Супер цигун для начинающих в описании и подробных картинках. Цигун для начинающих. Цигун - упражнения. Цигун - упражнения для начинающих. Гимнастика цигун для начинающих

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружаю- -щей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

«Удары по бочке»

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

Анатолий Криводедов, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России, рассказывает о стиле ушу Ицюань, его особенностях, методах и применении в бою.

Что за стиль Ицюань? Ицюань это система самообороны или цигун?

Особенностью внутреннего стиля Ушу Ицюань является как раз это сочетание. Базовые методы стиля: Чжан Чжуан (столбовая практика) , Шили (тестирование движением) , Моцабу (шаг трения) и Фали (выведение силы) являются по своей сути классическими методами Цигун (в более старом варианте названия Нэйгун - внутренней работы).

Для чего это нужно, и что это даст тому, кто изучает боевые искусства?

Те кто занимается боевыми искусствами могут:

1) Уточнить внутреннюю составляющую техник своего стиля;

2) Улучшить свою концентрацию;

3) Научиться взрывным ударам в том числе с минимальной дистанции;

4) Исследовать новые возможности своих действий в клинче.

5) Восстановиться после травм;

6) Ускорить восстановление после нагрузок;

7) Поддерживать хорошую форму в зрелом возрасте.

Ну и если посмотреть шире и глубже, то Ицюань новую дает возможность познать себя.

Как давно вы занимаетесь Ицюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

Внутренними стилями Ушу и Цигун я пробовал заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века. После выхода книг мастера Кёкусинкай Хацуо Роямы (2003-2005) я обратил внимание на стиль Тайкикен (производный японский стиль от китайского стиля Ицюань). В 2005 году у меня состоялась первая поездка в Китай где я начал исследовать основы стиля у китайских мастеров. Причины? Их две. Мне изначально был интересен внутренний подход в боевых искусствах. Вторая, этот внутренний стиль уже начал исследоваться в Кёкусинкай со времен Масутацу Оямы.

С какой целью Ицюань изучается в Кёкусинкай?

Ицюань иногда называют мостом между внутренними и внешними стилями боевых искусств. Стиль формировался достаточно революционно. И можно найти много общего у основателя Ицюань - Ван Сянчжая, его последователя в Японии и основателя Тайкикен Кенъити Саваи и Масутацу Оямы создателя Кёкусинкай.

Вы говорите, что есть много общего у Кёкусинкай и Ицюань. В чем заключается это сходство?

Сходство было в пересмотре карате или ушу с точки зрения эффективности.

Второе, в Кёкусинкай внимание во многом направлено на высшие базовые принципы и поиск истины. «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». В Ицюань мы во всех методах взращиваем по сути одно и тоже - осознанную силу (мудрую силу). И каждодневная работа над шлифовкой этой силы позволяет со слов моего наставника в Китае избежать многих соблазнов жизни.

Третье, Ояма сделал акцент в Кёкусинкай на круговые техники, присущие больше китайскому Ушу. Он сам и не скрывал это.

И как я уже говорил, Масутацу на этапе формирования стиля плотно общался с Кенъичи Саваи (Тайкикен), который учился в Китае у основателя Ицюань мастера Ван Сянчжая. Если точнее в основном Саваи тренировал отец моего мастера - Яо Цзунсунь.

В чем заключается пересмотр (переформатирование) в Ицюань и Кёкусинкай?

Пересмотр заключается открытой критике неэффективных подходов (с их точки зрения) в других стилях на тот исторический момент. В предложении новых другого пути. И в отстаивании своих позиций практическим путем (проверка спаррингом).

Какие подходы, с их точки зрения, эффективны, а какие нет?

В Ушу на тот момент с подачи правящей элиты приветствовались формальные комплексы Таолу в ущерб всем остальным традиционным методам. Красивые, полезные и безопасные для верхушки (да, можно вспомнить «Боксёрское восстание»). Плюс позже Культурная революция активно уничтожала всё традиционное, включая настоящих мастеров Ушу. И дело не только в рукопашном умении, а наверное больше в том, что идеалы традиционного Ушу не вписывались в новую государственную идеологию.

И на этом историческом фоне основатель Ицюань Ван Сянчжай предложил возврат к истокам и отбрасыванию всего неэффективного.

Разве в то время в ушу спаррингов не было?

Надо всё время учитывать исторический контекст. В то время был явный перекос в сторону таолу и внешней красивости. В Ушу ранее были традиционные методы проверки эффективности тренировок в том числе и спарринги, но со временем эти методы были кастрированы в спортивные поединки с большими ограничениями.

То есть таолу, по их мнению, не эффективный метод?

Конкретно в той исторической ситуации с таолу был явный перебор. Чтобы этот метод был эффективный нужно в первую очередь отрабатывать предыдущие базовые методы. Потерялась суть Ушу как боевого искусства.

В ситуации с Кёкусинкай дело обстояло примерно также. Каратэ, как боевое искусство начало превращаться в спортивные поединки без контакта.

Что касается формальных комплексов ката, то Ояма постоянно подчёркивал важность ката. Но и в этом методе подготовки был сделан пересмотр с точки зрения эффективности техник. А любимая форма Масутацу – ката Тэнсё вообще имеет прочные китайские корни и выполняется по сути как метод Шили в Ицюань. Кроме того основатель Кёкусинкай поручил своему ближайшему ученику Стиву Арнейлу систематизировать и сохранить систему ката в Кёкусинкай.

Занимаясь на Летних Школах с Ханши Стивом Арнейлом я не один раз обращал внимание на то, что ката в его трактовке были по своей сути аналогом первых четырёх базовых методов Ицюань. В частности Чжан Чжуан (столбы), Шили (медленные движения), Фали (выведение силы) и Моцабу (шаг трения). Интересен также и тот факт, что, готовясь к тесту в 100 поединков, Стив Арнейл выполнял очень много ката в разных режимах.

Ещё я обратил бы внимание на Чемпиона Мира по Кёкусинкай Хадзимэ Казуми , который использовал в своей подготовке методы Ицюань. Мне повезло с ним общаться на совместных тренировках лично и видел насколько он проработан с точки зрения методов Ицюань. Отмечу также учителя Казуми мастера Хиросигэ Цуёси который воспитал целую плеяду Чемпионов Мира. Сейчас он возглавил своё направление Кёкусинкай. И конечно глава ещё одного ответвления Кёкусин - Канчо Хацуо Рояма. Он до сих пор практикует японскую версию Ицюань и поддерживает за счёт этого отличную форму. Добавлю, что в его организации предусмотрена даже должность советника по Ицюань которую занимает китайский мастер Сунь Ли.

На фото: Хадзимэ Казуми

Получается, что в Ицюань нет таолу?

Да, таолу действительно нет. Этим стиль отличается от подавляющего большинства направлений Ушу. Но есть Цзянь У - свободная импровизация техник. Часто эту импровизацию называют «Танец здоровья», иногда это похоже на бой с тенью. То есть когда вы прочно освоили базовые техники (Кихон), то вы можете совершенствоваться в свободных авторских таолу (ката). Точно также, как и в Кёкусинкай при сдаче экзамена на 3-й дан необходимо представить авторскую форму - ката.

У какого мастера вы занимались?

Первый мастер - Ван Юнсянь, второй - Яо Ченгуан и третий у которого я занимаюсь и в настоящее время - Яо Ченжун.

С чем была связана смена мастеров?

Первого мастера мне нашел переводчик который живёт в Китае. Я с ним занимался в Пекине в 2005 году. Второй мастер Яо Ченгуан приехал с семинаром в Москву примерно через год после моей первой стажировки в Китае. И я участвовал в нескольких семинарах с ним. Когда я собрался на вторую стажировку в Китай в 2008 году мне порекомендовали обратить внимание на брата мастера Яо Ченгуана. И я приехал к мастеру Яо Ченжуну на интенсивное обучение (три тренировки каждый день в течение двух недель). Мне понравился подход мастера к обучению и его необычная «умная сила». Далее я уже ездил на стажировки только к нему, став через некоторое время его официальным (внутренним учеником).

