Транзитная «труба» Беларуси: неоправданные надежды. «Русофобия – это дорогое удовольствие». Почему Россия остановила транзит газа через Литву

Владимир Путин неожиданно заговорил о важности транзита газа через Белоруссию, а Газпром планирует капитально вложиться в белорусскую газотранспортную инфраструктуру.

Транзит «на подхвате»

19 июня в Минске на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии рутинное однообразие переговоров неожиданно нарушил Владимир Путин. Он заявил, что роль транзита российского газа через Белоруссию в последнее время значительно возросла, но несколько слукавил насчет причин такого роста. По его словам, увеличение роли белорусского маршрута произошло из-за плохого состояния украинского. На самом деле причина в том, что запуск «Северного потока — 2» из-за введенных американцами санкций как минимум снова откладывается. Это значит, что Кремлю вновь придется договариваться с Украиной, через которую идет основной транзит (90 миллиардов куб. м в год).

Контекст

США серьезно настроены против «Северного потока - 2»

Frankfurter Allgemeine Zeitung 28.06.2018

«Северный поток - 2» - кошмар для Украины

Forbes 22.06.2018

Страсти вокруг «Северного потока - 2» накаляются

Ośrodek Studiów Wschodnich 21.06.2018

«Северный поток - 2» раскалывает Запад

Ośrodek Studiów Wschodnich 20.06.2018 Как указывает белорусское аналитическое издание Belarus in Focus, белорусский маршрут транзита не может служить альтернативой украинскому, но при строительстве дополнительных хранилищ и соответствующей модернизации магистральных путей способен подстраховать на 5-10 дней в случае острого конфликта Газпрома с Украиной.

Незадолго до саммита в Минске Газпром заявил, что до 2020 г. инвестирует в развитие газотранспортной системы Белорцуссии 2,5 миллиарда долларов, а в наращивание мощностей подземных газохранилищ — 1,1 миллиарда долларов. На заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии Путин подтвердил, что Газпром собирается вложить в белорусскую газотранспортную систему 3,5 миллиарда долларов в ближайшие два года. А страна вправе рассчитывать на скидки в цене на газ на два-три года (т. е. на 2020-2022).

Здесь важно понимать, что белорусская газотранспортная система самой Беларуси не принадлежит — Александр Лукашенко в два этапа продал ее Газпрому. Первые 50% принадлежащих Беларуси акций ОАО «Белтрансгаз» были выкуплены ОАО «Газпром» поэтапно, в 2007-2010 гг., за 2,5 миллиарда долларов с перечислением каждый год $625 млн за 12,5% акций. Сделка была заключена исходя из оценки рыночной стоимости ОАО «Белтрансгаз» в 5 миллиардов долларов, которую провел в 2006 г. банк ABN Amro.

25 ноября 2011 г. Газпром приобрел оставшиеся 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 миллиарда. 21 декабря 2011 г. председатель правления Газпрома Алексей Миллер сообщил о решении переименовать компанию в «Газпром трансгаз Беларусь». После этого Республика Беларусь осталась собственником только земли, по которой проложены российские газовые трубы. «Газпром трансгаз Беларусь» — монополист на белорусском газовом рынке. Компания эксплуатирует газопроводы общей протяженностью более 7 тысяч км (включая белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа»). По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, идут транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.

Возвращение к «Ямал-Европе»

Весной 2013 г. Газпром неожиданно заговорил о строительстве газопровода «Ямал-Европа-2», который также пройдет по территории Беларуси. Причем озвучил идею этого строительства лично Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко 15 марта 2014-го в Санкт-Петербурге. Уже 3 апреля Путин на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа — 2». По его словам, цель проекта — повышение надежности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.

«Мы в связи с „Северным потоком“ и „Южным потоком“ фактически отказались от проекта „Ямал-Европа — 2“. По „Южному потоку“ мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту „Ямал-Европа — 2“», — сказал тогда глава России. Руководитель Газпрома оказался готов к этому ценному указанию. «Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу „Ямал-Европа“ является самым экономически эффективным», — ответил Миллер.

Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии сегодня находится в собственности Газпрома. «Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям, — признал Миллер. — Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 миллиардов куб. м газа. И мы готовы приступить к разработке технико-экономического обоснования, приступить к началу предынвестиционной стадии».

К тому моменту российский газовый гигант уже просчитал возможные сроки появления нового трубопровода. «Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по „Южному потоку“. Что касается сроков, это мог бы быть 2018-2019 год, — сказал тогда глава Газпрома. — И самое главное, что это будет стопроцентная надежность поставок в Восточную Европу, потому что, если говорить о поставках газа в Польшу, мы будем фактически поставлять из своей газпромовской трубы на границе Польши: фактически это бестранзитный вариант».

