Что такое овербукинг? Как овербукинг работает в россии

Сегодня при планировании путешествий или покупки других услуг и товаров, есть возможность провести предварительное бронирование. В этой теме важно знать и понимать овербукинг – что это такое, и как правильно действовать в случае возникновения ситуации, которую он описывает.

Что такое овербукинг?

Термин имеет английское происхождение и его перевод такой – перебронировка или перепродажа. Смысл системы овербукинг заключается в том, что поставщик (продавец) по собственной инициативе берет на себя больше обязательств по поводу предоставления товаров (услуг), чем он может представить в действительности. Чаще его используют авиакомпании и гостиницы. Если интересует, что такое овербукинг в самолете, то это практика продажи большего количества билетов, чем есть в салоне. В русскоязычных СМИ используют еще другой термин – «избыточное бронирование».

Овербукинг в авиакомпаниях

Многие авиакомпании в Америке и Европе применяют принцип сверхбронирования. Впервые его стали использовать в 50-е годы прошлого века в Америке. Выясняя, что это овербукинг в авиации, стоит сказать, что подсчеты маркетологов показали – примерно 10% пассажиров не приходят на рейс, на который они купили билет. В результате часть мест остается пустой. На этом решили заработать авиакомпании и стали продавать больше билетов, чем есть на самом деле. Чтобы понять, овербукинг – что это, следует описать четыре основных вида этого понятия:

  1. Плановый – контроль проходят не все пассажиры, поэтому, чтобы получить дополнительный заработок, компании предлагают новые места.
  2. Ситуативный – происходит, когда приходится проводить замену самолета с меньшим количеством посадочных мест. Возникает это в большинстве случаев по техническим причинам.
  3. В одном классе обслуживания – количество проданных билетов одного класса выше, чем мест в нем, но при этом загруженность самолета сохраняется.
  4. Золотой – есть категория пассажиров, которые часто летают или же являются VIP клиентами, поэтому они имеют привилегии и им авиакомпании никогда не отказывают, даже в ущерб другим людям.

Овербукинг авиабилетов – что делать?

Если пассажиру отказали в посадке на борт, объясняя это переполненностью салона, то он должен получить альтернативные варианты. При покупке билета на регулярный рейс, компании в большинстве случаев возвращают его стоимость. Важно знать, что такое овербукинг, что делать, если произошла такая ситуация и другие нюансы.

  1. Получить компенсацию. Сумма, которую выплатят пассажиру, зависит от времени ожидания альтернативного рейса и от продолжительности полета. Размер компенсации может быть уменьшен на 50%, если авиакомпания предложила билет на другой рейс, который прибывает не позже двух часов от запланированного времени при дальности до 1500 км. В Америке другие правила, так, если пассажир ожидает рейса меньше часа, то компенсация не предусматривается, а если 1-2 ч., то она составляет $200.
  2. Выясняя, если происходит овербукинг, что делать туристу, стоит заметить, что человек может требовать повышения класса обслуживания при замене рейса, а еще талоны на еду и связь. Если рейс задерживается надолго, то авиакомпания должна оплатить и номер в гостинице.

Процент овербукинга – авиарейсы

Многих интересует, сколько же лишних мест продают авиакомпании, так вот процент овербукинга на рейсе зависит от ряда факторов: сезона, статистических данных no-show и так далее. Случай овербукинга чаще встречается на популярных направлениях в разгар туристического сезона. Статистика высокая перед и после праздников, поэтому стоит учитывать это при планировании отдыха.

Компенсация за овербукинг

Для того чтобы иметь возможность получить компенсацию, пассажир должен подать перевозчику письменное заявление или же сформировать онлайн-заявку. В обоих случаях необходимо приложить копию паспорта и посадочного билета. Длительность рассмотрения заявки – больше трех месяцев. Учтите, что в некоторых странах овербукинг разрешен, но об этом должно сообщаться заранее и авиакомпания самостоятельно предлагает компенсацию.

Еще один вариант – воспользоваться онлайн-сервисом, где есть возможность бесплатно проверить, входит ли рейс в перечень компенсации. Здесь можно загрузить требуемые документы и отправить заявку. Продолжая выяснять, овербукинг, что же это такое, стоит отметить, что авиакомпании могут пойти двумя путями: принять претензию и сразу заплатить компенсацию, или же отказаться и тогда можно подать на нее в суд. Еще один важный момент – денежные компенсации отличаются не только в разных странах, но и в авиакомпаниях.

