Гарни, армения. Храм Гарни и монастырь Гехард, Армения

К юго-востоку от Еревана, на территории Абовянского района, над ущельем реки Азат расположена одноименная крепость. Сюда можно приехать на автомашине по дороге Ереван- Аван-Джрвеж-Вохчаберд-Гарни (около 30 километров), которая крутыми зигзагами за перевалом через Вохчабердский отрог Гегамского хребта спускается в живописную Гарнийскую долину. У перевала в отвесных скалах, нависших над селом, зияют древние пещеры, ставшие ныне недоступными.

Машины, направляющиеся в Гарни, обычно делают короткую остановку у высокого холма, на котором воздвигнута каменная арка-шатер родника-памятника поэту Егише Чаренцу. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата. На стене родника-памятника высечены слова поэта:

«Масис, как славы трудный путь В моем скитанье, я люблю!»

К крепости Гарни есть пешеходный путь, начинающийся от парка имени Комсомола: Нор-Ареш-Шорбулаг-Ацаван (около 20 километров). Таким образом, в зависимости от степени подготовленности и натренированности туристских групп следует остановить выбор на том или ином варианте маршрута. Первый (при наличии автотранспорта) потребует одного дня, а второй-двух.

Крепость находится рядом с селом Гарни, расположенным на плато среди колхозных полей, садов и виноградников. Многоотраслевое хозяйство артели механизировано на базе электроэнергии, получаемой от сельской гидроэлектростанции. Извилистая тропинка ведет через сады к треугольному скалистому мысу, резко вдающемуся в ущелье Азата. Уже издали под тенистыми кронами деревьев видны очертания каменных стен, сложенных из огромных базальтовых глыб. Это остатки древней крепости Гарни.

Крепость имеет форму неправильного треугольника, острым концом обращенного к ущелью. В северной части мыса, примыкающего к плато, из-под, многовековой наносной земной толщи раскопками вскрыты массивные степы с 14-ю мощными прямоугольными башнями. С юга и юго-востока крепость защищена отвесными 80 - 100-метровыми скалами, нависшими над рекой.

Раскопки, которые ведутся здесь систематически с 1949 года археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР, дали интересный материал. Установлено, что окрестности нынешнего села Гарни благодаря плодоносности местных земель, обилию воды и естественной защищенности были заселены с древнейших времен.

В фундаменте стены обнаружены остатки циклопической крепости эпохи бронзы. Затем следует более поздняя кладка (первой половины III века до нашей эры) из чисто отесанных базальтовых глыб весом до 6 тонн, без применения известкового раствора. Тяжелые плиты скреплены железными скобами, залитыми свинцом. Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к I веку нашей эры.

На холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма (I век). Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I.

Храм обрушился в 1679 году вследствие землетрясения, но был востановлен в 1970 г, при этом использованы сохранившиеся на месте фрагменты, а недостающие изготовлены заново. Храм сооружен из базальта. На подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика. К главному входу ведет широкая лестница. Детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.

Рядом с храмом обнаружены остатки крупных сооружений. В одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры.

Руководитель археологической экспедиции Б. Аракелян сделал следующее сообщение об этой замечательной находке: «Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа... »

На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.

Как вы уже знаете, в Армении мы были 7 дней, 3 дня из которых посвятили поездкам по достопримечательностям. В один из таких дней мы посетили знаковые места – Храм Гарни и монастырь Гегард .

На самом деле, за один день мы успели посетить еще 2 достопримечательности. Это Зварнотц и Эчмиадзин. В Гарни и Гегард мы поехали во второй половине дня. Если Вы посещаете Армению в зимние месяцы, то я Вам рекомендую поехать в Гарни и Гегард в первой половине дня. Связано это с тем, что в горах может быть сильный туман, когда видимость практически нулевая, а если Вы задержитесь на достопримечательности допоздна, то ехать по незнакомой дороге, по туману, да еще и ночью – занятие на любителя:)

Мы ездили на арендованном авто, арендовали через сайт ренталкарс заранее. Во-первых, так дешевле, во-вторых, выбор авто больше, в-третьих, точно знали, что в новогодние праздники не останемся без машины. Кстати, если Вы планируете взять авто в аренду, тогда почитайте и про нюансы проката в Армении.

