За здоровьем и благодатью в оптину пустынь, клыково, шамордино, николо-черноостровский монастырь малоярославца и в свято-пафнутьев боровский монастырь. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь Шамордино оптина пустынь расстояние

Адрес обители: Калужская область, Козельский р-н, п. Каменка, с. Шамордино. Телефон: 8484422-61-62 и 2-16-49. Посетить монастырь можно ежедневно в любое время года с 8.00 до 20.00. Вход бесплатный.

Во все времена для строительства монастырей выбирались особые места - подальше от шумных городов, среди лесов и полей. Но такой красоты, как в окрестностях Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, не найти даже в более известных обителях.
Длинная дорога среди обычных пейзажей средней полосы внезапно приводит к возвышенности, покрытой лесом, над которой поднимается стройный собор. Это похоже на иллюстрацию к историческим хроникам или старинным сказкам.

Как добраться до Шамординского монастыря

На машине из Москвы
Деревня, рядом с которой выстроена обитель, расположена в 220 км от столицы в 14 км от Козельска и 20км от прославленной Оптиной Пустыни. Двигаться по М3 до указателя поворота на г. Калуга, продолжить движение по Р93. С нее уйти на Р92, двигаться, не сворачивая до деревни Каменка. За ней поворот направо, на Шамордино. Монастырь искать не придется - купола Казанского собора видны далеко.
Общественный транспорт
Из Москвы до Калуги доехать на электричке, затем на автобусы, идущие от автовокзала до Козельска или Сосенского, Хвастовичей, Ульяново. Выйти, не доезжая до Козельска, в пос. Каменка. Дальше можно доехать до деревни Шамордино на автобусе или такси. Последний километр до обители придется пройти пешком.
Можно воспользоваться автобусами, идущими от метро "Теплый стан" на Козельск или до Хвастовичей и Сосенского. Выйти на остановке "Каменка".

Правила поведения в обители

Кроме обычных требований к соблюдению тишины и чистоты на территории посетителям рекомендуется соблюдать строгий дресс-код. Для мужчин это брюки рубашки с длинным рукавом и костюмы. Женщинам - платки, одежда с длинным рукавом и юбки длинной ниже колена. Майки, шорты, открытые сарафаны недопустимы.
Строго запрещено:
- курение и употребление спиртного;
- прослушивание мирской музыки;
- вход в монашеские корпуса, отвлечение сестер праздными разговорами;
- фото и видеосъемки внутри храмов и других монастырских зданий запрещены. Не разрешается фотографировать сестер.

Собираясь посетить Казанско-Амвросиевскую пустынь - один из красивейших монастырей Калужской области самостоятельно нужно обдумать, где можно остановиться на ночь, если в планах провести здесь более одного дня. Проживание в монастырской гостинице предоставляют только организованным паломническим группам по предварительным заявкам.
В монастыре есть чайная и трапезная, но питание одиночным путешественникам в них не предоставляется даже за плату. Придется приобрести продукты по пути в Шамордино. Поэтому многие путешественники стараются объединить посещение обители с расположенной неподалеку Оптиной пустынью.
Среди основателей женских монастырей России много святых старцев. Шамординский монастырь - любимое создание отца Амвросия Оптинского, место, где прошел последний год его жизни, где он скончался в октябре 1891 года.

История Пустыни

Место, где с 1884 года создавался монастырь, принадлежало вдове помещика Ключарева, известной своим благочестием и добрыми делами. Под ее покровительством находились несколько сирот и престарелых бедных вдов. Позже она примет постриг под именем Амвросии, пожертвовав свое имущество на создание маленькой монашеской общины. Руководить несколькими насельницами призовут схимомонахиню Софию. Статус монастыря община получит через 7 лет. С самого начала старцем Амвросием будет установлено, что приходящих женщин принимают независимо от возраста, сословия и без внесения денежного вклада. Таких обителей в России больше не было.
Обширное монастырское хозяйство развивалось в разных направлениях - кроме обычных для общин гончарных, обувных, швейных и ткацких мастерских, тут имелись типография, печатали фотографии, работали иконописцы, были мастера по золочению и чеканке. Работы мастериц-златошвей славились по всей России.
После смерти старца Амвросия по установившейся традиции духовниками становились старцы из Оптиной пустыни.
Большая часть зданий строилась на постоянные пожертвования С.В. Перлова, крупного торговца чаем, многие поддерживавшего монастырь своими деньгами. Следом за возведенным в 1901 Казанским собором, строят богадельню и больничную церковь. За ними начнут работы над трапезной и водонапорной башней. Почти сразу на территории монастыря появится дом благодетеля Перлова.
Все строения возводились в типичном для конца XIX - начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший и сегодня свою строгую красоту.
К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно семьсот монахинь с послушницами. Они содержали приюты для убогих и девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека. К чудотворным иконам "Спорительнице хлебов" и "Казанской божьей матери" шли паломники из отдаленных мест.
Но уже через год монастырь закроют, вывезя иконы, сняв кресты с церковных куполов и колокола. Все, представлявшее ценность - храмовые сосуды, драгоценные оклады с икон и облачения священников, будет собрано и вывезено в неизвестном направлении. Принадлежащие монастырю обширные земельные угодья национализируют, но до 1923 года монахиням и послушницам позволят оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. Тогда ее упразднят, связав с контрреволюционной деятельностью.
Большинство монахинь будет выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, другим повезет больше - им позволят жить рядом с Козельском или уехать в родные места.
Монастырские здания долго использовались не по назначению. Сельскохозяйственный техникум устроят в Казанском соборе, уничтожив росписи и разделив высокое строение на два многокомнатных этажа. Большую часть использовали под классы, а в алтаре заместили комбайн, использовавшийся как учебное пособие. Трапезную переоборудуют в клуб и кинозал, в богадельне поселят учащихся. В домовой церкви установят перекрытия и поделят внутренними перегородками. Служившую жильем старцу Амвросию старенькую келью разберут, а просторный дом, возведенный над ней, чтобы уберечь от воздействия непогоды и разрушений станет гаражом. В кельях монахинь появятся новые жильцы. Станет общежитием каретный сарай. Пострадает небольшое кладбище - надгробные плиты покоившихся там сестер пойдут на строительство в ближайших деревнях, Усыпальницу настоятельниц просто разрушат. Отсутствие своевременного ремонта приведет к постепенному обветшанию еще недавно крепкие и ухоженные здания. Обширный фруктовый сад, заботливо взращиваемый десятилетия, вырубят.
В Великую Отечественную в одном из зданий разместят военный госпиталь, говорят, что его пациенты выздоравливали от серьезных ранений быстрее обычного.

