Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы. Обучение дошкольников грамоте (рабочие тетради)

I. Организационный момент

Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ну, мы можем начинать.

Рефлексия (настроение)

Подарим гостям и друг другу улыбки и продолжим урок.

2. Работа над определением темы.

Известный путешественник Колумб открыл Америку. И мы сегодня в классе сделаем открытия.

Постановка проблемного вопроса.

Интересная работа с таблицей нас ожидает.

Работаем в паре.

Что записано? Что общего?

Буквы заблудились, попробуйте составить слова с буквами из первой строки.

Получилось?

Посмотрите на 2 строчку. Что записано, разделите на группы?

Попробуйте составить слово с буквами из второй строки.

Получилось?

Какое слово составили?

Луна.Что такое Луна- по ОЗКМ? (естественный спутник Земли)

Почему из этих букв вам удалось составить слова? (из одних согласных слова не получились, а с гласными получаются слова.)

Какой вывод можете сделать?

Без каких букв не могут состоять слова? (без гласных)

Звуко –буквенный разбор слова «луна»

Физминутка «хоккей»

Мы с вами на хоккейной площадке. В Орске прошли соревнования за кубок известного хоккеиста Третьяка.

Подготовка к восприятию новой темы.

Что кричат на трибунах?

Шай-бу! Шай-бу! (прохлопать, ладошка под подбородком)

Наш одноклассник Миша играет в сборной.

Болеем за Мишу. Зовём – Ми-ша

Как вы произносили слова? (делили на части)

Кто знает как называются эти части?

Определите тему урока.

а) знакомство с понятием «слог»

Давайте выясним, а что же такое слог? (это часть слова, где обязательно есть гласная буква)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Физкультминутка.

Работа в учебнике.

Найдите слова, слоги дополни до слов.

Как догадались что это слова?

(каждое слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)

Чем отличается слог от слова? (слог не имеет смысла, к нему нельзя задать вопрос)

Обратимся к словарю Ожегова.

Ум - словарь Ожегова « Способность человека мыслить»

Мир- «Согласие, отсутствие вражды. Ссоры, войны»

Мир-война, что это за слова? (антонимы)

Тогда для чего нам нужен слог? (составлять слова, играть, читать)

Записываю слова, и ставлю проблему.

Слово не поместилось, как быть?

Значит, если слово не вошло, то его нужно переносить.

Знак переноса – (чёрточка).

Как вы думаете, переносить слова нужно по правилам или как захочет тот, кто пишет? (по правилам)

Да, действительно есть в русском языке правила переноса, но о них мы узнаем попозже.

Но вы можете об этих правилах узнать сами. Где? (у родителей, в справочнике, у старшего брата или сестры, у учителя, в интернете)

Для чего же ещё нужен слог? (для переноса слов)

Проблема2

Посмотрите на картинку в учебнике. Найдите лишнее.(сыр).

Как перенести слово –сыр?

(Нельзя перенести, в слове сыр-один слог)

Работа в учебнике.

Отгадывают ребусы.(радуга-дуга, машина –шина, удочка-дочка)

Первичная проверка знаний: играем!

Я сейчас вас буду путать. Если согласны покажите + , не согласны –

Взяли ручку, начинается игра! Начали!

1. В каждом слоге есть гласный звук. (+)

2. В слове КНИГА один слог. (-)

3. Слово переносить можно, если в нём один слог (–)

4. Сколько в слове слогов, столько и гласных (+)

Проверка по слайду.

Итог урока.

Ответьте на вопросы:

Я понял,что…..

Было интересно….

Было трудно….

У меня получилось…..

Рефлексия.

Хорошо потрудились. Скажите каждый себе:

Я – молодец! Я думал, я старался,

Я делал открытия!-

Спасибо всем за урок!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

Проверочные работы

по

обучению грамоте

1 класс

УМК «Школа России»

Составила Золотарева Л.Н.

учитель начальных классов

МОУ СШ №2

Богородицк-2017 г.

АННОТАЦИЯ

В процессе обучения важное значение имеет систематический учет знаний, умений и навыков. Он позволяет педагогу ежедневно следить за успехами детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях отдельных учеников и всего класса

Основное назначение предлагаемых проверочных работ - систематизация знаний, закрепление отрабатываемых умений, выявление пробелов для своевременной педагогической поддержки.