Вы можете немного рассказать о каждом мастере у которых вы занимались?

Мастер Ван Юнсянь выглядел очень эмоциональным и жизнерадостным. Он придал моему интересу к Ицюань очень хороший импульс за что я ему очень благодарен.

Второй мастер дал возможность подойти к обучению более системно, благодаря переводчику польскому мастеру Анджею Калишу. Я также благодарен этим мастерам за знания.

А с третьим мастером мы уже занимались в Китае не только системно и очень плотно. Зачастую мои стажировки продолжались месяц по три тренировки в день без выходных. Яо Ченжун указал мне на очень важные детали, которые были упущены на предыдущих этапах. Он делился своими знаниями очень искренне и детально. В общем «звёзды на небе» сошлись на нём.

На фото: Яо Ченжун

С чего начинается обучение в Ицюань?

С первого метода - Чжан Чжуан (столбовая практика). Это ключевой метод, который можно считать визитной карточкой стиля. В то же время столбы всегда считались важнейшим методом во всех направлениях Ушу и Цигун.

Как правило, при описании какого нибудь стиля, говоря о визитной карточке, обычно используются описания тактики или техники. В случае с Ицюань, получается все иначе, ключевым методом является столбовая практика. Что она дает бойцу или что развивает?

Визитку можно обозначить внешне и внутренне. Скажем внешняя визитка Кёкусинкай может выглядеть так: один боец выполняет высокий удар Маваси-гери дзёдан, а второй бьёт лоукик под опорную ногу. А внутренней визиткой стиля может стать к примеру ката Сантин с набивкой или спортивный поединок. В Ицюань внешне - столб, а внутренне - работа в этом столбе.

Дело в том, что тактика Ицюань упакована в столбе Ицюань как универсальный принцип, первопричина. Хотя конечно для зрителя можно всё распаковать и показать в виде каких-то техник. Ну можно ещё показать запасную визитку - Туйшоу (толкающие руки). Этот метод очень проработан в стиле и от него может выстраиваться тактика.

О каких универсальных принципах идет речь?

Самый универсальный принцип заключён в самом названии стиля. Где и «И» - сознание, «Цюань» форма. То есть в первую очередь тренируется сознание (мысль, намерение), которое управляет формой (движением, техникой).

Кроме того столбовая практика это наиболее простой и эффективный метод формирования целостного тела. Если ещё точнее, то правильнее будет сказать ум-тело.

Сознание управляет формой, но ведь форму перед этим надо как-то узнать. Что идет сначала, а что потом?

Безусловно форму надо узнать. Речь не о том, что она не важна, а о том чтобы ведущим инструментом познания формы использовать сознание. При этом форме, особенно на первом этапе, придается особое внимание.

Что подразумевается под формой - это форма движения, форма тела, физическая форма? Какой форме придается особое внимание на первом этапе?

В данном контексте форма включает в себя структуру выстраивания тела и его движения на основе этой структуры.

Именно для этого и предназначено столбовое стояние? Точнее столбы и столбовое стояние

Точнее будет сказать, что столбы это один из ключевых методов. Так как в Ицюань есть ещё 5 основных методов, которые взаимно подпитывают друг друга. О них было сказано в самом начале, но здесь можно и повториться, так как эти вещи важны.

Что же тогда развивает столб?

В столбе мы с помощью сознания объединяем тело, и при внешней неподвижности запускаем внутреннее движение. В итоге приходим к состоянию: там где мысль, там и сила.

За счет чего формируется тело во время стояния столбом? Какие группы мышц задействованы, что именно тренируется?

Сначала принимается определённая позиция тела и успокаивается ум. Сконцентрированный ум это наш инструмент на следующих этапах. Это первый базовый принцип. Затем помощью сознания мы выстраиваем положение тела таким образом, чтобы как можно больше мышц было расслаблено. То есть будут задействованы в первую очередь глубокие (скелетные) мышцы. Если точнее такое состояние мышц и ума называется Фансун. Мышцы расслаблены, а ум активен. Если ещё углубиться, то в мышцах сохраняется тонус-натяжение который позволяет мгновенно включиться в движение. Это второй принцип. И третий базовый принцип - естественное дыхание. Которое во многом определяются предыдущими действиями.

Тот кто решил заниматься столбовой практикой, с чего ему следует начинать?

Лучше всего ему найти мастера, так как без наставника он забредет не туда. Это как в Зону без Сталкера. Может повезет, а может нет.

Раньше я пробовал заниматься по описанию в книгах Роямы, но после первой стажировки в Китае с мастером понял, что шёл не туда куда надо.

Сейчас для таких вот энтузиастов, которые пока не добрались до мастера я сделал видеокурс «Школа Ицюань», чтобы максимально избежать взаимодействия с граблями.

Это временно может направить в нужное русло неутолимое желание начать практику прямо сейчас.

В текстовом виде очень сложно передать множество нюансов начала практики и видео в этом смысле лучшие костыли Ицюань.

Это как заболел зуб и с чего начать. Конечно к стоматологу! Но можно на ютубе найти какой нибудь временный болеутоляющий способ, а можно и самому плоскогубцами попробовать :)

Человек без опыта в боевых искусствах может начать заниматься стоянием в столбе и вообще Ицюань?

Да, может! Человек всё может!

Часто можно встретить непонимание людей в вопросе, как столбовое стояние может помочь в боевом искусстве. Связано это с тем, что в большинстве случаях стояние столбом позиционируется как единственная методика. В итоге многие думают, что кроме этого на тренировках больше ничего не происходит.

Но если попытаться разобраться в деталях, то получается, что с помощью столба человек учится формировать структуру, которая будет универсальной для многих направлений боевых искусств при выполнении ударов, бросков и других действий. В дополнение к этому он учится отключать лишние напряжения в теле, что в свою очередь производит оптимизацию расхода энергии при выполнении приемов. То есть освобожденная энергия из лишних напряжений в теле, переключается на нужную работу. Другие методы Ицюань дополняют тренировку таких возможностей.

Так ли это?

Да, последующие методы реализуют оптимизированную в столбах структуру тела (железо) и оптимизированный ум (процессор). То есть столб можно рассмотреть как перепрошивку. А постоянную практику в столбе как внесение обновлений. Наверное даже не перепрошивку, а возвращению к заводским настройкам - к своему естественному состоянию.

Оптимальное состояние ума и тела это хорошая база для применения в качестве самозащиты. Конечно, сами по себе навыки взаимодействия с партнёром не появятся и поэтому подключаются следующие методы и специальные методики. Можно сказать так, что для здоровья можно остановиться на базовых методах Ицюань. Если мы пойдём в изучении стиля дальше, то на выстроенной базе мы делаем прикладную надстройку. То есть надо с самого начала определиться с целями. Всё это выглядит логично и понятно. В чём заключается сложность? В непривычных для многих ключах Ицюань, когда мы используем в качестве инструментов своё сознание, мыслеобразы.

Получается, что мыслеобразы в практике Ицюань одно из главных составляющих?

Мыслеобразы - один из важнейших инструментов в Ицюань. Искусство мастера в точном использовании этого инструмента для конкретного ученика.

Образ минует интеллектуальную работу мозга, которую мы успокаиваем с началом работы в столбе. Плюс мыслеобраз, как правило носит целостный характер в отличии от дуальности интеллекта.

Но если заглянуть вглубь, то мы используем что-то вроде диалектики. Это Маодунь - некоторая противоречивая разнонаправленная сила. Иероглифами она описывается взаимодействием копья и щита. В связи с тем, что в тренировках мы с первых шагов активно используем своё сознание для обучения требуется опытный наставник и индивидуальный подход.