Храм Гарни в Армении

Итак, что же представляет из себя храм Гарни. Это языческий храм, построенный в 1 веке н.э. в честь бога Солнца. Находится рядом с одноименным селом. В 17 веке храм был практически разрушен землетрясением, и восстановлен только в советское время. На сегодня это комплекс построек – кроме самого храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также построенной в 3 веке бани. Как всегда, не углубляюсь в историю (в интернете множество сайтов, посвященных этому), а перейду к практической информации и покажу зимние фото Гарни.

Стоимость билетов в Храм Гарни – 1200 драм.

Время работы : со вторника по субботу с 9:00 до 17:30 (в летнее время с мая по ноябрь с 9:00 до 22:00); в воскресенье с 9:00 до 15:00, понедельник – выходной день.

Добраться можно на общественном транспорте, на авто, или с экскурсией.

Мы арендовали авто и добрались до Гарни по трассе Н3 (если не пользуетесь интернетом, то скачайте карты MAPS.ME, они работают офлайн и очень хорошо прокладывают маршрут). Расстояние около 30 км, но по времени (по крайней мере, зимой) занимает минут 40-50. Дорожное покрытие неплохое, но в горах может быть туман. Если при выезде из Еревана зимой Вы видите деревья в инее, как на фото ниже, то будьте готовы к густой пелене.

Вот такие снежные деревья — предвестники густого тумана в горах:)

Собственно, сам туман, в который можно попасть зимой по дороге в Гарни и Гегард

У Гарни есть парковка (если подъехать к воротам, то там ходит дяденька и собирает деньги, цену сказать не могу), мы же запарковались немножко выше, буквально в 50 метрах от входа, с нас денег не взяли.

Парковка у входа в Гарни

Также у входа в Гарни есть небольшой рыночек

На автобусе можно добраться до Гарни на маршрутке №266 или автобусе №284 (ориентировочная стоимость 250 драм). Найти эти маршрутки можно на автостанции за автосалоном «Мерседес». Из центра туда идет маршрутка №51. От места остановок маршруток до Гарни необходимо будет пройти около полукилометра, т.к. автобусы останавливаются на главной дороге.

Также Вы можете заказать экскурсию , например, и посетить Гарни и Гегард в Армении с гидом.

А вот зимние фото Гарни (Армения):

Вот такой вид на ущелье открывается из храма Гарни



Монастырь Гегард

Если Вы уже добрались до храма Гарни, то посетите еще одну достопримечательность – монастырь Гегард, расположенный буквально в 10 км. Полное название монастыря – Гегардаванк, что в переводе означает «монастырь копья» (название – от копья, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, а копье это, как говорят, было привезено в Армению одним из апостолов).

К сожалению, нам не удалось доехать до Гегарда, поскольку дорога была перекрыта из-за ДТП, а время уже близилось к вечеру и мы не смогли дальше ждать. Ну что ж, в следующий раз!

А Вам расскажу, как добраться до монастыря Гегард. На автомобиле все просто – продолжаете движение еще около 10 км и Вы на месте.

Общественный транспорт до Гегарда не идет, но если Вы поймаете автобус №284, то на нем можно доехать до селения Гохт, а оттуда 4 км пешком или на такси. Также на главной дороге можно поймать такси (а они там будут 100%!) и проехать до входа в комплекс. Про экскурсии я уже писала выше, как правило, посещение этих двух достопримечательностей (Гарни и Гегард в Армении) объединяются в один тур.

Гегард – действующий монастырь, поэтому в дневное время вход свободный .

Поскольку своих фото нет, покажу только одно фото с сайта planetaarmenia.ru Надеюсь, ничьи авторские права этим не нарушу:) Если у Вас есть красивые фото Гегарда и Вы хотите их показать, напишите мне, я размещу их в статье с указанием Вашего имени и фамилии:)

Арарат плыл справа от дороги белоснежным кораблём — и был хорош с любым пейзажем, будь то всхолмлённое плоскогорье, угнездившееся в складках земли горное озеро — или скалы, окаймлённые глубокими синими тенями. Розовая пена цветущих абрикосов укрывала обочины. Так, глазея в окна, мы и не заметили, как доехали до Гарни.

