Эффективные способы запоминания иностранных слов. Как легко и эффективно запоминать иностранные слова. Как помнить все

Мозг человека устроен таким образом, что ему гораздо легче запомнить что-то знакомое или ассоциирующееся с чем-то уже знакомым. В противном случае любое иностранное слово будет восприниматься как некая «абракадабра», которую, конечно, можно запомнить, но сделать это гораздо сложнее. Чтобы облегчить процесс запоминания иностранных слов, используем некоторые приемы, позволяющие сделать слова иностранного языка более знакомыми и «подружиться» с ними.

Найти сходство

В каждом языке найдется некоторое количество слов, напоминающих слова родного языка. Чем более близкими являются языки, тем процент таких слов, естественно, будет больше, что облегчит усвоение иностранной лексики. Похожие слова можно разделить на несколько групп.

Слова исконного языка. Так, для языков, имеющих в своей основе так называемый индоевропейский праязык (а это и английский, и немецкий, и французский, и другие языки восточной и западной Европы) довольно легко найти слова, схожие по звучанию и имеющие общее или очень близкое значение. Как правило, это название членов семьи (ср. русское «брат» и английское «brother» - слова идентичные по значению; русское «дядя» и английское «daddy» (папа) – слова разные по значению, но обозначающие близких родственников мужского пола). Также к таким словам относятся обозначения природных явлений (русское «снег» - английское «snow»), человеческих действий (русское «бить» - английское «beat»), другие слова, имеющие древние исконные корни.

Слова, заимствованные русским языком. Конечно, в , немецком и французском таких слов встречается больше всего. Но, запоминая эти слова, нужно быть внимательным, т.к. значения русского и иностранного слова могут либо совпадать частично (английское «character» переводится на русский не только как «характер», но и как «персонаж»), либо вообще не совпадать (английское «original» - русское «первоначальный»). Хотя в последнем случае явно прослеживается логика заимствования подобных слов, легко найти ассоциации, позволяющее запомнить правильное значение иностранного термина.

Собственно интернациональные слова. Как правило, это научные термины, а также обозначения приборов, профессий и т.п., которые были заимствованы из или греческого как русским, так, к примеру, и другими европейскими языками. Слова «philosophy», «television» понятны без перевода.

Придумать ассоциации

Если иностранное слово ничем не напоминает русское, память можно «обмануть», чтобы быстрее и лучше усвоить его. Для этого необходимо найти свои, яркие и остроумные ассоциации, которые будут неразрывно связаны для вас с этим словом и помогут быстро восстановить его в памяти при необходимости.

Этим способом, к примеру, активно пользуется А. Драгункин, известный своей методикой быстрого изучения иностранного языка. Так, для запоминания английских «he» (он) и «she» (она), Драгункин использует такую веселую ассоциацию: «Он – ХИлый, а она – ШИкарная».

Просто заучить

И, наконец, никуда не уйти от простого механического заучивания иностранных слов. Чтобы ускорить этот процесс, слова необходимо повторять как можно чаще на этапе их первичного усвоения.

Многим помогает следующий прием: на карточке несколько слов с транскрипцией. Человек носит с собой карточку в течение дня, периодически заглядывая в нее и проговаривая новые для себя слова. Как правило, после 20-30 повторов слова прочно заносятся в пассивный словарный запас. Но, чтобы ввести в активный словарь новые лексические единицы, необходимо использовать их как можно чаще в речи.

Многие, кто начинает изучать язык, с самого начала задаются вопросом, как запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием, чтобы сразу же говорить на иностранном языке.

Технология запоминания иностранных слов

Прежде всего, одно самое важное замечание – данная технология запоминания иностранных слов настроена таким образом, что быстро учить слова нужно в направлении «иностранный – русский», то есть смотрим на иноземное слово и запоминаем его значение на русском, но только не наоборот!

Как только вы решили быстро заговорить на иностранном языке возникает вопрос как запоминать иностранные слова сотнями в день? Это не всегда удается, потому что слова сами по себе в голову запрыгнуть не могут. Всегда нужно, чтобы кто-то их туда положил или ввёл в память как в компьютере.

Этап 1 Работа с иностранными словами

На этапе работы с иностранными словами мы выбираем, делим и запоминаем иностранные слова.

1)Выбираем порцию слов для запоминания количеством сто штук!

Сразу хочу отметить, что 100 – это уж самый максимальный максимум, по крайней мере, для меня. Может быть, если эта методика у вас начнет работать, вы сможете сразу же быстро учить слова и одолеете и 200, и 300, но для начала больше 50-60 лучше не брать. Ограничьте вашу скорость!

2)Делим порцию на пять частей

Это сродни раздельному питанию, чтобы не всё и сразу, а весь день, но понемногу. Обратите внимание – части должны быть равными! Поэтому, чтобы быстро учить слова, изначально берите такое количество, которое делится на 5 без остатка!

3) Запоминаем слова

Конечно, запоминать нужно максимально, ведь искусство быстро учить слова требует большой точности! Итого, запоминание слов из первой части займет у вас не более 30 секунд!

