Мраморный палац. История. Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 - 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова (1734-1783).

Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников - братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу (1779-1831) к его бракосочетанию, которое состоялось в 1796 г. После его смерти император Николай I назначает дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу (1827-1892).

В 1844 - 1849 гг. Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора Александра Брюллова (1798-1877) к бракосочетанию нового владельца дворца. Основные изменения коснулись второго этажа, где была создана новая планировочная структура, а парадные и жилые интерьеры получили новую художественную отделку. На месте существовавшего в XVIII в. висячего сада был создан зимний сад.

В 1892 г. Мраморный дворец наследует сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович (1858-1915). Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. В настоящее время здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу - поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».

Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 г., когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.

С 1919 по 1936 гг. во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. В этот период начинается планомерная реставрация фасадов и решетки дворца.

В 1936 г. Ленсовет принимает решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Работы по проектированию реконструкции дворца и созданию музейного оборудования возглавил Н.Е. Лансере (1879-1942). Новый музей в стенах дворца был открыт 7 ноября 1937 г. Созданный в предельно короткий срок музей являлся одним из первых для того времени примеров по-настоящему профессионального переосмысления памятника архитектуры в его новом качестве, отвечающем требованиям времени.

Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца - «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.

В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» - собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.

Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.

Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец уникальный памятник русской архитектуры второй половины XVIII в. Наряду с Зимним дворцом Мраморный дворец является основной достопримечательностью в панораме Дворцовой набережной Невы. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге. В истории русской архитектуры дворец является уникальным примером использования природного камня в отделки здания, его наружные фасады представляют главную художественную ценность, они дошли до нас за малым исключением в первозданном виде.

Общая композиция фасадов заключается в решении первого этажа облицованного темно-красным гранитом как основания для большого ордера второго и третьего этажей здания, облицованных светло-серым гранитом.

Коринфский ордер, объединивший второй и третий этажи с помощью пилястр и трехчетвертных колонн, выполненных из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями, ритмично чередуются с оконными проёмами. Наличники, окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.

Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле и рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Они имеют четко выраженные центральные оси симметрии с дверями балконов заключённых в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. На аттике здания по всему периметру наружных фасадов установлены вазы серого доломита.

Между дворцом и служебным домом на гранитном цоколе красного гранита установлена кованая решетка с золочёными декоративными элементам. Гранитные столбы ограды завершают мраморные вазы, а по сторонам въездных ворот находятся мраморная военная арматура.

Главный восточный фасад дворца, обращённый в парадный двор - курданёр имеет насыщенный скульптурный декор. Его венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы Ф. И. Шубина.

С 1994 г. перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П.Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее в 1909 - 1937 г. находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. Это произведение является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала XX в.

При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы - уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.

Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца - единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь - женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро - женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень - женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела - символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер - женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты - лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.

А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие - женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана - зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие - мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один - на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX в.

Мраморный зал - уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.

Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений» выполнил скульптор Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли, два десюдепорта над дверьми также исполнены Ф. Шубиным. На западной стене установлены два барельефа работы М.Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов». Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень- лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.

В 1844 - 1849 гг. в Мраморном дворце осуществили реконструкцию, автором которой был архитектор А.Брюллов. По его проектам создали новую отделку жилых и парадных интерьеров второго этажа. Их убранство отличались как разнообразием исторических стилей, так и используемых материалов отделки.

А.Брюллов был представителем архитектурного направления «эклектика», получившего широкое развитие в середине XIX века. Это нашло отражение в его работе по созданию убранства интерьеров дворца. При реконструкции Мраморного зала архитектор сохранил первоначальную отделку первого яруса, и, разобрав перекрытие между вторым и третьим этажами, переместил живописный плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психей» в новое перекрытие и создал иной рисунок лепного золоченого декора. Тогда же появились люстры из золочёной бронзы с хрустальным убором. Наборные полотна дверей и паркет архитектор оставил первоначальными.

Русский музей осуществил в 2001 - 2010 гг. реставрационные и ремонтно - восстановительные работы по воссозданию художественное убранство Мраморного зала, на состояние которое он имел в середине XIX в. Дополняет великолепие интерьера реконструированный по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII в. с редким и сложным орнаментом. Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.

