Екатерина Павловна Бакунина: биография, знакомство с Пушкиным. Стихи Пушкина, посвященные Бакуниной. Биография Е м бакунина воспоминания сестры милосердия

11 марта на базе Волгоградского государственного медицинского университета Фондом был организован вечер памяти, в рамках которого и состоялась презентация книги В. И. Сысоева «Сестра милосердия Екатерина Бакунина», ставшей первым серьезным биографическим исследованием о прославленной сестре милосердия.

Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

Милосердие – это доброта и мудрость, эта та форма существования,

о которой я мечтаю, к которой все мы стремимся в конце концов.

Может быть сейчас, кто знает, в бедности, скудности, нищете, лишениях

зарождается эпоха… Да не эпоха – эра милосердия! Именно эра! Милосердия…

Зиновий Гердт, к/ф «Место встречи изменить нельзя»

Замечательные слова… А связано ли милосердие с медициной? Конечно же, вы скажете «да». Милосердие – это та черта характера, которая должна быть присуща каждому истинному врачу. Ибо иначе он не сможет выполнять со всей необходимой внимательностью и заботливостью свои прямые обязанности. Однако, за телесное и духовное благополучие больного отвечает не только он, но и та, кто неустанно бдит состояние пациента, та, которая рядом с ним на протяжении всей его болезни, та, которая всегда готова прийти на помощь. Это медицинская сестра.

Многие знают Флоренс Найтингейл – основоположницу сестринского дела, которая проявила себя во время Крымской войны. Будучи англичанкой, она работала на английском фронте, тщательно ухаживая за солдатами, и благодаря ее стараниям смертность в лазаретах снизилась с критической половины до нескольких процентов. Но, к большому сожалению, мало кто знает, что на русском фронте была такая же женщина – Екатерина Михайловна Бакунина – героиня двух войн XIX века. Великий хирург Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину, чьи корни тесно связаны с тверской землей.

В России нет на сегодняшний день наград для медработников среднего звена. Для медицинских сестер существует лишь знак отличия Международного комитета Красного Креста – медаль имени Флоренс Найтингейл – сестры милосердия, которая в ту самую Крымскую войну занималась организацией помощи раненным туркам, англичанам и французам. Обидно не только то, что наших медсестер награждают знаком английской сестры милосердия, которая заботилась о наших противниках, но и то, что уникальный опыт русских сестер милосердия, опыт во многом опередивший европейский, не актуализирован и не прославлен. Именно поэтому в память 200-летия со дня рождения замечательной русской женщины, одной из первых в России сестер милосердия Екатерины Михайловны Бакуниной в Твери был создан Благотворительный фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной». Фонд возглавил ректор Тверской государственной медицинской академии, председатель общественной палаты г. Твери Михаил Николаевич Калинкин. Фонд занимается восстановлением исторической памяти об одной из первых российских сестер милосердия и популяризацией ее духовно-нравственного и медицинского наследия.

В 2012 году Фонд выпустил книгу-монографию тверского писателя В.И.Сысоева «Сестра милосердия Екатерина Бакунина», ставшую первым серьезным биографическим исследованием о прославленной сестре милосердия.

Презентации книги с большим успехом прошли во многих городах, и теперь очередь дошла и до Волгограда, у которого с Севастополем (где прославилась Е.М.Бакунина) много общего. Героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны во многом перекликается со знаменитой обороной Сталинграда и битвой на Волге в годы Второй мировой войны. Поэтому беспримерный подвиг русских воинов и медицинских работников как в Севастополе, так и в Сталинграде стал знаковым символом и духовным стержнем презентации книги в Волгограде.

В 2014 году исполнилось 120 лет со времени кончины Е. М. Бакуниной. И в преддверии этой памятной юбилейной даты в читальном зале библиотеки Волгоградского государственного медицинского университета Фондом был организован вечер памяти, в рамках которого и состоялась презентация.

В мероприятии приняли непосредственное участие заведующий кафедрой акушерства и гинекологии ВолгГМУ, профессор Н. А. Жаркин, заведующая кафедрой истории и культурологии ВолгГМУ, профессор И. А. Петрова, заведующая музеем ВолгГМУ к.и.н. Е.

