Педагогика и ее предмет. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

Говоря о системе образования, часто приходится слышать о таком понятии, как «педагогика». Давайте узнаем, что это такое, на каких задачах она сконцентрирована и какие методы применяются для их достижения. А также рассмотрим, что является объектом педагогики, ее предметом и субъектом.

Что такое педагогика

Прежде всего стоит разобраться в значении рассматриваемого термина.

Существительное «педагогика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с языка этой страны оно означает «вести детей». Дело в том, что «педагогами» в те далекие времена звали рабов, которые по старости лет не могли уже выполнять тяжелую работу по дому, поэтому им поручали заботиться о хозяйских детях.

В современном мире педагогикой именуется наука, которая изучает процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические науки

  • История педагогики. Специализируется на изучении трудов о воспитании и образовании, а также рассматривает опыт в этой сфере предыдущих поколений.
  • Сравнительная педагогика. Ориентирована на изучение и анализ образовательных систем в разных государствах.
  • Специализированная педагогика. Концентрируется на создании методов обучения для личностей с ограниченными возможностями.
  • Лечебная педагогика отличается от предыдущей тем, что направлена не только на предоставление знаний больным ученикам, но и на попытки помочь им выздороветь. Или хотя бы максимально адаптироваться в обществе.
  • Исправительно-трудовая педагогика. Эта система разработана для тех, кто пребывает в заключении. Ее цель не только обучить их, но и перевоспитать, если это возможно.
  • Социальная педагогика. Ориентирована на воспитание вне школы.
  • Возрастная педагогика занимается изучением особенностей психики учеников разного возраста и создает программы, максимально им соответствующие.
  • Профессиональная педагогика ориентирована на практическую деятельность учителей и воспитателей.
  • Общая педагогика рассматривает образовательный процесс в целом.

Краткая историческая справка о развитии педагогики

За столетия существования рассматриваемая наука прошла три этапа развития.

1-й этап

Это зарождение науки о воспитании как одной из отраслей философии.

В Древней Греции и после нее многие известные мыслители посвящали целые труды теме воспитания подрастающего поколения. Среди них Платон, Аристотель, Сенека, Авиценна, Руссо, Мор, Рабле и другие. Однако все их размышления носили, как правило, теоретический характер и были неприменимы на практике.

2-й этап

Это период формирования педагогических теорий на основе произведений педагогов и мыслителей. Попытки организации с их помощью первых полноценных школ.

Начало этого этапа развития ознаменовало произведение Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», в котором он впервые четко описал основные принципы педагогики и способы обустройства образовательного процесса. Стоит отметить, что с его легкой руки эта наука не только сформировалась как отдельное направление, но и стала переходить от теории к практике.

Опыт Коменского наследовали другие педагоги-экспериментаторы будущих веков: Песталоцци, Дистервега и т. п. Несмотря на прогрессивность их идей, эти новаторы все же были более теоретиками, хотя активно стремились стать практиками.

3-й этап

Время появления педагогических концепций, основанных на практическом опыте. Формирование с их помощью образовательной системы.

В ХХ в. правительства большинства развитых стран мира пришли к мнению, что все их граждане должны в обязательном порядке получать хотя бы начальное образование. Борьба с неграмотностью предоставила для педагогов огромный полигон для проведения различных образовательных экспериментов. На основе их результатов стала формироваться привычная всем сегодня педагогика.

Таким образом, на данном этапе рассматриваемая наука основывается уже не на теоретических постулатах, а требует практических доказательств целесообразности применения любых новых идей или методик.

Что является предметом педагогики

Как и любая наука, педагогика имеет свой предмет изучения. Им является непосредственно сам воспитательный и учебный педагогический процесс.

Стоит отметить, что он рассматривается сегодня не как теоретический, а неотрывно связанный с его практическим воплощением в жизнь в разных странах (при помощи общественно-образовательных систем).

Более простыми словами, предмет педагогики - это то, как в обществе поставлено воспитание и обучение молодого поколения.

Что является объектом педагогики

Если с предметом педагогической науки все более-менее понятно, то по поводу того, что называется ее объектом, долго шли споры.

