Расстилается расположение загорелся вытертый. Мое настроение (оцени по шкале). Повторение и обобщение изученного материала

Чередующиеся гласные в корне.

Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)

Задание: Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня" : 1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить

Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:

Гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);

Зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:

Лаг-, -лож-;

Скак-, -скоч-;

Раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:

Лож-, -лагА-;

КОс-, -касА-;

Бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-

МинА-, -нимА-, -жимА-, -чинА-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:

Равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);

Мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

От чего зависит написание гласной?
От ударения От согласной на конце корня От суффикса А От лексического значения
Под ударением Без ударения Перед Г -лАг- Перед Ж -лОж- После корня Имеет значение
Есть А Нет А Ровный, гладкий Одинаковый, равный
Пиши: -лАг- -кАс- -бИр- -дИр- -блИст- -тИр- -пИр- -мИр- -стИл- -жИг- -чИт- -нИм- -мИн- -жИм- Пиши: -лОж- -кОс- -бЕр- -дЕр- -блЕст- -тЕр- пЕр- -мЕр- -стЕл- -жЕг- -чЕт-
Пиши: -рОвн- Пиши: -рАвн-
Пиши: -гАр- -клАн- -твАр- -зОр- плОвец плОвчиха плОвцы Пиши: -гОр- -клОн- -твОр- -зАр- -плАв- Перед К -скАк- Перед Ч -скОч-
Исключения: рОвесник урОвень рАвнина рАвняйсь рАвнение
Перед СТ, Щ -рАст- -рАщ- Перед С -рОс-
Исключения: утвАрь выгАрки зОревать зОрянка
Становиться влажным Погружать в жидкость
Исключения: полОг РОстов РОстислав рОсток рОстовщик вырОст отрАсль Пиши -мОк- Пиши -мАк-
Исключения: сочЕтать сочЕтание чЕта

Можно также заглянуть на сайт Грамота.РУ.


Материал для закрепления

Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.


предлагать

выбирать

заскочить

загорелся

растение

прикосновение

сложение

сотворение

подровнять

непромокаемый

наклонился

обмакнуть

протирать

выращенный

сплавлять

сравнять


Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

отдеру, блистательный, растение

заскочил, намочил, выровненный

коснуться, зажигать, загорается

перила, озарение, наклонился

выплавлять, вытирать, вытворять

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.

2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.

7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.

1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.

2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.

6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.

9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5 . Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.

2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.

3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне, хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.

4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.

6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.

7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.

8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.

9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.

10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Бароян Лиля

В презентации содержится справочный материал с практическим заданием. Используется при подготовке к ЕГЭ: задание №8. Возможно использование на этапах изучения, закрепления, повторения темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Чередующиеся гласные в корне ЕГЭ, задание № 8 Автор: Бароян Лиля, 11 класс МБОУ СОШ № 7 им. П.Д.Стерняевой город-курорт Геленджик Руководитель: Маркитанова Наталья Николаевна

Справочный материал Правописание корней Правописание гласных в корне

В русском языке в частях речи имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными:

1. В корне гар - – гор- под ударением пишется а, без ударения – о: загáр – загорéлый, угорéть. Исключения: выгарки, úзгарь, прúгарь (специальные и диалектные слова). 2. В корне зар - – зор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево, зóрька – зарнúца, озарять. Исключения: зорянка, зоревáть. 3. В корне кас - – кос- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: клáняться, поклóн – поклонúться, поклонéние. 5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлагáть, прилагáтельное – предложúть, обложéние. Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ. 7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плáвать, плавýчесть, поплавóк. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв - – в слове плывуны.

8. Корень равн - имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн - – в словах со значением « ровный, прямой, гладкий »: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. 9. В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.

10. В безударном корне скак- – скоч - перед к пишется а, перед ч – о: подскакáть – подскочúть. Исключения: скачóк, скачý . 11. В корне твар - – твор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец. Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар - – твор -).