Конечно, словосочетание «бестранзитный вариант» звучит странно — получается, что Газпром уже рассматривает Белоруссию как российскую территорию? Но с поляками россиянам тогда удалось договориться. Главы «Газпрома» и компании EuroPol Gaz (Польша) подписали меморандум о том, что трубопровод «Ямал-Европа-2» пройдет через польскую территорию в Словакию и Венгрию. Пропускная способность нового газопровода составит не менее 15 миллиардов куб. м газа в год. (Мощность ныне действующего «Ямал-Европа» — 33 миллиарда куб. м/год.) EuroPol Gaz — собственник газопровода «Ямал-Европа» на территории Польши (684 км). Его основные акционеры — Газпром и польская компания PGNiG SA.

Протяженность нового трубопровода составит около 2000 км. По предварительным оценкам, он обойдется Газпрому в 5 миллиардов долларов — и это будет недорого, учитывая имеющуюся у Газпрома в собственности инфраструктуру по маршруту. В ходе строительства примерно 1,5-2 миллиарда долларов могут быть вложены в белорусский участок «Ямал-Европа — 2».

Что для Украины будет означать строительство Россией второй нитки газопровода «Ямал-Европа»? Скорее всего, если Кремль реально профинансирует этот проект, значит, там приняли стратегическое решение больше не договариваться с «Нафтогазом України» и вообще «попрощаться» с украинским транзитом. Формальный повод для этого есть: группа Wintershall, которая проводила инспекцию ГТС Украины, сделала заключение о том, что к 2019 г. эта система выйдет из строя.

Конечно, в реальности все не так плохо, однако такое заявление вполне сойдет для сторонников прекращения транзита российского газа через Украину. В цифрах все выглядит так: по расчетам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, к 2024 г. Газпром сможет обеспечить полную загрузку «Северного потока — 2» и с учетом двух ниток «Турецкого потока» прокачивать в Европу около 180 миллиардов куб. м в год. Остается 10-15 миллиардов кубов, которые по-прежнему могли бы идти через Украину. Но если в Кремле решат полностью прекратить украинский транзит, то этот объем газа как раз можно будет перекинуть на «Ямал-Европа — 2», ведь его пропускная способность по плану составит требуемые 15 миллиардов куб. м в год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Для внутреннего потребления. В 2009 г. Белоруссия сократила импорт газа для внутреннего потребления на 16,4% по сравнению с 2008 г. - до 17,6 млрд кубометров. В 2010 г. балансовые поставки газа в Белоруссию должны составить 21,5 млрд кубометров.

Поставки и транзит российского газа в Белоруссию осуществляется через магистральный газопровод "Ямал-Европа" (принадлежит ОАО "Газпром") и через газотранспортную систему ОАО "Белтрансгаз" (50 % акций принадлежит "Газпрому").

Транзит газа через Белоруссию составляет в среднем 50 млрд кубометров в год, в том числе по белорусскому участку газопровода "Ямал-Европа" - 33 млрд кубометров в год.

Транснациональный газопровод "Ямал-Европа "

Проходит по территории четырех стран - России, Белоруссии, Польши, Германии. Общая протяженность газопровода составляет более 2 тысяч км. Здесь действуют 14 компрессорных станций, из которых на территории России находятся три, в Белоруссии и Польше - по пять, в Германии - одна.

Основные потребители - котельные, которые сейчас работают в режиме обеспечения горячего водоснабжения, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Львиная доля приходится на ТЭЦ-2, которая спроектирована на базе современной парогазовой технологии со сбросом отработанных газов газовых турбин в котлы-утилизаторы и представляет собой теплоэлектроцентраль, обеспечивающую комбинированную выработку электрической и тепловой энергии. Для работы энергоблоков требуется природный газ (для первого - 600 млн кубометров, для второго - 750). В случае проблем с газом, в качестве резервного топлива может использоваться дизельное.

Крупные потребители газа среди городов - Калининград (там проживает почти половина населения области - около 470 тысяч человек), Советск (второй по величине город региона) и курортный Светлогорск.

В феврале 2004 г. в связи с прекращением транзита российского газа по территории Белоруссии "Газпрому" пришлось задействовать резервные мощности для обеспечения газом потребителей Калининградской области и Литвы. Тогда были начаты поставки газа с территории Латвии в Литву по газопроводу "Рига-Паневежис".