Отдельные исследователи вплоть до середины ХХ в. настаивали, что объектом педагогики является обучаемый (или воспитываемый) ребенок (или даже целый коллектив).

Однако известный специалист в практической педагогике А. С. Макаренко еще в двадцатых годах ХХ в. писал, что такое трактование неверно. Он считал, что настоящим объектом педагогики является общность всех явлений действительности, которые способствуют развитию личности и ее становлению полноценным членом общества.

Упомянутые выше явления сегодня именуются образованием. Таким образом, можно утверждать, что объектом педагогики является образование. Причем и его теоретическая и практическая сторона.

Педагогический субъект

Узнав, что является предметом и объектом педагогики, стоит ознакомиться с ее субъектом. Им является человек, занимающийся педагогической деятельностью.

В зависимости от ее вида, выделяется несколько разновидностей субъектов: учитель, воспитатель и педагог. Хотя эти специализации весьма близки между собою, существует разница: учитель обучает, воспитатель воспитывает, а педагог одновременно выполняет обе эти функции.

Основные педагогические категории

Рассматриваемая наука, как и любая другая, имеет ряд категорий. Некоторые отождествляют их с видами деятельности, на которых специализируется педагогика (обучение, воспитание). На самом деле категорий такого рода гораздо больше.

  • Развитие - внутренне качественное и количественное изменение человека, осознание им своих сил и возможностей.
  • Воспитание - целенаправленное формирование личности.
  • Образование - физическое и духовное формирование индивидуальности ученика, его социализация.
  • Обучение - взаимодействие учителя и ученика, в результате которого последний приобретает новые знания и умения.
  • Самообразование - способность личности становиться самому для себя педагогическим субъектом.
  • Педагогический процесс - организованное взаимодействие ученика и педагога с целью приобретения новых знаний, умений и передачи социального опыта и системы общественных ценностей.
  • Педагогическая система - взаимосвязанность структурных компонентов педагогического процесса.
  • Педагогическая деятельность - действия, направленные на достижение образовательных целей.
  • Педагогическая технология - система последовательных действий педагога, которая направлена на достижение образовательных целей.
  • Педагогическое взаимодействие - контакты между учеником и учителем, в результате которых не только приобретаются новые знания и умения, но и формируется система ценностей первого.

Педагогические методы

Как и любая наука, рассматриваемая имеет собственные методы, которые способствуют реализации поставленных задач. Хотя их немало, все они делятся на четыре категории.

  • Методы воспитания.
  • Методы обучения.
  • Методы целостного педагогического процесса.
  • Методы научно-педагогических исследований.

Как понятно из названий категорий, методы первых трех используются для достижения практических результатов.

Относящиеся к четвертой категории применяются в рамках теоретической педагогики. Методы научно-педагогических исследований делятся на две подкатегории: теоретические и эмпирические.

Педагогические задачи

Несмотря на большое количество и различия между собою, все перечисленные выше методы применяются для реализации задач педагогики. Каковы же они?

  • Изучение накопленного за тысячелетия практического опыта педагогической деятельности у разных народов и культур, а также анализ и систематизация этих данных.
  • Поиск закономерностей в процессах образования, обучения и воспитания.
  • Поиск новых педагогических методов и систем обучения и воспитания.
  • Разработка новых образовательных программ и стандартов, а также учебных пособий и методических материалов.
  • Повсеместное внедрение результатов педагогических исследований на практике.
  • Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

Все перечисленные выше задачи педагогики можно объединить в одну - это оптимизация эффективности образовательного процесса всеми доступными средствами и методами.

Педагогические функции

Рассматриваемая наука выполняет два основных типа функций.

  • Теоретические функции педагогики. Реализуются через изучение опыта предыдущих поколений и проведения различных исследований. Все действия, связанные с ними, осуществляются на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом.
  • Технологические функции педагогики также реализуются с помощью трехуровневой системы: проектный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный.

Педагогические принципы

Чтобы достичь поставленных воспитательно-образовательных целей, каждому учителю необходимо придерживаться восьми принципов педагогики.

