Сообщение о берестове валентине дмитриевиче. Берестов В.Д. Краткая биография. Стихи для детей

1 апреля 1928 года в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

Некоторые учёные считают, что Фамилия Берестов образовалась от слова береста. А береста это – верхний слой коры берёзы, которая состоит из тоненьких пластинок. Из сухой бересты делают сувениры, посуду, корзины. А в древности на ней писали грамоты и письма. Поэтому и считают, что предки, т.е. родственники людей с этой фамилией, занимались изготовлением различных изделий из бересты. Вот такая удивительная фамилия была у маленького Валентина.

Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире. Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки. Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо.

Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями.

Дразнилки - это стишки или песенки, которые придумали для того, чтобы дразнить кого-нибудь.

Например:

Жадина-говядина, солёный огурец.

По полу валяется, никто его не ест!

Но ребята не обижались на него, так как дразнилки Валентина были безобидные и очень смешные.

А вот какие любопытные у него завелись тетради для стихов. Мама работала на фабрике и охраняла упаковки с только что отпечатанными деньгами. Когда деньги грузили на другие машины, то упаковки рвались. Деньги переупаковывали, а бумагу выбрасывали. Мама забирала ненужную бумагу. А на бумаге оставались отпечатки от денег. Потом она бумагу сшивала и получались тетради, на которых Валентин и записывал свои стихи.

А потом, когда мальчик вырос, стал писать для детей и взрослых. А еще работал Валентин Дмитриевич археологом. А археолог – это человек, который делает в земле раскопки.

А теперь представьте, возвращается ученик домой из школы, открывает портфель, а из него выпрыгивает карандаш и начинает говорить:

Я ̶ малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А вот закладка:

Я нарядная закладка

Я нужна вам для порядка.

А оживил эти школьные вещи детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

О чём же ещё писал Берестов? Да обо всём.

Например: Как же все таки хорошо уметь читать!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

Или про кошкиного щенка.

Был у кошки сын приёмный ̶

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

А вот машина, которая заболела от безделья.

Надоело

Жить без дела, –

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

А теперь отправимся в поход. Например, в майский лес. Много цветов в лесу: и фиалки, и ландыши.

Но «мы их обрывать не будем. Пускай цветут на радость людям!» Хорош лес в любое время года!

И еще много интересных стихов и рассказов написал Валентин Берестов для детей. Становятся они верными друзьями детей на долгие годы. Помогают им расти, мечтать и фантазировать. Вот такой был замечательный детский писатель. Умер Валентин Дмитриевич Берестов в 1998 году.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте.

И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».

Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал Валентин Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это, прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича Берестова говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».

Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Валентин Берестов написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего» . К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Берестов15 апреля 1998 года в Москве.

Мультфильмы

По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым. Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей. С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.

Дом для Кузьки

Мультфильм, 00:17:52
По мотивам сказки Татьяны Александровой "Кузька в новой квартире"
Режиссер: Аида Зябликова.
Автор сценария: Валентин Берестов.
Художник-постановщик: Геннадий Смолянов.

Жанр: Детские, Кукольные.
Творческое объединение «Экран», 1984.

Один из избранных советских мультфильмов "Дом для Кузьки" повествует о приключениях домовенка Кузьмы. Сценарий написан по мотивам сказки Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенной издательством «Детская литература» в 1977 году.

Ему надоело жить в лесу и ютиться в избушке бабы Яги, поэтому он переселился в город, выбрав одну из квартир в новом доме. Именно в этой квартире живет девочка Наташа с мамой и папой, она находит нашего героя и всячески помогает ему.

Впрочем, наш Кузьма и сам неплохо обживается на новой жилплощади, сразу же пользуясь всяческими удобствами цивилизации.

Мультфильм выполнен в необычном кукольном стиле, при этом он имеет неповторимую атмосферу и побуждает детей на добрые поступки.

«Дом для Кузьки» — первый мультфильм по очерёдности появления и второй мультфильм по сюжету из цикла о домовёнке Кузе.

В мультфильме исполняются песни на стихи Валентина Берестова.

Песни из мультфильма

«Искалочка»
Если где-то нет кого-то,
Значит кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?..

«Так и эдак»
Если внутрь кладут творог — получается пирог,
Если ж поверху кладут, то ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо, так и эдак вкусно.
Получается пирог.

Приходи сосед к соседу на весёлую беседу.
Где друзья — там и я, а где я — там и друзья.
Так и эдак хорошо, так и эдак вместе.
А где я — там и друзья.

«Финальная песня»

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи -
На свете правды больше станет.

В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.

Вторая серия мультфильма «Приключения домовёнка» по сюжету предваряет первую серию «Дом для Кузьки».

Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кикима из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот по книге жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки».

Помимо трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.

Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».

В стране Бобберов 1. Гомункулус

Мультфильм
Режиссер: Аида Зябликова.
Автор сценария: Сергей Шац.
Художник-постановщик: Анна Потрясаева.
Текст песен: Валентин Берестов.
Жанр: Детские, Кукольные.
Киностудия «Союзмультфильм», 1991.

Мультфильм из серии «В стране Бобберов» о приключениях смешных и трогательных существ — бобберов. В стране Бобберов появляется всепожирающее на своем пути страшное чудовище. Профессору-алхимику Бобберману удается вырастить в колбе гомункулуса Яшу, героя, вступившего в смертельную схватку с чудовищем.

Гори, гори ясно

Мультфильм
Стихи - Валентина Берестова.

Жанр: Детские, Кукольные.
Творческое объединение «Экран», 1983.

Мультфильм для детей о девочке, которая никак не могла уложить своего маленького братца спать вот и придумывала разные песенки, шутки-прибаутки, небылици разные и потешки классные.

