Вездеход газ 71 технические характеристики. Гусеничный вездеход газ. Эксплуатация и сферы применения

Снегоболотоходный плавающий гусеничный транспортер с бензиновым двигателем, выпускался с 1967 г. Предназначался для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья, в целинных и северных районах, а также для обслуживания различных экспедиций.
В настоящее время снят с производства.

Тип транспортера — Гусеничный
Вес транспортера в рабочем состоянии (с заправкой, инструментом и принадлежностями, без груза, дополнительного бензинового бака и водителя), кг — 3750 ±2,5%

Количество мест для сиденья:
в кабине — 2
на платформе — 10

Грузоподъемность платформы (при отсутствии пассажиров), кг — 1000

Габаритные размеры, мм:
длина — 5365
ширина — 2582
высота — 1740

Колея (расстояние между серединами гусениц), мм — 2180
База (расстояние между центрами крайних катков), мм — 3630
Дорожный просвет, мм — 380
Высота до центра ведущего зубчатого колеса, мм — 620
Высота до оси буксирного устройства, мм — 620
Погрузочная высота, мм — 1130
Наибольшая скорость по шоссе, км/ч — 50
Наибольшая скорость на воде, км/ч — 5-6

Двигатель

Тип — Бензиновый четырехтактный карбюраторный
Число цилиндров — 8
Расположение цилиндров — V-образное
Диаметр цилиндра, мм — 92
Ход поршня, мм — 80
Рабочий объем цилиндров, л — 4,25
Степень сжатия — 6,7
Наибольшая мощность (при 3200 об/мин), квт — 84,6 (115 л.с.)
Наибольший крутящий момент (при 2000-2500 об/мин), кГoм — 29

Силовая передача

Сцепление — Однодисковое сухое.
Коробка передач — механическая, с четырьмя передачами вперед и одной назад, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах.
Раздаточная коробка — двухвальная, имеет две передачи - понижающую и повышающую (передаточные отношения 1,091: 1 и 0,7692: 1).
Карданная передача — Открытый безтрубчатый кардан на игольчатых подшипниках.
Главная передача — Пара конических шестерен со спиральными зубьями, смонтированных в алюминиевом картере (передаточное отношение 1,9: 1).
Бортовые фрикционы — Многодисковые сухие со стальными дисками (ведущих дисков 10, ведомых 9, нажимных пружин 14). Фрикционы выключаются поворотом отводки с кулачковым кольцом.
Тормоза — Ленточного типа, с наклепанной на стальную ленту медно-асбестовой тканью (ширина ленты 120 мм, наружный диаметр барабана 294 мм).
Бортовые передачи — Одноступенчатые с цилиндрическими шестернями (передаточное отношение бортовой передачи 4,22: 1). Соединительные муфты и полуоси Бортовые передачи соединены с главной передачей полуосями, имеющими зубчатые муфты на концах.

Движитель и подвеска

Тип подвески опорных катков и ленивцев — Независимая, торсионная. Торсионы правых и левых катков расположены по одной оси и помещены в трубы, идущие от борта к борту. Число опорных катков 12 (по 6 с каждого борта), из них 2 задних выполняют функцию ленивцев.
Торсионы — Цилиндрические со шлицевыми головками на концах.
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия; установлены на передние опорные катки и ленивцы.
Опорные катки — Наружный диаметр 700 мм, ширина обода 85 мм.
Несущие ленивцы (задние катки) — Взаимозаменяемые с опорными катками.
Гусеничные цепи — Мелкозвенчатые (каждая цепь состоит из 83 звеньев, соединенных стальными пальцами диаметром 15,5 мм).
Ведущие колеса (звездочки) — Двойные, цевочного зацепления, расположены в передней части корпуса (число зубьев 12).
Снегоочиститель гусеницы — Съемный, устанавливается на кронштейне между первым катком и звездочкой.

Корпус, кабина, платформа

Корпус — Несущий, металлический, сварной.
Кабина — Металлическая, двухместная, с двумя наружными дверями и двумя люками в крыше.
Платформа — Металлическая, выполнена заодно с корпусом.
Буксирные приспособления — Два крюка спереди и буксирный прибор двухстороннего действия сзади.