А есть в Ицюань какие нибудь методики направленные на развитие физических качеств бойца, например работа с отягощениями, набивка?

Все это можно использовать дополнительно, но в меру. Фишка Ицюань в первую очередь в максимальном использовании основных методов.

При этом если идёт подготовка к спортивным поединкам, то естественно добавляются все необходимые для этого методики тренировки, включая бег, работу на мешке, лапах и так далее.

На фото: Яо Ченжун показывает работу на мешке в Ицюань

Так что же тогда Ицюань, целостное боевое искусство или хорошо проработанная методика для боевых искусств для достижения определенных задач?

Ицюань приобретает разную форму в зависимости от целей занимающегося. В Ицюань есть и Цигун, и самозащита, и самопознание. По большому счёту тем же боксом можно заниматься для здоровья в качестве кардио нагрузок (в фитнес клубах сейчас модная тема), а можно и как искусством – рисовать на лице оппонента картины разыми красками.

Но в исходном варианте (в заводских настройках) это стиль Ушу - то есть стиль китайского традиционного боевого искусства которым при желании можно заниматься до глубокой старости для здоровья.

Все равно складывается впечатление, что Ицюань это столб и вспомогательные к нему методы Шили, Моцабу, Фали. То есть, это первичное по отношению к саньшоу, туйшоу и другим методам стиля.

Да, это впечатление нормально. Сейчас поясню. Я знаю, что у моего наставника есть относительно небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Между собой и моим переводчиком мы назвали её «спецназ». И я как-то завёл такой разговор со своим наставником, что может быть для развития стиля в России подготовить ускоренно подобную ударную группу чтобы продемонстрировать желающим боевые возможности стиля. И тогда все встанут в столбы животворящие. Но мастер Яо Ченжун сказал так, «Зачем? Ты потихоньку тренируй всех желающих, давая в первую очередь оздоровительные базовые методы шаг за шагом. И вот когда какой-нибудь «ботаник» (это мой термин) в итоге станет сильнее и здоровее своих таких же друзей «ботаников», то это и будет лучший результат». И сейчас я понимаю эти слова своего мастера.

При этом я знаю как подготовить бойца хорошего уровня, опираясь на методы Ицюань. Но тут дело в том, что к внутренней работе над собой приходят в зрелом возрасте, когда спорт уходит на второй план, открывая новые горизонты. Но эти горизонты не все готовы видеть из-за привычных шор. А молодым удобнее использовать кажущиеся безграничными силы своего здоровья. Тут в современном мире много других эффективных методов и без Ицюань.

Добавлю, что уже давно использую Ицюань в качестве своеобразного апгрейда для мастеров Кёкусинкай. И чем выше уровень мастера, тем быстрее он видит, какие обновления и приложения он может получить от практики. Но к «перепрошивке» готовы не все. Это серьёзный вызов который повлияет на всё в вашей жизни.

Ицюань это конечно же не только столб. Каждый метод сам по себе очень интересен и является целыми миром. Но все эти миры взаимосвязаны и могут быть компактно сжаты в столб, как в чёрную дыру сжимается время и пространство.

А ещё Ицюань это ещё ряд интересных побочных эффектов. Например из своего опыта и опыта своих учеников могу подтвердить новые открывающиеся возможности видения. Можно видеть не только физические границы живого объекта, но и его поле. Те ученики которые занимаются профессионально массажем отмечают новые возможности именно со взаимодействием с этими полями. Подобные методики, кстати, уже не первое десятилетие используются в клиниках Пекина, где Ицюань признан национальным достоянием.

Я бы ещё особо подчеркнул универсальность тех навыков, которые вы получаете от практики Ицюань. Благодаря этим навыкам я переосмыслил изнутри Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо, а мои ученики нашли новые интересные прикладные аспекты в тайском боксе.

Те кто занимаются в первую очередь для здоровья открывают в себе новые способности, связанные с мгновенным реагированием в бытовых ситуациях. И все чувствуют наполнение жизненной силой.

Ну и конечно если прикладывать статью с этим интервью к больным местам, то швы рассасываются :)

Для тех кто интересуются более простыми материями в Китае (я говорю про зал своего наставника) есть общая группа. В ней примерно 30 минут уделяется базовой подготовке (столбы. Шили, Моцабу, Фали) и примерно 1-1,5 часа уделяется парной работе (Туйшоу, Саньшоу, работа на мешках и так далее)

Соответственно в мини-группе и индивидуально мастер уже даёт материал исходя из конкретного человека, его целей и задач.

Поэтому нет какой-то единой универсальной программы для всех, когда мы начинаем изучать приёмы и так далее. Во внутренних стилях нет массовки. Это где-то минус и где-то плюс.

Есть цель спортивные соревнования - бойцу подбирается своя программа. Но Ицюань, не замкнут на спорт, хотя его представители участвуют в соревнованиях.

Что именно вы переосмыслили Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо?

Отличный вопрос!

Серьёзная внутренняя проработка естественно сказалась на понимании Кёкусинкай и Иай- дзюцу. Например, любая стойка из статической превратилось в живую, со скрытыми внутри пружинами и усилиями. Любое движение стало очень удобным для тела и объёмным. Открылись новые возможности по вариантам применения техник. Поединок иногда можно видеть как в замедленной съёмке.

Что именно становится понятно? Обладает ли позиция потенциальной силой или нет. Будет ли техника целостной, а значит более сильной или сила будет ломаться в теле. Пустой удар или наполненный.

Ещё становится яснее как выстроить свои личные тренировки чтобы достигать целей, не получая травм. И есть методы для восстановления себя после самых разных повреждений.

Скорость боевого мышления и реакция становятся острее.

О каких прикладных аспектах, которые нашли ваши ученики, идет речь?

Спектр применения Ицюань широкий. Например, есть столбы сидя. Соответственно можно на этой основе выстраивать самозащиту начинающуюся из этого положения.

Затем есть работа с шестом. В отличии от Кобудо она внешне простая, но очень эффективная как автомат Калашникова.

Уже исходя из принципов Ицюань я тестировал работу с короткой палкой, ножом, тактическими ручками и так далее.

Когда характеризуют некоторые стили, то часто используют в описании технику стиля, например удары ногами в тхэквондо, инерционные броски в айкидо и т.д. Вот если в таком ключе, то какие техники будут визитной карточкой Ицюань?

В Ицюань у разных мастеров можно увидеть авторское понимание ключевых техник. Поэтому я выскажу своё мнение по официальной прямой линии, по которой обучаюсь сам. У мастера Яо Ченжуна я вижу хорошо поставленный вход на среднюю-ближнюю дистанцию и серия коротких ударов (в основном руками) с одновременным контролем противника. Зачастую вместо ударов может быть опрокидывающий толчок.

О каких именно ключевых техниках идет речь? Понятно, что это какая-то база стиля, но что в нее входит?

Ицюань это традиционный стиль Ушу. А в Ушу самое главное хороший удар. Базовые методы готовят к умению ударить и защититься любой частью тела. При этом сохраняются ключевые принципы.

Что за ключевые принципы? Это какие-то малозаметные нюансы выполнения техники или что-то другое?

Один из ключевых принципов заложен уже в самом названии стиля где ведущая роль отводится тренировке сознания (намерения, импульса мысли).

То есть развивается умение с первых секунд захватывать контроль ситуации своим намерением, в определенном контексте - волей. Этот же принцип используется и на физическом уровне, когда мы учимся выходить на мгновенный контроль с помощью метода Туйшоу . Далее ключевым принципом может подключаться метод Фали - выброса усилий. А каким будет Фали - толчок, удар кулаком, ладонью, ногой, это уже по ситуации, по предпочтениям конкретного человека.