Замечательный мультфильм для маленьких зрителей. Помимо визуальных образов, важную роль в картине играют музыка вместе со стихами и разнообразными считалками.

Использованы потешки и считалочки В.Берестова.

Мария, Мирабела

Мультфильм, 01:04:35
Режиссеры-постановщики: Йон Попеску-Гопо, Наталия Бодюл.
Художники-постановщики: Виктор Дудкин, Лев Мильчин, Йон Попеску-Гопо.
Звукорежиссеры: Дан Ионеску, Владимир Кутузов.
Тексты песен (стихов): Валентин Берестов.
Жанр: Детские, Рисованные.
Совинфильм, 1982.

Кроссворд по стихам В. Берестова

Вставив пропущенные слова в стихи В. Берестова, отгадай кроссворд!
И ты узнаешь, где эти предметы находятся, и в каком стихотворении Владимир Дмитриевич Берестов рассказал о них.

1) Карандаш в … мается, Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

2) Почему из-под …
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

3) Я – ластик. Я - …,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!

4) … в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
… в линейку бормочет: – Грамматика!
А в клетку … ворчит: – Математика!

5) Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой…

6) –Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его … зовут.

7) Я – … . Прямота –
Главная моя черта.

8) … мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Правильные ответы на вопросы и ключевое слово: пенал, точилка, резинка, тетради, портфель, учебник, линейка, циркуль. ПОРТФЕЛЬ.

Вот какие замечательные стихи написал для нас детский писатель Владимир Дмитриевич Берестов!

Произведения Валентина Берестова

Сказки:
Аист и соловей
Витя, Фитюлька и Ластик
Змей-хвастунишка
Злое утро
Мастер Птица
Мать-и-мачеха
Как найти дорожку
Речка Скнижка
Солнечный зайчик
Честное гусеничное
Что люди скажут
Хворостина

Оригинальные:
«Веселое лето»
«Дети, в школу собирайтесь!»
«Дикий голубь»
«Как найти дорожку»
«Лестница чувств»
«Матрёшкины потешки»
«Мой день»
«Определение счастья»
«Отплытие»
«Первый листопад»
«Приключений не будет»
«Про машину»
«Пятая нога»
«Ранняя любовь Пушкина»
«Семейная фотография»
«Стихотворения»
«Сундучок с книжками. “Катина библиотека”»
«Считалочки (русские народные считалочки в обработке В.Берестова)»
«Три дороги»
«Читалочка»

Переводы:
Вангели С. «Приключения Гугуцэ», перевод Берестова В.Д.
Виеру Г. «Веселая азбука», перевод Берестова В.Д.
Карем, Морис «стихотворения», перевод Берестова В.Д.

Катя в игрушечном городе

Татьяна Александрова, Валентин Берестов

Замечательная детская сказка с прекрасными стихами и рисунками одного из лучших советских детских художников.
О том, как маленькая игрушечная девочка путешествовала по городу Игрушек.

Смотрите с удовольствием эти замечательные мультфильмы и приходите за стихотворениями Валентина Берестова
в Библиотеку - Центр детского чтения и в другие библиотеки города.

Биография В.Д. Берестова (1928-- 1998)

Родился Валентин Дмитриевич Берестов1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя.

Как говорил сам поэт - «социальный «полукровка»: одна бабка - крестьянка, другая - дворянка». Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сумел привить сыну любовь к чтению. Читать мальчик научился в четыре года.

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант -- любовь.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство, просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. Здесь Валентин Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Яковлевной Мандельштам(женой известного поэта). Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь.

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии.

В студенческие годы Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород. Через несколько лет он расскажет о своих археологических экспедициях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня»(1966).

Первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для дошкольников «Про машину» вышли в свет в 1957 году.

Интерес к детской поэзии пришел к Берестову «случайно», когда он стал отцом. берестов поэтический стихотворение ценность

«Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя… Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я - детский!» - В.Д. Берестов.

Стихи Валентина Берестова знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Менее известен Берестов как сказочник. Одна из известных сказок Валентина Берестова «Катя в Игрушечном городе» написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой, случившейся лет за 10 до их женитьбы. К нему, уже известному писателю и поэту, пришла 30-летняя женщина и принесла рукопись в черной папке со шнуровкой. Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась.

«…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал.»

Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовенка Кузьки.

«Я знал Таню 25 лет. И только через 10 лет осмелился признаться ей и самому себе, что люблю ее. 15 лет мы прожили вместе.» - В.Берестов

Берестов-переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем и Франтишек Грубин. Стихи М. Карема в переводе В.Д. Берестова печатались в журналах и альманахах: “Новый мир” (1986, № 4; 1990, № 1), “Огонек” (1989, № 9; 1990, № 36), "Согласие", (1990, № 1), “Теплый Стан” (М., 1990).

Печатался Берестов как критик и литературовед - статьи об А.С. Пушкине, В.И. Дале, С.Я. Маршаке (“Новый мир”, 1987, № 9), В.С. Высоцком (“Новый мир”, 1988, № 2; "Вопросы литературы", 1995, № 2). Статьи об авторской песне и многое другое.

Берестов В. Д. - Член Союза Писателей СССР (1957). Член редсоветов издательства “Малыш” (с 1989), журнала “Детская литература” (с 1996).

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1977, 1987), Государственная премия РСФСР (1990), диплом 3-го Всероссийского молодежного фестиваля “Артиада” (1997), премия им. Б.Полевого (1986), премия им. А.Синявского “За благородство и творческое поведение в литературе” (1998; посмертно).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) “Избранное” по “Толковому словарю” В.И.Даля (издано в 2001 г.)