Возрождение Шамордино

Монахини вновь вернулись в разрушенную обитель только весной 1990 года. Их было только десять, а работы по восстановлению постепенно возвращаемых зданий предстояло много. Сначала восстановили бывшую богадельню и домовую церковь "Утоли моя печали". Весной 1997 года их освятят. По старинной традиции духовником вновь открытой обители станет игумен Поликарп из оптинской братии.
За прошедшие двадцать шесть лет удалось восстановить большую часть монастырских зданий. А дом, некогда выстроенный над кельей старца, перестроен в небольшую церковь преп. Амвросия Оптинского, первую в России. В июле 1996 года его освятил патриарх Алексий II.
Несколько лет идет строительство скита и церкви на участке за кладбищем. Он будет освящен в честь "Спорительницы хлебов" и святых равноапостольных княгини Ольги с князем Владимиром.
Сегодня восстановлены мастерские и монахини, как в годы процветания обители, вышивают золотыми нитями хоругви, плащаницы и парадные облачения, пишут иконы и расшивают оклады для них бисером. Работают чеканная и витражная мастерские. При обители возделываются обширные огороды, есть пасека и скотный двор. Оказывают помощь малоимущим, детям-инвалидам. В открытую воскресную школу приходят сельские дети. В планах восстановление приюта для девочек-сирот и возведение разрушенной после революции усыпальницы настоятельниц, строительство часовен при святых источниках и колокольни.
Жизнь Казанской амвросиевской женской пустыни продолжается по заветам преподобного Амвросия Оптинского и схимомонахини Софии, ставшей первой настоятельницей. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь и совершается полный круг богослужений.

Святыни обители

Паломники едут в монастырь, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев, под чьим покровительством находилась обитель с первых дней и чудотворным иконам.
Одна из них - написанная в 1890 Божия Мать "Спорительница хлебов". Ее писали по видению преподобного Амвросия. Считалось, что она способна защитить поля от вредителей и природных катаклизмов, одаривать щедрым урожаем и оберегать людей от стихии. Списки со знаменитой иконы (копии) вместе с молитвой и благословением преподобного старца часто получали приходившие к своему духовному отцу местные землевладельцы. Преподобный Амвросий, указавший день празднования "Спорительницы", был через год похоронен именно в этот день.
Рассказы о силе молитв перед этой иконой разошлись сначала по Калужской губернии, затем по все России. Позже в монастырских хрониках появились новые свидетельства ее чудотворной силы, и списки-копии разъезжались по стране. В монастыре сейчас находится одна из таких копий. Оригинал после закрытия монастыря исчез, позже его обнаружат в Литве, в настоящее время он остается за пределами России.
Казанская Божия Матерь - вторая из чудотворных икон, тоже имеет длинную историю. Появилась она в Белёвском монастыре как заклад, принесенная неизвестной женщиной, которой срочно требовались деньги. Настоятельница матушка Амвросия примет ее, дав страннице 10 рублей. Позже за закладом никто не вернулся и Казанская останется в обители. Сестры скоро заметят чудотворную силу небольшой иконы - лампадное масло, взятое от нее, могло излечивать недуги. С того времени в память о появлении образа масло для ее лампады закупалось всегда ровно на 10 рублей.
Позже икону перенесут в Шамординскую обитель, тогда же впервые заговорят и ярком свете, исходящем от чудотворного образа. Икона утрачена в шестидесятых, когда ее передали в одну из церквей в ближайшей деревне. Старинный образ был украден и больше о нем информации не появлялось. Казанская Божия Матерь в Шамордино написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе Афон и передана для Казанского собора осенью 1999 года.

