Есенин береза урок с презентацией. Презентация к уроку русской литературы на тему сергей есенин "белая береза"

Проектируемый процесс направлен на изучение жизни берёзы во взаимосвязи с её экосистемой в ходе познавательно исследовательской деятельности детей, способствует становлению эстэтического отношения к берёзе - символу русского народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Белая береза под моим окном…» (Старший дошкольный возраст) Разработала: Левина Т.Н. Презентация проекта на тему: 2015 год

Миссия Проектируемый процесс направлен: На развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе ознакомления с миром природы; На гармоничное формирование разных видом отношения дошкольников к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного); На п риобщение к социокультурным ценностям.

Цели В ходе совместной исследовательской деятельности взрослых и детей: Стимулировать детскую познавательную активность для изучения жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой; Способствовать становлению эстетического отношения к миру природы родного края; Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной и др.)

Задачи Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру растений, чувство ответственности за них; Расширять и уточнять представления детей о взаимодействии березы с окружающим миром в ходе наблюдений, экологических игр в разные времена года; Способствовать накоплению знаний детей, развитию общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Планируемые результаты Повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников; Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – деревьям; Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных связей экосистемы; Успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников; Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; Экологическое развлечение «Мы хотим, чтобы березка зеленела»; Экологическая инсталляция «Вокруг дерева».

Содержание работы Занятия: «Деревья, кустарники», «Тайны русского леса», «Путешествие по нашей стране» (климатические зоны), «Береза – народный символ России» (включая рассматривание репродукции К. Юона «Березовая роща»), заучивание наизусть стихотворения Сергея Есенина «Береза», загадок о березе. Лепка: «Белая береза, я тебя люблю!» Ручной труд: «Наша Беляночка ». Рисование: «Русская березка». Экологическая инсталляция «Вокруг дерева» (совместно с родителями). Развлечение: «Мы хотим, чтобы березка зеленела». Выпуск газеты: «Всё о березке».

Наблюдения «Что есть у березы и других деревьев?»; «Кора березы»; «Листья»; «Чем питается береза?»; «Без чего береза не может жить?»; «Березовый сок»; «Весенние секреты березы» (цветение до распускания листьев, опыление); «С кем дружит береза весной».

Использование в хозяйстве Наши предки применяли части березы по-разному: Березовой лучиной освещали дома (она меньше коптит); Из древесины мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, мебель; Из бересты делали лапти, туески, лукошки, игрушки; Раньше не было бумаги, поэтому на бересте писали; Из белой коры делали деготь (тёмная смола с резким запахом) и смазывали им колеса, чтобы не скрипели; До сих пор люди в деревнях топят печки березовыми дровами и получают много тепла в домах и банях. В наше время березу используют в декоративном садоводстве, строительстве, делают фанеру, лыжи.

Береза – лекарственное дерево С начала апреля и до середины мая можно собирать набухшие смолистые почки березы. Сушат почки вместе с ветками в тени. Почки и молодые листья содержат смолу, витамин С. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлении. Березовый гриб – чага, считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна.

Спасибо за внимание!


«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада – избушка- времянка. На родине Есенин родился и впервые «выплеснул душу в слова». Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Недалеко от избушки Есенина среди вишен – амбар. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком…

«Жизнь Есенина» - «Лебедушка» Читают Федорова Лиза и Смирнов Денис 8 «Г» класс. «БЕРЕЗА» Читает Кулакова Вика 8 «А» класс. «Гой ты, Русь моя родная…» Читает Фанеев Владислав 11 «А» класс. «Гляну в поле, гляну в небо…» Читает Царева Рита 8 «Б» класс. «Я снова здесь…» Читает Кирьянова Полина 9 «Г» класс. Радугой тайные вести Светятся в душу мою.

«Есенин деревня» - Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. «Потрясающая» деревня в «Анне Снегиной ». Чувство Родины. Эволюция взглядов Есенина на русскую деревню. Одной из таких личностей является Сергей Есенин. Главная тема в поэме «Анна Снегина». За что же на флоте Мы губили себя и других? Русь моя, деревянная Русь!

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Биография поэта. Последние дни жизни поэта. Есенин в Крыму. Проверь себя. Есенинские места. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Семья поэта. Айседора Дункан. История Галины Бениславской и Сергея Есенина. Женщины в жизни Есенина. Здесь дан список прижизненных сборников и изданий произведений Сергея Есенина.

«Женщины Есенина» - В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Любимая! Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум. Дункан в Москве открыла школу своего имени, учила детей танцам. Шаганэ ты моя, Шагаю! Родилась в 1896 году в с.Дединово Рязанской губернии в семье дьякона. Августа Миклашевская. Есенин». Помните последние строчки из «Шаганэ...»? «Там на севере девушка тоже.


Сергей Александрович Есенин (гг.) Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».


В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. В этот университет принимали всех желавших получить среднее или высшее образование (чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой).


Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остается загадкой история его гибели... А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.









Прочитайте стихотворение сами «жужжащим» чтением. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.




Физкультминутка Мы работаем отлично,(встали) Отдохнуть не прочь сейчас.(руки вперед подняли) И зарядка к нам привычно (опустили руки) На урок приходит в класс.(руки в стороны) Выше руки, выше пятки (шаг на месте) Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!


Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее;восторженное;шутливое;печальное;веселое;праздничное;радостное;спокойное;мечтательное;грустное? - Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление;радость;восторг;восхищение;грусть;спокойствие;сожаление;печаль;ликование.


