Последовательность выполнения действий при разметке заготовки детали. Конспект урока: «Разметка заготовок из древесины. II. Изложение программного материала

1) очистить заготовку от пыли и грязи

2) изучить чертеж размечаемой детали

3) мысленно нанести разметку

4) установить заготовку в тиски

5) расположить заготовку посередине плиты

6) произвести разметку

7) удалить пыль и окалину щеткой

Техника безопасности труда

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

установку заготовок (деталей) на плиту, снятие с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали), приспособления нужно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

на острозаточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки;

используемый для окрашивания медный купорос наносят только кисточкой, соблюдая меры предосторожности (он ядови

тудалять пыль и окалину с разметочной плиты следует только щеткой;

промасленную ветошь и бумагу необходимо складывать только в специальные металлические ящики.

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная практическая работа студента заключается в освоении правил подготовки и приемов плоскостной разметки, а также в выполнении комплексной работы с применением разметки. Студент должен:

получить от мастера задание и заготовку для разметки; произвести подготовительные работы к разметке; изучить приемы плоскостной разметки; произвести накернивание разметочных линий; после разметки и кернения предъявить деталь для контроля мастеру;

выполнить комплексную работу по изготовлению деталей типа молотка, нотовочной ручки, гаечного ключа и т. д.;

предъявить готовую деталь для оценки мастеру; убрать свое рабочее место и сдать его мастеру.

    Эскиз обрабатываемой детали.

    Описание последовательности разметки деталей и при­меняемого при разметке инструмента.

Вопросы программированного контроля

    Инструменты для плоскостной разметки.

    Подготовительные операции к разметке.

    Приемы плоскостной разметки.

    Правила техники безопасности при разметке.

Лабораторная работа №4. Сверление

Цель работы: - освоение и получение практических знаний, ознакомление с инструментами.

Сверло ́ ― режущий инструмент с вращательным движением резания и осевым движением подачи, предназначенный для выполнения отверстия в сплошном слое материала. Свёрла могут также применяться для рассверливания, то есть увеличения уже имеющихся, предварительно просверленных отверстий, и засверливания, то есть получения не сквозных углублений.

В работе слесаря по изготовлению, ремонту или сборке деталей механизмов и машин часто возникает необходимость получения в этих деталях самых различных отверстий. Для этого производят операции сверления, зенкования, зенкерования и развертывания отверстий.

Сущность данных операций заключается в том, что процесс резания (снятия слоя материала) осуществляется вращательным и поступательным движениями режущего инструмента (сверла, зенкера и т. д.) относительно своей оси. Эти движения создаются с помощью ручных (коловорот, дрель) или механизированных (электрическая дрель) приспособлений, а также станков (сверлильных, токарных и т.д.).

Сверление-это один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента- сверла.

Как и любой другой режущий инструмент, сверло работает по принципу клина. По конструкции и назначению сверла делятся на перовые, спиральные, центровочные и др. В современном производстве применяются преимущественно спиральные сверла и реже специальные виды сверл.

Спиральное сверло () состоит из рабочей части, хвостовика и шейки. Рабочая часть сверла, в свою очередь, состоит из цилиндрической (направляющей) и режущей частей.

На направляющей части расположены две винтовые канавки, по которым отводится стружка в процессе резания.

Направление винтовых канавок обычно правое. Левые сверла применяются очень редко. Вдоль канавок на цилиндрической части, сверла имеются узкие полосочки, называемые ленточками. Они служат для уменьшения трения сверла о стенки отверстия (сверла диаметром 0,25-0,5 мм выполняются без ленточек).

Режущая часть сверла образуется двумя режущими кромками, расположенными под определенным углом друг к другу. Этот угол называют углом при вершине. Его величина зависит от свойств обрабатываемого материала. Для стали и чугуна средней твердости он составляет 116-118°.

Хвостовик предназначен для закрепления сверла в сверлильном патроне или шпинделе станка и может быть цилиндрической или конической формы. Конический хвостовик имеет на" конце лапку, которая служит упором при выталкивании сверла из

Шейка сверла, соединяющая рабочую часть с хвостовиком, служит для выхода абразивного круга в процессе шлифования сверла при его изготовлении. На шейке обычно обозначают марку сверла.