Овербукинг в гостинице – что это?

Практикуют овербукинг и в гостиничном бизнесе, а причина заключается в желании отеля загрузить все номера, чтобы не оставаться в минусе, поскольку часто встречаются ситуации, когда человек бронирует номер, но после не приезжает. Сдавая больше номеров, чем есть в наличии, гостиницы стремятся обезопасить себя. Описывая, что такое овербукинг в отеле, заметим, что если произошла такая ситуация, то клиенту предлагается альтернативный вариант. При этом важно знать, что не всегда замена удовлетворяет клиента, что вызывает спорные ситуации и даже судовые разбирательства.


Овербукинг на «Букинге»

Согласно отзывам на популярном сервисе Booking.com, также бывают проблемы:

  1. Турист бронирует номер, а потом узнает, что мест нет, и бронь не подтверждается. Решение со стороны сервиса заключается в поиске подходящей альтернативы, а гостиницу могут закрыть для продажи.
  2. Бывали случаи, когда человек узнает, о том, что все номера заняты уже подойдя к рецепшену. Совет, касающийся того, что делать, если овербукинг на «Букинге» – нужно обратиться на сервис по бронированию, который должен подобрать в другой гостинице номер не ниже классом, оплатить транспорт до него и разницу в стоимости.
  3. Бывают ситуации, когда отель на сервис по ошибке загрузил неправильную стоимость, то есть номер в гостинице стоит $200, а его продавали за $20. Крупные отели, которые беспокоятся о своей репутации, в большинстве случаев подтверждают бронирование, не требуя оплаты. В любом случае сервис будет решать проблему, находясь на стороне клиента.

Овербукинг авиабилетов в России – закон 2017

В Госдуму в 2017 году планируют ввести Законопроект, который предусматривает продажу большего количества билетов на авиарейс, чем есть в самолете. Овербукинг в России хотели ввести еще с лета 2015 года, но тогда закон был идеальным. К тому же размер компенсации и порядок определения, какой пассажир будет «лишним», пока не был определен. Кроме этого, предполагалось, что авиакомпании смогут в одностороннем порядке менять договор о воздушных перевозках при перебронировании. Закон был негативно воспринят многими депутатами и пассажирами.

Улица Гоголя,

Третий подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

Улица Пестеля,
Первый подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

Площадь Восстания,
Пятый подъезд.
- Нет,- отвечают,-
В гостинице мест.

С. Я. Маршак

Представьте себе невероятное: этим летом вам подарили путевку в Доминиканскую Республику. И вот вы приземляетесь в Санто-Доминго. Комфортабельный лимузин ждет вас у выхода из аэропорта, а через какие-нибудь два часа вы уже на побережье. Просторный холл отеля, красавицы мулатки за стойкой регистрации. Вы достаете паспорт и мысленно откупориваете бутылку красного вина, погружаясь в прохладную воду ванной. Мулатки зачарованно пожирают вас глазами. Присев на бутоны их собранных в лотосы пальцев, ваш паспорт, подобно бабочке, бережно раскрывает крылья. Вдруг смуглые веки мулаток опускаются, в холле повисает предчувствие беды, а чьи-то сочные, пунцовые губы шепотом произносят незнакомое, и потому страшное слово: «овербукинг».

Овербукинг

Если бы вместо обычных людей в службе бронирования отелей работали роботы, никаких овербукингов не было бы и в помине, потому что главными причинами всех овербукингов мира являются две человеческие слабости: глупость и жадность. Конечно, многие процессы в отелях автоматизированы уже сейчас. К примеру, на сегодняшний день в большинстве гостиниц используются программы для управления номерным фондом и процессом резервации, позволяющие создавать и обновлять брони, предоставлять информацию о наличии номеров, вносить заявки в листы ожидания и выполнять еще сотню важнейших операций. Однако даже умные программы не смогут защитить вашу бронь, если за дело возьмутся «две сестры, два создания нежных»: Жадность и Глупость человека разумного, хорошо считающего деньги.

