Первые славянские государства. Древнее славянское государство

Имя славян созвучно с корнем «слава»; может быть, славяне, подобно индийским арийцам, сами звали себя «знаменитыми», «благородными». Для народов западноевропейских имя славян однако получило прямо противоположный смысль.— «рабов». Это произошло потому, что впервые оно появилось у византийских писателей, узнавших славян в качестве приниженных, жалких невольников при воинственных кочевниках (у византийцев произносилось склавинй, отсюда итальянское schiavi, французск. esclaves, герм. Sklaven).

По языку славяне родственны иранцам, грекам, германцам, т. е. народам арийским, или индоевропейским; всего ближе к ним по наречию их северные соседи, племена латвийско-литовские. Неизвестно, когда славяне впервые появились в Европе; византийцы застали их живущими по склонам Карпат и по рекам Черноморского бассейна. Сравнительно с другими индоевропейскими народами славяне заняли самое невыгодное положение на восточной окраине большой европейской низменности, открытой к широкой степной полосе, по которой передвигались бесконечной вереницей воинственные кочевые племена; будучи народом земледельческим, оседлым, они постоянно терпели от опустошительных набегов подвижной конницы скотоводов. Но и на другой, западной своей границе, славяне не имели покоя: их утесняли германские народы, устремлявшиеся в просторные края восточной Европы тем более охотно, что на западе им некуда было податься: в странах бывшей римской империи сами они встречались с населением плотным и давно осевшим.

Великое переселение V века сильно потрясло славянский мир. Готы со своих старых мест поселения у Балтийского моря прошли к Черноморью, прорезавши славянские племена посредине; в состав государства Эрманриха вошли юговосточные славяне, жившие по рекам Черноморского склона. Следом за этим завоеванием, славян подчинили себе гунны, оттеснившие готов. С гуннов начинается прилив из Азии народов турецкого или у р а -л о а л т а й-с к о г о происхождения. Когда разрушилась гуннская орда, южнославянские племена подчинились их преемникам, аварам и болгарам.

И гунны, и авары, и болгары, оставаясь среди земледельческого населения кочевыми стадовладельцами, разделили между отдельными воителями оседлых жителей деревень, которые сделались их крепостными, подобно колонам римской империи: каждый всадник имел в своем распоряжении несколько земледельческих дворов; начальникам принадлежали целые села или несколько сел: у южных славян долго оставались от времени господства кочевников названия жуп и жупанов, т. е. сельских округов и их начальников, управлявших работой крестьян я живших на их приношения. На войне господская конница гнала перед собой крепостных, вооруженных пращами и дрекольем. Если этой толпе слабых воинов удавалось опрокинуть врага, всадники бросались его преследовать и забирать добычу; в случае неудачи передовых воинов они имели достаточно времени, чтобы спастись отступлением.

Скоро после Юстиниана аварский каган Баян (от имени его происходит титул б а н а, т. е. воеводы, до XX века сохранившийся у хорватов, или кроатов в нынешней Югославии) своеобразно устроил большое разбойничье государство, имевшее средоточие в равнинах нынешней Венгрии: на западе против саксов, баварцев и лангобардов он всюду выдвинул славянских поселенцев, которые заняли обширную полосу земель от Балтийского моря до Адриатического; обеспечив себе таким образом западную границу от нападений германцев, он с тем большею смелостью обрушивался на владения Византии, при чем и тут у него впереди шли славянские воины.

Так, под давлением кочевников расширился в разные стороны круг славянских колоний: на западе они дошли до Эльбы, до верхнего Дуная, проникли в долины восточных Альп; на юге заняли равнины среднего и южного Дуная, перешли эту реку и распространились по всему Балканскому полуострову; к востоку от низовьев Днепра достигли Дона и Кубани. У славян был ещё свободный выход на север в лесистые края нынешней средней и северной России; уходя от кочевников, они в свою очередь оттесняли здесь более слабые туземные племена финского, или угорского происхождения.

Славян, когда они пребывали в вечном страхе от нападения кочевников, нам описывают византийцы, между прочим Прокопий, современник Юстиниана. Их жилища расположены на берегу рек и озер, среди лесов и болот, где они стараются укрыться от врага. Они живут в грязных, разбросанных хижинах и часто меняют свое местопребывание. В своих домах они делают несколько выходов, чтобы можно было ускользнуть на всякий случай от опасности. Все свое имущество они зарывают в землю; снаружи не видно ничего излишнего, чтобы не привлекать неприятельских набегов. В бою они нападают на врагов пешие, без панцырей и плащей, вооруженные только копьями и щитами. Они отличаются мягким характером и уступчивостью; нет в них ни жадности, ни лживости; напротив, они радушны и гостеприимны.