Изготовляются сверла преимущественно из быстрорежуще стали марок Р9, Р18, Р6М5 и др. Все шире применяются ме таллокерамические твердые сплавы марок ВК6, ВК8 и Т15К6 Пластинками из твердых сплавов обычно оснащают только рабочую (режущую) часть сверла.

В процессе работы режущая кромка сверла притупляется поэтому сверла периодически затачивают.

Сверлами производят не только сверление глухих (засверливание) и сквозных отверстий, т.е. получение этих отверстий в сплошном материале, но и рассверливание - увеличение размера (диаметра) уже полученных отверстий.

Спиральное сверло представляет собой цилиндрический стержень, рабочая часть которого снабжена двумя винтовыми спиральными канавками, предназначенными для отвода стружки и образования режущих элементов.

Рабочая часть

      Режущая часть имеет две главные режущие кромки, образованные пересечением передних винтовых поверхностей канавок, по которым сходит стружка.

      Направляющая часть имеет две вспомогательные режущие кромки, образованные пересечением передних поверхностей с поверхностьюленточки (узкая полоска на цилиндрической поверхности сверла, расположенная вдоль винтовой канавки и обеспечивающая направление сверла при резании, а также уменьшение трения боковой поверхности о стенки отверстия).

Хвостовик - для закрепления сверла в станке или в ручном инструменте.

Поводок - для передачи крутящего момента сверлу или лапка для выбивания сверла из конусного гнезда.

Шейка-обеспечивающая выход круга при шлифовании рабочей части сверла.

Сверла для сверления глубоких отверстий

Сверла для кольцевых отверстий

Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2.Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока .

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы

Подготовка к разметке . Прежде чем приступить к разметке, внимательно проверяют заготовку: нет ли на ней раковин, трещин, отбитых углов и других дефектов. Затем заготовку очищают от грязи и пыли. Далее подробно изучают чертеж будущей детали и намечают порядок разметки: определяют, в каких положениях деталь будет устанавливаться на плите и в какой последовательности будут наноситься разметочные линии.

Для того чтобы избрать правильный путь разметки, необходимо отчетливо представлять назначение размечаемой детали, ее роль в машине. Поэтому следует, кроме чертежа размечаемой детали, также изучить сборочный чертеж и ознакомиться с технологией изготовления детали.

Выбор базы при разметке . Правильный выбор баз при разметке предопределяет качество разметки. Выбор разметочных баз зависит от конструктивных особенностей и технологии изготовления детали.

Базу выбирают, руководствуясь следующими правилами:

  • если на заготовке имеется хотя бы одна обработанная поверхность, ее и принимают за базу;
  • если обрабатываются не все поверхности, то за базу принимают необработанную поверхность;
  • если наружные и внутренние поверхности не обработаны, то за базу принимают наружную поверхность;
  • при разметке все размеры наносят от одной поверхности или от одной линии, принятой за базу.

После того как наметят базу, определяют порядок разметки, расположение и установку размечаемой детали на плите и выбирают необходимые разметочные инструменты и приспособления.

Установка заготовки на разметочной плите . Перед установкой заготовки на разметочной плите те места заготовки, где будут наноситься разметочные риски, окрашивают мелом, краской, лаком или медным купоросом. При установке только первое положение заготовки на плите является независимым, а все остальные положения зависят от первого. Поэтому первое положение заготовки необходимо выбирать так, чтобы было удобно начать разметку от поверхности или центровой линии, принятой за базу. Заготовку устанавливают на плите не в произвольном положении, а таким образом, чтобы одна из главных ее осей была параллельна плоскости разметочной плиты.

Таких осей на заготовке обычно бывает три: по длине, ширине и высоте.

Детали больших размеров, которые нельзя переворачивать, размечают при помощи рейсмасов и разметочных угольников. Устанавливают рейсмас на разметочную плиту и, перемещая его, наносят разметочные линии.