Первый принцип в какой-то мере можно сопоставить с японским понятием состояния Заншин.

То есть любой стиль со своей техникой впишется в Ицюань и может использовать ключевые принципы и методики стиля?

Я бы сказал, что любой стиль можно улучшить с помощью методов Ицюань. В Китае, например, стиль использовался для подготовки боксёров, стрелков, баскетболистов и других спортсменов. У меня, кстати, тоже есть ученик профессиональный стрелок из пистолета. Он отмечает явную пользу.

Чем туйшоу Ицюань отличается от туйшоу других стилей ушу, например тайцзи цюань?

Отличие в том, что в Ицюань Туйшоу рассматривается как промежуточный метод для перехода к ударной технике. И этот переход реально отрабатывают. Плюс чаще идут различные заломы, подсечки, и прочие борцовские штучки. В Тайцзи зачастую Туйшоу рассматривается как конечный продукт безопасного поединка для проверки качества техники.

Тайцзишники часто критикуют Ицюань Туйшоу за то, что в нем на их взгляд все слишком жестко. На самом деле это более выраженное усилие на центр противника, которые и составляет основу боевого применения.

Воздействие на ближней дистанции происходит ударной техникой: 4 базовых удара кулаком (прямой, боковой, снизу и сверху). Эти техники близки к боксу.

Это также удары открытой ладонью, ребром ладони, локтями, головой, коленями, стопой, плечом.

И также точки с разным проникающим наполнением.

В линии моих мастеров, как правило используется ударная техника. В других линиях можно увидеть другие варианты.

Ицюань на мой взгляд может заточить неплохой анти-греплинг. Это я немного сам проверял с Кудо и БЖЖ.

Какая основная тактика бойца Ицюань?

Притвориться большим деревом :)

Тактика бойца Ицюань может быть такой. С помощью перемещений и ложных действий выйти на удобную позицию для удара и выброса силы (Фали). В идеале ударная техника сочетается с контролем противника и его центра тяжести.

Основное направление атаки - центральная линия. И примерно 70 % ударов направлено в голову.

Как правило боец Ицюань стремится перехватить инициативу и атаковать с разрушение защиты. Часто используется встречная атака с одновременной защитой.

Удары ногами используются обычно не выше пояса на средней дистанции в сочетании с действиями рук. И в боевом варианте они направлены на тазобедренные и коленные суставы. Также используется болезненный отвлекающий низкий прямой удар в нижнюю часть голени. На ближней дистанции зачастую используются удары в пах в сочетании с ударами головой. На сближении используются хлёсткие удары по глазам и удары основание ладони в подбородок. По корпусу чаще используются удары открытой ладонью, чем кулаки.

Как происходит обучение Ицюань?

Обучение в Китае проходит в общих группах, мини-группах и индивидуально. На стажировке я участвую во всех трёх тренировках в один день. В России я использую такой же подход. У меня есть небольшие группы и индивидуальные ученики. Ко мне также приезжают ученики из других городов на стажировку. Два раза в год я провожу углублённых Школы в Крыму и Карелии, плюс ознакомительные семинары в разных городах.

Как правило тренировка начинаются со столба. И их может быть 2-3. Затем переходят к методу Шили, Моцабу. После этого может добавляться Фали и парная работа.

На каком этапе своего обучения, ученик начинает изучать сами приемы?

Знакомство может быть прямо с первого занятия. Весь вопрос в целях занимающегося. Обычно Яо Ченжун в конце первой тренировки сам аккуратно работает в паре с новичком. Чтобы он мог оценить что он может получить в прикладном плане.

А так, в процессе все изучают удары с первых занятий вместе со столбами и другими базовыми методами.

В Ицюань, как и в других внутренних стилях нет понятия «приёмы», особенно в нашем понимании. Есть понятие Юн - применение.

Что это означает. Нет фиксации на конкретной серии действий. При том, что такие действия можно наблюдать.

В связи с этим применение (Юн) может встречаться уже с первых тренировок в основном в качестве демонстрации. При этом новичку предлагается повторить показанную технику либо серию техник. Как правило это не получается. Тогда и поясняется, что надо практиковать базовые методы, в идеале ты должен включать свои мозги и разобраться какие именно детали в базовых техниках имеют пробелы.

Опишите свою тренировку или свой тренировочный день.

5.30-6.00 - Подъём. Дзадзен, чай и утренние дела.

7.00 - Тренировка в парке (в любую погоду) с группой Ицюань (Цигун). Для всех желающих (бесплатно)

8.00 - Своя тренировка там же в парке до 9.00

10.00 - Индивидуальные тренировки в домашнем зале (не каждый день)

14.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

17.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

18.00-21.00 - Две группы по Кёкусинкай (вт. чт.)

20.45-22.00 - Группа Ицюань (пн. ср.)

17.00 - сборники Кёкусинкай (сб.).

11.00 - Кобудо, Кёкусинкай (воскр.).

Ну и в свободное время между этими тренировками самостоятельная практика.

На фото: Анатолий Криводедов практикует столбовую работу Ицюань

Что вы делаете в рамках обычной своей тренировки?

Ицюань: обычно столб 10-40 минут. Затем различные варианты из Шили, Моцабу, Фали и других основных и вспомогательных методов Ицюань. Зачастую Ицюань я практикую через технику Кёкусинкай. На улице по погоде, больше движения в холодную погоду.

В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

Я бы предложил занимающимся задать себе вопрос о цели своих тренировок. О стратегической цели, а не о тактических целях таких как победа на соревновании или аттестация на очередной пояс. Чем выше будут ваши цели, тем дальше вы продвинетесь на Пути.

Видео «Оздоровительные столбы»

Видео «Боевые столбы»

Видео «Основные Шили»

Видео «Перемещения в Ицюань - Моцабу»

Видео «Фуань фали - выведение силы в Ицюань»

Видео «Подводящие упражнения Хадзимэ Казуми»

Школа Ицюань. Видеокурс >>>

Смотреть видео

Первые 6 упражнений нацелены на: 1. Раскрепощение верхней части тела 2. Проработку навыка генерировать движения от стоп и поясницы 3. Улучшение подвижности суставов. По материалам мастер-класса Шихана Хадзимэ Казуми в Нижнем Новгороде 20 августа 2014 г. Семинар о подводящих упражнениях Шихана Казуми.x

Популяризация восточных боевых и прикладных искусств, чаще как оздоровительных гимнастик, привели к тому, что для западных стран и России стали привычны слова медитация, мантра, йога, у-шу, кунг-фу и цигун. Каждая из этих систем сочетается друг с другом, наделяя человека силой и здоровьем.

С древних времён все системы совершенства на Востоке держались в строгом секрете, вплоть до второй половины XX в. К его концу сначала стали проникать боевые искусства, а на рубеже XXI ст. в жизнь западного мира начали входить медитации с йогой. И вот только недавно стали широко преподавать цигун. Что это за искусство, позволяющее достичь полного внутреннего спокойствия , здоровья, подвижность суставов и позвоночника на ранних этапах, а на продвинутых получить особые знания, наделяющие практикующего сверхвозможностями.

Этимология

Слово цигун состоялось из двух иероглифов «Ци» и «Гун». Звучащий в русской этимологии Ци по-китайски звучит Чи. Ци - энергия, дающая начало всему, находящаяся везде и во всём. Гун - деятельность, труд. Слово буквально переводится как работа с энергией . В глубоком значении цигун, это искусство обладания внутренней энергетикой, позволяющее использовать энергию извне, дающее крепость здоровья, долгожительство, избавление от недугов, а также имеющее боевой аспект.

Цигун Википедия характеризует, как систему упражнений, соединяющих дыхание и медитацию в позициях и движении, созданных на базе даосских и буддийских практик, осуществляемых исключительно с физиотерапевтическим смыслом, но это скромненько сказано. Кроме оздоровительного эффекта, учение цигун открывает доступ в высочайшие области осознания, раскрывает подлинную суть и потенциал адепта.