Проверочные работы могут использоваться не только педагогами, но и родителями, которые хотели бы иметь информацию об успешности обучения своих детей и в случае необходимости оказать им своевременную помощь.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Подойдём к любому УМК.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проверочная работа№1 по теме «Предложение, слово слог»……………стр.4

2. Проверочная работа»2 по теме

«Гласные и согласные звуки. Как образуется слог»……………………….стр.5

3. Проверочная работа №3 по теме: «Гласные: а, о, и, ы, у» …………………стр.6

4. Проверочная работа№4 по обучению письму

«Письмо гласных букв»………………………… стр.7-8

5. Проверочная работа №5 по обучению письму………………………… стр.9

6. Проверочная работа №6 за 1 четверть……………………………….стр.10-11

7. Проверочная работа №7 по обучению письму за 1 четверть……..стр.12-15

8.Проверочная работа №8 …………………………………………………стр.16

9. Проверочная работа №9………………………………………………..стр.17-18

10. Проверочная работа по письму №10…………………………………стр.19-20

11.Проверочная работа №11……………………………………………….стр.21-22

12. Проверочное списывание с заданием за 2 четверть(№12)…………стр.23

13. Проверочное списывание с заданием после

завершения работы в прописях(№13)……………………стр. 24

14. Проверочная работа (послебукварный период) (№14)……………стр.25-28

15. Диктант(№15)……………………………………………………………стр.29

16. Проверочное списывание с заданием (№16)………………………. стр.30

17. Проверочная работа по теме: «Работа с текстом» (№17)………..стр.31-32

18. Проверочная работа по развитию речи (№18)……………………..стр.33-34

Проверочная работа №1 по теме «Предложение, слово, слог».

1. Под одушевлёнными предметами квадрат закрась красным карандашом, под

неодушевлёнными - зелёным карандашом.

2. Красным карандашом соедини картинку и схему из 1 слога, синим - картинку и схему из 2 слогов, зелёным- картинку и схему из 3 слогов.


3. Рассмотри картинки. Раздели каждое слово вертикальной чертой на слоги.

4. Начерти схемы предложений.

    Наступило утро . _________________________________________________

    Звонкой песней разбудил всех петушок!

5.* Раздели слова на слоги, поставь ударение:

Проверочная работа№2 по теме

«Гласные и согласные звуки. Как образуется слог».

1. Обведи схему слова.

−−−−−−− .

2. Обведи слово, в котором ударение падает на второй слог.

3. Дополни схему предложения.

.

4 . Соедини стрелочками картинки со схемами.



5. Начерти схемы к предложениям:

Мила мала. ________________________________________________

У Милы мыло.______________________________________________

6. Соедини картинки с подходящими схемами .


-Раскрась на схемах гласные звуки:

Проверочная работа №3 по теме: «Гласные: а, о, и, ы, у»


а о и ы у

    Начерти схему предложения. Обозначь красным карандашом слова-предметы.

Осенью собирают урожай овощей.

_____________________

3. Найди и обведи гласные буквы:

и н р а о б с ы

4. Раскрасьте столько кружков, сколько звуков [а] вы услышите в словах:

аист, пони, каша, мастер, кино, мама

5. .Возьми в овал картинки, в названиях которых слышится звук [ и ]:


6. Рассмотри картинки. Назови словом и соедини картинку с буквой, которая обозначает последний звук в слове.



«ПИСЬМО ГЛАСНЫХ БУКВ»

1 вариант

1.


2.


3.

4. Записать букву, на которую начитается слово (картинный диктант):


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4 ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

«ПИСЬМО ГЛАСНЫХ БУКВ»

2 вариант

1.


2.

3.

4. Записать букву, на которую оканчивается слово (картинный диктант):



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №5 ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

1. Подумай, как может кричать мальчик в лесу и выбери правильный ответ.



2. Составь из слогов возможные имена девочек




3. Укажи слоги - слияния с буквами, обозначающими мягкие согласные.



4. Прочитай предложение с картинкой. Напиши предложение, заменив картинку словом.


1 вариант

1. Обведи первый звук согласный

2 . Обведи картинки, в названии которых последний звук гласный


3. Найди слово, обведи его.

Мвкитсн

4. Подчеркни слог НИ :

ни, ка, мы, ни, ин, но, ни, во, ты, ке, ни, ва, ни

5 . Начерти схему предложения:

Рита увидела в реке рака.

_

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6 ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

2 вариант

1. Обведи картинки, в названии которых первый звук согласный


2. Обведи картинки, в названии которых последний звук гласный



3 . Найди слово, обведи его.

