История строительства. А.Н. Воронихин. Казанский собор

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Классические идеалы сопутствовали российской культуре начиная с преобразований Петра I. Однако, в XVIII веке они приживались не столь органично. Лишь в конце XVIII начале XIX века гармония античности на некоторое время стала естественной формой развития российского зодчества и дизайна интерьера, сделав их частью общеевропейской классики.

На этот период времени пришлось творчество зодчего Андрея Воронихина. Он происходил из крепостных графа А.С.Строганова, родился 28 октября 1759 г. на Урале, начал свое образование в Москве, закончил Петербургскую Академию художеств. В 1786 году Строганов послал Воронихина вместе со своим сыном и его воспитателем Ж.Роммом за границу. Их приезд в Париж совпал с началом Великой французской революции. Воронихин и Строганов-младший вступили в якобинский клуб, причем граф отрекся от своего титула и принял имя гражданин Очер.

В 1790 году, газета Революция Парижа сообщила, что Жильбер Ромм, Очер, Карамзин и Вороникэн отправились в Эрменонвиль поклониться праху Руссо. В то время русские художники и архитекторы часто ездили учиться в Европу. Но, Воронихин ехал не в какую-либо академию к известному мастеру трудиться под его началом. Он сопровождал молодого дворянина просто так поучиться в Женеве, потом в Париже, приобщиться к Европе. Узнав, что сын стал якобинцем, граф А.С.Строганов решил, что тот вполне усвоил плоды европейского просвещения, и немедленно вернул его в Россию. С ним приехал и Воронихин чтобы начать трудиться в качестве домашнего архитектора.

В 1793 году Воронихин начал работу с переделки дизайна интерьера строгановского дворца в Петербурге (памятника российской архитектуры работы Б.Ф.Растрелли). По счастью, Воронихин оказался также талантливым рисовальщиком, благодаря чему и сейчас можно видеть замысел построек таким, каким он представлялся ему изначально.Своеобразие архитектурного подхода Воронихина состояло в том, что, сохраняя строгие черты античного образца, он, вместе с тем, стремился сделать его удобным для домашнего проживания, ведь владелец это прежде всего человек у себя дома. Воронихин понимал классику не как атрибут лишь дворца или музея она понималась им как часть жизни. Это понимание осталось с ним, практически, до конца жизни. Таков, например, и кабинет-фонарик в Павловском дворце (1803 г.). Первое и главное ощущение от этого выверенного, строго классического интерьера — интимность.

В дизайне интерьера Воронихина сложилось удачное сочетание классической гармонии и домашнего уюта. К сожалению, многие постройки архитектора не сохранились. Строгановская дача на Черной речке (1797 г.) была разрушена. Остались лишь: написанная маслом картина кисти зодчего, которую тот подал в академию на соискание академического звания, и ряд зарисовок. Но и в этих работах прослеживается своеобразие почерка Воронихина. По сути, дача — это загородный дворец. Но архитектор развернул его фасадом в сторону реки, благодаря чему архитектурное творение обрело гармонию с природой, превратившись в усадьбу. Перестроенный Воронихиным петергофский каскад фонтанов был позже снова изменен А.И.Штакеншнейдером. Планировалась и перестройка дворца в Стрельне, построенного в начале XVIII века Н.Микетти, но эти планы целиком осуществлены не были.

Воронихин остался в истории, прежде всего, автором Казанского собора. Еще во времена Екатерины II было принято решение о возведении нового кафедрального собора на месте старой церкви Казанской божьей матери. Работы возобновились при Павле I. Решено было не ограничиваться заказом какому-либо зодчему, а организовать конкурс на проект здания. И вот, в 1799 году, Академия художеств во главе с графом А.С.Строгановым проводит конкурс, к участию в котором привлекаются: Ж.Тома де Томон, П.Гонзага и Ч.Камерон. Предпочтение было отдано Камерону. Однако, через месяц неожиданно утвердили проект Воронихина не обошлось без личного вмешательства его покровителя А.С.Строганова. Так, официально не участвуя в конкурсе, архитектор вышел победителем в состязании. Новый императорский указ от 22 ноября 1800 года гласил: Производить строения архитектору Воронихину….

Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1801 — 1801 г. А.Воронихин.

