Смешной случай из жизни. Раннее новое время: основные черты эпохи Содержание по новой истории краткое

Просветители смотрели на историческое сочинение, прежде всего как на упражнение свободного разума в критике власти, политических установлений или предрассудков. Изменилось представление и о роли историка. Отныне его задача заключалась в том, чтобы предлагать интерпретации, основанные на свободном применении разума, отважно сеять антитрадиционалистские, крамольные, а порой и реформаторские идеи, подкреплённые убеждением, что настоящее познаётся лишь в историческом континууме.

Гвидо Аббаттиста

Научная революция и историческое знание XVII в.

Современные исследователи описывают период европейской истории XVI–XVII вв. как раннее новое время – эпоху становления новых форм политической, социальной, экономической, культурной жизни, время глубоких перемен в системе миропонимания, расширения пределов известного и возможного. По словам Р. Тарнаса, «Запад увидел рождение нового человека, заново осознавшего себя самого и свою свободу, любознательного ко всему, что касается мира, уверенного в собственных суждениях, скептически взирающего на любую ортодоксию, восстающего против авторитетов, ответственного за свои верования и поступки, влюбленного в классическую древность, но ещё больше преданного своей великой будущности... убеждённого в способности своего ума постигать природу и подчинять её себе» 1 .

В XVI–XVII вв. в европейской культуре формировались принципы познания, отличные от традиций средневековой и ренессансной учёности. Широкое интеллектуальное движение, благодаря которому трансформировалась система представлений о мире и человеке, были заново определены основания естественных дисциплин, исторических, политических, общественных, философских систем, получило название научной революции.

Границы этого периода условно соотносят с 1543 г., датой выхода в свет работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», и со временем открытий Исаака Ньютона, опубликовавшего в 1687 г. «Математические начала натуральной философии». Благодаря трудам Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других учёных в интеллектуальной культуре раннего нового времени была создана целостная естественнонаучная картина мироздания. Постепенно она сменила средневековые представления о движении планет вокруг неподвижной Земли, основанные на физике Аристотеля и астрономической теории Птолемея. Изменялись сами принципы построения умозаключений: символы, подобия, аллегорические и моральные смыслы уступали место опыту, эмпирическому рациональному объяснению причин и следствий.

В Европе складывался новый образ науки – знания, принадлежавшего не отдельному «просвещенному астрологу» или комментатору Аристотеля, но независимому сообществу учёных, которые руководствовались строгим методом исследования и открыто демонстрировали результаты своих трудов. Научное познание понималось как экспериментальное изучение мира природы, процесс разыскания истины, приносящей пользу. Наука, которая была бы автономна от религии, опиралась на метод, поддавалась проверке и являлась бы коллективным предприятием ученых, требовала создания новых институтов – обществ, академий, таких, как Академия Линчей в Риме, Лондонское королевское научное общество, Королевская академия наук во Франции и др.

Философы раннего нового времени уделяли особое внимание самим принципам построения знания, обоснованию новых методов исследования в разных сферах – физике, математике, медицине, социальных науках. При этом история как знание, связанное с моралью и политикой, редко включалась в контекст этих дисциплинарных переопределений. В сочинениях английского философа, историка, учёного, государственного деятеля ФРЭНСИСА БЭКОНА (1561 – 1626), в частности в его «Новом органоне, или Великом восстановлении наук » (1620), предпринималась попытка переоценить всю систему знаний, доступных человеку той эпохи, дать руководства к систематизации наук и предложить метод отыскания истины. По мысли Бэкона, деятельность философов и учёных предшествовавших эпох строилась на ложном фундаменте. Подлинные цели исследования заключались в овладении тайнами природы. Если в древности Сократ соотносил знание с добродетелью, то английский философ писал о той силе, которую даёт человеку обладание знанием.

Научное знание должно было принести человеку практическую пользу и могущество, преображение обыденной жизни, а также духовное продвижение к новому христианскому золотому веку. Эмпирический метод исследования возвышал значение наблюдения и опыта, эксперимента с отдельными явлениями и предметами, чувственного и рационального проникновения в естественную сущность вещей.