Мркотвн

4 . Подчеркни слог ви :

ви, ка, мы, ви, ив, во, ви, ва, ты, ке, ви, ву, ви

5. Начерти схему предложения:

Папа повесил полку на стену.

_______________________________________________________________

1 вариант

1. Начерти звуковые схемы слов, поставь ударение.

Напиши,


рыба кукла ели

__________________________________________________________________

2.Запиши письменными буквами: Р, у, Т, н, А

__

_______________________________________________________________

3. Составь предложение, запиши.

2 1 3

Тони, у, астры

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Подчеркни

а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н

5. Раздели слова на слоги:

лиса окуни ворон

6 . Запиши под диктовку учителя:

______________

____________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №7 ПО ПИСЬМУ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

2 вариант

1. Начерти звуковые схемы слов, поставь ударение.

Напиши, сколько букв и звуков в каждом слове


роза слива ели

______________________________________________________________________

С__б___з __с__б__з __с__б___з

2. Запиши письменными буквами: Т, ы, П, к, У

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

3. Составь предложение, запиши.

2 1 3

Пети, у, тыква

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Подчеркни заглавные буквы одной чертой:

а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н

5. Раздели слова на слоги:

коза аист корова

6 . Запиши под диктовку учителя:

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В 1 предложении подчеркнуть слово, которое начинается со звонкого согласного.

В 3 предложении в словах поставить ударение.

В 4 предложении подчеркнуть мягкий согласный.

Диктант за 1 четверть

У Милы кот Плут. Он мил. У кота красивые усы. Кот ест молоко и сметану.

Спит Плут на окне.

Грамматическое задание.

- В 1 предложении подчеркнуть слово, которое начинается со звонкого согласного.

В 3 предложении в словах поставить ударение.

В 4 предложении подчеркнуть мягкий согласный.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ №8

    Определи на слух количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна.

Ветки закачались.

Запиши первую бук ву, с которой начинается каждое предложение.

    Спиши слова: лес Ира волк ворона

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши под словом буквы, которые образуют слоги.

Выдели дугой слоги в словах.

    Составь из слогов слова, запиши их.

вол ки ла су пы пи бан бо кон кло ты

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спиши с печатного текста (текст на доске): Ира кормит кур. Куры пили воду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спиши с письменного текста (текст на доске):

Мы были в парке. Там липы и сосны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку: Лиса рыла норку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №9

1 вариант

    Зачеркни заглавные буквы красным карандашом.

    Обведи гласные буквы красным карандашом.

    Раздели слова на слоги.

КАРАНДАШ, МЕТЕЛЬ, КРАСНЫЕ

    Поставь ударение в словах.

ДЫМОК, ПОДУШКА, УЧЕНИК, СТУЛЬЧИК, ДИВАН

    Подчеркни КТО?

Плотник, кедр, лошадь, пальто, гроза, Ольга, врач, ноябрь, зебра.

    Посчитай

Осень (___б., ___зв.), яма (___б., ___зв.), ива (___б., ____зв.),

улитка (___б., ___зв.), деньги (___б., ____зв.)

МЕДВЕДЬ, ВИНОГРАД, УЧАСТОК, СИНЯК, СНЕГОВИК

    В ыдели

ТЕЛЕВИЗОР, ПУШИНКА, ДЯТЕЛ, КАРТИНА, КРЕСЛО

10. Составь из слов предложение и запиши его.

ПАДАЕТ, МОКРЫЙ, С, НЕБА, СНЕГ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №9

2 вариант

    Зачеркни строчные буквы красным карандашом.

О, ы, и, К, у, В, а, Т, А, н, У, Е, с

    Обведи согласные буквы синим карандашом.

ы, т, е, а, л, з, к, я, м, б, д, у, р

    Раздели слова на слоги.

РИСУЕТ, ИГРУШКИ, КАРТИНА

    Поставь ударение в словах.

ПРЕДМЕТЫ, ИГРАЕТ, УЧЕБНИК, ПЕЧКА, СНЕГОВИК

    Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Повар, сосна, конь, платок, молния, Вера, роза, октябрь, тигр.

    Посчитай количество букв и звуков в словах.

Олень (___б., ___зв.), енот (___б., ___зв.), слива (___б., ____зв.),

коньки (___б., ___зв.), клоун (___б., ____зв.)

