Консультация для воспитателей "формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников" методическая разработка по развитию речи на тему. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игровое

Демкина Ольга
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

«Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры »

(Вступление)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей (слайд 2, это обусловлено рядом негативных факторов. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов ребенка. Поэтому развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Cлайд 3)

Проанализировав исходную ситуацию, проведя психолого-педагогический мониторинг речевого развития детей , я увидела, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи , выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Возникла идея о целесообразности использования в своей работе таких средств, которые бы способствовали развитию речевой активности детей , для меня этими средствами стали театрализованные игры .

(Cлайд 4) (Понятие театрализованной игры )

(Слайд 5)

Театрализованные игры позволяют решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка , совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(Слайд 6)

Работу по созданию системы мероприятий развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр я выстраивала в несколько этапов.

(Слайд 7)

На первом этапе : изучила работы известных педагогов-новаторов которые занимались исследованием развития речи детей дошкольного возраста , работы А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Мной был проведен анализ речевой развивающей среды группы по оснащению дидактическим и игровым материалом с учетом основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Слайд 8-10)

Совместно с родителями моих воспитанников создавалась развивающая среда : подбор детской литературы, иллюстраций, игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, разных видов театра .

(Слайд 11)

На основе проделанной предварительной работы мною была намечена Цель моей деятельности : а именно создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию речевой активности детей дошкольного возраста .

Для реализации поставленной цели я выделила ряд задач : приоритетной из которых для меня стала активизация словаря детей через театрально -игроаую деятельность.

(Слайд 12)

Используя театрализованные игры в совместной деятельности, я увидела, что они способствуют развитию многих сторон личности дошкольника :

Мимика, пантомимика, восприятие, воображение, мышление, внимание, память, умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

(Слайд 13)

Но особое значение их велико для активизации разных сторон речевой деятельности детей :

(Слайд 14)

Театрализованные игры помогают мне решать следующие задачи :

1. Воспитательно-образовательные :

Обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру ;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления) ;

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

Формирование норм поведения;

Воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Частные :

Усвоение элементов речевого общения

Усвоение богатства родного языка; (жестов, мимики, интонации) ;

-активизация и пополнение словаря;

Совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук .

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Каждая из указанных задач имеет свои сильные стороны.

(Слайд 15)

Классифицируются театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на :

игры -драматизации и режиссерские игры .

(Слайд 16)

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В своей деятельности я использую различные виды драматизации

игры -имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры -импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

режиссерские игры определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду :

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

(Слайд 17)

При организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речевой активности учитываю основные принципы организации театрализованной игры .

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой.

4. Все принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно -игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

В совместной деятельности использую следующие методы и приёмы обучения

Игровые :

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные :

Повторение речевого материала

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Наглядные :

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

(Слайд 18)

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать ).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку» ) .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй» , Е. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , Три медведя»)

(Слайд 19)

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм , придерживалась определённых требований :

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности .

(Слайд 20)

При использовании театрализованных игр я выделила несколько обязательных правил :

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно , до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо каждую роль обсудить, «проговорить»

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение

Правило мудрого руководителя. Развитие театрализованных игр зависит от уровня образовательной работы в группе.

(Слайд 21)

По итогам анализа родительских мнений мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлен информационный стенд и папки-передвижки о системе педагогических мероприятий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную игру . Родители проявили заинтересованность и с удовольствием участвуют в краткосрочных и долгосрочных проектах.

(Слайд 22)

В итоге проведенной работы я увидела значимость театрализованных игр для развития речевой активности дошкольников , а именно;

дети стали более раскрепощенными, открытыми,

возрос уровень развития их общей и мелкой моторики, уровень сценического мастерства и речевой деятельности , игровых навыков и творческой самостоятельности.

В результате проведенной работы я могу отметить что 10% детей научились действовать самостоятельно в проигрываемых нами играх , придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

К среднему уровню отнесены дети, которые эпизодически могут выбирать тему, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню отнесли 40%. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности :

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

  • «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность:

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская:

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность:

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность:

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

Культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы:

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед

На чтение 7 мин. Просмотров 5.4k.

Особенности речевого развития и общения

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

А так как непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение.

В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью.

Значение речевого общения дошкольников

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.

До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.

Особенности речевого развития или что можно сказать о компонентах речевой активности?

М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся:

  • скорость проявления речевых реакций во время диалога,
  • подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов,
  • быстрота выбора слов,
  • особенности высказываний.

А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа.

Формирование навыков словообразования

В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и . У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.

5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.

Особенности речевого развития — построение структуры предложений

Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.

Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.

На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.

В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.

Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.

Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.

Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.

Диалогическая речь дошкольников

Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается.

Методы развития словаря дошкольника

Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра , которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.

Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.

Если придерживаться подобного плана работы, можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.

До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.

 Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Сафонова О.В. ПГПУ им. В.Г.Белинского, г. Пенза Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Активное пользование ею имеет важное значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Внимание специалистов обращается преимущественно на отдельные направления речевой и психической деятельности детей с недоразвитием речи. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря о выраженных отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Однако, среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Проблема изучения речевой активности детей с ОНР представляется очень важной, поскольку "чтобы научиться говорить, надо говорить" . Для того чтобы ребенок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность. Она, по выражению Б. Ф. Ломова, является специфической формой активности, свойственной человеку и обществу. "Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преобразующая действительность" . Использование принципа системного подхода связано с тем фактом, что причиной поведенческих актов человека выступает не отдельное событие, а система событий или ситуация. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т.д. Оценивая важность системного подхода к изучению активности, К. А. Абульханова-Славская утверждает: "Если же придерживаться системного принципа анализа, то можно приблизиться к пониманию разных способов активности, разных "способов существования" в их сложной соподчиненности". Целью данной части исследования явилось изучение состояния речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня речевой и личностной активности и взаимосвязи с уровнями личностного развития детей. При проведении констатирующего исследования мы руководствовались тем, что изучение активности речевой деятельности и ее взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями детей необходимо для понимания специфических особенностей формирования психики детей, дальнейшего углубления представлений о сущности общего недоразвития речи и для определения путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Объектом исследования была речь и деятельность детей старшего дошкольного возраста. Испытуемыми являлись 95 воспитанников старших и подготовительных групп. На первом этапе изучались речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении. При исследовании речи в разных видах деятельности мы опирались на понимание структуры речевой активности, предложенной М. Р. Львовым . В качестве компонентов речевой активности мы выделяем: * количество речевых реакций в разнообразных ситуациях; * выбор игр, занятий, связанных с речью; * быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи; * быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций; * реакцию на поступок или высказывание других. Первый раздел исследования мы проводили методом планомерного и целенаправленного фиксирования фактов в естественных условиях повседневной жизни. При наблюдении соблюдались определенные условия: предварительное знакомство с группой детей, адаптация в их среде. Для того чтобы расположить детей к себе, мы на протяжении недели проводили различные игры-знакомства. Это были игры со сказочными героями, подвижные игры, двигательные игры. Известно, что дети, осуществляя какую-либо деятельность, обычно по собственной инициативе говорят по поводу того, что они делают, отмечают возникшие трудности, огорчаются неудачам и т.д. Наши наблюдения и анализ полученных данных свидетельствуют, что дети в ходе любого вида деятельности не так часто как нормально развивающиеся дети по своей инициативе прибегают к речи. Для получения объективных данных наблюдение проводилось последовательно и систематично. За каждым ребенком наблюдали не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Наблюдение осуществлялось одновременно за 2-мя испытуемыми в течение 15 минут в знакомой обстановке - в комнате группы. Во время наблюдения экспериментатор не вмешивался в деятельность детей, за исключением тех случаев, когда они сами обращались к нему с вопросами. Фиксировались действия испытуемых, общий объем речевой продукции (количество слов) за данный промежуток времени и объем единичного высказывания (фразы, слова) детей. Отмечалось построение высказываний. Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя активности речевого общения. По данным наблюдений, выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью. В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую - от 20 до 50 слов; в 3-ю - от 50 и более слов. Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время деятельности. 58 человек (61 %) детей попали в самую слабую 1 группу, что свидетельствует о том, что они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор). Во время деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия трудом, не требующие речевых действий - чистка снега, постройка горки, лепка, рисование, помощь в накрывании столов. На занятиях воспитателя и логопеда стараются молчать, отвечают односложно, только на вопросы взрослых. В общении не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников. Приводим выписку из протокола наблюдения. Данил А. (5, 9 лет)- общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с машинкой один. "Джип. Поеду к папе. Он купит сладкое. Длынь-длынь. Бип-бип. Поволот. Еще. Плиехали." Лепит из пластилина. "Жилаф. Пластилин количневый, желтый. Длинную шею, хвост. Вот. Он из Афлики. Где моя доска? Холошо." На занятии по формированию математических представлений отвечает только на вопросы воспитателя: "Шесть. Белки семь. Меньше. Восемь. Фигулы геометлические. Клуг, квадлат, плямоугольник, тлеугольник". Беседует со взрослым, отвечая только на его вопросы: "Данил. Сколо шесть. В Пензе. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Да. Есть собака. Джесси. Да". Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 10 человек (10,6 %). Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В трудовой деятельности проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко привыкают к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников. Пример: Ася Ж. (6, 2 года) - общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с Леной С. в "дочки-матери". "Давайте все играть в "дочки-матери". Я буду мамой, а ты - дочка. Нет, давай лучше мы будем мамами, и у нас будут дочки. Я вот эту куклу возьму. Ну, я же первая тебе сказала. Как ты ее назовешь? А у меня будет Марина. Мы пойдем с ней в большой магазин. Что тебе дочка купить? Лена, ты, что купишь своей? А моя просит шоколадку. Давай позовем Свету. Света, пойдем играть. Ты будешь продавцом, потому что мы идем в магазин". Наблюдения показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 Проявление речевой активности детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении Уровень речевой активностиКоличество детейИгровая деятельностьТрудовая деятельностьУчебная деятельностьОбщениечеловек %человек%человек%человек%1 группа - низкий уровень5557,964 67,45861 5456,9 2 группа - средний уровень2930,5 2324,2 2627,4 3132,6 3 группа - высокий уровень1111,6 88,41111,6 1010,5 Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей в трудовой деятельности объясняется нами тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации. Бедный словарный запас, недостаточный уровень владения связной речью и другие проявления речевого недоразвития отразились на увеличении количества детей 1 группы в учебной деятельности. На примерах видно, как различается речевая активность детей, имеющих одинаковый речевой диагноз. По-видимому, это связано с индивидуально-типологическими особенностями детей, в частности с социальной активностью личности, что выдвигает необходимость в следующих исследованиях. Совершенно очевидна необходимость знания тех отклонений в развитии личности ребенка с нарушениями речи, на которые следует направить коррекционное воздействие для активизации речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Библиографический список: 1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1985. - № 5. 2. Левина, Р. Е. Свойства личности и овладение речью в норме и патологии / Р. Е. Левина // Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977. 3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М., 1984. 4. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М., 2000. 5. Шаховская, С. Н. Развитие общения детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-метод. матер. - М., 1997.