Застывшая музыка Гарни

Гарни является одним из древнейших поселений Армении. Находится в 28 км восточнее Еревана на живописном треугольном плато у подножия Гегамского хребта, на правобережье реки Азат. Наименование крепости произошло от названия страны Гиарниани и населявших её в VIII в. до н.э. племён. Раскопки на территории крепости свидетельствуют о том, что она была заселена начиная с последней четверти IV тысячелетия до н.э. и до Позднего Средневековья. Подвергавшееся в течение XIII-XVII вв. постоянным набегам завоевателей поселение окончательно разрушилось во время землетрясения 1679 года. Лишь спустя полтора столетия, после русско-персидских и русско-турецких войн, в 1830-х гг., покинутое и разрушенное поселение было восстановлено вернувшимися сюда армянскими беженцами из города Маку (Персия) и его окрестностей. Памятник включает в себя крепостную стену, храм бога Митры, дворцовые и светские сооружения, царскую баню, стелу-вишап, фундамент церкви VII в. и другие историко-культурные строения.

Древний языческий храм, восстановленный в советское время частично из аутентичных, частично из новых камней. Впрочем, «настоящих» камней в Гарни нашли слишком мало, из-за чего его так и не включили в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При реставрации хотя и были использованы сохранившиеся на месте фрагменты, но большинство недостающих изготовлены заново из базальта.

Храм был сооружен во второй половине I в., при царе Трдате I. Он посвящён богу солнца Митре. Фигура бога стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». По стилю храм, представляющий собой прямоугольное здание с колоннами и фронтоном, аналогично классическим памятникам Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Казалось бы: классический вид — на подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика, к главному входу ведет широкая лестница. Однако детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

Нам, кстати, повезло — именно сегодня вход на территорию храма почему-то оказался бесплатным… И, к тому же, мы приехали чуть раньше основного наплыва туристов и смогли спокойно, без толчеи побродить по территории городища. Храм возвышался над глубоким ущельем реки Азат внушительной громадой, величественной и строгой. А вокруг него буйствовала весна. Зелёная трава, белый вишнёвый цвет… И манящие глубины ущелья, зелёные, с пенящейся шустрой речкой на дне. С причудливыми скалами, похожими на гигантский орган.

«Симфония в камне», «Базальтовый орган» — называют местные это ущелье.

Мы, как и положено, трижды обошли храм внутри колоннады, заглянули в древние бани, где был открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа.

Но в первую очередь нас непреодолимо влекло ущелье — ну не могли мы ограничиться стандартной для всех экскурсантов программой!

Армина удивилась, услышав о нашей идее спуститься вниз пешком. «Да вы посмотрите на это ущелье!» Она предлагала нам экскурсию вниз на автомобиле местного дядечки за полторы тысячи рубликов. Но нам такая мысль не приглянулась. В нас проснулись оголтелые туристы. И мы, обещав Армине не задерживаться дольше чем на полтора часа, побежали по дороге вниз…

Это было прекрасное приключение! Как раз то, чего требовала душа! Мы сбежали по мощёному каменными плитами крутому спуску, быстренько дошли по грунтовке до развилки - и ссыпались по щебёнке козьими тропками на дно ущелья.

Внизу был настоящий рай. Парадиз. На зелёных лужайках стояли столики, журчала, пенясь, речка, ракиты пышными кронами склонялись над водой. Причудливая каменная симфония простиралась над нашими головами, и летал в небесах большой чёрно-белый хищник. Над обрывами нависал ласточкиным гнездом пройденный нами недавно домик, под ним отрицательным углом зиял обрыв, и непонятно было, как люди не боятся жить в таком экстриме…

Мы немного прошлись по грунтовки вдоль реки к сбегавшим по скалам водопадикам. А потом решили возвращаться назад грунтовкой. И пошли, глазея вокруг и вовсю восторгаясь чудесной природой ущелья. Берега реки постепенно выполаживались. Скалы слева делались выше и круче, слагаясь во всё те же суровые и резкие полосы каменного органа. Пирамидальные тополя стояли у дороги изящными свечками. Река разливалась широкими порогами, блестела под солнцем. Так и тянуло улечься на травке у воды, лениво глядя в небеса…