Механизм кратковременной памяти

Как на 1 этапе работает механизм кратковременной памяти? 30 секунд - очень знаковая цифра! Она напрямую связана с нашей кратковременной памятью, которая и позволяет, и не позволяет нам быстро учить слова. Почему? А потому что, кратковременная память – это как оперативка у компа, только у человека она очень быстро перегружается.

Ну посудите сами, как тут быстро учить слова, если эта память держит в себе информацию всего лишь 30 секунд, а запоминает она на эти полминуты от 2 до 26 единиц информации! Это не сравнится даже с первыми ЭВМ 80-х годов.

Но! Человек – не машина, поэтому его память имеет некоторые другие интересные возможности! Например, ей не важно, какой длины слово вы запоминаете! То есть, если у нас есть семь букв, семь слов и семь фраз, запоминание пройдет одинаково! Более того, преимущество отдается более длинной информации. Так что лучше быстро учить не отдельные слова, а целые выражения!

Ухудшение кратковременной памяти

И еще одно важное обстоятельство – может наступить ухудшение кратковременной памяти, кратковременная память не будет работать, если вы, начав быстро учить слова, станете многократно повторять слово, которое вы только что запомнили! Память просто переполнится и зависнет.

Говоря иначе, если вы будете повторять одно слово более 30 секунд, то оно попросту сотрется из вашей кратковременной памяти и никак уж не перейдет в долговременную! Да и в реальности, даже если и очень быстро учить слова, человек вряд ли способен с такой скоростью повторить одно слово 10-20 раз за полминуты.

Отсюда вывод – сделайте первичный элемент длиннее – быстро учите не само слово, а словосочетание в контексте. Это приятнее для памяти и полезнее для того, чтобы вам скорее научиться говорить на иностранном языке. Количество иностранных слов и выражений, которые вы запоминаете в «один присест» должно быть ограниченным.

Если будете увеличивать его даже на чуть-чуть, сразу же начнете забывать всё.

Как происходит процесс запоминания в мозге

Как же происходит процесс запоминания в мозге и что может его улучшить или, наоборот, повредить. Мы не повторяем, а запоминаем! Причем, смотрите – запоминаем от 2 до 26 единиц в «один присест»! Поэтому не перегружайтесь изначально - ведь дополнительных блоков оперативной памяти у вас нет. Делайте паузы! Запомнили слова из одной части – не ломитесь на следующую!

Притормозите и переключитесь на какой-нибудь нейтральный процесс, не связанный с желанием быстро учить слова. Пауза должна быть не менее десяти минут! Нужно «перезарядить» вашу кратковременную память и открыть долгожданную дверь в память долговременную.

За эти десять минут вы неосознанно начинаете быстро учить и повторять слова, которые вы только что запомнили. Медленно «остывающий» мозг дает вам уникальную возможность увеличить время нахождения новых слов в кратковременной памяти до суток – полутора!

Этап второй: ритм, контексты, повторение

На втором этапе нам предстоит научиться работать с ритмом, включать слова в контексты и правильно повторять.

1)Повторяем слова!

Через 10 минут после запоминания первой части слов положите бумажный лист на перевод, пробегитесь глазами по словам и проверьте как вы их запомнили. Не переживайте, если вы чего-то упустили. Нагоните всё в последующих шагах!

2)Стучим ритм!

Берем что-нибудь равномерно и громко тикающее, например, метроном – механический, электрический, компьютерный или типа того. Если такового не имеется, смело вооружаемся карандашом и начинаем стучать ритм размеров 1 удар в секунду. Точно так же выставляем ритм на метрономе 60 ударов в минуту.

И вот, с каждым таким ударом смотрим на слово, которое запомнили и стараемся его узнать. Тук- слово, тук-слово, тук-слово…и пошло-поехало. При этом мысленно считаем, сколько слов уже прошли. Если в эту секунду не можем вспомнить слово, оставляем его и переходим к следующему. Наша задача здесь – выдержать ритм!

Зачем мы вообще это делаем? А затем, чтобы как раз включить внутренние ресурсы мозга и долговременную память, которая активизирует способность быстро учить слова.Мы как бы слегка вводим себя в «языковой транс», так как концентрируемся на ритме, и все наши страхи и внутренняя критика стоят себе, одураченные и не могут в этот момент нам помешать. В то же самое время, включаются механизмы узнавания слова и его более глубокого запоминания.

Все действия, начиная с Шага 4, фиксируем по часам — сколько вам нужно времени, чтобы пройти все эти шаги. В дальнейшем будет возможно быстро учить слова и планировать количество слов для запоминания в общей порции.

3) Работаем со следующими частями слов

Переходим ко второй и последующим частям слов из нашей порции и повторяем первый этап. Помните о 10-минутной паузе после первого запоминания каждой части! И так вот быстро учим слова и изучаем всю порцию!

4)Проверяем всю порцию!

Делаем это очень просто – читаем все слова, которые мы запомнили и повторили. Этот шаг важен тем, что мы подводим своеобразный итог нашего «мозгового штурма» и «подчищаем хвосты», то есть, вспоминаем те слова, которые уже успели забыть.