Приемы нанесения разметочных рисок . При пространственной разметке заготовок приходится наносить горизонтальные, вертикальные и наклонные риски. Эти наименования рисок сохраняются и при поворотах заготовки в процессе разметки. Если, например, риски при первоначальном положении заготовки были проведены горизонтально, то, хотя они при повороте заготовки на 90° стали вертикальными, чтобы не было путаницы, их продолжают называть горизонтальными.

Кроме основных разметочных рисок, параллельно им на расстоянии 5-7 мм проводят контрольные риски, которые служат для проверки установки заготовки при дальнейшей обработке, а также для возможности обработки в тех случаях, когда разметочная риска почему-либо исчезла.

При разметке на плите горизонтальные риски прочерчивают рейсмасом, установленным на соответствующий размер. Рейсмас перемещают параллельно плоскости разметочной плиты, слегка прижимая его основанием к плите. При этом игла рейсмаса должна быть направлена наклонно к размечаемой плоскости в сторону движения под углом 75-80°. Нажим иглы на заготовку должен быть равномерным.

Разметка вертикальных рисок может выполняться тремя способами: разметочным угольником, рейсмасом с поворотом заготовки на 90°, рейсмасом от разметочных призм без поворота заготовки.

Наклонные линии наносят чертилкой путем поворота, детали по угломеру, установленному на необходимый угол.

При разметке пустотелых деталей (рис. 220) в них забивают деревянную центровую планку, а затем на нее набивают металлическую планку из латуни или свинца для опоры ножки циркуля. Если планка из дерева твердой породы, то можно металлическую планку не набивать. Разметку дальше ведут обычным способом.

Рис. 220. Разметка отверстий

Разметка деталей цилиндрической формы . Заготовку укладывают на плите на одной или двух призмах и проверяют горизонтальность образующей цилиндрической поверхности относительно поверхности разметочной плиты (рис. 221). Короткие цилиндрические детали устанавливают на одной призме.

Рис. 221. Разметка шпоночной канавки с применением плоскопараллельных концевых мер длины (плиток):
1 - измерительная поверхность. 2 - блок плиток, 3 - измерительная ножка, 4 - зажимный винт, 5 - чертилка. 6 - микрометрический винт, 7 - призма

Разметку шпоночной канавки на валике необходимо выполнять в таком порядке:

  • изучить чертеж;
  • проверить заготовку;
  • зачистить размечаемые места на валике;
  • окрасить купоросом торец валика и часть боковой поверхности, на которой будут наноситься риски;
  • найти центр на торце с помощью центроискателя;
  • установить валик на призму и проверить его горизонтальность;
  • нанести на торце валика рейсмасом горизонтальную линию, проходящую через центр;
  • повернуть валик на 90° и проверить вертикальность прочерченной линии по угольнику;
  • нанести на торце валика рейсмасом горизонтальную линию;
  • прочертить рейсмасом линию на боковой поверхности валика;
  • прочертить две линии на боковой поверхности, соответствующие ширине шпоночной канавки, а на торце на глубину канавки;
  • повернуть валик шпоночными рисками вверх и прочертить на торце линию, указывающую глубину шпоночной канавки;
  • накернить контуры шпоночной канавки.

Разметка по образцу . Применяется в случае износа или поломки детали и при отсутствии чертежа для изготовления новой. В таких случаях образцом является изношенная или сломанная деталь. Если деталь плоская, то после тщательной очистки ее накладывают на заготовку и по ней обводкой наносят разметочные линии.

В тех случаях когда наложить образец на заготовку нельзя, его устанавливают рядом и переносят все размеры с него на заготовку рейсмасом. При снятии размеров с образца следует учитывать износ образца (старой детали), а также проверить, не повреждена ли, не покороблена ли она, не отломаны ли выступы и т. п.

Разметка по месту . Производится в тех случаях, когда по характеру соединений требуется собирать детали на месте. Для этого одну из деталей размечают, в ней сверлят отверстия; во второй детали отверстия сверлят после наложения на нее первой, которая является как бы шаблоном по отношению ко второй.

Рациональные приемы разметки . При работе рейсмасом каждая установка чертилки по высоте требует большой затраты времени.

