Главные регионы машиностроения. Экспорт продукции машиностроения

Машиностроение мира

Машиностроение является ведущей отраслью, на долю которой приходится около ‘/з мировой промышленной продукции (по сто­имости). Машиностроение первым среди всех отраслей промышлен­ности предъявляет спрос на совершенные виды техники, высокую технологию и в значительной степени определяет общие направле­ния научно-технического прогресса. Конечной продукцией отрас­ли является оборудование (свыше 1 млн разновидностей) для всех без исключения отраслей хозяйства. При этом не следует забывать, что машиностроение работает и на удовлетворение нужд индиви­дуального потребителя. Как представить современную жизнь без телевизора, холодильника, кухонной плиты, телефона или авто­мобиля? Согласитесь, что это практически невозможно.

История мирового машиностроения началась в тот момент, когда «машины стали производиться с помощью машин». «Роди­ной» машиностроения по праву считается Великобритания. Эта отрасль получила здесь развитие еще в конце XVIII в. В начале XIX в. машиностроение «шагнуло» в другие страны Западной Европы (Нидерланды, Францию, Германию) и США, в конце XIX в. - в страны Центрально-Восточной Европы, Латинской Америки и Российскую империю, а в XX в. уже охватило весь мир.

На размещение предприятий различных отраслей машиностро­ения свое влияние в разной степени оказывают наука, наличие трудовых ресурсов (в том числе высококвалифицированных), сы­рья (в первую очередь, металла) и потребителя. При этом не сле­дует забывать о чрезвычайно большой роли таких форм обществен­ного разделения труда, как специализация и кооперирование. По­скольку любая машина производится путем сборки (монтажа) из большого количества деталей (иногда десятков тысяч), машино­строение оказывается технологически поделено по крайней мере на две стадии: производство комплектующих деталей и их после­дующая сборка. Чтобы машина удовлетворяла всем современным высоким требованиям, комплектующие детали должны быть очень высокого качества. Их сборка (с последующей регулировкой рабо­ты машины) должна также осуществляться на очень высоком уров­не. Если первую стадию, как правило, могут освоить только са­мые передовые страны, то вторую - страны среднего уровня раз­вития. Здесь достаточно использовать трудовые ресурсы со сред­ним базовым образованием, обученные определенным операци­ям в течение короткого (одна неделя) временного срока. Именно это обстоятельство способствовало широкому распространению машиностроения во второй половине XX в.

В настоящее время мировыми лидерами в машиностроении явля­ются развитые страны (рис. 10). США, Япония и Германия произво­дят практически весь известный спектр машиностроительной продукции. Международная же специализация этих стран, как прави­ло, значительно уже. Например, США специализируются на про­изводстве мощных суперкомпьютеров (серверов) и авиаракетно-космической техники, Япония - сложной бытовой электротехни­ки и электроники, автомобилей, морских судов, промышленного оборудования и робототехники, Германия - промышленного оборудования (прежде всего, электротехнического), автомобилей и печатных машин. Франция, Великобритания и Италия произво­дят большое количество продукции машиностроения, однако мас­штабы и, главное, спектр этого производства уже существенно мень­ше. В последние два десятилетия XX в. в разряд стран с высокоразвитым машиностроением была включена и Южная Корея. Небольшие стра­ны Западной Европы, как правило, имеют незначительные объемы производства машиностроительной продукции. Однако при ее высо­ком качестве они способны контролировать значительную часть рын­ков. Например, Швейцария исконно специализируется на произ­водстве высокоточных (прецезионных) металлорежущих станков, мельничного оборудования и часов, Австрия - горнодобывающей техники и оборудования для целлюлозно-бумажной промыш­ленности, Нидерланды - электротехнического оборудования, Да­ния - промышленных холодильников и морских рыболовецких су­дов, Швеция - промышленной электротехники и автомобилей, Фин­ляндия - плавучих буровых платформ и сотовых телефонов.