Направления цигуна

Цигун вобрал в себя сразу несколько практик: медитацию, дыхание, предельную концентрацию, определённые позиции и перемещения. Это мощная и ёмкая система, применяемая в восточных школах и религиях , имеет пять основных направленностей, разделяясь, согласно области применения:

  1. Китайский медицинский;
  2. Даосский;
  3. Буддийский;
  4. Конфуцианский;
  5. Боевой цигун.

Направлений пять, а школ не счесть. В некоторых восточных традициях практика цигун является прикладной, значительно продвигающей адепта в основных техниках. Выполняя комплекс или элемент из него, практикующий выполняет техники дыхания. В состоянии динамической медитации он соединяет определённые движения, всё тело в последовательности движений слаженно перетекает, перемещаясь из позиций вместе с дыханием, когда движение совпадает с вдохом, выдохом или задержкой. При этом чувствуя каждое движение, где-то натяжение, где-то на место что-то стало. Правильное выполнение комплекса приносит удовольствие от занятия.

Китайский медицинский

Китайский цигун тесно связан с традиционной восточной медициной, базирующий на принципах равновесия полюсов в организме и пяти природных элементов, символизирующих стадии жизни:

  • дерева - рождения;
  • огня - роста;
  • земли - расцвета;
  • металла - зрелости;
  • воды - смерти.

Согласно их учению свободно двигающаяся энергия Ци (Прана) в теле, залог здоровья. Когда образуется её застой, тогда на том месте проявляется болезнь. Но, кроме жизненных стадий, на основе первоэлементов систематизировали все процессы и органы восприятия , чувства и переживания, части тела и органы в человеческом организме. Основываясь на этом, китайские мастера диагностируют заболевание и выбирают лечение.

Даосский

Цигун используемый последователями Дао, в дословном переводе означающее путь. Больше используется как медитация, в результате чего достигается долголетие и озарение, появляется непосредственная связь с природой. Даосы заметили, что увеличение Ци (праны) приводит к укреплению духа. Проходя первые три стадии, заключающиеся в преобразовании изначальной энергии в Ци, а затем поднятия её к макушке, для питания мозга, приводят к укреплению здоровья и достижению долголетия. Теперь даос может приступать к высочайшим задачам - просветлению.

В даосском цигуне используют поэтапный метод следования к высшим материям, что заметно в техническом исполнении, где точно следуют очерёдности действий, выполняя их регулярно, продвигаясь шаг за шагом. Принципы школы заключаются в циркулировании энергии по каналам, с концентрацией на активных точках организма.

Буддийский

Буддийское направление нацелено на осознание, с целью достичь высший энергетический уровень, притом ускоренным методом, внимание обостряется на внезапные преобразования сознания .

Конфуцианский

Развитие внутренних резервов организма и потенциала человека, используя методы взращивания искренности, бесстрастия, сдержанность и внимание, охватывая им весь мир, быть к нему отрытым. Честь и совесть адепта, позволяют даже в ярости контролировать речь и поведение.

Боевой

Боевым назван согласно области применения. Все восточные школы боевого направления применяют цигун как прикладное искусство, особенно храмовые школы внутреннего стиля, где последователю требуется развитие внутренней силы. Впрочем, цигун весьма схож с выполняемыми катами боевой техники, присутствием в обеих системах позиций и перемещений, в полном сосредоточении, с дыханием и характерными чувствами в теле. Только практика цигуна наделена оздоровительными, повышающими энергетический потенциал эффектами, наделяющими силой.

В результате укрепляется тело, становясь несокрушимым и твёрдым, словно сталь. Кроме физического эффекта, открываются каналы, повышающие качество восприятия и жизни, происходит психологическая подготовка состояния в бою.

Во многих боевых школах цигун выполняется как энергетическая система, в разных вариантах исполнения, дающихся поэтапно, согласно прохождению предыдущих. Он укрепляет части тела, наделяет огромной физической силой, устойчивостью позиций. Упражнения, совмещённые с практикой дыхания, вводят адепта в состояние боевого транса, при котором отсутствует чувство боли, сила возрастает до невероятных размеров. Такой боец может противостоять сотне врагов, его тело становится неуязвимым.

Цигун для начинающих

Многим людям, с западным складом ума, цигун может показаться сложнейшим в практическом исполнении и психологической нагрузке искусством, но это не совсем так. Это действительно с виду физически сложно выполнимая и глубокая система, связанная с космологическими и физиологическими принципами, которая на высших этапах приводит к запредельным, для обывателя, состояниям сознания. Но она построена на принципе: от простого к сложному.

Начиная с простейших упражнений, в зависимости от возраста и физических возможностей вновь поступившего, система усложняется, дополняясь характерными чувствами в теле и ощущениями движения, когда всё тело работает слаженно и свободно, согласуясь с дыханием . В результате наступает иное восприятие мира, ведущее к каждодневным открытиям на своём пути, постоянно расширяя сознание до вершин совершенства, которому нет предела.

Не всем стать мастером боевых искусств или цигуна, каждый может оздоровить себя, повысив качество жизни, за счёт духовного развития, оздоровительными комплексами, разработанными на основе древних знаний. Начать заниматься может любой человек, в любом возрасте. Если есть физические ограничения, то для этого есть определённые практики, статические упражнения, например, наделяющие особым состоянием, помогающие излечивать недуги.

Первые шаги в практике цигун

Для первого шага необходимо верить, что всё получится, какой бы сложной ни казалась практика цигун. Для начинающих разработан специальный комплекс из простых, в выполнении позиций и перемещений. Больше преобладают медитации и дыхательные системы. В роликах и на фотографиях люди видят не самых начинающих. Демонстрируют всегда достижения, поэтому на показательных выступлениях и в рекламных роликах технические достижения и красоту движения демонстрируют продвинутые ученики или мастера.

С виду простой комплекс для начинающих, прекрасно подходящий для людей с отвратительной физической формой и людей преклонного возраста, в действительности довольно результативный комплекс, с первых занятий наделяющий жизненной силой, подвижностью, ясным сознанием. Физические данные не имеют значения, по причине простоты в исполнении, даже для тех, кто никогда не увлекался физическими упражнениями и спортом.

Для начала занятий необходимо следующее:

  • вера в себя, что всё получится;
  • осознанность и добровольное желание заниматься;
  • отсутствие стремления изучить всё сразу, только постепенно и своевременно;
  • наличие систематического подхода к занятиям.

Прежде всего необходимо верить, что начиная постигать простые упражнения, через время получится освоить более сложные. Кроме физических упражнений, практика подразумевает тонкую работу с внутренним миром. Для этого необходима практика в полном осознании. Новички часто стараются выучить быстро как можно больше упражнений, что ведёт к упущению тонкостей и сосредоточения на главных элементах.

Не нужно стремиться к количеству заученных форм, лучше во время практики точно выполнять физические действия, концентрируясь на чувствах и внутренних переживаниях. Лучше сделать одно-два упражнения качественно, уделяя каждому движению всего себя, без остатка, чем выполнять весь комплекс поверхностно, без соблюдения предписаний из учения.

Если человек решил заниматься, то следует заниматься систематически, в одно и то же время, без перерывов, а потом рывков с большими нагрузками. Не проявлять жалости к себе и не лениться, посещать занятия или практиковать дома в отведённое время, не пропуская занятия . Заниматься лучше под присмотром инструктора 2-3 раза в неделю, а в остальные дни практиковать самостоятельно, используя обучающее видео. Самостоятельные занятия самоорганизуют и воспитывают внутреннюю дисциплину.