В своих трудах Бэкон писал о единстве истории и опытного естественнонаучного знания, рассматривая их, подобно философии и науке, как единое понятие. В пользу этого союза Бэкон приводил следующие аргументы: и та, и другая области деятельности соотносились со способностью человека запоминать. Память же имела дело с индивидуальным и единичным. И гражданская, и естественная история занимались изучением единичных событий, описанием их вневременных свойств. Между исследованием явлений природы и событий прошлого, таким образом, не делалось принципиальных различий. За наблюдениями следовали выводы и рассуждения. Знание, извлечённое из частных, документально подкреплённых фактов, представляло, по словам философа, подлинную ценность для практики, в отличие от знания, в котором примеры лишь иллюстрировали абстрактные постулаты.

В Англии труды Бэкона оказали огромное влияние на характер и облик новой науки. Многие учёные желали продолжать его дело. Но исследователей прошлого, использовавших аналитические и экспериментальные методы в историографии, оказалось немного.

На континенте большой популярностью пользовались сочинения французского математика, философа РЕНЕ ДЕКАРТА (1596– 1650) «Рассуждения о методе» (1637) и «Начала философии» (1644). Труды Декарта внесли существенный вклад в формирование рациональной механистической картины мира. Сам Декарт и его последователи – картезианцы (фр. cartesien – латинизированная форма фамилии Декарта – Cartesius) скептически относились к практикам историописания и возможности получения достоверных знаний о прошлом. Тем не менее, одна из основных идей Декарта – о разделении разумного познающего субъекта-исследователя и находящегося перед ним, открытого для прочтения объекта изучения – великой книги мира – впоследствии сыграла важную роль в формировании того способа познания, на котором основывались и науки конца XVIII– XIX в., и профессиональное историческое знание. Такая умозрительная картина стала возможной, поскольку в философии к тому времени всё более прочно укоренялась мысль о двух различных истинах – откровения и знания, – обоснованная Галилеем и данная в образах двух книг – Священного Писания: Книги природы. Согласно этой логике, наука и вера – совместимы, но их предмет, смыслы, языки, методы – автономны.

Новации в философии и естественных науках – физике, математике, астрономии, анатомии, механике – оказали значительное влияние на интеллектуальную культуру XVII в. Многие принципы исследования природы стали рассматриваться как универсальные для понимания общества, его истории. Естественные науки, с их стремлением к эмпирическому, точному знанию, послужили прообразом других дисциплин. В XVII в. социальные философы выдвинули ряд идей о так называемых естественных законах. Эти законы, подобно законам природы, могли быть познаны и использованы людьми. Отталкиваясь от идеи материального единства природы и человека, философы пытаюсь создать науку об обществе, ориентирующуюся на математику и физику, – социальную физику. Исходным пунктом таких теорий было представление об отдельном, изолированном человеке, взятом вне исторического контекста; само общество трактовалось как сумма индивидов, которые наделялись свойствами, вытекавшими из человеческой природы. Так, по мысли голландского философа и юриста ГУГО ГРОЦИЯ (1583 – 1645), люди изначально стремились к общению, в результате чего стало возможным их объединение. В рассуждениях английского философа ТОМАСА ГОББСА (1588 – 1679) аргументировалось противоположное утверждение о том, что людям было свойственно взаимное отталкивание, отчего в догосударственном, «естественном» состоянии они вели беспрерывную «войну всех против всех». Из свойств индивида выводились следствия законы социальной механики, дававшей ключ объяснению государственного устройства и его истории. Создание общества трактовалось философами XVII в. как результат общественного договора, некогда заключенного людьми между собой. Законы государства должны были ""строиться на основе естественного права, следующего из природы человека. Несмотря на распространённость этих теорий в социальных и философских трудах, в исторические сочинения XVII в. подобные идеи проникали медленно. Только в следующем столетии эти теории оказали существенное влияние на знание о прошлом.

История ещё не отделилась полностью от других областей знания о человеке, обществе, мире и не сложилась в качестве самостоятельной дисциплины. Изучение прошлого в большой мере рассматривалось в контексте учёности гуманистов – в связи с литературой, риторикой. В университетах освоение истории часто носило прикладной характер по отношению к изучению древних языков.