12. В корнях бер - – бир -, дер- – дир -, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест - – блист -, жег- – жиг-, стел- – стил -, чет- – чит - пишется и, если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а -: сжать – сжимать, прижать – прижимать, разнять – разнимать, поднять – поднимать, подмять – подминать, пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать.

Проверь себя

1 вариант: г_реть, м_кать в сметану р_внять грядки заг_релый, непром_каемый плащ ур_вень заг_р, вым_кнуть под дождем р_весник г_релый, обм_кнуть кисть пор_вну уг_реть, обувь пром_кает подр_внять волосы разг_раться, ур_внять условия подг_рать, ср_внение; дог_реть, ср_внить числа уг_рный газ, р_вносторонний заг_реть, все р_вно выг_реть, р_вняйтесь перег_реть, р_внина наг_р Задание: вставьте пропущенные буквы

2 вариант Отл_жить, сл_гаемые, недор_сль пол_жить, пол_г, подр_сти прил_жить, предпол_жить; возр_ст предпол_гать, выр_сли, подр_стать изл_гать, зар_стать, р_стения распол_житься, зар_сло, р_стущий вл_дение, р_сток, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться,;

1 вариант гореть, макать в сметану равнина загорелый, непромокаемый плащ ровнять грядки загар вымокнуть под дождем горелый обмакнуть кисть уровень угореть, обувь промокает, ровесник разгораться, сравнить числа, поровну подгорать равносторонний, подровнять волосы угарный газ, все равно, уровнять условия загореть, равняйтесь, сравнение; выгореть, перегореть, нагар; Ответы:

Ответы: 2 вариант Отложить, положить, приложить, предполагать, излагать, расположиться, владение, слагаемые, полог, предположить; выросли, зарастать, заросло, росток, недоросль, подрасти, возраст, подрастать, растения, растущий, выращенный, отрасль, Ростов, водоросли; запирать, замереть, собирать, расстилаться, вытереть, блеснуть, придираться,

Спасибо за внимание!

Вопрос: Прочитайте слова.На сколько групп их можно разделить в зависимости от видов орфограмм в корне?Запишите слова по группам. Слова: Наслаждение,шорох,шлагбаум,освежаться,располагаться,жёлтый,выращенный,хоккей,расстилаться,обжора,удивительный,показался,расположение,шёлковый,загораться,замереть,батальон,решётка,искажать,исковеркать,извиняться,цитата,росток,программа,аллея,шёпот,шерстяной,цирк. 30 БАЛЛОВ!ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Прочитайте слова.На сколько групп их можно разделить в зависимости от видов орфограмм в корне?Запишите слова по группам. Слова: Наслаждение,шорох,шлагбаум,освежаться,располагаться,жёлтый,выращенный,хоккей,расстилаться,обжора,удивительный,показался,расположение,шёлковый,загораться,замереть,батальон,решётка,искажать,исковеркать,извиняться,цитата,росток,программа,аллея,шёпот,шерстяной,цирк. 30 БАЛЛОВ!ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Ответы:

1 группа: безударная гласная в корне; 2 группа:ударная гласная в корне.

Похожие вопросы

  • нарисовать орнамент прошу срочно надо
  • научите,пожалуйста как упрощать выражения.просто и понятно например 315-р+185
  • А)Молекула вещества X состоит из атомов двух элементов – N и O. Масса атома N равна 14 условных единиц, а атома O – 16 у. е. Масса молекулы вещества X составляет 92 у. е. Сколько атомов N и O входят в состав молекулы X? Б)Вещество Y состоит из тех же атомов, что и X, но молекула вещества Y в два раза легче, чем молекулы вещества X. Сколько атомов N и O входят в состав молекулы вещества Y?
  • Числа: 0,09; 0,027; 0,00243 в виде степени с основанием 0,3 ?
  • запишите произведение в виде степени 3 3 ... 3}15 множ. 8 8 ... 8}100 множ. 10 10 ... 10
  • -7 -8 2 .умножить 2 -9 2
  • помогите плиз,желательно с "Дано" и "найти" Пешеход две трети своего движения шел со скоростью 3 км в час,а оставшееся время со скоростью 6 км в час.Найдите среднюю скорость пешехода

Цели урока:

  • раскрыть значение суффикса А в глаголах;
  • познакомить с правописанием Е-И в корнях с чередованием;
  • отработать навыки написания Е-И в корнях с чередованием;
  • выработать умение видеть орфограмму в тексте;
  • повторить типы и стили речи;
  • отработать навыки составления предложений определённой конструкции;
  • закрепить умение отличать словосочетания от грамматической основы предложения.

