.

"В 1207 году война возобновилась. Старший сын Чингиса, Джучи, за один поход, не встретив серьезного сопротивления, покорил "лесные народы" Южной Сибири, чем обеспечил монгольскому улусу тыл".

Как он это сделал? Свирепость и беспощадность, свойственные чингизидам, у Джучи были врожденными. Это только со временем слухи сделали старшего сына Чингисхана самым гуманным среди всех потомком Покорителя. А пока…

"Сокровенные сказания монголов" (автор неизвестен): "В год Зайца (1207 г.- прим. авт. ) Чжочи (Джучи) был послан с войском Правой руки к лесным народам… Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия… Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебекдигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхой, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все лесные народы… Взял он с собой киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом… Милостиво обратившись к Чжочи, Чингисхан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успел и выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми лесные народы. Жалую их тебе в подданство".

К сожалению, о том, откуда и каким образом управлял Джучи лесными народами, ничего не известно. Отсутствует информация и о том, принимал ли он в 1209-1210 гг. участие в завоевании тангутского государства Си-Ся. Немного сведений дошло до нас и об участии Джучи в войне с китайской империей Цзинь. Известно лишь, что в 1211 г. он вместе с братьями Чагатаем и Угэдэем захватили часть провинции Шаньси, расположенной к северу от Великой Китайской стены.

Вернемся к образованию Джучи. Китайские, уйгурские, тангутские учителя дали ему такой уровень образования, что он, как мне кажется, перерос свое время. Он взял от своего отца мудрость, что война - это не только битва, но еще и дипломатия. В этом он выгодно отличался от своих братьев. Лишь он один из них понял настоящее искусство войны и управления (в нашем понимании госуправление).

Лев Гумилев, "Поиски вымышленного царства": "Меркиты, отступившие в 1208 году за горные проходы Алтая и Тарбагатая, получили помощь от кипчаков… Благодаря ей они к 1216 году собрались с силами и попытались ударить монголам в тыл. Только два тумена, спешно переброшенных из Центральной Монголии, под командой старшего царевича Джучи остановили и оттеснили противника…".

В этой войне Джучи показал себя не только зрелым военачальником, но и истинным свирепым чингизидом. Догнав меркитов у реки Иргиз, монголы разбили войско своих исконных врагов, а затем и уничтожили это неукротимое племя вплоть до последнего человека. Так меркиты прекратили свое существование на планете.

Среднеазиатский поход

В 1219 г. началась подготовка к Среднеазиатскому походу. Этому предшествовало важное событие как в истории Монгольской империи, так и в жизни Джучи. Речь идет о семейном совете, на котором обсуждался вопрос о наследнике Чингисхана.

В "Сокровенных сказаниях монголов" автор рассказывает, что на этом совете ханша Есуй обратилась к Чингисхану с вопросом, кому он завещает свое царство. На что тот ответил: "Это Чжочи. Что скажешь ты? Отвечай!" Не успел Чжочи открыть рта, как его предупредил Чаадай (Чагатай - прим. авт. ). "Ты повелеваешь первому говорить Чжочию. Уж не хочешь ли ты этим сказать, что нарекаешь Чжочия? Как можем мы повиноваться этому наследнику меркитского плена?". При этих словах Чжочи вскочил и, взяв Чаадая за шиворот, говорит: "Родитель-государь еще пока не нарек тебя. Что же ты судишь меня? Какими заслугами ты отличаешься? Разве только одной лишь свирепостью ты превосходишь всех!".

Чингисхан был вынужден вмешаться и утихомирить сыновей. "Как смеете вы, - обратился он к ним, - подобным образом отзываться о Чжочи?! Не Чжочи ли старший из моих царевичей? Впредь не произносите подобных слов!"

Согласно монгольским традициям, верховную власть должен был унаследовать старший сын. Да и по уровню образования, по личным качествам Чингисхан, видимо, выделял именно Джучи. На него он возлагал особые надежды. Но не получилось. Семья на этот раз настояла на своем. Меркитский призрак спустя много лет дал о себе знать. Преемником стал Угэдэй.

Но этот совет дал новое направление в престолонаследовании. Отныне не только старший сын имел право на трон. Права чингизидов, таким образом, уравнялись.

А.Доманин, "Монгольская империя Чингисхана": "… Была фактически утверждена на века любопытная наследственная система: все потомки Чингисхана по мужской линии (от четырех сыновей от Борте: от Джучи, Чагатая, Угэдэя и Тулуя - пояснение Искандера Ундасынова) имели абсолютно равное право претендовать на престол, и в то же время никто, кроме прямых потомков, не мог стать ханом. Впоследствии это привело к удивительным коллизиям…".

Т.Султанов, "Чингизхан и Чингизиды. Судьба и власть": "Такое состояние дел приводило к тому, что после смерти каждого государя разворачивалась борьба за престол между отдельными партиями царевичей и эмиров".

И.Ундасынов, "Джучи хан": " Порой она (борьба) принимала крайне жестокий характер; дело доходило до отцеубийства и детоубийства. Побеждал, естественно, не самый достойный, а сильнейший, что, впрочем, не исключало того, что порой именно он и был достойнейшим!".

Но вернемся к среднеазиатскому походу Джучи. Осенью 1219 года ему было поручено взять города на Сырдарье. После семидневной непрерывной осады первым был взят Сыгнак. Все население города было перебито. Затем были Узгенд и Барчынлыгкент. С Джентом было по-другому. Здесь Джучи предстает уже в новом качестве. Он помиловал жителей города, которые не оказали сопротивления. На семь дней, пока его воины грабили город, Джучи выгнал всех жителей за стены.

Джучи оставался в Дженте весь 1220 год. Затем он пошел на соединение с туменами Чагатая и Угэдэя в Хорезмский оазис. Пять месяцев монголы осаждали столицу Хорезмской державы город Гургендж. Ну и по обыкновению город разрушили, а жителей либо перебили, либо взяли в плен.

Отец и сын

В 1221 году Чингисхан собрал сыновей на совещание в город Талькан (Афганистан). Трое младших остались с отцом, а Джучи ушел к Иртышу.

