Музей архитектуры. Казанский собор

Введение

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

2 Площадь у собора

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

6 Казанский мост

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

2 Внутреннее убранство

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Заключение


Введение

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

По проекту архитектора М.Г. Земцова 6 августа 1733 на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь. Работы по её постройке были закончены в 1737, и 3 июля того же года, в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, она была освящена. Днём раньше в новую церковь, в сопровождении Императрицы, была перенесена икона Казанской Божией Матери.

В конце XVIII века старая постройка собора, выдержанная в скромном барочном стиле, перестала соответствовать новому облику столицы российской империи, и было принято решение заменить её новой, более соответствующей по стилю постройкой - «Новую соборную церковь Казанской Богоматери предположил воздвигнуть блаженной памяти Государь Император Павел I в 1800 году».

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

казанский собор архитектурный

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс проектов нового собора, в котором участвовали известные столичные архитекторы П. Гонзано, Ч. Камерон, Тома де Томон и практически никому в то время не известный архитектор А.Н. Воронихин. Император потребовал от архитекторов, чтобы новый храм напоминал собор Святого Петра в Риме.

Довольно быстро, уже 14 ноября 1800 года, конкурс был закончен. Проекты П. Гонзано, Ч. Камерона и Тома де Томона были отклонены, а утвердили проект, выполненный А.Н. Воронихиным.

Победа Воронихина была неслучайна. Помимо его творческих способностей немалую роль сыграло то, что ранее он был крепостным графа А.С. Строгонова, назначенного председателем «Комиссии о построении Казанской церкви». Комиссия получила широчайшие полномочия от императорского двора, достаточно отметить, что в её распоряжение поступали все ассигнования, выделяемые на постройку собора. Помимо этого, ей передали государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла у невских порогов.

Собор был заложен в августе 1801 года, само действо закладки было обставлено весьма пышно и торжественно.

Собор, согласно проекту, был построен в форме вытянутого латинского креста. Высота его вместе с куполом составляет 71, 6 метра. В соответствии с традицией, его алтарная часть выходит на восток. Это создало определённые сложности при проектировании собора, т.к. при таком расположении алтарной части главный фасад собора должен быть обращён на улицу (Казанская), а не на невский проспект, куда выходит боковой фасад. Воронихин решил эту проблему весьма оригинально - собор смотрит северным фасадом на невский проспект, где от фасада, в сторону Невского проспекта, раскрывается грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн. Она охватывает широкую площадь перед собором. Концы колоннады заканчиваются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Эти колонные, как и облицовка кирпичных стен собора, были выполнены из пудожского камня, который добывался у деревни Пудость, рядом с Гатчиной. Ступени колоннады и облицовка цоколя выполнены из серого сердобольного гранита.

Возведением колоннад, обращённых к невскому проспекту, изготовлением гранитных монолитов и пьедесталов для скульптур, а также укладкой каменных полов занимался С.К. Суханов и его артель.

Снаружи купол первоначально был покрыт тёмно-серым луженым железом, позднее в 1840-х годах его покрыли светло-зелёной краской, затем его покрытие имитировало бронзу.

Воронихин предполагал повторить колоннаду и на южном фасаде собора, но эта его идея не осуществилась из-за смерти графа Строгонова в 1811 году, после чего прекратилось финансирование дальнейших работ.

Сама постройка, обошедшаяся казне в 4,7 млн. рублей, заняла по тем временам немного времени - всего десять лет и была окончена в 1811 году.

Открытие собора состоялось 15 сентября в высочайшем присутствии, его освятил митрополит Амвросий. Освящение собора происходило по частям, по мере готовности.

К сожалению, не всё запланированное архитектором было воплощено в жизнь. К примеру, Воронихин планировал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции. Для этого им были предусмотрены по сторонам входов каждого портика по четыре полукруглых ниши. Однако было отлито в 1811 году только четыре бронзовые фигуры: князь Владимир (1805 г. работы С.С. Пименова), Иоанн Креститель (1805 г. работы И.П. Мартоса), князь Александр невский (1810 г. работы С.С. Пименова) и Андрей Первозванный (1809 г. работы В.И. Демут -Малиновского), которые установили в ниши северного портика. Помимо этого, у проездов колоннады, на высоких пьедесталах должны были стоять две фигуры коленопреклонённых крылатых архангелов Гавриила и Михаила, обращённых лицами друг к другу. Пьедесталы стоят и поныне, а фигур архангелов нет, хотя на картине художника Ф.Я. Алексеева «Вид Казанского собора», написанной в начале XIX века, они явно просматриваются. Это не дорисовка художника, а реально стоящие на своих местах статуи, однако они были временные, изготовленные из гипса и тонированные под бронзу. В петербургском климате гипс долго не продержался, и то, что осталось от статуй, через тринадцать лет было разобрано.