В результате на то, чтобы быстро учить слова, у вас должно уйти времени не более одного часа. Сколько слов вы успеете запомнить и повторить за это время – зависит от вас, но будьте благоразумны. Количество совсем не означает качество.

Что же вам делать теперь, после того как изучена вся словесная порция? Вы должны запустить процесс загрузки выученного материала в долговременную память. Делается это с помощью интервальных повторений, дабы «протолкнуть» информацию из кратковременной памяти еще глубже.

Как не забывать иностранные слова

Ответом на вопрос как не забывать иностранные слова могут быть интервальные повторения. Интервальные повторения – это повторения выученной порции слов через определенные интервалы времени, после которых эта вкусная порция запоминается всерьез и надолго.

Когда вы начали быстро учить слова, вы уже повторили их один раз – каждую часть через 10 минут после запоминания. Теперь вы повторяете всю порцию по следующей схеме:

Первое повторение – через 24 часа

Второе повторение через 24 часа после первого

Третье повторение – через 24 часа после второго

Четвертое, финальное повторение – через 2-3 месяца после третьего!

Пусть вас не смущает такой большой перерыв в повторениях – в реальности вы сможете вспомнить слова даже через год! Так что не волнуйтесь за вашу память! Главное – обязательно пройти все четыре интервала!

Хорошо, первую порцию вы прошли, а как же быть с остальными? Ведь на другой день вы возьмёте следующую порцию, на третий день – еще одну, а потом – еще и еще! Как не утонуть в этой лавине слов, что вдруг хлынет в ваше сознание и окончательно спутает вам карты?

Все очень просто! Вам будет нужно не только быстро учить сами слова, но и упорядочить процесс изучения иностранных слов и их повторения.
Для этого обозначьте каждую порцию порядковым номером от 1 до бесконечности и проставьте в календаре эти номера, согласно интервалам повторения.

Прямо в окошко даты вписывайте порядковый номер порции и всё! Только не забудьте, под каким номером скрывается какая порция слов Кстати, номер порции можно изначально записать в самом источнике этих слов.

Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?

Узнав о том, как быстро запоминать иностранные слова, сразу возникает вопрос – можно ли выучить иностранный язык самостоятельно? Что могу сказать? Методика работает! Мозг разгоняется, но делает это постепенно, как бы раскручивая обороты, но потом может и не остановиться.

Я быстро учил слова и где-то за одну неделю вышел на уровень 50 слов в час, но дальше уже чувствуется напряг мозга, этакое его «подгорание». Знаете, я читал, что синхронные переводчики в своей работе меняются каждые полчаса, потому что их мозг просто не может выдержать более длительное время из-за постоянного напряжения и концентрации внимания.

Нечто подобное чувствуется и здесь! Сначала вообще все идет довольно сложно и неприятно. Всё внутри отказывается быстро учить слова и жаждет привычной зубрежки слов, которые потом благополучно улетучиваются из памяти.

Однако после нескольких дней подобных ускорений организм привыкает и начинают приходить первые результаты. Еще позже появляется соблазн быстро учить слова и раскачать этот маховик на максимум, но здесь я бы рекомендовал вам не спешить.

Количество слов в порции нужно увеличивать понемногу, да и то в том случае, если вы увидите, что методика у вас «пошла». Каким должно быть это самое количество – решать вам, но думайте сами! Для меня оптимальная порция – это 50-60 слов, ну это как разрешенная скорость в населенных пунктах.

Теперь о том, как часто нужно применять эту методику. Кто хочет быстро учить слова «с ветерком» на 200 в час, оцените свои возможности для начала. После тестового опробования я глубоко убежден, что она не должна быть вашим базовым способом изучения иностранных слов.

Для меня было бы очень дискомфортным, если бы каждый раз во время запоминания и повторения я разгонял все свои нейроны, а потом долго бы их успокаивал. Как-то это чревато, я думаю… Методика однозначно эффективна на базовом этапе набора лексики. Как раз здесь вам нужно быстро учить слова, чтобы побыстрее начать говорить на иностранном языке и научиться восприятию иностранного языка на слух!

Также быстро учить слова и применять методику «двести слов в час» можно и на стадии освоения тематической лексики, то есть по каким-то конкретным темам и направлениям, где слов много и большинство из них – специфические термины.

Как запоминать слова. Пожалуй, способов запоминания информации огромное множество. Можно выписывать слова и клеить их на холодильник – место, к которому мы чаще всего подходим. И обновлять по мере их запоминания. Можно записать слова на диск и слушать их в автомобиле или метро. Можно воспользоваться методами эйдетики. Каждый найдет то, что ему подойдет больше всего.

Здесь же рассмотрим несколько хитростей запоминания, которые я рекомендую своим ученикам.

1. Слова нужно запоминать в контексте. Если Вы решили выучить список слов в конце урока в учебнике, выписав их значения, — это напрасный труд. Ведь слово имеет не одно значение. Нужно в данный момент выучить какое-то конкретное значение, связанное с темой урока. Попытка выучить абы что не приведет к успеху, так как за таким словом не стоит ситуация. Значит, оно тут же забудется.

