Постановка натюрморта: правила, соблюдение условий, образец, фото. Правила составления натюрморта. Натюрморт в интерьере. Как сделать натюрморт Установка простых натюрмортов

Вы хотите научиться рисовать? С чего следует начать? С набросков? Правильно, а что дальше? Дальше следует освоить искусство постановки натюрморта. Благодаря натюрмортам начинающий художник быстрее освоит предметный рисунок, а опытный рисовальщик сможет усовершенствовать свое мастерство. Как нужно правильно собирать натюрморты?

Натюрморт должен быть интересен художнику

Что должен испытывать творец, ставя перед собой какое-нибудь задание? Вдохновение. Человеку должно нравиться то, что он делает. Поэтому так важна качественная постановка натюрморта. Художник должен быть в восторге от композиции, которую ему нужно перенести из трехмерного пространства в двухмерное.

Но что делать, если у человека пока не хватает навыков для изображения сложных предметов? Нужно рисовать что-то простенькое. Но к кубам и шарам душа лежит не у всех. Поэтому найдите дома предметы простых форм, которые вам будут нравиться. Например, вместо шара можно взять арбуз, а вместо прямоугольника принести с улицы кирпич. Художник с особым вниманием должен подходить к выбору каждого предмета.

Почему-то многие думают, что чем причудливее вещи используются в композиции, тем натюрморт будет выглядеть симпатичнее. Поверьте, это - миф. Если вы возьмете изящную статуэтку, которая вызывает у вас отвращение, вы никогда не сможете красиво ее нарисовать. Поэтому всегда составляйте композицию из тех вещей, к которым лежит душа.

Объекты должны быть свежими

Второе правило, которому художник должен следовать, - это брать для постановки натюрморта только свежие продукты. Если вы планируете рисовать что-то скоропортящееся, то вам нужно садиться за мольберт сразу же после того, как вы соберете композицию. Если вы не планируете рисовать в ближайшие дни, то не используйте в постановке ничего быстропортящегося. Лучше взять продукты, срок хранения которых не ограничен двумя-тремя днями или же заменить настоящую еду муляжами. Если нет возможности использовать муляжи, то выбирайте те съестные припасы, которые, по вашему мнению, самые свежие.

После того как вы каждому предмету в постановке найдете место и нарисуете первые наброски, следует обвести месторасположение предметов на драпировке, а сами объекты убрать в холодильник. Благодаря контуру, который останется на ткани, будет легко восстановить не только месторасположение предметов, но и расстояние между ними.

Вещи должен объединять смысл

Как собрать качественный натюрморт? Для этого следует объединять все вещи общим смыслом. Например, если вы собираете композицию, посвященную лесной прогулке, то следует использовать корзинку, грибы, ветки и листья, а также ягоды и чучела птиц. Если вы надумали собрать натюрморт с тематикой «женские штучки», следует использовать причудливые пудреницы, духи, зеркала и кисти для макияжа. В постановке натюрморта "завтрак гурмана" могут быть использованы различные фрукты, хлеб и банка с вареньем.

Тематика каждой композиции должна хорошо прослеживаться любым смотрящим. Не нужно высасывать связь предметов из пальца. Если вы очень хотите использовать серп в композиции с завтраком, то лучше положите его под стол, но не на стол. Всю картину будут портить неуместно расставленные вещи. Они будут выбиваться из композиции. А ведь натюрморт - это не склад продуктов, хаотично накиданных на столе. Натюрморт - это грамотно выстроенная композиция, которую нарушить может любая мелочь.

Гармония между схожими и различными формами

Постановка натюрморта для живописи - это целое искусство. Человек должен найти такие предметы, которые будут хорошо гармонировать друг с другом по цветовой гамме, по размеру и по форме. Особое внимание следует уделить последнему критерию. В одну композицию не нужно нагромождать множество одинаковых предметов. Если вы используете бутылки, то они должны быть разнокалиберные. Не нужно выстраивать на заднем фоне забор из баклажек одинаковой формы и размера. Следует использовать такие предметы, форма которых визуально похожа, но размер которых отличается. Например, вы можете найти прямоугольник со скругленными краями, цилиндр и шар. В подобную композицию сложно будет вписать куб или что-то граненное.