Первым регионом развивающегося мира, в котором появилось машиностроение, была Латинская Америка. Эта отрасль создава­лась здесь при непосредственном участии развитых стран и была нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей самого региона. В настоящее время в наиболее крупных странах Латин­ской Америки представлены практически все известные отрасли машиностроения. В последние годы некоторые страны (в первую очередь Мексика и Бразилия, в меньшей степени Аргентина) начали наращивать производство продукции на экспорт.

В странах Восточной и Юго-Восточной Азии развитие маши­ностроения началось лишь в 60-е гг. XX в. Оно тоже создавалось при помощи развитых стран, но изначально было ориентировано строго на экспорт. На протяжении вот уже нескольких десятиле­тий такие страны, как Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Таи­ланд, Филиппины и Индонезия, являются крупными производи­телями бытовой электротехники, электроники и средств связи. Некоторые из этих стран успешно освоили производство легко­вых автомобилей и других транспортных средств. В 80-е гг. XX в. машиностроение начало проникать в Китай, Индию, Турцию, Иран и наиболее «подготовленные» африканские страны - прежде всего, в Нигерию, Египет, Марокко и Алжир.

Об уровне развития машиностроения в той или иной стране можно судить по показателям объема экспорта продукции отрасли (в млрд долл.) и доли продукции отрасли в экспорте страны. Мировыми лидерами по абсолютному объему экспорта машин и оборудования являются, прежде всего, развитые страны (табл. 76, см. рис. 10). Традиционно наиболее крупными экспортерами про­дукции машиностроения выступали США и Германия. В 70-е гг. XX в. их дополнила Япония, которая в 80 -90-е гг. устойчиво за­нимала первую позицию. В настоящее время на первое место (при­чем с большим отрывом) вновь вышли США. Со значительным отставанием (в два с лишним раза) от США, Германии и Японии идут крупные европейские страны и Канада. В 80-е гг. в число ве­дущих мировых экспортеров машин и оборудования вошли Юж­ная Корея, Сингапур, Сянган и Тайвань, в 90-е гг. - Китай, Мексика и Малайзия. По доле продукции машиностроения в экспор­те традиционными мировыми лидерами являлись США и евро­пейские страны (в первую очередь западноевропейские - Герма­ния, Великобритания, Швеция, но также некоторые страны Цен­трально-Восточной Европы - Чехия и Венгрия). В 80-е гг. на первое место вышла Япония. Несколько позже ее без особого труда смогли догнать многие соседние страны Восточной и Юго-Восточной Азии (сначала Южная Корея, Тайвань, Сингапур, затем Малайзия и Фи­липпины). Это было обусловлено тем, что в 70-80-е гг. в эти стра­ны переместились целые отрасли мирового машиностроения.

Одной из ведущих отраслей мирового машиностроения явля­ется производство металлорежущих станков и других видов ме­таллообрабатывающего оборудования. За последние полвека эта отрасль пережила кардинальную перестройку территориальной структуры. Если раньше лидерами мирового станкостроения явля­лись США и такие европейские страны, как Германия, Швейца­рия, Италия, то впоследствии США практически «ушли» с рын­ка, уступив место странам Бостонной Азии (особенно Японии и Тайваню, несколько позже Китаю). Германии, Швейцарии и Ита­лии удалось сохранить свои позиции. Япония и Германия специа­лизируются на производстве сложных станков и мощных поточ­ных линий, Швейцария - высокоточных (прецезионных) стан­ков, Италия, Тайвань и Китай - рядовых, хотя и современных станков. Доля продукции станкостроения, отправляемой на экс­порт, наиболее велика в Швейцарии (почти 90 %), на Тайване и в Германии (около 2 / 3). Крупнейшими производителями роботов выступают Япония и Швеция.