Замеченные византийцами черты быта дольше всего удержались у тех славян, которые укрылись в лесных дебрях, простиравшихся на северо-восток от Карпат между Вислой и Днепром особенно по реке Припяти, з нынешнем белорусском Полесье. Эти древляне (от древа — «жители лесов») имели одинаковую участь с литовцами, жившими еще дальше от степей, по Неману и Западной Двине: они жили бедно, в дикости, «звериным образом», как говорит про них потом (в XI в.) киевский летописец. В противоположность им, главные массы славян, оставшиеся среди кочевников, хотя испытали тяжелые превратности судьбы, но зато закалились в боях, вышли на большую дорогу культурных сношений с другими народами, стали сами соединяться в крупные государства.

Из времен подчинения славян кочевникам киевский летописец сохранил лишь предание о том, как угнетали обры (т. е. авары) племя дулебов-(в нын. Волыни): «когда нужно было обрину ехать, он впрягал не коня и не вола, а по 3, 4, 5 (славянских) женщин в телегу.» Три века спустя о самой борьбе с аварами уже никто не помнил, и Летописец отмечает только конец страшных повелителей: «Были обры телом велики, а умом горды, и Бог истребил их и умерли все и не осталось ни единого обрина; поэтому есть поговорка до сих пор на Руси: погибли как обры, от которых нет ни племени, ни наследства.»

После разрушения аварской державы, в IX веке стали подниматься славянские государства в трех местах: 1) между Судетами и средним течением Дуная чехи и моравы соединились в великоморавское государство; из всех славянских племен чехи всего дальше продвинулись на запад, занявши по верхней Эльбе и ее притокам Богемию (или Бойогемию, т. е. страну б о й е в, народа кельтического племени, родственных галлам); в IX в", у них уже есть большой город П р а г а; 2) на нижнем Дунае и прилегающей к нему части Балканского полуострова, между Карпатами и Балканами, образовалось государство болгарское из смешения югославянских племен с пришлым турецким воинством болгар, при чем последние скоро забыли свой азиатский язык, передавши туземному населению свое имя и свой неукротимый нрав; 3) на среднем Днепре ближайшие соседи древлян поляне, воинство которых называлось Русь (у византийцев Р о с), образовалось государство русское; у полян-руси было несколько городов, т. е. укрепленных поселений, между которыми выдавался большой, оживленный по торговле Киев.

Расселившись сначала под давлением кочевников, а потом силой своего собственного оружия, славяне заняли около % всей Европы. В IX в. их поселения простирались от Балтийского моря до морей Адриатического, Эгейского и Черного, от Альп, от Эльбы до верхней Волги, Оки и Дона. Вследствия смешения в различных областях с турецкими народами, германцами, кельтами, иллирийцами и финнами, славяне в последующее время уже не представляли внешнего однообразия. Там, где они соединились с азиатскими кочевниками или с кельтами и южноевропейскими расами, преобладают черноволосые и темноглазые с резкими чертами лица: таковы сербы и кроаты в северозападной части Балканского полуострова, (между Дунаем и Адриатическим морем), болгары, украинцы (потомки полян). Там, где они перемешались с германцами, литовцами, финнами, скандинавами, у Балтийского моря, в нынешней средней и северной России, перевешивают белокурые.и рыжеволосые, светлоглазые; таковы поляки (по р. Висле), белорусе ы (от племен дреговичей и древлян) и великороссы (от кривичей, радимичей и вятичей по Западной Двине, в области великих озер, по Волге, Оке и верхнему Днепру).

То же самое надо сказать и о характере славян, который ело жился далеко не одинаково в различных странах в зависимости от судьбы и условий жизни. Там, где им приходилось бороться с упорными врагами,у них выработалисьбоевыекачества.непохожие на мягкость и устойчивость нрава, о которой писал Прокопий византийский. Саксонец Видукинд говорит о западных славянах, сражавшихся на Эльбе против германцев: «славяне—народ неподатливый, в работе упорный; они привыкли к самой простой пище, и что для нас, германцев, кажется тяжелым бременем, они почитают чуть не за удовольствие. Дороже всего на свете им свобода, поэтому, несмотря на все поражения, они снова и снова берутся" за оружие. Между тем как саксы сражаются из-за славы и ради расширения границ, славяне бьются исключительно за независимость.»