2. Желательно выписывать слова по мере того, как Вы их встречаете. Еще лучше перевести слова, подписав их карандашом в учебнике. А затем через некоторое время вернуться к ним и выписать в отдельную специально отведенную для этого тетрадь. Тетрадь для словаря должна иметь три колонки: иностранное слово, транскрипция, перевод. Это особенно важно при изучении английских слов, где очень много исключений в произношении.

3. При запоминании стараться избегать зубрежки. Пассивное повторение слова и его значения – работа на кратковременную память. Нужно осознанное представление слова. То есть слово при каждом обращении к нему нужно видеть в контексте. Если Вы выписали слово, а затем его учите, достаточно лишь прочитать слово, его перевод и представить ситуацию-контекст, в какой оно употреблялось или самому сделать с ним предложение. Если же слово Вы не выписали, считайте, что зря искали его значение в словаре. Вы его не «приручили», Ваша рука, а значит и Ваша память не «знает» это слово. Оно пройдет мимо Вас.))

4. С новыми словами необходимо составлять предложения. И желательно, чтобы их мог проверить учитель, чтобы убедиться, что Вы правильно употребляете слова в речи.

5. Хороший результат даст такой способ запоминания. Вы выписываете слова в словарь. Через два часа читаете их. Затем через два дня еще раз прочитываете. И снова к ним возвращаетесь через две недели. Слова запоминаются автоматически. Память получает сигнал, что они Вам нужны и важны. Вы же две недели о них помните. Значит это уже не кратковременная память, а долговременная.

6. Важно сделать себе установку, что Вы запоминаете слова сразу, как их встречаете. Чтобы память знала, что это работа вот сейчас, а не через месяц.

7. Также слово нужно «приручать». Для этого незнакомое слово надо связывать со знакомым словом или образом по звуковому его звучанию. То есть придумывать ассоциацию. Ассоциация для слова должна быть смешной.. вызывать смешинку при его произношении, яркой и крупной. То есть если «chair» — это «стул» и Вы не знаете его значение, зато прекрасно знаете, что «cherry» — «вишня», то можно представить стул, состоящий из ярких спелых и крупных вишен. И стул этот должен в Вашем воображении занимать пространство комнаты. А теперь сядьте на него. Упс.. Придумывание ассоциаций – трудоемкое занятие.. в начале. Затем начинает получаться все быстрее и лучше. Но такие слова гораздо лучше запоминаются без нудной зубрежки, превращая процесс изучения новых слов в увлекательное занятие. Достаточно раз придумать удачную ассоциацию, и Вы его уже не забудете.

8. Кто-то говорит: «Ой, у меня нет воображения!». Так не бывает! Просто у кого-то оно хорошо развито, а кто-то большую часть своей жизни им пренебрегал, отдавая предпочтение точным наукам. Если воображения не хватает, его надо развивать. Не только для запоминания слов. Пригодится в жизни. Такого рода упражнения лучше всего помогут Вам в этом. Рисуйте слова – значения, придумывайте смешную ситуацию для них.

9. Затем нужно также помнить, что в начале изучения язык чужд для нашего образа мысли, нашего ума. Идет отторжение. Слова запоминаются ужасно трудно. Но чем больше Вы им занимаетесь, тем легче становится процесс. Уже раз выученные слова помогают запомнить новые.

10. Хорошо помогает запомнить слова моторная память. В процессе выписывания слов Вы также запоминаете их. Поэтому не ленитесь выписывать и переписывать их. Например, работая со словариком, Вы закрываете английские слова, смотрите на русские и рядом на черновике пишете английское слово. Так Вы запоминаете и значение слова и его написание. Помните, что все люди разные по способу восприятия информации (и не только). Кто-то аудиал, кто-то визуал, а кто-то кинестетик. Следовательно, и способы запоминания для каждого будут свои.

11. Группируйте слова по общим признакам. Например, производные от одного корня, глаголы, тематические группы (транспорт, город, продукты)

12. Ну и следует помнить древнее и мудрое правило: Repetitia est mater studiorum – «Повторение – мать учения». Раз в месяц – два – три устраивайте контрольный повтор всего словарика (тетради с выписанными Вами лично словами). Принимаете ванну – возьмите с собой словарик. Поиграйте в расслабленном состоянии со словами, рисуйте в воображении смешные картинки для каждого слова. Особенно трудно запоминаемые слова – на холодильник, на входную дверь, на доску над рабочим столом – чтобы примелькались и запомнились.

Старкова Е.В.,Абалымов Кирилл, Наумов Денис

Работа по филологии и психологии учеников 4 класса, где проведено теоретическое изучение способов запоминания иностранных слов, проведена исследовательская работа среди одноклассников и выделены наилучшие для младшего школьного возраста способы запоминания иностранных слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Окружная научно – практическая конференция младших школьников

Секция «Филология»

ученик 4б класса ГБОУ НШ с. Красноармейское,

Наумов Денис,

ученик 4а класса ГБОУ НШ с. Красноармейское

Руководитель: Старкова Елена Владиленовна,

учитель иностранного языка высшей категории

ГБОУ НШ с. Красноармейское

с. Красноармейское, 2014 г.