Площади для практики достаточно в пределах шага в разные стороны и времени 15 мин, после разучивания комплекса. Регулярные занятия позволяют освоить комплекс полностью и правильно выполнять каждое упражнение. В результате, организм на клеточном уровне оздоравливается, мышцы становятся эластичными, появляется свобода в движениях, укрепляется позвоночник, нормализуется кровообращение. Кроме физического здоровья, комплекс положительно воздействует на духовное состояние, наделяя безмятежным спокойствием.

Доброго времени суток, Бойцы! В этой статье я опишу уникальный комплекс цигун, для начинающих изучать психофизические практики людей. В самом Китае он весьма популярен за счёт простоты, доходчивости и быстрого тренировочного эффекта.

Выбирая среди сотен подобного рода комплексов, я руководствовался следующими соображениями. Во-первых, комплекс цигуна, для начинающих изучать психопрактики, должен быть простым и понятным.


Во-вторых, комплекс цигуна для начинающих должен быть интересным! Ну, и в третьих, от комплекса должен чувствоваться быстрый положительный эффект, что немаловажно, поскольку человек так устроен, что он не будет много лет разучивать нечто, от чего нет результата.

Как-бы сам не стану утверждать, что этот комплекс сильно простой, поскольку таковые бывают и много проще, но то, что он весьма интересен и приносить огромную пользу – это несомненно! И в этом причина, что выбор был сделан в его пользу.

Следует отметить тот факт, что о цигуне я уже делал статью под названием « » и который можно без боязни практиковать, поскольку оно уникально настолько, что риск получить какие-то побочные отрицательные эффекты, ничтожно мал. Но то упражнение было чисто интуитивного плана, хотя активизация энергетики была очень быстрой. Этот же комплекс цигуна для начинающих, сконструирован так, что своим жёстким порядком движений прорабатывает всё тело: это очень важно, если человек хочет заложить прочный фундамент для своего дальнейшего роста не только в психофизическом плане, но и в практике такого боевого искусства, как .

1. Чем отличаются цигун-комплексы различных школ боя внутренних направлений.

Если коснуться темы психотренинга немного подробнее, то практически каждой школе БИ, особенно даосского направления, были присущи индивидуальные цигун-комплексы, заточенные исключительно под его особенности.

Заметьте, что начальные упражнения по развитию энергетики совпадали почти во всех школах боевых искусств. Разнились именно цигун-комплексы. Это связано прежде всего с тем, что каждой школе характерна своя специфическая работа, а чтобы сделать её наиболее эффективной, разрабатывались психофизические комплексы, делающие упор на характерные черты своей школы.

Так, например, цигун-комплекс стиля чтобы «Белый журавль» изначально разрабатывался с той целью, чтобы повысить хлесткую силу рук. В «орлином когте» упор делается на развитии силы пальцев, а цигун-комплекс багуа-чжан, о котором и пойдёт сегодня речь, прорабатывает скручивания тела, его повороты, вращения и закручивания конечностей, а также, круговые перемещения. То есть, данный комплекс для начинающих, помимо всего прочего, способствует обретению навыка кругового движения, о котором мы уже многократно говорили.

2. Описание комплекса цигуна для начинающих.

Комплекс “Цигун поворотов и вращений” состоит всего из восьми движений, выполняемых как на месте, так и в движении.
Все полезные эффекты этого комплекса цигуна для начинающих, можно выразить в одном предложении: он объединяет внутренние И, Ци и Цзинь со внешними структурами сухожилий, костей и мышц. В «переводе на русский» это предложение звучит, как: «Благодаря поворотам и вращениям, комплекс отлично стимулирует все суставы и мышцы, подвергая их дозированному стрессу, т.е. такой нагрузке, которая нагружает мышцы и связки оптимально для каждого человека». Круговые движения комплекса также стимулируют акупунктурные полости, поскольку задействует близлежайшие мышцы.

Данный комплекс был создан даосами, а даосы, если кто не в курсе, ставили своей целью достижения бессмертия в физическом теле. В поисках решения этой сверхзадачи, им было создано великое множество просто уникальных оздоровительных комплексов, упражнений и методик и много таких разработок было сплавлено в одно целое с боевыми искусствами.

Я постарался изложить этот цигун, для начинающих людей максимально подробно, но если что будет непонятно, задавайте вопросы, а теперь, приступим к самому упражнению.

Цигун для начинающих. Подготовительная поза.

Суть этой позиции заключается в успокоении эмоционального ума, остановки внутреннего диалога и настройки на предстоящий тренинг.

Позиция. Человек стоит прямо, ноги вместе, руки свободно опущены - внешне это всё. Внутренне же человек должен быть полностью сконцентрирован на предстоящей тренировке. Ни одной лишней мысли! Только предстоящий комплекс! Время выделено, домочадцы предупреждены или ещё лучше: отсутствуют. Телефон и вовсе отключен.

Цигун для начинающих. Поза «взращивание эликсира».

Его целью является накопление энергетики в области нижнего дань-тяня, используя в качестве привязки для манипулированию энергетикой, собственное дыхание. Во время вдоха, внимание должно быть направлено на область под пупком, куда ведётся энергия из всех четырёх конечностей. Во время выдоха, энергия идёт вверх и обратно в конечности. При этом идёт расслабление и распрямление всех суставов рук и плеч. Получается, что во время выдоха, ци идёт вдоль позвоночника, проходит плечи, локти и достигает пальцев. Одновременно, она через таз, колени и лодыжки, достигает пальцев ног.

Физическая работа. Из естественной позиции этого комплекса цигуна для начинающих, человеку необходимо перенести вес тела на правую ногу и отставить левую влево на ширину примерно плеч, при этом колени немного согнуты и расположены прямо над точками юн-чюань. Пальцы ног как-будто вцепляются в пол - так идёт активизация внутренних «насосов» ног. Совершая обнимающее движение ладонями, необходимо перенести вес тела чут-чуть назад. Руки приподнимаем на уровень поясницы, пальцы смотрят косо вниз, ладони смотрят друг на друга. Плечи расслаблены, руки опущены, запястья распрямлены, расстояние между кончиками пальцев примерно сантиметров тридцать, тридцат пять, руки будто что-то обнимают: обычно автоматически активизируется мысленный образ шара.

Было бы очень неплохо предварительными упражнениями научится чувствовать этот шар, потому что удерживая его на уровне дань-тяня, человек само собой начинает вовлекать в работу и зону под пупком. Как научиться этот шар чувствовать, читаем в этом уроке (). Грудь необходимо расслабить, а для этого её необходимо некоторым образом «втянуть»: тут лучше попрактиковаться отдельно, чтобы понять нюансы. Голова должна ощущатся так, словно она подвешена за нить.

Поза выдерживается шестнадцать циклов брюшного дыхания. Дышите естественно и с удовольствием, но и не зацикливайтесь на нём! Ваша цель состоит в концентрации на животе под пупком.

Цигун для начинающих. Поза «Толкания жернова».

Для правильного выполнения этой части, применяется мыслеобраз постоянного прокручивания большого колеса в горизонтальной плоскости со следующим правилом: “На вдохе толкаешь, на выдохе тянешь - так поворачиваешь жернов”. Можно также представить, что ладони связаны с землёй столбом энергии, который и ведёт их по кругу, а можно и вообще мыслеобразы совместить: ошибкой это не будет.

Движения. Левое толкание: приставьте левую ногу к правой ноге - ладони при этом поворачиваются вниз (рис 3.). Из этой позиции, сделайте шаг левой вперёд и влево, описав ладонями горизонтальную дугу против часовой стрелки - выдох (рис 4). Далее, перенесите больше половины веса тела (примерно процентов 60) на заднюю ногу, возвращая ладони по дуге к животу - при этом совершите вдох (рис 5). Продолжайте переносить вес тела вперёд, и назад, описывая руками горизонтальный круг против часовой стрелке с обязательной координацией движений со вдохами и выдохами.
Всё это дело повторяется восемь раз. По окончании восьмого движения, перенесите весь вес тела на правую ногу, приставьте к ней левую и выпрямитесь, совершай вдох. Руки опущены, ладони находятся горизонтально пальцами вперёд (рис 6).