В рамках программы газификации регионов России также строится магистральный газопровод Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград.

Завершение в 2009 г. строительства второй нитки газопровода Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград, как заявлялось, уже в 2010 г. позволит увеличить поставки газа в регион до 2,5 млрд кубометров. Протяженность газопровода составляет почти 140 км, заказчик - ОАО "Газпром инвест Запад". К строительству привлечены четыре подрядные организации из Ленинградской и Новгородской областей, города Нефтекамска.

Газопровод проходит в одном технологическом коридоре с действующим газопроводом Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград диаметром 500 мм, введенным в эксплуатацию в1985 году. Протяженность газопровода диаметром 700 мм - 10,25 км, диаметром 500 мм - 128,95 км, давление - 5,4 МПа.

Ответ редакции

На сегодняшний день у России существует три варианта поставок газа в Европу. Это украинская газотранспортная система, а также газопроводы «Ямал - Европа» и «Северный поток».

В случае прекращения Украиной транзита российского газа в Европу «Газпром» планирует осуществлять поставки:

  • через Белоруссию (газопровод «Ямал - Европа»),
  • по дну Балтийского моря в обход транзитных государств (газопровод «Северный поток»).

Проблема с транзитом газа в Европу через территорию Украины для «Газпрома» станет дополнительным аргументом в пользу:

  • скорейшего завершения строительства газопровода «Южный поток»,
  • расширения «Северного потока» в дальнейшем.

В 2013 году Евросоюз приобрёл в России 133 млрд кубометров газа, большая часть этого объёма (около 85 млрд кубометров) поступает через Украину, остальной газ из России транспортируется по газопроводам «Северный поток» и «Голубой поток», которые обходят украинскую территорию.

«Северный поток» — газопровод, связывающий Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран.

Строительство газопровода началось в 2010 году, в эксплуатацию он был введён в ноябре 2011 года.

По состоянию на 2011 год:

  • 51 % акций принадлежал «Газпрому»,
  • по 15,5 % — немецким акционерам E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding AG, по 9 % — компаниям N.V. Nederlandse Gasunie (Нидерланды) и GDF Suez (Франция).

Проект газопровода неоднократно вызывал возражения у Польши и прибалтийских государств.

В 2013 году транзит газа составил всего около 12 млрд кубометров при мощности первой ветки более 27 млрд. Притом что строительство второй ветки газопровода позволило увеличить мощность до 55 млрд кубометров в год. Использовать обходные ветки газопровода на полную мощность Россия сможет за счёт замещения украинского транзита, но, по прогнозам экономистов, данные объёмы не удовлетворят возросшие потребности Европы в газе.

«Северный поток». Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

«Ямал - Европа»

Газопровод «Ямал - Европа» протяжённостью свыше 2000 км проходит по территориям:

  • России,
  • Белоруссии,
  • Польши,
  • Германии.

Газопровод соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе.

Его строительство началось в 1994 году, в 2006 году трубопровод вышел на проектную мощность в 32,96 млрд кубометров газа в год.

«Газпром» является единственным владельцем белорусского участка газопровода. Польским участком газопровода владеет EuRoPol Gaz (совместное предприятие «Газпрома» и польской PGNiG). Владельцем германского участка газопровода является WINGAS (совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall Holding GmbH).

Транзит природного газа по белорусскому участку «Ямал - Европа» в 2013 году составил 19,5 %. Потребителям Беларуси поставлено 20,3 млрд кубометров газа.

В апреле 2013 года президент России дал поручение руководству «Газпрома» изучить возможность реализации проекта «Ямал - Европа-2», подразумевающего строительство газопровода от границы Белоруссии по территории Польши до Словакии.

Газокомпрессорная станция «Несвижская» — одна из пяти станций на белорусском участке газопровода «Ямал - Европа». Фото: РИА Новости / Иван Руднев

«Голубой поток»

«Голубой поток» — газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Предназначен для поставок российского природного газа в Турцию.

Общая протяжённость газопровода — 1213 км.

Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.

Сухопутный участок проложен от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря длиной 373 км.

Морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция), длиной 396 км.

Сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд кубометров газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года, общий объём поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд кубометров газа.

Трубопровод «Голубой поток». Компрессорная станция «Береговая», вид с моря. Видна просека, в которой находится закопанный газопровод. Фото: Commons.wikimedia.org / Rdfr

Запуск газопровода «Южный поток» намечен на 2015 год.

Морской участок газопровода пройдёт по дну Чёрного моря в экономических зонах:

  • России,
  • Турции,
  • Болгарии.

Общая протяжённость черноморского участка составит 930 км.