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущие по­зиции занимает автомобилестроение. Оно зародилось в конце XIX в. в Европе, но затем быстро проникло в США. Революцией в миро­вом автомобилестроении явилось изобретение и внедрение на за­воде Г. Форда первого в мире конвейера (1913). Разделение труда на ряд узкоспециализированных стадий позволило сократить вре­мя сборки одного автомобиля с 12,5 ч до 93 мин, т.е. почти в 8 раз. На этом же заводе началось широкое использование черной крас­ки, которая сохла быстрее остальных. С этого времени США на многие десятилетия превратились в безусловного мирового лиде­ра автомобилестроения. Для американца автомобиль стал матери­ализованным воплощением свободы, позволивший ему не только стать чрезвычайно мобильным, но и ни от кого не зависеть. В пер­вой половине XX в. в США производилось до 80 % всех автомоби­лей мира. В 50-е гг. XX в. автомобилестроение охватило уже многие европейские и самые крупные латиноамериканские страны, а в 70-е гг. - Японию. В конце XX в. автомобилестроение проникло уже во все без исключения регионы мира.

Успех Японии на мировом автомобильном рынке был обус­ловлен прежде всего тем, что она сделала ставку на производство экономичных малолитражных автомобилей. По времени все это совпало с мировым нефтяным кризисом, поэтому экономичность превратилась в важнейший фактор сбыта продукции. На этом фоне компании США и Европы долгое время не могли сориентировать­ся, поэтому несли значительные убытки. Конечно, следует иметь в виду, что, накопив значительные капиталы, научно-технический потенциал и производственный опыт, они не могли мириться с потерей сферы влияния.. Например, американские компании, объе­динив усилия, уже к 1994 г. смогли перестроить собственное произ­водство и начали на равных конкурировать с японскими компани­ями. Не отставали от них и компании европейских стран. Оздоров­лению ситуации на мировом автомобильном рынке в немалой сте­пени способствовал захват крупнейших национальных автомобиль­ных рынков изнутри. В 80-е гг. XX в. активизировался процесс созда­ния филиалов многих автомобилестроительных компаний на тер­ритории других стран: в США - японских и европейских (прежде всего, германских), в Европе - американских и японских, в ос­тальных регионах мира - американских, европейских и японских.

На рубеже XX-XXI вв. США вернули себе лидерство в мировом автомобилестроении (табл. 77). Крупные объемы производства со­храняют Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. Резко увеличили производство автомобилей Южная Ко­рея, Испания, Мексика и Бразилия. Бурный прогресс переживает автомобилестроение в Китае и Индии.

Крупнейшими национальными автомобильными рынками яв­ляются американский (ежегодно на нем реализуется 16-17 млн новых автомобилей и около 50 млн подержанных), европейский (14- 15 млн) и японский (4 - 4,5 млн),

наиболее быстрорастущи­ми - китайский и индийский.

В последние годы мировой автомобилестроительный рынок под­вергся значительной перекройке. Многие компании, вставшие на грань разорения, были поглощены более успешными. В результате произошло образование гигантских автомобилестроительных групп.

Наиболее крупными из них являются американские «Дженерал Моторс» (владеет торговыми марками или крупными пакетами ак­ций компаний «Шевроле», «Понтиак», «Олдсмобил», «Бьюик», «Кадиллак», «Сатурн», «Опель/Воуксхолл», «СААБ-Сканья», «Дэу Мотор» и «Форд Мотор» («Меркьюри», «Линкольн», «Астон Мар­тин», «Лэнд Ровер», «Ягуар», «Вольво» и «Мазда»), германо-американская «ДаймлерКрайслер» («Додж», «Плимут», «Джип», «Смарт», «Мицубиси Моторс», «Хендай Мотор» и «Киа Мотор»), германские «Фольксваген» («Ауди», «СЕАТ», «Шкода», «Бэнтли», «Бугатти» и «Ламборджини») и «БМВ» («Мини» и «Ролле Ройс»), японские «Тойота Мотор» и «Хонда», французские «Рено» («Нис­сан», «Инфинити» и «Дакия») и ПСА («Пежо» и «Ситроэн»), а также итальянская «ФИАТ» («Альфа Ромэо», «Ланчия», «Ферра-ри» и «Мазерати»).

