Вопросы на тему личностный рост в психологии. Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза пижугийда валентина васильевна. Занимайтесь любимым делом

  • Кому нужен личностный рост
  • Распространённые ошибки
  • Примеры самореализации

Каждый человек в процессе жизни проходит путь самостоятельного развития личности и каких-либо качеств. Иногда люди даже не осознают, что такое самосовершенствование и не обращают внимания на свои действия, выполняемые для реализации каких-то проектов. Как правило, это очень организованные личности. Такой человек чувствует себя реализованным, нужным.

К сожалению, большинство из нас ощущают противоположные чувства в какой-либо сфере жизни. Не получается построить карьеру, проблемы с созданием семьи, постоянное чувство невостребованности и одиночества, сложности с преодолением трудностей и т. д.

Самосовершенствование - сознательно проводимая работа по личному развитию и росту. В процессе, человек формирует какие-либо качества или свойства личности в определённых областях. Он стремится достигнуть каких-либо поставленных целей, путём регулярных упражнений и действий. Такие процессы ориентируются не на внутренние чувства, а на жизненные потребности, на правила социума.

Кому нужен личностный рост

Как решить проблемы с достижением мечты? Как добиться успеха в работе, учёбе? Что такое саморазвитие и кому оно необходимо?

Если вы неуверенный человек, личность которая постоянно сталкивается с трудностями и сложно представляет как их решать. Ваша жизнь лишена удовольствий и вы видите только мрачные стороны - просто необходимо начать личный рост. В этом вам может поспособствовать бесплатный курс Алексея Толкачева - «Жизнь на полной можности» .

Нужно подготовиться к кропотливой и порой трудной работе по тренировке собственного я. Зато сможете добиться жизни, полной увлекательных событий и гордости за себя. Но между понятием и действием, есть большая разница.

Личностный рост - 5 ключевых факторов

С чего начать саморазвитие? Резонный вопрос. Потребности у людей различные. Одни испытывают необходимость привести своё тело в порядок, другие душу, третьи добиться финансовой независимости, а кто-то мечтает всё выполнить одновременно и сразу. Конечно, самосовершенствование - процесс всей жизни, но уместно ставить небольшие цели и идти к желаемому маленькими, но уверенными шажками.

Первые шаги обязательно нужно начинать со следующих действий:

  • Мотивации - именно это чувство должно сопровождать на протяжении процесса.

  • Взаимоотношения с людьми . Любые достижения, продвижение и успех начинаются с общения. Поэтому взаимодействовать с другими людьми просто необходимо.
  • Совершенствование физического состояния . Приучите себя к регулярным физическим занятиям. Не забывайте - в первую очередь оценивают внешность. После этого ум и другие качества. Регулярные занятия научат порядку и силе духа. Здоровье также важный показатель.
  • Прочитайте книгу, статью по личному развитию . Необходимо привести мысли в порядок, выделить главные приоритеты. Так как захламлённое сознание приведёт к беспорядочным действиям. Порядок в голове напрямую связан с обстановкой. Захламлённый дом воздействует на качество мыслей. Введите правило, регулярно проводить уборку.
  • Выделите цель, к которой будете двигаться . Выберите 5–6 шагов, с помощью которых планируете достичь конечного результата.

Принципы самосовершенствования

Это основные принципы в которые можно вложить множество способов. Например, человек желающий сбросить лишний вес понимает - нужно регулярно выполнять физические упражнения. Понимает не до конца, нужно изучить информацию.

Но, между понятием и действием, есть большая разница. Нужна сильная мотивация. Она заставит приучить себя, иногда даже через лень всё-таки выполнять нужное. Поверьте, настанет день, когда эти действия будут приносить вам радость. Здоровое и красивое тело поднимет уверенность в себе, и появится готовность добиваться новых целей.

Если собрать всё в нескольких словах, то основные процессы определятся как:

  1. Возможность мечтать, отсюда выделять желаемую цель.
  2. Дисциплина.
  3. Систематичность.
  4. Развитие разума.
  5. Вдохновение.
  6. Физическое состояние.
  7. Счастье в душе и отзывчивость.
  8. Достижение задуманного.

Распространённые ошибки

Старайтесь ставить выполнимые цели, особенно в начале работы над собой. Вы должны почувствовать собственные возможности, умение добиваться задуманного. Не хватайтесь за всё подряд, выделяйте главные задачи.

Зачастую мы делаем намного меньше чем планируем. Поэтому ежедневно анализируйте где была нерациональная утечка времени. Фраза - « Управление временем - равнозначно управлению жизнью!» - актуальна для каждого. Звучит как нотация, но нельзя откладывать на потом поставленные планы. Выполняйте в данный момент и сейчас.

Научитесь распределять день. Не спите лишнее время - организму для отдыха нужно около 8 часов. Также не стоит истязать себя бессонницей. Уставший организм будет работать вполовину возможных сил. Постарайтесь развлечения свести к конкретному времени, а не растягивать день на просмотр сериалов, щёлканье семечек, компьютерных игр и т. д. Всё это напоминает школьные истинны, но чаще всего такие моменты, становятся преградой к самореализации и возможности чувствовать себя счастливым.

Примеры самореализации

Их множество. Яркий, популярный пример - изучение языков . Такой способ полезен, интересен и открывает широкие возможности. Сможете спокойно путешествовать по зарубежью, читать произведения в оригинале и продвигаться в смысле карьеры. Даже помочь в изучении собственным детям - большой плюс.

Существует множество курсов, всевозможных тренингов и преподавателей , носителей языка. Возможность владеть иностранной речью, разовьёт фантазию, поможет более грамотно выражаться.

Путешествуйте . Не получается далеко, посещайте соседние города. Сможете узнать о культуре других народов, религии, образу жизни. Всестороннее развитие и отдых от повседневных дел пойдёт на пользу.