Проектная мощность — 63 млрд куб. м.

Сухопутный участок газопровода пройдёт по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точка газопровода — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины).

В реализации проекта участвуют:

- в Болгарии — South Stream Bulgaria AD (по 50 % у «Газпрома» и «Болгарского энергетического холдинга» ЕАД);

- в Сербии — South Stream Serbia AG (доля «Газпрома» — 51 %, ГП «Сербиягаз» — 49 %);

- в Венгрии — South Stream Hungary Zrt. (по 50 % у «Газпрома» и MFB (в 2012 году партнёром стала компания MVM Zrt.));

- в Словении — South Stream Slovenia LLC (по 50 % у «Газпрома» и Plinovodi d.o.o.);

- в Австрии — South Stream Austria Gmbh (по 50 % у «Газпрома» и OMV);

- в Греции — South Stream Greece S.A. (по 50 % у «Газпрома» и DESFA).

После завершения строительства газопровода совокупные поставки газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» могут составить около 120 млрд куб. м газа в год.

«Южный поток». Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Поставки газа для Украины

«Газпром» и «Нафтогаз» в декабре 2013 года после переговоров глав двух государств подписали дополнение к контракту, которое даёт возможность российскому холдингу поставлять газ на Украину по $268,5 за тысячу кубов — со скидкой примерно на треть к контрактной цене.

Скидка начала действовать с 1 января 2014 года, однако это дополнение к контракту должно продлеваться сторонами ежеквартально. В начале марта «Газпром» заявил, что с апреля 2014 года отменит скидку из-за долгов Украины за газ.

Цена российского газа для Украины с 1 апреля может вырасти примерно до $500 за тысячу кубометров.

ГТС Украины

Украинская ГТС представляет собой сеть газопроводов и отводов, которые обеспечивают надёжность газоснабжения в случае аварий на отдельных трубопроводах. Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой - Помары - Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.

Это вторая в Европе и одна из крупнейших в мире газотранспортных систем.

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км.

Пропускная способность

  • на границе РФ с Украиной — 288 млрд куб. м в год;
  • на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м в год;
  • со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год.

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

Журналисты давно заметили: белорусские власти очень любят сообщать громкие новости либо в пятницу вечером, либо в субботу. Так произошло и на этот раз: в субботу, 1 октября, было предано огласке постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли, по которому тарифы на транзит нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии вырастут на 50%. В последний раз расценки на эти услуги повышались 1 февраля 2016 года и в намного меньшем масштабе.

Речь идёт о транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам магистрального трубопровода «Дружба», которые принадлежат белорусским предприятиям ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба». Тариф по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава вырастет с 267,32 до 400,98 российского рубля за тонну (без учёта НДС). По маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 172,23 российского рубля. Тариф по маршруту Невель (Великие Луки) — Полоцк — Высокое увеличится с 32,31 до 48,47 российского рубля (по этому маршруту приводится тариф на приём и дальнейшую транспортировку нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию и на Украину).

Днём в субботу в СМИ появился комментарий вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о белорусско-российских переговорах по цене на газ. По словам Дворковича, в начале следующей недели Россия и Белоруссия возобновят дискуссию, однако речь о скидке для Минска не идёт. А днём ранее министр энергетики России Александр Новак заявил, что долг Белоруссии за российский газ приблизился к $300 млн.

Слова российского вице-премьера фактически опровергают многочисленные заявления белорусского руководства о том, что «вопрос с Россией по газу почти решён», включая и звучавшие лично из уст Александра Лукашенко.

Показательно, что само постановление о повышении цен на транзит российской нефти было подписано 28 сентября — в день, когда Лукашенко отправлялся в Китай за новыми кредитами и инвестициями. Но держалось в секрете до 1 октября, то есть до возвращения президента Белоруссии домой. И опубликовано оно одновременно с заявлением Дворковича о безуспешности (для Белоруссии) переговоров по газу. Поверить в такие совпадения трудно.

«Александр Лукашенко вернулся из Пекина очень приободрённым, с ворохом подписанных договоров о китайских кредитах и инвестициях. И от китайских товарищей он услышал массу обещаний поддержать в трудную минуту, которым почему-то поверил, — сказала RT белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — Лукашенко бьёт по больному: резкий рост тарифа на транзит российской нефти через Беларусь напрямую скажется на её конкурентоспособности на европейских рынках. А там и без того всё невесело: например, Польша недавно приняла решение полностью заменить российскую нефть на более дешёвую иранскую. Даже нефтеперерабатывающие предприятия Польши уже перенастроены на нефть из Ирана. В такой ситуации российские нефтяники могли бы попытаться демпинговать, но Лукашенко их такой возможности лишает. Однако Александр Григорьевич и сам крупно рискует: ведь энергообеспечение Беларуси на 80% зависит от российского газа».