Лидирующие позиции в мировом невоенном судостроении дол­гое время занимали европейские страны: сначала Нидерланды, затем Великобритания. Даже в середине XX в. почти 1 / 2 всех мор­ских судов сходили со стапелей британских верфей (особенно Глаз­го и Белфаста). Однако в последующие годы основной центр ми­рового судостроения сместился в Восточную Азию (табл. 78). В на­стоящее время на верфях Южной Кореи и Японии производится свыше 3 / 4 мировых морских судов. Быстро наращивают производ­ство судов Китай и Тайвань. Европейские страны и особенно Ве­ликобритания, наоборот, значительно отступили.

Мировой рынок авиаракетной техники является одним из са­мых перспективных. Для этой отрасли всегда была характерна большая роль продукции военного назначения. Первый самолет появился в 1903 г. в США. В 30-е гг. XX в., т.е. перед Второй миро­вой войной, лидерство в производстве самолетов и ракет захва­тила Германия, во второй половине XX в. ее место заняли США и СССР. При этом, если США успешно освоили производство всего спектра авиаракетной техники - от гражданских самоле­тов и вертолетов до крупных баллистических ракет, то СССР основной упор сделал на производство военной техники. Разви­тие гражданского сектора сдерживало двигателестроение. Дело в том, что для военных самолетов требовались, прежде всего, высокоскоростные и высокоманевренные двигатели. Экономич­ность и уровень шума во внимание не принимались. В 90-е гг., при переходе к рыночным отношениям, эта особенность совет­ского (а после распада СССР российского) авиастроения нанес­ла значительный урон его конкурентоспособности. Быстро пере­строить двигателестроение не удалось. В результате на новые граж­данские самолеты даже начали устанавливать американские и английские двигатели. В настоящее время на мировом рынке граж­данских самолетов на долю США приходится 60 %, единой евро­пейской компании «Эуропеан Эйрбас», которая объединила капи талы компаний Франции, Германии, Великобритании, Италии и других стран - почти 40%, России - всего 1 %.

Крупнейшими мировыми авиаракетостроительными компани­ями являются американские «Боинг-Макдонелл-Дуглас», «Лок-хид Мартин», «Дженерал Дэйнемикс», «Юнайтед Текнолоджис» (все - США) и уже упоминавшаяся выше «Эуропеан Эйрбас».

По производству железнодорожного подвижного состава выде­ляются всего лишь несколько стран: США, Франция, Германия Чехия, Япония и Россия.

Мировыми лидерами в производстве тракторов и сельскохо­зяйственной техники являются, прежде всего, развитые страны (США, Германия, Италия, Франция и Япония) и крупные раз­вивающиеся (Индия, Китай и Бразилия).

Безусловно, очень важным подразделением мирового машиностро­ения являются энергетическое машиностроение, электротехника, приборостроение, радиотехника и электроника. В настоящее время эти отрасли производят наиболее сложные виды техники. Первые три отрасли обычно относят к «новым», последние две - к «новей­шим». Развитие «новых» отраслей началось в последней четверти XIX в. в Европе и США. Там же появились и первые бытовые электроприборы. Первые аналоговые и цифровые машины, ставшие прообразом буду­щего компьютера и вычислительных машин, создали в середине 40-х гг. XX в. в научных лабораториях США. До 70-х п. крупнейшими производителями этих видов техники были опять же США и наибо­лее развитые европейские страны. В последующие годы значитель­ную часть рынка удалось захватить Японии. В это же время в отраслях, производящих бытовые электроприборы, появилась возможность территориального разделения стадий производства комплектующих деталей и их сборки. Для стадии сборки решающую роль стали играть сравнительно высокая квалификация и дешевизна рабочей силы. Таким образом, в настоящее время в развитых странах сохранилось производство лишь сложных деталей, производство же несложных деталей и их последующая сборка почти полностью «перекочевали» в страны среднего уровня развития. В настоящее время мировыми лидерами в производстве радиоприемников, телевизоров, аудио- и видеомагнитофонов, персональных компьютеров и мобильных те­лефонов являются, прежде всего, страны Восточной и Юго-Восточ­ной Азии, затем - Латинской Америки и Центрально-Восточной Европы (см. табл. 78). Больше всего фотоаппаратов производят Сян­ган, Япония и Китай, часов - Сянган, Япония и Швейцария.