Саморазвитие человека лежит полностью на нём самом, так же как и построение жизни. Стремление развиваться и не прекращать учиться необходимо постоянно. Ведь не бывает предела совершенству. Главное, для человека чувствовать себя наполненной, глубокой, духовной личностью и тогда окружение будет воспринимать вас так же.

Личностный рост для современного человека – обязательная составляющая всей жизни. Стремление к идеальному «я», без которого невозможно позитивное принятие самого себя - вот что такое личностное самосовершенствование. Но как же добиться положительных изменений в собственной личности, обойдя все факторы, препятствующие развитию? Психология развития личности и опыт успешных людей помогут понять - личностный рост. Давайте разберемся во всем поподробнее.

Всех успешных людей объединяет одна особенность – они всегда находятся в процессе собственного развития. Будь то карьера или хобби – глубоко увлеченные и достигающие успеха личности всегда вызывали уважение. Хотите присоединиться к клану счастливых и удачных? О том, с чего начать и как достичь роста, читайте ниже.

О чем говорят психологи

Растиражированное в современных книгах по популярной психологии понятие «психология личностного роста» подменяет понятие «саморазвитие». Психологи считают, что непосредственно личностный рост имеет опосредованное отношение к развитию личности, хоть эти процессы и взаимосвязаны. Они утверждают, что развитие – это качественные изменения, а рост – количественные. Рост происходит внутри человека, укрепляя его внутренний стержень (синонимом будет слово «духовно»), а развитие можно получить извне с помощью , тренировок, освоения новой деятельности.

Теория была создана американскими психологами Маслоу и Роджерасом, разработавшими гуманистическую концепцию, которая и послужила толчком к дальнейшим научным изысканиям, причем в самых разных психологических направлениях.

Однако в нашей статье мы поговорим о широком (и более расхожем) понятии роста, оно же личностное самосовершенствование, так как именно это значение стало наиболее близким широкой аудитории.

Слагаемые успеха в развитии личности

Психология развития включает в себя несколько аспектов. Вот основные слагаемые личностного роста:

1) Цели личностного роста:

  • развитие осознанности и отказ от механических привычек,
  • соответствие современному времени и ритму жизни,
  • развитие интеллекта и обретение всесторонних знаний.

2) План личностного роста:

  • определение отправной точки,
  • визуализация желаемого результата,
  • разработка стратегического плана решения поставленных задач.

3) Мотивация – определение движущей силы для саморазвития:

  • «движение от» - недовольство текущей жизнью,
  • «стремление к» - действие к улучшению положения вещей.

4) Тренинги по личностному росту. Темы тренингов по личностному развитию весьма разнообразны и только опытные могут точно сказать, личностный рост именно вам. Незаменимы в процессе развития человека и Физические упражнения как пособники в укреплении самоконтроля, силы воли и уверенности в себе.

5) Креативность – двигатель прогресса, развивающий:

  • творческое отношение к жизни,
  • способность быть собой,
  • спонтанность и свободу самовыражения.

6) Совершенствование – формирование трёх, связанных между собой, сторон жизни человека:

  • развитие тела,
  • развитие ума,
  • духовное развитие.

7) Дальновидность, или мудрость – способность объективно оценивать настоящее и планировать будущее, исходя из возможностей.

8) Приобретение знаний – путь к самореализации.

Составляем план и настраиваемся на успех

Программа личностного роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования. Визуализировав все этапы, намного проще приступить к выполнению поставленных перед собой задач. План личностного роста может быть составлен как на определенный срок, так и содержать в себе
для бессрочного достижения. Как допустимый вариант, можем предложить вам годовую программу для личностного роста, которая затрагивает самые разные аспекты жизни, но базируется на каком-то одном, самом важном для вас, деле.

Январь :

Развитие уверенности в себе. Разберитесь со своими страхами, комплексами, чувствами вины и прочем. Вставать на путь саморазвития следует без лишнего психологического груза.

Февраль :

Обретение смысла жизни. Определите, в чем ваше предназначение, чтобы знать, куда двигаться дальше.

Март :

Постановка целей. Один из наиболее важных этапов психологии личностного роста –
, лежащих на пути самореализации. Глобальная цель обязательно должна быть разбита на менее крупные, а они в свою очередь – на небольшие и легко обозримые в настоящем. Все цели должны быть подробно расписаны на листе бумаги.

Апрель :

Планирование времени. Заведите ежедневник и распишите подробно свои шаги, направленные на достижение целей, хотя бы на ближайшее время. Не забывайте сверяться с дневником, чтобы не растерять запал и придерживаться оговоренного (с самим собой) расписания.

Май :

Начните активную деятельность в выбранном направлении. Пора совершать первые шаги! Они будут самыми трудными, но в то же время очень волнительными и приятными.
Не забывайте записывать все свои достижения и успехи, они послужат вам отличной мотивацией для построения методики личностного роста: умные люди объединяют ежедневник и дневник успехов в одну тетрадь (или электронный носитель), так как это позволяет наблюдать за тенденцией развития в полной мере.

Июнь :

Посвятите этот месяц психическому
Первый месяц изменения жизни мог показаться вам трудным, поэтому не стоит забывать расслабляться в перерывах между самосовершенствованием. Отличным способом достижения релакса может стать медитация.

Июль :

Этот месяц пусть пройдет под эгидой семьи и дружеских
. Многие, становящиеся на путь саморазвития, забывают о своих родных и близких. Не допускайте подобных ошибок, проводите время со своей семьей, даже если у вас плотный график.

Август :

Творческие дни. Без креативности в вопросах личностного роста никуда. Каждый день открывайте для себя что-то новое. Запишитесь на курсы акварели или живописи, посетите студию вокала, напишите захватывающий роман – выразите себя в творчестве. Это даст мощный толчок для самосовершенствования, открывая новые возможности.