Парадная приёмная - центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета. В 2015 г. заканчиваются реставрационные работы по реконструкции декоративного убранства этого интерьера. Там воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных парод дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра. Раскрыты дверные проемы в смежные помещения.

В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце - двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получи новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Брюллов разделил пространство зала на три части, установив опоры поддерживающих своды перекрытия, декорированные пучками тонких «готических» колонн переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.

В 2002 г. была завершена комплексная реставрация и реконструкция Белого зала: воссозданы фигуры русских витязей по периметру зала и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия, раскрыты оконные проёмы второго света на восточной стене. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Осуществлена реконструкция наборного паркета.

К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Отреставрирован лепной декор перекрытия с расколеровкой, и воссозданы бронзовые золочёные люстры.

Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад, А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада, он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.

На первом этаже дворца окнами на Миллионную улица сохранились интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича, они создавались в конце XIX -начале XX в. в них зримо отразились эстетические пристрастия их владельца. Кабинет Великого князя, отделанный панелями красного дерева, выполнен в стиле жакоб. Музыкальная (Готическая) комната, полностью выполненная из дуба. Её убранство стилизовано по мотивам заимствованным из образцов характерных для готической архитектуры. Здесь же находится гостиная с пятичастным живописным плафоном на сводчатом перекрытии. Сюжетную программу плафона «Служение искусству», написанного Э. К. Лигартом составили при непосредственном участии самого заказчика - Великого князя Константина Константиновича. К этому помещению примыкает так называемая Мраморная гостиная, стены которой облицованы искусственным мрамором. Сохранились, и были отреставрированы также интерьеры библиотеки и приемной Великого князя. В этих залах развернута мемориальная экспозиция, посвященная поэту Серебряного века, писавшему под криптонимом «К.Р.» - великому князю Константину Константиновичу Романову.

В 1994 г. подписано соглашение об образовании «Музея Людвига» в Русском музее. Владельцы коллекции - супруги Питер и Ирэне Людвиг - передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX в. из своего собрания. Этим актом положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». В настоящее время во дворце открыта постоянная экспозиция «Музея Людвига», в которой, представлены произведения художников, чьё творчество отражает тенденции развития изобразительного искусства второй половины XX в. как у нас в стране, так и за рубежом.

В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции - произведения станковой живописи XVIII - ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы - каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII - первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.

Мраморный дворец - неотъемлемая часть Государственного Русского музея и шедевр русской архитектуры XVIII - XIX вв. Его культурно - историческое значение сопоставимо с коллекциями, которые хранит Государственный Русский музей.

Владельцы

Григорий Григорьевич Орлов (1734 - 1783) граф, князь с 1772 г. Участник переворота 1762 г., приведшего к власти Екатерину II, с 1765 г. - генерал-фельдцейхмейстер, генерал-директор кавалергардского корпуса, Ее Императорского Величества генерал-адъютант и действительный камергер, шеф лейб-гвардии конного полка, президент канцелярии опекунств иностранных и кавалер разных орденов. Ему подчинялась обер-егермейстерская канцелярия, ведавшая императорской охотой и устройством фейерверков. Оставался на службе до своей кончины. Умер в Москве.

Участие Г.Орлова в исторических событиях и его заслуги перед Отечеством Императрица отметила выпуском памятной медали: «За избавление Москвы от язвы», созданием Триумфальных ворот в Царском Селе, и строительством Мраморного дворца, над входом которого существовала надпись: «Здание благодарности».

После кончины графа Екатерина II выкупила Мраморный дворец у его братьев за двести тысяч рублей, и отдельно приобрела в императорское собрание коллекцию живописи и миниатюр, находившиеся во дворце.

В 1796 г. Екатерина II подарила Мраморный дворец второму внуку Великому князю Константину Павловичу. С 1797 - 1798 гг. дворец служил резиденцией последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского.

Станислав Август Понятовский (1732 - 1798). Король 1764 - 1795 гг. В Петербург С.А.Понятовский был приглашен для участия в работе «Долговой комиссии», занимавшейся распределением долгов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией за аннексированные земли и в счет ликвидации займа 1777 г., полученного под гарантии России. Король прибыл в Петербург с малым двором, при котором служили 160 человек.

