Материальные потребности человека - примеры, особенности. Материальный мир (материя)

В мироздании существуют два противоположных мира: материальный мир, созданный желанием получать, и духовный мир, созданный желанием отдавать.

Желание получать наслаждения является центральным свойством материального мира. Наш мир дан нам в ощущениях , состоящих из этого желания, а человеческий разум помогает варьировать им.

Существует еще и другое состояние, которое мы можем создать, находясь в этом низшем из миров тем, что станем изменять его природу, его материю со свойства получения на свойство отдачи. И тогда мы увидим материю в совершенно другом виде, другом облике, другом плане – материю, работающую вне себя, на отдачу.

В нашем мире такого свойства нет, поскольку все, что я ощущаю здесь, я ощущаю потому, что это входит в мои органы чувств. А духовный мир устроен инверсно, на состоянии, когда я выхожу из себя и ощущаю все вне себя.

Но нам непонятно, как можно ощущать что-то вне себя. Если я что-то вижу, то это находится в том пространстве, которое мой орган чувств постигает, включает, ощущает. А как я могу ощутить то, что он не чувствует? Иными словами, у человека существует порог ограничений на постижение мира в его органах чувств.

А духовный мир постигается и вырисовывается в наших ощущениях, которые работают по принципу "вне себя". Для этого создается новый орган чувств, который ощущает другого: я чувствую то, что находится в нем, что ощущает он. Это можно сделать только тогда, когда человек получает свойство .

В нашем мире любовь – это самонаслаждение от пищи, секса, семьи, детей, неважно чего. Мы любим эти источники удовольствий, потому что они вызывают в нас особое возбуждение, которое мы ощущаем как нечто приятное.

Но истинная любовь предполагает любить не себя и в себе, а объект вне меня. И тогда получается, что я могу чувствовать то, что чувствует он. Если я приобретаю возможность ощущать что-то вне меня, тогда это называется обретением духовного свойства – свойства отдачи: настоящей любви, когда я могу любить то, что любит другой, а не то, что нравится мне. В этом отличие одного мира от другого.

Трудно говорить об этом, потому что это все время ускользает от новичков. Но постепенно, преодолевая всевозможные , трудности, осуществляя тренировки, мы можем достичь состояния, когда действительно начнем ощущать то, что любит или не любит другой без всякого отношения к себе!

Но как это сделать без отношения к себе? И здесь наука каббала говорит, что надо сделать некоторые исправления, дополнения, подготовку. Это означает, что я делаю на себя сокращение, так называемый цимцум, и не включаю в свои ощущения – в сердце, разум и мысли – ничего, что есть во мне.

Я приподнимаюсь над собой и становлюсь абсолютно нейтральным, как будто меня лично не существует, а существует только некто другой. Я вхожу в него и ощущаю его в нем самом таким, как он ощущает самого себя. Вот тут-то у меня и возникает возможность подняться до уровня духовного сенсора – духовного сосуда (кли).

Это достигается путем тренировки, которая очень проста: я сижу вместе со своими товарищами, и мы занимаемся тем, что каждый пытается аннулировать себя перед другими, выйти из себя и постараться войти в них.

Это особая практика, которая осуществляется с помощью силы, называемой Высшим светом. Если мы пытаемся соединиться между собой над нашим эгоизмом, то на нас действительно нисходит особый Высший свет – альтруистическая сила, которая позволяет нам выйти из себя. И тогда мы создаем вне себя общее поле, в котором существуем как одно единое целое.

Эта практика называется "семинар". С помощью таких семинаров мы вызываем на себя окружающий свет (ор макиф), который приподнимает нас над нашей природой и дает возможность включиться друг в друга. Вот тогда мы начинаем через других ощущать Высший мир, новое пространство – свойство отдачи и любви, свойство нахождения вне себя, над собой.

Первичной и главной формой существования всех творений, о которых можно говорить, как о нечто сущем отдельно от Всевышнего, являются сфирот миров Бриа , Йецира и Асия . К категории сотворенного относится и свет, наполняющий эти сфирот и несущий им жизненную энергию.