Начались чьи-то домики, участки, садики с грядками между плодовых деревьев. С болотца у дороги потянуло характерным запахом, запели на все голоса лягушки… Мы всё шли и шли, дорога упрямо заворачивала вправо, и вскоре показался в какой-то уже совсем неимоверной дали давешний храм Митры высоко над скалами. Становилось очевидным, что эта грунтовка выводить нас наверх не собирается. Меж тем Армина ждала нас, и следовало бы возвращаться. Мы повернули назад. Навстречу нам прошествовала группа молодых людей и девушек, многие из них были в белых покрывалах на головах, а один — и вовсе в белой рясе. Мы решили, что это были паломники, идущие пешком в монастырь Гегард. Вдоль реки до него около пяти километров. Мы бы тоже с удовольствием прогулялись бы пешком, но как-то неудобно заставлять так долго ждать нас нашего водителя. Так что мы поторопились к нашей козьей тропке. И, потея от солнца и крутизны, как могли быстро взобрались по ней к знакомой развилке…

В уговоренные полтора часа мы ухитрились уложиться — к удивлению и радости Армины мы обернулись всего за час десять. Мы же были в полном восторге от прогулки, подарившей нам столько радостных впечатлений и навеявшей целый фейерверк ассоциаций и воспоминаний. Слегка усталые и изрядно запыхавшиеся, мы отправились в Гегард. Но очень скоро очередной вид за окнами машины покорил нас, и мы снова попросили Армину сделать остановку напротив удивительного ущелья с причудливыми скалами, на которых местами росло что-то, цветущее розовым цветом. По дну ущелья бежала знакомая река. Неподалёку расположился ресторан, весь в белой пене цветущих деревьев. А за поворотом нас уже ждал Гегард…

Гегард. Монастырь копья

Всего в семи километрах на северо-восток от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый монастырь Гегард. Это место по праву славится своей скальной архитектурой и древней историей. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в небо. За очередным поворотом вьющейся над живописным ущельем дороги в поле зрения путника Гегард появляется почти внезапно — не сразу заметный на фоне скал и леса.

Время основания монастыря точно не установлено, вероятно, в начале IV века здесь была основана обитель. Название «Гегард» церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём Лонгина, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос. Собственно, полное название монастыря — «Гегардаванк» — дословно переводится как «Монастырь копья». Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, в настоящее время хранится в музее Армянской церкви в Эчмиадзине. Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня святого Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. В 1215 году был возведён главный храм — Катохике. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря — Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником. Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии.

Храм в монастыре абсолютно нас покорил. Древние камни, покрытые резьбой, терялись в полумраке, медовый свет лился из отверстия в куполе, мерцали оранжевые огоньки свечей. Удивительные орнаменты, завораживающие и немного жутковатые, украшали стены. Свет странствовал по залам самым причудливым образом, и не всегда было понятно, где отблеск огня, а где — солнца. Матовый голубоватый луч косо расчерчивал пространство храма, выходя из купола и приземляясь на камень пола светящимся ярким пятном, и, проходя мимо него, можно было ощутить тёплое прикосновение.

Луч был горячим, в нём жило солнце, которому хотелось подставлять лицо — и тогда ослепительный жаркий свет бил сквозь закрытые веки…

В боковом зале храма из ниши в стене течёт, журча, родник с ледяной водой — очень вкусной и, несомненно, целебной. А если подняться по лестнице со двора храма и пройти через каменный туннель с украшенными хачкарами стенами — можно попасть в верхний храм. Небольшое смотровое отверстие в полу и гулкая акустика объединяет его с нижним... Мы выходили наружу — и снова возвращались назад. Уходить почему-то не хотелось. По залам бегали дети, народ фотографировал, и никто никого не одёргивал. Здесь царили спокойствие и доброжелательность. И атмосфера какого-то умиротворённого покоя…

Потом мы вышли наконец на солнечный двор. За стеной текла река, бурлящая пеной вокруг камней, над рекой выгибался высокий мостик, а на другом берегу росли на склонах первоцветы, и в небольшом гроте загадочными пирамидками стояли многочисленные каменные туры. Наверное — следствие какого-то ритуала. Кстати, окружающие монастырь утёсы принадлежат ущелью реки Азат, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Мы ещё раз прошлись по двору храма, взобрались на лестницу вдоль скал с затейливыми хачкарами, ведущую к монашеским кельям и пекарне с печью в полу — тут нас и нашла Армина, забеспокоившаяся нашим долгим отсутствием.