  • Природосообразность. Старейший из принципов. Следуя ему, нужно учитывать возраст обучаемого и его индивидуальные особенности, разбираться в психологии личности. Также важно ориентировать учеников на саморазвитие и самообразование в будущем (научить учиться).
  • Гуманизация. К ученику нужно относиться с уважением, как к отдельной личности, невзирая на его возраст.
  • Демократизация. Предоставлять ученику право на обладание собственным мнением, даже если оно ошибочно.
  • Упорядоченность. Все применяемые педагогические методы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели.
  • Единство. Преподаваемое в школе не должно идти вразрез с образом жизни учащегося, а, наоборот, дополнять его.
  • Культуросообразность. Педагогический процесс должен максимально опираться на культурную среду той страны, где находится учебное заведение.
  • Профессиональная целесообразность. Подбирать те методы и приемы, которые будут помогать ученику в овладении будущей профессией.
  • Политехнизм. Предоставление учащимся базовых знаний в разных сферах жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет и объект педагогики

Введение

1. Основные понятия педагогики

2. Объект педагогики

3. Предмет педагогики

4. Связь педагогики с другими науками

5. Развитие педагогики как науки

6. Методы научного исследования

Заключение

Список используемой литературы

человек личность индивидуальность педагогическая наука

Введение

Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его преумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что на первое место выступает, во-первых, процесс формирования высоко гуманистических отношений между педагогом и обучающимися, включающих взаимное доверие, уважение, взаимную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, и, во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, знакомая система, природа, художественное образование), развитие творческой личности, а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

1. Основные понятия педагогики

Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен, но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности - процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

Личность - социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Соотношение ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: человек - биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность - неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

Формирование личности - процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Развитие - объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

Движущие силы развития: внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями, внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества.

Факторы развития: внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

Воспитание - передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Образование - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности. Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.

Образование

формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Обучение

двусторонний процесс учения и преподавания

процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка.

Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств. Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Просвещение - распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

Система образования - существует общее и специальное образование. Общее - начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное - среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

Педагогическая проблема - объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.

2. Объект педагогики

А.С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

3. Предмет педагогики

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

4. Связь педагогики с другими науками

Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых носили около 20 (число может меняться).

Все они являются «дочерними», опираются в целом на структуру и принципы общей педагогики. Их делят на общепедагогические и функциональные:

Общепедагогические :

· Дошкольная педагогика.

· Специальная педагогика (дефектология).

· Школьная педагогика.

· Сурдопедагогика (глухонемые).

· Тифлопедагогика (слепые, слабовидящие).

· Олигофренопедагогика.

· Отдельно стоит сравнительная педагогика (сравнение систем педагогического образования в разных странах) и история педагогики.

Функциональные:

Педагогика высших школ (технических колледжей).

Педагогика профессионально-технического образования.

Военная педагогика.

Инженерная.

· Медицинская.

· Культурно-образовательная.

· Педагогика повышения квалификации.

Связь с другими науками, изучающими человека: философией, социальной психологией, этикой, эстетикой, физиологической генетикой, гигиеной и всеми науками (математикой, физикой, химией, биологией).

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Школа - с греч. - «досуг» - отдых от труда. В Др. Греции школами называли беседы наиболее опытных, знающих людей с детьми и подростками.

Сегодня школа - это специальное учебно-воспитательное заведение.

С развитием общества развивалась и менялась система образования. В расцвет первобытнообщинного строя, с разделением общества, характер и содержание образования определялся в зависимости от имущественного положения людей. Образование разделялось на умственное и физическое.

Рабовладельческий строй. В Древней Греции образование выступает в руках господствующего класса как орудие утверждения и укрепления классовых позиций.

Феодальное общество. Два господствующих сословия: духовенство (церковные феодалы) и дворянства (светские феодалы). Каждое сословие создает свою систему воспитания и образования. Содержание и методика церковного воспитания вытекало из задачи вооружить человека знаниями догматов церкви, которая давала религиозное освещение феодального строя. Светские феодалы воспитывались в духе презрения к физическому труду и крепостным крестьянам. Несмотря на различие обе эти системы выполняли одно назначение: укрепление и сохранение феодально-крепостного строя.