Контуры, очертания и плавность линий должны повторяться. Тогда композиция будет смотреться цельно и гармонично. Совмещать несовместимые предметы можно, ведь в искусстве не существует правил, которые нельзя нарушать. Но прежде чем переходить границы дозволенного, человек должен выучить классические каноны.

Центр композиции должен быть один

Любой, даже начинающий художник, должен соблюдать простое правило любой хорошей композиции, - центр должен быть один. Постановка натюрморта для живописи подчиняется этому правилу. Смотря на постановку, глаз должен сразу за что-то цепляться. Проще всего центр выделить размером. Поставьте большой предмет в любой угол натюрморта, и он будет бросаться в глаза.

Если не хочется выделять центральную вещь размером, можете поэкспериментировать с цветом. В этом случае оттенок предмета должен радикально отличаться от оттенков, которые используются в композиции.

И еще один способ выбелить центр - это образовать в композиции пустоту. Но подобным образом выделять центр должны только опытные художники. При неправильной расстановке предметов пустота перестанет быть центром и сделает композицию неуравновешенной. Если вы хотите добиться наилучшего эффекта, то вам следует использовать только один из вышеперечисленных способов. Все вместе их использовать нельзя, иначе натюрморт перестанет быть сбалансированным.

Игра на контрасте и нюансе

Фото натюрморта, который собран по всем правилам, представлено выше. Если вы только начинаете постигать искусство составления композиции, то выбирайте составные части постановки, которые будут контрастировать друг с другом. Подобный натюрморт смотрится сочно и броско. Но помните, что больше трех цветов лучше не сочетать. Четвертый оттенок можно использовать в драпировке. Но в этом случае он должен быть нейтральным, черным, белым или светло-пастельным. Контрастные натюрморты просто не только собирать, но и рисовать. Разница цветов художнику будет очевидна. Все, что необходимо будет сделать, - правильно подобрать оттенки.

Если вы умеете собирать красивые композиции, то попробуйте составить постановку с акцентом на нюанс. Все составляющие натюрморта должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Разница будет в оттенках. Ее то и нужно будет найти художнику. Подобные постановки писать сложно, так как не у всех художников получается правильно расставить акценты и выделить центр композиции.

Соразмерность

Когда человек собирается делать постановку натюрморта для рисунка, то он должен учитывать соразмерность предметов. Рядом с большой вазой не следует класть спичечный коробок. Он будет смотреться неуместно. Большие предметы с маленькими должен соединять своеобразный мостик, образованный объектами среднего размера. Массивные предметы должны стоять на заднем фоне и не перегораживать небольшие вещицы переднего плана. Кто-то может рассмотреть градацию размеров как яркий пример контраста. Подобным образом у вас получится сделать дисгармонию композиции и внести в нее динамику. Но ваш натюрморт не будет устойчивым и в глазах зрителей. Постановка будет рассыпаться на части. Если небольшие предметы стоят рядом с большими, грамотно уравновесить их невозможно. Поэтому обратите внимание на гармонию пропорций в своей композиции.

Также следует помнить, что объемные складки следует считать частью постановки. И на большую складку класть россыпь бус будет неразумно. Если уж хочется что-то туда поставить, лучше выберите массивный кувшин.

Разноплановость

Вы видели цветографические картины? Модель многопредметной постановки натюрморта в любой продуманной композиции такая: сзади - крупные предметы с минимальной детальной проработкой, а на переднем плане - что-то небольшое и рельефное. Объекты, которые лежат ближе к художнику, должны выделяться не только по размеру, но и по цвету, и по текстуре. Задний план художники вуалируют более темными красками, в то время как предметы с переднего плана всегда хорошо прописываются яркими цветами. Композиция должна быть грамотно уравновешена, и в то же время в ней должны отсутствовать грубые ошибки с детализацией.

Кого-то могут испугать предметы с ярко выраженным рисунком. Например, небольшие которые являются отличным фоном, или же гипсовые головы, которые требуют детальной проработки. Ставить такие предметы на задний план можно, если все остальные вещи в натюрморте будут маловыразительными и мало детализированными.