По условиям конкурса Казанский собор должен был иметь своим прототипом собор св. Петра в Риме. Это имело не только художественное, но и политическое значение. Идея преемственности между столицей Российской империи и Римом уходит корнями в средневековую историю. Новая столица, Петербург, подобно Москве, должна была вызывать ассоциации с Вечным городом, быть Третьим Римом. Не случайно, поэтому, в качестве образца для петербургского кафедрального собора был выбран главный храм христианского мира. Таким образом, встала задача создать архитектурный комплекс и площадь, обрамленную колоннадой. Здесь, возникло и главное затруднение. Традиционно, главным входом для церкви являлся западный, к которому примыкает колоннада, как это сделано в соборе Св.Петра. Однако, Казанский собор располагался по линии Невского проспекта и выходил туда северной стороной. Если бы и в Казанском соборе колоннада примыкала к западной стороне, то собор не раскрывался бы в направлении города, а, наоборот — был бы, по отношению к нему, замкнут.

Чтобы оценить мастерство Воронихина, можно сравнить его проект с проектом Тома де Томона. У последнего, колоннаду планировалось состыковать с северной стороной постройки, но в остальном, он представлял собой классическую версию собора св.Петра. Храм получался центричен. При таком подходе, западный вход, учитывая, что колоннада примыкала к северу, совершенно утрачивал свое значение. Более того, при этом собор предполагал лишь одну точку зрения с севера. Это противоречило канону, традициям, эстетическим принципам классики, где архитектурный ансамбль обязательно предполагал несколько точек зрения. Другим зодчим, Ч.Камероном, было спроектировано здание в виде ротонды круглой в плане постройки, у западного входа в которую располагалась невысокая колоннада. Наконец, П.Гонзага решил расположить колоннаду близ южного входа. Но в этом случае, утрачивалась градостроительная суть проекта: ансамбль никак не связывался с Невским проспектом. Воронихин решил проблему иначе, найдя оригинальный выход из ситуации.

Проходя сегодня мимо Казанского собора, мы, как правило, не задумываемся над тем, почему это — базилика, то есть прямоугольное, удлиненное в плане здание в форме креста. Между тем, эта форма достаточно неожиданна. Базилики строились в России лишь в начале XVIII века и ко времени Воронихина были почти забыты. И церковь, и эстетика классицизма с ее стремлением к правильности тяготели к центрической форме. Но, благодаря плану в форме базилики, архитектору удалось спасти западный вход. Выдвинутый вперед удлиненным западным рукавом, он как бы вышел из зоны влияния колоннады, приобретая самостоятельное значение. Как и в соборе св.Петра, колоннада в проекте Томона в полтора раза ниже портика собора. Однако, использовав форму базилики, Воронихин уже не мог повторить это решение, ибо прямоугольный храм ломал бы симметрию полукруглой площади, образуемой колоннадой. Та, определяла форму базилики, а базилика обуславливала размеры колоннады. Архитектору было необходимо закрыть тело храма, спрятать его, и он увеличил высоту колонн до размеров портика. При этом, зодчий практически разорвал связь между собором и колоннадой. При взгляде на площадь с севера, остается незаметной вытянутость собора перед нами центрический храм с куполом в центре. С юга и запада мы, напротив, не видим колоннаду. Это действительно, архитектурный ансамбль, который можно воспринимать с различных точек зрения.

Обратимся к творческому пути Воронихина. К моменту создания собора, он успел переделать дизайн интерьера строгановского дворца, возвести дачу на Черной речке и перестроить петергофский каскад. При всем своем размахе, это были камерные работы. И вдруг необыкновенно точное, выверенное градостроительное решение. Как объяснить его возникновение? Побывав за границей, Воронихин практически не сталкивался с европейскими академиями. Не исключено, что в бытность его в Москве, еще до поездки за рубеж, он общался с великим зодчим В.И.Баженовым. Трудно сказать, учился ли он у Баженова в прямом смысле слова. Но влияние Баженова на Воронихина очевидно. Достаточно одного взгляда на баженовский рисунок паперть для храма из альбома Ф.В.Каржавина, чтобы узнать в нем прототип портика Казанского собора.

Величественную полукруглую колоннаду можно обнаружить и в проекте Павловской больницы, исполненном Баженовым. Современные мастера видят в подобных близких мотивах заимствования. В эпоху классицизма все обстояло иначе. Этот стиль стремился к единообразию архитектурного языка; к одинаковым мотивам в то время относились так же естественно, как сейчас относятся к употреблению слов, объединенных лексически. У Баженова, Воронихин мог позаимствовать портик и колоннаду, но не градостроительное решение. Он спроектировал площадь совершенно нового типа: словно примыкающую к проспекту, а не открывающую или закрывающую его, как в традиционных решениях. И здесь, сказались впечатления Воронихина от центральных парижских площадей.