Искандер Ундасынов счи-тает, что именно в Талькане Покоритель Вселенной отдал старшему сыну улус. Подобного мнения придерживался и автор труда "Списки устроителя мира" ("Нусах-и-джеханара") Гаффари Казвини (1565 г.). Он констатировал следующее: "Чингисхан во время похода на таджиков дал ему (Джучи) Дешт-и-Кипчак и Хорезм до крайнего севера".

Причем, делил свою империю Чингисхан неодномоментно. Территорию современного Казахстана, ставшую потом основой Золотой орды (а затем и Казахского ханства), он доверил старшему сыну. Остальные территории Чингисхан распределил между остальными сыновьями Борте позже.

М.Сафаргалиев, "Распад Золотой орды": "… к улусу Джучи ко времени его смерти принадлежали северная часть Семиречья и Хорезмская степь, это несомненно, однако окраины Саксина и Булгар, при жизни Джучи, по-видимому, не входили в его улус. Передвижение монголов на запад произошло уже при Батые, когда на курултае 1229 г. ему было поручено завоевание земель, расположенных на западе… Только тогда войско монголов дошло до Яика".

Так что неприязни или ссоры между отцом и сыном в то время еще не было. Все началось позже. И инициатива исходила не от Джучи, а от Чингисхана. Здесь я согласен с Искандером Ундасыновым.

На самом деле, скорее всего, история разрыва имела место. И именно из-за строптивости и непослушания Джучи. Но началась она гораздо позже, чем говорят средневековые источники. А тому, что Джучи не присутствовал на Курултае на Сырдарье в 1223 году, была другая причина. Чингисхан повелел старшему сыну пригнать стада куланов на грандиозную облавную охоту. Что тот и сделал, впридачу подарив отцу 20 тысяч белых лошадей. После охоты Чингисхан с сыновьями отправился на Иртыш, а затем и вовсе вернулся в Монголию. Джучи же остался в Дешт-и-Кипчак для того, чтобы управлять своим огромным улусом.

Искандер Ундасынов, "Джучи-хан": "…именно в 1224 г. на Иртыше он (Джучи) получил от отца задание, но не то, о котором с легкой руки Рашид ад-Дина пишут многие, а куда как более скромное: завоевать Восточный Дешт-и-Кипчак до Волги включительно и тем самым подготовить плацдарм для Западного похода. Вот это задание Чингисхана Джучи и не выполнил, но совсем не потому, что сознательно решил проигнорировать его, а потому, что у Джучи-хана просто не было сил даже для ограниченных завоеваний на западе - отец выделил ему всего четыре тысячи воинов. И Чингисхан это прекрасно понимал. Отсюда логически вытекает, что Джучи должен был действовать не в одиночестве, а совместно с приданными ему туменами из основного состава монгольской армии."

Напомню, что Рашид-ад-Дин утверждал, что Чингисхан приказал старшему сыну организацию грандиозного похода на Запад. А Джучи не подчинился приказу отца. Отсюда, мол, и пошел разрыв отца с старшим сыном.

На самом же деле Чингисхан поставил перед Джучи две задачи: во-первых, подчинить кыпчакские племена, обитавшие к западу от Балхаша; во-вторых, создать систему управления на территории Казахстана, уже включенной в Монгольскую империю.

Путаница с событиями и датами не позволяет точно определить время начала отчуждения Джучи от Чингисхана. Достаточно уверенно можно лишь утверждать то, что к 1226 г. Джучи-хан уже настолько отдалился от отца, что, ссылаясь на болезнь, неоднократно отклонял требования Чингисхана прибыть в его ставку. И это, видимо, было единственным реальным проявлением отчуждения Джучи от отца. Но большего он сделать и не мог (Искандер Ундасынов).

Джучи-хана

С помощью Искандера Ундасынова я хочу привести полностью описание провокации, которую, скорее всего, устроил Чагатай по отношению к Джучи. Ведь до 1225 года Чингисхан сохранял благосклонность и полное доверие старшему сыну. Это очень раздражало недругов Джучи. И особенно Чагатая…

Вот что писал об этом Рашид-ад-Дин: "С Джучи приключилась болезнь, и когда отец, возвратившись из областей таджиков, прибыл в свои орды (середина 1225 г.), то он (Джучи) вследствие этого не мог явить-ся к отцу и отправил (ему в подарок) несколько харваров охотничьей добычи и просил извинения (за неприбытие). После этого Чингисхан несколько раз приказывал вызвать его к себе, но он (Джучи) вследствие болезни не являлся и приносил извинения. Затем какой-то человек из племени мангкут направлялся (к Чингисхану) из пределов Джучиевых юртов. Джучи, перекочевывая из юрта в юрт, таким больным прибыл к горе, которая была местом его охоты. Так как он чувствовал в себе слабость, то отправил охотничьих эмиров, чтобы они охотились. Увидев такое сборище людей, занимавшихся охотой, тот человек (мангкут) вообразил, что это (сам) Джучи. Когда он прибыл к Чингисхану и (последний) спросил его о болезни Джучи, то он ответил: "о болезни сведений не имею. Но он на такой-то горе занимался охотой".

По этой причине вспыхнуло пламя гнева Чингисхана, который вообразил, что он (Джучи) возмутился и потому не обращает внимания на слова отца. Он сказал: "Джучи сошел с ума, что выделывает такие штуки" и приказал, чтобы войско выступило в поход в его сторону и чтобы в авангарде отправились Чагатай и Угетай, а сам собирался выступить в поход вслед (за ними). В это время пришло известие о смерти Джучи… Чингисхан от этого обстоятельства очень опечалился, загрустил и провел расследование. Слова того человека оказались ложью, и выяснилось с несомненностью, что Джучи в то время болел и на охоту не ходил. Стали искать того человека, из мангкутов, чтобы казнить его, но не нашли".

Но никакого похода, естественно, не было. Иначе об этом было бы известно. Ни один историк, даже такой не внушающий доверия, как Рашид-ад-Дин, не упустил бы его описания. Да, были гнев, желание наказать стро-птивца. Но, видимо, разобравшись, Чингисхан поступил по-отцовски. Даже после смерти Джучи никто из его приближенных не был наказан. А это уже совсем не в стиле Покорителя Вселенной.