Храмы Шамординского монастыря

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери остается главным их храмов обители. Работа С.Шервуда до сих пор удивляет своей величественной красотой. Выполненный из красного кирпича с пятнадцатью золотыми главами-куполами в русском стиле, он кажется пришедшим из старинных сказок. Кажется невозможным из обычного кирпича сотворить эти узорные наличники над высокими арками окон, декоративные подзоры и кокошники, полуколонны и щипцы. Не менее впечатляюще выглядит здание внутри. Просторное, с высокими сводами потолка не покрытыми привычной росписью, оно создает ощущение легкости и возвышенности. В нем находятся две самые прославленные иконы монастыря. Монахини искусно вышивают бисером и золотом, среди икон много вышитых их руками. Снаружи со стороны алтаря устроены 4 могилы - трех первых настоятельниц и благодетеля, фактически выстроившего основную часть монастырского комплекса на свои средства купца С. Перлова. До революции здесь располагалась усыпальница (проект Б.А.Савицкого), но от нее сохранились лишь части фундамента.
Первую настоятельницу матушку Софию считают местночтимой святой. Пришедшая к постригу после ряда испытаний, она многое делала для становления пустыни вместе с преподобным Амвросием. Известно о нескольких случаях исцеления, произошедших на ее могиле.
Храм преп. Амвросия Оптинского
Скромный домик-келья служил жилищем старца Амвросия, много времени проводившего в этой обители и умершего в нем. К преподобному шли паломники в поисках духовных советов. После смерти старца С.В.Перлов поможет возвести вокруг кельи кирпичный "футляр", чтобы сохранить ее. Когда обитель закрыли, то келью перевезут в д. Шамордино. В строении-футляре устроят гараж. До нашего времени здание сохранилось сильно поврежденным и его пришлось восстанавливать.
Церковь Пресвятой Троицы
Была построена первой из монастырских храмов и освящена в октябре 1884 г. В честь Казанской иконы. Изначально располагалась на том месте, где сейчас стоит Казанский собор. Перед закладкой будущего собора в 1889 небольшую старую церковь переносят на край кладбища, а через год вновь освятят, но уже в честь Пресвятой Троицы. Здесь отпевали преподобного Амвросия. Через год состоялось освящение придела в честь "Живоносного Источника". Почти двадцать лет церковь была единственным действующим монастырским храмом. Но после закрытия обители его разрушили и только в 2006 году начались первые работы по восстановлению. Осенью 2008 года на его куполах вновь появятся кресты, но работы по внутреннему убранству пока продолжаются. Большая их часть выполняется местными мастерами.
После храма можно побывать на старом кладбище, начинающемся прямо за стенами. Там покоятся многие насельницы Шамордино прежних лет.
Церковь "Утоли моя печали"
В конце XIX века супруга благотворителя обители С.Перлова Анна Яковлевна дала средства на строительство богадельни, рассчитанной на проживание 60 неизлечимо больных женщин. К двухэтажному зданию пристроена небольшая церковь, освященная осенью 1902. Богадельню закроют вместе с монастырем, отдав под размещение учреждений. Церковь, сильно поврежденная, периодически использовалась в разных целях. Ее восстановят и освятят весной 1990 года. Богадельню вновь откроют спустя несколько лет. Сейчас она служит жилищем для состарившихся немощных сестер, их около тридцати. Кроме скромных келий на одного-двух человек в ней оборудовали палату для лежачих больных с хорошим уходом и круглосуточными дежурствами. Есть маленькие прачечная и трапезная. Здание выглядит уютным и ухоженным, окружающая территория засажена цветами. На еженедельные службы в храме собираются все обитательницы, кто-то приходит сам, кого-то навещают в кельях.
Другие здания монастырского комплекса строились в разные годы, но при выборе архитектурных проектов предпочтение отдавалось единому стилю.
Трапезная
К красивому зданию в два этажа из красного кирпича можно пройти, обойдя вокруг Казанского собора. Средства купца Сергея Васильевича Перлова позволили воплотить в кирпиче проект Р.И. Клейна. На этом месте в начале 1890-х стояла усадьба первых владельцев небольшого имения семьи Калыгиных. С собором трапезную соединял теплый переход. Супруги С.и А. Перловы помогли и полностью оборудовать трапезную. Здание пытались разрушить сразу после упразднения монастыря и восстановили только в 1997 году.
Сейчас второй этаж занимают кухня, гостевой и сестринский трапезный залы. Первый этаж отдан под цеха, кроме молочного, где ведется переработка молока, и кондитерского устроены рыбный и консервационный. Монахини делают заготовки выращенных ими овощей и фруктов своего сада на весь год. Есть небольшая сушильня, где сушат фрукты и собранные грибы.
За трапезами читаются жития святых. В трапезной по праздничным дням кормят до 500 человек. Но паломников принимают только организованными группами и по предварительной записи.
Водонапорная башня, построенная на деньги С.Перлова, действует с 1906 года, расположена сразу за трапезной. Она выполнена в том же архитектурном стиле, что и остальные здания.
Больница
Создавалась в 1905 на пожертвование А.Я.Перловой. Здесь могли получить медицинскую помощь сестры, паломники и жители соседних деревень. Амбулатория способна была принять в сутки до 200 пациентов. В больничных палатах размещали около 60 человек.
Сегодня в здании работает своя амбулатория. Кроме приемного кабинета есть процедурный, лаборатория, стерилизационная, перевязочная и оборудование для физиотерапии. Работает стоматолог и создан маленький, всего на 10 мест стационар. Для послушания при больнице избирают сестер с соответствующим медицинским образованием и опытом. Второй этаж отведен под златошвейную и пошивочную мастерские.
Дом Перлова
Московский купец, искренне любивший обитель и фактически построивший ее от храмов до типографии и хорошо оборудованных мастерских, выстроил просторный дом для своей семьи, часто бывавшей здесь. Умирая, он завещал похоронить его при обители. Его вдова, оставшаяся в Москве, много времени проводила в монастыре с детьми и внуками. Незадолго до кончины она принимает постриг, получив имя Амвросия. Дом удалось восстановить и сейчас он выглядит так же, как и при его владельцах Перловых.

Святые источники Шамордино

Окрестности всегда были богаты на большие и малые родники. Пока существовал монастырь, монахини много времени отдавали уходу за известными источниками. После его закрытия лишившиеся заботливого присмотра родники постепенно заболачивались, часть из них забыта и практически исчезла. С возрождением обители сестры вновь расчистили и привели в порядок несколько ближайших. Теперь неподалеку от монастыря известно два родника с целебными свойствами.
"Живоносный источник" найти легко - достаточно выйти из монастыря по единственной дороге и повернуть около указателя налево. Дальше придется идти по крутой лестнице в 200 ступеней, сделанной в благодарность за избавление от болезни брата благотворителя. Анатолий много раз преодолевал крутой склон холма, неся на руках больного брата. Дорожка начинается от Троицкой церкви. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения (только в соответствующей одежде). Принято окунаться три раза с молитвой и просьбой к святым и Богородицу. Температура воды около +4 градусов. Колодец защищен от попадания дождей и вода в нем пригодна для пить.
Обязательно задержитесь на смотровой площадке, оттуда открываются редкостно красивые пейзажи, а на скамейках можно отдохнуть от утомительного подъема и спуска, наслаждаясь чистым лесным воздухом и особой атмосферой этих мест. Лучшее время для посещения источника - поздняя весна, лето и начало осени.
От Живоносного можно пройти к Казанскому источнику свернув от последних ступеней лестницы влево. Дальше придется идти по узкой тропинке. Это недалеко, но после дождя глинистый грунт сильно раскисает. Желательно заранее позаботиться о подходящей обуви Считается, что его вода сможет помочь при болезнях глаз, поэтому ее часто набирают с собой. Слава о целебных водах идет давно, поэтому у него постоянно бывают паломники. Купальни у родника нет.

Что привезти из Шамордино

Статус действующего монастыря не предполагает продажи обычных туристических безделушек. Но в церковных лавках можно приобрести книги, освященные крестики, четки, свечи и иконы. Можно сделать заказ на иконы с вышитыми бисером окладами работы монахинь. Паломники увозят домой воду из святых источников и просфоры. Здесь же подают записки на все церковные требы, и даже Сорокоуст с 40ка Литургиями, редкий в наше время.
Но самым ценным сувениром станут воспоминания о нескольких часах, проведенных в одном из красивейших уголков Центральной России, тихом месте, наполненном особой благодатью.

