Приспособление для натяжки троса. Что такое талреп – виды и сферы применение натяжителя на практике. Правильная эксплуатация талрепов – в чем секрет успешной работы

При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).

Зажим канатный - это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.

Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение - обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.

Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.

Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.

Типы канатных зажимов

Различают зажимы для канатов и тросов следующих типов:

1) U-образный зажим

Зажим представляет собой u-образный болт с резьбой. Резьбовые концы болта вставляются в зажимающий элемент. При затягивании гаек стального зажима элемент прижимает трос к болту.



2) Плоский тросовый зажим

Производится из углеродистой стали. Состоит из прижимного элемента, прижимающей пластины, винтов и гаек с метрической резьбой. В зависимости от числа винтов в конструкции плоский зажим под трос бывает одинарный (simplex), двойной (duplex) и тройной (triplex). Затягивание гаек зажимает трос между пластинами.


3) Трубчатый зажим

Алюминиевые зажимы-втулки применяются для обычных тросов, медные - для кислотостойких, для работы в агрессивных средах используются зажимы из нержавеющей стали. Трубчатый зажим представляет собой алюминиевый сплющенный полый цилиндр.

Рекомендуется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса. Трубчатые зажимы для стальных канатов сдавливаются при помощи пресса или ручными щипцами. Являются разовыми несъёмными элементами.

В зависимости от конструкции и способа монтажа зажимы для металлического троса подразделяются на:

  • клиновые
  • болтовые
  • винтовые
  • заклинивающиеся
  • прессуемые
  • клыковые

Все канатные зажимы производятся согласно DIN и ГОСТ. В подъемных устройства для целей соединений концов канатов рекомендуется использовать дугообразные зажимы DIN 1142. Зажим для троса DIN 741 по сравнению с DIN 1142 имеет меньшую прочность, поэтому рекомендован к использованию работ, не связанных с перемещением и подъемом грузов.

Виды материалов и покрытий

Чаще всего тросовые зажимы используют в работах с большими весами и тяжелыми нагрузками, поэтому при их производстве действуют жёсткие стандарты проверки качества продукции. Зажимы для стальных тросов изготавливают исключительно из высококачественных и прочных материалов: сталь, медь, алюминий, нержавейка.

Кроме того, канатные зажимы могут быть подвергнуты гальванической оцинковке. Оцинкованные зажимы имеют дополнительную защиту от коррозии. При работе в неблагоприятных погодных условиях и агрессивных средах применяют нержавеющие зажимы троса.

Установка зажимов на канаты и крепление

При использовании дугообразных зажимов рекомендуется устанавливать не менее трех фиксаторов на одном канате. Если же нагрузка выше, чем способны выдержать данные виды зажимов, то нужно использовать другой тип этого фиксатора, а не увеличивать их количество.

Канатный зажим устанавливается на стальной трос так, чтобы перемычка зажима всегда находилась на стороне каната, несущей нагрузку. На хвостовой части каната или троса располагается U-образный болт зажима. Длинная часть троса загибается так, чтобы можно было расположить минимально требуемое количество зажимов для создания крепкой петли. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не меньше 6 диаметров каната.


Правила эксплуатации

Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить прочность крепления каната зажимами. После первого приложения нагрузки на трос величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Необходимо, чтобы изделия регулярно проверялись и проходили проверки. Это нужно в связи с тем, что в процессе эксплуатации изделия подвергаются износу, перегрузкам, что будет приводить к деформациям и изменениям в структуре материала. Зажимы концов каната должны подвергаться проверке не реже одного раза в шесть месяцев и даже чаще, если изделия эксплуатируются в тяжелых рабочих условиях.

Не допускается изгибать или корректировать форму зажима, поскольку это приведет к ухудшению качества изделия и снижению его предельной прочности.

На плотность посадки зажимов на тросе могут отрицательно влиять следующие факторы:

  • гайка плотно сидит на резьбе, но не плотно по отношению к перемычке;
  • резьба засорена грязью, маслом, продуктами коррозии, препятствующими нужной затяжке гайки.

Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:

  • зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
  • на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
  • зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
  • тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.

Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб» . Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.

При использовании металлических канатов может возникнуть необходимость скрепления их между собой или образования на их концах петель. Эффективно справиться с этой задачей поможет зажим для стального троса. Какие модификации существуют и как их использовать, мы расскажем ниже.