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются мифологическим мышлением самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

    Сущ., кол во синонимов: 1 славянщина (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Славянская Таксон: ветвь Ареал: Славянские страны Число носителей: 400 500 млн Классификация … Википедия

    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только нельзя считать родственным этимологически слову человек, но даже нельзя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    славянские народы Этнопсихологический словарь

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Немецкий язык принадлежит к западногерманской подгруппе германских языков и является официальным государственным языком таких государств, как Федеративная Республика Германия (около 76 77 млн говорящих), Австрия (7,5 млн человек),… … Википедия

    Южнославянские страны в XIII-XV вв. Албания - Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Болгария (значения). Республика Болгария Република България … Википедия

    Западнославянские страны … Википедия

Книги

  • Серия "Тысячелетие русской истории" (комплект из 18 книг) , . Много ли мы знаем об истории собственной страны? Страны, в которой мы живем? Книги серии "Тысячелетий русской истории" преподносят историю нашей страны как череду загадок и тайн, каждый том…
  • Учебно-методический комплекс по истории Средних веков. В 5 книгах. Книга 4. Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия , Под редакцией В. А. Ведюшкина. Цель программы - дать преподавателям возможность построить работу таким образом, чтобы студенты получили наиболее полное представление об изучаемом предмете. Цель хрестоматии - предоставить…

Огромное пространство между двумя крупнейшими державами раннего средневековья - империей Карла Великого и Византией - было занято варварскими племенами славян.

В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между Вислой и Днепром, прежде всего в области Карпат (праславянская территория, или территория древних славян). Оттуда они начали расселяться по Европе. Одна часть славян направилась на Запад - к реке Эльбе, другая двинулась на земли нынешней России, вытесняя племена финно-угров, а третья подошла вплотную к границам Византийской империи на Дунае.

Вторжения славян в Византию

В конце V в. начинаются вторжения южных славян в Византийскую империю через ее дунайскую границу. Императору Юстиниану удалось остановить славян и не допустить их на Балканы. Для этого он выстроил по дунайской границе множество крепостей. Однако южные славяне становились все более грозной силой. В последующие века они не только отвоевали у Византии северные области Балканского полуострова, но и большими группами расселились в центральной и южной частях Балкан, в сердце Византии. От этих славянских племен произошли южно-славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

Древние славяне, как и все варвары, были язычники. Франки и греки нередко спорили за влияние на эти племена. Между Римом и Константинополем даже началось соперничество за то, кто раньше обратит славян в христианство. Та церковь, которая в миссионерстве среди славян опередит соперницу, получит власть над огромными землями.

Соперничество Запада и Востока за влияние на славянский мир во многом определило судьбы славянских народов и их государств.

Княжество Само?

Первым славянским государством историки нередко называют княжество Само на земле нынешней Чехии и Моравии. Сведения о нем крайне скудны и неопределенны. В скупых словах хронист сообщает, что некий человек по имени Само сплотил славянские племена и поднял их на борьбу сначала с аварами, а затем и с франками. В 627 г. Само избрали князем, и он правил 35 лет. По-видимому, сразу после его смерти созданное им государство распалось. Скорее всего, это было еще не настоящее государство, а неустойчивый союз племен. Не вполне ясно, был ли Само славянином. По некоторым сведениям, он родом франк, по какой-то причине покинувший родину. Второе крупное политическое образование у славян возникло в том же веке, но уже на юге.

Первое Болгарское царство VII-XI вв.

В 681 г. хан Аспарух из тюркского племени болгар, переселившегося незадолго до того из Поволжья на Дунай, объединил придунайских славян и создал мощное государство, так называемое Первое Болгарское царство. Очень скоро пришлые тюрки растворились среди многочисленных славян, название же «болгары» перешло к славянскому народу. Соседство с Византией весьма способствовало их культурному развитию. В 864 г. царь Борис принял от византийцев христианство. Константинопольский патриарх не настаивал, чтобы языком богослужения и христианской литературы в Болгарии был непременно греческий. Поэтому вся христианская литература переводилась с греческого языка на славянский, понятный и знатным и простым болгарам. Древнеболгарская литература расцвела в царствование Симеона, сына Бориса. Царь всячески поощрял богословов, поэтов, историков, писавших на славянском языке.

Во внешней политике болгарские цари долго соперничали с Византией. Но в 1018 г. византийский василевс из Македонской династии Василий II Болгаробойца одержал полную победу над болгарами и присоединил Болгарское царство к Византии. Василий II очень жестоко обошелся с пленными болгарскими воинами - 15 тыс. воинов он ослепил, оставив на каждую сотню слепцов одного поводыря, зрячего на один глаз. Это был конец Первого Болгарского царства.

Святые Кирилл и Мефодий. Великая Моравия

В IX в. севернее Болгарского царства, примерно там, где было легендарное княжество Само, возникла еще одна славянская держава - Великая Моравия. Моравский князь Ростислав сильно опасался своего соседа - Восточно-Франкского королевства, а потому искал поддержки у византийцев. Ростислав просил прислать в Моравию духовного наставника из Византии: он думал, что греческие учителя помогут ослабить влияние Восточно-Франкской церкви в его землях.