Скорее всего, Чингисхан понимал, что Джучи просто занимается становлением государственности своего огромного улуса, самостоятельно и инициативно. Он активно создавал органы госуправления, занимался дипломатией, собирал армию из кыпчаков, оставляя ядром свой четырехтысячный монгольский корпус. И, соответственно, готовил плацдарм для грандиозного и масштабного похода на Запад, тем самым выполняя волю отца.

Народная память сохранила до нашего времени еще три версии смерти Джучи-хана. Вот они. Согласно первой, Джучи был убит по приказу Чингисхана во время охоты на куланов; посланные последним убийцы якобы переломили ему хребет. Вторая утверждает, что во время охоты на куланов Джучи упал с коня и разбился насмерть. По третьей версии, Джучи-хана во время охоты стащил с коня кулан, который и растерзал его, оторвав у него правую руку.

Последняя версия получила подтверждение в ходе обследования мавзолея Джучи-хана специальной комиссией Академии наук Казахской СССР во главе с А.Маргуланом. При вскрытии захоронения был обнаружен труп человека, у которого отсутствовала правая рука. "Это подтверждает легенду, которая сохранилась в народе, о том, что Джучи был убит куланом, который оторвал у него руку", - говорится в Казахской советской энциклопедии.

Смерть Джучи незадолго до кончины самого Чингисхана оказала большое воздействие на расстановку политических сил в Великой Орде как в связи с вопросом престолонаследия, так и в отношении дележа территорий и возможностей использования общемонгольских военных сил для ведения западных завоеваний. Столь же значительным было это событие и для резкого усиления сепаратизма улусов других чингизидов.

Так как, согласно Великой Ясе Чингис-хана, все покоренные земли и народы считались собственностью ханского рода, Чингис-хан завоеванные при нем территории разделил на уделы между своими сыновьями.

Старшему сыну - Джучи достались Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь) и Хорезм. В его удел должны были быть включены также все земли на западе, которые еще предстояло завоевать. Второй сын - Чагатай получил Мавераннахр, Семиречье и южную часть Восточного Туркестана. Уделом третьего сына - Угэдэя стала северная часть Восточного Туркестана. К младшему сыну Тулую по монгольскому обычаю переходил коренной юрт отца - Центральная Монголия, а также Северный Китай. Главой всей империи - великим ханом (кааном) Чингис-хан наметил Угэдэя, отличавшегося выдержкой, мягкостью и тактом. Угэдэй проводил политику возрождения земледелия и городов и сближения с оседлой знатью покоренных народов.

Чингис-хан умер в 1227 г., в возрасте семидесяти двух лет."В 1229 г. на курултае на берегах Керулена Угэдэй был провозглашен великим ханом.

В правление Угэдэй-каана (1229-1241) продолжались завоевания. В 1231-1234 гг. было закончено завоевание Цзиньекой империи (Северный Китай) и началась длительная борьба, продолжавшаяся до 1279 г., с южно-китайской империей Сунов. В 1241 г. была подчинена Корея. Самыми крупными военными мероприятиями при Угэдэе был поход на Русь и в Европу (1236-1242) под предводительством Батыя, сына Джучи, и Субутая.

В 1246 г. на курултае монгольской знати на престол великого хана был возведен сын Угэдэя - Гуюк-каан (1246-1248).

Несмотря на огромные разрушения, вызванные монгольским завоеванием в странах Азии и Европы, торговые связи между этими странами не прекратились. Завоеватели в военно-стратегических целях заботились о постройке удобных дорог с целой сетью почтовых станций (ямов). По этим дорогам ходили и караваны, в частности из Ирана в Китай. В своих выгодах монгольские великие ханы покровительствовали крупной оптовой караванной торговле, находившейся в руках мощных мусульманских (среднеазиатских и иранских) торговых компаний, члены которых именовались уртаками (старотюркс: «товарищ в доле», «компаньон»). Великие ханы, особенно Угэдэй-каан, охотно вкладывали средства в компании уртаков и покровительствовали им. Это была оптовая международная торговля дорогими тканями и предметами роскоши, обслуживавшая преимущественно знать.

Монгольские завоевания.привели к расширению и дипломатических сношений стран Азии и Европы. Особенно старались установить связи с монгольскими ханами римские папы. Они стремились собрать сведения

Поэтому в 1246 г. в ставку каана в Каракоруме в Монголии папой был послан монах Иоанн де Плано Карпини. В 1253 г. туда же был послан монах Вильгельм Рубрук. Путевые записки этик авторов служат ценным источником по истории монголов.

Монгольские ханы-шаманисты, которые приписывали сверхъестественную власть духовенству.всех религий, отнеслись доброжелательно к посланникам папы. При отъезде из Каракорума Плано Карпини была вручена ответная грамота для папы Иннокентия IV, в которой Гуюк-каан требовал, чтобы папа и короли Европы признали себя вассалами монгольского великого хана. Грамота эта была написана по-персидски и скреплена монгольской печатью, которую изготовил для Гуюка русский пленный мастер Кузьма.

После смерти Гуюка среди монгольской знати началась острая борьба за кандидатуру на престол великого хана. Лишь в 1251 г. с помощью золотоордынского улусного хана Батыя на престол был возведен сын Тулуя - Мункэ-каан (1251-1259).!

Китайские летописцы дают высокую оценку правлению Мункэ-каана. Он старался возродить земледелие и ремесло, покровительствовал крупной оптовой торговле. В этих целях Мункэ-каан издал указ, имевший в виду упорядочить систему налогообложения и несколько облегчить положение крестьян и горожан. В Иране, однако, указ этот остался мертвой буквой. Завоевательные походы в Китай и на Запад продолжались и при нем.

Созданная завоеваниями монгольская империя-конгломерат объединила под своей властью многие племена и народности, страны и государства с совершенно различной экономикой и культурой. Как единое целое она долго просуществовать не могла. После смерти Мункэ-каана (1259) она окончательно распалась на несколько монгольских государств (улусов), во главе которых стояли улусные ханы - потомки Чингис-хана. -Этими государствами были: Золотая Орда, которая включала Северный Кавказ, Крым, Южно-Русские степи, Нижнее Поволжье и находилась под властью потомков Джучи; Чагатайское государство, охватившее Среднюю Азию и Семиречье и получившее свое имя от сына Чингис-хана - Чагатая; государство Хулагуидов, созданное в Иране братом Мункэ-каана Хулагу-ханом; государство в Монголии и Китае (удел великого хана), в котором правил брат Мункэ - Хубилай-каан, - это государство получило китайское официальное имя империи Юань. Развитие этих государств пошло разными путями.