Сохранилось ещё два гранитных пьедестала у концов решётки на Казанской улице. Там должны были стоять гранитные фигуры апостолов Петра и Павла. Модели этих статуй разработал Воронихин. Однако ни этих скульптур, ни их временных аналогов так и не появилось.

2 Площадь у собора

По первоначальному проекту Воронихина на площади со стороны Невского проспекта по центральной оси собора должен был быть установлен обелиск. Он и был установлен, но временный - из дерева. По проекту Воронихина этот обелиск должен был быть выстроен из камня, однако его так и не заменили каменным аналогом, и в 1826 году, когда он сильно обветшал - его просто разобрали.

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года - фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, - ставшие выдающимся произведением монументальной скульптуры 1830-х годов.

Решение о необходимости установки памятников было принято Александром I в 1818 году.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1823 году немецкому скульптору Э. Лауницу, ученику Б. Торвальдсена. Однако Лауницу не удалось создать убедительных образов русских полководцев, и в 1829 году заказ был передан молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств - Б.И. орловскому и С.И. Гальбергу.

Эскизы, представленные Орловским, получили одобрение, и в январе 1830 года он приступил к исполнению статуй.

Модель статуи М.И. Кутузова Орловский закончил в 1831 году. В 1832 году статую отлил из бронзы литейщик В.П. Екимов. Отливку статуи М.Б. Барклая-де-Толли Екимов выполнил в мае 1836 года.

Статуи установлены на пьедесталах, исполненных по проекту В.П. Стасова из гранита, добытого и вытесанного мастером С. Сухановым. Сооружением памятников руководил архитектор К.А. Тон. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1837 года.

Статуи отличаются большим портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. В мощной и величественной фигуре Кутузова Орловский дал образ победителя наполеоновских полчищ, ученика и сподвижника великого Суворова.

Кутузов изображён в фельдмаршальском мундире, задрапированный в плащ. В правой руке - обнажённая шпага, в левой - фельдмаршальский жезл. У ног - знамёна французской армии. Сверху знамён - одноглавые орлы, такие же, как на знамёнах над могилой Кутузова. На пьедестале Кутузова высечена надпись: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КУТУЗОВУ-СМОЛЕНСКОМУ 1812»

Фигура Барклая-де-Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлён вдаль. На его пьедестале высечено следующее: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРКЛАЮ-ДЕ ТОЛЛИ 1812. 1813. 1814 и 1815».

В конце XIX века площадь перед собором была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником.

В годы Великой Отечественной войны было принято решение не закапывать символы российской доблести в землю, для защиты от осколков и снарядов. Они не были повреждены вражескими снарядами и бомбами, обрушившимися на город, но время берёт своё.

В 1945 году была проведена профилактическая реставрация скульптур, а 27 лет ещё одна. Осенью 2002 года была проведена третья и пока что последняя реставрация. Она была вызвана тем, что за прошедшие три с лишним десятилетия состояние памятников заметно ухудшилось. Причём время оказалось особенно безжалостно к статуе Барклаю-де-Толли, чья форма при отливке прорвалась, и часть металла вытекла.

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

Ограда полуциркульной площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой летнего сада - одно из лучших достижений русского декоративного искусства. Однако, в связи с отсутствием запланированной архитектором второй колоннады, эта решётка не вошла в архитектурную композицию собора и сегодня воспринимается как самостоятельное художественное произведение.

Ограда сооружена в 1811-1812 годах также по проекту Воронихина. Она состоит из 14 гранитных столбов, обработанных широкими каннелюрами и увенчанных гранитными шарами. Промежутки между столбами забраны звеньями решётки, отлитыми из чугуна. Сплошному гранитному цоколю ограды отвечает широкий орнаментальный пояс, протянутый по верху каждого звена, между двумя горизонтальными тягами, служащими для укрепления звеньев. На вертикальные копья решётки наложены великолепно нарисованные чугунные литые орнаментальные украшения, скомпонованные в форме ромбов. Ажурные по рисунку звенья ограды отлиты на заводе Берда в 1811 году.

Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна исполнил по рисункам Воронихина известный в первой половине XIX века талантливый резчик Василий Захаров.