Капиталистический строй. Буржуазии нужны люди, способные руководить производством в условиях техники, а также рабочие борются за получение образования. Образование делится на 2 системы:

· Система народного образования для трудящихся (низшая школа, профессиональное образование).

· Образование для привилегированного класса (классические гимназии, лицеи, колледжи).

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

5 . Развитие педагогики как науки

I период - педагогические знание донаучного периода, систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное воспитание, общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость (афоризмы, крылатые выражения, заповеди, сказки, пословицы, поговорки, традиции и обычаи).

II период - возникновение теоретических педагогических концепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего, педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в философских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим).

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия - теологии. В это время возник томизм (Фома Аквинский), который позднее нашел отображение в работах философской мысли многих западных стран.

В эпоху Возрождения педагогической мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Рабле, М. Де Монтеня, Г. Мора, Т. Кампанеллы, де Фильтре.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII века английским философом Френсисом Бэконом. В труде «О достоинстве и преумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал и педагогику как отдельную науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с именем Яна Амоса, Коменского (1592--1670), чешского ученого автора «Великой дидактики». В своих работах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения, которая сразу стала широко использоваться в братских школах в Украине, Белоруссии и применяется до сих пор.

Украина в это время переживала расцвет государственности, школы, педагогики (развивались дояковские, церковно-парафияльные, братские, сичевые, казацкие и полковые школы). Среднее звено образования представляли славяно-греко-латинские школы и коллегизмы, высшее - академии (Киево-Могилянская, Острожская). В период развития капитализма педагогические концепции разрабатывались учеными разных стран: во Франции - Д. Дидро, К. Гельвецием, Ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании», в Швейцарии - Песталоцци «Мингред и Гертруда», «Книга для матерей», в Германии - Дистервергом «Руководство для учителей». Основная идея просветителей конца XVIII в. - начала XIXв. Состояла в том, что главное в воспитании - создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Среди украинских просветителей выделился Г. С. Сковорода, который выступал против церковно-схоластического и феодально-аристократического воспитания. В своих произведениях он отстаивал идеи природосоответствующего воспитания, преподавания на родном языке, всестороннего развития ребенка и стремился сделать образование доступным всем слоям населения.

Особый вклад в науку внес К.Д. Ушинский (1824-1870) «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания». Главные педагогические идеи - познание закономерностей воспитания, процесс формирования человека в человеке, гуманизм и демократизации системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока. Им были созданы учебники «Детский мир», «Родное слово», по которым обучались дети. А также внесли вклад Х.Д. Алчевская, С.Русова.

III период -- становление и развитие современной педагогики, как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов как А.С. Макаренко, Сухотин, С.Т. Шацкий, А. Пинкевич, Н.Н. Пистрак, С.Х. Чадров, Г.С.Костюк. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда. Большой вклад внесли учителя-новаторы Гузик, Ильин, Щетинин, Шаталов. Они выдвинули идею новых взаимоотношений, разработали теорию сотрудничества педагога и ученика и апробировали идею обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новыми формами работы и формирование интеллектуального фона класса, на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся - личность, индивидуальность со своими возможностями.

6 . Методы научного исследования

Существует 2 группы методов научного исследования:

Экспериментально-эмпирические (методы наблюдения, накопления научных материалов и научных фактов, методы выделения, обобщения и распространения педагогического опыта, методы констатирующего проверяющего (уточняющего) и преобразующего эксперимента, метод естественных и лабораторных экспериментов, метод тестов, метод анкетирования (именное, анонимное, открытое и закрытое), интервьюирование).

Теоретические (метод анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, граф схемы, моделирование деятельности педагога, совместной деятельности)

Метод педагогических наблюдений: предполагает целенаправленное и систематическое восприятие опыта работы педагога и учащегося в естественных условиях. Этот метод помогает накапливать, изучать, фиксировать фактический материал. Можно делать выводы, формировать суждения по проблемам. Требования: четкая, целевая установка, систематичность, плановость, объективность, массовость, предполагаемый результат.

