Марта грэхем что такое танец. Марта Грэм — биография, факты из жизни, фото. Страстный танец модерн


Первой танцовщицей, выступавшей в Белом доме, была именно американская танцовщица Марта Грэм. В своей карьере, охватывающей более полувека, она произвела революцию в современном танце и создала более 180 работ в качестве танцовщицы и хореографа. Эта женщина верила в раскрытие внутреннего мира человека и считала искусство танца средством выражения сильных человеческих эмоций. Ее влияние на современный танец часто сравнивали с влиянием Пикассо на современное изобразительное искусство. Эта творческая личность смотрела на танец как на «язык движения», который позволял людям артистически выражать свои внутренние желания, страхи и экстазы. Как хореограф, она сотрудничала не только с другими танцорами, но и с художниками, дизайнерами и музыкантами для создания произведений искусства, которые были эстетически привлекательными, поскольку они были глубоко трогательными. Свои эксперименты с социальными, политическими и психологическими темами она проводила с целыми поколениями хореографов. Она творила с такими танцорами, как: Мерс Каннингем, Пол Тейлор и Твайла Тарп. Марта Грэм основала танцевальную компанию, которая сегодня является старейшей в Америке. Компания служила стартовой площадкой для многих великих современных танцоров и хореографов 20 и 21 века.

Известная танцовщица и хореограф родилась 11 мая 1894 года. Ее отец Джордж Грэм работал врачом, занимался психиатрией и интересовался телесным выражением человеческого поведения. В семье было еще две девочки, сестры Марты. Мать танцовщицы звали Джейн Бирс. Семья жила в штате Пенсильвания. Марта поступила на обучение в танцевальную школу Денишоун, основанную Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном в середине 1910-х годов. Недавно созданная школа изучала различные типы танцевальных стилей, включая народные, классические экспериментальные, восточные танцы, а также танцы американских индейцев, таким образом, представляя богатое культурное наследие танцевального искусства всего мира. Марта проучилась здесь до 1923 года. Тед Шоун, который был ее наставником в школе, увидел потенциал Марты и велел ей исполнить ацтекский балет «Xochitl». Выступления танцовщицы на различных концертах и водевилях были встречены с большим успехом. Грэм исполнила также египетский танец под руководством Шоуна в коротком немом фильме Хуго Ризенфельда в 1922 году.

Марта дебютировала как независимая танцовщица в Нью-Йорке в 1926 году. Она любила экспериментировать с танцевальными движениями, и это отразилось на ее выступлениях. В этом же году она основала свою современную танцевальную компанию, которая стала очень известным учреждением для танцоров и хореографов. С течением времени ее гениальный ум и творчество привлекли внимание критиков. К тому моменту, когда она создала хореографическую постановку «American Document» в 1938 году, ее слава как инновационного хореографа распространилась повсюду. Она считала, что танец является мощным средством выражения и раскрывает некоторые социальные, политические, психологические и сексуальные темы во время выступлений. В 1927 году Грэм исполнила программу, настроенную на авангардную музыку Артюра Онеггера. Это был оригинальный танец, который значительно отличался от ее предыдущих работ. Ее работы 1940-х годов отражали взгляды танцовщицы на человеческое общество и его сложности.

Танцор по имени Эрик Хокинс присоединился к труппе Марты Грэм в 1939 году и сыграл главную роль во многих ее произведениях. В конце концов, у них завязались отношения, и Грэм вышла за него замуж в 1948 году. Пара развелась в 1954 году. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.

) - американская танцовщица, создательница американского танца модерн , появившегося как развитие свободного танца .

Её родители её были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела.

Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.

В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.

Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом . На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Литература

  • Martha Graham . Blood Memory. New York, 1991.
  • Don McDonagh . Martha Graham, A Biography. New York, 1973.

Ссылки

  • И.Сироткина . Свободный танец и освобождение женщины -

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вигман, Мэри
  • Кюнг

Смотреть что такое "Грэхем, Марта" в других словарях:

    Грэхем Марта

    Грэхем Марта - (Graham) (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США. * * * ГРЭХЕМ Марта ГРЭХЕМ (Graham) Марта (р. 1893, по… … Энциклопедический словарь

    Грэхем Марта - Грэхем (Graham) Марта (р. 11. 5. 1893, Питсбург), американская танцовщица, хореограф, почётный доктор искусствоведения Гарвардского университета (1966). В 1918≈23 училась в школе Р. Сен Дени и Т. Шона, работала в их труппе. В 1926≈30 выступала с… … Большая советская энциклопедия

    ГРЭХЕМ Марта - (Graham, Martha) (1894 1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца Денишоун (Р.Сен Дени Т.Шоуна) в Лос Анджелесе и через… … Энциклопедия Кольера