По проекту Воронихина, разработанному и утверждённому в 1810 году, постаменты по концам ограды предполагалось увенчать гранитными статуями апостолов Петра и Павла. Этот замысел не был осуществлён, однако гранитные основания сохранились.

В конце XIX века в результате постройки нескольких новых зданий замечательная ограда оказалась закрытой со стороны улицы и пришла в крайне запущенное состояние.

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

На площади у собора, между памятниками Кутузову и Барклаю - де - Толли, в 1870-х годах был разбит сквер, удачно увязанный по своей композиции с колоннадой собора и невским проспектом. Однако в конце XIX века в сквере рядом с оградой были построены здания, закрывшие вид на ограду.

В 1934-1936 годах эти обветшавшие здания были разобраны, а сквер на площади перед западным фасадом казанского собора благоустроен. В центре его был установлен фонтан работы Тома де Томона, перенесённый сюда с Пулковского шоссе.

Решение о переносе фонтана было принято в конце 1933 года.

Этот небольшой по размерам, но монументальный фонтан был сооружён в 1809 году на тринадцатой версте дороги из Петербурга в Царское Село. Это один из фонтанов, установленных на дороге. Архитектор Тома де Томон, автор проекта фонтана, задумал его как декоративное сооружение для украшения оживлённой проезжей части магистрали, однако, он имел и практическое значение - в нём поили лошадей.

Массивный цоколь из серого гранита служит постаментом для верхней части фонтана, имеющий форму полуцилиндра. Торцевая часть этого полуцилиндра обработана в виде глухой арки, опирающейся на массивный плинт.

Фонтан украшен высеченной на поверхности крупного гранитного блока маской Нептуна - бона морей и вод. Гранитные чаши наполнялись водой. При установке в сквере перед Казанским собором маска была реставрирована.

6 Казанский мост

В 1766 году при облицовке гранитом берегов Екатерининского канала (старое название канала Грибоедова) стоявший ранее на этом месте деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый, каменный Рождественский (ныне Казанский) мост. Работами по строительству руководил военный инженер И.М. Голенищев-Кутузов, отец великого полководца.

В 1805 году в связи со строительством Казанского собора и усилением движения по Невскому проспекту возникла необходимость в расширении моста для создания площади перед собором. Строителям пришлось разобрать свод Рождественского моста, сохранив и использовав для нового моста старые устои. Тогда же проезжая часть моста была понижена до уровня мостовой, что позволяет воспринимать его как часть Невского проспекта. Работы проводились по проекту архитектора Л. Руска.

Старый Рождественский мост имел в ширину 35 метров, новый мост составил в ширину 97 метров, став достопримечательностью Петербурга, как самый широкий мост города.

Надо отметить, что проект моста оказался очень удачным, благодаря лаконичной композиции и удачным пропорциям, он воспринимается в непосредственной связи с ансамблем набережных канала Грибоедова и здания Казанского собора.

Казанский мост представляет собой однопролётный арочный мост с кирпичным сводом на каменных опорах, он облицован крупнозернистым выборгским гранитом и ограждён по краям массивными гранитными парапетами.

Надёжность постройки моста просто потрясает, с момента постройки его ни разу не ремонтировали! Однако 200 лет - срок немалый, и возникла необходимость в проведении ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в зимние месяцы 2002 года и закончились в августе этого же года.

Специалисты организации, проводившей восстановительные работы, столкнулись в своей работе с серьёзными трудностями. Сначала было вообще непонятно, с чего начинать ремонт моста. За двести лет кирпичная кладка пришла в ветхость, местами её разрушение достигало половины свода, достигающего 75-сантиметровой толщины. Сильнее всего пострадала кладка в верховой и низовой части моста, и было непонятно, способен ли старый кирпич выдержать расчётную нагрузку. Строителям удалось, не повредив свод, вынуть около 30 кирпичей и передать их в лабораторию прочности на испытание.

Главный инженер проекта Анатолий Сычёв разработал уникальный проект реставрации моста, предусматривающий замену износившейся части свода и усиление сохранившейся его части неразрушающим методом глубинной цементации.

Над сводом моста была создана наружная изоляция, исключающая обводнение и разрушение кирпичной кладки. Ранее, в начале XIX века, про постройке моста строители использовали для изоляции моста цементно-известковое покрытие, которое не выдержало двухсотлетней эксплуатации, так как весьма ненадёжно. Немалую проблему строителям при укладке изоляции создали коммуникации, проходящие по мосту в его проезжей части Невского проспекта. Многие из них находились в весьма ветхом состоянии, к примеру, из 45 пар телефонных кабелей, лежащих на арке моста, самая старая датировалась 1910 годом, поэтому тревожить их для установки гидроизоляции было весьма проблематично. Строителям удалось найти оригинальное решение: изоляция была уложена не на конструкцию свода, а в проезжую часть Невского проспекта, над коммуникациями.