Назначение и специфика конструкции

Эти приспособления изготавливаются из прочных материалов – именно благодаря металлу обеспечивается надежное крепление, выдерживающее повышенные нагрузки. Конструктивно зажим состоит из дуги и гаек.

Целесообразно применять несколько зажимов – профессионалы советуют брать не менее трех. Однако если нагрузка чрезмерно высока, то лучше выбрать другие способы фиксации и отказаться от установки большого количества зажимов.

Высокопрочная сталь дополнительно обрабатывается оцинковкой. Такой защитный слой предохраняет элементы от коррозии, а также минимизирует воздействие других внешних факторов.


Чтобы предотвратить расцепление и обрыв, следует изучить, как использовать зажим для троса правильно. Сложного в этом ничего нет – достаточно завести концы под дугу и зажать при помощи гаек. Они закручиваются разнонаправлено, и канат остается в промежутках между ними.

Затягивать гайки нужно до полного зажатия троса. Если создается петля, то обрезанный конец должен быть сверху, над цельным отрезком, но непосредственно под дугой. Зажимный элемент – гайки – будет снизу.

Классификация приспособлений

Выбирать зажимы нужно с учетом конкретных условий их использования, особенностей применяемого троса и планируемой нагрузки. По размерам можно выбрать самые разнообразные модификации – они могут быть небольшими 3-5 мм в диаметре, но встречаются и более объемные до 40 мм.

В быту чаще всего применяются обычные конструкции, которые производятся из стали второго класса после оцинковки. У них петля у основания зажимается болтами. Однако профессионалами востребованы усиленные модификации, имеющие более прочный затвор. Поэтому они ориентированы на повышенный уровень нагрузок.

Для изготовления применяется сталь или медь, хотя в ряде случаев допустимо использование только алюминиевого зажима для троса. А вот сталь с оцинкованным покрытием будет более дорогим вариантом, но позволит эксплуатировать крепежные элементы в суровых климатических зонах.

Варьируется и конструкция – они могут быть одинарными или двойными, иметь плоское или дугообразное исполнение. В плоских моделях имеются две пластины из оцинкованной стали с диаметром 2-40 мм.

Закрепление производится при помощи болтов с гайками. Их применение эффективно при сращивании тросов и проведении других подобного рода манипуляций. Для соединения надо ставить более двух приспособлений.


Двойные зажимы для тросов отличаются наличием двух фиксирующих болтов, в то время как в одинарных предусмотрена только одна пара «болт-гайка». Принцип действия их практически идентичен.

Дугообразная конструкция имеет цилиндрическую форму с дугообразной выгнутостью. На концах расположены болты, которые и обеспечивают фиксацию. Чаще всего их применяют в соединительных операциях, однако допустимо и крепление петли. Это промышленный вариант крепежа, который способен вынести нагрузку не менее 97 кг.

Обжимной зажим производится из алюминиевого сплава. Выглядит как овальный отрезок трубы с небольшой двусторонней приплюснутостью. В этот отрезок заводится трос, и конструкция сплющивается двумя способами:

  • ударно при помощи молотка;
  • вручную за счет нажима.

Специфические типы зажимов

Поскольку в строительстве крепежные узлы испытывают нагрузку динамического типа, а грузы часто поднимаются на высоту, то здесь применяют пружинные механизмы.

Благодаря им, производится не только обычное скрепление тросов, но и фиксация объектов. Конструктивно они имеют рычажки с движущимися скобами. В результате предмет может фиксироваться на тросе, независимо от его толщины.

Клиновые соединения незаменимы для работ с проводами из меди и алюминия с сечением 35-100 кв. мм. Представляют собой корпус из чугунной стали с износостойким клином из бронзы или сплавов алюминия.

Для большей надежности при зажиме алюминиевых проводов крупного сечения применяют специальные прокладки из такого же материала. Крепление будет прочным, но раз в 7-10 дней следует производить подтяжку болтов.

Выбор и использование

На фото зажимов для троса представлены разнообразные модификации, которые можно применять с конкретной монтажной целью. Важно проверить:

  • наличие маркировки;
  • отсутствие дефектов и брака;
  • соответствие зажима параметрам каната.