Сентябрь :

Подумайте самостоятельно, в каком направлении личностного роста вы хотели бы двигаться дальше. Возможно, это будут курсы для освоения новой профессии или тренинг по саморазвитию. Начало осени – отличное время уйти вглубь себя и вытащить наружу нереализованные стремления.

Октябрь :

Личностное самосовершенствование путем обретения новых знакомств. Посидели внутри себя? Пора и честь знать: вас заждались снаружи интересные разговоры, необычные знакомые и неожиданные откровения. Как говорится, только в споре рождается истина, только в разговорах с другими мы растем сами над собой.

Ноябрь :

Как на своем развитии. Подумайте, можно ли превратить ваши знания, прошлые и вновь обретенные в прибыльное хобби или профессию? Если да, то чего вы еще ждете. Вы знаете, что делать. (п.с.: сделать свое дело хорошо оплачиваемым, естественно, и научиться его продавать.)

Декабрь :

Подведение итогов. У вас будет целый месяц, чтобы вспомнить все свои достижения, достигнутые за год, подробно их проанализировать и наметить план развития на следующий год.

Топ-3 секрета успешных людей

Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.

Например, в книге психолога
Николая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:

Секрет №1

Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.

Секрет №2

Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.

Секрет №3.

Теперь, когда вы узнали об особых секретах личностного роста, а также получили план развития на целый год, главное, помните, что для умных людей – это не способ достижения какой-то единичной цели, а стиль жизни, позволяющей развиваться изо дня в день, достигая с каждым разом новых высот.

Развивающая среда учреждений дополнительного образования как фактор формирования личностного роста учащихся

Первое направление Национальной образовательной стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша новая школа» – создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Эффективное развитие данного направления не представляется возможным без интеграции общего и дополнительного образования детей. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. Эти тенденции отражаются на деятельности как общеобразовательной школы, так на внешкольных формах реализации образовательного процесса. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом для самообразования. Очевидно, в этих условиях для предотвращения учебных перегрузок школьников, обучающихся в системе дополнительного образования, требуется поиск путей оптимизации их учебно-познавательной деятельности. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка, отслеживать его личностный рост и при необходимости осуществлять коррекционно-развивающую деятельность, выявлять пути интеграции основного и дополнительного образования как необходимого условия гармоничного развития личности.

В настоящее время в педагогической науке и практике достаточно четко сформировано понятие «интегрированные уроки или занятия», а понятие «интеграция ОУ и УДОД» все еще является предельно размытым и общим. В настоящее время под этим понятием могут скрываться как перечни общих для ОУ и УДОД различного рода мероприятий, так и сложные системы их взаимодействия на уровне образовательного процесса.

О.С. Газман, рассматривая образование как гармонию двух различных процессов: социализации и индивидуализации личности, уточняет соотношение общего и дополнительного образования. Так, под дополнительным образованием понимает деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса. При этом имеет в виду не только сферу досуга (свободное временя). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности.

О.Е. Лебедев также исходит из того, что и основное, и дополнительное образование детей являются взаимодействующими, взаимовлияющими составными частями общего образования. При этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале ребенка, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.

Таким образом, оценивая состояние проблем интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях, можно утверждать, что в теоретической педагогике существуют концепции и теории для исследования вопросов интеграции образования, а в практической педагогике разработаны отдельные пособия для педагогических работников по интеграции основного общего и дополнительного образования школьников.

Для интеграции основного и дополнительного образования необходимо активно использовать материально-технические возможности образовательных учреждений. Каждое такое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. В связи с этим возможно развернуть серьезную научно-методическую работу, благодаря которой дополнительное образование получит теоретическое и методико-дидактическое обоснование.

Интеграция общего и дополнительного образования – это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных в рамках обучения и разработки специальных проектов работы с детьми с особыми потребностями в образовании. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, развитие детской одаренности, программ и их практическая направленность – это определяет не только содержание концепции профильного обучения, но и является принципиальным ориентиром дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленный системой УДОД, может обогатить систему общего образования.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в .

Интересы старшеклассников, как правило, достаточно разнообразны, а возможности школы в удовлетворении запросов и пожеланий подростков и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить сетевая модель организации профильного обучения. Выбор конкретной модели сетевого взаимодействия на уровне отдельного района определяется только исходя из ресурсов, которыми располагает муниципальная система в целом, образовательные учреждения и организации, , без учета факторов, определяющих стратегию и направления развития образования в регионе. В этом и состоит суть основных интегративных процессов, связанных с разработкой моделей сетевого взаимодействия ОУ и УДОД. Причем развитие этого процесса может идти как со стороны школы, так и со стороны учреждения дополнительного образования.

Педагогическая наука и практика свидетельствуют, что воспитание и дополнительное образование расширяют границы базового школьного образования наиболее эффективно при условии их интеграции, которая является необходимым фактором создания обоснований для самоопределения личности, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом. Таким образом, составляющие единой школьной среды (учебная работа, внеклассная работа и дополнительное образование) не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – школьные научные общества, факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки.

Внутренний дисбаланс может стать серьезной проблемой на пути к успеху. Посудите сами, как можно идти вперед к своим целям, когда тело и мысли тебе изменяют, нет никакого желания развиваться и делать новые достижения? Чтобы настроить себя на победу и заново разжечь в душе огонь страсти, предлагаем опробовать 8 действенных способов мотивации, которые приложены ниже.

Топ-8 способов самомотивации для личностного роста

1. Действуйте быстро

Как только вам в голову пришла феноменальная идея, знайте, это шанс навсегда изменить жизнь! Не давайте себе времени, чтобы остыть, подумать и набраться страхов. Не упускайте возможностей, которые так мимолетны. Помните, если в первые 3 дня после озарения ваша попа не оторвется от дивана, можете ставить на идее крест, у всего есть свой срок.