Каждый обременённый властью человек в конце своего жизненного пути начинает задумываться о преемнике, о достойном продолжателе своего дела. Не являлся исключением и великий каган Чингисхан. Созданная им империя раскинулась от Каспийского моря до Жёлтого, и этому огромному образованию нужна была выдающаяся личность, ни в чём не уступающая по своим волевым качествам великому завоевателю.

Нет ничего страшнее, когда государством правит слабый и безвольный правитель. Он старается никого не обидеть, для всех быть хорошим, но такое невозможно. Всегда найдутся недовольные, а бесхарактерность и мягкотелость приведут державу к гибели. Только твёрдая хозяйская рука может держать людей в узде для их же блага. Поэтому правитель должен всегда быть жёстким, где-то жестоким, но в то же время справедливым и рассудительным.

Такими качествами в полной мере обладал Чингисхан. Мудрый владыка был жесток и беспощаден к врагам, но в то же время высоко ценил мужество и храбрость своих противников. Великий каган возвеличил монгольский народ, заставил весь мир трепетать перед ним. Грозный завоеватель повелевал судьбами миллионов людей, но сам оказался бессилен перед надвигающейся смертью.

У покорителя половины мира было много сыновей от разных жён. Самой же любимой и желанной женой являлась Бортэ. Родила она владыке четырёх сыновей. Это были полноправные наследники Чингисхана. Дети от других жён не имели никаких прав на престол.

Самого старшего сына звали Джучи . По своему характеру до отца ему было далеко. Отличался мужчина добротой и гуманностью. Самым же страшным было то, что он жалел людей и прощал врагов. Такое было просто недопустимо в то суровое время. Отсюда и возникла стена непонимания между отцом и сыном. Масло в огонь подлили завистливые родственники. Они регулярно нашёптывали Чингисхану разные гадости про Джучи. В скором времени у грозного владыки сформировалось негативное мнение о способностях старшего сына.

Решение великого кагана было однозначным, и в самом начале 1227 года Джучи нашли мёртвым в степи. Мужчине сломали позвоночник, и его душа почти сразу отлетела в иной мир. Ломать позвоночники было излюбленным занятием монголов. Сильные воины брали обречённого за плечи и за ноги, подтягивали ступни ног к макушке, и позвоночник ломался. Несчастный умирал мгновенно.

Второго сына Чингисхана звали Чагатай . Это был жёсткий, волевой и исполнительный человек. Отец назначил его «хранителем Ясы». В наше время это соответствует председателю Верховного суда. Чагатай неукоснительно следил за исполнением законов, а нарушителей жестоко и беспощадно карал.

Третьего сына звали Угэдэй . Он, как и старший сын, пошёл не в отца. Терпимость к недостаткам людей, доброта, мягкость были его основными чертами характера. Всё это усугублялось любовью к весёлой и праздной жизни. Будь он обычным человеком, считался бы душой компании. Но Угэдэй приходился сыном грозному властителю, а поэтому подобное поведение рассматривалось как недостойное.

Четвёртого сына звали Тулуй . Родился он в 1193 году. Из «Мэн-да Бэй-лу» (древняя летопись, носящая название «Тайная история монголов») известно: Чингисхан с 1185 по 1197 годы находился в плену у маньчжуров. Следовательно, Тулуй не приходился родным сыном великому кагану. Но, вернувшись в родные степи, Чингисхан ни в чём не упрекнул Бортэ и относился к Тулую как к родному отпрыску. Тулуй показал себя очень хорошим военачальником и администратором. Наряду с этим он отличался благородством и был беззаветно предан своей семье.

После смерти Чингисхана в августе 1227 года всеми завоеванными землями временно правил Тулуй. На курултае (съезд знати) в 1229 году великим ханом избрали третьего сына Угэдэя. Но это был не очень удачный выбор. Мягкость властителя сильно ослабила центральную власть. Держалась она лишь благодаря воле и твёрдости второго сына Чагатая. Он фактически и руководил землями огромной империи. Сам же великий хан проводил всё время в Монгольских степях, бездарно тратя бесценные годы жизни на пиры и охоту.

Уже с начала 30-х годов XIII века у монголов установилась жёсткая система наследования. Называлась она минорат . После смерти отца все его права переходили к младшему сыну, а каждый из старших сыновей получал лишь долю от общего наследства.

Наравне со всеми подчинялись законам и наследники Чингисхана. В соответствии с этим огромную империю разделили на улусы. Во главе каждого из них встал внук Чингисхана. Подчинялись эти новоиспечённые правители великому хану, но в своих владениях потомки великого кагана властвовали безраздельно.

Батый приходился вторым сыном Джучи. Он получил во владение Золотую Орду на Волге. Его старшему брату Орда-Ичэн отошла Белая Орда - территория между Иртышом и Семипалатинском. Третий сын Шейбани получил Синюю Орду. Это земли от Тюмени до Аральского моря. Отошло к внукам и по 2 тысячи монгольских воинов. Общая же численность армии огромной империи насчитывала 130 тысяч человек.

Дети Чагатая также получили земельные наделы и воинов. А вот дети Тулуя остались при дворе великого хана, так как их отец являлся младшим сынам и имел право на всё наследство Чингисхана.

Таким образом, завоёванные земли разделили между родственниками. Наследники Чингисхана получили свои доли в соответствии с миноратом. Естественно кто-то остался недоволен. Кому-то показалось, что его обошли и обидели. Всё это впоследствии стало причиной кровавых распрей, погубивших великую империю.

Cтатью написал ridar-shakin

Чингиз хан (монг. Чингис хаан), собственное имя - Тэмуджин, Темучин, Темучжин (монг. Тэмүжин) (ок. 1155 или 1162 - 25 августа 1227). Основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена, полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи. После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды.