Введение……………………………………………………………….2 стр.

Глава 1. Результаты нашего исследования…………………………..4 стр . Глава 2. Процесс запоминания иностранных слов…………... ……....5 стр.

Глава 3. Современные методы и способы запоминания иностранных слов

………………………………………………………………………….. 8 стр.

Глава 4. Лучшие способы запоминания иностранных слов…………10 стр.

Заключение ……………………………………………………………13 стр.

Список литературы и Интернет - источников………………………...15 стр.

Приложение…………………………………………………………….16 стр.

Введение

Для познания нравов какого ни есть народа

Старайся прежде всего изучить его язык.

Пифагор

Со второго класса мы изучаем иностранный язык – учимся читать, писать, слушать, переводить, говорить. Но человек может научиться всему этому лишь при условии запоминания отдельных слов, ведь в Энциклопедическом словаре понятие «слово» определяется так: «Слово - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств» (6, 1225). Понятно, что изучить язык невозможно без запоминания его слов.

В сети Интернет и на полках книжных магазинов много работ, посвящённых этой проблеме. В основном речь в них идёт об изучении английского языка, и почти нет рекомендаций для немецкого. К тому же это чаще всего или реклама языковых курсов, или почти все статьи ориентированы на взрослых людей, а не на детей младшего школьного возраста – таких, как мы, и из-за этого многие методы слишком сложны для понимания и освоения. Поэтому поиск лучших, то есть понятных и простых в освоении детьми 8 - 10 лет способов запоминания иностранных слов – это очень актуально.

Цель представленной работы – найти способы запоминания иностранных слов для детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели поставлены задачи:

Провести опрос среди одноклассников и выяснить, какими способами для запоминания иностранных слов пользуются они;

Проанализировать предложенные в различных источниках способы запоминания иностранных слов;

Выбрать способы, подходящие для детей 8 – 10 лет – простые в освоении и позволяющие экономить время;

Подготовить памятки для всех учеников с рекомендациями о том, какие способы запоминания иностранных слов можно применять;

Оценить результативность нашей работы, опираясь на отзывы четвероклассников.

Гипотеза нашей работы – предположение о том, что существуют подходящие младшему школьному возрасту методы быстрого и прочного запоминания слов иностранного языка.

Методы исследования:

Поисковый (направленный на работу с предлагаемыми в разных источниках методами);

Анкетирование;

Теоретический анализ.

Значимость данной работы состоит в том, что ученики начальной школы, познакомившись со способами быстрого запоминания иностранных слов, будут их применять на практике, что улучшит и успеваемость, и повысит интерес к изучению иностранного языка. Овладение техникой запоминания иностранных слов позволит существенно сократить время, необходимое для изучения немецкого или английского языка.

Источники информации: психологический и энциклопедический словари, книги и научные статьи о техниках запоминания иностранных слов, различные Интернет – источники, в том числе материалы Википедии и электронных словарей.

Глава 1

Результаты нашего исследования

Для того чтобы выбрать самые эффективные способы и приёмы запоминания слов, мы составили анкету и провели опрос среди одноклассников. На наши вопросы ответили 48 учеников 4а и 4б классов ГБОУ НШ с. Красноармейское, изучающих немецкий и английский языки. Были заданы три вопроса: 1. Сколько примерно времени тебе нужно для запоминания 10 иностранных слов? 2.Как ты запоминаешь иностранные слова? Какие способы ты используешь? 3. Хочешь ли ты узнать новые способы запоминания иностранных слов?

Выяснилось, что на запоминание 10 иностранных слов только один ученик тратит минут 10, 75% тратят около получаса, 17 % - почти час, и ещё один учащийся (4%) – больше часа. Может быть, так много времени на запоминание всего лишь 10 иностранных слов уходит так много потому, что школьники используют малоэффективные способы запоминания? Мы попросили ребят описать, как же происходит процесс заучивания новых слов. Вот какие ответы мы получили: «Читаю слово много раз и произношу до тех пор, пока не запомню», «Учу по словарю», «Читаю слова на немецком, потом на русском, потом списываю на немецком и перевожу», «Повторяю много раз». Таким образом, все наши одноклассники применяют два способа заучивания слов: зубрёжка (то есть многократное повторение слова) и заучивание по словарю, когда записанное своей рукой слово повторяется по-немецки или по-английски (при этом перевод закрывается), затем по русскому переводу припоминается иностранное слово. Мы сделали вывод, что оба эти способа запоминания недостаточно удобны, так как ученики вынуждены тратить много времени на заучивание слов. И 98% опрошенных хотят узнать новые способы запоминания иностранных слов. Поэтому мы решили познакомиться с новыми способами заучивания иностранных слов, выбрать те, которые подходят нам и предложить их нашим одноклассникам.