Хотя чаще всего посещение Шамординского монастыря совмещают с поездкой в Оптину Пустынь, Казанская Амвросиевская обитель заслуживает целого дня. Это позволит без спешки посетить храмы, увидеть монастырскую жизнь, прогуляться к источникам и посидеть на смотровой площадке старой лестницы в 200 ступенек, полюбоваться цветами выращенными сестрами и послушницами, побывать на службе. Может быть, эти несколько часов позволят понять, что же влекло в монастырь женщин разных сословий, от неграмотных крестьянок до образованных дам из дворянских и купеческих семей. Здесь искали и находили утешение Толстые и Болотовы, Хрущовы, Долинино-Иванские, Ключаревы и многие другие.
Многим путешественникам тихое, уютное Шамордино нравится больше, чем многолюдная Оптина пустынь. Некоторые уверяют, что все высказанные тут просьбы обязательно и быстро исполнятся. Конечно, если они шли от души и не способны причинить кому-то вред.
Возвращаясь, можно сделать небольшой крюк и посетить Клыково с его чудотворными мироточащими иконами в красивом старинном храме. Там же можно договориться о небольшой экскурсии и побывать в келье монахини матушки Сепфоры. Считается, что посидевший на ее стареньком жестком диванчике будет удачлив. А если легонько стукнуть по своей голове матушкиной палочкой, то избавишься от нехороших мыслей.

Паломнический тур из Саратова

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - ШАМОРДИНО - КЛЫКОВО

Калужская земля, освященная подвигами и трудами святых угодников Божиих, широко известна манастырями-пустынями и просиявшими в ней святыми. Оптина пустынь - самая яркая свеча, зажжённая русскими людьми пред Богом в ХIХ–ХХ вв. Оптина Пустынь всегда была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек К старцам в Оптину стремились тысячи людей - начиная беднейшими крестьянами и заканчивая особами императорской фамилии. И сегодня в возродившийся монастырь ежедневно приезжают множество верующих, чтобы соприкоснуться со святынями, укрепить и обрести веру.

Программа

1 день

17.00 - 18.00 - Отправление из Энгельса / Саратова

2 день

09.00 - Прибытие в Шамордино . Посещение Казанской Свято - Амвросиевской женской пустыни.
Монастырь был основан в 1884 г. великим Оптинским старцем - преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой). В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

Знакомство с монастырем, купание в св.источнике.

12.00 - Отправление из Шамордино.

12.30 - Прибытие в Козельскую Свято-Введенскую Оптину Пустынь .
Монастырь был основан в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

Расселение в паломнической гостинице.

Обед в монастырской трапезной. Обзорная экскурсия по монастырю (проводится строго монастырскими экскурсоводами). Мощи преп. Амвросия Оптинского, старцев Оптинских. Купание в св. источнике прп. Пафнутия Боровского (воду из него не пьют, она сероводородная)

15.00 - Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских во Владимирском храме.

17.00 - Вечернее богослужение в Казанском храме.

Ночлег в гостинице для паломников.

3 день

06.30 - Для желающих посещение ранней Божественной Литургии. Паломники имеют возможность посетить всю службу, принять участие в таинствах исповеди и причастия.

08.00 - Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. После молебна мощи прп.Амвросия Оптинского открывают для поклонения.

10.00 - Отправление в Клыково .

11.00 - Прибытие в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь .
История основания монастыря берет свое начало в 1924 г, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви в 1991 г, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора , которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни.

Знакомство с монастырём, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более 100 частиц мощей святых угодников Божиих. Особо почитаются икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, и Тихвинская икона Божией Матери . За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора. Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.

Калуга - замечательный город для поездки на выходныеиз Москвы . Ехать недалеко, а впечатлений - море. При этом Калужская область для поездки на 2-3 дня слишком велика и разнообразна. Поэтому если эти благословенные места душевно зацепят, сюда непременно вернешься. Так получилось и у нас. Когда в апреле 2014 года мы уезжали из , то уверенность, что вернемся сюда обязательно, была несомненной. Да, Калугу посмотрели, Полотняный завод, Боровск тоже. Но это далеко не все достопримечательности Калуги и Калужской области, которые стоит увидеть. Скажу больше - в Калугу нас тянуло вернуться без привязки к достопримечательностям. Ну приятно здесь быть, приятно проводить время, отвлекаться от быта и прозы жизни. Интеллигентный, современный, комфортный город.

И вот в августе 2015 года мы отправились в путешествие в Калугу на машине снова. Многое в программу не закладывали, держали в голове самый простой маршрут поездки "Калуга - Оптина пустынь - Шамордино".

По дням программа поездки в Калугу складывалась так:

  • 1 день - дорога до Калуги по трассе М3. Калуга. Размещение в отеле "Бест Вестерн". Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 2 день - Завтрак в кафе гостиницы. Оптина пустынь. Шамордино. Калуга. Ужин в кафе "Сны любимого кота"
  • 3 день - Завтрак в кафе "8 чашек". Калуга. Дорога домой по трассам М3 и М2

Гостиницу я бронировала еще в феврале. Шикарный отель мировой сети Best Western шел по смешной цене - 2 400 руб. Сразу возникли грандиозные мысли: отличный отель недорого... масса вкусных заведений... почему бы не организовать выезд "Клуба путешественников"? Встретиться, что-то посмотреть вместе, сходить в кафе (ресторанчик). Был брошен клич, но "встречи на Эльбе" не получилось. Видимо время было выбрано не удачно... Но я и сейчас уверена, что для какого-то совместного выезда-встречи Калуга подходит идеально. Ну да ладно. Главное, что наше путешествие в Калугу состоялось. И вышло оно, как всегда, семейным, душевным и теплым.
Представляю вам краткий отчет об этой поездке.

День 1. Дорога до Калуги. Отель Best Western. Кафе "Сны любимого кота"

Навигатор проложил путь в Калугу через Москву. Так и ехали - солнце, счастье, свобода кипели внутри и снаружи.
Радовались тому, что Горьковское шоссе в сторону Москвы было свободно (в обратную сторону наоборот).

Радовались чужому счастью - свадьбе. Роскошное авто, красивые молодожены, свадебный молодежный кортеж.