Согласно «Сокровенному сказанию», предком Чингисхана был Бортэ-Чино, который породнился с Гоа-Марал и поселился в Хэнтэе (центрально-восточная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун. По предположению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII века. От Бортэ-Чино во 2-9 поколениях родились Бата-Цагаан, Тамачи, Хоричар, Ууджим Буурал, Сали-Хаджау, Еке Нюдэн, Сим-Сочи, Харчу.

В 10 колене родился Боржигидай-Мэргэн, женившийся на Монголжин-гоа. От них в 11 колене фамильное древо продолжил Тороколджин-багатур, женившийся на Борочин-гоа, от них родились Добун-Мэргэн и Дува-Сохор. Женой Добун-Мэргэна стала Алан-гоа - дочь Хорилардай-Мэргэна от его одной из трех жён Баргужин-Гоа. Таким образом, праматерь Чингис-Хана - родом из хори-туматов, одной из бурятских ветвей.

Три младших сына Алан-гоа, родившиеся уже после смерти её мужа, считались родоначальниками монголов-нирун («собственно монголов»). От пятого, самого младшего, сына Алан-гоа, Бодончара, вели своё происхождение Борджигины.

Тэмуджин родился в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон в семье Есугей-багатура из рода Борджигин и его жены Оэлун из рода олхонут, которую Есугей отбил у меркита Еке-Чиледу. Мальчик был назван в честь пленённого Есугеем татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого Есугей победил накануне рождения сына.

Год рождения Тэмуджина остаётся до конца не выясненным, так как основные источники указывают на разные даты. По данным единственного прижизненного Чингисхану источника Мэн-да бэй-лу (1221) и согласно расчётам Рашид ад-Дина, сделанным им на основании подлинных документов из архивов монгольских ханов, Тэмуджин родился в 1155 году.

«История династии Юань» не даёт точной даты рождения, а только лишь называет длительность жизни Чингисхана как «66 лет» (с учётом условного года внутриутробной жизни, учитываемого в китайской и монгольской традиции счёта продолжительности жизни, и с учётом того, что «начисление» очередного года жизни происходило одновременно у всех монголов с празднованием Восточного нового года, то есть реально скорее около 69 лет), что при отсчёте от известной даты его смерти и даёт в качестве даты рождения 1162 год.

Однако, эта дата не подкрепляется более ранними аутентичными документами из монголо-китайской канцелярии XIII века. Ряд учёных (например, П. Пеллио или Г. В. Вернадский) указывает на 1167 год, но эта дата остаётся наиболее уязвимой для критики гипотезой. Новорожденный, как утверждают, сжимал в ладони сгусток крови, что предвещало ему славное будущее властелина мира.

Когда сыну было 9 лет, Есугей-багатур сосватал его Борте, 11-летней девочке из рода унгират. Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы лучше узнали друг друга, он уехал домой. Согласно «Сокровенному сказанию», на обратном пути Есугэй задержался на стоянке татар, где был отравлен. По возвращении в родной улус, он заболел и через три дня умер.

После смерти отца Тэмуджина его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея (Темуджина и его братьев Хасара, Хачиуна, Тэмугэ и от второй его жены - Бектера и Бельгутая): глава клана тайчиутов выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.

Вождь тайчиутов, Таргутай-Кирилтух (дальний родственник Тэмуджина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, опасаясь мести подрастающего соперника, стал преследовать Тэмуджина. Однажды вооруженный отряд напал на стойбище семьи Есугея. Тэмуджину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен . На него надели колодку - две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо.

Как-то ночью он нашёл способ ускользнуть и спрятаться в маленьком озере, погружаясь вместе с колодкой в воду и выставляя из воды одни ноздри. Тайчиуты искали его в этом месте, однако не смогли обнаружить. Его заметил батрак из племени сулдус Сорган-Шира, который был среди них, но который не выдал Тэмуджина. Он несколько раз проходил мимо сбежавшего пленника, успокаивая его и для других делая вид, что разыскивает его. Когда ночные поиски закончились, Тэмуджин вылез из воды и пошёл к жилищу Сорган-Шира, надеясь на то, что тот, спася раз, поможет и ещё.

Однако Сорган-Шира не захотел его укрывать и уже собирался прогнать Тэмуджина прочь, как вдруг сыновья Соргана заступились за беглеца, которого потом спрятали в телеге с шерстью. Когда появилась возможность отправить Тэмуджина домой, Сорган-Шира посадил его на кобылицу, снабдил оружием и проводил в путь (впоследствии Чилаун, сын Сорган-Шира, стал одним из четырёх нукеров Чингисхана).

Через некоторое время Тэмуджин нашёл свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайчиуты не смогли их обнаружить. В возрасте 11 лет Тэмуджин подружился со своим ровесником знатного происхождения из племени джадаран (джаджират) - Джамухой , который позднее стал вождём этого племени. С ним в своём детстве Темуджин дважды становился побратимом (андой).

Несколькими годами позднее Тэмуджин женился на своей наречённой Борте (к этому времени в услужении у Тэмуджина появляется Боорчу, также вошедший в четверку приближенных нукеров). Приданым Борте стала роскошная соболья шуба. Тэмуджин вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей - Тоорилу, хану племени кереитов.

Тоорил был побратимом (андой) отца Тэмуджина, и ему удалось заручиться поддержкой вождя кереитов, напомнив об этой дружбе и поднеся соболью шубу Бортэ. По возвращении Тэмуджина от Тогорил-хана, один старик-монгол отдал ему в услужение своего сына Джелме, ставшего одним из его полководцев.

При поддержке Тоорил-хана силы Тэмуджина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры. Он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада. Он отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

Первыми серьёзными противниками Тэмуджина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Тэмуджина, они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Борте (по предположению, она была уже беременна и ждала первого сына Джучи) и вторую жену Есугея - Сочихэл, мать Бельгутая.

В 1184 году (по приблизительным подсчетам, исходя из даты рождения Угэдэя), Тэмуджин с помощью Тоорила-хана и его кереитов, а также Джамухи из рода джаджиратов (приглашенного Тэмуджином по настоянию Тоорил-хана) разгромил меркитов в первом в своей жизни сражении в междуречии слияния рек Чикой и Хилок с Селенгой на территории нынешней Бурятии и вернул Борте . Мать Бельгутая, Сочихэл, отказалась вернуться назад.