2. Держите в голове конечную цель

Нельзя быть продуктивным и мотивированным, когда не знаешь, ради чего живешь, когда голова пуста и не имеет конкретных целей. Что вы сейчас делаете, куда движетесь, куда хотите попасть? Чтобы стимулировать активность, нужно держать в голове конечный результат, идею, которой хочется добиться. Не живите бесцельно, найдите мечту и плавно к ней двигайтесь, корректируя путь и желаемые действия.

3. Снимите с себя ограничения

Хватит жить в оковах ограничивающих убеждений, которые не дают возможности свободно дышать. Зачем вы так цепляетесь за иллюзии и рамки, которые мешают быть тем, кем вы являетесь на деле, чего так сильно боитесь? Пора остановиться и посмотреть на жизнь под новым углом, расширить горизонты личного опыта и кругозора. Настоящее путешествие начинается там, где захватывает дух от новых впечатлений!

4. Заведите тетрадь успехов

Ничто так сильно не поднимает самооценку и желание творить, как прокручивание в голове собственных успехов, а для этого советуем завести дневник достижений. Записывайте на листах бумаги свои ежедневные победы – похвалы друзей или начальства, удачные знакомства и поездки, скинутые килограммы, приобретенные полезные привычки. Когда почувствуете упадок сил и подкатывающую к горлу депрессию, раскройте тетрадь и читайте, заряд хорошего настроения гарантированно вернется.

5. Занимайтесь любимым делом

Если вкладывать все силы в ненавистную работу, очень скоро можно перегореть и утратить вкус к жизни. Победители идут иным путем – они превращают хобби в дело жизни, которое позволяет навсегда забыть о рутине и деградации. Занимаясь любимым занятием, да еще и на профессиональном уровне, вы кардинально меняете себя и свою жизнь, творите новое будущее, о котором не смели мечтать.

6. Общайтесь с единомышленниками

Окружите себя людьми с похожими жизненными стремлениями, которые смогли бы подстегивать вас в моменты душевного упадка или выписывать пинок под зад, когда вы проявляете малодушие. Делитесь с ними опытам, стройте грандиозные планы, делегируйте полномочия. Чтобы добраться до вершины, нужно равняться на лучших! Скептики, нытики или вечные жертвы тянут ко дну, так что фильтруйте круг общения.

7. Отдыхайте с размахом

Если постоянно требовать от себя высоких результатов и не давать мозгам передышки, вы превратитесь в дохлую лошадь. Отдых необходим организму в качестве перезагрузки, чтобы отвлечься от повседневных забот, задать мышцам тонус и переключиться на другие области удовольствий. В моменты расслабления к человеку приходят его лучшие идеи, а еще хорошая встряска помогает обнулиться и взяться за цели с новыми силами и энтузиазмом.

8. Помните, не бывает всего и сразу

Любая цель требует определенных затрат времени и ресурсов, нужно уметь ждать. Держите цель в голове и двигайтесь не спеша, стараясь получить удовольствие от самого процесса восхождения. Результат – хорошо, но не забывайте, что жизнь – это процесс преодоления себя, познания своих возможностей и получения нового опыта. Оставьте сомнения и пустые размышления для пенсии, пока вы молоды – идите вперед.

Время никого не щадит, оно не считается с нашими сомнениями. Не отпускайте все на самотек, в ваших руках возможность стать лучшей версией себя. Сдаться обстоятельствам вы всегда успеете, но пойти навстречу неуверенности, рассмеяться в лицо страхам – это решение победителя. А мы верим, вы один из них!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пижугийда Валентина Васильевна. Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Таганрог, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:03-19/257-5

Введение

I. Проблема самоисследования структур сознания в свете достижений современной науки 9

1.1. Понятийный аппарат и методология исследования 9

1.2. Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания 46

1.3. Религиозное сознание в развитии и профессиональном становлении личности 56

1.4. Выводы 60

II. Расширение структур сознания и развитие личности в образовательных системах 63

2.1. Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира 63

2.2. Психотехнологии развития сознания в религиозной практике 79

2.3. Выводы 112

III. Экспериментальное исследование по проблеме самоисследования структур сознания, рассматриваемого как фактор оптимизации познавательных процессов 115

3.1. Планирование и постановка эксперимента 115

3.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 119

3.4. Выводы 148

Заключение

Введение к работе

Актуальность - декларируемый подход к осознанию первичности общечеловеческих ценностей и установлению их примата над прагматикой повседневности для своей реализации требует, прежде всего, как это предписано законом, включения в этот процесс системы высшего образования, где осуществляется профессиональное становление и развитие личности будущих реализаторов новых социальных установок и идей.

Происходящие в нашей стране кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, общественной морали привлекают пристальное внимание ученых разных специальностей. Широко известны мнения и дискуссии ведущих экономистов, юристов, историков, социологов. Психологический анализ того, к каким последствиям во внутренней организации личности привели истекшие годы: резкое изменение ценностных ориентации, увеличение числа психических депрессий и неврозов, явления дезадаптации личности, резкое повышение уровня агрессивности - до сих пор остается не полным (Братусь Б.С., 1990). В то же время, на наш взгляд, к положительным аспектам социальных реконструкций можно отнести возросший интерес широких масс к теме духовности, подтолкнувшей исследователей к анализу понятий веры, гуманности, смысла жизни и т.п. (Братусь Б.С., Зеличенко А.И., Комаров Ю.С., Котова И.Б., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Торчинов Е.А., Угринович Д.М., Чефранов В.В., Шиянов Е.Н., Яблоков И.Н. и др.).