Иная ситуация сложилась с энергетическим оборудованием и промышленной электротехникой, здесь лидирующие позиции по-прежнему занимают развитые страны. Крупнейшими компания­ми, производящими энергетическое оборудование и промышлен­ную электротехнику, являются американские «Дженерал Электрик» и «Вестингауз Электрик», германские «Сименс», «АЭГ-Телефун­кен» и «Бош», японская «Мицубиси», британская «Маркони», гол­ландская «Филипс», швейцарско-шведская «Асеа-Браун-Бовери» и др.; бытовую электротехнику и электронику - те же компании, а также японские «Сони», «Мацусита», «Хитачи», «Тошиба», «Ши-ваки», «Джи Ви Си», «Шарп», «Санье» и «Ситизен», южно-корей­ские «Самсунг», «Эл Джи» и «Дэу», итальянские «Мерлони» и «Оливетти», французская «Тефаль» и др.; персональных компьюте­ров - американские «Интернэшнл Бизнес Мэшинс», «Интел», «Эйпл», «Майкрон Текнолоджи», «Хьюлетт-Пэкарт», «Эпсон» и др.

Объем экспорта продукции машиностроения, млрд. долл.

Доля продукции машиностроения в экспорте, %

Северная Америка

Филиппины

Германия

Великобритания

Сингапур

Северная Америка

Малайзия

Южная Корея

Южная Корея

Сингапур

Северная Америка

Нидерланды

Великобритания

Германия

Латинская Америка

Финляндия

Малайзия

Северная Америка

Страны-лидеры по экспорту продукции машиностроения.

Производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов в странах мира.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили и автобусы

Количество, тыс. шт.

Количество, тыс. шт.

Северная Америка

Северная Америка

Германия

Северная Америка

Южная Корея

Южная Корея

Германия

Великобритания

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Северная Америка

Великобритания

Латинская Америка

Производство морских торговых судов и телевизоров с странах мира

Морские торговые суда

Телевизоры

Водоизмещение, тыс. бр.-регл*

Количество, тыс. шт.

Южная Корея

Южная Корея

Германия

Северная Америка

Малайзия

Бразилия

Латинская Америка

Нидерланды

Финляндия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Северная Америка

Германия

МИР

31676

МИР

130000

Отправить другу

Россия

Беларусь

Казахстан

Все страны ТС в 2007-2012 годах оставались нетто-импортерами продукции машиностроения. И в России, и в Беларуси, и в Казахстане зависимость от импорта машиностроительной продукции за рассматриваемый период увеличилась. Так, российский машиностроительный экспорт с 2006 по 2012 год вырос на 29%, а импорт на 123%. В РБ темп прироста экспорта составил 85%, импорта 96%. В РК экспорт вырос на 4%, в то время как импорт на 30%.

Большая часть экспорта машиностроительной продукции стран региона в 2012 году приходилась на Россию $16.6 млрд. Беларусь экспортировала продукции машиностроения на сумму $6.8 млрд, а Казахстан на сумму $0.7 млрд. Экспорт Армении, Кыргызстана и Таджикистана на фоне совокупного машиностроительного экспорта республик ТС почти незаметен.

Доли экспорта продукции машиностроения в совокупном экспорте товаров во всех странах региона, кроме Беларуси, невелики не превышают 5%. В РБ такая продукция в 2012 году составила 16.9% экспорта товаров. Напротив, доли импорта машиностроительной продукции в импорте товаров значительны во всех рассматриваемых субъектах: наименьшую долю имели Беларусь и Армения 18.8%, наибольшую-Россия 49.9%, где продукция машиностроения является крупнейшей статьей импорта товаров.

Россия
В 2012 году чистый экспорт машиностроительной продукции РФ составил -$135.8 млрд. Иными словами, Россия гораздо больше ввозила машин и оборудования, чем вывозила. При этом она была нетто-импортером по всем рассматриваемым видам экономической деятельности разной степени дезагрегации. Более того, почти по всем видам деятельности импорт во много раз превышал экспорт. Что касается российского экспорта машиностроительной продукции, то из $16.6 млрд 21.1% приходилось на оборудование, 31.3% на электрооборудование и 47.6% на транспортные средства. Самыми крупными статьями экспорта были летательные аппараты $3.1 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $2 млрд, и электрические машины и оборудование $1.7 млрд.

