Икона святой равноапостольной царицы елены. Святая равноапостольная царица елена

Ц арица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).

ЕЛЕНА СВЯТАЯ - византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная.

Про-ис-хо-ж-де-ние Елены Святой не-из-вест-но, как и то, бы-ла ли она за-кон-ной же-ной императора Кон-стан-ция I Хло-ра , от ко-то-ро-го ро-ди-ла сы-на (около 274 года), бу-ду-ще-го императора Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го. По не-ко-то-рым дан-ным, Кон-стан-ций Хлор зна-чи-тель-но поз-же ро-ж-де-ния Кон-стан-ти-на всё же уза-ко-нил брак с Еленой Святой, од-на-ко по при-ка-зу императора Ди-ок-ле-тиа-на ро-ди-те-ли Кон-стан-ти-на бы-ли раз-ве-де-ны. Став им-пе-ра-то-ром, Кон-стан-тин воз-вёл Елену Святую в сан ав-гу-сты. Из-вест-но, что Елена Святая, бу-ду-чи хри-сти-ан-кой, спо-соб-ст-во-ва-ла рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва, по край-ней ме-ре, в восточной час-ти Римской им-пе-рии. Около 326 года Елена Святая об-ре-ла в Ие-ру-са-ли-ме на Гол-го-фе Крест Гос-по-день и ос-но-ва-ла на этом мес-те храм Гро-ба Гос-под-ня. По окон-ча-нии его строи-тель-ст-ва Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день был тор-же-ст-вен-но вне-сён в этот храм и во-дру-жён на Гол-го-фе. В честь это-го со-бы-тия пра-во-слав-ная цер-ковь ус-та-но-ви-ла празд-ник Воз-дви-же-ния Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня, ко-то-рый от-но-сит-ся к чис-лу ве-ли-ких и празд-ну-ет-ся 14(27) сентября. Кро-ме упо-мя-ну-то-го хра-ма, Елена Святая по-строи-ла на Свя-той зем-ле ещё несколько хра-мов, в том числе на Еле-он-ской го-ре, в Виф-лее-ме и в Хев-ро-не у Мам-врий-ско-го ду-ба. По-ки-нув Па-ле-сти-ну в 327 году, по до-ро-ге в Кон-стан-ти-но-поль Елена Святая спо-соб-ст-во-ва-ла строи-тель-ст-ву пер-во-го хри-сти-ан-ско-го монастыря Святого Кре-ста в Айия-сма-ти (остров Кипр). Пе-ред смер-тью при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг. Вме-сте с сы-ном Кон-стан-ти-ном при-чис-ле-на Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых в чи-не рав-но-апо-столь-ных, па-мять со-вер-ша-ет-ся 21 мая (3 ию-ня).

Из-вест-но, что ны-не од-на часть мо-щей Елены Святой на-хо-дит-ся в церкви «Жерт-вен-ник Не-бес-ный» (Рим), дру-гая - в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Па-риж).

Ико-но-гра-фия

Елену Святую пред-став-ля-ют в одея-нии ви-зантийских им-пе-рат-риц, с дра-го-цен-ным пла-том-ло-ром, в вен-це, ино-гда её гла-ву под вен-цом по-кры-ва-ет плат. Наи-бо-лее ран-ние ви-зантийские изо-бра-же-ния Елены Святой пред-став-ля-ли со-бой круг-лую скульп-ту-ру (не-со-хра-нив-шие-ся ста-туя Елены Святой на фо-ру-ме Кон-стан-ти-на в Кон-стан-ти-но-по-ле, пред-по-ло-жи-тель-но конец IV века, и пар-ные ста-туи святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, VIII век). В ран-них мо-заи-ках эти свя-тые воз-де-ты-ми ру-ка-ми под-дер-жи-ва-ли ме-даль-он с Кре-стом (в хра-мах Святой Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, 870-е годы, и Ай-ва-ли-Ки-лис-се в Кап-па-до-кии, X век). В даль-ней-шем пре-об-ла-да-ние по-лу-чи-ла ком-по-зи-ция с мо-ну-мен-таль-ным кре-стом, флан-ки-ро-ван-ным фрон-таль-но рас-по-ло-жен-ны-ми фи-гу-ра-ми свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны (фре-ска нар-тек-са церк-ви монастыря Со-ро-ка му-че-ни-ков в Ве-ли-ко-Тыр-но-во, Бол-га-рия, около 1230 года; фре-ски Мар-тирь-ев-ской па-пер-ти в Со-фий-ском со-бо-ре в Нов-го-ро-де, 2-я половина XI века). Изо-бра-же-ния свя-той встре-ча-ют-ся в сю-же-те «Об-ре-те-ние Кре-ста Гос-под-ня» (ми-ниа-тю-ра «Сло-ва Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 879-882, Национальная библиотека, Па-риж), по-лу-чив-шем рас-про-стра-не-ние в сирийском, западно-ев-ропейском и по-стви-зан-тий-ском искусстве (фре-ски церк-вей - Святого Кон-стан-ти-на в Кри-ца-Ме-ра-бе-лу на острове Крит, 1354-1355; Святого Кре-ста в Айия-с-ма-ти на острове Кипр, 1494, мас-тер Фи-липп Гуль). В русской ико-но-пи-си фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой ста-ли обя-зательной при-над-леж-но-стью ико-но-гра-фии Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня. По-сле при-не-се-ния в Рос-сию из Па-ле-сти-ны кре-ста, за-ка-зан-но-го в 1656 году пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном для Кре-ст-но-го монастыря на Кий-ост-ро-ве Бе-ло-го моря, воз-ник сю-жет «Кий-ский крест с пред-стоя-щи-ми», где по сто-ро-нам кре-ста бы-ли на-пи-са-ны свя-тые Кон-стан-тин и Еле-на, царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич и ца-ри-ца Ма-рия Иль-и-нич-на, а так-же ко-ле-но-пре-кло-нён-ный пат-ри-арх Ни-кон.