За исключением редких форс-мажорных ситуаций, в нормальной жизни овербукинг происходит при соблюдении двух единовременно возникших условий: периода повышенного спроса и внезапной неразумности отеля. Стремясь заработать на пиковых датах максимально возможное количество денег, отель подтверждает туроператорам рискованно большое количество заявок (например, даже в спешке сбывая горящие туры). Иногда такие действия могут быть оправданы опытом предыдущих заездов. Иногда, но далеко не всегда.

Как показывает статистика, около пяти процентов подтвержденных отелем заявок всегда аннулируются после даты заселения: люди опаздывают на самолет, жена туриста сбегает с любовником, дети начинают температурить, а босс требует срочно явиться в офис. Тем не менее, цифра «около пяти процентов» каждым отелем может трактоваться по-своему.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Первые шаги

Считается, что непутевое дитя овербукинга родилось на свет и научилось ходить более пятидесяти лет тому назад в США. В то время авиакомпании США в борьбе за клиентуру придумали хитрый маркетинговый ход: любой опоздавший на рейс мог получить все уплаченные за билет деньги назад с точностью до последнего цента. Стоит отметить, что этот трюк действительно увеличил количество продаваемых авиакомпаниями билетов. Тем не менее, подсчитав, сколько денег приходится возвращать тем пассажирам, которые услугой не воспользовались, воротилы воздушного транспорта призадумались. И, после недолгих раздумий, придумали продавать билеты, не обеспеченные местами в самолете. В расчете на то, что на каждый рейс обычно опаздывают не менее десяти процентов купивших билеты пассажиров. Так, с легкой руки владельцев воздушных судов, в туризме началась новая эра: эра принудительного отказа от предоставления услуг по причине непомерной Жадности. А потом за дело взялась еще и Глупость.

Со временем привлекательную стратегию овербукинга освоили не только все авиакомпании мира, но и конторы по прокату автомобилей, компании, продающие речные круизы и, разумеется, отели . Причем по неизвестным причинам именно отели научились овербукингу лучше других, взяв за правило продавать в пиковые даты вдвое больше комнат, чем может им позволить собственный номерной фонд. К сожалению, такие ситуации не редки и сейчас. Происходят они большей частью из-за технической отсталости отеля, когда брони регистрируются не в автоматизированной системе управления номерным фондом, а в толстых бумажных журналах, более похожих на древние амбарные книги. Впрочем, бывает и так, что тяжелейший овербукинг случается по вине конкретного человека. Как правило, в отеле это происходит по вине генерального менеджера, старающегося быть хорошим для всех туроператоров . Такой генеральный менеджер подписывает выделение комнат, не задумываясь. И только потом, за день до заезда, он хватается за голову и телефонную трубку, умоляя туроператора аннулировать половину сделанных ранее бронирований. Но не всегда виноватым оказывается только генеральный менеджер. Иногда овербукинг может спровоцировать запуганный бухгалтерией фронт-офис менеджер, для которого одна свободная комната в пиковые даты страшнее холеры и сотни разъяренных туристов в лобби, потому что в критической ситуации и фронт-офис менеджер, и управляющий отелем могут спокойно отсиживаться в своем кабинете. Еще бы! Ведь из прохладной тиши офиса так удобно наблюдать, как мечутся за стойкой регистрации вспотевшие рядовые сотрудники.

Туры окаянные

К нашему с вами всеобщему несчастью, в России и странах СНГ от ситуации овербукинга пока не застрахован ни один турист. Все дело в том, что европейские туроператоры заставляют отели подписывать свои, составленные собственными ушлыми сотрудниками юридического отдела контракты. В этих контрактах черным по белому прописаны размеры штрафных санкций за любые намеки на ситуацию овербукинга. Российские же туроператоры в большинстве своем подписывают те договоры, которые предлагают им сами отели. При подписании таких контрактов туроператоры уделяют повышенное внимание стоимости комнат, санкциям за аннуляцию броней и количеству выделенных им номеров. Условия же переселения туристов или вопросы денежной компенсации в случае возникновения ситуации овербукинга в таких контрактах обычно не упоминаются всуе. Поэтому при любых овербукинговых раскладах европейские туристы будут той самой священной коровой, резать которую побоится любой, даже самый отпетый отель. Впрочем, справедливости ради я отмечу, что туристы российских туроператоров тоже не будут первыми в очереди на переселение.