Глава 2

Процесс запоминания иностранных слов

Запоминание – это процессы, обеспечивающие удержание материала в памяти. Запоминание – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний (4, 62). Процесс запоминания любой информации подчиняется следующим законам памяти (12):

Закон памяти

Практические приёмы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Зиганов М. А., Козаренко В.А., Семин А.Н в своей книге "Техника запоминания иностранных слов" считают, что запомнить новое слово - значит образовать устойчивую связь между зрительным образом и словом, его обозначающим. «Под активным запоминанием слова понимается образование четырех устойчивых связей: между слышимым словом и образом, между написанным словом и образом, между образом и произнесением слова, между образом и написанием слова» (3,24).

Изучение человеческой памяти и многочисленные опыты по запоминанию, поставленные учеными во многих странах мира, позволяют выделить основные особенности, имеющие значение при заучивании иностранных слов. Так, при процессе обучения иностранному языку в первую очередь задействуется кратковременная память. Она устроена таким образом, что для эффективной работы с новыми словами необходимо (7):

1. Дозировать количество информации, запоминаемой за один раз. Увеличение объема приводит к тому, что материал "наслаивается", что приводит к потере информации.

2. Устраивать во время заучивания паузы, в течение которых нужно постараться дать мозгу передышку. Ученые считают, что в такие периоды отдыха происходит неосознанное повторение новых слов, что приводит к успешному запоминанию. Однако стоит обратить внимание, что длительное повторение слов, их зубрежка, не дают положительного эффекта - мозг занят обработкой проговариваемой вами информации и не может осуществлять необходимое неосознанное повторение! В целом, схема повторений должна выглядеть таким образом – повтор новых слов через 10 минут, а затем обязательное повторение через 24 часа. Это позволит новым словам остаться в нашей памяти надолго.

3. Запоминать слова блоками или учить группы словосочетаний. В среднем человек способен без труда запоминать блоки информации, состоящие из семи слов.

4. Распределять слова по блокам таким образом, чтобы они были максимально неоднородны. Слова, имеющие характерные признаки, создающие яркие картинки, запоминаются гораздо легче (7). Наверняка каждый замечал, что лучше всего запоминается именно тот момент, день, случай, встреча, на которой произошло что-то необычное и яркое. Метод ярких образов и необычных ассоциаций положен в основу эффективного запоминания иностранных слов. Связав в своем сознании какое-то слово с красочным образом, желательно необычным, можно значительно облегчить запоминание слов. Это может быть не неподвижная картинка, а небольшое событие, по ходу которого герой предпринимает какие-то действия, испытывает влияние чего-то. Воссоздавая потом в памяти небольшие "фильмы", гораздо легче запомнить группу слов, и чем необычнее будет картинка, тем легче мозг ее запомнит.

Глава 3

Современные методы и способы запоминания иностранных слов

Сегодня существует много способов и методов запоминания иностранных слов. Мы познакомились с некоторыми из них.

Като Ломб, профессиональная переводчица из Венгрии, овладевшая самостоятельно 16 языками, в своей книге «Как я изучаю языки» приводит общепринятый способ заучивания слов: «в левый столбец пишем в тетрадку иностранные слова, в правый - соответствующие им слова родного языка. Закрываем ладонью по очереди то одну, то другую сторону: глаза смотрят, губы шевелятся, - и таким образом можно заучить слова» (5, 46). Другой способ можно бы назвать «словарным». Приверженцами его оказываются люди с самыми противоположными индивидуальностями. Речь идет о выучивании слов прямо из словаря. Одни слова запоминаются легче, а другие - почему-то труднее. Первая причина этого очень проста: легче запоминается то слово, с которым мы часто общаемся в родном языке, к тому же знания, приобретенные в результате какого-то усилия, куда более прочны, чем полученные в готовом виде. Вторая причина кроется в самом слове, в его содержании. Легче всего запоминаются те существительные, которые обозначают какой-либо конкретный предмет (5, 62).

Екатерина Васильева в своей книге «2000 английских слов за 1 неделю. Уникальная техника запоминаний» считает, что ускорение процесса запоминания происходит за счет «ключей», которые подобраны к каждому слову, то есть 500 самых нужных слов иностранного языка - 500 ключей для запоминания. Способ этот заключается в следующем: к иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию (3, 248) .

Существует ещё много различных теорий и методик, которые призваны облегчить запоминание иностранных слов. От традиционных мнемонических схем, структурного метода до совсем экзотических, вроде 25-го кадра или заучивания во сне.

Известен также ритмический метод запоминания, в котором главной целью является не осмысление слова, а его повторение в определенном ритме. В результате возникает эффект, сродни тому, при котором любители иностранной музыки легко запоминают слова десятков песен на чужом языке, зачастую не догадываясь об их смысле. Или имитационный метод, при котором обучаемые должны изображать определенное действо и называть слова, связанные с ним. Однако это требует большой фантазии и определенного актерского мастерства, поэтому этот метод доступен далеко не всем.

Технические возможности позволяют сегодня установить на компьютер специальные программы – тренажёры для заучивания слов. Зачастую такие программы идут вместе с учебником иностранного языка. Выполняя несложные упражнения, любой человек может овладеть иностранными словами – было бы желание и время!