На волне интереса к античной литературе возросло внимание к классическому прошлому. Рассказы о событиях греческой и римской истории нередко фигурировали в качестве комментариев к произведениям античных писателей. Из исторических сочинений извлекались моральные уроки, типические истины, примеры политических решений. При этом XVII в. был отмечен своеобразной модой на изучение истории. Последняя трактовалась как кладезь мудрости и понималась, прежде всего, как политическая или политико-юридическая. В Оксфорде и Кембридже были открыты первые кафедры гражданской истории. В XVII в. знание о прошлом сделалось важным фактором в политической борьбе. Так, в период Английской революции и сторонники короля, и те, кто поддерживал парламент, искали в документах прошлого обоснование неограниченной власти монарха или «древних вольностей» Англии.

Классифицируя науки, Бэкон характеризовал сложившиеся направления исторического знания как «совершенную» и «несовершенную» историю. К «совершенной» истории относилась политическая историография – хроники, жизнеописания и повествования о великих личностях, их государственных деяниях с моральным, дидактическим подтекстом. Источниками служили средневековые хроники, устные свидетельства, воспоминания. Позднее в русле этого течения началось изучение средневековой истории государственных и общественных институтов. Авторы сочинений по политической и политико-юридической истории иногда соотносили свои труды с естественнонаучным и математическим знанием, ориентируясь на эталон опытных и точных наук. Однако нередко они демонстрировали большую приверженность образцам гуманистической историографии.

Сам Бэкон был автором сочинения такого рода – «Истории Генриха VII » (1621). Бэкон задумывал этот труд, как начало истории Англии в период между завершением войны Алой и Белой роз и объединением Англии и Шотландии под властью единого монарха Якова I. Автор стремился возвеличить династию Тюдоров в лице её первого представителя, Генриха VII, рассмотреть принципы мудрого правления короля. Историческое повествование строилось вокруг личности правителя. Бэкон несколько расширил рамки традиционной для Ренессанса истории, включив в нее материалы по истории права.

В Британии середины и второй половины XVII в. был составлен ряд историко-политических трудов, воспоминаний и трактатов, посвященных событиям недавнего прошлого – революции, гражданской войне, реставрации монархии, таких, как «История мятежа» графа Кларендона, «История моего времени» Г. Барнета, «Два трактата о правительстве» и «О религиозной терпимости» Дж. Локка и др. Впоследствии эта линия была продолжена в историографии XVIII в.

Такая «совершенная» история существовала в контекстах (интереса к национальному прошлому, формирования национальных государств в Европе. Но другое направление знания о прошлом соотносилось с теми же процессами. «Несовершенную» историю, согласно Бэкону, писали авторы первоначальных и необработанных набросков, комментариев и перечней, те, кто изучал древности, уцелевшие фрагменты прошлого. Интеллектуальное течение, связанное с поиском, коллекционированием, систематическим описанием и классификацией исторических документов и памятников, получило название антикварианизма (лат. antiquus – древний). «Несовершенная история», по мнению Бэкона и самих антикваров, носила подготовительный характер. Результатами труда антиквара могли воспользоваться авторы политической истории.

Сами антиквары и знатоки документов прошлого, эрудиты, не считали себя подлинными историками, а видели в качестве собирателей и хранителей древностей, компиляторов. Под древностями они понимали разнообразные свидетельства прошлых, эпох – римские и средневековые монеты, девизы, гербы, надписи, вещи, документы, руины, памятники и т. п. Кроме этих рукотворных остатков прошлого в сферу внимания антикваров часто попадали редкости и диковины природного мира.

Историк был в первую очередь писателем, а сама история – повествованием, основанным на письменных данных, хрониках. Антиквары, опираясь на те же нарративные источники, широко использовали нетекстовые свидетельства. Это потребовало от них разработки новых методик критики источников (впоследствии положенных в основание новых дисциплин – археологии, нумизматики, палеографии, сфрагистики и т. п.).