После победы Тоорил-хан отправился в свою орду, а Тэмуджин и Джамуха остались жить вместе в одной орде, где они снова заключили союз побратимства, обменявшись золотыми поясами и конями. По прошествии некоторого времени (от полугода до полутора) они разошлись, при этом многие нойоны и нукеры Джамухи присоединились к Тэмуджину (что послужило одной из причин неприязни Джамухи к Тэмуджину).

Отделившись, Тэмуджин приступил к устройству своего улуса, создавая аппарат управления ордой. Старшими в ханской ставке были поставлены два первых нукера - Боорчу и Джелме, командный пост получил Субэдэй-багатур, в будущем знаменитый полководец Чингисхана. В этот же период у Тэмуджина появляется второй сын Чагатай (точная дата его рождения не известна) и третий сын Угэдэй (октябрь 1186 года). Свой первый маленький улус Тэмуджин создал в 1186 году (1189/90 годы также являются вероятными) и имел 3 тумена (30 000 человек) войска .

Джамуха искал открытой ссоры со своим андой. Поводом стала гибель младшего брата Джамухи Тайчара при его попытке угнать из владений Тэмуджина табун лошадей. Под предлогом мести, Джамуха со своим войском в 3 тьмы двинулся на Тэмуджина. Сражение произошло у гор Гулегу, между истоками реки Сенгур и верхним течением Онон. В этом первом большом сражении (по основному источнику «Сокровенное сказание монголов») потерпел поражение Тэмуджин.

Первым крупным военным предприятием Тэмуджина после поражения от Джамухи была война против татар совместно с Тоорил-ханом. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Объединенные войска Тоорил-хана и Тэмуджина, примкнув к войскам Цзинь, двинулись на татар. Сражение произошло в 1196 году. Они нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу.

Правительство чжурчжэней Цзинь, в награду за разгром татар, присвоило степным вождям высокие титулы. Тэмуджин получил титул «Джаутхури» (военный комиссар), а Тоорил - «Ван» (князь), с этого времени он стал известен как Ван-хан. Тэмуджин стал вассалом Ван-хана, в котором Цзинь видела наиболее могущественного из правителей Восточной Монголии.

В 1197-1198 гг. Ван-хан без Тэмуджина совершил поход против меркитов, разграбил и ничего не уделил своему названному «сыну» и вассалу Тэмуджину. Это положило началу новому охлаждению.

После 1198 года, когда Цзинь разорила кунгиратов и другие племена, влияние Цзинь на Восточную Монголию стала ослабевать, что позволило Тэмуджину овладеть восточными районами Монголии.

В это время умирает Инанч-хан и найманское государство распадается на два улуса, во главе Буйрук-хана на Алтае и Тайан-хана на Чёрном Иртыше.

В 1199 Тэмуджин вместе с Ван-ханом и Джамухой, общими силами напали на Буйрук-хана и он был разбит. По возвращении домой, путь загородил найманский отряд. Бой было решено провести утром, но ночью Ван-хан и Джамуха скрылись, оставив Тэмуджина одного в надежде, что найманы покончат с ним. Но к утру Тэмуджин узнал об этом и отступил, не вступая в бой. Найманы же стали преследовать не Тэмуджина, а Ван-хана. Кереиты вступили в тяжелый бой с найманами, и, в очевидности гибели, Ван-Хан направляет гонцов Тэмуджину с просьбой о помощи. Тэмуджин отправил своих нукеров, среди которых отличились в бою Боорчу, Мухали, Борохул и Чилаун.

За свое спасение Ван-хан завещал после смерти свой улус Тэмуджину.

В 1200 году Ван-хан и Тимучин выступили в совместный поход против тайджиутов . На помощь к тайчиутам пришли меркиты. В этом бою Тэмуджин был ранен стрелой, после чего всю последующую ночь его отхаживал Джелме. К утру тайчиуты скрылись, оставив многих людей. Среди них был Сорган-Шира, спасший когда-то Тимучин, и меткий стрелок Джиргоадай, который сознался, что именно он стрелял в Тимучина. Он был принят в войско Тимучин и получил прозвище Джебе (наконечник стрелы). За тайчиутами была организована погоня. Многие были перебиты, некоторые сдались в услужение. Это была первая крупная победа, одержанная именно Тэмуджином.

В 1201 году некоторые монгольские силы (включавшие татар, тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена) решили объединиться в борьбе против Тимучин. Они приняли присягу верности Джамухе и возвели его на престол с титулом гурхан. Узнав об этом, Тимучин связался с Ван-ханом, который незамедлительно поднял войско и прибыл к нему.

В 1202 году Тэмуджин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он отдал приказ, согласно которому под угрозой смертной казни категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследовать неприятеля без приказа: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном Тэмуджином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележного колеса, как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Тэмуджина).

Весной 1203 года при Халахалджин-Элэте произошло сражение войск Тэмуджина с объединенными силами Джамухи и Ван-хана (хотя Ван-хан не хотел войны с Тэмуджином, но его уговорили его сын Нилха-Сангум, ненавидевший Тэмуджина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кереитский престол, и Джамуха, утверждавший, что Тэмуджин объединяется с найманским Тайян-ханом).

В этом сражении улус Тэмуджина понёс большие потери. Но был ранен сын Ван-хана, из-за чего кереиты покинули поле боя. Чтобы выиграть время, Тэмуджин начал отправлять дипломатические послания, целью которых было разобщить как Джамуху и Ван-хана, так и Ван-хана с сыном. В то же время ряд племён, не присоединившихся ни к одной из сторон, создал коалицию против как Ван-хана, так и Тэмуджина. Узнав об этом, Ван-хан напал первым и разбил их, после чего начал пировать. Когда об этом донесли Тэмуджину, было принято решение молниеносно напасть и застать противника врасплох. Не делая даже ночных остановок, войско Тэмуджина настигло кереитов и наголову их разбило осенью 1203 года . Улус кереитов перестал существовать. Ван-хан с сыном успели бежать, но натолкнулись на караул найманов, и Ван-хан погиб. Нилха-Сангум смог сбежать, но был убит позднее уйгурами.