«Нефтегазовые» разногласия между Белоруссией и Россией возникли весной 2016 года. Сейчас цена на газ для Белоруссии составляет $132 за 1000 кубометров. В Минске, однако, считают справедливой цену на поставляемый в Беларусь российский газ в размере $73 за 1000 кубометров. Власти мотивируют это двумя вещами — общемировым падением цен на энергоносители и достигнутыми ранее политическими договорённостями о том, что российские и белорусские потребители (прежде всего промышленные) должны получать газ по одной и той же цене. В противном случае они оказываются в неравных конкурентных условиях, что противоречит духу Союзного государства России и Белоруссии.

Словом, с весны Минск стал платить за газ столько, сколько считает нужным. В свою очередь, «Газпром» начал насчитывать долг и жаловаться в Минэнерго. Переговоры ни к чему не приводили, и Аркадий Дворкович заявил, что Россия из-за недоплаты за поставки газа приняла решение о сокращении поставок нефти в Белоруссию. В третьем квартале поставки ощутимо сократились; из России поступило 3,5 млн. тонн нефти (против 5,8 млн. тонн в первом квартале и 5,7 млн. тонн во втором).

Это решение оказалось очень болезненным для Минска, так как средства от переработки беспошлинной российской нефти составляют существенную часть бюджетных поступлений. В белорусском правительстве заявили, что с такой позицией не согласны, и предложили не увязывать газовые вопросы с объёмами поставок нефти. А президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что снижение поставок Россией нефти в Белоруссию он расценивает как давление на его страну.

Теперь обсуждаются три варианта условий поставок газа в Белоруссию. Первый — вариант равнодоходных цен, второй — привязка к внутрироссийским ценам с рядом условий. Третий вариант предполагает определённые субсидии. Правда, такие переговоры могут тянуться до бесконечности, если не будет принято политическое решение на уровне президентов.

«Конечно, в Минске были бы рады компенсировать разницу между действующей и желаемой ценой на газ повышением для России тарифа на транзит этого самого газа, — говорит RT белорусский экономический аналитик Вадим Петрищенко. — Но поступить так с газом уже невозможно, поскольку белорусское госпредприятие «Белтрансгаз» ранее было продано белорусскими властями российскому «Газпрому» и стало называться «Газпром Трансгаз Беларусь». Тарифы на транзит оно устанавливает само, однако исправно платит налоги в белорусский бюджет. Так что решили надавить на транзит нефти».

Постановление о росте тарифов на транзит российской нефти через Белоруссию вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. То есть у сторон конфликта остаётся примерно неделя, чтобы решить, получит ли Белоруссия скидку на поставляемый природный газ. К тому же статус этого постановления — решение одного из министерств — достаточно невысок, что позволит в случае чего президенту легко его отменить без какого-либо ущерба для собственной репутации.

Заметим, что политическое решение, похоже, придётся принимать. Ещё 23 сентября премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков сообщил журналистам, что в июле-августе на белорусской экономике сказался неожиданный фактор — ограничение российской стороной поставок нефти. «1,6 млн. тонн мы недополучили в третьем квартале. Как по цепочке, сократились объёмы промышленного производства и объёмы прежде всего оптовой торговли. Это уменьшило наш ВВП на 0,3%», — пояснил Кобяков.

«Снижение поставок нефти приводит к сокращению объёмов производства и экспорта белорусских нефтепродуктов, что, соответственно, отрицательно сказывается на объёме промышленного производства и динамике ВВП. С другой стороны, сокращение поставок нефти — это ещё и снижение поступлений в белорусский бюджет, куда зачисляются вывозные пошлины на нефтепродукты», — отметил в комментарии информационной компании «БелаПАН» директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

До конца 2014 года Белоруссия перечисляла в бюджет России экспортную пошлину при продаже за пределы Таможенного союза нефтепродуктов, изготовленных из беспошлинной российской нефти. С 2015-го вся пошлина пополняет бюджет Белоруссии, при этом нефть на белорусские НПЗ поступает из России по внутрироссийским ценам (без пошлин на экспорт нефти), а они значительно ниже мировых. Это и стало одним из основных факторов относительной сбалансированности белорусского бюджета. Теперь же российские ограничения на поставки нефти эту идиллию разрушают.

Денис Лавникевич, Минск