Работы на подводной части моста, по инъектированию подводной бутовой кладки свода, были проведены с использованием водолазов.

Как удалось установить в процессе реставрации, основной проблемой, влияющей на долговечность Казанского моста, оказалась его уникальная ширина. По мнению строителей, проводивших реконструкцию моста, наибольшим испытанием для свода стали наши уникальные климатические условия вкупе с шириной моста. Он практически представляет собой длинную трубу над рекой, и когда наверху мороз, в трубе может сохраняться плюсовая температура, что и является основным разрушающим фактором.

По мнению Дмитрия Лабутина, директора организации, проводившей ремонт, после проведённых работ можно гарантировать надёжную эксплуатацию моста на ближайшие 50 лет.

В принципе, мост, наверное, простоит и ещё двести лет до ближайшего ремонта, ведь ему не впервой.

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И.П Мартосом, над западным - «Воздвижение медного змия» - И.П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Д. Рашетту.

В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Святой Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С.С Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по моделям И.П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В.И. Демут-Малиновского. Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - В.П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие по Голгофу» - Ф.Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсинамском саду» - Д. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи святых Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805-1806 годах для собора были отлиты бронзовые створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов.

2 Внутреннее убранство

Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчленённое на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трёх оболочек. Нижняя оболочка имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка прорезана у основания окнами-люкорнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся рёбер. Это первый в мире металлический купол.

Стройный и лёгкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развёрнутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Сложен по своей конструкции пол собора. Для создания столь сложного рисунка в центре зала и несущего покрытия по всему собору было уложено несколько тысяч пластин самой разнообразной формы из шокшинского камня и олонецкого мрамора.

К большому сожалению, не сохранилось множество барельефов, изображавших евангелистов, используемых для декорировки иконостасов. Это было связано с тем, что из-за сырости, в апреле 1814 года. В соборе начала осыпаться штукатурка. В связи с этим пришлось удалить штукатурку, а вместе с ней и барельефы, так как они могли осыпаться. Видимо, сказалась спешка при строительстве.

Сегодня место барельефов занимает роспись по штукатурке: изображения евангелистов, гирлянды из лавровых листьев и растительные орнаменты.

До нашего времени сохранилось только два барельефа. Это «Взятие Христа воинами в вертограде» работы Жана-Доминика Рашетта и «Шествие по Голгофу», работы Ф.Ф Щедрина.

Фасады собора облицованы пудожским камнем, который добывался в каменоломнях недалеко от деревни Пудость, что под Гатчиной. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.

Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Абсида - алтарный выступ в церковных зданиях, обычно полуовальной формы.

Антаблемент - перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из трёх частей: архитрав (нижняя часть - балка), фриз и карниз.

Аттик - стенка, надстроенная над венчающим карнизом архитектурного сооружения.

База - утолщённое основание колонны.

Балюстрада - невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.п., состоящее из фигурных столбиков, объединённых снизу общим основанием, а сверху - плитой, балкой.

Барельеф - выпуклое изображение или орнамент на плоскости (стене). Различают: а) Барельеф - изображение выступает на плоскости менее чем на половину полного объёма; б) Горельеф - выступает более чем на половину полного объёма.

Канелюры - продольные желобки, проходящие по стволу колонные или пилястры.

Капитель - венчающая часть колонны.

Кессоны - углубления квадратной или многоугольной формы, применяемые для художественной обработки сводов.

Колонна - вертикальная, обычно круглая опора. Имеет три части: основание (база), ствол, капитель.

Люнет - небольшой арочный проём, ограниченный снизу горизонталью, расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью. Служит для освещения помещения и для обогащения архитектурных форм здания.

Неф - продолговатая часть храма (имеющего форму вытянутого креста), в большинстве случаев разделённая столбами или колоннами на три части: главный широкий и высокий неф и два боковых, более низких и узких.

Пилоны - в данном случае столбы, поддерживающие купол.

Пилястра (пилястр) - вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий части и пропорции колонны. Портик - галерея, обычно перед входом в здание, образованная рядами колонн или столбов, несущих перекрытие.

Фриз - средняя часть антаблемента, заключённая между архитравами и карнизом.