Первыми переселять начнут тех, с кем отелю не страшно испортить отношения: прямые брони от туристов, едущих в отель первый раз. Если избавление от таких туристов не принесет желаемого облегчения, следующими в очереди на вылет станут так называемые недобросовестные бронирования: неоплаченные резервации и брони без конкретных имен туристов, сделанные для того, чтобы блокировать комнаты в надежде на будущие продажи. Если и это не поможет, тогда отель начинает в одностороннем порядке аннулировать оплаченные брони тех туроператоров, которых он сам считает второстепенными. Такими туроператорами отели обычно называют компании, не обеспечивающие основную загрузку: фирмы, присылающие менее сотни бронирований за сезон. Однако часто бывает так, что все вышеперечисленные меры не помогают. И тогда начинается страшное.

Я хорошо помню жуткие ситуации, когда отели на юге острова Пхукет , расположенные на популярных пляжах Ката-Яй и Ката-Ной, умудрялись подтвердить вдвое больше номеров, чем было у них в наличии. Разумеется, при таком радикальном овербукинге обычными полумерами спасти положение было невозможно. Поэтому отельные фронт-офис менеджеры хладнокровно делили на два количество ранее подтвержденных и уже оплаченных комнат, цинично заявляя российским туроператорам: «У вас есть оплаченная квота из сорока номеров, двадцать из них мы забираем. Подумайте, кого из туристов вы сможете своими силами поселить в другие отели и пришлите окончательный список подлежащих к заселению туристов с учетом аннуляции части вашей квоты». Да, бывает и такое. А теперь представьте себе кошмар туроператоров, у которых внезапно больше сотни туристов в один момент оказались выброшенными на улицу. Представьте и ужаснитесь.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Модель для разборки

Самое неприятное в овербукинге то, что в некоторых отелях он зачастую принимает характер хронической болезни с рецидивами каждый сезон. Разумеется, лучшим решением для вас было бы просто не ездить в такие отели, но весь парадокс овербукинга кроется в том, что происходит он в отелях, которые более или менее популярны у туристов. Поэтому, если стопроцентно обезопасить себя от этого бедствия у вас вряд ли получится, можно хотя бы попробовать к нему подготовиться. Сделать это довольно просто: необходимо лишь дочитать до конца эту статью и запомнить перечисленные ниже три основные правила поведения в ситуации овербукинга. И потом следовать этим правилам. Или не следовать.

Правило 1: Давите на жалость

Пусть кажется, что фронт-офис менеджер только вчера слез с пальмы или спилил себе рога и копыта ржавым напильником. Не обращайте на это никакого внимания. Для вас этот человек - первый возможный союзник. Что бы там ни говорили сотрудники гостиницы насчет отсутствия свободных номеров, знайте: номера есть. Просто они записаны на чужие фамилии. И все, что требуется от фронт-офис менеджера - это внести в систему ваши фамилии и удалить из системы чужие, ненужные. Только и всего. Просто так фронт-офис менеджер делать это не станет. Не станет он делать этого и за деньги. Тем не менее, это чудовище, изрыгающее пламя за стойкой регистрации, может поселить вас из обычного чувства сострадания.

Поэтому если вы случайно взяли с собой в дорогу орущих маленьких детей или стареньких бабушек, страдающих гипертонией и диабетом, не стесняйтесь предъявить ваши сокровища у стойки регистрации и в красках описать ужасающие последствия отказа расселить вашу милую семейку. Для верности можете также пожаловаться на близкое к обмороку состояние и попросить вызвать скорую помощь за счет отеля. Уверяю вас, результат не заставит себя ждать: имеющий сердце фронт-офис менеджер да распахнет свои гостеприимные объятия и да примет вас с почтением «в светлые чертоги своя»!