    Грэхем, Марта - М. Грэхем. Сцена из балета Величественный жест. Иенджела. 1935. ГРЭХЕМ (Graham) Марта (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф, педагог. Одна из ярких представительниц танца модерн. С 1928 выступала с сольными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грэхем, Марта - см. Грэм, Марта …

    Грэм (Грэхем), Марта - (Graham, Martha) (21.05.1894, Аллегейни, Пенсильвания 01.04.1991, Нью Йорк) американская танцовщица, хореограф, теоретик танца. Дочь врача психиатра. В 1914 начала обучение драматическому искусству и танцу в колледже в Лос Анджелесе, в 1916… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Марта Грэхем - Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были прихожанами… … Википедия

    Грэхем М. - Марта Грэхем Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были… … Википедия

    Грэхем - Грэхем (англ. Graham) англоязычная фамилия. Другая транскрипция Грэм. Известные носители: клан Грэхэм один из кланов равнинной части Шотландии. Грэхем, Бенджамин (1894 1976) экономист и профессиональный инвестор … Википедия

В балете все закруглено- положение рук, мягкие плавные переходы от позы к позе. В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая гармонию, он (а вместе с ним и сознание зрителя) все время как бы натыкался, ушибался о неровности, углы, потому что утверждала Грэхем, такова настоящая жизнь.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как все артисты этого направления, балетный театр. Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным. Но мастеров «танца модерн» волновали и другие проблемы. Новое искусство танца питалось соками родной земли, вбирало в себя то, чем был пропитан воздух страны. Стремясь постичь себя и своих современников, танцовщики задавались вопросом: как сложился национальный характер народа? Как отразилось в нем историческое прошлое? Как повлияли на его формирование традиции, жизненные обстоятельства, местные природные условия? Особое внимание привлекал ранний «пионерский» период из истории Соединенных Штатов. Так возникли у Марты Грэхем танцы «Древние мистерии» (комп. Л. Хорст, 1931), «Граница» (комп. Л. Хорст, 1935), «Американский документ» (комп. Рей Грин, 1938), «Весна в Аппалачских горах» (комп. А. Копленд, 1944), у Дорис Хамфри - «Трясуны» (1931).Обращаясь к прошлому, хореографы стремились в этом прошлом уловить основополагающее и важное для будущего. Их танцы рассказывали об американских пионерах: о силе, терпении, упорстве, суровости тех первых, что завоевали новые земли, расчищали целину, шли вперед по «большой дороге» (вспомним «Песню большой дороги» Уолта Уитмена, призыв Р.У. Эмерсона «повозку привязать к звезде»). Одновременно в танцах вставала и сама страна, с ее ширью и мощью, ее просторами, где на тысячи миль тянулись равнины или высились горы, среди которых человек жил, не ведая границ. Свободная инициатива, демократизм во взаимоотношениях - эти черты характера были предопределены самими обстоятельствами, самим окружением. Когда Марта Грэхем ставила «Границу» или «Весну в Аппалачских горах», в танце преобладали движения широкие, уверенные, свободные, открытые, слышались отзвуки веселых народных скуэр-дансов (американских кадрилей). И в то же время границы возникли, и притом такие, преодолеть которые труднее, чем те, что воздвигает природа. Столкновение авантюристического духа пионеров с пуританским воспитанием, где основное внимание уделялось внешней благопристойности, благочестию и морали, а естественные порывы подавлялись, породило те конфликты, которые нашли отражение в американской литературе (Шервуд Андерсон, Фолкнер), драме (Тенесси Уильямс), а также в танце. Сначала у артистов «танца модерн», затем в балете. Проблемы социальные перерастали в проблемы психологические. Марта Грэхем в танце «Письмо миру» (1940) обратилась к переживаниям американской поэтессы Эмили Дикинсон, в чьих стихах отразилась борьба пуританского религиозного мистицизма со свободомыслием. Ее привлекало и творчество английских писательниц, сестер Бронте («Смерти и входы», комп. Х. Джонсон, 1943).На протяжении 1940-х годов постановки Марты Грэхем приобрели одновременно большую масштабность и все более изощренный психологизм. Это уже не концертные номера, а театр. В основе была всегда эмоция, но она облекалась в театральную форму. В искусстве Марты Грэхем родился новый тип танцевальной драмы, где повествование касалось не сколько внешних событий, сколько движений души. Ее называли «Шекспиром танца». Особенно охотно обращалась Марта Грэхем к образам античных и библейских, церковных мифов. Это балеты об Иродиаде (одновременная постановка на музыку П. Хиндемита, 1944), Медее («Пещера сердца», комп. С. Барбер, 1946), Эдипе и Иокасте («Путешествие в ночи», комп. У. Шумен, 1947), Ариадне и Тезее («С вестью в лабиринт», комп. Дж. К. Менотти, 1947), Жанне д"Арк («Диалог серафимов», комп. Н. Делло Джойо, 1955), Клитемнестре (одноименная постановка, комп. Халим Эль-Дабх, 1958) и др. Она подвергала глубинному анализу души своих героев и героинь, улавливая тончайшие нюансы эмоций, проникая в подсознательное. Притом это были абсолютно современные постановки. Танец становился средством самопостижения. Это совпало с тенденциями современного искусства и литературы, уделявшими особое внимание психологическому анализу индивида, раскрывая эмоционально-протеворечивый опыт, выявляя скрытые мотивы поступков. Такой танец отвечал также потребности современного американца решать психологические проблемы с помощью психоанализа, получившего в те годы столь широкое развитие.