Метод интервью: для выяснения отношения учащегося к тому или иному педагогическому явлению. Подготовка исследовательской беседы требует составления плана и целевых вопросов. Планируя беседу, исследователь должен заранее определить количество участников беседы, способы фиксирования результатов, методы проверки гипотез.

Анкетирование: метод письменного опроса для быстрого получения большого количества ответов. Бывают открытые, закрытые. Должны пройти проверку на небольшой группе для возможной корректировки

Метод педагогического эксперимента: выделяют констатирующий, формирующий, контрольный виды.

Метод изучения и обобщения передачи опыта основан на изучении и обобщении практики лучших школ, педагогов.

Метод теоретического анализа позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, находить новые закономерности.

Заключение

Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.

Педагогика концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью - гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Список используемой литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2007.

2. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 2009.

3. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие 2007.

4. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. - М., 2007.

5. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие, 2009

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии, структура личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений. Значение воспитания как предмета педагогики. Система понятий и теорий педагогики.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Изучение объекта и предмета педагогики, анализ ее связи с другими науками. Основные знания педагогики, история их накопления и формирования. Ознакомление с задачами и функциями педагогики, выявление их значения в формировании современного общества.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Основные знания педагогики как науки, ее объект и предмет. Творческая переработка идей в педагогике других наук о воспитании человека. Методологическая роль философии в процессе разработки педагогической теории. Сциентизм как мировоззренческая ориентация.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

    реферат , добавлен 23.04.2017

    История педагогики. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой. Методологические основы педагогической науки. Методология педагогики.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2007

    Основные подходы к определению понятия педагогики как научной дисциплины. Рассмотрение ее объекта, предмета, теоретических и технологических функций и категориального аппарата. Нахождение связей педагогики с антропологией, медициной и социологией.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Становление и развитие дошкольной педагогики как науки, ее предмет и методы исследования, оценка роли и значения на современном этапе. Основные категории дошкольной педагогики, направления изучения, тенденции и перспективы, связь с другими науками.

    реферат , добавлен 20.06.2012

    Педагогика как наука, ее категории, закономерности, тенденции и перспективы развития, теории и технологии воспитания, принципы, содержания, формы и методы. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Парадигмы образования, его общекультурное значение.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Предмет и объекты педагогики. Ее основные категории. Сущность образования. Методы исследований, применяемые в педагогике. Связь педагогической науки с другими науками о человеке: юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, этнографией.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2008

    Двухуровневое определение предмета педагогики: родовидовой подход определения науки и её понятийного аппарата. Вещность предмета и игнорирование его процессной природы, благоприятный переход от абстракции к индивидуальности человека и его мышления.

Стоит сказать, что каждая наука имеет ϲʙᴏй объект исследования. Под объектом науки понимается та или иная часть действительности, материальной, идеальной или социальной, на кᴏᴛᴏᴩую направлен интерес ученого. Так, физика изучает природу в целом, биология — живую природу, антропология исследует особенности человека как уникальной части живой природы, а социология рассматривает связи, взаимоотношения людей друг с другом.

Объектом педагогики будет одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает развитие, совершенствование человека. В случае если, скажем, экономическая наука исследует коммуникации между людьми, складывающиеся в процессе производства ими материальных благ, а культурология изучает процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без чего невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, поскольку именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, кᴏᴛᴏᴩый на базе ϶ᴛᴏй науки вводит ребенка в жизнь таким образом, ɥᴛᴏбы дальше он шел сам.

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению ϲʙᴏего содержания и форм. В случае если первоначально она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере усиления форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Характер ϶ᴛᴏй деятельности помогает уяснить лингвистический анализ терминов «педагогика», «образование».

В греческом языке образование выражалось еще одним словом «пайдейа», обозначавшим взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию ϲʙᴏей сущности сообразно собственной природе. Философ Фалес (624-547 до н.э.) сравнивал образование человека с выращиванием винограда.