С падением кереитов в 1204 году Джамуха с оставшимся войском примкнул к найманам в надежде на гибель Тэмуджина от рук Таян-хана или наоборот. Таян-хан видел в Тэмуджине единственного соперника в борьбе за власть в монгольских степях. Узнав о том, что найманы думают о нападении, Тэмуджин решился на поход против Таян-хана. Но перед походом он начал реорганизацию управления войском и улусом. В начале лета 1204 года войско Тэмуджина - около 45 000 всадников - выступило в поход на найманов. Войско Таян-хана поначалу отступило с целью заманить войско Тэмуджина в ловушку, но потом, по настоянию сына Таян-Хана - Кучлука, вступило в бой. Найманы были разбиты, лишь Кучлуку с небольшим отрядом удалось уйти на Алтай к своему дяде Буюруку. Таян-хан погиб, а Джамуха скрылся ещё до начала ожесточенного боя, поняв, что найманам не победить. В боях с найманами особенно отличились Хубилай, Джебе, Джелме и Субэдэй.

Тэмуджин, развивая успех, выступил против меркитов, и меркитский народ пал. Тохтоа-беки, правитель меркитов, сбежал на Алтай, где объединился с Кучлуком. Весной 1205 года войско Тэмуджина напало на Тохтоа-беки и Кучлука в районе реки Бухтармы. Тохтоа-беки погиб, а его войско и большая часть найманов Кучлука, преследуемых монголами, утонули при переправе через Иртыш. Кучлук со своими людьми сбежал к кара-китаям (юго-западнее озера Балхаш). Там Кучлук сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Сыновья Тохтоа-беки бежали к кыпчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. Преследовать их был послан Субэдэй.

После поражения найманов большинство монголов Джамухи перешло на сторону Тэмуджина. Самого же Джамуху в конце 1205 года выдали Тэмуджину живым его же нукеры, надеясь этим сохранить себе жизнь и выслужиться, за что они были казнены Тэмуджином как предатели.

Тэмуджин предложил другу полное прощение и возобновление старой дружбы, но Джамуха отказался, сказал: «как в небе есть место лишь для одного солнца, так и в Монголии должен быть только один владыка».

Он попросил лишь достойной смерти (без кровопролития). Его пожелание было удовлетворено - воины Тэмуджина сломали Джамухе хребет . У Рашид ад-дина казнь Джамуху приписана Эльчидай-нойону, который разрубил Джамуху на куски.

Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган» , приняв имя Чингиз (Чингиз - дословно "повелитель воды" или, что точнее, "повелитель бескрайнего как море"). Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство.

Монгольская империя в 1207 году

Вступил в силу новый закон - Яса Чингисхана . В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом - трусость и предательство.

Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие.

Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности.

Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным.

При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов - за ослушание арату грозила смертная казнь.

Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую.

Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого - Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников - сотников, тысяцких и темников - он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.

В 1207-1211 годах монголы завоевали землю лесных племён, то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири , обложив их данью.

Перед покорением Китая Чингисхан решил обезопасить границу, захватив в 1207 году государство тангутов Си-Ся, которое располагалось между его владениями и государством Цзинь. Захватив несколько укреплённых городов, летом 1208 Чингисхан отошёл к Лунцзиню, пережидая нестерпимую жару, выпавшую на тот год.

Он захватил крепость и проход в Великой Китайской стене и в 1213 году вторгся непосредственно в китайское государство Цзинь , пройдя до Няньси в провинции Ханьшу. Чингисхан провёл свои войска вглубь континента и установил свою власть над провинцией Ляодун, центральной в империи. Несколько китайских полководцев перешли на его сторону. Гарнизоны сдавались без боя.

Утвердив своё положение вдоль всей Великой Китайской стены, осенью 1213 года Чингисхан послал три армии в разные концы Цзиньской империи. Одна из них, под командованием трёх сыновей Чингисхана - Джучи, Чагатая и Угэдея, направилась на юг. Другая под предводительством братьев и полководцев Чингисхана двинулась на восток к морю.

Сам Чингисхан и его младший сын Толуй во главе основных сил выступили в юго-восточном направлении. Первая армия продвинулась до самого Хонана и, захватив двадцать восемь городов, присоединилась к Чингисхану на Великой Западной дороге. Армия под командованием братьев и полководцев Чингисхана захватила провинцию Ляо-си, а сам Чингисхан закончил свой триумфальный поход лишь после того, как достиг морского скалистого мыса в провинции Шаньдун.

Весной 1214 года он вернулся в Монголию и заключил с китайским императором мир, оставив ему Пекин. Однако не успел предводитель монголов уйти за Великую Китайскую стену, как китайский император перевел свой двор подальше, в Кайфын. Этот шаг был воспринят Чингисханом как проявление враждебности, и он снова ввёл войска в империю, теперь обречённую на гибель. Война продолжилась.

Войска чжурчжэней в Китае, пополнившись за счёт аборигенов, сражались с монголами до 1235 года по собственной инициативе, но были разбиты и истреблены преемником Чингисхана Угэдеем.

Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Семиречье. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими давний враг Чингисхана - хан найманов Кучлук.

Пока Чингисхан завоевывал все новые города и провинции Китая, беглый найманский хан Кучлук попросил давшего ему убежище гурхана помочь собрать остатки армии, разбитой при Иртыше. Заполучив под свою руку довольно сильное войско, Кучлук заключил против своего сюзерена союз с шахом Хорезма Мухаммедом, до этого платившим дань каракитаям. После короткой, но решительной военной кампании союзники остались в большом выигрыше, а гурхан был вынужден отказаться от власти в пользу незваного гостя.

В 1213 году гурхан Чжилугу скончался, и найманский хан стал полновластным правителем Семиречья. Под его власть перешли Сайрам, Ташкент, северная часть Ферганы. Став непримиримым противником Хорезма, Кучлук начал в своих владениях гонения на мусульман, чем вызвал ненависть оседлого населения Жетысу. Правитель Койлыка (в долине реки Или) Арслан хан, а затем и правитель Алмалыка (к северо-западу от современной Кульджи) Бу-зар отошли от найманов и объявили себя подданными Чингисхана.

В 1218 году отряды Джэбэ совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка вторглись в земли каракитаев. Монголы завоевали Семиречье и Восточный Туркестан , которыми владел Кучлук. В первой же битве Джэбэ разгромил найманов. Монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал в Афганистан, где был пойман и убит. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык - «хороший город».

Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма.

После взятия Самарканда (весна 1220 года) Чингисхан отправил войска для захвата хорезмшаха Мухаммеда, бежавшего за Амударью. Тумены Джэбэ и Субэдэя прошли через Северный Иран и вторглись на Южный Кавказ, приводя города к покорности переговорами или силой и собирая дань. Узнав о смерти хорезмшаха, нойоны продолжили поход на запад. Через Дербентский проход они проникли на Северный Кавказ, разгромили аланов, а затем половцев.

Весной 1223 года монголы разбили объединённые силы русских и половцев на Калке , но при отходе на восток потерпели поражение в Волжской Булгарии. Остатки монгольских войск в 1224 году вернулись к Чингисхану, который находился в Средней Азии.

По возвращении из Центральной Азии Чингисхан ещё раз провёл свою армию по Западному Китаю. Согласно Рашид-ад-дину, осенью 1225 года, откочевав к границам Си Ся, во время охоты Чингисхан упал с лошади и сильно ушибся. К вечеру у Чингисхана начался сильный жар. Вследствие этого, наутро был собран совет, на котором стоял вопрос «отложить или нет войну с тангутами».

На совете не присутствовал старший сын Чингисхана Джучи, к которому и так было сильное недоверие, по причине его постоянных уклонений от приказов отца. Чингисхан приказал, чтобы войско выступило в поход против Джучи и покончило с ним, однако поход не состоялся, так как пришла весть о его кончине. Чингисхан проболел всю зиму 1225-1226 гг.

Весной 1226 Чингисхан вновь возглавил войско, и монголы перешли границу Си-Ся в низовьях реки Эдзин-Гол. Тангуты и некоторые союзные племена были разбиты и потеряли несколько десятков тысяч убитыми. Мирное население Чингисхан отдал на поток и разграбление войску. Это было начало последней войны Чингисхана. В декабре монголы форсировали Хуанхэ и вышли в восточные районы Си-Ся. Под Линчжоу произошло столкновение стотысячной армии тангутов с монголами. Тангутская армия была полностью разгромлена. Путь на столицу Тангутского царства теперь был открыт.

Зимой 1226-1227 гг. началась последняя осада Чжунсина. Весной и летом 1227 года тангутское государство было уничтожено , а столица была обречена. Падение столицы Тангутского царства связано непосредственно со смертью Чингисхана, который скончался под её стенами. Согласно Рашид-ад-дину, он умер до падения столицы тангутов. По данным «Юань-ши», Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться. «Сокровенное сказание» рассказывает, что Чингисхан принял с дарами тангутского правителя, но, почувствовав себя плохо, приказал его умертвить. А затем приказал взять столицу и покончил с тангутским государством, после чего скончался. Источники называют разные причины смерти - внезапная болезнь, болезнь от нездорового климата тангутского государства, следствие падения с лошади. С уверенностью устанавливается, что он умер в начале осени (или в конце лета) 1227 года на территории тангутского государства сразу после падения столицы Чжунсин (современный город Иньчуань) и уничтожения тангустского государства.

Есть версия, что Чингизхана ночью зарезала молодая жена, которую он силой отнял у мужа. Боясь за содеянное, она той же ночью утопилась в реке.

Согласно завещанию, преемником Чингисхана стал его третий сын Угедей.

Где был захоронен Чингисхан, до сих пор точно не установлено, источники приводят разные места и способы погребения. По словам летописца XVII века Саган Сэцэна, "подлинный труп его, как говорят некоторые, был похоронен на Бурхан-Халдуне. Другие же говорят, что похоронили его на северном склоне Алтай-хана, или на южном склоне Кэнтэй-хана, или в местности, называемой Йэхэ-Утэк.

Основные источники, по которым мы можем судить о жизни и личности Чингисхана, были составлены после его смерти (особенно важно среди них «Сокровенное сказание» ). Из этих источников мы получаем сведения как о наружности Чингиса (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода), так и о чертах его характера. Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности.

Потомки Чингисхана - Чингизиды:

У Тэмуджина и его первой жены Бортэ было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве.

У Тэмуджина и Бортэ также были дочери: Ходжин-бэги, жена Буту-гургэна из рода икирес; Цэцэйхэн (Чичиган), супруга Иналчи, младшего сына главы ойратов Худуха-бэки; Алангаа (Алагай, Алаха), вышедшая замуж за нойона онгутов Буянбалд (в 1219 году, когда Чингисхан выехал на войну с Хорезмом, он поручил ей государственные дела в свое отсутствие, поэтому зовется также Тору дзасагчи гунджи (принцесса-правительница); Тэмулэн, жена Шику-гургэна, сына Алчи-нойона из унгиратов, племени её матери Бортэ; Алдуун (Алталун), вышедшая замуж за Завтар-сэцэна, нойона хонгирадов.

У Тэмуджина и его второй жены меркитки Хулан-хатун, дочери Дайр-усуна, были сыновья Кюльхан (Хулугэн, Кулкан) и Харачар; а от татарки Есугэн (Есукат), дочери Чару-нойона - сыновья Чахур (Джаур) и Хархад.

Сыновья Чингисхана продолжили дело отца и правили монголами, а также покоренными землями, основываясь на Великой Ясе Чингисхана вплоть до 20-х годов XX века. Манчжурские императоры, которые правили Монголией и Китаем с XVI по XIX век, были потомками Чингисхана по женской линии, так как женились на монгольских принцессах из рода Чингисхана. Первый премьер-министр Монголии XX века Сайн-Нойон-хан Намнансурэн (1911-1919), а также правители Внутренней Монголии (до 1954 года) являлись прямыми потомками Чингисхана.

Сводная родословная Чингисхана велась до XX века. В 1918 году религиозный глава Монголии Богдо-гэгэн издал приказ о сохранении Ургийн бичиг (фамильного списка) монгольских князей. Этот памятник хранится в музее и называется «Шастра государства Монголия» (Монгол Улсын шастир). Сегодня многие прямые потомки Чингисхана живут в Монголии и Внутренней Монголии (КНР), а также в других странах.


Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.