Работа с эпитетами -При помощи, каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. -Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха?


Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Прочитать выразительно






Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С.А.Есенин «Береза»

Сергей Есенин

Сергей Есенин

Загадка Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане.

Игра «Собери картинку»

Игра «Буквы растерялись» Б Д Р З О Ё А Е

Игра «Буквы растерялись» Б А З Ё Р Е Д О

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Кисть- это пучок ниток, шнуров, используемых как украшение.

Кисть- приспособление для рисования или нанесения макияжа.

Кисть может быть ещё винограда или рябины.

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь.

Бахрома- тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров и кистей.

Игра «Свой среди чужих»

Давайте сегодня поиграем в « цап-царапки » или по научному – нарисуем картину в технике « граттаж ». Слов « граттаж » произошло от французского gratter – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья.

Рисование в стиле « Граттаж »

Игра «Четвёртый лишний»

С.А.Есенин «Береза»

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке мы будем работать по группам.

1 группа «Знатоки»

2 группа «Поисковики»

3 группа «Актеры»

4 группа «Художники».

Каждая группа заранее получила задание. И сегодня мы посмотрим, как они справились.

3.Проверка д/з. Ученики из группы «Актерская мастерская» читают наизусть стихотворение С.Есенина «Поет зима, аукает…»

Учитель анализирует выступление. Оценивается выразительность чтения, автор, название произведения.

4.Актуализация знаний. Слайд 1

1. Чтение загадки о березе.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (береза)

Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? Конечно, березе – дереву, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. Оно настолько привычно, что мы порой мы и не замечаем его. Выгляни в окно- ты увидишь березу: белоствольную, такую знакомую.

Своей популярностью береза обязана поэту С.Есенину, который воспевал её в своих стихотворениях. Береза для него – символ родины, образ русской деревни, воспоминания детства.

Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Береза», я предоставлю слово нашим исследователям, поисковикам, которые выполняли творческое задание на тему «Почему березу называют символом России?». Им слово.

1 рассказ Ерофеева П. Слайд 3

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

2 рассказ Ятаева Н.

Береза является самым распространенным деревом в наших широтах. Она является символом России, потому что символизирует чистоту и возрождение. Мы восхищаемся красотой и свежестью русской березки.

3 рассказ Харитонова Виктория.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? Нет у нас дерева веселее, милее стройной, кудрявой березки. Если бы было нужно с чем-нибудь её сравнить, то я сравнила бы её с хорошенькой девочкой в белом платьице, в зеленом передничке.

4 рассказ Крылов А.

Почему же именно береза пользуется такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями. Береза является частью русской души.

Молодцы, ребята.

Береза забрала в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!

Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.

И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша русская земля.

Какое дерево зимой сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов, словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.

Физкультминутка

Закройте глаза.

Представьте, что мы идём по березовому лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились

Садитесь.

5.Знакомство со стихотворением С.Есенина «Береза»

А сейчас послушаем, как С.Есенин при помощи слов сумел передать красоту березы зимой. Но послушаем в необычном исполнении.

(Звучит фонограмма)

Понравилось стихотворение? Чем понравилось?

2)Чтение по «цепочке». Словарная работа.

Если вы не знаете лексическое значение какого-либо слова, то поднимаем красные карандаши. А наши знатоки приготовили дома небольшие толковые словарики. Они и будут объяснять значения непонятных слов.

3) Работа по содержанию.

Где находится береза?

Объясните значение слова «принакрылась»? Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность.

С чем поэт сравнивает снег? Почему? Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Какое время суток рисует поэт? Какие слова говорят об этом? Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят.

С чем сравнивает поэт ветки березы?

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Докажите это строчками из стихотворения.

«И стоит береза», «принакрылась» придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый?

(Несколько детей читают все стихотворение)

6. – Сейчас вопросы опять знатокам.

– А какие еще стихотворения С.Есенина вошли в круг детского чтения. Кто прочитает их наизусть?

С.Есенин показал красоту березы при помощи слов. А как ещё можно показать ее красоту? (при помощи музыки и красок)

Известные художники изображали берёзу в разные времена года.

Исаак Ильич Левитан «Березовая роща». Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу.

Архип Иванович Куинджи «Березовая роща». На картине изображен яркий летний солнечный день. Березы стояли группками. На переднем плане – три березы, три сестры.

Игорь Эммануилович Грабарь «февральская лазурь» .Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.

Группа «Художники» открыла свою галерею. Попробовали показать красоту березы зимой. По-моему у них неплохо получилось.

А сколько песен о березе сложено, недаром ее называют песенным деревом! В русских песнях образ берёзы – символ счастливой доли, весны и родины.

(Звучит песня в исполнении Ятаевой Н. и Евграфова И.)

Рефлексия.

У нас в классе тоже есть береза. Но она не такая красивая, как в стихотворении С.Есенина. Мы сейчас ее украсим.

Если вы довольны своей работой, справились со всеми заданиями – прикрепите на березу серебристые снежинки.

Если вы не очень довольны своей работой, некоторые задания вызывали затруднения –голубые.

Если вы ничего не поняли на уроке, не работали – белые.

Подведение итога урока.

Что нового вы для себя узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Домашнее задание.

На следующем уроке будет конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворения «Береза». А раз конкурс, значит будут и награждения.