Оценка самоактуализации по А.Маслоу. Теория самоактуализации личности А. Маслоу Понятия самоактуализации маслоу и др

Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личн. ответственного чел., ϲʙᴏбодно делающего ϲʙᴏй жизн. выбор. Избегание ϲʙᴏбоды и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать ϲʙᴏе внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить ϲʙᴏе внимание на здоровом человеке, так как нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье.
Стоит отметить, что осн. темой жизни чел. явл. самоусовершенствование, кᴏᴛᴏᴩое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Человек по ϲʙᴏей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творч. потенциями, кᴏᴛᴏᴩые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них явл. результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – ϶ᴛᴏ "желающее существо", кᴏᴛᴏᴩое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле ϶ᴛᴏго слова, он имеет исключительно их рудименты, остатки, кᴏᴛᴏᴩые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость явл. способностью слышать данные слабые, хрупкие внутр. голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в ϲʙᴏбоде, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Чел. крайне важно сначала удовлетворить низшие потребности, ɥᴛᴏбы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять ϲʙᴏй талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некᴏᴛᴏᴩые люди, благодаря особенностям ϲʙᴏей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", чел. обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы чел. можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы) Д-мотивы явл. стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.) Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личн. актуализировать ϲʙᴏй потенциал. Стоит отметить - они обогащают жизн. опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей явл. потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Материал опубликован на http://сайт
Важно знать, что большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают ϲʙᴏи дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

Мотивационный статус здорового чел. состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение ϲʙᴏей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы чел. на поверхность, примирение с внутр. самостью, сердцевиной личн., ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование".

Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собств. потенциале, сомневается в себе, боится ϲʙᴏих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим чел. стремиться к самосовершенствованию. Довольно часто людям недостает благотворного внеш. окружения. Препятствием для самоактуализации явл. также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту.

Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личност. росте, благодаря кᴏᴛᴏᴩым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к ϲʙᴏей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего чел. происходит периодически, во время пиковых переживаний. Нужно помнить, такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из тех, ради кᴏᴛᴏᴩых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в ϲʙᴏем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеч. существа в их полноте и целостности.

Маслоу (50-60-е годы ХХ века): “наиболее высокая потребность человека - потребность в самоактуализации. По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать.

Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен.

Существуют самоактуализированные люди, их черты:

Стремление к реализации своего творческого потенциала

Доброжелательность

Философское невраждебное чувство юмора

Адекватная самооценка

Опыт внешних переживаний.

Пути достижения самоактуализации:

1. неравнодушие к себе, самопознание.

2. умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой.

3. умение делать адекватный жизненный выбор.

4. умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.

5. отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.

Структура потребностей по Маслоу:

Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации

1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.

По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Способы удовлетворения потребностей.

Теория самоактуализации (А.Г.Маслоу)

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них является результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость является способностью слышать эти слабые, хрупкие внутреннего голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", человеком обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей является потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование".

Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внешнего окружения. Препятствием для самоактуализации является также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от человека мужества и открытости новому опыту.

Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего человека происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из тех, ради которых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеческие существа в их полноте и целостности.

Список литературы

Т. М. Титаренко. Теория самоактуализации (А.Г.Маслоу)

Американский психолог А. Маслоу (1907-1970) - один из основоположников гуманистической теории, главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражению, к творчеству и любви, в основе которых лежит гуманистическая потребность нести людям добро. Он утверждал, что человеку не свойственны врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд. Напротив, в них заложено инстинкт сохранения своей популяции, что заставляет людей помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присуща здоровому человеку, а в наибольшей степени - выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностях. Прогресс общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовольствием гуманистических потребностей человека.

По А. Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать при определенных условиях. Однако, эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при удовлетворении других потребностей и прежде всего физиологических. Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархия потребностей, согласно Маслоу, включает:

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности;

Потребности в любви и привязанности;

Потребности в признании и оценке;

Потребности в самоактуализации - реализации способностей и талантов.

1. Физиологические потребности. Потребности этого уровня - это потребности физической выживания: в пище, воде, кислородные, сне, активности, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции. Это основные, наиболее сильные и неотложные нужды. Если человек не удовлетворит этих потребностей на каком минимальном уровне, она не будет заинтересована в потребностях высших уровней иерархии. Указанные потребности имеют и такую характерную черту: если одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности отходят на задний план.