ПЛАНЕТА, СНЕГИРЬ, КРОЛЬЧАТА, ВИШНЯ, ПЕРИНА

    Выдели синим карандашом твёрдые согласные в словах:

РУЧКА, ЗЕРКАЛО, КОРЗИНА, МАШИНА, УЧЕНИК

10. Составь из слов предложение и запиши его.

ЛЕЖИТ, ПУШИСТЫЙ, В, ЛЕСУ, СНЕГ

1 вариант

1. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Зима, куличики, санки, горка, пластилин

2. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Тигр, косуля, белка, выдра, земляника

3. Раздели слова на слоги

Снегири , удар, Мария, молоток .

4. Запиши только те для переноса.

Удар, Мария, белка, доктор.

5. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, яркие, аквариуме, рыбки, плавали

Скоро в детском саду праздник. Мама купила Светочке новые чулочки и тапочки. У Светы сестричка Ирочка. Ирочка мала. Светочка прочитает сестричке сказку про лисичку.

Проверочная работа по письму №10

2 вариант

1. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Весна, лето, тепло, зонт, собака

2. Подчеркни слова , в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Зонт, дождь, ливень, гроза, тепло.

3. Раздели слова на слоги . При делении слов на слоги используй вертикальную линию.

Утро, магазин, молния, сметана.

4. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой (например, не-бо).

Свет, молния, утро, дятел.

5. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, крупная, росла, земляника, лесу

6. Внимательно прочитай и спиши текст.

Недаром дятла назвали лесным доктором. Он лес лечит. Сядет дятел на старое дерево и стучит по коре. Достанет из-под коры паучков и личинок.

Проверочная работа №11

кирпич, Зина, вершина, Николай, Москва, Волга, диван, Россия

2.Записать первый слог слов:

снежинка, чудеса, прыжок, глаза, ели, лисица, пеньки

Санки, сосны, крыша, бежит, крошка, кисти, кошки.

6.Записать предложение под диктовку, поставить в словах ударение. Начертить схему предложения

У Пети есть собака Гром.

7. Составить звуковую схему одного

Проверочная работа по письму №11

1.Записать первую букву слов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Записать первый слог слов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Записать слова, которые подходят к схеме:

Санки, яблоки, сосны, кисти, ели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выписать слова, состоящие из 2 слогов. Разделить их на слоги.

Игра, есть, медведь, игрушки, Оля, волк, пароход, читать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Выписать из предложения буквы мягких согласных звуков

Бабушка Лиза любит пить чаёк с молочком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Записать предложение под диктовку, поставить в словах ударение.

Начертить схему предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составить звуковую схему одного из слов: КАЛИТКА, ЯМКА, САНИ, ЛУЧ

_______________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ (№12)


_____________________________________

Пришла зима в лес. Ели и сосны укрылись пушистым

снегом. На снежной поляне видны следы птиц и зверей.

1. Прочитай внимательно текст. Спиши его.

2. Подбери к тексту название. Запиши его перед текстом

3. Подчеркни в словах первого предложения
1 вариант: буквы гласных звуков;
2 вариант: буквы согласных звуков

4. Обозначьте в словах второго предложения ударение

5. Подчеркните в третьем предложении слово, которое соответствует схеме:

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ В ПРОПИСЯХ(№13)

____________________

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

Грамматическое задание

    Выбери заголовок, который соответствует содержанию текста.

Подпиши название выше текста.

    Галка 2) Находчивая галка 3)Кувшин с водой

    Как галка смогла добыть воду из кувшина?

Найди и подчеркни ответ в тексте.

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРО ВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД) (№14)

1 вариант

    Определи количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна. Ветки закачались. Ответ: _______

-Подчеркни первую букву, с которой начинается каждое предложение.

    Раздели слова на слоги, поставь ударение

лес Ира волк огород деревня белые

    Составь из слогов слова, запиши их.

вол ки ла да ра пи но ки кло ты

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

    Спиши предложения с печатного текста.

Пришла зима. Весь день идёт снег.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

    В предложении подчеркни гласные буквы .

Покрылись снегом деревья и кусты.

    Выбери предложение, отметь его.

Валя Поливала астры

валя поливала астры.

Валя поливала астры.

Валя поливала астры

    В предложении подчеркни согласные буквы.

Роман красиво рисует.

    Подчеркни мягкие согласные:

Корабль, почки, жир, белка, комета, маяк, лягушка

    Прочитай. Составь из слов предложение. Запиши.