При фиксации троса перемычка должна быть со стороны каната, где присутствует основная нагрузка. Перед эксплуатацией следует проверить прочность крепления. Не разрешается воздействовать на механизм сваркой.

Использование зажимов позволяет обеспечить надежное и прочное крепление при соединении тросов или формировании петли. Их можно изготовить самостоятельно, однако приобретение изделий заводского производства обеспечит долговечность крепежа.

Фото зажимов для троса

Подвеску несущего троса и его натяжку делают в два приема. Поначалу трос вытягивают по длине проводки и одним концом закрепляют на концевой анкерной конструкции, натяжной болт которой за ранее ослабляют. 2-ой свободный конец троса замеряют по фактической длине подводки с учетом длины троса, нужной для заделки петель, установки натяжных устройств и компенсации стрелы провеса, и присоединяют его к заранее ослабленному специальному натяжному устройству, если такое нужно. Потом создают подготовительную натяжку несущего троса вместе с натяжным устройством, которое при всем этом надевают на 2-ой концевой анкерный крюк. Натяжку несущего троса зависимо от его длины производят при малых просветах вручную, а при огромных - с применением блоков, полиспастов либо лебедок.
Как уже указывалось, натяжку троса следует создавать до получения расчетной стрелы провеса, но с усилием, не превосходящим допустимого для данного несущего троса усилия натяжения. Контроль за правильной натяжкой несущего троса осуществляется динамометром, включенным поочередно с тросом полиспаста либо блока, при помощи которых создают натяжку троса, либо методом измерения стрелы провеса. Окончательную натяжку и регулировку несущего троса создают методом затяжки за ранее ослабленных натяжных приспособлений. Работы по подвеске и натяжке несущих тросов рекомендуется создавать при температуре среды не ниже -20гр.С.
Для разгрузки несущего троса и его концевых креплений и уменьшения провеса в тросовых проводках используют разные разгрузочные устройства в виде дополнительных вертикальных, продольных и поперечных вспомогательных проволочных подвесок и оттяжек.
Для придания тросовой проводке большей неподвижности и для предупреждения от боковых раскачиваний устанавливаются боковые оттяжки.
Вертикальные проволочные подвески устанавливают приблизительно через каждые 3 -12 м, размещая их в местах расположения ответвлений от проводов и кабелей, установки и подвески ответвительных коробок, ответвлений и осветительных приборов.
Вертикальные проволочные подвески изготовляют из металлической проволоки поперечником 2 - 6 мм для силовых линий как более томных по массе и поперечником 2-3 мм для более легких по массе осветительных проводок.
Продольные боковые и поперечные оттяжки изготовляют из металлической проволоки поперечником 2 - 6 мм.
Для струнных электропроводок в отличие от тросовых несущую струну в натянутом состоянии прикрепляют впритирку к перекрытиям, фермам, опорам, стенкам и выступающим деталям стенок, колоннам и другим строительным основаниям разными методами.

Рисунок 12.7 – Концевые крепежные конструкции тросовых электропроводок и способы их установки:
в - натяжной болт с крюком, б - тросовый натяжной анкер, «- анкеры для концевого крепления проволочных струн, закрепленные шпильками, штырями, дюбелями, и электросваркой, г - тросовые анкеры для концевого крепления стальных тросов заводского изготовления, д - конструкции для крепления троса и проволоки к металлическим фермам из профильной стали и тавровых балок, е - конструкция для крепления параллельных несущих тросов

В качестве несущих элементов, подвесок оттяжек применяют: стальной канат (трос диаметром 1,95 - 6,5 мм, стальную оцинкованную проволоку диаметром 2,5 - 6 мм, круглую горячекатаную проволоку (катанка) диаметром 5 - 8 мм, голый стал ной оцинкованный провод диаметром 6,8 и 7,5 мм, свитый из обыкновенных стальных или омедненных стальных проволок, канат, служащий одновременно в качестве несущего троса и нулевого провода.
В процессе заготовительных работ устанавливают и закрепляют на тросе подвески, ответвительные сжимы для алюминиевых и медных проводов и коробки для проводов марки АНРГ, производят необходимые соединения и спуски для подключения проводки к питающей магистрали.