В латинском языке слово «культура» также переводится как взращивание, вскармливание, культивирование людей в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их природой в их собственных интересах и на благо обществу; термины «образование» и «культура» оказываются очень близкими по смыслу.

Этот главный смысл слов «педагогика», «образование» сохранился и в современных европейских языках.

Так, в английском языке слова« eclucatio » и« cul tus » могут быть использованы как однозначные и переводятся как «вскармливание», «взращивание».

В немецком языке слово «Bildung » в исходном ϲʙᴏем смысле означает «построение», «создание».

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность — ϶ᴛᴏ специфический социальный процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого происходит формирование, по сути дела, создание нового человека , его второе рождение.

Предмет педагогики

Под предметом той или иной науки понимается некᴏᴛᴏᴩая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности.
Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и по϶ᴛᴏму всегда исключительно в той или иной степени ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм понадобился и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Из совокупности данных размышлений и сформировалась уже в Древнем мире особая отрасль знаний, существовавшая сначала в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем, к Новому времени, превратившаяся в самостоятельную науку.

Сегодня предмет педагогической пауки определяют как совокупность размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей будет не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки направлены прежде всего на решение ряда трудных вопросов, ее «вечных проблем».

В первую очередь, ϶ᴛᴏ проблема определения целей образовательной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Целеполагание, как известно, будет задачей первостепенной важности для любой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для корабля, не имеющего пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения ϶ᴛᴏй задачи связана с тем, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели. Хотя за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еше и до сих пор. Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной Но любая цель может быть выполнена только в том случае, если она будет реальной, если она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует действительным возможностям.

По϶ᴛᴏму еще одна важная проблема педагогической науки состоит в исследовании человеческих возможностей, природы человека. В случае если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский , то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до сих пор никому, тем не менее общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы следует в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. По϶ᴛᴏму представляется очевидным, что уяснение уникальности человека возможно только на базе укрепления связей педагогики с психологией, только путем «психологизации» педагогической науки и практики. Иначе говоря, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить? Сложность ответа на ϶ᴛᴏт вопрос состоит по сути в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате данных изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового «человеческого материала».

Только на базе выяснения данных двух проблем может быть удовлетворительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех или иных учебных предметов, разработки учебных планов и программ, кᴏᴛᴏᴩые должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что еше одной важной проблемой педагогической науки и практики будет ответ на вопрос: чему учить?

Наконец, педагогика должна ответить и на вопрос: как учить, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

Для осмысления ϲʙᴏего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий. Каковы же данные основные понятия или категории?

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Педагогика принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Предмет и объект педагогики") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Педагогика в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Педагогика, 2015. Предмет и объект педагогики.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

ПЕДАГОГИКА

Вопрос 1. Педагогика как наука о воспитании и образовании

Педагогика - наука о воспитании человека; совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребенка, это наука, являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естественных и общих наук о ребенке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.

Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения. Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем.

Вопрос 2. Предмет педагогики и ее основные категории

Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.


Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием , а деятельность учащихся - учением . Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений

Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса (Интернет-ресурс).

Область внимания и влияния научной педагогики связана с изучением и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование -- сфер обучения и воспитания, а предметом -- закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Иначе существует педагогическая практика -- сознательная или стихийная. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом -- способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человек (Педагогика, с. 27).

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении знания (Бордовская Н. В., с 20).

Объект педагогики . С момента своего зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического и интереса педагогики были дети, учителя, работники дошкольных и школьных учреждений, семья и их участие в подготовке подрастающего поколения к жизни, которые и образовывали объективное поле педагогики. Она исторически родилась и долгое время росла, «окутанная пеленками» такого традиционного подхода, но постепенно стала выпускаться из них. С ХVIII в. в число ее объектов включилась деятельность технических школ (готовящих квалифицированных мастеровых), а с ХIХ в. -- и высших образовательных учреждений В 60-х гг. прошлого века начала интенсивно развиваться педагогика взрослых, прежде всего военных (хотя истоки ее обнаруживаются много раньше), а затем спортсменов, трудовых коллективов, юристов и др.