В условиях смены идеологической платформы общественных отношений активизировались все силы, обуславливающие динамику общественного развития, произошла интеграция многих воззрений на природу человека и мироустройства в целом, экономический принцип в управлении стал играть

более значимую роль, проявился интерес к гуманистическим направлениям в сфере человековедческих наук.

В связи с этими изменениями актуализируется необходимость поиска и реализации новых концепций образования, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились бы к духовно-нравственным, историко-культурным особенностям общества. Эти процессы затрагивают большой круг проблем, связанный как с анализом уже состоявшихся образовательных систем, так и с поиском новых путей формирования и профессионального роста личности, которые должны вобрать в себя опыт понимания личности, накопленный в различных сферах духовной деятельности: литературе, искусстве, религии и др.

Сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес в силу ряда причин.

Религия, являясь порождением культуры, как известно, оказывает обратное влияние на различные области общественного бытия (в том числе и науку). Кроме того, само возникновение и трансформация идеи личности в российской психологии обусловлены особенностями исторического развития страны, среди которых выделяется положение и роль в обществе православного христианства (Котова И.Б.). И, наконец, важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

Исследования, проводимые в рамках философии, этнологии, социологии, педагогике и различных отраслей психологии показывают, что именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость (Булгаков С.Н., Карпов В.Н., Несмелое В.И., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Соловьев B.C., Юркевич П.Д. и многие другие).

На наш взгляд, изучение жизни А. Эйнштейна, Р. Монро, Ф. Капры, Д.И. Менделеева, А. Кеккуле и многих других приводит к иллюзии возникновения противоречия между тем, что они были учеными, но при этом уделяли особое внимание религии - «ненаучной» сфере в области миропонимания. Наличие этого противоречия составляет суть проблемы исследования - показать возможность использования студентами вуза психотехнологий из области духовных практик для достижения образовательных, профессиональных и, наконец, личностных вершин. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие и профессиональное становление личности в образовательной системе.

Предмет исследования - влияние структурного расширения сознания на развитие личности и профессиональное становление студента технического вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования.

Гипотезы исследования:

1. Современный уровень развития естественных и гуманитарных наук
позволяет теоретически обосновать и ввести в структуру научного знания ряд
элементов ранее стоявшего вне сферы внимания науки многовекового опыта
использования человеком психотехнологий из области духовных практик для
целей развития личности.

2. Исследование психотехнологий из области духовных практик позволит
выявить факторы оптимизации, по критериям эффективности и ускорения,
процессов личностного и профессионального роста студентов, обучающихся в
образовательных системах вузов.

3. Активизация процессов самопознания, в частности, изучение
студентами пространства состояний и структуры сознания, позволит найти

новые ключи к более эффективному развитию личности и совершенствованию всех сторон образовательного процесса, направленного на достижение студентами профессионального мастерства.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

    Изучить понятийный аппарат и обосновать методологию исследования.

    Провести теоретический анализ философской и психологической литературы, предметом исследования которой являются пространство состояний и структуры сознания. Исследовать проблему сознания и методы его расширения в религиях мира.

    Выявить связи религиозного опыта с задачами современного образования.

    Провести экспериментальное исследование по проблеме пространства состояний и структур сознания с применением психотехнологий, разработанных в области духовных практик, рассматриваемых как фактор оптимизации познавательных процессов.

    Обобщить полученные результаты и сформулировать практические рекомендации, обеспечивающие эффективность развития личности в образовательных системах.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии (Андреев Д., Бердяев Н.А., Кант И., Конфуций, Киселев Г.С., Лезов С, Мамардашвили К., Рерих Е.И., Сенокосов Ю.П., Соловьев В., Шлейермахер Ф., Шопенгауэр А., Фейербах Л. и другие); результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области изучения сознания (Адлер А., Вундт В., Выготский Л.С., Вертгаймер М., Леонтьев А.Н., Налимов В.В., Найсер У., Титчинер Э., Фрейд 3., Фромм Э., Юнг К.Г. и другие); фундаментальные положения психологии

личности (Асмолов А.Г., Абульханова К.А., Березина Т.Н., Коссов Б.Б., Котова И.Б., Леонтьев А.Н., Непомнящий А.В., Петровский В.А., Славская А.Н., Шиянов Е.А. и другие); положения религиоведения и психологии религии (Вивекананда С, Гроф С, Говинда А., Демин В.Н., Джеймс У., Кудрявцев В.В., Торчинов Е.А., Токарев С.А., Фрезер Д., Элиаде М. и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме;

анализ конфессиональных источников и документальных материалов;

эмпирическое исследование религиозного сознания с помощью методики «Межличностные (трансперсональные) взаимодействия»;

математические методы в психологии;

новые информационные технологии компьютерной обработки данных;

База исследования. Исследования проводились на базе Таганрогского государственного радиотехнического университета. Всего в исследовании приняло участие 110 студентов, а также 10 преподавателей.

Источниковую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам психологии религии, особенностям различных подходов к выделению элементов религиозного сознания; научные и учебно-методические публикации по вопросам повышения эффективности личностного роста обучающихся в образовательных системах технического вуза; учебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой теме.

6 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. С позиций интеграции естественнонаучного и гуманистического
знания рассмотрены и проанализированы результаты отечественных и
зарубежных исследований в области состояний сознания и прикладных
психотехнологий из области духовных практик.

2. Предложено определение понятия «религиозное сознание»,
сформулированное в контексте интеграционного подхода.