I. Организационный момент

II. Повторение. Лингвистическая разминка

Что такое глагол? Приведите примеры. Определить вид глагола: встречаться, рисовать, встретиться, рассмотреть, рассматривать, подрисовать, прогуляться, прогуливаться.

III. Объяснение нового материала

Образовать однокоренные глаголы при помощи суффикса а.

Даны глаголы: вытереть, выжечь, выстелить, блестеть, замереть, запереть.

Каким способом вы образовали глаголы? (Суффиксальным )

Как называются такие пары глаголов? (Видовые )

Что изменилось у глаголов при появлении суффикса а? (Вид, написание гласной в корне )

Глаголы однокоренные, а гласные в корне разные.Как называется это явление? (Чередование )

Выводы:

1) О написании гласных в корнях глаголов с чередованием;

2) О роли суффикса а в глаголах. (Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И, а если суффикса А нет – Е. Также суффикс А изменяет вид глагола.)

Если в правильном порядке расставить слова, то можно узнать тему сегодняшнего урока.

А, корнем, суффикс, управляет, как. (Как суффикс А управляет корнем )

Чтение правила в учебнике, стр. 257.

Обратить внимание на корни, их надо запомнить.

Здесь не хватает корня чет – чит . Подпишите.

А также запомните слова исключения: сочетать, сочетание, словосочетание.

Шуточно эту орфограмму называют Ира. Кто догадался почему?

(Многие корни с чередованием содержат это сочетание букв. Так будет легче запомнить)

Чтение и запоминание стихотворения.

Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

Выписать слова с чередованием, объяснить написание.

IV. Закрепление

Устное упражнение (работает весь класс, отвечают по цепочке или по желанию).

Объяснить выбор гласной в словах, написанных на доске.

Выж..чь, пост..лить, прот..рать, отд..рать, заб..рут, изб..рать, нат..реть, соч..тать.

Предупредительный диктант. (У доски работает 1 человек, сначала проговаривает написание, а потом делает запись.)

Зажигаются огни, замирать от восторга, вытерла руки, собирают мёд, блистательная победа, блеснуло озеро, выбирать марки, расстелить ковёр, стереть с доски.

Все ли сочетания слов в диктовке являются словосочетаниями? Почему?

Составить с любым сочетанием слов по 1 предложению:

1 ряд – с однородными членами,

2 ряд – с обращением,

3 ряд – сложное предложение.

Найти ошибку (слова выведены через кодоскоп), объяснить написание.

постелить, запиреть, блестит, избирать; (запиреть)

обдирает, стереть, берут, поджегает; (поджегает)

умереть, напирает, вытирает, блестает; (блестает)

Линейный диктант на 12слов.

Блистать, расстелить, замирать, удирать, постелить, вытереть, собираю, блестеть, расстилать, прибирать, замереть, соберу.

И, е, и, и, е, е, и, е, и, и, е, е.

Найти 4 лишнее.

примерять, отмирать, замереть, вымирать;

мирный, помирились, мир, умирать ;

умереть, замерять, отмерить, размерять.

Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями )

Прослушать отрывок.

Является ли он текстом? Доказать.(Детям раздается текст на парты, см. Приложение 1)

Из-за горизонта показалось солнце, и вся природа как будто замерла в ожидании чуда.

Перед нами расстилалась широкая равнина, которая всё больше становилась похожей на необыкновенный цветочный ковёр. Капельки росы на растениях блистали от ласковых прикосновений тёплых лучей солнца, словно волшебник рассыпал миллионы алмазов. Вдали заблестело гладкое зеркало большого озера, от него низко над лугом начал стелиться туман, придавая загадочности пробуждению природы. От такой красоты замирало сердце.