Какой бы метод ни выбрал человек, простых путей для изучения иностранного языка не существует. Проведенные учеными опыты наглядно показали, что любой метод запоминания без активной работы обучаемого не дает результатов. Развешенные повсюду листы с новыми словами, если на них не обращать внимания и не работать с ними, никак не увеличат словарный запас. Любая самая лучшая компьютерная программа, если по ней не заниматься регулярно, не даст никаких результатов.

Глава 4

Лучшие способы запоминания иностранных слов

Познакомившись с множеством методов запоминания иностранных слов, мы выбрали те, которые больше всего подходят школьникам нашего возраста. Выбранные советы мы оформили в виде памяток, которые раздали нашим одноклассникам (см. Приложение 1).

Итак, выбранные нами пособы запоминания иностранных слов:

№1: Ключевое слово

Новые слова можно запомнить с помощью метода ключевого слова. Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.

Например, тебе нужно запомнить слово «Brille» (в переводе – очки). Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:

1. Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно напоминает? Кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым.

2. Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае - бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае - очки). Например: тебе сделали подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Мысленно создаем картинку, которая отображает придуманную ситуацию (8).

№2: Запоминалка

Очень похож на первый способ. Использование образов и ассоциаций для запоминания этих слов позволяет увеличить как скорость, так и надежность запоминания. Основная идея проста. На основе звучания иностранного слова создается образ.

Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова. Если нужно использовать запомненное таким образом слово вы с помощью ассоциации извлекаете нужный образ из памяти и восстанавливаете его звучание. Например: К немецкому «bunt» (пёстрый) – русское «бунт». К английскому слову «all» (всё) - Оливка (9).

№3: Карточки

Этот метод очень прост и популярен. Учишь слова по карточкам, на которых с разных сторон подписано слово и его перевод. Положительным моментом является возможность учить слова не только дома, но и далеко за его пределами, используя свободное время с пользой для себя. Можно разделить слова по тематикам, что позволит не носить все карточки сразу.

№4: Стикеры

Одним из самых старых способов запоминания слов является наклеивание стикеров с записанными на них иностранными словами на соответствующие предметы. По мере использования этих предметов ты автоматически запоминаешь новые слова, не прилагая особых усилий. Главным недостатком этого метода является ограниченное количество слов, определенной тематики (в большинстве случаев это «Дом») (10).

№5: Действия

№6: Диктофон

№7: Практика

№8: Используй силу своих эмоций

Эмоции - это реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний (4, 289). Чтобы быстро и легко запомнить новые иностранные слова, постарайся связывать их с чем-то, что для тебя важно, вызывает чувства (11).

№9: Нужно только захотеть!

Итак, чётко поставленная цель, вера в свои силы и тщательная работа над собой обязательно дадут положительный результат, и однажды ты поймёшь, что выучить иностранный язык - это реально и интересно!

Заключение

Итак, изучив некоторые методы и приёмы запоминания иностранных слов, мы выбрали самые подходящие, на наш взгляд, для возраста младшего школьника. Эти советы мы предложили своим одноклассникам в виде памятки. Чтобы оценить результативность нашей работы, через три недели после вручения нашим одноклассникам памяток мы снова опросили 47 четвероклассников, чтобы узнать, понравились и пригодились ли наши советы. 96% ответили, что с интересом познакомились с новыми способами запоминания иностранных слов. Уже применили предложенные методы на практике 38 человек (это 80%), остальные планируют использовать некоторые советы в дальнейшем. В результате 31 четвероклассник стал тратить на запоминание слов меньше времени: число тех, кому нужен был час и больше, сократилось с 21% до 8%. Особенно удобными для ребят оказались способы «Ключевое слово» и «Запоминалка».

Цель, поставленная перед нами, – найти способы запоминания иностранных слов для детей младшего школьного возраста – достигнута.

Поставленные задачи выполнены:

Проведён опрос среди одноклассников и выяснено, что для заучивания иностранных слов наши сверстники пользуются зубрёжкой и заучиванием по словарику, поэтому большинство из них тратит на выполнение домашнего задания много времени, и почти все захотели узнать о новых способах запоминания;

Проанализированы предложенные в книгах Като Ломб и Екатерины Васильевой, а также на многочисленных Интернет - сайтах способы запоминания иностранных слов;

Выбраны способы, подходящие для детей 8 – 10 лет – простые в освоении и позволяющие экономить время;

Подготовлены и розданы памятки для всех учеников 4 классов с рекомендациями о том, какие способы запоминания иностранных слов можно применять;

Проведён опрос, который показал, что новые способы запоминания многим нашим одноклассникам понравились и уже используются ими.

Гипотеза нашей работы – предположение о том, что существуют подходящие младшему школьному возрасту методы быстрого и прочного запоминания слов иностранного языка – нашла своё подтверждение.

Список литературы

  1. Аверина Е.Д. «Иностранный язык за 200 часов (система работы для самообучения)» М.: АСТ, 1994. – 129 с.
  2. Васильева Е. «300 английских слов за 1 день. Уникальная техника запоминания» М.: АСТ, 2008. - 480 с.
  3. Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н «Техника запоминания иностранных слов» М.: Образование, 2002. - 144 с.
  4. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М. Г. «Краткий психологический словарь» Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 318 с.
  5. Ломб Като «Как я изучаю языки» М.: Прогресс, 1978. – 100 с.