В. Комиссарова, заведующая библиотекой ВолгГМУ, директор медицинского колледжа ВолгГМУ к.м.н. И. М. Чеканин, сотрудники перечисленных подразделений нашего университета и медицинских колледжей Волгограда, а также представители городских библиотек. Директор Благотворительного фонда «Имени сестры милосердия Е. М. Бакуниной», духовник общества Православных врачей г. Твери,

священник Роман Манилов: «Все знают род Бакуниных по одному человеку – анархисту Михаилу Бакунину, но в этом роде было огромное количество невероятно талантливых людей, прославивших Россию, и первая медицинская сестра Екатерина Бакунина в их числе. Хотя об этом знает мало кто. Поэтому мы издаем книги, буклеты, снимаем ролики, фильмы, и сегодняшний приезд в Волгоград явился одной из таких наших поездок по стране с целью популяризировать это имя. Тем более в этом году 120 лет со дня ее кончины, дата знаменательная, и даже была учреждена медаль общественного признания «Сестра милосердия Екатерина Бакунина», которой награждаются лучшие медицинские сестры».

Впечатлениями поделились воспитанницы Первого Волгоградского медицинского колледжа, которые в этот день перевоплотились в сестер милосердия XIX века.

Марина Николаева, Хадижат Ахмедова: «Мы гордимся нашим образом сегодня, потому что эта сестра помогала нашим солдатам на фронте, спасала их от неминуемой гибели и совершала ежедневно множество подвигов. Ее заслуги служат для нас примером, и мы рады, что выбрали такую замечательную и гуманную профессию.» А закончить хочется словами замечательного русского хирурга Н.И. Пирогова:

«Мы, русские, не должны дозволить никому переделывать историческую истину. Мы должны истребовать пальму первенства в деле столь благословенном и благотворном и ныне всеми принятом [женская помощь раненым на театре войны]. Наши женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям. До сей поры мы совершенно игнорировали чудные дарования наших женщин».

Немного истории. Родилась Екатерина Михайловна в 1810 году в семье дворянина – губернатора Петербурга, была двоюродной сестрой анархиста М.А.Бакунина, внучка И.Л.Голенищева-Кутузова. Е.М.Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование.

В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.

К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Но попасть туда оказалось делом непростым.

Родственники даже не хотели слышать о ее намерениях. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. 21 января 1855 года Бакунина в числе сестер Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя, где кровь лилась рекой. Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины.

«Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».

Вдохновляло сестер и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая ее к подвигу. Сам Пирогов, а также посещавшие госпитали

вице-адмирал П.С. Нахимов, генералы считали

их незаменимыми помощницами. «Нельзя не дивиться их усердию при уходе за больными и их истинно стоическому самоотвержению», — говорили многие, видевшие их труд.

По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестер для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину.

В 1856 году война была закончена, и сестры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность. Летом 1860 года Екатерина Михайловна с «сокрушенным сердцем» оставила общину и уехала в деревню. В селе Козицино Новоторжского уезда Тверской губернии вдали от столичной суеты начался новый, не менее яркий этап ее жизни в занятиях любимым и полезным делом – медициной.

В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела прием и оказывала медпомощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде.

Поначалу крестьяне отнеслись настороженно к барской затее. Но вскоре недоверие ушло, и к концу года количество получивших помощь превысило две тысячи человек, через год удвоилось, росло и далее. Прием Бакунина начинала с утра. Днем она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание.

До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Жизнь Екатерины Михайловны, несомненно, яркий образец общественного служения. Ей довелось стать одним из организаоров госпитального дела в России и медицинского обслуживания в Тверской губернии

Отец мой – генерал-губернатор Петербурга, мать – племянница М.И. Кутузова. Я получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев огромное сопротивление родных и знакомых, я добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Я стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях: ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя. После Крымской войны я стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины. В 1860 году отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств. Простой сиделкой выхаживала всех нуждающихся в заботе и милосердии. Была удостоена двух медалей.

Екатерина Михайловна Бакунина. об этом времени оставила изумительные «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской

общины, 1854-1860 годы», в которых рассказала не только о своем жизненном пути и своих переживаниях, но и поделилась опытом организации помощи больным и раненым.

«Итак, сбудется мое сердечное желание, чуть ли не с самого детства: я буду Сестрой милосердия!» - так начинаются её заметки.

Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину.

Пироговв своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о редком трудолюбии, но и спокойном мужестве сестрыЕкатерины : «Ежедневно днем и ночью можно было ее застать в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты … ложились кругом. Она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».



Екатерина Михайловна оставила о себе только хорошие воспоминания соотечественников, врачей, раненых…

Всего на театре военных действий работало 160 сестёр, одной из которых была Екатерина Хитрово.