Итак, крупное градостроительное решение… Что же осталось от прежнего Воронихина, который развивался до этого как будто иначе, от его прошлого понимания классики? На плане собора, выполненного им в 1811 году, была предусмотрена колоннада и с юга, которая не была построена. Что видно на рисунке архитектора? Постройка, как бы растворяется на белом поле бумаги. Тонкие линии, обозначающие тело храма, колонны, не позволяют увидеть объем, стену. На плане Адмиралтейства А.Захарова, каждый объем представляет собой мощный, закрашенный тушью прямоугольник. Это же чувствуется в реальных постройках. У Захарова главное вес геометрического объема. У Воронихина, как бы, вовсе нет стен, все растворено в пространстве, которое активно взаимодействует с объемами. Величественная постройка, крупное по масштабам здание лишено давящей мощи. В нем та же легкость, тонкость изысканных линий, как и в проекте.

Портик Горного института. 1806 — 1811 гг. А.Воронихин.

В XVIII — XIX веках, архитектор, прежде всего, — автор проекта. И редкие памятники, за возведением которых Воронихин следил сам, всегда отличались особой выверенностью, когда продумывалась каждая линия, каждая деталь. С начала строительства, архитектор переехал в один из домов на Невском проспекте и руководил постройкой вплоть до своей смерти в 1814 году. И хотя собор достраивался после его кончины, печать особой продуманности выдает его личное присутствие.

Казанский собор стал важной приметой Петербурга. Воронихин создал памятник настолько значительный, что он затмил его остальное творчество. Горный институт, построенный в 1806 — 1811 годах, который мог бы принести славу любому архитектору, проигрывает в сравнении с Казанским собором. Зодчий скрыл здесь единым фасадом группу флигелей, созданных до этого; ему, по сути, принадлежит лишь фасад. Это очень тактичная постройка, она включена в величественную панораму классических портиков на невской набережной задача, стоявшая перед ним, выполнена мастерски. Но, здесь уже нет легкости, которой поражает колоннада Казанского собора. История русской архитектуры первой трети XIX века богата выдающимися памятниками и именами. Здесь: Адмиралтейство Захарова, Генштаб Росси, биржа Тома де Томона. Но даже в этом созвездии имен, Казанский собор Андрея Воронихина выделяется свободой, изысканностью и редкой самобытностью.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Классика Андрея Воронихина» Г.Ревзина и Ю.Ревзиной, М.1989 г.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Олег Павлухин

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир.

Своё название храм Петербурга получил по своей чтимой святыне - чудотворной иконе Божией Матери, покровительнице города и династии Романовых:

Для святыни, вступивший на престол император Павел I, повелел воздвигнуть величественный храм взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви:

Вид Невского проспекта с церковью Рождества Богородицы от Зелёного (Полицейского) моста. Рисунок А. Н. Бенуа по рисунку неизвестного художника середины XVIII века:

Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором участвовали такие прославленные зодчие как Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон и др.

Однако, не удовлетворившись результатами разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств:

А. С. Строганов А. Н. Воронихин

Портрет Андрея Воронихина в Казанском соборе:

Неосуществлённый проект Казанского собора Дж. Кваренги:

Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, состоялась 27 августа 1801 года. К тому времени Павел I был уже убит и в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I.

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»:

Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»:

Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек. При строительстве от фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения, так пожелал А. С. Строганов, предлагавший построить собор как произведение до конца национальное.

Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн.

Колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной.

С противоположной стороны собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца:

Вход со стороны Невского проспекта:

Икона и скульптуры ангелов над западным входом:

Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным и др.:

В храме проводятся интересные экскурсии для всех желающих, на которых экскурсовод подробно рассказывают историю собора:

К чудотворной иконе тянется большая очередь, так как желающих поклониться святыне довольно много:

Вид на барабан главного купола. Высота 62 метра:

Главный иконостас собора с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, выполненный по проекту К. А. Тона в 1836 году:

На изготовление иконостаса пошло около 1600 кг серебра, большая часть которого была пожертвована донскими казаками атамана Платова. В 1922 году иконостас был разрушен, а всё серебро изъято. В наше время иконостас восстановлен по сохранившимся эскизам, чертежам и фотографиям:

Недалеко, около юго-западного столба находится Царское место. Здесь во время службы молился император. Резьба по камню выполнена знаменитым Самсоном Сухановым. Сейчас на этом месте находится киот с иконой Николая II с цесаревичем Алексеем:

Центральный неф собора. Гранитные монолитные колонны, в сочетании с золочёной бронзой деталей, создают торжественное впечатление:

С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М. И. Кутузова.