Механизмы управления

Управление поворотом транспортера — Выключением бортовых фрикционов и торможением ведущих колес (осуществляется двумя рычагами управления).
Горный тормоз — Защелки на рычагах управления, фиксирующие рычаги в положении торможения.
Переключение передач — Качающимся рычагом.
Переключение раздаточной коробки — Качающимся рычагом.
Управление сцеплением — Педалью с гидравлическим приводом (расположена под левой ногой водителя).

Электрооборудование

Номинальное напряжение сети, В — 12.
Система проводки — Однопроводная, отрицательный полюс соединен с "массой".
Генератор — Постоянного тока типа Г130-Э1 (экранированный, шунтовый, 28 А).
Реле-регулятор — Типа РР-129.
Аккумуляторная батарея — Типа 6-СТ-68-ЭМЗ.
Катушка зажигания — Типа Б5-Л с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером.
Распределитель зажигания — Типа Р105 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором.
Стартер — Типа СТ130-Б с дистанционным включением.
Звуковой сигнал — Типа С-300, вибрационный.
Стеклоочиститель - Электрический с двумя щетками.

Заправочные емкости, л

Основные бензиновые баки (три) — 232,5
Запасной бак (один) — 77,5
Система охлаждения (с котлом подогревателя) — 30
Система смазки двигателя — 9,5
Масляный резервуар воздушного фильтра — 0,55
Картер коробки передач — 3
Картер раздаточной коробки — 1,2
Картер главной передачи — 3
Картеры бортовых передач (два) — 1,3 каждый
Ступицы опорных катков — 0,16 каждая
Ступицы катков ленивцев — 0,25 каждая
Дополнительный бачок для масла — 7
Амортизаторы (четыре) — 0,375 каждый
Картер редуктора привода вентилятора — 0,11
Система гидравлического привода выключения сцепления — 0,45 м
Питьевой бачок — 2

Гусеничный транспортер ГАЗ-71 является поистине уникальной и универсальной конструкцией. Машина может применяться для перевозки грузов, личного состава или буксировки прицепов в условиях бездорожья. Герметичный корпус транспортера позволяет форсировать водные преграды без какой-либо подготовки машины.

Машина широко использовалась в северных районах, где получила массу прозвищ – «Грубая Тупая Сила», «Газушка» или «Жужик». Конструкция ГАЗ-71 имела большой потенциал развития и модернизации. В настоящее время выпускаются транспортеры ГАЗ-3403, несколько отличающиеся от предшественника.

История создания вездехода

Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-е годы. Машина создавалась на основе выпускавшегося с 1955 года снегоболотохода ГАЗ-47.

Характеристики серийной продукции начинали отставать от требований основного заказчика – Советской Армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и трансмиссией, унифицированной с узлами колесного армейского .

Первый прототип нового гусеничного транспортера был собран в 1965 году.

Особенностью конструкции опытных машин стали пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от применения пластика на серийной продукции.

На новом вездеходе применили расширенные звенья гусеницы, которые вместе с увеличением длины опорной поверхности позволили снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².

Серийное производство стартовало в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. Первые годы производство машин велось в Горьком, но из-за загруженности завода выпуск перенесли в Заволжск на специализированный завод гусеничных тягачей. Сборка транспортера в Заволжске продолжалась до 1985 года.

Корпус

В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.

Корпус разделен на три отделения:

  • кабина;
  • моторный отсек;
  • грузовая платформа.

Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.

Кабина ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащена двумя местами: для водителя и пассажира.

Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.


По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.

Двигатель

На транспортере ГАЗ-71 установлен бензиновый силовой агрегат с карбюраторной системой подачи топлива. Двигатель имеет восемь цилиндров с рабочим объемом 4250 см³ (4,25л). Конструктивно мотор является модификацией силового агрегата от грузовых автомобилей ГАЗ-66. Мотор развивает мощность 115 л.с.

В качестве топлива используется бензин А-76 или АИ-93.