Детали на деталях

Хотите сделать натюрморт интересным? Тогда разнообразьте его детализированными вещами. Например, используйте не простой белый сервиз, а чашки и чайники со сложным рисунком. Узор может украшать старинный рушник или же в качестве акцентов могут выступать небольшие фигурки или статуэтки. Вещи должны быть красивыми, и художнику должно захотеться рассмотреть предметы повнимательней. Подобные детали цепляют взгляд, и зритель не остается равнодушным.

Но не перегружайте композицию. Если вы используете в натюрморте декоративную посуду, значит, драпировка должна быть однотонная. Если же вы используете принтованные ткани, выбирайте нейтральные предметы, которые на фоне броского материала не смогут потеряться. Не перегружайте натюрморт. Композиции, в которых много интересных деталей, приятно рисовать. Но с подобным заданием справится только опытный художник, а не новичок. Поэтому всегда здраво оценивайте свое мастерство.

У натюрморта должен быть характер

Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные или контрастные. В вашей работе не должно быть случайности. Используйте только те предметы, которые подходят по смыслу и по концепции. Если вы собираете натюрморт и делаете его на нюансе, то будьте внимательны к предметам, которые используете. Они должны отличаться друг от друга не только цветом, но и фактурой.

Неинтересно рисовать исключительно глянцевую посуду. Художнику приятно искать новые способы передачи поверхности вещей. Если вы собираете натюрморт с темой завтрака, то возьмите хлеб, яйцо, огурец и пирожное. Эта еда кажется самой простой, но все предметы имеют отличия в фактуре поверхности.

Фон

Собираете натюрморт? Учебная постановка требует от педагога знаний относительно специфики фона. В качестве цветовой подложки следует использовать темную материю теплого оттенка. На такой ткани все светлые предметы будут смотреться выразительно. Ученику не придется долго думать о контрастах. Фон темный, задний план средней насыщенности, а вещи на переднем плане светлые и выразительные. Именно на простых заданиях ученики познают правила композиции и все тонкости расставления акцентов.

В качестве фона можно использовать не только ткань, но и предметы из окружения. Например, в качестве бэкграунда педагоги используют угол комнаты. Подобные натюрморты помогают студенту понять, что композиция является не чем-то отдельным, а частью окружающего пространства. Если занятия проходят в режиме пленэра, то фоном может стать трава или же деревья. Предметы быта интересно писать под прямым солнечным освещением, когда задником является красивый цветущий куст розы или жасмина.

Складки

Фото постановки для натюрморта вы можете посмотреть выше. Одним из акцентов данного произведения являются складки. Их должен хорошо рисовать любой уважающий себя художник. Как выбрать материал? Для создания складок лучше использовать старую ткань, которая была в употреблении. Используется такой материал не из экономии, а по той причине, что выгоревшее полотно живописнее, чем новый отрез с принтом.

Для создания складок можно использовать как грубый материал вроде холста, так и что-то струящееся, вроде шелка. Различия будут в количестве складок и их качестве. На грубой ткани получаются массивные заломы, которые порой даже имеют острые углы. На шелке получаются мелкие складочки, которые сложно разложить по своему усмотрению.

Как правильно выбрать расцветку материала? Желательно использовать ткань тех оттенков, которые студентам придется смешивать, а не тех цветов, которые входят в стандартную палитру.

Освещение

Как рисовать натюрморт? Важную роль в любом рисунке играет освещение. Оно бывает естественное и искусственное. Начинающим художникам лучше рисовать при естественном свете. А студентам, которые уже получили начальные знания в области рисования, можно переходить на постановки, освещенные софитами. Благодаря освещению выявляется фактура и текстура предметов, а также лучше читается форма вещей.

Если говорить о профессиональной съемки натюрмортов, то это еще и очень выгодное дело, так как такие фотографии используются во всевозможных журналах, каталогах и веб-сайтах. В работе с натюрмортами есть много преимуществ, которые часто недооцениваются. Сегодня мы расскажем вам некоторые основные правила о съемке натюрмортов и, возможно, этот жанр заинтересует вас.

Приступаем к работе

Вопреки распространенному мнению, вам не нужна студия или какое-нибудь место, для того что бы начать фотографировать натюрморты. Вы можете начать с простого использования пространства дома, вам на помощь может прийти свет из окна и простой фон.