Радовались тому, как радовались люди вокруг чужому счастью, сигналили, улыбались.

Радовались Москве. Ну как можно на Москву-красавицу смотреть спокойно?







Интересное начало путешествия в Калугу...

Проезжая мимо Красной площади, муж сказал: "Надо приехать сюда погулять, наконец". Вот всегда так - то, что находится рядом, как-то реже посещается.

Москву мы преодолевали долго. Не в центре так на выезде пришлось "потолкаться". Лишь спустя 2 часа с момента старта из дома мы встали на финишную прямую, т.е выехали на трассу М3, и перед нами замаячило заветное слово "Калуга".

Так же как и в прошлый раз над головами садились и взлетали самолеты, летящие во "Внуково" и из него.

Также невыносимо слепило в глаза солнце. Только сейчас оно шпарило со всей мочи. От Москвы до начала Калужской области добрались за час. Все затруднения начались дальше.
Трассу М3 в Калужской области сейчас активно строят. Работы идут, это заметно. Но от этого не легче. На определенной части пути дорога становится двухполосной, и движение очень сильно замедляется.

В общем удивительно - дорога до Калуги была короткой, но долгой. Расстояние в 220 километров мы преодолевали аж 6 часов.

К гостинице подъехали уже утомленными и "поджарившимися".

Об отеле "Бест Вестерн" я расскажу подробно в . Более того - покажу вам видео, которое сняла у нас в номере. Сейчас лишь парочка фотографий и немного текста.
Гостиница оказалась прелестной абсолютно во всем. Не люблю повторяться, но повторюсь - международные сетевые отели это всегда высокий уровень. А европейская отельная сеть "Бест Вестерн" особенно. Лично я сожалею лишь о том, что из 4 000 отелей этой сети в России есть всего... 6.

При заселении администратор сразу сообщила, что нам предоставляют номер более высокой категории, чем было забронировано. Вместо Стандарта - Комфорт за те же деньги.

Номер продуман до всех нюансов и мелочей. Прицепиться вообще не к чему.

Разместились, часик отдохнули с дороги и поехали ужинать.

Готовясь в поездке в Калугу, я накидала себе небольшой список кафе и ресторанов города. В принципе Калуга в плане где поесть немного, но успешно нами была изучена. Но хотелось попробовать что-то новенькое. Этим новеньким стала для нас весьма популярная кофейня "Сны любимого кота", располагающаяся в ТРЦ "Московский".

Надо отметить, в Калуге подобные центры активно используются заведениями общественного питания, причем очень даже приличными, не забегаловками.



Кафе оказалось уютным, дизайн - интересным, с юмором,

цены умеренными,


еда вкусной и разнообразной. Супы, горячее...

Когда вышли из кафе, уже стемнело. Предприняли попытку прогуляться по парку Циолковского. Но попытка провалилась. Парк освещался частично. Там, где фонари не горели, стоял полный мрак. Гулять было абсолютно не комфортно.

Поэтому на этот день программа была завершена, и мы вернулись в гостиницу.

День 2. Оптина пустынь. Шамордино

​После завтрака быстро собрались и вышли из гостиницы. В этот день мы ехали в Оптину пустынь, место, где сама я была раза три, а муж с дочкой еще никогда.

С погодой опять повезло. Светило солнце, было очень тепло.
Калуга потрясающе зеленый город!

Так случайно совпало, что этот субботний день был Днем города Калуги. Мы заметили, что Калуга нас любит и всегда встречает праздниками. Удивительно и приятно. В прошлый раз это был . Отметить День космонавтики в ее "колыбели" не менее почетно, а может даже более, чем в нашем космическом Звёздном городке.


То, что мы попадаем в Калуге на День города я узнала накануне поездки. Вдохновилась невероятно! Оказалось, что программа праздника подготовлена большая и интересная. Очень хотелось поучаствовать, но муж сказал: "Оптина пустынь!". Переставлять местами Калугу и Оптину было не правильно. На следующий день возвращаться домой из Оптины было бы слишком далеко и утомительно.
Возникла мысль остаться в Калуге еще на сутки. Но в таком случае нам нужен был поздний выезд из гостиницы, часа в 4 дня. Муж бы работал, а мы с дочкой гуляли по Калуге. Но услуга "поздний выезд" оказалась в "Бест Вестерне" дороговатой. За пребывание в отеле до 18.00 доплата за половину суток. Платить 1 200 руб. за 4 нужных нам часа, а все вместе 3 200 руб. - показалось лишней тратой денег.
Так что в Оптину пустынь ехали в субботу, как и было запланировано. По сути это святое место было главным, что мы хотели посмотреть в эту поездку. Все остальное - просто приятная прогулка в объятиях душевного города.
От Калуги до Оптиной пустыни всего 79 километров. Не заметили, как уже на горизонте показалось земля обетованная, и засверкали кресты на куполах церквей.






Машину поставили на огромной парковке и отправились в монастырь.




К посещению таких мест, как Оптина пустынь, даже я подхожу серьезно. Юбка и платок обязательны.


За прошедшие годы, что я тут не была (а это примерно лет восемь), в Оптиной почти ничего не изменилось. И я рассматриваю это как плюс. Побаивалась, что атмосфера изменилась, что того чувства благодати, которое раньше здесь испытывала, не испытаю. Рада, что страхи оказались беспочвенны.
Мы застали здесь достаточно много народа, много экскурсионных групп. Но я помню времена, когда людей было значительно больше. Поэтому в этом плане меня ничего не напрягало.


В обители по прежнему очень много цветов и очень ухоженная территория в целом.


Нам удалось зайти в четыре храма и даже поснимать в трех из них. Вообще фотосъемка в храмах Оптиной пустыни запрещена , но мне было надо , поэтому несколько кадров я сделала, чтобы показать их тем, кто не может лично приехать сюда.
Храм в честь Преображения Господня. Новый храм. Построен в 2007 г. Эту церковь я увидела и посетила впервые.




Храм в честь Казанской иконы Божией Матери - самый большой храм обители. Построен в 1811 г.









За Введенским собором располагается храм в честь преподобной Марии Египетской, построенный в 1858 году. Очень гармоничный. Внутрь не заходили, читала, что он реставрируется. Внешне выглядит уже полностью отреставрированным.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен в 1998 г.