Завод допускал работу мотора на бензине А-72 при установке октан-корректора на более позднее зажигание.

Особенностью конструкции мотора является установка штатного подогревателя П-16, работающего на бензине. Подогреватель обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости и масла в картере для запуска при низких температурах окружающей среды.

Трансмиссия

Транспортер ГАЗ-71 оснащен механической четырехскоростной коробкой передач и сухим сцеплением. В конструкции сцепления используется один диск диаметром 300 мм. Коробка оснащена синхронизаторами на двух высших передачах (четвертая скорость – прямая). Переключение первых двух скоростей выполняется с перегазовкой. Рабочий диапазон трансмиссии расширен установкой раздаточного редуктора, имеющего повышающую и пониженную передачи.


Крутящий момент от раздаточного редуктора поступает на одноступенчатую главную передачу, установленную в алюминиевом картере. Для передачи применяется карданный вал. На выходе главной пары установлены бортовые фрикционы сухого трения.

В состав каждой муфты входят 19 дисков, которые управляются кулачковым механизмом.

Муфты управляют бортовыми одноступенчатыми редукторами с цилиндрическими шестернями. Для соединения фрикционов и передач применены полуоси с зубчатыми муфтами.

Тормозная система

В состав тормозной системы транспортера ГАЗ-71 входит рабочая и стояночная системы. В конструкции рабочих тормозов использованы стальные ленты с приклепанным медно-асбестовым фрикционным материалом. Лента прижимается к барабану, имеющему диаметр 294 мм.

Рабочие тормоза применяются для удержания машины на стоянке. При этом органы управления удерживаются специальными фиксаторами, приводимыми кнопками на рукоятках.

Управление

Для управления транспортером ГАЗ-71 применяется система рычагов и педалей. Педальный привод имеет дроссельная заслонка и муфта сцепления. Переключение скоростей в коробке и раздаточном редукторе осуществляется отдельными рычагами. Поворот выполняется отключением муфт бортовых фрикционов, привод выключения – рычагами.


Для управления различным оборудованием применяются кнопки и тумблеры, расположенные на панели приборов.

Приборы

На центральной части приборной панели транспортера ГАЗ-71 расположен щиток приборов. По бокам от щитка установлены дефлекторы обдува ветрового стекла горячим воздухом. Щиток приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольного пульта, на котором установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.

Ближе к спидометру расположен индикатор температуры двигателя, за которым расположены термометр масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном вездеходе ГАЗ-71 применены четыре топливных бака, то на щитке имеется переключатель указателя уровня между баками. Для подсветки приборов применяются лампы, установленные над приборами.

Гусеницы

На транспортере ГАЗ-71 применена стальная мелкозвенчатая гусеница, составленная из 83 звеньев каждая. Звено имеет ширину 390 мм, расстояние между осями отверстий для пальцев равно 128 мм.

На внутренней поверхности звена имеются два пера, ограничивающих беговую дорожку и предотвращающих сход гусеницы с опорных катков.

Звенья соединяются между собой при помощи стальных пальцев, зафиксированных от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальца поверхность насыщена бором с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой расположена съемная пластина, очищающая гусеницу от грязи и снега. Натяжение гусениц выполняется поворотом кривошипа балансира направляющего катка.

Катки

Транспортер ГАЗ-71 оснащен шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм с внешней резиновой амортизацией. Задние катки выполняют функцию направляющих колес. Катки установлены на стальных балансирах.


Подвеска балансира торсионная, дополнена гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов установлены на балансирах передних катков и направляющих колес. Ведущие колеса расположены спереди. Зубчатый венец оснащен 12 зубьями, узел съемный, взаимозаменяемый.

Технические характеристики

Основные параметры машин на базе ГАЗ-71 приведены ниже:

Параметр ГАЗ-71 ГАЗ-34039 ГТ-МУ
Длина, мм 5390 5720 5146
Ширина, мм 2582 2550 2470
Высота, мм 1740 2040 1700
Грузоподъемность, кг 1000 1500 -
Масса прицепа, кг 2000 200 -
Снаряженный вес, кг 4950 4900 5800
Вместимость, чел. 10 12 8-10

Габаритные размеры ГАЗ-71 позволяют размещать машины на железнодорожной платформе попарно.