Фотографируя натюрморт, для создания кадра вам потребуется учесть гораздо меньше деталей, чем при работе с пейзажами или при съемке моделей. Готовясь к съемке, и думая о будущей фотографии, у вас есть гораздо больше возможностей регулировать положение предметов.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон. Фотографируя, старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, такие поверхности могут искажать свет и портить кадр.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим. Если вы не можете себе позволить приобретение студийного осветительного оборудования, то сможете обойтись и подручными приборами. Помните, у вас есть полный контроль над съемкой, так что если вы хотите, найти помещение, в котором можете полностью избавиться от естественного света с помощью жалюзи или штор, вы сможете создавать оригинальные кадры с самостоятельно установленным искусственным светом. Если такой возможности у вас нет, создайте привлекательные фотографии с помощью натурального света.

Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы так же можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Использование штатива плодотворно влияет на съемку натюрмортов, с их помощью вы можете наблюдать за сюжетом. Так же, он поможет вам использовать длинные выдержки, и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, что бы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Определяемся с выбором фона

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, красивым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на фоне простого фона, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов, вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут, в качестве фона, хорошо будет смотреться черный бархат, или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей , подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.

Что бы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре кадра? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это сейчас не звучало, но поверьте, на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть практически уверенны в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.

В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать кадр, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовится к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.

При съемке натюрмортов, у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, что бы сфокусироваться. Для предметной фотосъемки вам отлично подойдет макро объектив, если такого вида оптики у вас нет, то можете просто попробовать снимать в макро режиме. В данном случае это может быть самый оптимальный вариант.

Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идеи, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.

Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.

Пришло время фотографировать!

Найдите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все, полученные ранее, советы и приступайте к работе.

Каждый из нас много раз в своей жизни сталкивался с натюрмортами. Мы видим их каждый день в своем окружении, только не на полотне, а в реальной жизни. Расставляя осенние листья в вазе или цветы на подоконнике, мы не думаем о том, что следуем законам композиции, перспективы, сочетания цвета. Постигая красоту интуитивно, мы каждый день создаем натюрморты в своем доме, в антресоли за стеклянными дверцами, на книжной полке.

Художник не только запечатлевает красоту формы и цвета акварельными красками или масляными, но ищет способы обратить наше внимание на совершенные формы и прелесть цветовой гаммы различных предметов. Таковы законы правильного натюрморта.

Особенности современного натюрморта

Американский художник Скотт Приор создает натюрморты на фоне окна. В композиции участвуют самые обыденные предметы: бутылки, чашки, безделушки, которые всегда можно найти на кухне, и даже раковина. В чем секрет популярности картин Скотта? В реалистичности изображения и тонком чувстве цвета. Правильные и в то же время новаторские натюрморты выполнены таким образом, что от них невозможно отвести взгляд. Их цветовая и композиционная гармония, завораживает, вносит в душу покой.

Художница Крисс Каннинг рисует цветы. Секрет ее работ в гиперреалистическом изображении предметов, окружающих цветок. Четкостью изображения картина напоминает цифровую фотографию. А вот сам цветок (крупный и яркий) нарисован в другой манере – так, что видно: это живопись. Каждый художник находит свой оригинальный способ натюрморта «не такого, как у всех». Некоторые изображают на столе вместо вазы животных, другие – загромождают пространство старыми, ветхими, давно вышедшими из употребления предметами, но суть правильного натюрморта не в оригинальности идеи, а в овладении секретами игры света, цвета, фактуры, объема.

Виды правильных натюрмортов

Натюрморты бывают контрастные и нюансные, теплые и холодные. По месту расположения выделяют натюрморты в интерьере и в пейзаже. Очень важны различия натюрмортов по типу освещения. Свет может быть боковым, прямым или рассеянным, также иногда натюрморт рисуют против света. Можно говорить о натюрмортах учебных и художественных, традиционных и новаторских. В любом случае овладение правильным натюрмортом поможет освоить более сложные виды живописи, так как основы композиции и цвета имеют решающее значение при работе любыми художественными материалами в любой технике.

Правила написания натюрморта

Последовательность написания натюрморта несложная, но на каждом этапе есть свои нюансы в работе.