Заключение

Казанский собор - одна из жемчужин архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Расположенный в центре города, на Невском проспекте, он знаком каждому гражданину и большинству гостей нашего города.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусство находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Неповторимый облик собора, несомненно, стал одним из городских символов.

Список использованной литературы

1. Шурыгин Я. Казанский Собор/Я. Шурыгин.-Я.-И. Лениздат, 1987.-400 с.

Игнатенко В. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Страницы истории. Путеводитель/ В. Игнатенко.- В.Е. 2007-127с.

Казанский собор - выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века.
Ранее на месте собора на Невском проспекте близ Екатерининского канала стояла небольшая каменная церковь, построенная архитектором М. Г. Земцовым в 1733–1737 годах. В связи с постройкой собора церковь была сломана, и здесь после сноса нескольких зданий возникла обширная городская площадь.

История создания Казанского собора

В 1799 году состоялся конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден проект, исполненный А. Н. Воронихиным. Здание заложено 27 августа 1801 года. Постройка собора длилась целое десятилетие.
Собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть выходит на восток. На Невский проспект обращен северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колони. Она охватывает широкую полуциркульную площадь перед собором. Крылья колоннады замыкаются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Воронихин предполагал повторить колоннаду на южном фасаде собора, но постройка её не осуществилась.

Внутреннее пространство собора расчленено на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Четыре мощных пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, со стоящий из трех оболочек. Нижняя из них имеет широкое отверстие диаметром 6.7 метра. Вторая, средняя, оболочка прорезана у основания окнами-люкарнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. Стройный и легкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развернутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Убранство Казанского собора

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И. II. Мартосом, над западным- «Воздвижение медного змия» - И. П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Ж. Рашетту.
Автором барельефов «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», помещенных в северном портике, был Ф. Г. Гордеев. В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Св. Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С. С. Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по модели И. П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В. И. Демут-Малиновского.

Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - B. П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены, и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие на Голгофу» - Ф. Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» - Ж. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи св. Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805–1806 годах для собора были отлиты из бронзы створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов. Порядок размещения на дверях изменен. Bopoнихин создал иное их обрамление.
Во внутреннем оформлении собора наряду со скульпторами участвовали такие выдающиеся русские живописцы, как В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, С. А. Бессонов. Ими были исполнены образа для иконостаса собора.

После передачи здания собора Музею истории религии и атеизма в 1932 году находившееся в нем живописные произведения пополнили собрание Государственного Русского музея. На месте остались написанная С. А. Бессоновым «Тайная вечеря», помещенная на своде алтаря, и работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. Щукина и Ф. И. Яненко.

Фасады собора облицованы пудостским камнем. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы и пр. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.
Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Могила М. И. Кутузова

В 1813 году в соборе был погребен герой Отечественной войны 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов. Гроб установлен в склепе в северном приделе у стены, направо от входа. Над могилой вделана в стену доска красного мрамора с надписью. Большая картина Ф. Я. Алексеева над этой доской изображает «Крестный ход у Кремля после освобождения Москвы от польских захватчиков в октябре 1612 года».
В соборе были размещены многочисленные трофеи Отечественной войны 1812- 1815 годов: 107 знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. Тем самым Казанский собор приобрел характер мемориального сооружения.
Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны ещё усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.
Площадь у собора являлась традиционным местом революционных демонстраций. Первая из них состоялась 6 декабря 1876 года. Одним из её организаторов был Г. В. Плеханов. В память об этом на фасаде собора установлена мемориальная доска, а площадь носила имя Плеханова.

Собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его облицовка со временем обветшала. Все фасады собора были реставрированы в 1964- 1968 годах. Купол собора, покрытый первоначально луженым железом, в 1950-х годах покрыт листовой медью.
Работы по сооружению собора имели огромное градостроительное значение. Они явились важным этапом в формировании застройки и обогащении облика Невского проспекта.

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Икона Казанской Божьей матери впервые была явлена в 1552 году при взятии Казани. Поскольку явилась она именно воинам, бравшим Казань, к ней обращались в самые трагические дни истории России: в дни наполеоновского нашествия и в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1612 году с этой иконой народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского освобождало страну от поляков. В 1613 году на русский престол был избран Михаил Федорович – основоположник рода Романовых на русском престоле. Икона Казанской Богоматери становится семейной реликвией царского дома. В 1710 году Петр I, «следуя обычаю православных царей», повелевает перенести икону Казанской Божьей Матери из Москвы в Петербург, «в благословение новому городу». Икона была помещена в деревянную часовню, построенную в том же году на месте нынешнего фонтана перед Казанским собором. Эта икона является списком с чудотворной Казанской иконы Божьей матери, оригинал которой был похищен из Богородицкого собора Казани в 1904 году и безвозвратно утрачен.