  • Определить стиль, тип речи, озаглавить текст. (Художественный, т.к. в тексте есть сравнения, эпитеты, олицетворение. Тип – описание.)
  • Объяснить недостающие знаки препинания.
  • Какие слова с чередующимися гласными встречаются в тексте? Выписать, объяснить написание.
  • Выписать остальные слова с пропущенными буквами, объяснить написание.

V. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Д/з. Упр.653, параграф 113.

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.- 23-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

2. Русский язык. Тренинг. Дидактические материалы для закрепления знаний. 5 класс / О. Л. Брынцева. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 240 с. – (Экспресс-проверка знаний).

Часть четвертая

В ряде случаев в приведенных ниже текстах возможна вариативная постановка знаков препинания. В таком случае вариативный знак препинания дан в скобках.

Тренинг 2

Увядающие (цветы), умалять (заслуги), зелёная озимь, ощи­пать (курицу), свет слепил, слезать (с печи), старожил (посёлка), посвятить (стихи), премудрый пескарь, щипать (лучину), покарать (преступника), запевать (песню), скрепить (документ печатью), угодить (начальству), нельзя обижать (детей), разредить (морковь), отворить (дверь), посветить (фонарём), приласкать (ребёнка), сторожил (сарай), развевается (флаг), умолять (о помощи), уда­рился оземь, новый халат, издать распоряжение, построить ша­лаш, слепить (снежок), обежать (дом вокруг), покорить (чужую страну), запивать (таблетку), накалить (иглу на огне), примирил (бывших врагов).

Тренинг 4

Чертёж, измениться, достижение, задевать, потемнел, спешить, трепещет, запинаться, снижать, вершина, защищать, помещать, подстегнуть, клевать, протекает, удивление, исчезновение, жилище, затмевает, зеленеет.

Бороться, новизна, обобщение, молчать, проводник, воплоще­ние, осаждать, орошение, управляться, хотелось, огорчается, сплотился, протоптал, знакомство, повторить, скосить, подстав­лять, пропадать, классический, голодание, красота, обломиться.

Размягчить, мякина, растерзать, принижать, потрясение, отя­гощать, распорядиться, оглянуться, объявление, рябина, снаряже­ние, протянуть, клянётся, размечтаться, присягать, предвещать, появление, привязаться, запрягать, расстегнуть.

Тренинг 5

Обежать (пруд), скрипел (пером), слезает (с дерева), ощипал (курицу), развевается (флаг), слизал (пенки), щипать (лучину), запевал (песню), слепил (снежок), утешать (в беде), примирил (врагов), (взошла) озимь, развивается (ребёнок), обежал (вокруг дома), (ударил) оземь, скрепил (договор печатью), примерять (костюм).

Горячая молитва, угодил (начальнику), старожил (посёлка), весенняя пора, покарать (врага), отворить (калитку), наколол (дров), прославлять (труд), полоскать (горло), благословил (де­тей), водные пары, умалять (успехи), угадать (номер), накалил (утюг), поласкать (ребёнка), сторожил (дом), отварил (яйцо), по­корить (врага), укротить (хищника).

Зацепиться (за ветку), увядают (цветы), пристежной (ворот­ник), чистота (в доме), посвящение (стихотворения), разрядил (ружьё), затяжной (прыжок), разредил (редиску на грядке), наря­дился (на бал), защищал (страну), потрясти (дерево), посветил (фонариком), очаровательный (ребёнок), увидать (друга), поста­вить запятую, сорвать рябину, частота (колебаний), просвещение (народа), зарядил (дождик), посвящение (в сан).

Тренинг 6

Помилосердствовать, обличение негодяя, благодарение, осведо­митель, сокровенный, поразительно, олицетворение, поглощать (пищу), (земля) обетованная, сопровождение, рассчитать, детво­ра, распорядитель, навевать (скуку), удесятерённый, обитатель, предвосхищать (событие), спряжение (глагола), седок, распевать частушки, завизировать (документ), ошельмовать, недостижимый, преодолеть, сострадание, сидеть (на стуле), осенить (себя крес­том), патологический, повязать косынку, вычеты, ребёнок разви­вается.