При разметке партии одинаковых деталей пользуются несколькими рейсмасами, заранее установленными на определенный размер. Чертилки нужно установить в определенное положение только один раз, а затем последовательно переносить их на размечаемую заготовку. Время от времени установку чертилки надо проверять.

Если в распоряжении слесаря имеется только один рейсмас, то рекомендуется сначала перенести на все заготовки один установленный размер (рис. 222), затем второй, третий и т. д.

Рис. 222. Разметка партии деталей одним рейсмасом

Брак при разметке . Наиболее частыми видами брака при пространственной разметке являются:

  • неточность разметки вследствие неправильной и неточной установки размечаемой детали;
  • неправильная установка размечаемой детали и несоблюдение правил выбора разметочных баз;
  • несоблюдение точности разметки в соответствии с размерами чертежа;
  • неисправность разметочного инструмента, которая неизбежно приводит к неточности разметки.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается пространственная разметка от плоскостной?
  2. Для чего проводят контрольные риски?
  3. Какие особенности разметки по образцу?
  4. Когда применяют разметку по месту?

Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс. №5

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Буц Денис Александрович

Класс:5

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тема урока: « Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

П.р. Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов ».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Разметочные инструменты. Учебник технологии В.Д. Симоненко.

Планируемые результаты

  1. Предметные - учащиеся научатся наносить разметку на заготовке будущего изделия.
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные – что такое разметка и разметочные инструменты?
  3. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия : разметка, базовая пласть, базовая кромка, припуск, шаблон.

1 Этап мотивации (самоопределение к деятельности) -орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением разметочных инструментов и последовательность разметки детали из древесины.

Вопрос:

Какие инструменты для разметки заготовок из древесины ты знаешь?

Почему разметку заготовки начинают от базовой пласти либо от базовой кромки?

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются следующие вопросы:

Каким образом размечают детали с криволинейными контурами?

(Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Что такое припуск?

-(регулятивные УУД - самостоятельно подбирают припуск на заготовке.)

Почему припуск при строгании обычно назначают до 5мм, а при пилении около 10мм?

-(познавательные УУД – правильность подбора припуска).

С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками в ходе которой задаются следующие вопросы:

1.Что такое рейсмус? (Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

2.Для чего служит рейсмус? (Регулятивные УУД - самостоятельно установить заданный размер).

3.Что такое базовая пласть? (Познавательные УУД – искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)

Формулирование темы урока.

Как вы думаете чему, мы сегодня научимся?

Выяснив мнение детей учитель уточняет как правильно и какими инструментами наносят разметку на заготовку, а также демонстрирует последовательность разметки детали (актуализация знаний учащихся, регулятивные УУД - целеполагание)

Практическая работа

Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.

Пробное действие (задание)- Нанесение разметки.

Одна - наносит разметку при помощи карандаша линейки и угольника

Вторая - наносит разметку при помощи рейсмуса и рулетки

Третья - наносит разметку при помощи циркуля и шаблона

(УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе)

Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.

Фиксация затруднения:

Не правильные применение инструментов для разметки заготовок (способы решения проблемы)

Выход из затруднения:

Еще раз учитель показывает как правильно выполнять разметку заготовки при помощи инструментов для разметки тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД- коммуникативные, совместные решения проблемы)

3. Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.

Вопросы: - Что такое припуск?

Какие новые знания для себя вы получили?

Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?

Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные - адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности.)

Дом. задание : осуществить разметку на заготовке.


План – конспект урока

Занятие № 5 «Разметка заготовок из древесины»

Цель урока : ознакомить школьников с технологической операцией «разметка», инструментами для разметки, правилами и последовательностью разметки; научить их выполнять разметку заготовок из древесины и древесных материалов; развивать аккуратность, точность исполнения, бережное отношение к древесине.

Цели:

Образовательная: познакомить с операцией разметка, инструментами для разметки, приёмами разметки, разметка заготовок с помощью шаблона.

Развивающая: научиться выполнять приемы экономичной разметки заготовок.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность.