Рисунок 12.8 – Изделия и детали для монтажа тросовых электропроводок:
а - коробка для ответвления от магистральных линий, 6 - крестообразный и тройниковый сжим, в - плашечный сжим, г - подвеска с пластмассовыми клицами, д - стальные подвески, е - полоска с пряжкой и полоска-пряжка для бандажирования проводов и кабелей; 1 - планка для крепления ответвительной коробки, 2 - корпус коробки, 3 - зажим, 4 - плашки, 5 - клицы подвески, 6 - ушко для закрепления светильника

Для ответвлений от магистральных линий, выполненных трех- и четырехжильными проводами марки APT, применяют ответвительную коробку (рисунок 12.8, а), которая может быть трех типов: 0,2 - для осветительных сетей с сечением жил магистральных проводов 4- 10 мм2 и ответвительных 1-2,5 мм2; С2 - для осветительных и силовых сетей с сечением жил магистральных и ответвительных проводов 4-10 мм2; СЗ - для силовых сетей с сечением жил магистральных проводов 16-35 мм2 и ответвительных 4-10 мм2.

Ответвления от магистральных алюминиевых и медных проводов выполняют при помощи крестообразных и тройниковых сжимов (рисунок 12.8, б). Для ответвлений проводов сечением 6, 10 и 16 мм2 от проводов магистральных линий сечением 35 и 50 мм2 служат плашечиые сжимы (рисунок12.8, в).

Для подвешивания к тросу диаметром 4-7 мм четырех изолированных проводов сечением до 6 мм2 и светильников применяют пластмассовую подвеску У930-У934 (рисунок 12.8, г), а для кабеля на тросе диаметром до 10 мм - стальную подвеску У954-У956 (рисунок 12.8, д).

Бандажирование проводов и кабелей выполняют стальной полоской с пряжкой или полоской-пряжкой (рисунок 12.8, е).

3 Способы крепления тросов

На второй стадии монтажа собирают заготовленные участки и узлы тросовых проводок в общую плеть и подвешивают их на натяжных устройствах и поддерживающих конструкциях, установленных на первой стадии монтажа.
Доставленную на монтажную площадку заготовленную тросовую проводку разматывают и расправляют, одновременно проверяя ее состояние и комплектность. Если проводка добавлена в виде отдельных участков и узлов, производят сборку их в тросовые плети, а затем подвешивают готовую проводку на месте. Сборка и подвеска тросовой проводки показаны схематически на рисунке 3.
Для сборки и подвески тросовой электропроводки один конец несущего троса (на рисунке 3 правый) оконцовывают петлей 1 и набрасывают на временный правый анкерный крюк 2, установленный на высоте 1,5 м. На второй временный анкерный крюк 2, расположенный на противоположной стене помещения, набрасывают петлю одного конца полиспаста 8, а к свободному концу полиспаста прикрепляют клиновой зажим 5, которым захватывают трос на некотором расстоянии от концевой петли несущего троса. При этом свободный (на рисунке 3 левый) конец троса и смонтированная на нем натяжная муфта 9 окажутся в подвешенном положении. Подвешенный между временными анкерами несущий трос вместе с укрепленными на нем элементами электропроводки натягивают полиспастом до образования требуемой стрелы провеса. Величину натяжения несущего троса контролируют динамометром, расположенным между полиспастом и клиновым зажимом.


Рисунок 3 – Схема сборки и подвески тросовой электропроводки на месте монтажа: 1 и 1" - концевые петли на несущем тросе, 2 и 2" - временные и постоянные анкеры, 3 - инвентарные подставки, 4 - плеть тросовой электропроводки, 5 - клиновой зажим, 6 - вспомогательный отрезок троса, 7 - свободный конец несущего троса, 8 - полиспаст, 9 - натяжная муфта, 10 - динамометр, 11 - вертикальные проволочные подвески

Усилия при натяжении троса проводов АТРГ не должны превышать: 100 кгс для тросовых проводов сечением жил 4-10 мм2; 500 кгс - для проводов сечением жил 16- 35 мм2.

По окончании натяжения тросовой электропроводки свободный конец несущего троса с натяжным приспособлением надевают на левый анкерный крюк 2, ослабляют полиспаст 8 и снимают его с крюка. Далее устанавливают под тросом инвентарные подставки 3, поддерживающие электропроводку на высоте, удобной для работы.