Тренинг 7

Палата, облако, абажур, жаргон, калач, кобура, фасад, эстакада, паломник, хорошо, собака, бордовый, багор, тормоза, багряный, багровый, экскаватор, транспортёр, моральный, лачуга, шалаш, конура, жонглировать, палач, нотариальный, бахрома, фонарь.

Вереница, период, поликлиника, бечёвка, университет, бензин, бидон, пескарь, стипендия, эликсир, президиум, бетон, дезинфек­ция, дисциплина, мачеха, лелеять, вкусная ветчина, манифест, свирепый, десант, веранда, библиотека, минимум, легенда, лимит, серпантин.

Тренинг 8

Паритет, вереница, сковорода, продюсер, вестибюль, палисад­ник, вентиляция, росомаха, скомпоновать, наваждение, винегрет, гастроном, делегация, бакалея, караван, серпантин, филигранный, хрестоматия, сертификат, скипидар, серенада, фимиам, папорот­ник, пропаганда, манифест, гардероб, катастрофа, панорама, ко­ридор, магистраль, параллель, патриотизм, тавтология, терапевт, эмансипация.

Тренинг 9

Периферия, ветеринар, темпераментный, компрометировать, сентиментальный, симпозиум, цивилизация, церемониальный, корреспондент, мемориал, коэффициент, квалификация, карика­тура, деликатесный, мелиорация, линолеум, рефрижератор.

Тренинг 10

1) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. 2) Екатерина Ивановна, довольная, что так хитро подшутила над влюблённым и что её так сильно любят, захохотала и вдруг вскрикнула от испуга, так как в это самое время лошади круто поворачивали в ворота клуба и коляска накренилась. 3) Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным. 4) У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий, повы­годнее, (;) и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идёт в этот дом и, проходя черед все комнаты, не обращая внима­ния на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изум­лением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это ка­бинет? Это спальня? А тут что?» 5) У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; (:) жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. 6) Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. 7) Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу: поговорили о погоде, о театре, о холере, после­довало приглашение. 8) В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как захо­дившее солнце освещало своими холодными лучами снежную рав­нину и путника, одиноко шедшего по дороге... 9) Старцев вошёл в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и чёрные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и чёрное, (;) сонные деревья склоняли свои ветви над белым. 10) Иван Петрович, видя, что гость задумчив и скучает, вынул из жилетного кармана записочки, прочёл смешное письмо немца-управляющего о том, что в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость.

Тренинг 11

Поехали на бал. Вот и дворянское собрание, и подъезд со швей­царом. Передняя с вешалками, шубы, снующие лакеи и декольтиро­ванные дамы, закрывающиеся веерами от сквозного ветра; пахнет светильным газом и солдатами. Когда Аня, идя вверх по лестнице под руку с мужем, услышала музыку и увидала в громадном зерка­ле всю себя, освещенную множеством огней, то в душе её просну­лась радость и то самое предчувствие счастья, какое испытала она в лунный вечер на полустанке. Она шла гордая, самоуверенная, в первый раз чувствуя себя не девочкой, а дамой, и невольно по­ходкою и манерами подражая своей покойной матери. И в пер­вый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло её, так как, перейдя порог собрания, она уже угадала инстинктом, что близость старого мужа нисколько не унижает её, а, наоборот, кладёт на неё печать пикантной таин­ственности, которая так нравится мужчинам. В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы. После казённой квартиры, охва­ченная впечатлениями света, пестроты, музыки, шума, Аня оки­нула взглядом и подумала: «Ах, как хорошо!» - и сразу отличила в толпе всех своих знакомых, всех, кого она раньше встречала на вечерах и гуляньях, всех этих офицеров, учителей, адвокатов, чиновников, помещиков...