Применение

Гражданские транспортеры ГАЗ-71 нашли широкое применение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина применяется для доставки и снабжения геологических партий. На базе ГАЗ-71 устанавливались передвижные буровые установки с расположением оборудования на передней или задней части корпуса.


Интересной модификацией машины является установка для подледного лова рыбы (ПТ-ИЛТ). Кроме этого на базе ГАЗ-71 производились пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02 и ряд другой техники.

Вездеходы ГАЗ-71 применялись в армии для доставки личного состава, стрелкового и минометного вооружения, боеприпасов. Машина предназначена для перевозки 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, расположенных на носилках.

По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.

В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша водительской кабины оснащалась точками установки пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.

На основе ГАЗ-71 был разработан десантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. Броней толщиной 4-6 мм защищалась верхняя часть машины, днище выполнялось из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и снижения веса. Бронетранспортер мог комплектоваться бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами.


Машины ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ существовали санитарные версии, оснащенные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Строевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.

Применение вездехода ГАЗ-71 в тундре в летние месяцы ограничивается, поскольку гусеничные ленты оставляют на почве следы, не зарастающие за несколько лет.
Расход бензина в сложных дорожных условиях доходит до 200 л на 100 км, поэтому на дальние маршруты в грузовом отсеке устанавливаются несколько бочек с бензином.

Модификации

Транспортер ГАЗ-71 стал основой для создания нескольких модификаций:

  • ГАЗ-3403, оснащенный усиленными торсионами, позволившими поднять грузоподъемность до 1250 кг;
  • ГАЗ-34033, предназначенный для погранвойск, оснащен дублированной электрической системой;
  • ГТ-МУ, бронированный транспортер, созданный на основе симбиоза агрегатов ГАЗ-71 и ходовой части ГАЗ-47.

В настоящее время выпускается единственный вариант машины под обозначением ГАЗ-34039, на основе которого созданы буровые и пожарные установки. Несмотря на возраст конструкции снегоболотохода, он по прежнему активно эксплуатируется в районах Крайнего Севера.

Видео


Легендой советского машиностроения можно назвать вездеход ГАЗ-71. Его технические характеристики делают автомобиль востребованным до сегодняшнего дня, хотя машина выпускалась в период с конца 60-и до середины 80-х. Особенно актуально ее использование в северных регионах.

Области применения техники

В 60-е, с освоением труднодоступных северных и дальневосточных территорий, появилась надобность в принципиально новой технике, способной передвигаться по бездорожью и действовать в любых климатических условиях. Новая модель разрабатывалась на базе гусеничного транспортера ГАЗ-47, который ранее использовался для нужд армии и геологоразведки. Новый автомобиль, получивший название ГТСМ вездеход, отличался:

  • простотой конструкции;
  • экономичным обслуживанием;
  • высокой проходимостью в климатических и дорожных условиях любой сложности;
  • возможностью использования в диапазоне температур от минус 50 до плюс 40 градусов;
  • доступностью запасных частей.

Эти качества стали решающими для применения вездехода ГАЗ-71:

  • в поддержке геологоразведочных и научных экспедиций;
  • эвакуации раненых с места военных событий или катастроф;
  • доставке людей и грузов в труднодоступные районы;
  • для перевозки сверхтяжелых прицепов – до 2 т;
  • в нефтегазовой отрасли;
  • на охоте и рыбалке.

Технические характеристики вездехода

Корпус транспортера ГАЗ-71 герметично сварен из листовой стали и разделен на три части:

  • кабину;
  • силовой отсек;
  • грузовую платформу.

Несмотря на крупные габариты – 5,39х2,585х1,74 м, ГАЗ-71 отличается отличной маневренностью и достаточно высокой скоростью, превосходя свою базовую модель. Он свободно преодолевает болотистые местности и снежные завалы, может пересечь воду до 1,2 м глубиной и переплыть реку полуторакилометровой ширины со спокойным течением и пологими склонами.