Марта Грэхем работала с молодыми композиторами, которые были ее единомышленниками, в частности с Луисом Хорстом, ставшим консультантом ее труппы в области музыки. Придавая огромное значение оформлению спектакля, костюмы Грэхем обычно создавала сама, а наиболее близким ей по духу сценографом был Исаму Ногучи, содружество с которым началось в 1936 году и продолжалось до самой его смерти в 1988 году. Ногучи создавал для Марты Грэхем из проволоки, веревок, дерева и камня такое сценическое пространство, где каждый предмет служил действию, каждая деталь, дополняя движение, сливаясь с ним, обретала значение символа. Грэхем писала о Ногучи: «Я никогда не говорила Исаму точно, что мне нужно, что мне представляется. Но когда я сказала ему, например, что для «Путешествия в ночи мне понадобится постель, он принес мне постель не похожую ни на одну, когда-либо существовавшую: ее образ, сведенный к скелету, к сущности понятия».Другие танцовщики, работавшие в 1940-50-х годах, черпали вдохновение в фольклоре. К ним относится Катрин Данхем и Перл Примюс. Данхем была антропологом и изучала танцевальный фольклор народностей Карибских островов, чтобы затем театрализовать его, используя, в частности, в мюзиклах и фильмах. Перл Примюс исследовала африканские танцы и создала ряд постановок на их основе.

Американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок).


Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl, 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1

947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991

«Танец дает ощутить торжество жизни, он питает зрителя, подключает к острому осознанию силы, мистерии, юмора, многообразия, удивительного чуда жизни. Это и есть смысл танца»
Марта Грэхем

Марта Грэхем – танцовщица, педагог и хореограф. Она является культовой фигурой американского модерна и американской культуры в целом.

Марта Грэхем – одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться!

Родилась Марта Грэхем 11 мая 1894 года в Питтсбурге штата Пенсильвания. Семья Марты была религиозна. И хоть танцы считались грехом, танцевать ей все же разрешалось.

Однажды, Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени, что изменил ее жизнь и стало стимулом для начала хореографической деятельности. Родители отпустили ее изучать танец в Школе экспрессии Лос-Анджелеса, куда она поступила в 1913 году, а затем и в школе «Denishawn», которую основала сама Рут Сен-Дени вместе со своим партнером Тедом Шоуном.

Работая в первую очередь с Тедом Шоуном, Грэхем улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. В 1923 году Марта ушла из «Denishawn», поступив на работу в «Greenwich Village Follies», а уже через два года начала сольную карьеру.

В 1926 году Марта Грэхем переехала в Нью-Йорк, где основала свою собственную танцевальную компанию «Martha Graham Dance Company» , которая процветает и сегодня.

Вначале ее программы были похожи на программы учителя, но Грэхем быстро нашла свой индивидуальный стиль, и стала проводить сложные эксперименты в танцах.

Марта Грэхем считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души.

Грэхем говорила, что танец – это «инструмент самой жизни, язык души. Тело хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека».

Важно отметить, что Марта хорошо знала европейскую культуру и культуру Востока. В свою хореографию она включала традиционные фольклорные движения восточных культур, Греции и индейцев. Её танцы были наполнены страстью и эмоциями.

«Великие танцоры становились великими не благодаря безупречной технике исполнения, а благодаря своей страсти» – так считала Грэхем.

В начале ХХ века в танцевальном мире существовали стереотипы, что мужчина в танце должен выражать себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщина – в плавных. Однако, Марта Грэхем отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи «сильными».

Своим танцем Грэхем поломала стереотип, что «женщина – это слабое существо». На обложке одной из ее биографий была помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!». Но важно отметить, что Марта не выступала за эмансипацию, однако никогда не считала себя ниже мужчин, даже тех, которыми восхищалась.

Танцы Грэхем поддавались большой критике. Однако сегодня, Грэхем считают одной из основоположниц модерна и её достижения в хореографии являются одними из наиболее важных в мировой танцевальной культуре.