"демон" - михаил юрьевич лермонтов. Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века , особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон - необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил» , «не знал ни злобы, ни сомненья» , но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта» .

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты» . Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха - отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву» . Как только «презрел удалой жених обычай предков своих» , как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона - попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья» , он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

... К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью... на нее смотрел.

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным» . Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное -
Люби меня!...

Но цена такой свободы слишком высока - отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары - победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша» , ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои...

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона . Божественный мир могущественнее мира личности - такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, - вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля - хижина, жилище кавказских горцев.

Анализ поэмы «Демон» - не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:

Демон(отрывок)
Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.


История создания поэмы "Демон"

«Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839). Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

В этих ранних редакциях действие поэмы происходило вне времени и пространства. Затем Лермонтов задумал приурочить поэму ко времени «пленения евреев в Вавилоне». Этот библейский вариант остался ненаписанным. По тексту четвертой редакции можно догадаться, что действие перенесено в Испанию: появились некоторые детали в описании – «теплый южный день», «лимонная роща», «испанская лютня». Однако общий характер поэмы от этого не изменился.

Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающему демону «гранью алмаза», «излучистый Дарьял», Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта. Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма. В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии.

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Еще в 1880-х годах первый биограф Лермонтова, П.А. Висковатов, писал о том, что поэт, «странствуя по Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, положенные в основу новой редакции «Демона». Однако он не подкрепил своих предположений развернутыми доказательствами, а либерально-буржуазная критика, стремившаяся связать творчество Лермонтова с западноевропейской литературной традицией, естественно, обошла эту статью полным молчанием.

Поэма основа на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против бога. К этому образу, олицетворяющему дух отрицанья, обращались многие европейские писатели Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете, Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Дж. Байрона. В основе сюжета – стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте. Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния.

Взято с сайта

Лермонтов «Демон», часть I – краткое содержание

Печальный демон, отвергнутый Богом, долго летал над грешной землёй, проводя век за веком в однообразной скуке. Даже зло он сеял без наслаждения – оно тоже наскучило ему. (См. полный текст и анализ поэмы, а также статью Образ Демона в поэме Лермонтова .) Демон часто парил над величественным Кавказом и роскошной Грузией. В одном из здешних селений жил седой князь Гудал со своей дочерью, прекрасной, доброй и стыдливой . Гудал просватал Тамару за молодого витязя, но в предсвадебный день девушку увидел Демон – и вдруг испытал, как в пустыне его немой души вновь шевельнулись чувства добра и красоты, владевшие им до Божьего проклятия.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

Жених уже ехал к Тамаре с целым караваном подарков. К вечеру он добрался до горной часовни, близ которой был погребён некогда убитый здесь князь. Молитва у этой часовни имела чудотворную силу: она помогала уберечься на дальнейшем пути от мусульманского кинжала. Но демон смутил душу жениха Тамары, и он о молитве забыл.

Когда совсем стемнело, перед караваном мелькнули незнакомые всадники. Храбрый князь привстал навстречу им на стременах – и тут же был сражён пулей. Конь принёс на себе тело убитого ко двору Гудала. Тамара горько рыдала над женихом – и вдруг услышала сладкий, неизвестно откуда звучавший голос. Он успокаивал её, советуя быть безучастной к земному, как плывущие по небу облака. «Я, – внушал незримый собеседник, – буду каждую ночь прилетать к тебе и гостить до зари, навевая золотые сны.

Взволнованная Тамара в бессилии заснула. Во сне ей приснился незнакомец с туманным обликом неземной красы, склонившийся к её изголовью.

Лермонтов «Демон», часть II – краткое содержание

Тамара отвергла всех остальных женихов. Говоря отцу, что её терзает какой-то лукавый дух, она по доброй воле ушла в монастырь.

Прилетев в обитель Тамары, Демон вначале задумчиво бродил близ ограды и, казалось, готов был оставить свой замысел. Но он вдруг увидел свет в окне кельи девушки. Оттуда полилась грустная, чарующая песня. Волнение любви проникло в душу Демона. Слеза, покатившаяся из его глаз, была так горяча, что насквозь прожгла камень, на который упала.

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

Войдя к Тамаре, Демон увидел рядом с ней защитника-херувима, который пытался прогнать его. От сопротивления в Демоне пробудился обычный яд ненависти. С коварной усмешкой он сказал херувиму: «Оставь её! Она моя» – и добрый Ангел, печально взмахнув крыльями, исчез в небесном эфире.