Личные апартаменты короля находились на втором этаже северо-восточной части здания, включая Мраморный зал. В феврале 1798 г. С.А.Понятовский скоропостижно скончался от апоплексического удара. Специально учрежденная «Печальная комиссия» подготовила погребение монарха Траурные торжества проходили в Большом зале, оформленном по проекту В.Бренны.

Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831) воспитывался вместе со старшим братом будущим императором Александром I, увлекался военными науками. Полковник, шеф Санкт-Петербургского гренадерского полка, шеф лейб-гвардии Измайловского полка, начальник кадетских корпусов, генерал-инспектор кавалерии. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. Командующий гвардией во время войн 1805 - 1807 г. Был в военных походах 1809 - 1812 г. В битве под Аустерлицем командовал гвардейским корпусом. С 1814 г. ему подчинялись войска в Царстве Польском. С 1816 г. главнокомандующий Польской армии, постоянно находился в Варшаве. С 1818 г. депутат польского сейма (от пригорода Варшавы - Праги). С 1826 г., после смерти наместника Польши фактически исполнял его обязанности. В 1831 г. спасаясь от восстания в Варшаве, выехал в Санкт-Петербург, скончался от холеры в Витебске, погребен в Петропавловской крепости. Мраморный дворец в течение десятилетий занимали служащие двора великого князя с семьями. При многочисленном населении помещения дворца нуждались в реконструкции и ремонтах. Этими работами руководил А.Н. Воронихин, состоявший в должности придворного архитектора великого князя в 1803 - 1810 гг.

В 1832 г. после кончины владельца Константина Павловича Император Николай I именным указом пожаловал Мраморный дворец во владение своему второму сыну Константину Николаевичу. Малолетний Великий князь воспитывался в семье, но дворец оставался жилым домом для придворных.

Великий князь Константин Николаевич (1827 - 1892), генерал-адмирал, управляющий Морским министерством, провел ряд реформ российского флота, участвовал в подготовке знаменитого «Манифеста», освобождавшего крестьян от крепостного права.

В 1848 г. состоялось бракосочетание Константина Николаевича великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской. Великокняжеская семья переехала во дворец после реконструкции, проведенной по проекту А.П.Брюллова, в декабре 1849 г.

20 декабря 1849 г. Высочайший Указ от сообщал: «перестроенный Мраморный дворец со всеми убранствами и принадлежащим к оному служебным домом Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил в дар Его Императорскому Высочеству великому князю Константину Николаевичу в вечное и потомственное Его Высочество владение и повелел дворец сей именовать Константиновским».

Великий князь проявлял большой интерес к музыке, сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Зная и любя литературу, он способствовал изданию первого посмертного собрания сочинений Н.В.Гоголя. В ведомственном журнале «Морской сборник» впервые были опубликованы произведения И.А.Гончарова, В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, А.И.Островского, Д.В.Григоровича.

Многие писатели и музыканты посещали великого князя в Мраморном дворце. В Белом зале дворца проводились концерты с участием Э.Балакирева, А.Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова. Здесь 2 мая 1856 г. состоялось первое в Петербурге выступление И.Штрауса.

Великая княгиня Александра Иосифовна (1830-1911), урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, супруга Константина Николаевича. В браке родилось 6 детей.

Александра Иосифовна среди выдающихся женщин своего времени была яркой личностью. Она стояла у истоков появления в России Красного Креста, службы медицинских сестер в госпиталях, строительстве больниц. На ее средства в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг. организовывались санитарные склады, закупались медикаменты и оборудование для госпиталей, был создан специальный санитарный поезд. Великая княгиня в течение 25 лет руководила Санкт-Петербургским Советом детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, собрания которого часто проходили в гостиной дворца.

Великая княгиня принимала активное участие в деятельности Императорского Русского музыкального общества и создании Консерватории. По ее ходатайству в 1889 г. Петербургской консерватории передали здание Императорского Большого театра. Средства на перестройку здания выделялись из конторы Ее Императорского Высочества.

В 1892 г., после смерти великого князя Константина Николаевича Мраморный дворец наследует его сын великий князь Константин Константинович.