В заключительной стадии монтажа подвешивают и укрепляют на тросе корпуса светильников, но без стеклянных деталей (отражателей, стеклянных колпаков и др.), регулируют (изменяя длину подвесок 11) высоту подвеса проводки между анкерными креплениями, а также выполняют ряд других операций монтажа.

Смонтированную плеть электропроводки поднимают, соединяют с анкерными креплениями и натяжным устройством, натягивают при помощи натяжных устройств, окончательно регулируют и крепят вертикальные проволочные подвески, устанавливают в светильниках лампы и закрепляют в корпусах светильников отражатели и колпаки, проверяют правильность взаимного расположения всех деталей электропроводки.

В соответствии с требованиями ПУЭ элементы тросовой электропроводки (несущий трос, корпуса светильников, оболочки кабелей и др.) должны быть заземлены. Для заземления тросовой электропроводки ее крепежные конструкции и несущий трос присоединяют I шинам заземления при помощи гибких перемычек из стального троса диаметром не менее 5 мм или многожильного медного провода сечением не менее 2,5 мм2.

В случае использования несущего троса в качестве нулевого или заземляющего провода сечение перемычки должно соответствовать расчетному сечению нулевого или заземляющего провода.

Заземление выполняют так. Отрезают кусок троса или гибкого медного провода требуемой длины и необходимого сечения для использования в качестве заземляющей перемычки. К одному концу перемычки приваривают стальную гильзу или флажок, который, в свою очередь, приваривают к заземляющей шине. Противоположный свободный конец перемычки присоединяют к несущему тросу при помощи болтового зажима.

Расположенные на несущем тросе металлические опорные и кабельные конструкции заземляют путем надежного присоединения их к несущему тросу.

Тросовые электропроводки, выполненные проводами АТРГ, заземляют, соединяя освобожденный от изоляции участок несущего проса с корпусом ответвительной коробки, внутри которой имеется специальное устройство.
В осветительных установках с глухозаземленной нейтралью к анкерному устройству Специальных коробок или к нулевому проводу в обычных коробках присоединяют также нулевой провод и корпуса светильников. В этом случае электропроводка вместе с несущим тросом заземляется через нулевой провод осветительной сети.

Металлические корпуса светильников в тросовых электропроводках с открытой прокладкой проводов заземляют при помощи отдельных заземляющих изолированных медных проводников сечением не менее 1,5 мм2. Концы заземляющих проводников присоединяют ж корпусам светильников под заземляющие винты, а к нулевому проводу или к несущему тросу (если таковой используется в качестве нулевого провода) - путем пайки или механическими сжимами.

В тросовых электропроводках с открытой прокладкой защищенных проводов и кабелей заземление светильников выполняют при помощи Дополнительной жилы, входящей в конструкцию кабеля и провода. В этих случаях заземляющую жилу присоединяют не к нулевому проводу в ответвительной коробке, а к корпусу светильника - внутри или снаружи него в зависимости от конструкции светильников.

По окончании монтажа тросовой электропроводки:
-измеряют сопротивление изоляции жил проводов и кабелей тросовой электропроводки мегомметром на 1000 В при снятых плавких вставках предохранителей и вывинченных лампах в осветительных цепях, но при присоединенных выключателях, штепсельных розетках и групповых щитках; сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм;
-определяют правильность выполненной фазировки тросовой электропроводки и ответвлений от нее; фазы должны совпадать;
-проверяют состояние изоляции токопроводящих жил проводов и кабелей по отношению к несущему тросу, а также непрерывность цепи заземления: трос - ответвительная коробка - заземляющая жила.
При удовлетворительных результатах произведенных проверок тросовую электропроводку передают для эксплуатации.

Талреп для троса – приспособление, которое широко используется для монтажных, строительных и такелажных работ. Благодаря этому промежуточному звену, можно легко отрегулировать натяжение кабелей, канатов и тросов. Вы, наверняка, с ним знакомы, но не знали его чудного названия!

Для чего применяется этот замысловатый инструмент?