Духовные образования, представляющие собой «тела» ангелов в мире Ацилут , тоже подобны сотворенным сущностям. Написано: «...Даже ангелов Своих Он не озарил сиянием Его собственного света» , – а потому они не осознают своей абсолютной связи с Б-жественным источником.

Однако «души» ангелов и людей до своего воплощения в мирах Бриа-Йецира-Асия пребывают на ином уровне бытия и не являются отдельными независимыми объектами, представляя собой сущности, сохранившие природу, свойственную Б-жественной эманации, которая претерпела сильное сокращение, чтобы сформировать их из самой себя.

Однако даже после того, как души людей спустились из мира Ацилут в физический мир и облеклись в тела первых праведников, природа их не изменилась и они не превратились в независимые объекты. Поэтому в тот момент, когда эти люди намеревались согрешить, их души покидали тела и тем самым предотвращали грех .

Но несмотря на то, что природа человеческих душ и душ ангелов аналогична природе Б-жественной эманации, их суть не является точной копией сути Б-жественного, так как они не наделены способностью превращать «ничто» в «нечто». Лишь Всевышний в состоянии перевести «ничто» в «нечто», при этом связь между этими категориями не будет носить причинно-следственный характер.

В дополнение можно сказать, что действие творческой силы Всевышнего особенно заметно в физическом мире, и все факторы, позволяющие раскрыться творческой силе Всевышнего, действуют главным образом тогда, когда ее потенциал и возможности раскрываются в физическом мире в основе «земля», – и раскрываются гораздо полнее, нежели в остальных трех , более близких к духовному миру, элементах, полнее даже, чем в мире ангелов. Ибо в отличие от основы «земля», благодаря которой постоянно обновляется растительный покров нашей планеты, когда как бы «ничто» превращается в «нечто», – все прочие основы не способны и не в состоянии после сотворения мира превращать «ничто» в «нечто».

Словом «ничто» мы называем потенциальную способность, которой Всевышний наделил землю, обновлять растительный мир . Способность эта имеет духовную природу и не является реалией физического мира, в то время как природа растений материальна; превратить же духовное в материальное способна лишь бесконечная творческая сила Всевышнего, для которой не существует никаких преград.

Несмотря на то, что животные созданы и существуют как представители более высокоорганизованной по сравнению с растениями формы бытия, человек, обладающий даром речи, – еще более совершенное создание, чем животное, тем не менее, животный мир существует и питается благодаря миру растительному, а человек получает жизненную силу от двух следующих за ним уровней, что верно и в отношении той энергии, которая питает его разум и сознание.

Все это происходит потому, что духовная энергия, которую несут в себе флора и фауна, передается им светом, обладающим могучей силой, позволяющей ему возвратиться с низшего уровня бытия в высший (свой источник); он начинает путь от низшего уровня мира Асия , где отсвет от отсвета безграничного света – Эйн Соф , – объемлющего мироздание, раскрывается в большей степени, нежели в высших мирах. На том же уровне раскрывается свет луча ограниченного света Всевышнего, отраженный от дна мироздания, об этом упоминалось выше.

Теперь станет понятным глубокий смысл жертвоприношений, практиковавшихся в Храме. Высшие ангелы получают «питание» от душ крупного и мелкого рогатого скота и птиц, испытывая удовлетворение и великое наслаждение. В мир ангелов эти души возносятся после того, как тела, в которых они были заключены, подняли на жертвенник для жертвоприношения.

Не случайно святая книга «Зогар» описывает такое наслаждение ангелов следующими словами: «И наслаждаются они основой и корнем душ животных и птиц, связанными с высшими мирами, недоступными ангелам» .

Эти слова помогут разумному, если только он в них вникнет, осознать, насколько велико значение деятельности человека, связанной с реалиями физического мира, ведь в этом и заключается конечная цель нисхождения в мир душ людей. Как сказано: «Один час покаяния и добрых дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю»

Материальный мир (материя)

Понятие материи. Свойства материи

Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

Таблица 5.1. Уровни материи

Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них - классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643-1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними - как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879-1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).

|Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей.

воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи - неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов - от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.

  • 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно элемент более крупной системы - общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.
  • 4. Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации ) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок .

Выводы синергетики обладают особой важностью - они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

  • 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:
  • 0 физическое отражение - на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света;
  • 0 химическое отражение - появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;
  • 0 биологическое отражение - подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет ит.д.

Выделяют три вида биологического отражения - раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2. Многообразие материального мира

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.
  • 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
  • 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И. Ленин. Поли. собр.соч. Изд. 4-е. Т. 18. С. 298.
  • Способом существования материи является движение,понимаемое как всякое изменение и взаимодействие вещей.Всякая вещь находится в постоянном движении - даже покоящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит.Уже в стихийном материализме первых античных философов(особенно у Гераклита) имеются первые представления о постоянном движении материальных элементов - огня, воздуха,
  • См.: Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Присмотритесь к морской волне. В её воде образуется множество пузырьков, которые через несколько секунд лопаются, полностью исчезнув в пучине. Нечто похожее происходит и с человеческой жизнью, если ею неправильно распорядиться.

Проще говоря, если кто-то использует свою жизнь , НЕ для того чтобы заниматься духовным совершенствованием и служить Верховной Личности Бога, то его жизнь не более ценна или постоянна, чем временный пузырек морской волны.

«В первую очередь позаботиться о собственной духовной жизни, потому что всё остальное в этом мире тебе придётся покинуть... »

Поэтому, во всех Ведических писаниях постоянно говорится о важности . О том, что нужно как можно больше своего времени посвящать вечному и возвышенному, а не временному и проходящему. Детальнее о бытие и материи.

Временное в материальном мире

Временным является вся материальная природа, которая нас окружает. В ведах говорится, что не только Земля или Солнечная система временна. Даже Вселенная через некоторое прекращает своё существование и подлежит разрушению. Такова материальная природа – она временна. Нет ни одного материального объекта, который был бы вечен в материальном мире.

Поэтому живые существа, считающие материю истинной своей сутью, обречены на огромнейшие муки и страдания. Это связано с особенностями нашей истинной природы - природы : вечность (Сат), знание (Чит) и блаженство (Ананда — духовное блаженство, счастье, радость.

">Ананда ). Именно поэтому наше мышление и сознание стремятся к постоянству, тогда как материальный мир - временный, т.е. такой который приносит постоянные перемены. Т.е. если вы сейчас молоды и успешны, то в скором времени будет всё до наоборот - вы узнаете, что такое старость и болезни, неудачи и поражения. Если вы сейчас богаты и ведёте беззаботную жизнь, будьте уверены, это то же ненадолго...

Даже если вы максимально эффективно вложите своё состояние, то, не заботясь о своём сукрити, или духовном благочестии, рано или поздно что-то произойдет, благодаря чему вы потеряете всё, что имели. И человеческая история богата подобными примерами, когда знатный и богатый человек, исчерпав своё духовное благочестие, по какой-то причине терял всё, что так долго и кропотливо копил.


«... так называемые условия жизни есть некое подобие пузырьков пены, которые возникают перед нами... а в силу недостатка знаний о себе, мы расходуем ценную энергию человеческой жизни в тщетных поисках постоянных условий и комфорта,
которые просто невозможны в этом временном и переменчивом материальном мире» -

Материальный мир составляет ¼ часть полного творения Господа. Он состоит из 14 миров (планетных систем) и называется Деви-дхамой , то есть обителью, где правит Деви , или Дурга – олицетворенная материальная природа.

Небольшая часть брахмаджъоти (духовного сияния, излучаемого Голокой Вриндаваной ) (ШБ 2.5.11) покрывается невежеством (где нет памяти о Кришне). Там Господь в форме пуруша-аватар проявляет материальную энергию и бесчисленные вселенные (ШБ 2.5.21; 4.17.21).

Каждая вселенная управляется Господом Брахмой, и он же проявляет все многообразие материальных форм во вселенной.