3. Показана возможность применения психотехнологий из области
духовных практик для самойсследования структур сознания как фактора
повышения эффективности личностного и профессионального роста студентов
вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы:

в учебном процессе для дальнейшего изучения истории и теории акмеологии, психологии развития, психологии религии;

студентам предлагаются апробированные психотехнологии, направленные на достижение ими новых результатов в своем личностном и профессиональном росте;

в качестве источниковедческой базы в лекционных курсах для психологических и иных гуманитарных факультетов университетов, для формирования психологической компетенции социальных работников и работников образования;

Кроме того, к практическому использованию предлагается программа компьютерной диагностики для оценки состояний сознания студентов вуза.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивались разнообразием исследовательских процедур и приемов, надежностью результатов, достигнутой за счет использования широкого спектра методик, прошедших апробацию, а также математическим анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов работы.

Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку
на 2-ой Международной научной конференции «Психолого-педагогические
проблемы формирования личности в образовательных системах» (г. Москва,
1999), на 2-ой Всероссийской научной internet-конференции «Социально-
психологические проблемы развития личности» (г. Тамбов, Тамбовский
государственный университет, 2001), на второй Международной научно-
практической конференции «Формирование профессиональной культуры
специалистов XXI века в техническом университете» (г. Санкт-Петербург,
гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного

технического университета, 2002); работа «Информационная система
психологического тестирования учащихся для проведения

психодиагностического отбора и психологической коррекции умственного развития» была представлена к участию в конкурсе РГНФ, 2001г.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

1. В условиях интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний появилась возможность научного обоснования целесообразности использования развивающих психотехнологий из области духовных практик, таких как, психотехники расширения структур сознания; экстериоризация чувствительности; переживания состояния единства в субъект субъектном взаимодействии; рефлексия процессов расширения структур сознания и др.

2. Применение психотехнологий развития сознания, обозначенных в п.1,
возможно при работе со студентами технического вуза с целью их личностного
развития и профессионального роста.

3. Повышение уровня самоисследования пространства состояний и
структур сознания должно быть направлено на преодоление студентами
трудностей личностного и профессионального роста на фоне сохранения
традиционных для образовательных систем методов познания, а также на
формирование в сознании студентов установки на позитивное изменение
ценностных ориентации в акмеологическом контексте.

Структура и объем работы. Диссертационная работа отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, содержит 4 таблицы, 6 рисунков.

Понятийный аппарат и методология исследования

Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. «Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы не относились к современным религиозным исканиям, нельзя не признать, что они имеют глубокие корни. Мысль современного культурного человека несмело, с опаской, но все же подходит к одному большому вопросу, который уже не может быть назван иначе, как только вопросом религиозным» [ 1 ].

Кроме того, что возрос интерес к религии, активизировался интерес психологов, социологов, философов и представителей других направлений к внесоциальным и над биологическим аспектам феномена человека. Психологи обратились к углубленному исследованию высших актов жизнедеятельности организма при полном уважении специфики индивидуальности человека как целостного существа. Они приняли на вооружение самые разнообразные методы и приемы расширения сферы восприятий, мобилизации творческих возможностей, вообще рассматривают человека как творческое существо, а не просто «социальное животное», как сказал Аристотель.

Как считает К.В. Сельченок в работе «Гуманистическая и трансперсональная психология», именно в гуманистической и трансперсональной психологии наука впервые поняла человека как микрокосмос и восприняла как безусловную ценность. Более того, приверженцы этих течений определили человека как существо, непрестанно развивающееся в соответствии со своими внутренними законами. И на совершенно ином уровне была переосмыслена древняя идея о беспредельной природе микрокосмоса, положившая начало сугубо научному исследованию «внутренних вселенных» отдельных людей .

«Религия» - происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа .

Американский прагматист Уильям Джеймс убеждал, что «центром, вокруг которого вращается религиозная жизнь, ... является забота человека о своей личной участи» . Он считал, что религия нужна человеку, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной, нужна как источник дополнительных сил в жизненной борьбе. Религия постольку истинна для индивида, поскольку она для него «полезна», согласно концепции Джеймса .

Вместе с активизацией интереса к религии наблюдается некая разобщенность исследований относительно вопроса элементов религии, её функций, а также роли религиозного сознания как составляющего элемента религии. Цель данной главы - охарактеризовать понятийный аппарат всей работы. Многие исследователи: философы, психологи, религиоведы, социологи, теологи - занимались вопросом феномена религии, а также производили попытки выделения элементов религии.

Некоторые из них выделяют веру, как основу любой религии «В основе религии лежат чувства как глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык» . Кудрявцев В.В., исследуя феномен религии, сводит его к вере в Бога. «Вера в Бога должна помочь человеку путем индивидуальных усилий наилучшим образом устроить личную судьбу, ибо там, где есть Бог, трагедия зла и обездоленности человека в этом мире только временна и частична» . «Если бы Бога не было, его надо было бы придумать», - Вольтер. Не только Кудрявцев В.В. определяет и видит веру в Бога как основу любой религии.

Согласно определению толкового словаря, «вера» - это убежденность, глубокая уверенность в чем либо, а в другом, более узком смысле -убежденность в существовании Бога, высших божественных сил .

Возможно, что любая вера, в том числе и религиозная, есть род сделки, которую разум человека заключает с собственным подсознанием . При этом интеллектуальная часть сознания добровольно соглашается не предъявлять критических замечаний к определенным явлениям в обмен на ряд преимуществ уверенности в себе и окружающем мире, положительных эмоций и душевного комфорта .

«Вера - это возможность действовать в условиях дефицита информации. Она подразумевает уверенность в том, что с теоретической точки зрения еще может вызвать сомнение, а так как мерилом веры служит готовность к действию, то можно сказать, что вера - это готовность действовать ради цели, удачное достижение которой не гарантировано нам вперед», - писал известный американский психолог У. Джеймс .

К этому можно добавить, что вера - это знание, не требующее доказательств. По-видимому, человек так устроен, что он не может обойтись без веры (не обязательно религиозной), так как он просто вынужден «принимать на веру» большую часть получаемой информации .