Так как грузовой талреп имеет особую конструкцию, это позволяет ему выдерживать большие напряжения и усилия, даже если работать с довольно тяжелыми грузами. Изначально это приспособление использовалось для того, чтобы соединять деревянные и металлические конструкции самых различных типов. Зачастую его используют при такелажных работах, когда необходимо закрепить перевозимое или монтируемое оборудование, или же любой другой увесистый груз. Если нужно сделать монтаж металлической мачты или же антенны, то именно данный инструмент поможет с этим справиться.

Металлическим приборам свойственно ржаветь, если они некоторое время находятся под влиянием влаги. Но нержавеющий талреп от этого недуга защищен, так как он сделан из специальной стали или же обработан цинковым покрытием. Эта мера разработана по той причине, что данный элемент очень часто находится именно снаружи закрепленной конструкции, а значит, всегда подвержен влиянию атмосферы.

Выбирать это приспособление необходимо, отталкиваясь от длины и толщины канатов или антенн, и, несмотря на внушительные задачи, решают их такие малютки, как талрепы, их размеры варьируются от 5 до 20 мм. От выбора монтажного приспособления зависит общий успех любого строительного процесса. В первую очередь, надо определиться, для чего он необходим. Чаще всего, такой элемент используется именно для того, чтобы соединить и натянуть тросы или же канаты, на которые будет крепиться тяжелый груз.

Как устроен данный механизм и почему?

Для того чтобы понять устройство этого приспособления, нужно обратить внимание на чертеж, талреп со стороны выглядит, как обыкновенная муфта, которая состоит из двух винтов . Причем винты используются такие, на которые наносится противоположная резьба. Затем они вкручиваются в конструкцию из металла, зачастую цилиндрической формы. Если данного устройства нет, то можно использовать специальное кольцо. Благодаря металлической конструкции или кольцу, винты «стягиваются» ближе к центру, вследствие чего и натягивается.

Также, помимо такелажных работ, широко применяется данное приспособление в домашних условиях, в основном, когда надо натянуть крепления для штор, настроить пианино (достичь лучшего звучания, натянуть струны).

Зачастую такой инструмент делается открытым, то есть видны регулирующие винты. Корпус его изготавливается путем ковки, сварки или литья. После этого фрезеруются два отверстия, которые позволяют при помощи винтов изменять длину и усилие. Изготавливаются они токарным способом. В случае, когда работы проводятся в сложных погодных условиях, используется закрытый талреп. Чаще всего, этот инструмент состоит из трех частей: корпуса, двух винтов (с правой и левой резьбой) и оголовки винтов (вилка, крюк или кольцо).

Виды приспособлений для натяжения тросов

Прежде, чем приобретать приспособление для натяжки, необходимо разбираться в его маркировке , а именно: С+С – крюк и крюк, С+О – крюк и кольцо, О+О – кольцо и кольцо. Это наиболее часто используемые, но бывают и другие. Для того чтобы подтянуть или ослабить натяжение, необходимо вращать «кольцо», после чего винты будут двигаться либо к центру, либо от него. Вид инструмента зависит от того, какие работы вы собираетесь выполнять. Оцинкованный инструмент используется в том случае, когда вам требуется большое натягивающее усилие. Грузовой тип применяется тогда, когда необходимо либо натянуть тросы, либо же прикрепить тяжелый груз. Такие приспособления могут достигать веса до 25 кг, а выдержать данный инструмент способен до 90 тонн.

Вид приспособления «крюк-крюк» используется, когда необходимо изменить длину или или троса, в основном, при установке мачт или антенн. «Крюк-кольцо» также применяется в подобных случаях. На подвижных деталях такого варианта приспособления имеется резьбовая нарезка, благодаря которой можно регулировать длину. Также сейчас появились варианты с использованием современных технологий, применяя которые можно отрегулировать плавность натяжения. Такие инструменты применяются при работах с волоконно-оптическим кабелем. Для того чтобы натянуть провода и тросы под малые нагрузки, можно использовать закрытые инструменты.

В таких случаях нет четкого значения допустимой нагрузки, поэтому ориентироваться необходимо по факту. Также следует помнить, что такие приспособления не используются для несущих конструкций. Вариант «вилка-вилка» очень популярен и применяют его довольно часто. С его помощью можно быстро изменить или отрегулировать натяжение и длину. Однако данный инструмент не применяется для того, чтобы поднимать грузы. Создан он для того, чтобы регулировать подвески, растяжки и страховки. А вот талреп цепной длиннее своих собратьев, он способен захватить два объекта, сравнительно далеких друг от друга, и затем стянуть, придав требуемое натяжение.