Часовня Воскресения Христова. Построена на месте погребения убиенных оптинских братьев - иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Построена в 2008 г. Именно в это место я очень хотела попасть.

Раньше здесь не было часовни, были просто могилы трех оптинских монахов, погибших от руки то ли сатаниста, то ли душевнобольного в Оптиной пустыни в пасхальную ночь 18 апреля 1993 г . Именно к этому месту ехали (и до сих пор едут) люди с просьбами и молитвами о самом сокровенном, потому что могилы эти чудотворны.

Сюда, к трем крестам, трем могилам несли и несут до сих пор свои записочки люди, и пожелания из этих записочек исполняются. Исцеление , обретение любви, семьи, детей - вот о чем чаще всего просят люди и что получают. Когда-то точно также делала и я... И Оптина пустынь не подвела, ответила... Поэтому так хотелось мне придти на это особое место, благодатное место, сказать "Спасибо...".

Мне из этой часовни даже не хотелось уходить. Светлое место...
Перед выходом с территории монастыря мы зашли в церковную лавку, где купили два платка.

Вдоль южной стены монастыря

дошли до ограды, где висит схема прохода к Иоанно-Предтеченскому скиту. 200 метров до скита, конечно, не 200 метров, но идти недалеко по лесной тропинке.

Вдоль пути растут вот такие вековые сосны. К одной из них протоптана тропка. Видимо дерево особое...





Около скита стоит Амвросиевский колодец с целебной водой.

Ворота в скит закрыты. Мы даже не порывались сюда заходить. Видели, как через черную металлическую дверь на территорию проходят молодые люди в гражданской одежде. Перед тем, как зайти, каждый из них целовал икону, что расположена на белой башенке ограды.

Ну а мы уже прощались с Оптиной. Пора было ехать дальше, в Шамордино.



На дорожку купили себе две бутылки кваса и пирожков с капустой, чечевицей и картошкой.

Теплыми были только те, что с капустой. Остальные как из холодильника, ледяные, твердые.

Вообще пирожки не вкусные. С такой невкусной монастырской едой мы сталкивались до этого момента лишь однажды - в Дивеево. Обычно же все наоборот - язык проглотишь. Таких мест как раз могу вспомнить десятки.

Не могли не заехать в Козельск, рядом с которым располагается Оптина пустынь. Покатались по улицам. В целом ничего особо примечательного. Посмотрели и отправились дальше.

По дороге из Оптиной пустыни в Калугу есть лишь одно место, откуда открывается потрясающий вид на обитель. Да, далеко. Только телевиком и при большом приближении можно с дороги снять вот такой вид.

От Оптиной пустыни до Шамордино 30 километров езды. Рукой подать от одного особенного святого места до другого.

Оптину и Шамордино обычно посещают в один день и почему-то постоянно сравнивают. Неоднократно слышала. Сравнивают атмосферу, архитектуру, общие впечатления. Раньше "перевешивала" чаще Оптина пустынь. Теперь - Шамордино.
​Первая обитель - мужской монастырь, более суровый, сдержанный, что ли. Вторая - женский, более изящная, маленькая, уютная обитель . Летом обе утопают в зелени и цветах. На моей памяти это самые "цветочные" монастыри. Не стала бы я их сравнивать в любом случае.
Шамордино действительно производит впечатление. Даже на сдержанных по своей сути мужчин. Красивая архитектура, спокойная аура. Здесь приятно находиться. Если бы не усталость от жары, провела бы я тут больше времени.












После Шамордино мы вернулись в Калугу.

Времени было уже половина седьмого. Но надежды поучаствовать в праздничных мероприятиях ко Дню города еще оставались.

У Памятника в честь 600-летия Калуги собралось огромное количество народа.

Но мы первым делом ехали в гостиницу. Надо было отдохнуть, переодеться и отправляться ужинать.

Есть мы опять отправились в ТРЦ "Московский". Но в этот раз планы были не на "Сны любимого кота", а на паб "Овертайм", который располагается в том же центре и на том же этаже. К сожалению, паб оказался закрыт на ремонт, о чем сообщало нам объявление на дверях заведения. Мы были страшно разочарованы. Ехать в другое место было поздно - половина девятого. Опять пошли в "Кота". Все было опять вкусно, но разведать что-то новое или "проинспектировать" "старые" полюбившиеся места было бы все же лучше.





День города Калуги закончился для нас на Театральной площади, где проходило аж два концерта - в сквере за Драмтеатром







и на Театральной площади перед Драмтеатром. Одна "тусовка" была камерная, другая - масштабная.






Погуляли, послушали музыку, отправились на Театральную улицу - местный Арбат -

поздороваться с Циолковским. Так же, как и Константин Эдуардович Циолковский, мой Константин Эдуардович с надеждой вглядывался в небо, ждал звуки салюта.

Но всё было тихо. Решили, что салют мы пропустили пока ужинали в кафе. Поколесили по абсолютно темной Калуге и отправились в гостиницу отдыхать. Приехали, паркуемся и вдруг услышали знакомые звуки. Муж изворчался весь, будто я виновата, что мы салют пропустили. А мне, если честно, невдомек зачем устраивать праздничный фейерверк в 23.00, если небо черное уже в 21 час и огромная масса народа (в том числе с маленькими детьми) ждет именно салют? К тому же в программе праздника фейерверк был назначен на 22.00 и 22.30.
В общем, ко Дню города мы хоть и прикоснулись, но в полной мере не прочувствовали его. Не подумайте, что мы являемся большими любителями подобных мероприятий. Даже маленькими любителями не являемся. Никогда не ходим ни в Москве, ни в Звездном городке на массовые мероприятия. Но это города, которые мы знаем. А вот для того, чтобы узнать чужой город, хороши все способы. Посещение праздничных мероприятий помогает в знакомстве с городом и его жителями существенно.