Тип «ре-ли-к-ва-ри-ев Ис-тин-но-го Кре-ста», на ко-то-рых при-сут-ст-во-ва-ли рель-еф-ные фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, был рас-про-стра-нён в ви-зантийском искусстве, а за-тем про-ник в Западную Ев-ро-пу: 2 ма-лень-ких ре-ли-к-ва-рия-трип-ти-ха с час-ти-ца-ми Ис-тин-но-го Кре-ста, при-ве-зён-ные в 1154 году из Кон-стан-ти-но-по-ля аб-ба-том Ви-баль-дом, со-ста-ви-ли центральную часть бо-лее круп-но-го трип-ти-ха, бо-ко-вые створ-ки ко-то-ро-го ук-ра-ше-ны сце-на-ми из ис-то-рии об-ре-те-ния Кре-ста Е. (XI-XII века, Библиотека и му-зей П. Мор-га-на, Нью-Йорк). С кон-ца Сред-не-ве-ко-вь​я в Ев-ро-пе Елена Святая изо-бра-жа-ет-ся как од-но из дей-ст-вую-щих лиц сю-же-та «Ис-то-рия Ис-тин-но-го Кре-ста», литературной ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ла «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. По-чи-та-ние Кре-ста, про-по-ве-дуе-мое ни-щен-ст-вую-щи-ми ор-де-на-ми, спо-соб-ст-во-ва-ло ут-вер-жде-нию в изо-бра-зительном искусстве жи-во-пис-ных цик-лов на эту те-му (фре-ски А. Гад-ди в церкви Сан-та-Кро-че во Фло-рен-ции, 1380-1390-е годы, и Пье-ро дел-ла Фран-че-ски в церкви Сан-Фран-че-ско в Арец-цо, 1452-1464; пре-дел-ла по-лип-ти-ха Ми-ке-ле ди Мат-тео Лам-бер-ти-ни, около 1427 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция). В искусстве Воз-ро-ж-де-ния и ба-рок-ко встре-ча-ют-ся изо-бра-же-ния Елены Святой в императорской ман-тии и ко-ро-не с кре-стом, ми-ниа-тюр-ным зда-ни-ем церк-ви или гвоз-дя-ми (Дж.Б. Чи-ма да Ко-нель-я-но, 1495, Национальная га-ле-рея ис-кус-ст-ва, Ва-шинг-тон; Л. Кра-нах Стар-ший, 1525, Ху-дожественный му-зей, Цин-цин-на-ти; ста-туя А. Баль-джи, 1639, со-бор Святого Пет-ра, Рим). В ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельных сю-же-тов изо-бра-жа-ют-ся «Ви-де-ние святой Еле-ны» (П. Ве-ро-не-зе, 1570, Национальная га-ле-рея, Лон-дон) и «Об-ре-те-ние Ис-тин-но-го Кре-ста» (П.П. Ру-бенс, 1602, со-бор в Гра-се; Дж.Б. Тье-по-ло, около 1745 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Иллюстрации:

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по -политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.

Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.

Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел -поражение.

На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывает об этом ее житие:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.1

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в хра-ме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

Что произошло с Животворящим Крестом Господним после его обретения?

После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.

Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император -тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах.
Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью "Под сим знаком победишь”.
В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова.
В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа.
В Константинополь она возвратилась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа.

Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году на руках своего сына и внука Констанция.
За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.