Успех работы и правильная эксплуатация талрепа

Силы, которые воздействуют на механизм данного инструмента, не должны вызывать деформации во время нагрузки. Если же это произошло, то натяжение необходимо уменьшить, а части, которые подверглись деформации, надо заменить. Если есть шанс ударной нагрузки или критического режима, то прежде, чем приступить к выполнению работ, необходимо четко выбрать изделие, которым предстоит пользоваться. Допускаемая нагрузка позволительна только по линии оси. Перегрузок быть не должно.

Изделия также не рассчитаны на то, чтобы выдерживать боковые нагрузки. Используемый натяжитель всегда до и после работ необходимо проверять на соответствие нормам безопасности, иначе могут быть недопустимые критические деформации. Если правильно рассчитывать замеры и соблюдать все мельчайшие детали, а также проводить профилактические работы и осмотр состояния инструмента, то он прослужит максимально долгий срок, и вероятность его поломки или деформации сведется к минимуму.

Прежде чем приступить к работам, рекомендуется инструмент промывать бензином, при возможности полировать на войлочном кругу, наносить смазку и прогонять вхолостую. Лучшие смазки в этом случае – с присадкой графита или бисульфата молибдена. Во время работ их рекомендуется проворачивать (достаточно будет двух-трех раз). Если же работа проводится в сложных климатических условиях, где повышена влажность, то не лишним будет проливание пресной воды на механизмы, что позволит смыть соленую воду. Именно эти простые правила лишат пользователя множества проблем, в частности, мучительного раскручивания «залипшего» намертво талрепа.

Таким образом, благодаря универсальному инструменту, вы можете делать как простые работы (натяжение струн, гардин), так и сложные (натяжение канатов или же перенос увесистых грузов без использования дополнительных приспособлений). Также, используя данный механизм, можно добиться лучшего показателя по вертикали, когда будете устанавливать антенну или мачту.

Если задать вопрос, что это такое за приспособление талреп, то немногие сразу ответят на него, хотя такое устройство известно и активно используется уже не одно десятилетие. Во многих ситуациях возникает потребность в натяжке тросов, цепей, кабелей или прочего такелажа, что необходимо выполнить для более надежной фиксации растяжек. Не всегда такую натяжку можно осуществить, используя только свою физическую силу. Именно для решения такой задачи и предназначены талрепы, о которых мы и поговорим в данной статье.

Что собой представляет талреп

С помощью такого несложного, но очень удобного и надежного приспособления, как талреп, требования к характеристикам которого регламентируются стандартами DIN 1748, DIN 1480 и ГОСТ 9690-71, обеспечивается натяжка и их удержание в натянутом состоянии на протяжении длительного периода времени.

Талрепы раньше назывались по-другому: ПТР-7-1, причем цифры в их обозначении варьировались, в зависимости от модели устройства и его технических характеристик. Цифры в обозначении, в частности, характеризуют величину разрушающей нагрузки (в тоннах-силы), которую может выдержать конкретная модель такого устройства. Приспособления для натяжки тросов, используемые ранее, не имели такого большого разнообразия оголовков, как это реализовано в современных талрепах. Практически все модели таких устройств имели оголовки, выполненные в виде продолговатых петель на их концах, за которые и крепились стальные тросы. Чуть позднее величину разрушающей нагрузки конкретного талрепа стали измерять в кН. Например, если расшифровать наименование модели Т-30-01, то станет понятно, что такой талреп может успешно выдержать нагрузку, равную 30 кН, что соответствует 3 тоннам-силы.

Важные характеристики талрепов

Чтобы талрепы в процессе эксплуатации не деформировались и не разрушались, необходимо очень ответственно подходить к их выбору. Кроме того, следует учитывать как размеры таких приспособлений, так и особенности их геометрической формы, чтобы они были в состоянии выполнять возложенные на них задачи. Существуют специальные таблицы, которые должны быть в наличии у каждого продавца: по ним можно сопоставить маркировку модели талрепа с его техническими характеристиками, размером и формой. Как характеристики, так размеры и вид таких приспособлений оговариваются целым рядом международных и отечественных стандартов: DIN 1478, DIN 1480, ГОСТ 9690-71 и др.