Правило 2: Ищите соратников по несчастью

Впрочем, может так случиться, что в отеле, где вас отказываются поселить, прием «давите на жалость» был уже многократно использован другими, более ранними путешественниками. Что ж, для вас есть иные способы. Если «Правило 1» по каким-то причинам не сработало, немедленно начинайте вербовку соратников по несчастью. Да будет вам известно, что групповые претензии действуют на повинный отель и неповинного туроператора так же, как несанкционированные акции протеста на власти города Москвы. То есть очень раздражающе. И первая мысль, которая одновременно придет в голову и отелю, и туроператору, будет светлая идея на тему «как же нам побыстрее успокоить эту банду распоясавшихся туристов с большой дороги». Ну а вам такие идеи только на руку!

Чтобы серьезность ваших намерений стала понятна с самого начала, вы можете попытаться захватить в отеле стратегически важные объекты: кухню и тот самый фронт-офис. Можно также попробовать блокировать стойку регистрации гостей, ибо кухня, фронт-офис и стойка регистрации есть сердце, печень и легкие любого отеля, без нормальной работы которых любой отель ждет неминуемый коллапс.

Конечно, я должен вас предупредить, что варианты с самовольным захватом стойки регистрации могут окончиться заключением под стражу в совершенно незнакомой вам стране. Могут, но вряд ли закончатся. Скажу вам по секрету: отели до потери сознания боятся скандалов, и потому вызовут полицию только в том случае, если вы начнете громить кухонное оборудование и грабить вновь приезжающих туристов. Во всех остальных случаях менеджмент попытается удовлетворить ваши претензии самым мирным путем.

Правило 3: Собирайте доказательства

Тем не менее, может произойти и такой вопиющий факт, при котором вы окажетесь после долгого перелета у стойки регистрации в одиночестве, без группы поддержки и смешных плачущих деток. В этом случае, получив отказ в заселении по причине овербукинга, вам придется призывать в помощники отправившую вас турфирму и принявшего вас туроператора. Вы удивитесь, узнав, насколько полезными могут быть представители туроператора, не меньше вас заинтересованные в том, чтобы у вас все было в порядке.

Ну а если вдруг и турфирма, и туроператор откажутся вам помогать, начинайте действовать самостоятельно. Скрупулезно собирайте все бумаги, подтверждающие ваше проживание в другом отеле. Фотографируйте обнаруженные недостатки номеров и территории. Подтверждайте фотографии показаниями свидетелей, если таковые найдутся. Готовьтесь к долгому судебному процессу, в результате которого вам, возможно, компенсируют ваши моральные страдания суммой в пять тысяч рублей. Ну и примите мои соболезнования: видимо, раз от вас все отказались, в этот раз вам просто невероятно крупно не повезло. Или же, как вариант, вы очень, очень, очень противный турист, для которого любая поездка станет «окаянным туром». Хотя я искренне верю, что таких туристов на нашей планете уже почти не осталось.

Если дословно переводить овербукинг с английского overbooking, то это перебронирование — случаи, когда авиакомпания продает больше авиабилетов, чем мест в самолете. Авиакомпании пользуются тем, что на рейс приходит меньше людей, чем продано билетов, и продают авиабилеты с запасом, чтобы самолет улетел полностью заполненным.

Стоит отметить, что бывает технический овербукинг, когда авиакомпания вынуждена заменить самолет на менее вместительный и часть пассажиров вынуждена ждать следующий самолет.

Это законно?

За рубежом большинство крупных авиакомпаний продают билетов больше, чем количество мест в самолете. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признает овербукинг и регламентирует действия пассажиров и авиакомпаний. Пассажирам, которым не хватило мест в самолете, авиакомпании выплачивают компенсации и сажают на ближайший рейс. Часто сотрудники авиакомпаний спрашивают пассажиров, кто готов полететь следующим рейсом за вознаграждение: денежная компенсация, бесплатные авиабилеты или бонусы милями.

Овербукинг в России В России овербукинг не регулируется. С 2015 года идет обсуждение прав пассажиров и обязанностей авиакомпаний. До сих пор никаких официальных поправок в ФАПы (федеральные авиационные правила) не вносились.

Как узнать, что у вас овербукинг

Как правило, при овербукинге система онлайн регистрации не дает выбрать места и не предоставляет посадочный талон. Таким образом пассажир не может онлайн зарегистрироваться на свой рейс ни через сайт авиакомпании, ни с помощью мобильного приложения. Рекомендуем в таком случае сразу звонить в авиакомпанию и выяснять причину, а не ждать дня вылета. Однако точно узнать об овербукинге можно только в аэропорту на стойке регистрации авиакомпании.