Предметом изучения антикваров была не столько история, сколько прошлое, однородное и недифференцированное. В их трудах слабо выражалось чувство дистанции, отделявшей современность от прежних эпох. Внимание антикваров привлекали черты странного и трудно объяснимого, но ответы на вопросы они, как правило, подбирали исходя из логики современной им и культуры. Одним из популярных жанров исследования для этих авторов была хорография – описание земель страны по областям, своеобразная регистрация природных особенностей и богатств, а также замечательных событий прошлого и любопытных древностей.

В Англии основы антикварианизма были заложены ещё в XVI в. коллекционерами и исследователями прошлого У. Кемденом, Дж. Леландом, Дж. Стоу, основавшими в 1585 г. в Лондоне Елизаветинское общество антикваров. Членами этого общества был предпринят первый опыт коллективной работы по сбору древностей и публикации исторических памятников.

Английская антикварная история расцвела в последней трети XVI в. Интерес к славным, героическим отдаленным эпохам в истории государства и церкви выразился в изучении документов, гражданских записей, в описаниях графств и городов Британии, в беспрецедентной работе по поиску и сбору разнообразных вещественных свидетельств. По словам антиквара Дж. Обри, исследователи, намеревавшиеся реконструировать ранние периоды истории Британии, как и он сам, «пробирались ощупью во мраке», и иногда им удавалось «хотя и не пролить на них яркий свет... но превратить полную темноту в легкий туман» 1 . Эта «темнота» окутывала периоды бриттского прошлого, римского владычества на острове, англосаксонской Англии, нормандского завоевания. Пытаясь углубиться в эти вопросы, авторы, так или иначе, сталкивались с мифологическими сюжетами о происхождении бриттов от троянцев, о Бруте как предке современных правителей, о короле Артуре и древних героях, воспетых в книге Гальфрида Монмутского. Многие исследователи не стремились оспаривать в своих работах эти предметы национальной гордости.

В отличие от историков-гуманистов, предпочитавших писать о деяниях прославленных людей прошлого, антиквары сосредоточили внимание на изучении следов коллективной истории, от прошлого отдельного города или рода до истории страны. Историки конца XVI–XVII в. постепенно воссоздавали из фрагментов источников римскую или англосаксонскую Британию. При этом на облик национального прошлого наложили отпечаток сочинения классических авторов и итальянских антикваров.

В XVII в. стали печататься большие серии средневековых источников. Общества, занимавшиеся их поиском и изучением, часто учреждались католической церковью с целью изучения христианского прошлого и истории римской церкви. Во многом такая деятельность мыслилась как ответ на реформационные движения в Европе.

Одним из самых известных обществ-публикаторов был коллектив мавристов во Франции – монахов конгрегации святого Мавра из ордена бенедиктинцев (с 1627) в аббатстве Парижа Сен-Жермен-де-Пре. В 1648 г. ими был подготовлен план изданий, куда вошли рукописи по истории бенедиктинского ордена, церкви, документы, содержавшие сведения о прошлом французских провинций.

Мавристами было собрано множество средневековых манускриптов. Каждый из них публиковался на основе тщательного сопоставления всех списков документа, сверки разных вариантов текста. Эрудиты-мавристы издавали и руководства по датировке и установлению достоверности рукописей. В 1668 – 1701 гг. ими были напечатаны «Жития святых бенедиктинского ордена» в девяти томах, включавшие источники до XII в. Основная работа по критике текстов была проделана Ж. Мабильоном.

В это же время, с 1643 г., началось издание средневековых источников в Антверпене. Оно осуществлялось иезуитами-болландистами, названными так в честь своего главы Ж. Болланда. Публикуемая ими серия «Жития святых» содержала средневековые легенды и предания о деяниях христианских святых. Жития располагались по дням календарного года: рассказы о каждом святом были приурочены к его дню. Этот труд насчитывает несколько десятков томов.

Издание хроник и документов предпринималось в Германии, Италии, Англии, Польше, Чехии, Испании. Благодаря деятельности публикаторов-эрудитов вырабатывались правила критического анализа текстов рукописей, сыгравшие впоследствии важную роль для развития вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии, дипломатики) и исторического знания в целом.