    Материал подготовили:

    Абалымов Кирилл,

    Наумов Денис,

    Старкова Е.В.

    ГБОУ НШ с. Красноармейское,

    2014 г.

    Кроме хорошо известного многократного повторения и заучивания по словарю попробуй применить такие способы запоминания иностранных слов:

    №1: Ключевое слово

    К иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.

    Например, Вам нужно запомнить слово «Brille» (в переводе – очки). Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:

    Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым. Представляем ситуацию.

    Например: тебе сделали подарок: ОЧКИ, но не простые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Мысленно создаем картинку, которая отображает придуманную ситуацию.

    №2: Запоминалка

    Очень похож на первый способ. На основе звучания иностранного слова создается образ. Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова.

    №3: Карточки

    Учи слова по карточкам, на которых с разных сторон напиши иностранное слово и его перевод.

    №4: Стикеры

    Наклей стикеры с записанными на них иностранными словами на соответствующие предметы. По мере использования этих предметов ты автоматически запоминаешь новые слова.

    №5: Действия

    Удобен для запоминания глаголов. Учишь глагол на иностранном языке – выполняй действие, которое он обозначает, и произноси его вслух.

    №6: Диктофон

    Наговариваем и записываем на диктофон (а он есть в каждом телефоне) с переводом несколько слов, слушаем их в любое удобное время и повторяем.

    №7: Практика

    Практика – самое главное! Попробуй посмотреть хорошо знакомый мультик или фильм со звуком на изучаемом иностранном языке!

    №8: Используй силу своих эмоций

    Чтобы быстро и легко запомнить новые иностранные слова, постарайся связывать их с чем-то, что для тебя важно, вызывает чувства.

    №9: Нужно только захотеть!

    Всякое дело будет более успешным, если для этого есть какая-то цель, причина, мотивация. Поэтому для начала поставь перед собой цель, найди, для чего тебе нужно изучение иностранного языка. И всё у тебя получится!

Мы учим английский язык всю жизнь, знаем правила, но все равно не можем грамотно ответить иностранцу и без мук посмотреть сериал в оригинале. Почему так?

Мы решили разобраться в этой несправедливости и нашли способ, как лучше изучать иностранные слова. Существует универсальная формула запоминания, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом. И она работает.

Почему мы забываем

Мозг бережет нас от перегрузок и постоянно избавляется от ненужной информации. Именно поэтому все новые слова, которые мы учим, сначала попадают не в долгосрочную, а в краткосрочную память. Если их не повторять и не использовать - они забываются.

«Кривая забывания» Эббингауза показывает, что уже через 1 час после заучивания мы забываем более половины информации. А через неделю помним лишь 20 %.

Как помнить все

Чтобы новые слова не вылетали из головы, нужно постараться «поместить» их в долгосрочную память. Зазубривание в этом случае неэффективно, так как мозг не успевает быстро осмыслить информацию и выстроить прочные ассоциативные связи. Чтобы помнить дольше - процесс запоминания лучше растянуть на несколько дней, а то и недель. При этом повторять достаточно по разу.

Практиковать интервальные повторения можно с помощью самодельных карточек или специальных приложений типа: Anki (Android, iOS) и SuperMemo (Android, iOS)

Еще 12 секретов запоминания новых слов

  • Учите осознанно . Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
  • Определитесь со списком слов, которые нужны для поддержания разговора . Их всего около 300–400. Запоминайте их в первую очередь.
  • Учтите, что лучше запоминаются слова в начале и в конце списка («эффект края»).
  • Переключайте внимание с выбранной темы на другую. Знайте, что похожие воспоминания смешиваются (принцип интерференции) и превращаются в «кашу».
  • Учите противоположное . Если запоминаете day, то рассмотрите и night. Антонимы запоминаются быстрее и проще.
  • Стройте свои «чертоги памяти» . Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые слова с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками слова.
  • Используйте прием «слова-гвозди» . Суть метода в присоединении заучиваемого слова к уже известному для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, в считалочке: «Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре», слова «четыре» и «в сыре» связаны друг с другом.
  • Ассоциируйте новые слова с уже известными вам . Например, слово heel (пятка) можно запомнить, вспомнив Ахилла и его ахиллесову пяту. А слово look (смотреть) можно выучить, если вспомнить, как трудно смотреть, когда режешь лук.
  • Сочиняйте рассказы . Если вам нужно запомнить слова в определенном порядке, попробуйте выстроить их в импровизированный рассказ. Важно, чтобы все слова были связаны между собой по сюжету.
  • Пользуйтесь диктофоном. Произносите слова под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.
  • Оживляйте и визуализируйте. Пользуйтесь мимикой, когда изучаете эмоции. Двигайтесь, когда учите слова на спортивную тематику. Таким образом вы задействуете еще и мышечную память.
  • Не учите язык по словарю и школьным учебникам. Если вы любите «Игру престолов», попробуйте учить слова по этому сериалу. Так намного интереснее.