В ответ на просьбу Ростислава в 865 г. в Моравию прибыли два брата - Константин и Мефодий. Надо сказать, что Константин известен больше под именем Кирилл, которое он принял перед самой смертью при пострижении в монахи. Кирилл (Константин) и Мефодий происходили из города Солунь (по-гречески - Фессалоники). Оба получили очень хорошее образование в Константинополе. Хотя они были греками, оба брата с детства прекрасно владели славянским языком. Чтобы успешнее распространять христианство среди славян, они создали славянский алфавит. Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Библию, записав перевод новым славянским письмом. Первая славянская азбука получила название глаголица.

Часть букв глаголицы братья взяли из греческого алфавита, часть из семитских языков, а несколько знаков были новыми. Впоследствии ученики Кирилла создали еще одну славянскую азбуку, теперь уже исключительно на основе греческого алфавита с добавлением немногих новых знаков. В честь своего учителя они назвали ее кириллицей. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Она распространена также в Болгарии, Сербии, Беларуси, на Украине и в некоторых других странах.

Деятельность братьев Кирилла и Мефодия имеет огромное значение для всей славянской культуры. Привезенные ими в Моравию славянская письменность и перевод Библии быстро разошлись по всем славянским землям. Поэтому Кирилл и Мефодий считаются просветителями славян, принесшими им христианство, и родоначальниками их литературы. В славянских странах их почитают «равноапостольными» святыми, т. е. равными самим апостолам.

Византия и Русь

Язычники русы с IX в. устраивали разбойничьи походы на Византию.

Одно из таких нападений русов на Константинополь оказалось столь внезапным, что не готовые к обороне жители византийской столицы уже не надеялись спасти город. Отчаявшиеся ромеи с мольбами пронесли вокруг стен города главную святыню Константинополя - покров, принадлежавший когда-то, как полагали, Богородице. Сразу после этого варварское воинство сняло осаду с города. Необъяснимый уход русов византийцы посчитали чудом, совершившимся благодаря заступничеству Богоматери.

Русы не только воевали, но и торговали с ромеями. Через земли восточных славян проходил важный торговый путь «из варяг в греки», который соединял северные области Руси и Скандинавию с Византией. Варяги - выходцы из Руси, а также сами русы служили наемниками в византийском войске и даже спасли однажды василевса от мятежников. Однако в правление императора Василия II Болгаробойцы отношения между ромеями и русами ухудшились. В 988 г. киевский князь Владимир осадил византийскую крепость Херсон в Крыму. Хотя византийцы и пошли на уступки славянам, выдав за Владимира сестру императора Анну, однако и византийцам удалось достичь своих целей. Владимир принял от них христианство и распространил новую религию на Руси. Теперь киевский князь стал верным союзником Византии.

Значение Византии в истории славян

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии. Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

Из «Стратегикона» («Стратегикон» - наставление по военному делу) неизвестного автора (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия, или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет крутом место ранения, чтобы яд не распространился по телу.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Он велел обнести пристань со всех сторон стенами, в середине соорудить перегородку, где бы они могли беседовать друг с другом. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны вместе с патриархом Николаем, вошел в святую усыпальницу, простер руки в молитве... просил Всеславную и Непорочную Богородицу смягчить несогбенное и неумолимое сердце гордого Симеона и убедить его согласиться на мир. И вот открыли они святой кивот, (Кивот (киот) - особый шкафчик для икон и реликвий ) где хранился святочтимый омофор (т. е. покров) Святой Богородицы, и, накинув его, царь словно укрыл себя непробиваемым шитом, а вместо шлема водрузил свою веру в Непорочную Богородицу и так вышел из храма, обороненный надежным оружием. Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю. Поприветствовав друг друга, они приступили к переговорам о мире. Говорят, царь сказал Симеону: «Слышал я, что ты человек благочестивый и истинный христианин, однако, как вижу, слова с делами не сходятся. Ведь благочестивый человек и христианин радуется миру и любви... а нечестивец и неверный - наслаждается убийствами и неправедно пролитой кровью... Какой отчет дашь Богу, отойдя в иной мир, за неправедные-свои убийства? С каким, лицом, будешь взирать на грозного и справедливого Судью? Если творишь такое из любви к богатству, я накормлю тебя им досыта, только попридержи свою десницу. Возрадуйся миру, возлюби согласие, дабы и сам зажил жизнью мирной, бескровной и спокойной, и христиане избавятся от несчастий и прекратят убивать христиан, ибо негоже им поднимать меч на единоверцев». Молвил так царь и замолчал. Устыдился Симеон и смирения и речей его и согласился заключить мир. Поприветствовав друг друга, они разошлись, и царь ублажил Симеона роскошными дарами.



СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.