Ухо-дит своими корнями не столько в античную эпоху, сколько в Сред-невековье, когда происходило постепенное вызревание предпосы-лок новоевропейской цивилизации и формировались основные черты, определившие её своеобразие. Переход от Средневековья к Новому времени не был внезапным, это был довольно длитель-ный процесс. В ходе взаимодействия элементов старого и нарож-давшегося обществ происходил их синтез. В содержательном отно-шении Новое время намного богаче Античности или Средневеко-вья, поскольку в том или ином виде в нём сохраняется наследие всех предшествовавших эпох.

Перелом в исторических судьбах Европы со всей очевидностью наметился на рубеже XV и XVI вв. Это время характеризовалось развёртыванием важнейших исторических процессов, которые полностью изменили ход мировой истории . Великие географиче-ские открытия раздвинули рамки известного европейцам мира до глобальных масштабов всей планеты . Происходил грандиозный подъём новой, ренессансной культуры. Итальянское Возрождение и глубокие перемены в культуре других стран стали первыми при-знаками наступления новой эпохи в Европе. Огромное значение имела также религиозная Реформация , следствием которой, наря-ду с Возрождением, стало формирование новой духовной культу-ры и мировоззрения, принципиально отличавшегося от средневе-ковых взглядов на мир. Утверждение новой веры сопровождалось жестокими религиозными войнами, растянувшимися почти на столетие.

Новое время, таким образом, началось тогда, когда в результате активной творческой деятельности европейцев резко расшири-лись их географические, интеллектуальные и духовные горизонты, а также материальные возможности. Осуществлявшееся в этот ис-торический период становление мирового рынка и всемирная экс-пансия европейской цивилизации создавали предпосылки для по-следующей глобализации происходивших на Земном шаре явлений и процессов. С этого времени история любой страны представляла собой не только историю её внутреннего развития, но и историю её вхождения в формирующееся общемировое экономическое, по-литическое и культурное пространство.

В последнюю треть XIX — начало XX в. фор-мировались предпосылки того противостояния, которое вылилось в Первую мировую войну , а также в духовные истоки культуры Но-вейшего времени. Материал с сайта

Индустриальная революция , произошедшая в XIX в. в странах европейской цивилизации, дала им невиданное экономическое, техническое и военное преимущество, позволила установить своё господство на большей части территории земного шара. Началось формирование единого мирового рынка. В XIX в. выявились харак-терные черты и основные проблемы индустриального общества. Среди них становление конституционного правления, утвержде-ние демократии , рост национализма , развитие социалистиче-ского движения и др. Многое от XIX в. осталось в наследство веку двадцатому, который характеризуется как время масс, на историче-ской арене впервые о себе заявили ранее не организованные в партии массы.

Главной особенностью периода Нового времени в Европе было становление абсолютизма в период разложения традиционного общества в конце XV–XVI вв. с достижением его расцвета в XVII в.

Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.

При абсолютизме пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Англия и Франция – первые государства Европы, где сложились абсолютные монархии в начале периода Нового времени. В Германии феодальная раздробленность сохранялась длительное время. Формирование единого национального государства в Италии также шло постепенно в течение всего периода Нового времени из-за наличия множества самостоятельных городов-республик.

В Швеции, Испании и Португалии процесс формирования абсолютистских государств в начальный период Нового времени шел более успешно, чем в других государствах Европы.

Особенности периода Нового времени в Азии

В Азии самыми сильными государствами в период Нового времени были Османская империя (в Передней Азии), империя Великих моголов в Индии, Цинская империя в Китае (сформированная маньчжурской династией Цин, правившей до 1911 г.), сегунат Токугавы в Японии, который утвердился в конце XVI – начале XVII вв. после победы Иэлсу Токугавы, сегуна, над удельными князьями Японии.

В первой половине XVII в. правительство сегуна Иэмицу Токугавы приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить старые традиции и феодальные порядки.

Аналогичную политику проводили и цинские императоры в Китае, когда в 1757 г. специальным указом все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Причиной «закрытия» Китая были опасения властей в том, что контакты китайских торговцев с иностранцами могли подорвать традиционные устои общества. Но изоляция Китая не спасла от вторжения европейцев в дальнейшем и зависимости от стран Запада.