В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов был петербургским губернатором. Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы "Комиссии по строительству Казанского собора". Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетом и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Готовясь к отъезду на фронт, Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. Впоследствии М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах.

Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова.

В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочёными венками:

Мемориальная доска из красного мрамора. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе:

Над могилой расположены связки ключей от французских крепостей, взятых русскими войсками:

В 1999 году рядом с могилой М. И. Кутузова был укреплён Андреевский флаг, привезённый из города Бизерты в Тунисе. Он принадлежал одному из кораблей русского военного флота, пришедшего в Тунис в 1920 году:

В день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из России, 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте:

Сегодня кафедральный собор живёт полноценной приходской жизнью. Проводятся богослужения.

Ограда, сооружённая в 1811-1812 годах, стала главной достопримечательностью полукруглой площади, а впоследствии и сквера. Плавной дугой (длиной 153 метра) она отделяла площадь от сада Воспитательного дома. 14 мощных гранитных столбов дорического ордера обработаны широкими каннелюрами и увенчаны шарами. Решётка из тонких стержней с крупными ромбами и сочным фризом отлита на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Каждый ромб составлен из растительных завитков, обрамляющих средний круг с расходящимися лучами. Высокому цоколю отвечает вверху фриз: гроздья винограда и цветы вплетены в волнообразный спиралевидный узор ветвей и листьев. Оканчивается ограда массивными гранитными пьедесталами, на которых предполагалось установить скульптуры апостолов Петра и Павла.

По совершенству рисунка, точности пропорций, выверенным контрастам тяжёлых каменных столбов и ажурного кружева решёток воронихинская ограда принадлежит к шедеврам архитектуры и декоративного искусства высокого классицизма. Она великолепно смотрится на просвет и среди зелени, и на фоне торжественных колоннад Казанского собора.

Фонтан у Воронихинской решетки - это второй фонтан у Казанского собора, его можно увидеть в сквере с западной стороны Казанской улицы у главного входа в собор. Это Воронихинский сквер, задуманный автором собора Воронихиным Андреем Никифоровичем.

История фонтана богата - это фонтан-поилка, один из трех фонтанов, построенных в 1809 знаменитым французским архитектором Тома де Томоном для Царскосельской дороги. Раньше этот фонтан стоял на Пулковском шоссе, по-старому, на 13-й версте по дороге из Петербурга в Царское Село. Фонтан имел не только роль архитектурного объекта, он также использовался по прямому назначению - поил водой лошадей. Там он находился до 1935 года, потом его отреставрировали и перенесли в благоустраиваемый сквер перед западным фасадом Казанского собора.

Фонтан представляет собой гранитный массивный четырехгранник с наполняемыми водой чашами и верхней частью в виде цельной арки. Фонтан украшен маской бога воды и морей Нептуна (она и побывала в руках реставраторов) и датой "1809 года" на арке.

Публикации раздела Архитектура

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе .

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.info

Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург

Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых . Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери - она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II , здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847

Федор Алексеев. Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. 1811

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского , святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Икона Казанской Божьей матери впервые была явлена в 1552 году при взятии Казани. Поскольку явилась она именно воинам, бравшим Казань, к ней обращались в самые трагические дни истории России: в дни наполеоновского нашествия и в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1612 году с этой иконой народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского освобождало страну от поляков. В 1613 году на русский престол был избран Михаил Федорович – основоположник рода Романовых на русском престоле. Икона Казанской Богоматери становится семейной реликвией царского дома. В 1710 году Петр I, «следуя обычаю православных царей», повелевает перенести икону Казанской Божьей Матери из Москвы в Петербург, «в благословение новому городу». Икона была помещена в деревянную часовню, построенную в том же году на месте нынешнего фонтана перед Казанским собором. Эта икона является списком с чудотворной Казанской иконы Божьей матери, оригинал которой был похищен из Богородицкого собора Казани в 1904 году и безвозвратно утрачен.