При виде Демона Тамара затрепетала. Восхищаясь её красотой, Демон не стал скрывать, что он – злой дух, но уверял девушку: любовь помогла бы ему вернуться к Небесам. «Что без тебя мне эта вечность? Моих владений бесконечность?», – страстно вопрошал он. (См. .)

Тамара умоляла не губить её. Но Демон рассказывал о своём тягостном одиночестве, которое даже во зле и мощи не находит утешенья. Тамара невольно призналась, что его слова дают ей тайную отраду. Демон обещал, что сделает её царицей вселенной. Тамара напомнила о наказании Божьем, но он сказал: «Так что ж? В аду ты будешь со мной!»

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

Он слегка коснулся губ девушки жаркими устами. Смертельный яд лобзанья Демона разорвал грудь Тамары мучительным криком, и она простилась с молодой жизнью. Стенанье её слышал лишь монастырский сторож, а потом всё стихло в дуновеньи ветерка…

В гробу Тамара была мила, как пери (фея). На её губах застыла странная улыбка. Князь Гудал, рыдая, похоронил свою дочь в церкви, построенной его предками на вершине высокой горы.

Светлый ангел понёс душу Тамары в небесную лазурь. Но наперерез ему из бездны со злобным взглядом взвился Демон, крича: «Она моя!» Душа Тамары прижалась к ангелу. Посланник неба твёрдо ответил духу зла: «Исчезни! Довольно ты торжествовал! Бог знает всё. Душа Тамары страдала и любила – и будет в раю!». Прокляв свои безумные мечты, Демон так и остался навеки без упованья и любви…

На склоне горы, что высится над Койшаурской долиной, до сих пор видны развалины церкви, о которых ходят страшные рассказы. Теперь там живут только змеи да ящерицы. Имена Тамары и Гудала давно забыты. Лишь высокие горы со своими вековечными льдами недвижно и безмолвно стоят под ветром, охраняя могилы князя и его несчастной дочери.

Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия. В результате главные герои произведений одиноки, сломлены и бессильны в своих попытках изменить действительность.

Поэма «Демон» является одной из любимых в творчестве автора, написана она была на основе старинной Кавказской легенды. Произведение насыщено эпитетами и сравнениями, пронизано духом романтизма, наполнено яркими образами героев. Лермонтов добавил в поэму зарисовки удивительной кавказской природы со всем её многообразием.

В поэме прослеживается не только противостояние главного героя и мира, но присутствует внутренний конфликт с самим собой. Не признававший идей мироздания, обладающий мятежным духом ангел был изгнан Богом из рая и обречен на вечные скитания. Обладая сильным духом, Демон не в состоянии освободиться от собственных пороков, его терзают внутренние противоречия, даже зло, которое он совершает, наскучило ему. Веди при свойственном Демону презрении к окружающему миру, он невольно тянется к людям. Благодаря описанию душевных терзаний своего героя, читатель невольно сочувствует ему.

Лермонтовский Демон очеловечен, тем самым автор хотел показать противоречия, присутствующие в людях. В то же время одиночество и страдание главного героя отражает недовольство народа политическим строем того времени. Ведь в обществе тогда уже нарастал протест, народ не желал мириться с деспотизмом властей.

Утративший смысл жизни Демон находит его в любви к прекрасной Тамаре, которая олицетворяет собой добродетель, чистоту, искренность, непосредственность. Он стремится обрести душевный покой, воссоединившись с объектом своей любви. Ему кажется, что это сильное чувство способно подарить им свободу и гармонию, поэтому обещает женщине вечность в обмен на отказ от всего земного. Однако его любовь эгоистична и поэтому обречена. Преследуя свои цели, он обрекает на верную гибель жениха возлюбленной.

Тамара поддается искусителю, не предвидя губительный финал. Но любовь Демона разрушительна, отдавшись ему, женщина погибает. После смерти явившийся ангел забирает душу Тамары в рай, обрекая Демона на одиночество и дальнейшее скитание. Душа Тамары же очищается её страданиями, раскаянием и искренней любовью.

В конце произведения герой проклинает свои мечты, ведь попытки изменить свою жизнь и самого себя, потерпели крах. Как и в большинстве рукописных творений Лермонтова, в финале – грусть, скорбь, разбитые надежды, не воплотившиеся в реальность мечты главного героя, который остаётся совсем один.