Далее, идёт правостороннее толкание, являющееся зеркальным отражением левосторонних движений.
Примечание. Существует два типа дыхания. Одним мы пользуемся постоянно - оно для нас привычно и естественно: при вдохе живот увеличивается, при выдохе - уменьшается. Это, так называемое, буддийское дыхание.

Существует ещё и другой вид дыхания, прямо противоположен первому: это когда при вдохе живот уменьшается, а при выдохе увеличивается. Этот вид дыхание способствует проявлению большей силы, чем при буддийском дыхании, а потому, совершенно необходимо его освоить.

Цигун для начинающих. Поза «вращения ладоней».

Указание. Поза вращения ладоней нарабатывает четыре вида усилия. Это «Накатывание», «Прокалывание», «Борьба» и «Заворачивание». Когда вы будете отрабатывать повороты ладоней наружу и возвращать их назад, то в этих движениях должно появляться ощущение этих четырёх усилий.

Усилие «Накатывания» должно возникать при вращении рук, усилие «Прокалывания» возникает в момент протыкающего движения вперёд, т.е. в момент вытягивания руки. Усилие «Рывка» связано с посадкой ладоней, а вот усилие «Заворачивания» - с ощущением того, что руки, точнее ладони, от кончиков пальцев до основания большого пальца, как-бы обволакивают что-то. То есть, четвёртая поза учит скоординированной физической работе телом с мыслеобразами.

Движения. Левое вращение ладоней. Начинаем вдохом цикл дыхания, совершая при этом шаг вперёд-влево примерно на 15 градусов, левой ногой. На неё переносится примерно 30 процентов веса тела, остальные проценты приходятся на правую. Вытяните обе руки вперёд, ладони вверх (рис 8). Разверните туловище тоже влево, одновременно разворачивая ладони наружу (рис 9). Тут основное требование такое, чтобы ваши ладони и пятка задней ноги должны находиться почти что в одной вертикальной плоскости.

Направьте оба указательных пальца вверх, немного согнув остальные пальцы: этими микродвижениями необходимо сработать так, чтобы возникло ощущение находящихся в каждой руке по луку. Смотреть необходимо на указательный палец верхней руки. Совершаем полный выдох.

Эта поза сохраняется на протяжении восьми дыхательных циклов, при этом следует обращать внимание на поток энергии и активизацию мышц. Дыхание естественное: обычное, свободное и не форсированное. При каждом выдохе, ци из нижнего дань-тяня должна направляться в конечности и чтобы этот поток был наиболее полон и легок, совершенно необходимо расслабить конечности тела - сустав за суставом. Спина после вытягивания рук, должна быть несколько округлена, в руках ощущение сжимания, в центрах ладоней наоборот - чувство расширения. Пальцы ног как-бы вцепляются в землю, грудь расслаблена, голова словно подвешена на веревочке.

По окончании последнего выдоха, поверните туловище в обратную сторону, пока оно не окажется в положении «вперёд», одновременно выпрямляя руки перед собой — начинается вдох (рис 10). Затем левая нога подтягивается к правой, а руки опускаются - конец вдоха. Вы принимаете положение, как перед началом исполнения этой ладони (рис 11).
Тоже самое нужно выполнить и на другую сторону тела.

Примечание. Как почувствовать четыре вида усилия. Несколько непонятно усилие “накатывания”: на этот счёт никаких пояснений нет. А вот усилие “прокалывания” довольно-таки легко сформировать. Для этого достаточно при отработке прямых движений представлять, что они проникают сквозь что-то узкое, например, через угольное ушко.

С усилием рывка мы все хорошо знакомы, только тут его необходимо переложить на посадку ладоней. А вот чтобы сформировать усилие заворачивания, нужно немного поработать отдельно. Нужно взять в руки большой кусок материи, например, простынь, и сделать им несколько движений, словно накрываете что-то. Это и есть “заворачивание”.

Цигун для начинающих. Поза «охватывающего поворота».

Указание. Необходимо, чтобы у человека выработался навык по управлению усилием поясницей и в этом суть позы «охватывающего поворота». Повороты в этом отделе тела рождают маховые движения руками и в каждом движении - от ступней к пояснице и от пояснице к кончикам пальцев — тело участвует как единое целое.

Движения непрерывны и происходят так, что именно поясница заставляет делать руки совершать маховые кругообразные движения. Во время удара ладони бьют по пояснице, выдох ускоряется, во время совершения остальных движений оно естественное: ровное, плавное и не форсированное.

Движения. Левый охватывающий поворот. Нужно перенести вес тела на правую ногу и сделать левой ногой шаг влево на ширину примерно плеч - начинается вдох. Далее идёт перенос веса тела на левую ногу (рис 12) и одновременно с этим руки вытягиваются вверх и влево ладонями вверх - тут вдох заканчивается.

Перенесите вес на правую ногу (рис 13) и сделайте мах руками в горизонтальной плоскости вправо так, чтобы левая ладонь шлёпнула по опоясывающему сосуду дай-май, проходящему вдоль поясницы. Взгляд направлен на правую руку - совершаем полный выдох.

Далее. Впиваемся в пол пальцами, поворачиваемся обратно и распределяем вес тела поровну между ногами. Не останавливаясь, поворачиваемся всем туловищем влево как можно дальше: левая ладонь при этом действии, движется за спину вдоль дай-май влево - ладонь смотрит вверх (рис 14). Правая рука идёт вниз к левой стороне поясницы. Совершаем вдох. Взгляд в направлении левой руки. Переносим вес на левую ногу и разворачиваем тело в пояснице, распрямляя руки, правая ладонь при этом действии, касается локтя левой (рис 15). Выдох.

Правый охватывающий поворот является отражением левого. Основное здесь то, что эти повороты чередуются между собой, а не исполняются так, что сначала делается полностью на одну сторону нужное количество раз, а потом на другую. Чередование идёт до тех пор, пока на каждую сторону тела не будет сделано по восемь движений.

Упражнение завершается поворотом вперёд, как в исходном положении, вес между ногами распределяется поровну, руки вытягиваются перед собой - вдох (рис 16). Далее, левая нога приставляется к правой, руки опускаются и совершается выдох.

Цигун для начинающих. Поза “Скрученного поворота”.

Одним из плюсов этого цигун-комплекса для начинающих, является наработка чувства личной двигательной сферы. А личная двигательная сфера постигается не только посредством наработки круговых движений, но и посредством ходьбы по кругу в том числе.

Указание. При перемещении по кругу, голова, тело и руки скручиваются к центру этого круга, наподобие верёвки, но следует заметить, что в тоже время, голова должна оставаться прямой, с ощущением подвешенности и не должно быть поднятых плеч.

При поворотах, мышцы туловища задействуйте постепенно. Когда будете удерживать позу, должно возникнуть чувство, что вы словно верёвка, которая скручена вдоль оси, или, если так удобней, бельё, которое выжимают. Когда совершаете выдох, немножко выталкивайте нижнюю ладонь назад и продолжайте чуток поворачивать вытянутую руку - эти манипуляции должны привести к чувству напряжения в туловище. Взгляд направлен через плечо понятой руки.

Движения. Левый скрученный поворот. Отставьте левую ступню влево примерно на тридцать сантиметров, а руками совершите движения, словно вы обхватили шар (рис 18). С течением времени, каждый раз при принятии этого положения, в руках будет сам собой активизироваться ясно чувствуемый образ шара: это нормально и говорит о прогрессе. Вдох.
Поверните внутрь правую ступню примерно на сорок пять градусов, разворачивая корпус влево (рис 19). Начинайте поворачивать левую ступню наружу настолько, насколько это возможно физически, поднимая и разворачивая при этом левую ладонь над головой, а правой ладонью совершайте движение, будь-то толкаете что-то в направлении левой подмышки (рис 20). Идёт выдох.