Новое время - рубеж третьего тысячелетия, а также важные со бытия, происходящие в нашей стране и мире, потребовали существенно расширить объектное поле педагогики. Ныне педагогика не может уже оставаться наукой о детстве и школе. Жизнь вынуждает ее расширить поле своих научных изысканий, охватывать все периоды жизни человека, распространять свое педагогическое влияние не только на деятельность специальных педагогических учреждений, но на другие структуры общества, условия и факторы жизни. Педагогика столкнулась с принципиально изменившимися условиями жизни людей силами, оказывающими на них значительное социально-педагогическое влияние. Источники новых «педагогических сил» вышли далеко за рамки семьи и школы. Выпали из-под контроля, плохо поддаются целенаправленному педагогическому усовершенствованию, существенно ослабили силу традиционной школьной и семейной педагогики, комнатных воздействий, повысили роль реалий «педагогики жизни».

Объектами исследований и практического интереса педагогика становится широкий круг реалий жизни государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности, оказывающие влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость гражданина, цивилизованную (и непременно духовную) самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресса страны и человечества. Такой объект, отвечающий реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.

Предмет педагогики . Объекты научного и практического интереса педагогики выделяются по наличию у них педагогического качества - свойств и закономерностей педагогической природы (одновр6менно им могут быть присущи и иные качества, например, биологические, физиологические, психологические, социальные, экономические и др.). Это качество объективно присудить отдельным людям, группам, обществу в целом. Педагогика призвана специально «высвечивать» и обнаруживать объекты и явления одним качеством, исследовать их, создавать систему научных знаний, взаимодействуя с другими науками, изучающуюся со своих позиций.

Предмет педагогики есть везде, где:

· осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);

· оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит. а также преднамеренно или стихийно;

· существуют и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного или стихийного воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа.

Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь по своей природе только или по преимуществу педагогическими, тем не менее, оказывают на отдельных людей и группы педагогическое воздействие. Это политика в обществе, экономика, деятельность государственных органов и хозяйствующих структур, состояние правопорядка, уровень безопасности жизни, культуры и пр. Отстраниться от их изучения и рассматривать, например, деятельность школы, педагога изолированно, в отрыве от них, педагогика не может, если хочет быть реалистичной и практичной, а не витать в словесных облаках абстрактных мудрствований. Поэтому то, что в этих объектах связано с воспитанием, образованием, обучением, развитием, активной самореализацией людей, оказывает влияние на внутреннюю жизнь педагогических учреждений, на успех и просчеты в деятельности педагогов, общества, государства, требует сегодня пристального внимания педагогики и относится к ее предмету. Именно в этой ипостаси раскрывается современная сущность педагогики, круг научных и практических проблем, ее значение и социальная миссия.

Реальным предметом современной педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования. воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.

С одной стороны наличие в обществе и жизни людей очевидных реалий педагогической природы (например, педагогических учреждений) определяет ее объект, а с другой - педагогический взгляд на общество и жизнь людей дополнительно выявляет другие объекты, которые она обязана изучать и участвовать в их совершенствовании. В результате возникает объктно-предметное поле педагогической науки, реальные явления в котором представляют собой педагогическую деятельность в обществе (см. прил., рис.3). она существует не зависимо от чьего-то признания или непризнания, ее нельзя отменить, закрыть или игнорировать. Она играла и играет важнейшую роль в жизни общества не только сама по себе, но и влияя на качество других сфер и явлений - политических, экономических трудовых, правовых, нравственных, культурных, социально-демографических, и др., что повышает ее социальную значимость и ответственность. Нерешенность многих проблем совершенствования педагогической действительности ныне реально и значительно сказывается на осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых мерах.

Можно заключить, что современная педагогика - это одна из наук о жизни людей и общества, не только о воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизни деятельности всех граждан в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения (Столяренко А. М., с. 51-56).