В, ёжика, у, норке, тепло.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

    Прочитай слова в каждой строчке. Выбери строку, в которой все слова начинаются со звонкого согласного. Обведи номер ответа.

    картина, рыбак, зонтик;

    дорога, лето, банка;

    гора, урок, шапка.

    Выбери и подчеркни слова, где звуков больше, чем букв.

Белка, пила, ехал, игра, мясо, маяк.

    Какие буквы никогда не пишутся перед буквой ы?

    Т

    Ж

    В

    Ш

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД) (№14)

2 вариант

1. Определи количество предложений в тексте. Запиши цифрой.

Дети взяли лопаты. Ребята выкопали ямки. Будет сад у ребят.

Ответ:_______

- Подчеркни первую букву, с которой начинается каждое предложение.

2. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

собака персик яблоко крот Аня красивая

3. Составь из слогов слова, запиши их.

КО РА ВЕ ДЫ ЛА СЕ МЕ МА СИ НО РА ВО

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Спиши предложения с печатного текста.

Дети пришли в лес. На дереве стучат дятлы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Выбери предложение, отметь его.

Коля Пилил дрова

коля пилил дрова.

Коля пилил дрова.

Коля пилил дрова

6. Подчеркни твёрдые согласные:

Корабли, пили, дом, белка, комета, маяк, лягушка

7. В предложении подчеркни гласные буквы.

После обеда Митя моет посуду.

8. В предложении подчеркни согласные буквы звуки.

Закружились первые снежинки.

9. Прочитай. Составь из слов предложения. Запиши.

Устроил, под, ёжик, деревом, гнездо.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Прочитай слова в каждой строчке. Выбери строку, в которой

все слова начинаются со звонкого согласного. Обведи номер ответа.

    окно, земля, гроза;

    парта, шары, куст;

    мороз, банка, вилка.

11. Выбери и подчеркни слова, где звуков больше, чем букв.

Земляника, пила, ерши, иголка, стая, мячи.

12. Какие буквы никогда не пишутся после ж и ш ?

    Я

    И

    Ы

    У

ДИКТАНТ (№15)

Лес приносит много пользы.

Он очищает воздух и защищает водоёмы.

Зелёные деревья украшают землю.

Берегите леса!

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть в третьем предложении слова-предметы -_____,

слова – действия- ______ , слова-признаки ---------.

2. Спиши слова, поставь ударение. Раздели их на слоги.

Банка, язык, стол, майка, пальто, снег, зной.

3.Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЗЕЛЁНЫЕ.

4.В первом предложении подчеркни слово, которое начинается со звонкого

согласного.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ (№16)

1. Спиши, подчеркни орфограммы.

Настала весна

Тёплые лучи согрели землю. Заплакал сугро_. Побежали звонкие руч_и. На р_ке Быструхе надулся лёд. Он стал тонким. Опасно ходить по такому льду. Сёстры Ивановы идут в школу дальней д_рогой. Там широкий мост.

Грамматическое задание

1. Запиши цифрой, сколько всего предложений в тексте._____________

2. В 4 предложении поставь в словах ударение и раздели слова на слоги.

3.Подчеркни в словах встретившиеся орфограммы красным карандашом.

4. Напиши, как фамилия сестёр:_________________ и составь схему этого слова__________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Е, е ; научить выполнять звуковой анализ слов «лев», «белка»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа; создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: уметь соотносить звуковые модели со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; строить звуковые схемы.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  • Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация ;
  • плакат «Буквы Е, е», учебник «Букварь, 1 ч.» авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, тетрадь «Я учусь читать и писать» авт. М.И. Кузнецова;
  • тетрадь «Учимся писать печатные буквы» авт. М.И. Кузнецова, фишки синие, зеленые, красные;
  • С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда время не тратя даром,
Мы урок обучения грамоте начинаем.

II . Объявление темы и постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по «Букварю».

Зачем вы ходите в школу? (учиться, узнавать новое)

А что бы вы хотели сегодня узнать новое на уроке обучения грамоте? (познакомиться с новой буквой).

Можно ли сказать, что это цель нашего урока?

Зачем мы знакомимся с буквами, зачем нужно узнать все буквы?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её секретами, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

II I. Повторение изученного. Дидактическая игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки (они «хозяева» домиков) , другие учащиеся («буквы») получают карточки с представленными буквами – а, я, о, ё, у, ю, Э.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Учащиеся-«буквы» выходят из-за парт к доске.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у, э ; в зелёный – я, ю, ё .)