Что делать при овербукинге

Главное не паниковать и не скандалить. Если вас не могут посадить на рейсы на территории Европы или США, вам выплатят компенсацию от 125 до 600 евро и отправят в полет ближайшим самолетом, где есть свободные места. Просите дополнительных бонусов: некоторые авиакомпании предлагают бесплатное повышение класса обслуживания, например, пересаживают в бизнес-класс.

В России овербукинг не запрещен законом, но о нем не любят говорить авиакомпании. Обычно сотрудники на стойках регистрации сообщают, что вы не можете улететь по «техническим причинам». Только в редких случаях сотрудники авиакомпаний признают, что случился овербукинг. В любом случае, авиакомпания признает, что задержка вылета случилась по ее вине.

В случае овербукинга на территории России вас должны посадить на ближайший рейс. Также вы можете возместить полную стоимость билета и отказаться от рейса. Авиакомпании обязаны предоставлять горячее питание, если рейс задержан на 4 часа, и гостиницу, если задержка на 6 часов ночью или 8 часов днем. Т.е. овербукинг по российским законам можно понимать как задержку рейса по вине авиакомпании.

Однако, в настоящее время в России не установлена ответственность авиакомпаний по возвращению платы за перелет в случае отказа пассажиру в посадке на рейс из-за отсутствия посадочных мест в самолете. Именно поэтому, в сентябре 2017 года в Госдуму внесен законопроект, обязывающий авиакомпании вернуть десятикратную стоимость авиабилета в случае, если пассажир не сможет улететь из-за овербукинга.

В России обсуждается возможность принятия закона об овербукинге. Если точнее, вероятно, в ближайшем будущем овербукинг будет разделен на добровольный и вынужденный. В настоящее время такая перспектива представляет собой только предложением Минтранса. Однако, если законопроект найдет поддержку, то он будет отражен в Федеральных авиационных правилах.

Что же такое овербукинг?

Для тех, кто хотя бы немного знаком с английским, понятно, что буквально, это сверх-бронирование. То есть, этот термин обозначает ситуацию, когда на одно место продано два или более авиабилетов. Но пугаться не нужно, давайте разберемся во всем более тщательно.

Авиакомпании располагают точной статистикой отказов от перелета по каждому рейсу и направлению. На основании этих данных можно сделать выводы, когда пассажир рискует оказаться на борту лишним, а когда овербукинг вполне допустим. Если сотрудники авиакомпании достаточно профессиональны и опытны, чтобы грамотно управлять рисками, то вынужденные отказы будут сведены к минимуму - один на 10 000 рейсов. Но указанная статистика не включает в себя добровольные отказы, то есть, согласие пассажира подождать следующий авиарейс. А в качестве компенсации за ожидание получить приятный бонус, например, повышение класса обслуживания. Такая практика нашла широкое применение за рубежом, на тех маршрутах, где самолеты отправляются каждые два-три часа.

Минтранс предлагает узаконить овербукинг в России, поскольку до сих пор он не регулируется, но, фактически, существует. То есть, сейчас пассажиры, оказавшиеся «лишними» законодательно никак не защищены. Но при этом, они, разумеется, вправе требовать компенсацию, в том числе, в судебном порядке.

Что касается условий добровольного отказа, Минтранс считает, что размер компенсации должен быть не меньше стоимости самого авиабилета. При этом, авиакомпания не избавляется от других обязательств перед пассажиром, актуальных при отмене или задержке рейса. То есть, компания также будет обязана предоставить питание, трансфер, жилье и т.д.

Кроме того, некоторые категории пассажиров вошли в список, к которым не применим овербукинг. Это беременные женщины, инвалиды и пассажиры с детьми. А также пассажиры, совершающие перелет стыковочным рейсам. Ни тех, ни других авиакомпания не будет иметь права ссадить с рейса с предложением подождать следующего.

На самом деле, права пассажиров прописаны Минтрансом довольно слабо. Есть много моментов, которые придется дорабатывать или менять. Но, пожалуй, законодательно закрепленные нормы все же хоть как-то урегулируют ситуацию. Поскольку, и сейчас российские авиакомпании вполне успешно продают лишние авиабилеты, мотивируя в случае чего сложившуюся ситуацию техническим сбоем. За рубежом, например, многие авиакомпании перед рейсом честно объявляют, что билетов продано больше, чем мест и спрашивают, кто согласен подождать следующего вылета.