Диаметр ядра нашей вселенной составляет 6 миллиардов километров. (ШБ 5.20.43). Снаружи вселенная покрыта многослойной оболочкой, создающей внутри полную темноту. Поэтому в каждой вселенной есть лучезарная планета – Солнце, которая светит отраженным светом брахмаджъоти , сиянием духовного мира (ШБ 3.26.3; 4.12.37) Оболочка вселенной состоит из 7 слоев, каждый из которых толще предыдущего в 10 раз. Первый слой представляет собой изначальную воду. Следующие слои: огонь, воздух, эфир, ум, ложное эго и самый толстый, внешний, слой – слой не проявленной, не дифференцированной материальной природы (прадханы ) (ШБ 2.1.25; 2.2.28; 3.26.52; 3.26.10; 3.32.9.1.6.31). (В других местах, например, ШБ 3.32.9 и 4.20.35-36 первой оболочкой приводится слой земли)

Адские планеты (Наракалока )

Они расположены между Паталалокой и океаном Гарбходака . На них живые существа отбывают наказания за греховные поступки (ШБ 5.26. 5).

Там же неподалеку находится планетная система Питрилока , где обитают Питы , или предки, которой правит бог смерти Ямарадж , присуждающий наказания грешникам после смерти. В Бхагаватам описывается, что все Питы являются преданными Господа.

В центре вселенной располагаются 14 планетных систем (ШБ 2.5.38-39; 2.5.40-42), разделенных на 3 уровня существования: низшие, средние и высшие, или райские (ШБ 3.10.7-9; 3.11.26; 4.20.35-36). Понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры. Чем более оно утонченно, тем выше считается расположенной планетная система.

Низшие планетные системы:

1. Патала или Нагалока . Под этой планетной системой в своей обители живет Господь Ананта – тысячеглавый змей, воплощение Господа Вишну, который поддерживает все 14 миров. Он всегда пребывает в сердце Господа Шивы и помогает ему разрушать вселенную.

Во время разрушения вселенной пламя вырывается из Его ртов и сжигает все творение (ШБ 5.гл.25). Паталу населяют очень злобные демонические змеи – Наги (ШБ 5.24.31).

2. Расатала . Следующая планетная система, которую также населяют змееподобные живые существа. Они владеют мистическими совершенствами, и единственно чего они боятся – это Сударшана-чакры – могущественного оружия Господа Вишну.


3. Махатала . Эту планетную систему населяют также змеи, включая Такшаку – крылатого змея, укусившего царя Парикшита . Они тоже наслаждаются жизнью за исключением случаев, когда их навещает сильнокрылый Гаруда , который питается змеями.

4. Талатала – планетная система, где обитают демоны во главе с Майей Данавой . Он знаменит как самый выдающийся механик и иллюзионист этой вселенной.

5. Сутала . Этой планетной системой правит знаменитый Бали Махарадж , который отдал Господу Вамане все, включая самого себя, и получил взамен чистую любовь и преданность. Более того, Сам Господь Ваманадев подарил ему Суталалоку и занял роль привратника, охраняя царство Своего дорого преданного.

6. Витала . В этой планетной системе обитает Господь Шива со своей супругой Бхавани.

7. Атала . А эта планетная система заселена материалистами, которые полностью опьянены плотскими наслаждениями.

Все эти планетные системы (7 уровней ниже Земли) называют била-сварга , подземным райским царством, их населяют змеи и змееподобные существа, Наги , материалисты и демоны. В самые низшие уровни этих планет не проникают солнечные лучи, и освещаются они сиянием драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов (ШБ 5.24.31). В материальном отношении все эти планеты находятся на высоком уровне развития цивилизации, предназначение которой одно – удовлетворение чувств. «Даже полубоги и те не всегда могут свободно предаваться чувственным наслаждениям, однако обитателям этих планет ничто не мешает наслаждаться жизнью. Поэтому все они очень привязаны к иллюзорному счастью» (ШБ 5.24.8) Однако обитатели этих планет не знают о преданном служении и обладают материалистическим и даже демоническим сознанием (ШБ 4.29.28).