Маневренность ГАЗ-71 в воде обеспечивается гидродинамическими кожухами, которые устанавливаются перед водной преградой. Плывет вездеход с помощью гусениц, которые вращаются бортовыми редукторами. Еще одной уникальной особенностью ГАЗ-71 является техническая возможность самовытаскивания в случае застревания.

Скорость движения зависит от состояния дороги, например:

  • на качественном дорожном покрытии вездеходный транспорт ГАЗ-71 может развить до 50 км/ч;
  • на болотистых участках – 12-18;
  • по глубокой снежной целине может ехать со скоростью 17;
  • в водном пространстве – до 6 км/ч.

В то же время, способность вездехода передвигаться по труднопроходимой местности требует немалого расхода топлива - на бездорожье ГАЗ-71 потребляет до 150 л на сотню км.

Поэтому ГАЗ-71 снабжен четырьмя топливными баками, расположенными по бокам платформы: первые три – емкостью по 232,5 л; четвертый – 77,5 л.

Полная заправка баков позволяет преодолеть до 500 км.

Остальные технические характеристики ГАЗ-71 также выгодно отличают его от первоначальной модификации.

Параметры двигателя

8-цилиндровый двигатель вездехода карбюраторного типа мощностью 115 л. с. функционирует на бензине А-76 или АИ-93. Рабочий объем составляет 4,25 л. Двигатель находится в едином отсеке:

  • с механической четырехступенчатой коробкой передач с четырьмя передними скоростями и одной задней;
  • дополнительной передачей;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами;
  • однодисковым сухим сцеплением с одним диском;
  • тормозной системой со стальными двойными лентами;
  • помпой для откачивания воды.

Силовой агрегат закрыт со всех сторон съемными металлическими панелями, открывающими доступ к двигателю с двух сторон. Одна из последующих модификаций вездехода ГАЗ-71 была оснащена более экономичным дизельным двигателем.

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода представлена:

  • двенадцатью опорными катками, которые поровну располагаются с обеих сторон;
  • гусеницами с резиновым покрытием;
  • двумя ведущими колесами;
  • гидравлическими амортизаторами, которыми снабжены задние и передние катки;
  • съемными снегоочистителями, которые используются в зимнее время для защиты от наледи.

Гусеницы образованы мелкими звеньями, которые имеют большую ширину по сравнению с исходным образцом. В каждой из них по 83 звена, соединенных стальными креплениями.

Кузов и кабина

ГАЗ-71 оборудован двухместной металлической кабиной, выполненной из цельного листового металла. Свидетельством высокой степени ее герметизации является полное отсутствие влаги в кабине даже после прохождения глубокой водной преграды. В кабине также предусмотрены:

  • резиновые уплотнители на боковых дверях и люках;
  • системы термо- и шумоизоляции;
  • механизм отопления.

Кузов выполнен в виде грузовой платформы с полумягкими откидными креслами для перевозки людей. В кузове работает отопительная система, предусмотрена также возможность монтирования на каркасе тента для защиты от непогоды. Имеется санитарное оборудование на случай необходимости эвакуации раненых.

На базе ГАЗ-71 позднее были разработаны более передовые модификации, предназначенные для различных целей. Несмотря на многолетний возраст машины, ее конструкция и сегодня востребована и интенсивно эксплуатируется.

В 60-е годы прошлого века, когда большая часть разрушенного войной народного хозяйства была восстановлена, а развитие науки и промышленности шло семимильными шагами, немалые силы были кинуты на освоение ранее неисследованных труднодоступных территорий Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и пр. Полное отсутствие дорожного покрытия и суровые климатические условия, которые были характерны для этих районов, требовали создания принципиально новых машин, которым были бы не страшны подобные условия эксплуатации.

Планировалось, что с появлением новых плавающих снегоболотоходных машин, эффективность георазведки даже в самых суровых северных районах существенно повысится, а значит развитие геофизических, нефтегазовых и добывающих предприятий страны станет еще более интенсивным. Да и Советской Армии подобные вездеходы не помешают... А мало ли, враг не дремлет?