Наиболее активно в начале периода Нового времени шло проникновение европейцев в Индию, ее южную часть, где не было единого государства, а преобладали мелкие княжества, управляемые раджами. Первыми начали захватывать приморские города Индии (Диу, Гоа, Бомбей) португальцы, затем за ними последовали англичане, голландцы.

Особенности периода Нового времени в Африке и Америке

В Африке к началу периода Нового времени не было таких сильных и крупных государств, как в Европе, поэтому европейцы сравнительно легко захватывали те земли, где имелись месторождения серебра, золота, другие природные богатства. Наиболее активно европейцы проникали в Северную Африку, которая ближе находилась к Европе. Здесь после распада Арабского халифата образовалось несколько мелких государств.

В Америке до открытия ее Колумбом существовало несколько государств – майя, инков, ацтеков, которые были покорены в XVI в. испанцами и португальцами. В этих государствах существовали древние традиционные общества, были развиты различные ремесла и даже цветная металлургия.

Земледелие было примитивным, с применением мотыжной обработки.

Колонизация Америки, в ходе которой была уничтожена древняя культура индейцев, продолжалась до середины XVII в. А к концу XVIII – началу XIX вв. большинство индейского населения Америки оказалось феодально-зависимым от европейских колонизаторов – испанцев, португальцев, французов и др.

2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Значение периода Нового времени для развития человеческого общества в целом весьма велико. В период Нового времени в Европе складывались прочные абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. При этом в границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех». Одновременно под влиянием изменений в экономической жизни менялся и состав общества: росла численно и усиливала свое влияние на политическую жизнь государств буржуазия, начался упадок земельной аристократии, ослабление крестьянства.

С ростом буржуазии происходил рост предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства начали уступать место капиталистическому укладу, стал развиваться капитализм. Главным содержанием периода Нового времени стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт нового, индустриального, для которого характерен рост промышленного производства.

Значение периода Нового времени велико также благодаря Великим географическим открытиям, совершенным испанцами, португальцами, англичанами и др. Великие географические открытия стали возможными в европейских странах. Они диктовались как экономическими, так и научными целями в познании Земли. Открытие Нового Света (Америки) и первые кругосветные путешествия повлияли на экономическое развитие европейских стран. Приток в Европу большого количества драгоценных металлов и различных товаров способствовал развитию мануфактур и торговли, а далее – разрушению традиционных методов ведения хозяйства и развитию капитализма. В результате промышленного переворота в Европе начался быстрый рост фабричного производства с увеличением численности рабочих и собственников этих производств – фабрикантов, заводчиков.

Реформа церкви

Развитие нового европейского общества привело к осознанию необходимости реформы церкви. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие начали выступать за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. При этом возникло движение протестантов. В результате Европа оказалась расколотой религиозными войнами, а далее происходило ослабление позиций теологии, она постепенно уступила господствующее место наукам о природе и человеке. В XVIII в. в Европе началась научная революция, которая привела европейское общество к осознанию того, что решающим средством оценки истинности знаний являются разум и эксперимент. Образованные люди Европы начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.

Период Нового времени имеет весьма большое значение как период с частыми революциями в Европе и Америке, которые подготовили фундамент будущих правовых государств, где права личности регламентировались не традициями, а законом. Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоев населения, столкновение различных мировоззрений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, Англии, английских колониях в Северной Америке и во Франции. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами.

1. Что такое раннее Новое время? Каковы его хронологические рамки?

Новое время – это время после Средневековья, отличное, однако, от новейшего времени, в котором живём мы. Оно продолжалось с конца XV века до конца Первой мировой войны.

2. В чем состоит содержание и сущность модернизации? Как связаны понятия "традиционное общество", "индустриальное о6щество", "модернизация"?

Модернизация – это процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения и индустриальному обществу и совершенствования последнего.

3. Каковы основные последствия Великих географических открытий для европейской и мировой истории?