День 3. Калуга. Дорога домой

Когда я собиралась в Калугу, я точно знала, что хочу здесь делать. Это редчайший случай для меня.
Т.к. город мы уже знали, главные достопримечательности Калуги видели, хотелось скорее не смотреть их повторно, а посмотреть под другим углом, посмотреть на предмет изменений.
Годом ранее мы были свидетелями того, как в торжественной обстановке был заложен камень в честь открытия второй очереди Музея космонавтики. Я хотела сходить к Музею космонавтики и посмотреть, как идет строительство.
Читала в СМИ, что Гостиный Двор в Калуге прошел реконструкцию и должен открыться 22 августа 2015 г. в День города. Надо было оценить изменения.
Опять же в прошлую поездку нам очень понравился парк культуры и отдыха. Но насладиться им в полной мере мы не могли. Ранняя весна, неработающие фонтаны, отсутствие зелени. А какой этот парк летом? Это было интересно увидеть, поэтому и прогулка по парку стояла в планах.
Много слышала про старую Калугу, деревянную Калугу. Конечно хотелось посмотреть старинные улицы и улочки лично. Например, Воскресенскую, Смоленскую, Ленина.
Почти все из вышеперечисленного нам удалось сделать. Но не всё. Не сходили в Калужский музей изобразительных искусств, не посмотрели интерьер и росписи Троицкого собора, не дошли и до ансамбля Гостиного двора. Ну ничего страшного, будет повод вернуться в Калугу снова.

Ну а сейчас фотографии третьего дня нашей поездки в Калугу.
Утром собираем вещи и с сожалением покидаем роскошный "Бест Вестерн".




Для завтрака мы выбрали кафе "8 чашек" (ул. Плеханова, 48/8, Калуга), которое невероятно полюбилось нам еще в прошлом году. Это безобразие, но отдельный пост об этом заведении я так и не написала, руки не дошли. Лишь упоминала о нем в обзорных постах , и . А теперь даже использовать прежние фотографии могу лишь в качестве сравнения. В "8 чашках" прошел грандиозный ремонт, заведение просто не узнать. Но кухня и обслуживание все так же замечательны.

На месте бывшей сцены сделали детскую игровую комнату. Еле вытащили потом Софи отсюда.





После завтрака первым делом едем

к . Второй раз мы сюда не пошли (слишком мало времени прошло с нашего посещения), а вот погулять в парке Циолковского и посмотреть достопримечательности и жизнь вокруг - с удовольствием.

Памятник Юрию Гагарину. Молодому Гагарину. Замечательный памятник, добрый, вдохновенный. Не устанешь смотреть и проникаться.

В преддверии окончания занятий в группе «Слово и вера» преподаватели предложили нам, учащимся, отправиться в паломническую поездку в Оптину пустынь с заездом в Клыково в монастырь Спаса Нерукотворного пустынь и в Шамордино.

По благословению настоятеля нашего храма поездка состоялась 21 мая накануне празднования святителя Николая (Николы вешнего). День выдался сумрачным. Со всех сторон над Калугой висели свинцовые тучи, но экскурсовод Наталья сказала, что в Оптиной будет солнце. Ведь не погодные ожидания волновали паломников: все стремились к свету Оптиной, который она изливает на всех притекающих к нему.

Автобус отправляется в дорогу, вот он покидает пределы Калуги – путь к благословенной Оптиной открыт.

Конечно, мы мало напоминаем тех паломников с нищими котомками, которыми так славилась наша богомольная Русь. О них мы знаем по старинным фотографиям. При неказистом внешнем облике бывалого странника больше всего помнится не запыленная одежда и обувь, а удивительно просветленный человека, который ради веры готов принять и более тяжкие испытания, чем стужа и зной. В свое время таких паломников называли на Руси поклонниками, ведь главной их целью было поклонение святыням.

Путь-то к Богу нелегок, и для современного человека это, скорее, метафора. Или мечта повторить подвиг, сопряженный с многочисленными лишениями. Однако щадим мы себя, ох как щадим. Но и мы внешне благополучные, уверенные в себе, независимые, а в глубинах своей души исполненные смятения, недовольства собой, скоро пребудем в места, где когда-то воссияли светильники духа. Приедем, чтобы поклониться святыням.

Мы надеемся по их молитвам обрести душевный мир, найти пути к своему спасению. Ведь мы знаем, какая святость, какая непостижимая бездна любви пребывала в них. Да, это и есть цель нашего путешествия.

И вот из-за поворота сверкнуло золото крестов, устремленных в небо.

Оптина пустынь…Жиздра река.

В синюю вечность плывут облака…

То ли это солнце осветило то благословенное место, то ли ее собственный свет разорвал и развеял мрачные тучи. Свет Оптиной - воочию для всех. Вступаем на эту священную землю.


Пытаемся вобрать в себя ее историю, где небесное и земное всегда сосуществовали в нераздельном единстве. Действительно, в девятнадцатом веке Оптинская обитель цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик-послушник был как старец. По свидетельству многих, ее населяли земные ангелы и небесные жители, являвшие пример благочиния, послушания, терпения, смиренно­мудрия, кротости, смирения!

Узнаем, когда начало Божественной литургии. В этот день служили во Введенском храме.

Свечи в Введенском соборе горят.

Лики с икон, мироточа, глядят.

Что же я плачу, глотая слова,

Если душа у России жива!

Перед причастием иеромонах Назарий прочитал проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сказавший такие слова:

И з всех его писаний открывается его немыслимая духовная категоричность. Потому что он рассматривает грех не просто как слабость и проявление человеческой природы, но как противоположность добру, как абсолютное зло.

По окончании литургии с чувством душевного трепета и умиления прикасаемся к мощам старца Амвросия.

И спешим во Владимирский храм - усыпальницу для обретенных святых мощей преподобных старцев Оптинских. С благоговением прикладываемся к мощам святых, которые источают исцеления. Святые старцы Оптинские, молите Бога о нас грешных!

А еще нужно успеть поклониться невинно убиенным в пасхальную ночь иеромонаху Василию и инокам Трофиму и Ферапонту, ведь

…Над часовней и звонницей вдруг

Три лебедя белых заходят на круг.

Мягко ложится перо от крыла

Там, где кровь иноков густо цвела…

Сердце зашлось, как пришли на погост,

Где братья Василий, Трофим, Ферапонт..

А потом была дорога в Иоанно-Предтеченский скит, дорога, которой проходили с молитвой на устах оптинские старцы.

Вот и скит, где в небольшой хибарке жил великий старец Амвросий, за духовным окормлением к которому тянулась вся Россия.