Великий князь Константин Константинович (1858 - 1915) известный как поэт и переводчик, подписывавшийся криптонимом «К.Р.», с 1889 г. был президентом Академии наук. Его стараниями при Академии учредили «Разряд изящной словесности». Военную службу начал во флоте, позднее был переведен в армию. В1882 г. командир роты лейб-гвардии Измайловского полка, где он организовал «Измайловские досуги», своего рода театральное, музыкально - литературное объединение офицеров. На собрания офицеров читались стихи в т.ч. известными поэтами А.Н.Майковым и Я.П.Полонским.

Там исполняли музыкальные произведения, ставили спектакли. Лучшая постановка «Трагедия о принце Гамлете» в переводе великого князя Константина Константиновича прошла и в Мраморном дворце, в Большом зале, где была построена сцена. Главную роль исполнил сам великий князь. На представлении присутствовали члены Императорской фамилии.

Великий князь был Главным начальником, а позднее генерал - инспектором Военно-учебных заведений России. Под его руководством проводилась большая работа по развитию обучения в военно-учебных заведениях, так же улучшению образования в целом.

В 1889 г. великий князь Константин Константинович, став попечителем Двухлетних женских педагогических курсов, способствовал переустройству их в высшее учебное заведение - Женский Педагогический институт.

Так же под покровительством великого князя находились Сельскохозяйственные курсы, организованные в 1899 г. учащиеся которых размещались в Служебном доме Мраморного дворца. Курсы были открыты для всех желающих разных сословий в возрасте от 10 до 18 лет. На них занималось 5 тысяч детей, но интерес к ним был столь большой, что число желавших их посещать доходило до 14 тысяч.

Великий князь Константин Константинович с 1884 г. состоял в браке с великой княгиней Елизаветой Маврикиевной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской, в семье родилось девять детей.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна (1865 - 1927), урожденная принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна свои силы направила на создание большой семьи и благотворительность. Великая княгиня взяла под свою опеку множество учреждений Императрицы Марии в Павловске. Была Покровительницей Общества попечения о бедных и больных детях. Благодаря ее стараниям в начале 1900-х гг. Общество ввело в обращение во всех крупных городах России Потребительские книжки. В книжках перечислялись фирмы, обязавшиеся делать скидки при продаже товаров за наличный расчет.

В 1906 г., сменив на посту Александру Иосифовну, она возглавила Совет детских приютов, став попечительницей Александровского детского приюта, Общества для оказания помощи бедным женщинам города. Под ее покровительством в Петербурге был принят первый ночлежный работный дом для бесприютных детей и подростков с оказанием им помощи в приобретении специальности и в трудоустройстве.

Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 г., и вместе с малолетними детьми и внуками покинула Россию. Три ее сына - Иоанн, Константин и Игорь была казнены в 1918 г. в Алапаевске.

Творение Антонио Ринальди - Мраморный дворец - подарок Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову за заслуги перед Отечеством, другими словами, - за активное участие в дворцовом перевороте 1762г., в результате которого был свергнут Пётр III, а Екатерина взошла на трон.


По легенде, Екатерина сама сделала набросок дворца, а Ринальди, зная об этом, высоко оценил её работу и получил разрешение на строительство.



Строительство велось с 1768 по 1785 годы.
В фундамент здания был заложен мраморный ларь с монетами.

Мраморный дворец получил своё название из-за обилия мраморной отделки как фасада, так и внутренних покоев.
Только для облицовки стен было использовано 32 сорта мрамора.

Григорий Орлов так и не успел воспользоваться подарком, т. к. не дожил до окончания строительства.
Впоследствии Екатерина выкупила дворец у наследников графа в казну и пожаловала его своему внуку Константину Павловичу.
Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

А в XIX – XX в.в дворец вообще стал родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей.
Во дворце всегда кто-нибудь гостил или просто жил.
Например, в 1795-1796 годах тут жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, которого после смерти Екатерины II освободил Павел I.
В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты.
Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена
В. Бренной.
За годы своего существования дворец неоднократно перестраивался внутри: сначала В Бренной, для Понятовского, затем А Воронихиным перестраивалась малая анфилада вдоль Невы и частично - по Миллионной.