Последствия Великих географический открытий:

(a) началось распространение европейских достижений науки и техники;

(b) учёные Европы обогатили свои знания материалами из новооткрытых земель;

(c) в Европу привезли кофе, какао, чай, ваниль, новые пряности;

(d) в Америку европейцы привезли лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, зерновые культуры, виноград, оливковые деревья, сахарный тростник (ставший источником процветания колоний Вест-Индии); в Африке они способствовали выращиванию пшеницы, фасоли, батата, в Китае – арахиса и кукурузы;

(e) началась европейская экспансия;

(f) экспансию вскоре стала сопровождать работорговля;

(g) многие цивилизации и народы (прежде всего, в Америке) были уничтожены;

(h) за обладание колониями шли постоянные войны;

(i) приток золота и серебра вызвал в Европе инфляцию, рост цен, что ударило, прежде всего, по бедным слоям населения.

4. Что такое революция цен? Какое значение она имела для модернизации?

Революция цен – это довольно значительная инфляция, рост цен на все товары в Западной Европе начиная, примерно, с 1540-х годов, скорее всего, из-за ввоза огромного количество драгоценных металлов и Нового Света (монет было в результате отчеканено гораздо больше, при этом количество товаров столь же резко не выросло). От революции цен проиграли все, кто получал фиксированные доходы (земельную ренту, заработную плату). Потому рабочие сила стала более доступной для предпринимателей. Выиграли от неё те, кто получал прибыль от торговли и производства, то есть те, кто проводил модернизацию. Полученные средства большинство из них вложили в расширение своего дела, то есть в дальнейшую модернизацию. Кроме того, их успех сделал их дело более привлекательным и большее число людей, соответственно, капиталов влились в модернизацию. Потому можно сделать вывод: революция цен стала бедствием для широких кругов населения, но стала благом для модернизации.

5. Объясните значение термина «мануфактурный капитализм». В чем отличия централизованных мануфактур от рассеянных?

Мануфактура – это предприятие с разделением труда и ручным производством, соответственно, мануфактурный капитализм основан на такой форме производства. Мануфактуры были двух типов. На рассеянной работали те же ремесленники на своих прежних рабочих местах, но отрезанные купцом-предпренимателем от закупки сырья и сбыта продукции. Будущее было за централизованными мануфактурами, на которых все рабочие трудились в одном помещении. Тогда проще было организовать действительное разделение труда.

6. Каково значение в изменении духовной сферы жизни общества имело Возрождение? Какие принципы и идеи можно считать наиболее важными для идеологии Возрождения?

Возрождение окончательно и бесповоротно изменило духовную жизнь Западной Европы. Достаточно напомнить, что именно деятели Возрождения разработали термин Новое время, разграничив его с более ранним периодом Средневековья. Важнейшими в Возрождении были возвращение к эстетическим идеалам античности и принципы гуманизма, включая идеалы индивидуализма и антропоцентризма.

7. В чем состояли причины и сущность Реформации?

Сущность реформации заключалась в создании новой, отличной от католической церкви с новыми правилами, которая попыталась вернуться к идеалам первых христиан. Причины создания такое церкви следующие:

(a) иерархи католической церкви проповедовали презрение к житейским благам, но сами жили в роскоши;

(b) церковные должности продавались;

(c) отпущение грехов (индульгенцию) за определённую сумму мог купить любой мошенник;

(d) церковные ритуалы были дороги, особенно для бедняков;

(e) несмотря на евангельские заповеди о равенстве всех христиан, церковь владела крепостными крестьянами.

8. Охарактеризуйте основные направления Реформации. В чем сходство учений Лютера и Кальвина и чем они отличаются друг от друга?

И лютеранство, и кальвинизм не признавали верховенства папы римского, целибата, церковного землевладения и роскошного убранства церквей. Оба направления упразднили монастыри и признавали лишь некоторые из церковных таинств. При этом отличий между лютеранством и кальвинизмом не мало. Ж. Кальвин считал, что Господь заранее, задолго до рождения определил, кому из людей после смерти уготованы адские муки, кому – райское блаженство. Своим избранникам Бог помогает, посылает удачу. Потому успех во всех делах, включая торговлю и даже ростовщичество – признак благосклонности Создателя. М. Лютер напротив обличал ростовщиков. Лютеранская церковь ратовала за повиновение любым властям и подчинялась им, кальвинистская церковь сохранила автономию и поддерживала сопротивление тиранам.