- Ребята, проверьте, правильно ли распределились буквы. Покажите знаком.

Молодцы.

Почему буквы а, о, у, э оказались в синем домике?

Почему буквы я, ю, ё оказались в зелёном домике?

Чем ещё знамениты эти буквы?

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.

Учитель обращается к «букве» А .

– Какую букву пригласишь на прогулку? Объясни, почему? (Букву Я , так как буквы А и Я обозначают звук [ а ] после согласных. Букву А пишем после твёрдых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

Что заметили?

Какая буква не нашла себе подружку?

Какой вопрос возникает? (Есть ли пара у буквы э ?)

Ответить на этот вопрос нам сегодня и предстоит.

Молодцы, ребята.

IV . Мотивация к деятельности.

- Отгадайте загадки:

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - …
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Они познакомят нас с новой буквой.

На доске представлены иллюстрации с изображением персонажей. Учитель рассказывает сказку:

«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Днем было весело – приходили ребята, а вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука.
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».

V. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».

– Давайте, ребята, поможем Белке доказать свою правоту, выполнив звуковой анализ слов «лев» и «белка» и составив звуковые модели этих слов.

Как будете действовать? Составим план. С чего начнём работу? Что дальше?

Как будете определять гласный это звук или согласный?

Проверка выполнения задания. Дети показывают знаком своё согласие или несогласие.

Сколько звуков в слове лев, а в слове белка?

Назовите каждый звук в словах и дайте звукам характеристику. (Для твёрдых согласных звуков назвать парный звук по твёрдости – мягкости, аналогично для мягких согласных звуков).

Какой одинаковый звук встретился в этих словах? Что заметили? (Услышали звук э после мягкого согласного звука).

После какого согласного звука услышали звук э? (после мягкого согласного).

Как вы думаете, какой буквой на письме будем обозначать звук э в этих словах?

– На письме звук э после мягкого согласного звука будем обозначать буквой е.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е,е, будем учиться эту букву узнавать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-под веток старой ели (шаги на месте)
Толстый дядюшка Енот
Вылезает еле-еле- (остановиться и показать на живот)
У него болит живот.
Что случилось, расскажи-ка? (повороты туловища)
«Я объелся ежевикой».
Раз – два- три- четыре-пять (прыжки на месте)
Букву «Е» нам надо знать!

2. Знакомство с новой буквой.

Для чего нам нужно знать, для чего мы изучаем буквы Е, е? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами).

Рассмотрите букву. Это письменные буквы, с ними мы познакомимся на уроке письма. А это печатные буквы.

Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?

На что похожа буква Е?

Читающие дети читают стихи про букву «Е»:

На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

О какой букве шла речь в этих стихотворениях?

Сконструируйте заглавную букву, используя те предметы, которые есть у вас на парте.

Молодцы, замечательные буквы получились.

3. Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»). с. 35.

Теперь Белка предлагает поработать в тетрадях «Я учусь писать и читать».

Открываем тетрадь на с. 35.

– Рассмотрите верхний рисунок. Сформулируйте задание к этому рисунку.

Нужно закрасить участки с буквами Е,е.

Что получилось? (Получилась буква Е).

Чему учились выполняя это задание? (узнавать буквы Е, е).

4. Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы» с. 13.

А теперь научимся писать печатные буквы Е, е.

Сколько элементов понадобится, чтобы напечатать буквы Е, е.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мимо сосен, мимо елей (бег)
Все бежали, все летели! (машем руками)
Впереди спешит Енот, (прыжки)
На спине Ежа несёт,
За Ежом вздыхая тихо, (приседания)
Ежевику ест Ежиха.
Кто бегом, кто еле-еле (бег, переходящий в ходьбу)
Шёл вперёд к заветной цели!

4. Упражнения в словообразовании:

Работа по учебнику с. 50.

Белка предлагает нам поиграть в игру «Словоизменение».

Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву в слове «белка»?

ПРОВЕРКА: составить у доски схему из кубиков, образовать новые слова.

Кто знает, что такое балка? Где об этом можно узнать? (в толковом словаре).

Помогите найти слово в толковом словаре. Расскажите, как будете действовать?

Показ рисунка «Балка», объяснение значения слова.

А какое слово получится, если вместо буквы «а» поставить «у»?

Что такое булка?