Константин Павлович в конце-концов вернулся-таки в свою резиденцию, но затем, став наместником Царства Польского, покинул Петербург.
После его отъезда дворец перешёл придворной канцелярии и здесь стали сдаваться квартиры внаём придворным чинам. А в 1832г., после обследования дворца, он был признан аварийным и начался капитальный ремонт.

Следующая перестройка состоялась уже в 1845г., при Константине Николаевиче, и её осуществил брат живописца Карла Брюллова - Александр.
В технические подробности вдаваться не буду.

После Константина Николаевич дворцом владел его сын, Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К.Р. После его смерти в 1915 г. вдова покинула дворец.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.

Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.

А теперь, собственно, фото.
При входе во дворец, перед парадной лестницей -- барельеф с изображением главного архитектора - Антонио Ринальди


Парадная лестница украшена скульптурами Ф.Шубина «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее и Весеннее равноденствие»


Дверь времён Ринальди в художественной галерее

Плафон над парадной лестницей

Самый прекрасный из залов дворца - Мраморный, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.


Плафон на потолке


Люстра из отечественного хрусталя


Наборный паркет


Практически все двери во дворце остались со времени Ринальди, их просто немного привели в порядок

Барельеф на стене и камин

По соседству с Мраморным залом расположены помещения, где раньше был музей Ленина. Поскольку замысловатые буржуазные финтифлюшки мешали правильному восприятию образа вождя, все архитектурные излишества, а также стены из искусственного мрамора были закрашены, как бы законсервированы. Нынешние реставраторы просто расчищают краску на потолке, выявляя позолоту,


и на стенах - под краской хорошо сохранился трёхцветный искусственный мрамор

Это Белый (танцевальный) зал. В этот день тут должен был состояться банкет


Лепнина над входом в зал


Освещение во всех помещениях тусклое. Как объяснил гид, сейчас не выпускают обычных 100 - свечёвых лампочек, только энергосберегающие, которые нелепо выглядят в старинных светильниках, поэтому покупают слабые, но подходящие по дизайну.

Камин с зеркалом - оригинальный

Зимний сад

На месте Зимнего сада раньше находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди. В 1846 г. архитектуру зала полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны.

Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на 2 чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной. Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с Цветником тремя открытыми арочными проемами.

В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось. Реставрация началась в 2005 г.
В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, 4 торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены 2 скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).
Кессонированный потолок


Торшеры


Фонтан

Скульптуры М.Попова и А.Бока

Те самые двери, около которых красовался Ильич

Сразу за Зимним садом находится Царская комната,


в которой сохранился пол из наборного паркета времён Ринальди.

Затем мы вышли на улицу и через арку, обрамлённую нишами со скульптурами,

мимо итальянского дворика, вид на который открывается из Зимнего сада,


отправились в личные покои Константина Константиновича и его супруги, Елизаветы Маврикиевны, урождённой Элизаветаы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской.

О самом К.Р. надо писать отдельно, настолько это интересный и разносторонний человек. Это поэт, переводчик, драматург, выдающийся деятель русской культуры, президент Академии наук, один из основателей Пушкинского Дома
У них с супругой было 9 детей. Комнаты детей во дворце были оформлены, как сказочный терем. К сожалению, они не сохранились в первозданном виде.
А вот личные покои князя и княгини не представляли интереса для последующих хозяев дворца, поэтому интерьер мужской половины сохранился полностью.
К сожалению, там снимать было нельзя, я успела только прихватить по частям прихожую, оформленную в русском стиле, отделанную деревом,

Стол - оригинальный

потолок в библиотеке

и Ореховый кабинет.


Фото самой библиотеки, готической музыкальной гостиной и личного кабинета Великого князя взяла



В покоях Елизаветы Маврикиевны снимать было можно, да, фактически, нечего:


это бывшая супружеская спальня


Очень красивый зал, предназначения не помню


Собственно, на этом экскурсия закончилась.
Вышли во двор к многострадальному памятнику Александру III, заменившему здесь не менее многострадальный броневик Ильича.


Этот памятник работы Паоло Трубецкого изначально, в 1909 г. ,был установлен на Знаменской площади (ныне - пл. Восстания).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, под стать фигуре императора.

Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности - от восторга до резкого неприятия.
Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.
Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
По городу быстро распространились стихи:
Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад.
А в 1994 году памятник был установлен у Мраморного дворца.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мраморный дворец, расположенный в центре Северной столицы, считается одним из самых величественных и ярких сооружений города. Этот архитектурный памятник 18 века поистине уникален. Дело в том, что это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал - мрамор. Стоит отметить, что для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.

Мраморный дворец стал подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей.

Изначально на месте Мраморного дворца находилось двухэтажное здание Почтового двора, построенного по проекту Доменико Трезини. Здесь Петр I проводил свои ассамблеи и праздничные мероприятия. Также в здании были ресторан, гостиница и почта. Интересно, что в хорошую погоду Петр приходил сюда пешком из Летнего сада. Зимой постояльцы гостиницы жили как на пороховой бочке. Если царь неожиданно приезжал на Почтовый двор, то все жильцы мгновенно выселялись. Спустя время здесь выстроили Манеж, а почта переехала в другое место. Но новое здание Манежа уже в 1737 году сгорело.

В 1769 году по указу Екатерины II здесь началась масштабная стройка Мраморного дворца под руководством зодчего Антонио Ринальди. Это величественное здание стало подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей. Разумеется, Орлов не мог не сделать ответный подарок и в качестве презента выбрал роскошный бриллиант «Надир-шах». Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей - баснословные деньги для того времени. Кстати, приблизительно столько же денег ушло и на строительство самого Мраморного дворца.

Есть версия, что Екатерина II лично сделала набросок проекта Мраморного дворца.

Мрамор для облицовки здания привозили из Италии, Греции и России.

Интересно, что в фундамент здания был заложен большой ящик с монетами, который тоже сделан из мрамора. На стройке Мраморного дворца ежедневно трудились около 300 человек. Императрица лично следила за ходом работ и поощряла самых активных строителей.

Внутреннее убранство Мраморного дворца поражает своим великолепием. Здесь все было продумано до мелочей. Парадную лестницу украшали статуи Утро, День, Вечер и Ночь, а также скульптурные группы, олицетворявшие весеннее и осеннее равноденствие. Помимо роскошных залов здесь находилась библиотека, большая картинная галерея, спальни, гостиные, кабинет, турецкая и греческая бани. Строительство этого огромного дома затянулось. Граф Орлов умер, так и не увидев дворец в готовом виде. Правда, в те годы он уже не был фаворитом императрицы.

Позже Мраморный дворец принадлежал внуку Екатерины II Константину Павловичу Романову и его детям. После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу . Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения и другие. В 1992 году дом отдали в ведение Русского музея . Перед зданием был установлен конный памятник Александру III.

Практическая информация

Мраморный дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, улица Миллионная, 5/1, станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета для взрослых посетителей - 350 RUB, для школьников и студентов - 170 RUB. Можно приобрести комплексный билет на посещение Мраморного, Михайловского , Строгановского дворцов и Михайловского замка за 650 RUB. Льготная цена такого билета - 300 RUB. За фотосъемку придется заплатить дополнительно - 500 RUB.

Адрес: Миллионная ул., 5/1

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге является одним из самых красивых строений города. Его главная особенность заключается в том, что мастера при сооружении здания использовали более чем 30 разных сортов мрамора. Некоторые из используемых разновидностей мрамора добывались неподалёку, в этом же городе. Другие же сорта материала завозились издали, из самой Италии. Мраморный дворец был построен в 18-м веке, и стал первым зданием, сооружённым из таких вот дорогостоящих и красивых материалов.

Немного о истории

Строительство Мраморного дворца велось на протяжении 17 лет. Это красивое архитектурное сооружение было подарено императрицей Екатериной Великой графу Григорию Орлову в качестве награды за особые воинские заслуги перед Отечеством. Как он выглядит, смотрите на фото и видео в статье. Длительное строительство Дворца не позволило Григорию Орлову дождаться подарка. Он умер, а Екатерина Великая впоследствии выкупила у наследников графа свой же подарок, и передарила его своему внуку. Дальше Мраморный Дворец расположенный в Санкт-Петербурге передавали из рук в руки, архитектурное строение сменило множество хозяев. В разные времена на территории сего дворца можно было увидеть и библиотеку, и жильё императорской семьи, и картинную галерею. Был период, когда здесь содержался пленник – лидер польских конфедератов.