Из $152.4 млрд российского импорта продукции машиностроения по 35.2% пришлось на производство оборудования и производство транспортных средств, доля электрооборудования составила 31.3%. Крупнейшими статьями импорта стали легковые автомобили $18.7 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $18.2 млрд, электрооборудование $11 млрд, оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства $6.3 млрд, летательные аппараты $5.8 млрд, оборудование для сельского хозяйства $5.6 млрд.

РФ обладает существенным потенциалом импортозамещения. Это связано со значительным спросом на продукцию машиностроения, который сейчас во многом удовлетворяется за счет импорта. Причем все последние годы частота закупок импортной техники российскими предприятиями росла, превысив в 2012-м частоту закупок машин и оборудования производства РФ.

В кратко и среднесрочной перспективе можно ожидать, что рост внутреннего спроса на продукцию автомобилестроения и товары длительного пользования продолжится, так как насыщенность рынков этой продукцией еще далека от показателей, характерных для наиболее развитых стран. Помимо этого, достижение максимальной загрузки имеющихся мощностей практически во всех отраслях промышленности в середине 2000-х годов увеличило спрос на продукцию станкостроения, это еще одно потенциальное направление роста российского машиностроения.

Правда, по многим позициям растущий спрос на машиностроительную продукцию удовлетворяется почти полностью за счет зарубежных поставок. Поэтому реализация имеющегося потенциала импортозамещения зависит от того, как быстро пойдет процесс обновления машиностроительного оборудования. Пример некоторых отраслей, в частности автомобилестроения, показывает, что модернизация производства при условии существования стабильного платежеспособного спроса и создании относительно небольших преференций для инвесторов может произойти за довольно короткий срок. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал машиностроения способны стать накопленные в течение периода экономического роста ресурсы. Последнее, впрочем, потребует специальных усилий со стороны государства по облегчению и удешевлению доступа к источникам финансирования.

Потенциал увеличения экспорта российской машиностроительной продукции ограничен. Во-первых, растущий внутренний спрос и потребительский, и инвестиционный будет поглощать большую часть прироста выпуска товаров и не даст заметно нарастить экспортные поставки. Во-вторых, при существующем технологическом отставании от развитых стран сложно прогнозировать значительное увеличение спроса на продукцию российского машиностроения на мировом рынке. Сейчас почти по всем товарным группам импорт во много раз превосходит экспорт. Это свидетельствует о слабой востребованности российской продукции на мировом рынке, а быстрое завоевание позиций на нем даже при росте качества товаров вряд ли возможно.

Беларусь
Чистый экспорт Беларуси в 2012 году был равен -$1.8 млрд, а стоимость импорта сопоставима со стоимостью экспорта. Беларусь нетто-импортер оборудования. По большинству позиций импорт хотя и превосходил экспорт, но их значения были сопоставимы, а в «производстве машин и оборудования для сельского хозяйства» экспорт превысил импорт почти в четыре раза. В производстве транспортных средств страна является нетто-экспортером продукции, причем здесь превышение экспорта над импортом достигается главным образом за счет чистого экспорта грузовых автомобилей. По двигателям внутреннего сгорания, легковым автомобилям и железнодорожному подвижному составу белорусский импорт превышает экспорт.

Из $6.8 млрд машиностроительного экспорта РБ 47.1% приходилось на оборудование, 17.6% на электрооборудование и 35.3% на транспортные средства. Крупнейшие экспортные группы: машины и оборудование для сельского хозяйства $1.8 млрд, грузовые автомобили $1.4 млрд и электрооборудование $0.6 млрд. Самыми крупными импортными позициями в стране в 2012 году оказались электрооборудование $1 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $0.8 млрд, легковые автомобили $0.6 млрд, двигатели внутреннего сгорания для автомобилей и машины и оборудование для сельского хозяйства по $0.5 млрд.