Средние планетные системы:

8. Следующая планетная система – Бхурлока . С точки зрения полубогов она представляет собой гигантскую плоскость, разделенную семью океанами на семь островов, имеющих форму концентрических колец. Небольшой участок центрального острова в нашем трехмерном восприятии – это знакомый нам земной шар. В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» подробно описываются все эти острова и их обитатели. Все жители этих островов являются преданными и поклоняются различным воплощениям Господа. Также, за исключением Земли, все эти острова являются райскими планетами – то есть местами «отработки» хорошей кармы . И лишь Земля, или Бхарата-варша – это место «зарабатывания» новой кармы – плохой или хорошей. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия (карму ) за свои действия. В то же время, это самое благоприятное место для практики преданного служения, поскольку оно свободно от излишней роскоши для удовлетворения чувств и излишних страданий, которые отвлекают ум живого существа (ШБ 5 Гл.19).

Высшие планетные системы:

9. Планеты системы Бхуварлока населяют такие живые существа, как сиддхи , чанары , видьядхары, кимпуруши , духи, привидения и другие. Все они обладают мистическими силами и могут совершать чудеса.

10. Следующая планетная система – Сваргалока , знаменитые «райские кущи». Сваргалокой правит Царь Индра . Все обитатели этих планет являются преданными, хотя они и привязаны к роскоши и чувственным наслаждениям.

11. За ней располагается Махарлока , которую населят великие мудрецы и риши , такие как Бхригу Муни . Когда во время частичного разрушения вселенной Махарлока заливается водой, они поднимаются на

12. Джаналоку .

13. На Таполоке живут погруженные в медитацию на Господа в своем сердце четверо Кумаров и другие аскеты, давшие обет безбрачия.

14. И, наконец, четырнадцатая планетная система – это Сатьялока (Брахмалока) , на которой несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. Наш Господь Брахма – замечательный преданный Шри Кришны, который после окончательного уничтожения вселенной, вместе с другими обитателями Сатьялоки , вернется в духовный мир, на Голоку Вриндавана .

На всех высших планетных системах есть неограниченные возможности для преданного служения Господу в этом материальном творении, а также и для тонкого удовлетворения чувств. Все обитатели этих планет преданы Господу, хотя и в разной степени (ШБ 3.25.37; 3.10.27-28; 3.5.49; 4.18.19).

На этих планетах существуют бесчисленные тонкие объекты материальных привязанностей. Например, Господь Брахма потому и находится в материальном мире, что у него есть вкус к материальному творению – ему хочется служить Кришне именно таким образом.

Поэтому преданному необходимо полностью очиститься от материальных желаний, чтобы не привлечься и не застрять на этих тонких планах материального существования. Для этого нужно иметь вкус к чистому преданному служению Господу Кришне.

За пределами Сатьялоки начинаются оболочки вселенной.

На границе духовного мира находится Махеш-дхама . Это вечная обитель Господа Садашивы. Господь Шива , или Шамбху , – это особая экспансия Кришны, в которой Он непосредственно соприкасается с материальным миром, порождая бесчисленные формы обусловленных живых существ. В образе Садашивы Господь Шива свободен от своих материальных обязанностей. Он с энтузиазмом служит Господу, а также принимает поклонение от своих преданных. Поскольку Господь Садашива , даже будучи экспансией Кришны, не находится с Ним на одном уровне, его обитель находится ниже Вайкунтхи , или духовного мира.

Итак, наша материальная вселенная представляет собой лишь крошечную часть совокупного творения Господа. В ней расположено множество различных планетных систем, населяемых живыми существами с различными уровнями духовного сознания. Очистив свое сознание до соответствующего уровня, мы можем перенестись на желанную планетную систему – или после оставления тела, или в медитации. Однако чистого преданного не интересуют все эти материальные миры. Его назначение – духовные планеты Вайкунтхи , лежащие выше всего этого материального проявления.