Старец имел духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. Будучи из-за болезни прикованным к постели, он с утра и до поздней ночи принимал посетителей в течение тридцати лет лет. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.


А недалеко от скитских врат находится колодец Амвросия Оптинского, выкопанный по его поручению. Для монаха хуже нет, если его похвалят. Старец исцелял людей, но, не желая человеческой славы, отправлял к колодцу попить целебной водички.

Испили и мы водички, и снова в путь.

Пусть крестный путь наш не знает дорог.

Только б в нем колокол русский не смолк.

Только б не гас над Отечеством, нет,

Благословенной Опт иной свет. .

Действительно, ее свет не гаснет. Он, вырываясь за монастырские пределы, устремляется к иным благословенным местам.

Таким местом стало с. Клыково, куда в 1924 г., спасаясь от преследования большевиков, переселилось несколько монахов из Оптиной пустыни. История Клыковского монастыря, как и история самой Оптиной исполнена высокого трагизма. Многие из братии клыковской общины с настоятелем храма в честь Спаса Нерукотворного иеромонахом Пантелеимоном были расстреляны в 1937 г. Но свет Оптиной по приговору тройки уничтожить нельзя. Свет ее, вечный и нетленный, будет светить всегда. И в 1991г. оптинские монахи начали возрождение обители.

У Господа все промыслительно. И на духовное окормление клыковского мужского монастыря Господь посылает старицу монахиню Сепфору - женщину. Небывалое, неслыханное дело. Молитвенной же помощью матушки монастырь начал быстро благоустраиваться и благоукрашаться. Обещала ведь прозорливица процветание этому необыкновенному месту. И вот за несколько лет вырос на его территории новый храм в честь священномученика Кукши.

Необычный по своему внутреннему устроению (в основе проекта лежала греческая традиция), совместивший собственно храм и монашеские келлии, соединивший все в единое целое внутренним двориком, закрытым стеклянной крышей. Поэтому храм кажется залитым светом. Обещала же матушка братии, что будет им храм красоты необыкновенной.



А вот и домик матушки. Она покинула его почти двадцать лет назад, но ее незримое присутствие ощущается и сегодня. Домик живет своей таинственной жизнью: мироточит ее фотография, год от года все ярче расцветают краски на ее коврике, поновляется и ее одежда. Угощает всех матушка ее любимыми пустячками-конфетками. А вот палочкой уже не бивают. Убрали ее в футлярчик. И теперь можно лишь лицезреть эту знаменитую палочку. А так бы нужно, выбить из наших душ всю нечистоту и грязь житейскую.

У могилки матушки цветы. Здесь всегда многолюдно. Воздыхания и просьбы о ее всемилостивом предстательстве пред Господом возносятся в строгой тишине.

Отдаем матушке свой прощальный поклон и отправляемся в Шамордино, в ставропигиальный женский монастырь, именуемый Казанской амвросиевской пустынью. Монастырь этот основан самим преподобным Амвросием Оптинским. Это его любимое детище. Здесь он и окончил свой земной путь.

Здесь все поражает своей красотой и величием. Необыкновенной красоты храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен по проекту архитектора С.В. Шервуда. Его отец, тоже архитектор, построил знаменитый Государственный исторический музей, который теперь встречает все парады на Красной площади. Поражает их архитектурное родство: красный кирпич, замысловатость форм.

Храм огромный, светлый, иконный. Иконы эти исполнены в необыкновенной технике: сестры сами вышивают их бисером.

Особо почитается здесь икона, написанная по благословению старца Амвросия. И вроде бы к изображению тучных хлебов он сам приложил свою благословляющую руку. Возможно это легенда. Он предсказал сестрам, что она будет их кормилицей. И не только их, но всех, почитающих этот святой образ, поэтому он столь любим в народе.

А на улице уже распогодилось и вовсю светит солнце. Бушуют нежно-зеленые краски. Все утопает в цветах, с любовью выращенных сестрами, воссоздающими на земле зримый образ рая, той неземной абсолютной красоты, куда мы устремляем свои помыслы.

Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы — у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».

Нет — ~200 км до Калуги, потом ~70 км до Козельска в 7 км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра — просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью — например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника — не называйте это случайностью.

Потому что это — ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.

Зачем?

Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни — будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место — как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так — вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно — вы задумаетесь о разных вещах.

Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно — церковь такая то, век такой то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное — ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы — приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.

В общем то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были — развалины. Оптина пустынь — это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то — не надо, поворачивайте обратно.

Оптину Пустынь освещают люди — святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».

Шамордино — находится в 14 км от Оптиной Пустыни и это — у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу — Амвросию, а материальное воплощение — известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером — это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

Идея поездки.

«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.

Как то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины — никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.

Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.

Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось — Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …

Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю — как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….

Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро — было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно — не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно — просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.

А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста — белая бумага.

Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет.

Путеводитель.

Дорога.

От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе — через ~100 км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо — поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т. е. 100-120 км/ч — это нормальная скорость.

Начиная от Перемышля — самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам — вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы — идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому — окоём. Действительно глазами, т. е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария — можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.

Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т. д. J Кстати, картошка здесь — необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали — рассыпчатая, белая — ну, хоть возвращайся обратно.

Шамордино находится где-то ~ в 14 км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска — да ни за что! И не пожалели.

Оптина Пустынь.

Господи, ну как же начать то!

Не получится у меня плавного повествования — это точно. Фрагменты будут — из того, что думаю, что прочитала, что увидели.

Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания — голубые, розовые, салатовые — точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими — как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это — Оптина Пустынь.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н. В. Гоголь.

«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.

Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой — двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.

От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.

Дорога выводит к огромной парковке. Справа — стена сосен-великанов — на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди — разноцветная Оптина Пустынь.

Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.

Слева:

Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя? не запомнила).

Колокольня.

Справа:

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.

Оптинский некрополь.

Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.

Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).

Сзади Введенского собора:

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.

Сзади Казанской церкви:

Часовня в память Оптинских иноков.

Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих — 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке — Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.

У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно — непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании — не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».

Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость — богатство зрелых людей. Оптинские старцы — это свет нации.

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».

Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли — так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить — это уже развлечение».

Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут — валом валят. Почему вопросы — всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».?

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.