Беларусь зависит от зарубежных поставок очень широкого набора машиностроительных товаров. В 2012 году отрицательное сальдо по внешнеторговому обмену такими товарами де-факто уменьшило потенциальный ВВП республики на 17.6% это наибольший показатель в странах региона.

Казахстан
Торговый баланс продукции машиностроения РК в 2012 году составил $13.2 млрд. Казахстан, как и Россия, является нетто-импортером данной продукции по всем рассматриваемым видам экономической деятельности. Экспорт машиностроительной продукции республики был равен $0.7 млрд, из них $0.35 млрд составила стоимость экспортируемого оборудования, $0.29 млрд электрооборудования, $0.06 млрд транспортных средств. Крупнейшими статьями импорта РК в 2012 году были электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи $1.8 млрд, электрические машины и электрооборудование и железнодорожный подвижной состав по $1.5 млрд.

Экономика республики в ближайшие годы, согласно прогнозам, будет динамично развиваться. Следовательно, возрастет спрос на машиностроительную продукцию. Но объемы выпуска казахстанского машиностроения сейчас относительно невелики, и оно в любом случае не в состоянии удовлетворить спрос местных потребителей. Поэтому массовое импортозамещение в условиях растущей экономики в Казахстане маловероятно и, более того, оно по многим позициям нецелесообразно, так как для создания новых машиностроительных отраслей требуются огромные ресурсы.

Экспорт продукции машиностроения РК невелик в 2012 году он был равен 0.4% ВВП, наименьший показатель в странах ЕЭП и ориентирован на российский рынок. Трудно ожидать его многократного увеличения, но по некоторым товарным группам, подшипники, электрооборудование, учитывая создание Единого экономического пространства, можно прогнозировать определенный рост экспортных потоков.

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

Разделяют на три группы:

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто. В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась. Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Ж/Д производство

Старейшая из отраслей, к которой относится производство локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, железнодорожного оборудования, сейчас испытывает проблемы. Виной этому измененная география производств. Теперь строительством поездов все больше занимаются в странах Азии, таких как Индия и Китай. Европа же делает ставку на современные скоростные поезда.

Электротехническое машиностроение – самая наукоемкая отрасль и самая прогрессирующая. В последнее время наблюдается спад производства бытовой электротехники и увеличение производства микросхем.

Лидерами в этой отрасли являются фирмы США, Японии и Южной Кореи. Китай, Тайвань и другие азиатские страны стремительно развиваются в этом направлении.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.

Импорт и экспорт машиностроения

Определение 1

Экспорт – это процесс вывоза товаров за пределы страны, тогда как импорт – это процесс ввоза продукции из-за границы.

В современном мире импорт представляет собой самый распространенный вид деятельности в торговле. Именно поэтому импорт считается основой международных экономических отношений.

Часто экспортная продукция поставляется во много стран одновременно.

Экспортировать возможно не только произведенную продукцию, но и капитал, такой экспорт принято называть инвестированием средств в целях налаживания собственного производства за рубежом.

По данным за 2016 год 8,5% российского экспорта приходится на машиностроение. При этом 30% данной продукции направляется в страны СНГ, а 70% в страны ближнего зарубежья.

В период с 2000 по 2008 экспорт в России находился в состоянии роста.

Экспорт имеет сырьевую и технологическую направленность, а также определяет роль страны в отраслевой специализации. К примеру, большое количество экспорта свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровнях отраслей. А большой экспорт минеральных ресурсов, наоборот, говорит о неразвитости высокотехнологичных отраслей.

Так стоит отметить, что Россия входит в число стран с большим процентом экспорта нефтегазовой продукции, в этом она является неоспоримым лидером, тогда как в экспорте машин и оборудования Россия уступает позиции многим развитым странам, таким как США, Япония, Германия, Корея, Франция и др.

Существует такая организация как Таможенный союз – это своего рода соглашение между странами об отмене таможенных пошлин в торговле и создании единой таможенной территории.