Вера - не единственный элемент религии. Говоря о причинах возникновения религии, можно добавить, что суть любой религии составляет страх и самое живое и глубинное в ней, а именно - религиозный опыт.

Большинство исследователей первобытных культур полагают, что страх первобытных людей перед окружающим миром явился одной из главнейших причин создания религии .

Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания

Важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

По словам B.C. Поликарпова «именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость, которой не хватает сейчас, в эпоху научно-технической революции" .

Такая взаимообратная связь религии и научно-технического прогресса естественна, так как человеческая цивилизация неотрывно связана как с различными религиозными конфессиями, так и с техническими революциями. На данный момент достаточно сложно определить, какой из компонентов этой связи играет основополагающую роль.

Показательно, что неклассический путь теоретического исследования и современный идеал эмпирического обоснования теории во многом были результатом осмысления и философского анализа процессов, которые проявлялись уже в классическом естествознании в связи с ускорением темпов развития науки .

Добавим, что современная цивилизация неразрывно связана с достижениями науки, основанными на систематическом развертывании теоретических исследований. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы .

В сферу же человеческой деятельности входят гуманизация образования, формирование и развитие личности и другие элементы. Все это находится в компетенции педагогической психологии, которая не может пренебречь опытом понимания личности, накопленным в различных сферах духовного производства: литературе, искусстве, религии и других. Именно сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес.

Кроме всплеска религиозности населения, который отмечается как в России так и в других странах, исследования социологические и психологические показывают резкое изменение ценностных ориентации, явления дезадаптации личности, фрустрации, распространение суицидов. Все это обуславливает необходимость обращения к гуманистическим, нравственным ориентирам в процессе формирования и развития личности .

Говоря о сферах духовного производства, необходимо добавить, что попытка отождествить духовную деятельность с деятельностью в сфере культуры и искусства может быть приемлема только в том случае, если мы будем отождествлять понятие "культура" с санскритским понятием "Культ Ура", то есть со служением свету - истинному знанию. Во всех остальных случаях эта отождествленность не просматривается, поскольку никак нельзя отнести к области духовного те человеческие "слабости", которые присущи большинству представителей мира искусства. Грубо говоря, нельзя утверждать, что человек духовно развит только потому, что он участвует в театральной жизни или освоил музыкальные инструменты. Уточнение этого необходимо, так как слишком часто предпринимаются попытки такой деформации смысла высоких понятий.

Истинная духовность есть результат расширения сознания до такой степени, которая позволяет осознанно действовать во всех трех мирах: мире чувств, формы и He-формы (в свою очередь мир формы включает в себя область Чистой формы, то есть, неискаженной субъектом восприятия). Рассматривая эти миры, то есть, соответствующие уровни развития сознания, можно обнаружить, что западная психология в своем генезисе шла путем постепенного, последовательного освоения этих миров, к сожалению отрицая при этом существование того "мирового пространства", с которым еще не могла познакомиться в силу своего младенческого возраста и соответствующей ему ограниченной способности к восприятию и логическому осмыслению многих явлений, рождающихся в непознанных пространствах более высоких миров - уровней развития сознания.

Но проблема научного исследования такой активности заключается в том, что теоретически невозможно описание открытой системы бесконечной способности средствами любого, в том числе научного языка любого уровня. Именно поэтому наука оперирует только моделями, то есть, теоретическими объектами, всегда рассматривая целое по частям.

Именно этот факт побуждает говорить о проблеме привлечения ненаучных средств к решению научных задач, к которым относятся задачи образования и развития личности. И развитие религиозного сознания у обучаемых является фактически вынужденной мерой, обусловленной все большей актуализацией противоречия между растущим объемом необходимой специалисту информации и фактическими ограничениями в развитии сознания рядового выпускника современного вуза.

Наиболее яркое понимание этой проблемы было осуществлено в США в 50-60 годы. Именно в этот период на территории Америки начали создаваться многочисленные институты восточной философии и психологии, для реализации задач которых были привлечены десятки тысяч восточных ученых -лам. Результат был потрясающим. Создание институтов с привлечением к работе в них непосредственных носителей восточной философии и психологии привело к тому, что получила бурное развитие трансперсональная психология, по проблематике которой выходит более ста научных периодических журналов. Заметим, что в современном быстро меняющемся мире проблема человека приобретает особую остроту. И хотя в США сейчас издается 187 журналов, печатающей работы психологической направленности, это не показатель того, что возникшие проблемы успешно решаются

Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира

Для решения фундаментальной проблемы уровней психики привлекались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознательное» (Э. Фромм), «бессознательное как речь Другого (Ж. Лакан), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) и «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

Принципиально иной подход для решения этой проблемы предлагается в исследованиях выдающегося мыслителя В.И. Вернадского. Если все вышеуказанные авторы в качестве точки отсчета для понимания надындивидуальных подсознательных явлений избирают отдельного индивида, то В.И. Вернадский видит источник проявления нового пласта реальности в коллективной бессознательной работе человечества. Он называет этот пласт реальности - ноосферой.

Отметим, что в рамках нашей работы представляются наиболее интересными работы одного из современных психологов, занимавшихся исследованием уровней сознания, К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, «наиболее глубоко лежащей слой, в который мы можем проникнуть в исследовании бессознательного - это то место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы все одни и те же». Изучая психологию первобытных людей, можно отметить, что в их мышления наиболее ярким фактом является отсутствие различия между индивидуумами, совпадение субъекта с объектом.

Первобытное мышление выражает основную структуру нашего разума, тот психологический пласт, который в нас составляет коллективное бессознательное, тот низлежащий уровень, который одинаков у всех. Здесь мы не осознаем происходящее с нами. На низ лежащем коллективном уровне царит целостность, и никакой анализ здесь невозможен.