9. Каково историческое значение Реформации?

Значение Реформации:

(a) во многих странах возникли новые церковные организации;

(b) католическая церковь также претерпела значительные изменения, стремясь противостоять Реформации;

(c) вражда между католиками и протестантами стала причиной или поводом для многих войн, включая гражданские;

(d) вражда между конфессиями выливалась в значительное кровопролитие вне полей сражений (самые известные примеры – деятельность инквизиции и Варфоломеевская ночь);

(e) секуляризация дала средства для развития многих государств;

(f) изменение статуса церкви привело к преобразованиям в обществе;

(g) именно Реформация стала движущей силой революции в Нидерландах;

(h) полемика между конфессиями в публицистике дала толчок развитию печатного дела.

10. В чем состоят особенности европейского общества XVIII в.? Почему историки говорят об этом времени как о периоде кризиса «старого порядка»?

В XVIII веке несмотря на несколько столетий модернизации подавляющее большинство населения продолжало заниматься сельским хозяйством, положение человека определялось, прежде всего, происхождением. Разграничение сословие стало даже жёстче, чем в Средневековье. Особенно ярко эти черты проявлялись во Франции. Именно для неё и придумали понятие «старого порядка», чтобы подчеркнуть отличии от «нового порядка», который создала революция.

11. Какие процессы, происходившие в ХVIII в., позволяют говорить о продолжении и расширении модернизации?

О продолжениеи и расширении модернизации говорит, прежде всего, начало промышленной революции. Она подняла производство на новый уровень и стала менять общество, которое наконец переставало быть аграрным. Именно индустриальная революция обеспечила переход к индустриальному обществу, этот переход и считается сутью модернизации в те века.

Новое время – период в истории человечества между средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую историю. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а культурно-духовный. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию. Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остается условным – не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Исходным рубежом считается, по одним сведениям, начало английской революции в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве отправной точки Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами Нового Света (1492), падение Константинополя (1453), или даже начало Великой Французской революции (1789).

Еще сложнее с определением даты окончания Нового времени. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914 – 1918).

В Новом времени выделяется 2 этапа, границей которых служат Наполеоновские войны – от Великой французской революции до Венского конгресса.

Изменения в Новом Времени

Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершения феодальных междоусобиц – таких как война Белой и Алой Розы в Англии, объединение регионов – Арагон и Кастилия в Испании. [Политика]

Самыми значительными культурно-научными изменениями в Новое время называют Великие Географические Открытия. За очень короткий период (кон. XV – нач. XVI) Европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент – Америку и совершили кругосветное путешествие. Был изобретен компас, построена каравелла, с которыми связана вся эпоха ВГО. Крах потерпели не только представления европейцев о Земле, но и место самой Земли подверглось пересмотру. Вышла книга Коперника «Об обращениях небесных сфер» , где он отказался от мироустройства, предложенного Птолемеем.


Технические изменения. Важным достижением Нового времени стало книгопечатание.

Изобретателем считается Иоганн Гутенберг в 1440 г. Развивалось горное дело и металлургия. Сыродутная печь была заменена штукофеном (предком доменной печи). Также с наступлением Нового времени на смену ремесленному производству приходит мануфактурный тип. Труд оставался ручным, но появилось разделение труда, что значительно повысило его производительность. Рабочие трудились на владельца мануфактуры.

Основные события Нового времени

Вестфальский мир (1648г.)

Английская революция (1640 – 1689гг.)

Война за независимость США (1775 – 1783гг.)

Французская революция (1789 – 1794гг.)

Русско-турецкая война (1787-1792гг.)

Русско-шведская война (1788-1790гг.)

Наполеоновские войны (1800 – 1815гг.)

Греческая революция (1821 – 1832 гг.)

Восстание декабристов (1825г.)

Русско-турецкая война (1828-1829гг.)

Июльская революция (1830 г.)

Первая Опиумная война (1840 – 1842гг.)

Революции (1848-1849гг.)

Крымская война (1853 – 1856гг.)

Вторая Опиумная война (1856 – 1860гг.)

Гражданская война в США (1861 – 1865гг.)