У стран, входящих в Таможенный союз, за период с 2007 по 2012 значительно увеличилась зависимость от импорта. За данный период российский экспорт вырос на 29%, тогда как импорт вырос на 123%.

В 2012 году на Россию приходилась самая большая часть экспорта (16,6 млрд). то есть в этот период гораздо больше машин ввозилось на территорию России, нежели вывозилось. При этом она была нетто-импортером (страна в которой доля импорта во много раз превышает долю экспорта) по всем видам экономической деятельности.

Замечание 1

Самая большая доля экспорта приходится на летательные аппараты.

В импорте 35% пришлось на производство оборудования и транспортных средств, а также 31% на электрооборудование.

Стоит отметить, что Россия обладает огромным потенциалом импортозамещения. Это обусловлено большим спросом на машиностроительную продукцию с учетом того, что он удовлетворяется за счет импорта. Все это складывается на фоне постоянного роста закупок импортной техники.

Показатели внутреннего спроса на автомобильную продукцию и товары долгосрочного пользования находятся в постоянном росте, так как насыщенность рынков данной продукцией еще далека от показателей развитых стран.

Во многом процесс импортозамещения зависит от замены машиностроительного оборудования, а именно как быстро и качественно будет произведена замена. Ярким примером служит автомобилестроение. Модернизация производства в условиях наличия стабильного платежеспособного спроса и создания преференций для инвесторов может пройти в довольно короткие сроки. Стоит также отметить, что источником финансирования могут служить ресурсы, накопленные в течение экономического роста, то есть не обязательно искать инвесторов на стороне.

В отличие от импорта, возможности расширения экспорта ограничены. Это связано, во-первых, с тем, что повышающийся потребительский и инвестиционный спрос будет поглощать большую часть прироста выпуска продукции, при этом не позволив повысить экспортные поставки. Во-вторых, практически невозможно предугадать увеличение спроса на продукцию российского машиностроения на мировом рынке, так как существует достаточно большое отставание от развитых стран. Все это приводит к выводу, что продукция российского машиностроения не пользуется большим спросом на мировом рынке, да и быстрое занятие отдельной ниши практически невозможно.

Экспорт России в 2017 г.

В 2017 году отмечается рост экспорта продукции машиностроения на 14,6%, что является первым крупным скачком после 2013 года.

Российский экспорт имеет свою специфику, он не предусматривает крупные экспортные контракты, именно поэтому показатели могут сильно колебаться. Главной спецификой российского экспорта служат военный и атомный комплексы.

В 2017 году экспорт турбореактивных двигателей вырос на 28%, что является вторым результатом в истории (первый в 2013 году). Это позволило России входить в пятерку крупнейших экспортеров данной продукции.

2017 год отмечен тем, что был поставлен абсолютный рекорд в экспорте, а именно, увеличился экспорт реактивных двигателей, прирост которого составил 40%. Это вывело Россию в лидеры экспортеров реактивных двигателей.

Замечание 2

На этом череда лучших показателей 2017 года не заканчивается. Еще одним рекордным показателем стал экспорт ядерных реакторов, который вырос в 2,7 раза по сравнению с 2010 годом.

Еще одним не плохим результатом стал экспорт котлов центрального отопления, который вырос на 37%. В новейшей истории это один из лучших показателей. Предыдущий лучший показатель также относится к 2010 году.

Уступив место 2004 году, экспорт 2017 года электрических аккумуляторов вырос на 18%.

Экспорт холодильного оборудования увеличился на 49%, большую часть его составили холодильные витрины.

Немного хуже дела обстоят с экспортом автомобилей - здесь прирост составил 23%, что является третьим результатом. Однако существует стабильный, хоть и не большой, рост.

Экспорт грузовых и пассажирских вагонов за 2017 год вырос на 49%, что уступает лишь пику 2008-2012 годов.

Также лучшими результатами 2017 года стал экспорт такой продукции, как:

  1. Медицинские приборы и инструменты (16,9%),
  2. Лазеры и специальная оптика (84%),
  3. Оборудование для птицеводства (увеличение объема в 2 раза),
  4. Кондиционеры (28%),
  5. Механические распылители (92%).