Важным параметром любого приспособления для натяжки стальных тросов является диаметр резьбы, причем не обязательно, что оба винта такого устройства будут иметь одинаковую резьбу. Современная промышленность выпускает талрепы с разными параметрами резьбы: М5 («малютка»), М8, М10, М12, М16, М20 и др. Но вы не встретите параметров резьбы в обозначении, к примеру, талрепа модели Т-10-01, Т-30-01 и др. Очень удобно, что такая маркировка позволяет точно определить, какая нагрузка является критической для данных устройств. Именно первая цифра в таких обозначениях указывает на то, что талреп может выдержать определенный уровень нагрузки, выраженной в кН. Более подробную информацию обо всех характеристиках той или иной модели подобного приспособления, включая его точный чертеж, можно найти в соответствующем ГОСТе.

Большая часть стальных растяжек и, соответственно, приспособлений для их натяжения применяется в условиях открытого воздуха, где они подвергаются негативному воздействию повышенной влажности и температурных перепадов. Чтобы исключить пагубное влияние таких факторов, талрепы необходимо надежно защитить, что обеспечивается за счет их цинкового покрытия или обработки лакокрасочными материалами. Благодаря таким способам защиты успешно эксплуатироваться такие устройства могут десятилетиями.

Талрепы по стандарту DIN 1480

Талрепы, выпускаемые по стандарту DIN 1480, если разобраться в их конструкции, представляют собой достаточно несложное устройство. Основой их конструкции является корпус, который может быть выполнен в виде цилиндра или продолговатого кольца. С обеих сторон корпуса в нем имеются отверстия с резьбой, в которые и вкручиваются рабочие элементы такого устройства. Данные элементы, в зависимости от необходимости, могут иметь оголовки в виде колец, крючков или вилок. Именно к оголовкам и крепится стальной трос, натяжение которого необходимо обеспечить. Что важно, рабочие элементы вкручиваются в отверстия корпуса в разных направлениях.

Корпусы талрепов, выполненные в виде цилиндра, могут иметь различное конструктивное исполнение. Так, это может быть открытый или закрытый цилиндр, который используется в тех случаях, когда необходимо защитить резьбовые соединения от пагубного влияния внешних факторов: повышенной влажности, пыли и грязи. Цилиндрические талрепы открытого типа (даже если взглянуть на их фото) позволяют увидеть, как резьбовые концы рабочих элементов сходятся при их закручивании.

Совершенно не случайно оголовки талрепов отличаются таким разнообразием. Более того, в одном таком приспособлении могут быть использованы оголовки как одинаковых, так и разных типов. К примеру, на практике часто можно встретить приспособления для натяжения тросов и канатов с оголовками вилка-вилка, крюк-крюк, кольцо-крюк и др. Подбираются такие оголовки в зависимости от того, какую конструкцию имеет встречный крепеж: конец стального каната или троса. Так, талреп с вилочным оголовком используется для натяжения канатов, на конце которых можно сформировать петлю, которая плотно (впритирку) зайдет между лапками такой вилки.

Талреп цепного типа — рэтчет

Если оголовок натяжного приспособления имеет форму крюка, то, соответственно, натягиваемые тросы или канаты должны оканчиваться кольцами или другими элементами, которые не выскользнут из зацепления с крюком при прикладывании к ним натягивающего усилия. Если же применяется талреп с оголовком в виде кольца, канаты и тросы должны заканчиваться крюками, которые также не должны выскользнуть из зацепления.

Отдельную категорию составляют талрепы цепного типа, имеющие в своей конструкции трещотку. Такое приспособление часто еще называют рэтчет, и используется оно в тех случаях, когда свести между собой и натянуть необходимо элементы, которые удалены друг от друга на значительное расстояние. Область использования таких моделей достаточно узкая, что объясняется их ограничениями по степени удаленности натягиваемых элементов друг от друга. Кроме того, конструкция таких талрепов довольна громоздкая и включает в себя рукоятку, что не дает возможность использовать их в местах, сильно ограниченных по свободному пространству.