Неотъемлемой частью монастырского комплексна является множество (возможно, сотни) монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь. Многие из них, включая целый ряд около внутрискальной церкви Св. Аствацацин, были разрушены во время землетрясения. К востоку от церкви Катохике наверху каменной лестницы расположены такие же кельи. Они называются «Пещерами Лусаворича», так как предполагается, что в начале IV века в них жил основатель монастыря Св. Григор Лусаворич. Некоторые из келий были обращены в сторону главной церкви (Катохике) и имели вырубленные в стене алтари и рабочие столики. В кельях жили отшельники, которые пришли в эти труднодоступные места для отрешения от мирских желаний. Монастырь был широко известен благодаря своему гостеприимству и своими реликвиями — «Подлинной Пикой» и фрагментом Ноева ковчега.

Прямо в скалах вблизи келий выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано ХI-ХII вв. Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах. Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» — красителем, получаемым из определённого вида кошенилей (червей). Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана временем — краске на хачкарах более 800 лет.

Нехотя мы покидали монастырь. По небу плыли облака, местами белые, а местами уже темнеющие, и на фоне неба красиво вырисовывались монастырские стены и розовое цветение абрикосовых деревьев. Пора было в обратный путь. На прощание мы купили на рыночке у монастыря местной фруктовой пастилы. Армина угостила нас купленной тут же гатой — такой большущий и вкуснющий сладкий пирог, который ей всегда заказывают отсюда дети. По дороге назад мы ещё прикупили пастилы, яблок и разных горных трав, которые армяне готовят весной вместо гарнира — так что мы тоже за ужином перешли на траву…

Арарат к вечеру прикрылся по вершинам тонкими полосками облаков, бросавшими на его белоснежные склоны прозрачные синие тени. Горы под облаками были просто заглядение, и всю обратную дорогу мы любовались открывающимися в окна пейзажами.

Подлинный и единственный шедевр эллинистической архитектуры в Армении - языческий храм Солнца в Гарни. Это один из древнейших памятников Армении, сохранившихся еще с эпохи язычества. Историки приписывают его строительство древнеармянскому царю Трдату, который принял христианство в качестве официальной религии в 301 году. Хотя многие ученые делают выводы о том, что он построен в I в. н. э.

Храм построен по канонам классической греческой архитектуры и внешне очень похож на знаменитый храм Афины в Греции. Фасад храма украшают 24 стройные ионические колонны, их венчает крыша с треугольным фронтоном. Основание храма - это высокий базальтовый подиум, на который ведет широкая лестница со стороны фасада. Храм отличается роскошной отделкой. Вырезанные в камне орнаменты, барельефы коленопреклоненных человеческих фигур на подиуме того же храма, базальтовые колонны, карнизы, капители, украшенные хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента, указывают на высокую степень развития скульптуры в древней Армении. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться Богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием.

Периодически жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на большой отполированный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо Божественного Солнца.

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и Храм Солнца. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. Но в 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище Бога Солнца удалось восстановить в его первозданном виде, хотя отдельные элементы заменены на современные.

Храм стоит на холме, окруженном виноградинками, с трех сторон его окружает фантастически красивое горное ущелье. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата, открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.

В одном рассказе, но, когда отобрал фотографии и углубился в материал, понял, что придется разделить рассказ на два. Настолько эти два культовых сооружения, расположенные неподалеку, разные.

1. Среди тысяч достопримечательностей не только Армении, но и всего Кавказа древнеармянский храм Гарни сильно выделяется и внешним видом, и историей. Кажется, что внезапно из Армении переносишься в Грецию или Италию к какому-то античному памятнику. На несколько тысяч километров в округе нет ничего подобного.

Удивительно? Давайте посмотрим и узнаем подробнее об истории этого уникального места.

2. Из хмурого Еревана отправляемся к юго-востоку от города. Дорога из любого района столицы займет менее часа.


Для начала стоит выехать из города.

3. За городом дорога преображается.

4. Мои любимые деревья из зимней сказки.

5. Дорога в Гарни проходит через полузаброшенную деревню. Горы — это всегда рискованная территория. На одном из участков оползень стал разрушать дорогу и угрожать домам. Жителям предложили уехать отсюда, кто-то уехал, а кто-то остался.