В 1737 году, при императрице Анне Иоанновне вместо часовни возводится каменная церковь Рождества Богородицы. Невский проспект в это время еще не был главной улицей города и был застроен в основном двухэтажными домами и церковь с многоярусной колокольней со шпилем являлась заметным его украшением.

Во второй половине XVIII века роль этой магистрали начинает меняться, и к концу столетия ветшающая церковь уже не соответствует новому назначению Невского проспекта, как главной улицы Санкт-Петербурга. Император Павел I принял решение построить на месте церкви новый кафедральный собор. Павел хотел, чтобы главный храм Петербурга был похож на собор святого Петра и немного - на Санта Мариа ди Маджоре в Риме. Понравился императору проект молодого архитектора Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова, которому принадлежала земля, на которой планировалось возвести храм.

Трудность постройки любого православного храма на Невском проспекте состояла в том, что проспект тянется с запада на восток, а православная традиция требует, чтобы с западной стороны находился вход, а с восточной - алтарь. Воронихину удалось решить обе проблемы с помощью колоннады, которая позволила придать боковой части собора парадный вид и добиться частичного сходства с собором Святого Петра. Несмотря на некоторое сходство, очень велико и отличие. Если римские колоннады, описывая полный овал, образуют замкнутую площадь, то воронихинская, раскрытая к Невскому проспекту, стала не только главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. Полностью проект собора осуществлен не был. По проекту Воронихина еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад. Не было закончено и внешнее скульптурное оформление храма. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обеим сторонам колоннады, предназначались для фигур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые так и не были заменены бронзовыми.

Непосредственное участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов, который очень гордился тем, что собор выстроен силами коренных россиян и из собственных (добытых на территории России) строительных материалов. Чуть ли не до самой своей смерти он ежедневно поднимался на леса осматривать постройку. Задолго до кончины графа в народе появилось поверье, что он «немногими днями переживет освящение храма». По воспоминаниям современников он и сам верил этим предсказаниям. После окончания первой службы в соборе он будто бы подошел к митрополиту со словами: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыка, с миром».Скончался Строганов в 1811 году через двенадцать дней после освящения Казанского собора (справедливости ради стоит отметить, что было графу Строганову к этому времени уже 78 лет).

Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.

В результате войны 1812 года храм превратился в хранилище реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от городов, личный жезл маршала Даву. В 1813 году было решено похоронить под сводами Казанского собора национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова, неожиданно скончавшегося 16 апреля 1813 года в прусском городе Брунцлау.

В 1837 году в честь двадцатипятилетия победы над Наполеоном перед Казанским собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Орлова. Эти памятники так органично вписались в архитектурный ансамбль, что кажутся включенными в первоначальный проект Воронихина. С памятниками у Казанского собора связано поверье времен Великой Отечественной войны. Говорили, что пока бомба или снаряд не заденет памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу в городе не бывать. Памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми и ни один осколок снаряда их не коснулся.

В 30-е годы ХХ века собор был закрыт, в нем находился Музей истории религии и атеизма, ставший со временем уникальным даже в мировом масштабе собранием предметов культа. Богослужения возобновились в Казанском соборе в 1991 году в левом приделе. Полностью храм был возрожден в 1998 году. С 2000 года он стал кафедральным собором Санкт-Петербурга.

Собственно храм имеет сравнительно небольшой объем. Воронихин первым претворил в жизнь новые принципы организации пространства, дал пример первого ансамблевого решения, благодаря колоннаде, которая прикрывает объем собора. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями, по всему фасаду идет мощный аттик, скрывающий кровлю. Фасады украшены рельефами и крупными скульптурами. Легкий купол барабана подчеркивает центр всего ансамбля.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые - кессонами. Огромные окна делают интерьер похожим на дворцовый зал, наполняя обширное пространство светом. Этой светоносности способствуют и гранит колонн, и мраморный мозаичный пол. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые скульптуры Святых князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Скульптурный декор интерьеров почти не сохранился и был заменен росписями. В 1804 – 1807 годах были были выполнены рельефы (среди них «Медный змий» и «Источение воды из камня Моисеем в пустыне»). Очень интересны и двери собора – копии с дверей флорентийского баптистерия XV века мастера Лоренцо Гиберти, на которых изображены 10 бронзовых рельефов.

Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы - величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья - колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Сооружение производит колоссальное впечатление. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия.

Строительство собора

На протяжении двух веков являлась святыней дома Романовых. Ее впервые привез в город еще Петр I. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы (автор проекта - М. Г. Земцов, известный русский архитектор). Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь.

Создание проекта

Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство.

В соответствии с православными канонами алтарь храма должен быть обращён на восток, а основной фасад - на запад, то есть на Мещанскую (сегодня Казанскую) улицу.

С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы - П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон.

Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Это решение широко и довольно долго обсуждалось в обществе. Особенно жаркие дискуссии вызывало происхождение Воронихина, который был бывшим крепостным Строгановых. Вольную он получил в 1786 году.

Святыни храма

Казанский кафедральный собор имеет главную святыню - чудотворную В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе.

Петр I в 1710 году повелел привезти в Петербург старинное повторение чудотворного образа.

Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта.

95 огромных колонн очерчивают небольшую площадь. Справа и слева колоннада завершается массивными порталами. Это сооружение имеет и особое назначение - оно прикрывает главное тело храма.

Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто.

Описание храма

Со стороны Казанской улицы было решено сделать центральный вход в Казанский собор. Санкт-Петербург получил совершенно уникальное строение, которым по праву гордятся петербуржцы, и с интересом осматривают многочисленные гости города.

В плане собор напоминает форму латинского креста, над его серединой высится огромный купол. Наружные колонны, антаблемент, капители, облицовка и барельефы изготовлены из пудостского камня. Это довольно мягкий известняк, имеющий желтоватый оттенок. Его добывали неподалеку от Петербурга.

Статуи и скульптурные группы украшают весь город Казанский собор в этом смысле тоже не исключение. Здесь скульптуре придается особое значение во внешнем оформлении. На аттиках порталов (над боковыми проездами), расположены барельефы. С западной стороны - работы И.П. Прокофьева, с восточной - произведение И. П. Мартоса. Над алтарем находится известный барельеф Д. Рашетта.

Северный вход украшают монументальные двери, которые являются точной копией «Райских врат» Баптистерия. Они выполнены из бронзы скульптором из Италии Лоренцо Гиберти.

По обе стороны от дверей, в специальных нишах находятся бронзовые фигуры Андрея Первозванного и Владимира Равноапостольного и Александра Невского.

Барельефы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Бегство в Египет» находятся в северном портике.

Внутреннее убранство

Казанский отличается богатым и торжественным интерьером. В нем чувствуется русский размах и мощь. Первый уникальный иконостас создавался по рисунку А. Воронихина.

Несколько позднее (1836 г.) был сделан роскошный подарок городу. Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор получил новый, вычеканенный из серебра иконостас, изготовленный по проекту архитектора К.А. Тона. Он был отбит донскими казаками в 1812 году у французов.

Большую часть икон писали лучшие художники начала XIX века - О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Ф. А. Бруни, В.К. Шебуев, Г. И. Угрюмов, К. П. Брюллови многие другие.

Значение храма

В 1811 году был освящен Казанский собор. Санкт- Петербург бережно хранит память о доблестных русских воинах, которые прямо из храма, отслужив молебен, отправлялись на Отечественную войну.

Из этого собора уходил командовать русскими войсками М. И. Кутузов, здесь же его тело с почестями было погребено в 1813 году, в склепе под сводами Казанского собора. Спустя двадцать четыре года на площади перед собором был установлен памятник великому полководцу.

В Казанском соборе хранятся многочисленные трофеи Отечественной войны: знамена, поверженных войск, ключи от захваченных городов и крепостей.

Нынешнему поколению трудно себе представить, что в 1929 году был закрыт Казанский собор. Санкт Петербург (в то время Ленинград) начал активную борьбу с «религиозным дурманом». Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Бесценные иконы собора были частично переданы Русскому музею.

Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма - икона Божьей Матери - была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций.

Собор в наши дни

В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.

Полукруглая чугунная ограда Казанского собора имеет большое самостоятельное художественное значение и представляет собой выдающееся произведение Воронихина. Прозрачное поле тонких вертикальных стержней решетки украшено крупными ромбовидными вставками кружевного рисунка, сквозным орнаментальным фризом поверху и завершено зубцами. Ромбовидные вставки разделены надвое в местах примыкания звеньев к каменным столбам ограды и в сочетании с непрерывной лентой фриза зрительно объединяют отдельные части ограды в единый монументальный полукруг чугунного кружева решетки. Богатство тонкой разработки чугунных звеньев, построенное на контрастном противопоставлении насыщенного рисунка вставок и фриза легчайшему ажуру вертикальных прутьев, подчеркнуто простыми формами дорического ордера массивных каменных столбов и глухого цоколя ограды. Общая длина решетки составляет 153 м.