Молодцы, верно справились с заданием белочки. Льву очень понравилась игра с гласными. Лев понял, что чтение и скука несовместимы.

VI . Итог

Наш урок подошёл к концу.

Какие цели перед собой ставили? (Познакомиться с новой буквой, научиться её узнавать).

Удалось ли достигнуть этих целей? Какой секрет буквы е открыли?

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке

  • я узнал (а),..
  • я научился (ась)…
  • мне было интересно…
  • мне было трудно, сложно …

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
- Спасибо всем за урок.

Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры, задания, упражнения:

Игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия)

Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко ("Специальные символы")

Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных - и согласных звуков)

Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»

Игра «Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков)

Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)

Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)

«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)

Пальчиковые и логоритмические упражнения.

Игра «Подбери схему слова к картинке»

Игра «Веселый поезд», "Домики" (деление слов на слоги)

Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)

Задание «Нарисуй ниточкой букву»

Задание «Звуковой анализ слов»

Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)

Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)

Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте

Обучение дошкольников грамоте

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.

Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка»

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание основ грамотности при письме, умственное развитие.

Ведя работу по обучению дошкольников грамоте, за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания, овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом, не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.

Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются). Приведу пример: воспитатель объясняет, что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат: ветер, вода, птичка и тп.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.

В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты, дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря»- это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-gramoteika_v4tc6.ppt | 5516,5 Кб | Скачан: 54

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте | Скачать бесплатно

Данная серия книг для обучения чтению дошкольников построена на авторской методике. В учебных пособиях также содержится дидактический материал и огромное количество интересных развивающих заданий.

Описание учебника “Обучение дошкольников грамоте”:

Каждая книга серии “Обучение дошкольников грамоте” представляет собой логическое продолжение предыдущей. Заниматься с этими учебниками можно уже с пятилетнего возраста. В учебных пособиях много ярких красивых иллюстраций, что привлекает малышей и вызывает их интерес.

Данная методика обучения грамоте дошкольников позволит маленьким ученикам легко и быстро освоить начальные навыки чтения, подготовиться к школьным занятиям по этому предмету и сделает книги лучшими друзьями Вашего малыша.

В данной раздаче представлены следующие книги:

  • От звука к букве (введение в мир звуков) ;
  • От слова к звуку (учимся правильно выговаривать звуки, а также различать их на слух) ;
  • Поиграем в слова (изучение гласных букв и правил их написания) ;
  • Читаем сами (учит детей слитному осмысленному чтению) .

Издательство : Школьная ПрессаСерия : Дошкольное воспитание и обучениеАвтор : Дурова Н. В.Количество страниц : 23+23+23+34Язык : Русский

Подробней на сайте www.vse-dlya-detey.ru

«Кто сказал?».

2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомствос гласными звуками.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И.

Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ) . Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета) . Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки. Например, найди звук

В ряду других звуков: а, у, и, а, о

В ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

В ряду слов: аист, усы, артист, осы

В тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Слайд 14 Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук - звонкий (используем символ – колокольчик) . Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместноеповторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом:«Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко) . По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы

Покатилось колесо, превратилось в букву О;

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу мы пришли к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, переходимк заключительному этапу – звуко-буквенный анализ

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков
  • различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие) .

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут нам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащениясловарного запаса, развития речи,то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей) .

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец) . Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.) .

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речиочень важна помощь родителей.

Чтобы родители были нашими помощниками, мы даем им, к примеру, такие советы:

ваши малыши обычно любят помогать на кухне, накрывать на стол, расставлять посуду. Спросите: что такое посуда? Потренируйтесь в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.) ,посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.) . При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

К 6 – 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает множественное и единственное число, словарный запас составляет не менее 3000 слов знает и умеет применять на практике основные законы словообразования и словоизменения, речь из ситуативной становится развернутой и связной. В начальной школе он овладеет чтением и письменной речью, что позволяет и дальше как развивать словарный запас, так и усваивать сложные грамматические конструкции.

Сейчас издается много разнообразныхальбомов для раскрашивания(их используют не только родители, но и мы на занятиях) . Мы расширяем возможности таких альбомов: используем не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.

Используем возможности физкультурных минутокдля развития речи. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  1. нарушение понимания прочитанного.

То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.

  1. В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я.Ё. Ю, Е) . Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
  1. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.) . Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые) . Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
  1. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками) , взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
  1. Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.
  1. В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.