6. Пастух с отарой. На улице морозно, но работать нужно. Армянская баранина активно используется в национальной кухне и ценится и за пределами страны. Мясо идет на экспорт, в частности, в Иран.

7. Подъезжаем к крепости и храму Гарни. Чувствуешь себя переместившимся во времени и пространстве. То, что это реальное историческое сооружение не укладывается в сознании, но это именно так.

8. Крепость здесь была основана еще до нашей эры. На треугольной скале с неприступными обрывами есть только один возможный подъезд. Здесь была возведена крепостная стена с четырнадцатью башнями. Более тысячи лет крепость защищала армянских царей от неприятелей.

9. Храм бога Солнца Митры — памятник мирового значения. Он был построен почти две тысячи назад, во второй половине первого века нашей эры. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, но в 1966—1976 г. благодаря титаническим усилиям историков и архитекторов храм удалось восстановить практически по камушку. Более 80% камней здесь оригинальные, это очень много.

10. Стиль, в котором построен храм, имеет прямую связь с Римом. В первом веке нашей эры здесь правил Трдат I — царь Великой Армении, б рат парфянского царя Вологеза I. Между Римом и Парфией возникла война, которая шла с переменным успехом. В итоге был заключен мирный договор, согласно которому Тиридат получал армянский престол, в качестве вассала Рима, и коронован Нероном в Риме. Нерон даже дал ему мастеров, с помощью которых была восстановлена древняя столица Армении - город Арташат и, очевидно, дворец и храм в Гарни.

11. Интересна технология строительства. Весь храм был построен без использования раствора. Базальтовые плиты были скреплены между собой железными скобами, углубления были залиты свинцом.

12. Гораздо позднее во время последующих многочисленных войн эту особенность использовали, свинец выковыривали и делали из него пули.

13. При реконструкции храма технология строительства была сохранена. Восстановить его было очень сложно, плиты лежали хаотично, некоторые были утрачены. Работы были долгими и кропотливыми. При реконструкции новые элементы специально были сделаны отличающимися по цвету, чтобы можно было различить «новодел» от исторических фрагментов.

14. В основе пропорций здания лежит геометрия и строгие пропорции, основанные на числах 3, 5, 8.

15. В отделке использованы элементы, характерные для Древнего Рима, с привнесением местных узоров.

16. Т.к. храм был дохристианским и посвященным богу Солнца, сейчас его называют языческим. Уже в первом веке в Армении появились христиане, а в 301 году нашей эры Армения стала первой в мире страной, в которой христианство стало государственной религией, это заслуга царя Трдата III.

Рядом с храмом Митры расположены руины христианской церкви VII века, но ее фрагментов недостаточно для полной реконструкции.

17. Источник.

А теперь пошли все в баню!

18. Неподалеку от храма расположены остатки царской бани. Это древнеримская баня, в составе которой имелось несколько бассейнов с разной температурой воды.

19. Обратите внимание на столбики. Под каменными полами циркулировал горячий воздух, нагревая воду в бассейнах. Чем дальше от огня, тем ниже была температура.

20. Прообраз «теплых полов».

21. Сохранились фрагменты мозаики с изображением древнегреческих (или древнеримских) богов Моря и Океана и прочих персонажей легенд и мифов.

22. После бани оглядимся вокруг. Крепость Гарни расположена в окружении гор, внизу протекает река Азат.

23. Гарни - это еще и большой поселок. Часть домов расположена с видом на данный храм прямо на склоне.

24. Новые дворцы Армении.

25. Внизу расположено симпатичное ущелье с удивительными отвесными склонами с причудливыми шестиуголными столбами, это место называется «Симфония камней». Экскурсовод обещал летом показать и рассказать об этом природном чуде.

26. Через ворота, сооруженные в оставшейся части крепостной стены, покидаем комплекс.

27. Летом здесь куча продавцов сувениров, сейчас только пара.

28. Садимся в машину и едем в расположенный рядом монастырь Гегард.

29. По дороге небо проясняется.

30. При подъезде к Гагарду уже ясно. Мороз и солнце!

Но про Гегард я расскажу уже в следующем посте.


И в продолжение рассказа.