Разработку отдельных частей колоннады собора Воронихин подчинил ее роли основной организующей формы в ансамбле площади. Сильным выносом относительно крупного карниза и богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркнул горизонталь колонного полукружия. Широкому развороту колоннады отвечает и укрупненная трактовка капителей колонн, высокий рельеф их акантов, сильный относ волют и абаки. Крупные формы ордера придают колоннаде выражение большой мощи. Это особенно явственно ощущается в разработке торцов колоннады, образующих широкие порталы сквозных проездов; укрупняя формы, Воронихин дал в них архитравное перекрытие, отказавшись от традиционного мотива арки. Горизонталь прямых перекрытий этих порталов и прямые линии аттиков, которым вторят горизонтали скульптурных фризов, ритмически ориентируют развитие всей композиции вдоль Невского. Требованию цельности общего полукружия колоннады подчинена и трактовка центрального портика, где вопреки канону Воронихин продолжил в антаблементе полностью весь профиль карниза, включая и его венчающую часть.

Выразительности монументального целого в облике Казанского собора способствует тонко найденное соотношение главенствующего и подчиненного мотивов: колоннады и купольного завершения собора, с относительно скромной обработкой барабана простыми пилястрами.

Стволы колонн, капители и балюстрада на колоннаде, а также скульптурные детали выполнены из пудостского камня. Общая высота наружных колонн 12,87 м. Колоннада и портики имеют архитравное перекрытие. Проезды по концам колоннады перекрыты сомкнутым сводом пролетом 7,8 м. Подобное перекрытие столь большого пролета было смелым конструктивным нововведением Воронихина . Конструкция свода была предварительно проверена по модели в одну треть натуральной величины и подвергнута экспертизе комиссией во главе с крупнейшими зодчими этого времени И. Е. Старовым и А. Д Захаровым . Все фасады собора облицованы пу достским камнем, затертым во избежание выве тривания тонким слоем алебастра. Здание окрашено известковой краской под цвет натурального камня.

Для выполнения скульптур собора Воронихин привлек лучших ваятелей; среди них И. Мартос, С. Пименов, И. Прокофьев - авторы больших бронзовых статуй, стоящих в нишах у северного входа. Скульптурные фризы на аттиках над проездами- работы Мартоса (левый) и Прокофьева (правый).

Внутреннее пространство собора раскрывается как торжественный зал большого общественного здания. Двойные ряды колонн коринфского ордера несут цилиндрический, кессонированный свод средних нефов - продольного и поперечного. Перекрытия малых боковых нефов разделены архитравами на ряд квадратов с пологими сводиками. Внутренний ордер собора дан облегченных пропорций. Стройные, тонко разработанные капители, спокойная гладь архитрава и некрупный карниз способствуют выразительности мощного и легкого свода (пролетом 11,4 м). Свет, многократно отраженный в полированном граните монолитных колонн и в позолоте капителей, наполняет все огромное пространство собора, усиливая ощущение большого простора его нефов. Четыре пилона на скрещении нефов служат опорами парусных сводов, на которых покоится барабан купола. Купол имеет три оболочки. В нижней, внутренней, сделано, как в Голицынской больнице Казакова , широкое круглое отверстие диаметром 6,4 м; над ним в глубине исполнена роспись, освещенная люнетами в основании купола. Это создает ощущение свободного парения купола и зрительно расширяет пределы подкупольного пространства; высота последнего от пола до верха второго купола составляет 48 м, общая высота с куполом и крестом 62 м. В конструкции купола Воронихин впервые применил чугун, а также железо.

Устремленностью ввысь центральной, подку-польной, части собора, большой протяженностью залитого светом главного нефа, богатством перспективных картин его стройных колоннад зодчий создал ощущение свободного развития обширного внутреннего пространства собора, связал интерьер здания и его внешние формы в композиционное и ритмическое целое. Полукольцо наружной колоннады мощно завершает эту композицию и вместе с тем несет в себе ее гармоническое разрешение в архитектуре площади, являя собой образное утверждение идеи архитектурного единства здания и города.

Казанский собор в целом - замечательное произведение великого русского архитектора, который поднял искусство ансамбля в градостроительных приемах архитектуры на новую, более высокую ступень реалистического мастерства по сравнению с предыдущим временем.