  1. Выбор ракурса. Расстановка предметов. В натюрморте не бывает случайных предметов, каждый предмет имеет свое значение и соотносится с остальными. При этом рекомендуется один из предметов сделать центром постановки – он должен выделяться по каким-то параметрам из общей группы.
  2. Подбор цветовой гаммы и угла освещенности. Предметы в композиции должны быть разными по цвету, при этом приветствуются «приятные» сочетания цветов. Цвет фона обычно темнее предметов. Выбор угла освещенности поможет наметить соотношение теней.
  3. Эскиз карандашом. Эскиз позволяет распределить предметы непосредственно на листе с учетом ширины, высоты и глубины, уточнить размеры и форму отдельных предметов.
  4. Проработка фона. Так как на цветном фоне предметы будут выглядеть совершенно иначе, чем на белом, рекомендуется сначала закрасить фон, затем работать с остальными предметами.
  5. Проработка предметов. На заключительном этапе работы можно внести поправки в первоначальный эскиз, изменить размер и цвет отдельных частей.

Следует помнить о том, что правильный натюрморт – это сплав всех законов живописи в единое целое. Поэтому работать над отдельными деталями, забывая об остальных, в натюрморте невозможно.

Выразительные художественные средства для правильных натюрмортов

Натюрморт рисуют различными художественными материалами в разных техниках. У художников в Королеве наиболее популярны техника акварельной и масляной живописи. Натюрморт ещё рисуют гуашью. Каждая из техник дает свой художественный эффект. Акварельными красками лучше рисовать светлые, праздничные натюрморты, натюрморты в пейзаже. Натюрморт с цветами часто выполняют в технике лессировки (наложения одного слоя краски на другой), эта техника позволяет сделать цветки красочными, живым, объемными. Масляными красками пишут солидные «правильные» натюрморты в интерьере. Масляные краски в большей степени, чем акварельные, позволяют получить реалистичное изображение предметов, передать форму и цвет. Натюрморт гуашью считается менее сложным, но и он передает настроение композиции, прелесть формы, цветового своеобразия предметов.

Что самое главное в натюрморте?

Натюрморт – это зеркало, которое отражает нашу повседневность: вещи, бытовые мелочи, посуду, все то, чем мы пользуемся каждый день. Натюрморт – прожектор, который высвечивает интересные и яркие эпизоды нашей жизни. Натюрморт – это история, консервирующий художественный материал, который на века сохранит нашу реальность. И ещё – это искусная живопись, сосуд, в котором живут душа и талант художника. Новаторские натюрморты находят своих покупателей, а вопрос -правильный натюрморт или неправильный – лучше решать с точки зрения зрительских симпатий.

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

Будучи начинающим фотографом, я часто проводил эксперименты со съемкой разноцветных фруктов, листьев и цветов. Верьте или нет, съемка неодушевленных предметов всегда была одним из наших любимых время препровождений как фотографов. Но не более! С таким большим спросом на снимки живого продукта в журналах и вебсайтах, фотографии натюрморта сегодня являются бизнесом на миллион.

Съемка натюрмортов – это уникальный фотографический опыт. Работая с неживым объектом, у вас есть достаточно времени, чтобы творчески подойти ко всем настройкам камеры и фотографировать до тех пор, пока в итоге не скажете: «Вау! Этот снимок идеален».

Фотография в жанре натюрморт кажется простой, но вдохнуть жизнь в неживые предметы требует большого творческого потенциала и, очевидно, много практики. Если вы запутались с освещением и кадрированием, то в итоге довольно легко получить банальный снимок и без того скучной связки ключей. Здесь вы найдете шесть наиболее распространенных ошибок, допускаемых фотографами в создании натюрмортов.

Ошибка №1 – Неподходящее освещение

Правило первое: объект должен быть хорошо освещен. В конце концов, это главная тема вашей фотосессии. Использование естественного света в целом дает отличные результаты.

В том случае, если вы снимаете в помещении, вам нужно более творчески подойти к вопросу освещения предмета. Одной из распространенных ошибок является съемка под такими источниками искусственного света, как светодиодные и флуоресцентные лампы. Почему? Потому что такие источники света изменяют естественную цветовую температуру, из-за чего предмет выглядит неестественно. Более того, они делают ваш неживой предмет таким, какой он есть – безжизненным и скучным.