Основные задачи подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

  1. совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) ;
  1. формирование правильного произношения звуков;
  1. развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах работы.
  1. Выделение в словах первого гласного звука.
  1. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
  1. Определение наличия или отсутствия в словах звука.
  1. Определение последнего гласного звука в словах.
  2. Определение первого и последнего гласного звука в словах.
  1. Выделение ударного гласного звука в словах.
  1. Определение первого согласного звука в словах.
  1. Определение позиции согласного звука в слове.
  1. Определение количества слогов в словах.
  1. Определение нескольких гласных звуков в словах и т. д.

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа»?

Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)

Очень полезны для пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами» и «строителями"

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие игры.

«Обведи букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать её.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву».

Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти какую-либо букву среди букв, перечёркнутых различными способами.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать её и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву»

Ребёнок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребёнка знакомую ему букву. Ребёнок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный

мешочек»

Взрослый кладёт в непрозрачный мешочек знакомые ребёнку объёмные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребёнок с закрытыми глазами достаёт из мешочка букву, ощупывает её двумя руками и назывет.

«Сложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась.(Карточка на которой написана знакомая ребёнку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков. Семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счётных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву»

Взрослый предлагает ребёнку изготовить знакомую ему букву из пластелина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно) .

«Волшебный карандаш»

Взрослый предлагает ребёнку обвести знакомую ему букву по контуру, заштриховать её определённым образом или закрасить.

«Напиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку рассказать, из каких элементов состоит знакомая ему буква и как они расположены. Например, буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребёнку выложить из счётных палочек или согнутьиз счётных палочек или согнуть из проволоки какую-то какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» её в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» её в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» её в букву П и т.д.

Ребус – это загадка, в которой какое-то слово или фраза зашифрованы комбинацией букв, фигур или знаков. В ребусе скрыта определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.

При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов – внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать.

Ребусы предлагаются по принципу «от простого к сложному». Ребёнок постепенно учится разгадывать ребусы, ведь для того, чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо сначала разгадать ребусный шифр и следовать определённым правилам:

  1. из названия каждого предмета следует выделять первый звук (букву) и затем соединять их в новое слово: арфа + индюк + сова + трубка = АИСТ
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок: «М + арка», ВО +рот»
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок, затем снова – букву или буквосочетание: «Г + усы+ Ня», «РИ+ сова+ НИЕ».
  1. если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько) , то первые буквы этого слова не читаются;
  2. если запятые стоят после рисунка, не читаются последние буквы: «зубы, Р».
  1. Те части слова, которые напоминают предлоги (приставки) : по, под, на, в ребусах показаны графической схемой (расположением объекта по отношению к предмету) :
  1. перечёркнутая буква около изображённого предмета обозначает, что эту букву читать нельзя, её надо исключить из названия предмета;
  2. если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы;
  1. если приведена запись – одна буква равна другой, значит, при чтении ребуса одну букву заменяем другой « мак луна У=И»;
  1. если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой: «40 А» - сорока, « 100 Л» - стол.

После разгадывания ребуса ребёнку предлагается составить предложения с данным словом, что способствует уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.

По теме:

Источник nsportal.ru

Статьи | По слогам | Бегло читаем | Начало |

В данной статье мы предлагаем вам конспекты занятий по обучению грамоте. Данные конспекты помогут Вашему ребенку грамотно обучиться читать. Данные конспекты рассчитаны на дошкольный и школьный возраст.

Чем раньше вы будете обучать своего ребенку грамоте, тем легче ему будет учиться в школе.

Обучение грамоте дошкольников конспекты занятий

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап – учим и запоминаем буквы;

3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.

Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему – либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.

«Вижу. Читаю. Пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте» - одна из наиболее популярных книг с конспектами обучающих уроков. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников входят азбука и демонстрационный материал для проведения фронтальных занятий.

Пособие представляет собой конспекты занятий (которые апробированы автором) по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Целью данного пособия является оказание помощи начинающим логопедам в планировании и проведении занятий с дошкольниками с речевой патологией.

В книге раскрываются особенности работы по обучению детей первоначальному чтению и письму. Предложенные занятия могут проводиться как при фронтальной, так и при индивидуальной форме работы.

Они могут использоваться при обучении грамоте детей подготовительных групп массовых детских садов. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет скачать книгу Н. С. Варенцовой: скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) . После прочтения отрывка Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию книги.

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.