В противоречивом отношении к миру Демона выражается любовь Лермонтова к России и одновременно ненависть к самодержавию. Поэта переполняет восхищение прекрасной природой родной страны, он с упоением описывает в произведении её величие и красоту. Но автора гнетёт судьба свободолюбивого русского народа, вынужденного терпеть политический уклад того времени.

Недаром над поэмой Михаил Юрьевич трудился около двенадцати лет, ведь на основе этого нетленного произведения Рубинштейном была создана опера, а Врубелем написаны картины «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный», причём первая из перечисленных выше картин представлена в Третьяковской галерее в Москве.

Таким образом, величайшее творение Лермонтова нашло отражение в работах других гениев.

Сочинение Анализ

В 1829 году юношеские порывы возвышенной души выливаются на бумагу написанием «Демона». На протяжении последующих десяти лет, автор дописывал и переписывал произведение - известно восемь вариантов поэмы. Детали сюжета и обстановка менялись, но неизменным оставался образ главного героя – гордого сверх меры, разочарованного и презирающего. Вечная борьба добра со злом идущая от сотворения мира, противопоставление личности гнетущему общественному мнению, сказания народов Кавказа – вот фундамент гениального произведения.

В душе автора присутствует понимание причины проблемы. Раскрывая образ Демона Лермонтов ясно проявил новые взгляды и веяния о противопоставлении личности гнету тирании. Которые тревожили умы и сердца современников. Лермонтовский Демон, главный герой поэмы, показан человечным и возвышенным. Вызывает у читателя не страх или неприятие, а сострадание и сочувствие, а где – то даже жалость. Наказанный бессмертием и изгнанный за восстание. Страдающий в изгнании и томящийся по душевному теплу, без цели, в забытьи странствуя на стыке реальностей Демон парил в вышине. Тамара говорит о нем

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..

Изгнанный скиталец не конкурент Всевышнего, не смутьян, разрушающий равновесие в мире, не злодей. Лермонтов явил героя, страдающего от несправедливости миропорядка, мучающегося противоречиями, окружающими его. Нет справедливости в мире, который видит. Такое бесконечное прозябание изматывает гордого Демона, иссушает. А он повинен нести муки человечеству

«сеял зло без наслажденья
.. Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему».

Демон жаждал согласия с высшей властью, низвергнувшей в этот мир, обновления. Прикосновение к чистой душе стало бы спасением. Неожиданное столкновение с Тамарой будто ответ на устремления героя. Демон с открытым сердцем пришел на встречу

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.

Одинокое существование без любви ничего не стоит. Он так жаждет обретения родственной души, увлекает и соблазняет девушку нежными словами

Я дам тебе всё – всё земное -
Люби меня!

Демон приходит в покои героини с чистыми помыслами, а его отталкивают и снова вынуждают играть партию соблазнителя. Прощения неба нет. Рядом с возлюбленной Ангел - обвиняет в злом умысле, называет пришедшего порочным. Униженный и оскорблённый Демон теперь уже борется за Тамару не из любви, а из стремления подтвердить собственные силы и победить Ангела.

И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.

Герои выбирают влечение и получают страдания. Главная героиня скончалась, а душа «молитвой ужас заглушая» находит прибежище в объятиях Ангела. Нравственное возрождение Демона провалилось. Он раздавлен и повержен

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои.

Современники поэта часто задавались вопросами и мыслями о первопричине несправедливости мироустройства. Почему такая дисгармония в мире. Поэт сопереживает главному герою, но одновременно и порицает за пренебрежение и озлобление. «Вечный ропот человека» самоуверенное стремление быть выше сил природы – вот трагедийная основа как представляет в поэме автор. Противоречивый Демон увлёк следующие поколения читателей. Поэма послужила вдохновением последующим талантливым художникам, поэтам и писателям.

Анализ стихотворения Демон поэма по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

    Произведение, относящееся к любовной лирике поэта, использует фольклорные мотивы и образы русской деревни, с помощью которых автор в стиле народной песни обыгрывает потерю любимой.

  • Анализ стихотворения Слово Гумилева

    Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов.

  • Анализ стихотворения Вор Некрасова

    Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

  • Анализ стихотворения Не отходи от меня Фета

    Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,

  • Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

    О бабушке поэт вспоминает с большой теплотой: «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Вот эта самая бабушка знала много сказок, старинных преданий. Когда Сергею исполнилось 16 лет

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.