Решение проблемы освещения при съемке натюрморта

Разместите ваш предмет возле естественного источника света, такого как открытое окно. Подойдите творчески к тому, как свет падает на предмет. Он выглядит удивительно, когда свет падает на него сбоку? Или предмет выглядит более привлекательно, будучи освещенным сзади? Лично я считаю, что боковой естественный свет более привлекателен. Легкие тени и видимые детали в естественном освещении пробуждают интерес даже к скучным предметам.

Другой важный момент, о котором нужно побеспокоится, это интенсивность естественного света, попадающего на объект. Избегайте съемки под прямыми солнечными лучами. Яркий солнечный свет может уничтожить тонкие детали и цвета предмета. В качестве решения, если вам действительно нужно снимать под широким солнечным светом, используйте модификаторы света, такие как софтбокс (или полупрозрачный отражатель), которые помогут создать эффект облачности и сделают прямой свет мягко рассеянным.

Ошибка №2 – Отвлекающий фон

Следующей распространенной ошибкой в натюрморте является размещение предмета на отвлекающем фоне. Ваш объект является главным и заслуживает все внимание. Поэтому вам нужно убедиться, что задний план не содержит отвлекающие элементы. Под этим я подразумеваю все, что перетягивает ваше внимание от главного предмета на фон позади него. Например, съемка вазы с цветами на фоне домашней мебели.

Решение

Выберите простую стену, покрашенную в нейтральный цвет. Если такой стены нет, то закройте ее листом белого ватмана, чтобы она не отвлекала от основного объекта. Еще один совет, если вы снимаете свой объект на столешнице, то лучше аккуратно накройте стол белой тканью или бумагой. Главная идея состоит в том, чтобы сфокусировать максимальное внимание на предмете.

Ошибка №3 – Отсутствие штатива

В том случае, если вам нужно использовать длинную выдержку, убедитесь, что не получите размытое изображение. Примером такой съемки может быть декоративный фонтан в помещении. Возможно, вы захотите снять на длинной выдержке движение льющейся воды. В таком случае имеет смысл использовать штатив, потому что даже небольшое движение камеры приведет к размытому изображению.

В паре со штативом вы можете использовать беспроводной пульт для спуска затвора. Таким образом исключено даже малейшее движение камеры. В качестве альтернативы дистанционному пульту вы можете использовать в настройках камеры 2-хсекундный таймер.

Ошибка №4 – Неподходящее кадрирование

Кадрирование снимка помогает привлечь и зафиксировать внимание зрителей к вашему объекту. Кадрируя изображение, определите, заполняет ли предмет кадр таким образом, чтобы привлечь внимание. Используйте правило третей, передвигайтесь вокруг него и экспериментируйте с различными углами. Вы определенно найдете тот идеальный кадр.

Ошибка №5 – Отсутствие экспериментов

Изощренность действительно окупается, когда дело касается фотографий натюрмортов для профессиональных и коммерческих целей. Когда вы завершите все настройки и сделаете несколько кадров, попробуйте изменить сцену – передвиньте предмет в немного другое место, что-то добавьте в сцену, что дополнило бы предмет, используйте разные углы и источники света, меняйте кадрирование снова и снова. В итоге каждый раз вы будете получать уникальное произведение искусства.

Ошибка №6 – Неправильный выбор объектива

Натюрморт – это создание глубины и выявление предмета таким образом, чтобы он прямо взаимодействовал со зрителем. Как достичь такого уровня внимания? Используя малую глубину резкости.

Это прекрасно работает с предметами с высоким уровнем детализации: цветы, листья и фрукты. В таких сценах вам нужно подойти ближе к предмету, перевести камеру в режим AV (Приоритет диафрагмы), и выбрать наибольшее фокусное расстояние. Телеобъектив является лучшим инструментом для такого рода съемки, потому что длинное фокусное расстояние сжимает перспективу, делая предмет более выделяющимся.

Это не означает, что только телеобъектив подходит для натюрмортов. Если вы хотите выделить тонкие детали предмета, снимайте на телеобъектив. С другой стороны, если нужно сфотографировать все, что находится на вашем столе, то подойдет стандартный объектив 50 мм или широкоугольник.