В 1737 году, при императрице Анне Иоанновне вместо часовни возводится каменная церковь Рождества Богородицы. Невский проспект в это время еще не был главной улицей города и был застроен в основном двухэтажными домами и церковь с многоярусной колокольней со шпилем являлась заметным его украшением.

Во второй половине XVIII века роль этой магистрали начинает меняться, и к концу столетия ветшающая церковь уже не соответствует новому назначению Невского проспекта, как главной улицы Санкт-Петербурга. Император Павел I принял решение построить на месте церкви новый кафедральный собор. Павел хотел, чтобы главный храм Петербурга был похож на собор святого Петра и немного - на Санта Мариа ди Маджоре в Риме. Понравился императору проект молодого архитектора Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова, которому принадлежала земля, на которой планировалось возвести храм.

Трудность постройки любого православного храма на Невском проспекте состояла в том, что проспект тянется с запада на восток, а православная традиция требует, чтобы с западной стороны находился вход, а с восточной - алтарь. Воронихину удалось решить обе проблемы с помощью колоннады, которая позволила придать боковой части собора парадный вид и добиться частичного сходства с собором Святого Петра. Несмотря на некоторое сходство, очень велико и отличие. Если римские колоннады, описывая полный овал, образуют замкнутую площадь, то воронихинская, раскрытая к Невскому проспекту, стала не только главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. Полностью проект собора осуществлен не был. По проекту Воронихина еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад. Не было закончено и внешнее скульптурное оформление храма. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обеим сторонам колоннады, предназначались для фигур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые так и не были заменены бронзовыми.

Непосредственное участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов, который очень гордился тем, что собор выстроен силами коренных россиян и из собственных (добытых на территории России) строительных материалов. Чуть ли не до самой своей смерти он ежедневно поднимался на леса осматривать постройку. Задолго до кончины графа в народе появилось поверье, что он «немногими днями переживет освящение храма». По воспоминаниям современников он и сам верил этим предсказаниям. После окончания первой службы в соборе он будто бы подошел к митрополиту со словами: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыка, с миром».Скончался Строганов в 1811 году через двенадцать дней после освящения Казанского собора (справедливости ради стоит отметить, что было графу Строганову к этому времени уже 78 лет).

Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.

В результате войны 1812 года храм превратился в хранилище реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от городов, личный жезл маршала Даву. В 1813 году было решено похоронить под сводами Казанского собора национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова, неожиданно скончавшегося 16 апреля 1813 года в прусском городе Брунцлау.

В 1837 году в честь двадцатипятилетия победы над Наполеоном перед Казанским собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Орлова. Эти памятники так органично вписались в архитектурный ансамбль, что кажутся включенными в первоначальный проект Воронихина. С памятниками у Казанского собора связано поверье времен Великой Отечественной войны. Говорили, что пока бомба или снаряд не заденет памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу в городе не бывать. Памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми и ни один осколок снаряда их не коснулся.

В 30-е годы ХХ века собор был закрыт, в нем находился Музей истории религии и атеизма, ставший со временем уникальным даже в мировом масштабе собранием предметов культа. Богослужения возобновились в Казанском соборе в 1991 году в левом приделе. Полностью храм был возрожден в 1998 году. С 2000 года он стал кафедральным собором Санкт-Петербурга.

Собственно храм имеет сравнительно небольшой объем. Воронихин первым претворил в жизнь новые принципы организации пространства, дал пример первого ансамблевого решения, благодаря колоннаде, которая прикрывает объем собора. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями, по всему фасаду идет мощный аттик, скрывающий кровлю. Фасады украшены рельефами и крупными скульптурами. Легкий купол барабана подчеркивает центр всего ансамбля.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые - кессонами. Огромные окна делают интерьер похожим на дворцовый зал, наполняя обширное пространство светом. Этой светоносности способствуют и гранит колонн, и мраморный мозаичный пол. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые скульптуры Святых князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Скульптурный декор интерьеров почти не сохранился и был заменен росписями. В 1804 – 1807 годах были были выполнены рельефы (среди них «Медный змий» и «Источение воды из камня Моисеем в пустыне»). Очень интересны и двери собора – копии с дверей флорентийского баптистерия XV века мастера Лоренцо Гиберти, на которых изображены 10 бронзовых рельефов.