Тренинг 12

Аспирантам увеличили стипендию, проживал на периферии, громадный корабль показался на горизонте, аморальный посту­пок, привилегированное сословие дворян, картины находились в галерее, старожил посёлка отдыхал в палисаднике, волосы раз­вевались на ветру, багровые и багряные тона соседствуют на кар­тине, автор этого романа любит олицетворения, отварить карто­фель, дождь зарядил в понедельник к вечеру, третейский суд не оправдал рецидивиста, облокотиться на колонну, компоненты этого лекарства нельзя заменить, листья папоротника развевались на сильном ветру, вереница всадников тянулась несколько минут, сорвать рябиновую гроздь для украшения террасы, поэтесса была очаровательна и восхитительна в бордовом платье, фасад здания был аккуратно выкрашен лиловой краской, писатель с удесяте­рённым усердием взялся за эпилог романа, пассивно следить за раз­вивающимися событиями.

Тренинг 13

1) У самой дороги вспорхнул стрепет. 2) Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками, и кажется, что усики растут у него спереди, и сзади, и с боков. 3) Дрожа в воздухе, как на­секомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно испуганный облаком пыли, понёсся в сторону, и долго ещё было видно его мелькание... 4) А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чём дело, из тра­вы вылетел коростель. 5) Холмы всё ещё тонули в лиловой дали, и не было видно им конца; мелькал бурьян, булыжник, проноси­лись сжатые полосы, и всё те же грачи да коршун, солидно взма­хивающий крыльями, летали над степью. 6) Воздух всё больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в мол­чании... 7) Заунывная песня то замирала, то опять проносилась в стоячем, душном воздухе, ручей монотонно журчал, лошади жевали, и время тянулось бесконечно, точно оно застыло и оста­новилось. 8) Егорушка" поднял голову и посоловевшими глазами поглядел впереди себя; лиловая даль, бывшая до сих пор непод­вижною, закачалась вместе с небом и понеслась куда-то ещё даль­ше... 9) Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, оставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. 10) Над осокой пролетели знакомые три бекаса, и в их писке слышались тревога и досада, что их согнали с ручья.

Тренинг 14

Направо сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же снова сверкнула вдали. Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота её, точно от тяжести, склонялась вправо.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошёлся по железной крыше. Веро­ятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с темнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной мас­сой; на краю её, на периферии, висели чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то озорное выражение. Явственно и глухо проворчал гром. Егорушка быстро перекрестился и стал надевать пальто.

Тренинг 18

Расстилался, вытертый, отмирающий, приподниматься, зажи­галка, собирать, замер, подбираться, отпереть, словосочетание, проблески, принимать, вычитание, блистать, протирать, выжегший, почитать (старших), выберу, препираться, блестящий, начинать, продерусь, постелю, сочетать, занимательный, отберу, вытертый, замирать, зажигалка.

Тренинг 19

Расположение, загореться, пловчиха, изложение, Ростислав, соприкасаться, ростки, подгорелый, склониться, промочить (ноги), плавники, выросший, полог, озарить, зоревать, уровень, каса­тельная, ростовщик, выгореть, творец, заровнять (землю), Ростов, скачок, сравнить, сравнять (с землёй), выскочка, промокашка, коснулся, поклонился, расскакаться, пригореть, озарять, зарница, погорельцы, уровень, поплавок, уклониться, плавучесть, натворить, отрасль, преклоняться, непромокаемое, сравнение, ровесники, скачу, погорелец, горелки, касательная, поплавок, нагореть, плав­никовый, заросли, творить, приращение.

Тренинг 20

Блистательное предположение, расстилается по равнине, заря разгорается, преклоняться перед творцом блистательной пьесы, подскакать к зарослям блестящих камышей, принялся предлагать ровесникам отведать выращенные им овощи, замер на мгновение от озарившей меня блестящей мысли, заниматься сравнительным анализом, члены предложения, вычитать предлагаемую сумму, принимаю ваше предложение, принимать участие в судьбе начи­нающего драматурга, выровнять дорожку, в зарослях сирени, раз­беру сложное предложение и выберу из него относительные при­лагательные.