Это положение необходимо удерживать на протяжении восьми дыхательных циклов брюшного дыхания. Когда закончится последний цикл, разворачиваемся в первоначальное положение, только теперь левая рука будет сверху, а правая будет поддерживать шар от падения (рис 21).

Завершив упражнение, поворачиваем тело и разворачиваем ступни так, чтобы оказаться в позиции, как перед началом выполнения комплекса (рис 22).

Цигун для начинающих. Поза «протыкающего поворота».

Указание. Эта поза нарабатывает устойчивость и плавность при перемещении маховым и задерживающими способами ходьбы. Схема перемещений седьмой позы, приведены ниже и с которой необходимо всё время сверятся, пока не появится должный навык перемещения. Учтите, что рисунки сделаны с разных ракурсов.

Диаметр круга перемещения зависит от длины шага и от угла постановки ступней: вполне возможно, что в начале практики, удобнее будет ходить по кругу большего диаметра, потому что ступни надо будет ставить под меньшими углами. И, соответственно с опытом, углы постановки можно уменьшать, уменьшая и диаметр круга перемещений.

Показания. Мыслеобразы для шагания: когда идёт отталкивание задней ноги, нужно суметь почувствовать, что она словно отталкивается от почвы. Когда нога выносится вперёд, должно возникнуть чувство пинания, словно по мячу. Когда эта движущаяся нога проходит опорную, должно возникнуть ощущение «разведения ногами в стороны чего-то». Когда нога заканчивает шаг и касается земли, то она должна ещё несколько скользнуть вперёд, словно по грязи и с чувством «нащупывания» чего-то перед собой.

Движения. Исходное положение стандартное (рис 23). Сделайте вдох и совершите шаг вперёд левой ногой и поверните ладони влево, словно в позе вращения ладоней (рис 24).

Далее. Руки остаются на месте, но левая ступня поворачивается немного влево и совершается шаг по дуге правой ногой, ступню направив внутрь (рис 25). Снова совершается шаг по дуге левой ногой, ступня направлена внутрь (рис 26). После этого, правая ступня приставляется к левой и тоже немного повёрнута внутрь. В итоге, носки обеих ног смотрят немного внутрь, руки же при этом направлены несколько влево (рис 27).

Далее, поворачиваем корпус вправо до тех пор, пока руки не окажутся перед грудью и тогда начинайте опускать левую ладонь. Опустив её, выполните над ней протыкающее движение вперёд правой рукой ладонью вверх (рис 29). Одновременно с этим действием, совершите шаг вперёд левой (рис 30). Далее, делается шаг вперёд правой ногой по дуге, протягивая и проворачивая ладони вправо (рис 31).

Далее, хитрое движение: руки остаются на месте при перемещении по кругу в количестве пяти шагов: руки направлены в сторону гипотетического центра, образованного кругом перемещения (рис 32). На пятом шаге, ступни приставляются друг к другу, носками внутрь (рис 38).

Совершаем поворот туловищем, пока руки не будут прямо перед грудью (рис 39). Как только это случилось, начинайте опускать правую ладонь и совершите над ней протыкающее движение левой рукой (ладонь смотрит вверх) с одновременным шагом вперёд правой (рис 40).

Затем шагните левой ногой по дуге, протягивая и поворачивая ладони влево (рис 41). Сделайте два шага по дуге, руки в это время остаются на месте (рис. 41 и 42).

Далее, совершаем три шага по дуге, как на рисунках 43, 44, 45. Здесь вы окажетесь в позиции для выполнения ещё одного правого протыкания над рукой (рис 46). Повторите правое и левое протыкание ещё семь раз.

Для завершения этого упражнения, нужно после проведения последнего левого протыкания над рукой, выполнить движение нижеследующей, восьмой позы.

Цигун для начинающих. Завершающая позиция.

Указание. В позиции, с которой начинается восьмая завершающая поза, необходимо сделать небольшую паузу, а затем продолжить без остановок до конца. В конечной позиции также несколько минут находимся в неподвижном состоянии, чтобы энергетика вернулась туда, откуда начала свой путь: в нижний дань-тянь.

Движения. Оказавшись в позе уже изученных выше «поворачивающих ладоней», необходимо сделать небольшую паузу (рис 47), а далее, отработать без остановок до конца.

То есть, из положения (рис 47), приставляем правую ступню к левой — носки повёрнуты внутрь и смотрят друг на друга (рис 48). Сначала опустите правую руку, а затем поднимите её по кругу вправо, развернув при этом ладони обеих рук вверх (рис 49). Поднимите обе руки над головой, вдохните и опустите их перед собой (рис 50). Начинаем делать выдох.
Продолжаем опускать их и выпрямлять ноги, разводя при этом руки по бокам. Разверните правую ступню так, чтобы она смотрела вперёд и приставьте к ней левую. Завершите выдох (рис 50). Всё!

Как разучивать этот цигун-комплекс для начинающих.

Разучивая этот комплекс цигун, начинающим нет необходимости сразу же приступать к выполнению его целиком. Необходимо присмотреться к нему, мысленно проработать каждое движение, нюансы переходов с одного движения на другое, от одной позы к другой — это уже будет тренировка и когда вы приступите к физическому тренингу, то заметите, что вам не надо будет задумываться, какое упражнение и как делать, поскольку в результате мысленной проработки, тело практически будет работать без участия мозга!

Я понимаю, что многим не терпится сразу же приступить к выполнению комплекса целиком, но для начала, достаточно начать с какого-то одного движения, но отработать его буквально до естественной чистоты и плавности движений: так, чтобы впоследствии, не возвращаться постоянно к слабо изученному разделу.

Затем изучить следующую позицию, затем ещё следующую - до тех пор, пока все восемь движений не будут отработаны как надо. Объединив же их все, получим то, к чему стремились: к упражнению, которое будет долгие годы поддерживать вас в тонусе, а если дополнительно к нему, вы ещё будете вдобавок тренировать себя на сверхбыстрые движения, например, вот этими, взятыми из арсенала древних систем боя, то вы не будете двигаться по-жизни с ощущением, словно с вас содрали всю кожу, а внутрь тела налили цемент!

Статьи небольшой итог.

1. Вот такой вот опус получился - с меня семь потов сошло, чтобы полностью проиллюстрировать этот комплекс цигун для начинающих. Пришлось даже освоить соответствующую программу по анимации, в которой выставлял «актёра» в необходимые позы, а потом сохранял его скриншотами. Но, считаю, что эта статья стоила потраченного на неё времени: очень уж это интересный комплекс. Опять же, ставится навык кругового движения, что нас весьма интересует, поскольку круговое движение основа любой пластичной системы боя.

2. Если вы изучили всё это дело внимательно, думаю поняли, что данный комплекс для начинающих, скачком не освоишь: уж очень много нюансов. И хоть человек пытается быстро решить взятые на себя обязательства и с чистой совестью отставить в сторону, в этом случае, такой подход не пройдёт, потому что нельзя изменить собственное тело, а уж тем более состояние мозга, за неделю или даже год тренировок. Любое упражнение, направленное на развитие собственной личности, выполняется годами и даже этот комплекс цигуна для начинающих здесь не исключение, поскольку тренинг есть тренинг.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

“Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

(1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

Методы тренировки.

1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

Требования.

1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

Комплексы:

1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

  • тренировка каналов – от 9 упр.
  • энергия человека – от 3 упр.
  • энергия Стихий – от 5 упр.
  • лечение – от 5 упр.

3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.