Реконструкция дворца

В 1832 году внутри здания Мраморного дворца в Санкт-Петербурге была проведена реконструкция, и данное архитектурное сооружение обзавелось ещё одним этажом, а кроме него – залом для проведения балов, в котором проводились званые вечера, славящиеся на весь Санкт-Петербург, смотрите на видео и фото. В то время, когда Мраморным дворцом владел Константин Романов (сын князя Николая Романова), в здании нередко проводились литературные вечера, постановки пьес и спектаклей на разные темы. В период же октябрьской революции в здании мраморного дворца располагались разнообразные конторы, связанные с Министерством труда, созданным временным правительством. Художественные произведения, собранные в этом Дворце, тогда были перемещены в Эрмитаж.

Описание

Убранство Мраморного дворца внутри поражает посетителей своим великолепием. Каждая деталь интерьера здесь пронизана духом отваги и мужества. И действительно, замысел императрицы Екатерины Великой был изначально именно таким. Она хотела показать мужество, храбрость и отвагу владельца дворца. В дворцовых залах присутствуют различные барельефы и статуи, воссоздающие собой разные героические события, происходившие в жизни графа Григория Орлова. Строительство этого архитектурного объекта возглавлял архитектор из Италии – Антонио Ринальди, а вместе с ним строительство вели ещё около четырёхсот мастеров. Императрица Екатерина даже приезжала посмотреть, как ведётся стройка, а по завершении её лично наградила работников, принимавших участие в создании сего архитектурного шедевра.

Отделка первого этажа дворца выполнена из серого мрамора, а верхние этажи отделаны красивейшим розовым мрамором. Залы изнутри также отделаны мрамором, причём один из них носит название, аналогичное наименованию Дворца – Мраморный. Его стены облицованы карельским, итальянским, греческим мрамором, а также – прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница

Парадная лестница этого дворца отделана серовато-серебристым мрамором, а скульптурное сопровождение этой лестницы представлено нишами, в которых помещены тематические скульптуры, олицетворяющие собой день, утро, вечер, ночь, весеннее и осеннее равноденствие. Барельефы, фигуры орлов, трофеи – все эти элементы выполнены из белого мрамора и являются декором парадной лестницы Мраморного дворца.

Сейчас Мраморный дворец ежедневно принимает посетителей, несмотря на проведение реконструкции. Внутри здания проводятся разные тематические выставки. Посетители смогут увидеть в этом здании картины зарубежных и отечественных художников. Добраться до архитектурного сооружения несложно. Путешественнику достаточно будет проехать к улице Миллионной, 5. Вход в Мраморный дворец платный, а его двери открыты для посетителей во все дни, кроме вторника. Скидки действуют для семей и экскурсионных групп.

Из окон Мраморного дворца открывается прекрасный и живописный вид на реку Неву. Доехать сюда можно на метро, сойдя на станции «Невский проспект» либо на маршрутном такси, встав на остановке «Суворовская площадь». Номера маршрутных такси – К76 и К46.

Что можно посмотреть туристам

Сейчас в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге туристы могут увидеть много интересных композиций и экспонатов. Многие из них отражают роль русского искусства в мировом контексте. На территории дворца действует постоянная выставка об иностранных художниках в России периода XVIII-XIX веков. Посетив её, можно узнать полезные сведения о взаимосвязях европейских и российских художников. Ещё одна экспозиция под названием «Музей Людвига в Русском музее» позволяет проследить, как развивается русское искусство в тесной взаимосвязи с художественной культуре мира.

Одним из последних владельцев Мраморного дворца являлся Константин Романов, и в его покоях сейчас работает выставка, рассказывающая посетителям об одном из поэтов Серебряного века, Константине Романове, который и обитал в этой комнате. Эту выставку также стоит посетить всем, кто пришёл в Мраморный дворец на экскурсию.

Видео


Это небольшой фильм, который погружает вас в обстановку Мраморного дворца. Посмотрев это видео, у вас сформируется четкое представление, что из себя, представляет, Мраморный дворец, который находится в Санкт-Петербурге. Так же вы можете подписаться на наш канал и посмотреть другие достопримечательности нашей необъятной России.