Так что, в каких-то случаях, если вы не особенно торопитесь, овербукинг может стать приятным дополнением путешествия, если будет закреплен законодательно. Авиакомпания компенсирует задержку, предоставит отель и питание. Вам останется только погулять по городу, осмотреть достопримечательности, если повезет и будет достаточно времени для следующего рейса. Чтобы, напротив, исключить риск попадания в овербукинг, старайтесь всегда регистрироваться онлайн. Либо, если нет такой возможности, приезжать на регистрацию в числе первых пассажиров.

UPD от 14.01.2016 . Закон об овербукинге будет принят не ранее 2017 года. К такому выводу пришли в результате очередного обсуждения законопроекта в Министерстве Транспорта.

Авиабилеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Адлер

Барселона

Бангкок

Дубай

Пхукет

Стамбул

Париж

На этой неделе в Госдуму будет внесен законопроект, согласно которому пассажир, не улетевший своим рейсом вследствие овербукинга, получит от авиакомпании стоимость своего билета в десятикратном размере. Что с ним не так?

Таким образом депутаты намерены защитить права пассажиров, поскольку сейчас вообще , и пострадавший имеет право лишь на то же обслуживание, что и при задержке рейсов - напитки, питание, размещение в гостинице и т.п. Но одно дело, когда по какой-то вынужденной причине не летит никто, и совсем другое дело, когда не летишь только ты: каждый раз такая ситуация оборачивается скандалом, потому что никто не согласен с тем, что именно он оказывается кандидатом на вылет.

В United с овербукингом просто: оказался “лишним” – пшёл, уважаемым людям лететь надо.

За рубежом проблема решается проще: пассажирам еще в процессе регистрации (или на посадке, смотря когда выявляется наличие овербукинга) предлагают добровольно отказаться от полета в обмен на денежную компенсацию: или в конкретной валюте, или в виде ваучера на последующие перелеты. Во втором случае размер компенсации обычно выше, .

Кроме того, в Европе вообще за отказ в посадке, а вот в России можно разве что отсудить по 25 рублей : даже на постановления европейских судов при многие наши авиакомпании попросту плюют (об этом мы на днях расскажем в отдельном материале).

Впрочем, компенсации в десятикратном размере только навредят отрасли. Сейчас средняя стоимость билета составляет 12 тысяч рублей на внутренних направлениях и 18 - на международных. Делим грубо пополам, чтобы получить цену сегмента, и получаем компенсацию в размере 60-90 тысяч рублей на одного пассажира. Для сравнения, в Европе это «всего» 400 евро, то есть, в три раза меньше. В США размер может достигать $1350, однако на практике добровольцы соглашаются уже на $200-300.

Где авиакомпании возьмут деньги на эти компенсации? Естественно, все будет заложено в стоимость билетов, либо же придется не практиковать коммерческий овербукинг и до кучи держать резерв кресел на каждом рейсе на случай технического. Впрочем, на цивилизованных рынках, по статистике (достоверная есть только для США), от овербукинга страдает всего 0,1% пассажиров, хотя перевозчики продают в среднем на 7-10% больше билетов, чем имеют кресельной емкости. Вероятность того, что все пассажиры, имеющие билеты на конкретный рейс, вовремя придут и зарегистрируются, оценивается как 1:10000.

«Овербукинг никак не отражен в Воздушном Кодексе и других законодательных актах в России. Поэтому доказывать факты намеренной перепродажи билетов, равно как и отстаивать невиновность перевозчиков, будет достаточно сложно.

Вообще история попахивает популизмом: попыткой набрать баллы на фоне событий со штрафом «Победе».

Если в законопроекте не будет ничего, кроме крупного штрафа для авиакомпаний, инициатива едва ли найдет поддержку в Минтрансе, да и в профильном комитете Госдумы, скорее всего, тоже. Впрочем, было бы хорошо, если на этом информационном фоне авиационные власти и законодатели вернулись бы к обсуждению », - говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».