Конечно, для нужд военных и геологов в то время активно использовался гусеничный транспортер-снегоболотоход ГАЗ-47, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1954 по 1964 гг., но для 60-х модель уже считалась устаревшей и требовала модернизации. В связи с этим, конструкторы нижегородского завода приступили к созданию нового многоцелевого плавающего транспортера, взяв от базовой модели ГТ-С все самое лучшее.

Обеспечить потребности огромный страны было нелегко. Один завод, производство которого было перегружено, не мог выпускать необходимое количество машин, поэтому было налажено сотрудничество с Заволжским Заводом Гусеничных Тягачей (ЗЗГТ), куда в 1973 году и было полностью перенесено производство нового вездехода. Первые же партии машин собирались на ГАЗе.

Эксплуатация гусеничного вездехода

Транспортер ГАЗ 71 на гусеничном ходу появился в 1968 году и получил название ГТ-СМ. Аббревиатура расшифровывалась, как "гусеничный транспортер снегоболотоход модернизированный". За почти 20-летнию историю своего производства (1968 - 1985 гг.) он превратился в настоящую легенду, а технические характеристики этой спецмашины позволяют использовать её в крайне сложных северных условиях и по сей день. Не зря говорят, что советская техника "неубиваема". Простое устройство ГАЗ 71, отличные вездеходные качества и выносливость - вот основные достоинства этого чудо-транспорта.

Основное назначение гусеничного тягача - транспортировка людей и различных грузов народнохозяйственного значения по всем видам дорог и бездорожью, в целинных и северных районах. Техника использовали для перевозки личного состава военных подразделений, обслуживания экспедиций в труднопроходимых районах, для эвакуации раненых, для буксировки прицепов, масса которых не превышает 2 тонн и пр.

Самые экстремальные условия этому детищу нижегородских автостроителей нипочем, ведь он оборудован средствами самовытаскивания при застревании. Вездеход ГАЗ 71 уверенно преодолевает снежные завалы, непролазные болота, пустынные территории, броды глубиной до 1,2 м... И даже плавает. Пожалуй, об этой уникальной возможности машины стоит рассказать поподробнее. Конечно, водных прогулок на нем не совершить, но реку шириной до полутора километров он пересечь сумеет. Плывет машина за счет вращения гусениц, которые приводятся в движение бортовым редуктором, при этом, скорость в воде достигает 5-6 км/час.

Естественно, перед спуском на воду технику готовят: устанавливают штатные быстросъемные гидродинамические кожухи - они улучшают маневренность и увеличивают скорость движения. Подняться из воды на берег ГАЗ 71 может по пологому спуску с углом наклона не более 20°. Если приблизиться бортом к крутому берегу, то велика вероятность того, что вездеход накрениться и произойдет затопление через борт. Беспокоиться о том, что машина пересечет спокойную реку практически не стоит, однако, с переправой через водные преграды с быстрым течением стоит быть осторожным. Существует риск того, что снегоболотоход закрутит и даже затопит. Основной причиной возникновения подобной ситуации является значительная площадь его подводного борта.

Вообще, несмотря на солидные размеры - 5 390 х 2 585 х 1 740 мм и кажущуюся неуклюжесть, вездеход на гусеничном ходу хорошо маневрирует на поворотах и развивает приличную скорость. По хорошим дорогам скорость ГАЗ 71 составляет 50 км/час, что гораздо выше, чем у его предшественника ГАЗ-47. Скорость при движении по болотистой местности невысокая - 12-18 км/час. Снежную целину метровой глубины машина может пересекать, развивая скорость до 17 км/час.

Казалось бы, все хорошо... Но вот, расход топлива оставлять желать лучшего. При движении с максимальной скоростью или по тяжелому бездорожью этот показатель достигает 150 литров на 100 км. Средний расход топлива чуть ниже - 90 -100 л /100 км, но тоже немало. Для того, чтобы обеспечить "прожорливому" гусеничному транспортеру оптимальный запас хода, конструкторы снабдили его четырьмя топливными баками. Вместимость трех основных - 232,5 литра, дополнительного - 77,5 литра. Этого запаса горючего хватает на 400 км пути. Топливные баки расположены по бокам, на крыльях платформы.