Предложим схему - структуру психического бытия человека, разработанную К.Г. Юнгом.

I) экзопсихическая сфера - ощущение, с его помощью человек получает информацию о внешнем мире; мышление - на основании информации, полученной от органов чувств, человек дает предмету имя; чувство - которое будет сопутствовать его наблюдениям; интуиция - с ее помощью человек осознает, откуда берутся те или иные явления и что может произойти с ними в дальнейшем. II) эндопсихическая сфера - память; функция, контролируемая волей, аффекты; вторжения. III) личностное бессознательное - некий порог в сфере бессознательного, это часть психики, содержащая те элементы, которые могут быть осознанными. IV) коллективное бессознательное - анализируя сны, симптомы фантазий невротипов или обычных людей, можно проникнуть в сферу бессознательного, тем самым переступая этот искусственный порог.

И, рано или поздно, «все науки человековедческого направления сталкиваются с проблемой аксиоматики, то есть выбора тех принципиально недоказуемых на современном уровне развития науки положений, которые определяют исходную позицию исследователя, тот ракурс, в котором он рассматривает изучаемые объекты и предметы. Эта позиция задает размерность информационного пространства, в которое помещает себя исследователь, определяя с помощью системы аксиоматики не только стратегию и направление исследований, но и их диапазон - ширину охвата всего спектра проблем человековедения и глубину проникновения в их сущность. .

В области исследований психического и человека в целом можно наблюдать ситуацию, когда западная научная мысль представляла восточную психологию как мифологию и рассматривала ее не иначе как плод воображения интеллектуально недоразвитого человечества, испытывавшего страх пред непонятными могущественными силами природы и поэтому обожествлявшего их.

Но с развитием научной мысли отношение к восточной психологии постепенно изменяется, и она становится неиссякаемым источником «открытий» для современной психологии. Так, К. Юнг становится западным «автором» идеи о «коллективном бессознательном, возраст которой в восточной традиции исчисляется тысячелетиями; вдохновленные ранним буддизмом немецкие психологи создают «новое» направление в психологии - гештальт психологию; Шульц, изучив в Индии основы Раджа-йоги, «изобретает» психотехнику аутотренинга; переехавшие на запад мистики из Тибета, Индии, Японии и Китая дают мощный толчок к развитию на западе трансперсональной психологии и так далее и тому подобное

Вследствие этого любая психологическая проблема должна сейчас рассматриваться интегрально с двух позиций: западной и восточной. Каждой позиции соответствует своя аксиоматика человековедения.

Говоря о различиях западного и восточного подхода в области исследований человека занятием, сознание рассматривается как функция мозга. Эта аксиома о конечности человека во всех его ипостасях.

Восточная традиция говорит об идее бесконечного человека, то есть о том, что человек в своей сути обладает свойством непрерывности (континуальности) в пространстве и времени, его сущность есть сознание, а телесная форма - одно из его средств установки и поддержания отношений с миром - производная или, как говорят на востоке, - «тень» человека. .

Планирование и постановка эксперимента

Эмпирическая часть исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап исследования проводился в апреле - мае 2001 г. и заключался в апробации методики ценностных ориентацией (ЦО) М. Рокича на студентах ТРТУ кафедры психологии II и III курсов, а также был проведен сравнительный анализ результатов методики в рамках задач исследования (общее число испытуемых 98 человек).

На этом этапе исследования центральной задачей была предварительная апробация методики М.Рокича на отечественной выборке студентов 19-22 лет с последующим анализом и возможной модификацией.

Методика применялась в стандартном варианте, адаптированном А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым, В.А.Ядовым в ИСЭП АН СССР в 70-е годы

Методика ЦО М. Рокича представляет собой метод прямого ранжирования ценностей. При этом ценность М. Рокич определяет, как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2. все люди обладают одними и теми же, хотя и в разной степени; 3. ценности ориентированы в системы; 4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности; 5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

В методике ЦО М. Рокича различаются два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремились.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

В эмпирическом исследовании мы применяли адаптивный вариант методики ЦО М. Рокича, что связано с существенными изменениями в списке терминальных ценностей, что произошло отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам.

Добавим, что обоснованием для выбора методики ценностных ориентацией как предмета психологического исследования и психодиагностики явилось то, что они занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания с другой стороны, в связи, с чем они являются одними из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.

Кроме того, обычно при проведении методики прямого ранжирования предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет основания для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей .

В список терминальных (список А) и инструментальных (список Б) ценностей входит по 18 ценностей. В задачу респондента входит цель методом прямого ранжирования выстроить иерархию ценностей в порядке убывания.

В рамках нашей работы каждая ценность была наделена одной характеристикой из пары критериев, которые определяются экспериментатором, исходя из задач исследования. В данном случае мы предлагаем выделить следующие пары критериев: индивидуальные - групповые личностные - профессиональные конкретные - абстрактные мужские - женские.

При этом индивидуальные ценности можно назвать интровертными (например, здоровье, чувство юмора, образованность), а групповые -экстравертными (например, исполнительность, наличие хороших и верных друзей и др.); личностные ценности, где проявляется направленность на личностный рост (например, любовь, творчество), а профессиональные - ценности, связанные с профессиональным ростом (рационализм, общественное признание); конкретные ценности, связанные с конкретными явлениями (активная деятельностная жизнь), абстрактные (например, счастье других, всего человечества); мужские ценности, теоретически более присущие конкретному мужскому типу (наличие хороших верных друзей), женские - честность, творчество.

Таким образом, каждая ценность списка А получила 4 характеристики, а каждая ценность списка Б получила по 3 характеристики. Инструментальные ценности можно охарактеризовать как конкретные.