Дидактические средства обучения : чертежи деталей из древесины для выполнения практической работы № 5, чертёжные инструменты, заготовки из древесины и инструменты для выполнения разметки; учебник (§ 7), РТ, ПК.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: разметка, столярный угольник, рейсмус, малка, базовая кромка, базовая пласть, припуск, шаблон.

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

«Технология».

Проявлять интерес к занятиям

предметно-практической деятельности, уважительное отношение

к труду, выражать желание учиться для удовлетворения перспективных

потребностей.

Познакомиться с видами контрольно-измерительных разметочных инструментов.

Научится выполнять приемы экономичной

разметки заготовок

Познавательные УУД: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками делать выводы, на

основе полученной информации;

Принимать несложные практические решения, наблюдать

Регулятивные УУД: уметь в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Запоминать инструкцию, планировать, контролировать

Коммуникативные УУД: уметь рассуждать, слышать,

слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, правильно

выражать свои мысли

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности

к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2 . Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Рабочее место столяра? Его устройство?

- производственный процесс?

Технологическая операция?

- технологический процесс?

- технологическая карта?

Столярный инструмент?

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из древесины?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные : умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

- разметка заготовок из древесины.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения:

В начале урока учитель демонстрирует обучающимся инструменты для разметки заготовок из древесины, их устройство и приёмы пользования ими, акцентируя внимание на правилах безопасной работы циркулем и рейсмусом;

-припуск на обработку для строгания до5 мм, а для пиления около 10 мм;

Предлагает рассмотреть рис.20 (стр.30) из учебника и комментирует каждый этап.

Обращает внимание при выборе материала и её разметке припуски на обработку должны быть минимальными, так как это экономит расходование древесных материалов.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Ученики должны усвоить, что не качественная разметка заготовки приведёт к изготовлению бракованной детали.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Предлагает выполнить п. 1 задания 5 в рабочей тетради: определить порядок выполнения действий при разметки детали, показанной на рисунке 9 (стр.16) из учебника. Правильная расстановка цифр: 1, 5, 2, 6, 4, 7, 3.

Выполняют в тетрадях задание, формулируют выводы.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Практическая работа№5 «Разметка заготовок из древесины»

Анализ разметки обучающимися заготовок из древесины выявил типовую ошибку, которую они допускают: линии, проведённые по линейке или угольнику, циркулем и рейсмусом, получатся неровными и прерывистыми. В связи с этим объяснитет им следующие правила:

1)при проведении линии по линейке карандаш должен быть прижат к кромке линейки (расположен под углом 70-75° к плоскости детали) и наклонён в сторону движения;

2)при проведении линии с помощью угольника или малки колодка рейсмуса должна быть плотно прижата к кромке заготовки, а винт малки хорошо затянут;

3)при разметке рейсмусом заготовка должна быть обязательно закреплена в зажиме верстака, а при проведении линии торец колодки следует постоянно прижимать к базовой пласти и не нажимать сильно на иглу;

4) при проведении дуги или окружности циркулем его слегка наклоняют в сторону движения, опираясь на ножку с иглой.

Учитель постоянно следит за соблюдением обучающимися правил безопасной работы чертёжными и разметочными инструментами.

Обучающиеся размечают заготовки, выданные учителем, или заготовку детали своего проектного изделия. Внимательно слушают инструктаж

учителя. Выполняют правила ТБ. Контроль разметки.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные : умение структурировать знания. выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Коммуникативные : организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

По окончании урока школьники выполняют задание «Проверь себя» из рабочей тетради.

Правильные ответы к заданию «Проверь себя»

Утверждение

До

Нет

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. Итоговая оценка урока должна быть комплексной, учитывающей качество разметки заготовки, а также результаты выполнения задания 5 из рабочей тетради

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Вместе с учителем делают выводы по изучен-

ному материалу.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 3 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §7.

2.Найти в Интернете и других источниках информации или придумать самому форму шаблона, с помощью которого можно размечать заготовки разделочных досок. На следующем уроке показать шаблон учителю для оценки возможности его размещения в библиотечке учебной мастерской.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;