2. Потребности безопасности и защиты. К этому уровню относятся потребности в организации, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в отсутствии таких угрожающих сил, как хаос, болезни, страх. Следует подчеркнуть, что условия стабильности, надежности, предсказуемости чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Не менее существенными потребности безопасности является для взрослых здоровых людей. Здоровый человек стремится надежности в работе, условиях зарплаты. Поисками безопасности мотивированы такие действия людей, как создание накопительных счетов, приобретение страховых полисов.

3. Потребности принадлежности и любви Люди остро переживают муки одиночества, отсутствие друзей и близких или социальное отчуждение. Для здорового чувства собственного достоинства человеку очень важно, чтобы ее признавали другие и считали достойным уважения. Любовь является основной предпосылкой здорового развития личности. Маслоу сделал выводы о существовании существенной корреляции между счастливым детством и психическим здоровьем взрослого человека.

4. Потребности самоуважения. Потребности самоуважения Маслоу разделил на две группы: самоуважение и уважение других. Личности важно осознавать, что она достойна самоуважения, может справляться с задачами и требованиями жизни. Второй тип потребностей характеризуется таким категориям, как престиж, признание, репутация, статус, оценка, принятие в социальном окружении. В таком случае для личности важно знать, что то, что она делает, признано и высоко оценивается значимыми людьми. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство уверенности в себе, развивает чувство собственного достоинства и осознание, что личность является полезной и необходимой в этом мире. Маслоу подчеркивал, что здоровая самоуважение основывается на заслуженном уважении других людей, а не на славе, лести или социальном статусе.

5. Потребности самоактуализации, или потребности личного самосовершенствования. Самоактуализация определяется Маслоу как желание человека максимально развить свои способности, вполне развернуть заложенный природой потенциал. В процессе самоактуализации личность становится именно такой, какой она может быть, и достигает вершины своих возможностей.

Одним из самых слабых положений в теории Маслоу является то, что данные потребности находятся в заданной иерархии и "выше" необходимости (например, в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например, физиологические потребности. Не только критики, но и последователи Маслоу доказывают, что очень часто потребность в самоактуализации доминирует и определяет поведение личности, несмотря на то, что ее физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, считает Маслоу. Самоактуализированный личности присущи следующие черты:

o полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

o одобрения других и себя ("Я делаю свое, а ты - свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");

* Профессиональное увлечение любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

* Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

* Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

* Постоянная новизна, свежесть оценок;

* Различия цели и средств, зла и добра (не будь средство подходит для достижения цели);

* Спонтанность, естественность поведения;

* Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, са-моактуализуюча творчество в работе, любви, жизни;

* Готовность к решению новых проблем, к осознанию собственного опыта, настоящего понимания своих возможностей.

Фундаментальной позицией гуманистической психологии является признание приоритетности творческого потенциала человека. Маслоу первый высказал тезис, что творчество является универсальной характеристикой человека, его неотъемлемой сущностью. Творческие способности присущи человеку от рождения. Это естественно для человека в такой же степени, как птицам летать, а деревьям - покрываться листьями. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, для творчества не нужны какие-то особые дарования или навыки. Чтобы быть творческими, нет необходимости писать книги, картины или компоновать музыку. Так делает только небольшое количество людей. Творчество - универсальная функция человека, предусматривает все виды самораскрытия. Творческими могут быть люди любых профессий в своей деятельности и быту. Однако, большинство людей в течение жизни теряют способность к творчеству. Особенно разрушительные факторы творческого потенциала связаны с официальной образованием. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности по теории Маслоу:

o формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "беспомощности");

o создание дефицита благ, в результате чего они становятся первичными потребностями в пище и выживании;

o создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", ощущение вины и стыда за себя;

o создание культа "самокритики";

o сохранение "священных основ" (запрещено даже задумываться над ведущей идеологией)

o формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются в короткие, очень простые выражения, которые легко запомнить).

Теория Маслоу отвечает потребностям современного человека, его стремление к творчеству, к раскрытию своего потенциала, она принимает во внимание положительные аспекты личной жизни и утверждает, что каждый человек обладает потенциалом внутреннего развития и самосовершенствования.

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М.Вертгеймер.

Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам".Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план". Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.

В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются:

  • 1) стремление быть всем, чем человек может быть,
  • 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности. Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".

Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.[ 3,ст.254].

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.