Технические характеристики транспортера

В движение снегоболотоход ГАЗ 71 приводит 8-цилиндровый четырехтактный двигатель ЗМЗ-41. 115-сильный карбюраторный агрегат с рабочим объемом 4,25 л. работает на бензине. Единая система, включающая двигатель, КПП, дополнительную передачу и сцепление, устанавливается в моторное отделение. От кабины и платформы конструктор отделили его металлическими перегородками, состоящими из ряда съемных панелей, что позволило обеспечить свободный доступ к силовой установке как из кабины, так и со стороны платформы. Кстати, созданный спустя некоторое время на основе "семьдесят первой" модели ГАЗ 3403, получил долгожданный дизельный двигатель, после чего многие стали заинтересованы в приобретении именно ГАЗ 71 дизель, как более экономичной в эксплуатации модели.

Двигатель ГАЗ 71 работает в паре с трехходовой коробкой передач (4 передних + 1 задняя), раздаточной коробкой с двойной передачей, однодисковым сухим сцеплением, бортовыми редукторами и двойными ленточными тормозами. Ходовая часть машины - это двенадцать опорных, катков с гусеницами (по шесть с обеих сторон), имеющих резиновое покрытие, и два ведущих двухвенечных колеса. Задние катки, которые одновременно являются направляющими, наряду с передними опорными катками снабжены гидравлическими амортизаторами. Гусеницы ГАЗ 71 - мелкозвенчатые, каждая состоит из 83 звеньев, которые соединяются между собой стальными пальцами. Предотвратить появление наледи и налипание снега на поверхность гусеничной ленты, а также возможное разрушение прорезиненного покрытия колес позволяют съемные снегоочистители. Их устанавливают на транспортер при эксплуатации в зимние месяцы.

Особенности кузова и кабины

Кузов ГАЗ 71 - это грузовая платформа открытого типа, изготовленная из стали. Возможность установить утепленный тент из дублированной ткани позволяет транспортировать людей в кузове даже в сильные морозы, к тому же, платформа отапливается. Тент устанавливается на каркас из трех съемных дуг, для обеспечения вентиляции предусмотрен специальный вентиляционный рукав. Верхняя часть заднего борта кузова откидывается. Для того, чтобы разместить людей (до 10 человек), на платформе предусмотрены полумягкие откидные сиденья. Здесь же располагается необходимое для перевозки раненых санитарное оборудование.

Металлическая двухдверная кабина этого гусеничного вездехода вмещает двух человек. Естественно, особые условия эксплуатации заставили конструкторов позаботиться о герметичности кабины, для чего по всему контуру дверей проложен резиновый уплотнитель. Благодаря ему, исключается вероятность попадания пыли и воды в кабину сведена практически к нулю. Обеспечить естественную вентиляцию воздуха внутри закрытого пространства позволяют два люка, которые также хорошо герметизированы. Кабина имеет хорошую термо- и шумоизоляцию и оборудована отопителем. Водитель и пассажир размещаются на мягких сиденьях. Кстати, добраться до аккумуляторной батареи можно, отодвинув съемную панель, которая находится прямо за водительским сиденьем.

Эта модель была снята с производства уже почти 20 лет назад, но из эксплуатации не вышла до сих пор. Особенно часто транспортер можно встретить в северных районах страны, где климатические и дорожные условия не позволяют использовать более "легкую" технику. Цена вездехода ГАЗ 71 зависит, в первую очередь, от его состояния. Новые, стоявшие на консервации, или просто отлично сохранившиеся машины предлагают за 700 тыс. - 1,3 млн. рублей. Техника, требующая ремонта, находится в ценовом диапазоне от 200 до 800 тыс.рублей. При необходимости найти оригинальные запчасти к ГАЗ 71 не составит особого труда. Подойдут и детали от более нового ГАЗ 3403.

Фото вездехода