Екатерина Александровна Хитрово происходила из дворянской семьи. Она получила хорошее домашнее образование, навыки воспитания и ухода за детьми. В возрасте 46-и лет поступила на службу в Одесскую богадельню

Екатерина Александровна Хитрово

сердобольных сестёр, организованную в 1850 году. Её обязанности – дежурство у постели больного в течение суток через день. Хитрово пишет: «Мне хорошо в моих новых трудах… Дурной запах поражает только обоняние; а в душе в это времярай при мысли облегчения, которое чрез это приносишь страждущей. И ей, когда она видит, что делаешь это с любовью какое сладостное чувство утешения! » во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна поручает Е.А. Хитрово готовить сестёр милосердия для работы в условиях военных госпиталей. В 1855 году она отправляется в Крым «ревизовать» работу сестёр милосердия, где и осталась служить вместе с другими сёстрами Крестовоздвиженской общины.

Помимо сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев.

Даша Севастопольская

(Дарья Лаврентьевна Михайловна)

Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья. Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай I пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженскаяобщина была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сес­тер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других го­родах.

Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины произвели огромное впечат­ление на швейцарца Анри Дюнана.

В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, обыкновенный торговец, много путешествовавший, совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству.

В 1862 г. Анри Дюнан, под влиянием поразившей его деятельности сестер Кресто-воздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия в период Крымской войны издает «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение создать международную организацию помощи жертвам войны. Частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности.

Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном ноле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться

международ­ный Красный Крест.

По предложению Красного Креста разные го­сударства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запре­щающую применять оружие против раненых. В соответствии с ус­ловиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религи­ей - красный полумесяц на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано об­щество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотвори­тельная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной.

К 1892 году насчи­тывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпи­демиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, тре­бовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.

12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Русско-турецкая война длилась десять месяцев и завершилась мирным договором.

Во время Русско-турецкой войны по просьбе Великой княгини Елены Павловны Екатерина Бакунина возглавляла отряд сестер, отправляющийся на Кавказ. Этой героической женщине (тогда ей было уже 65 лет) пришлось осуществлять руководство всеми военными госпиталями – от Тифлиса до Александрополя. Как простая сиделка она выхаживала не только раненых, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся сыпного тифа.

Корреспондент Максимов писал "Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах - дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег проскользают постоянно неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек... застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно. Старушка (знаменитая Карцева Е.П., бывшая старшей сестрой милосердия еще в Крымскую войну.) переносит пока войну геройски".

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, развлечения.

Юлия Петровна Вревская:

«Продам все, что есть,

куплю лошадь и поеду за войском ….»

«Я дружила с И.С Тургеневым, живя в Париже, встречалась с В. Гюго, была близка с поэтом Я. Полонским, художником И. Айвазовским. Жажда активной и полезной деятельности привела меня к решению поехать сестрой милосердия на войну за освобождение Болгарии»

Юлия Вревская

В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, Юлия решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, с 19 июня 1877 года в 45-ом военно-временном эвакогоспитале г. Яссы (Румыния), а с 20 ноября 1877 года в 48-ом военно-временном эвакогоспитале близ города Бяла в Болгарии, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «На 400 человек, нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот» , - пишет она на родину. В декабре Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в деревне Обретеник. Сологуб В.А. писал: "Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своею женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой... Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны".

Последнее письмо Юлия Вревская написала своей сестре Наталье 12 января 1878 г. 17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 г. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.

В дань памяти

Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский - «Под красным крестом»

В. Гюго - «Русская роза, погибшая на болгарской земле».

И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе - «Памяти Ю. Вревской».

В городе Белла есть военно-исторический музей на улице Вревской. В нём большой портрет красивой молодой женщины. Рядом красноречивая запись: «Русская роза сорвана на болгарской земле тифом. Русская женщина, баронесса Вревская. Превзошла всех женщин на свете самопожертвованием на благо других» и подпись – Виктор Гюго.

Видеофильм по заказу общества Красного Креста

стихотворение в прозе И. Тургенев:

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбито­го горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомля­лись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... Она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно поми­рилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближ­ним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, кото­рый я осмеливаюсь возложить на ее могилу!"

Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1918 г.г.) войн.

О деятельности сестер милосердия в этот период известно довольно мало, поскольку большинство событий предшествующих войн было описано спустя какое-то время после их окончания - для воспоминаний и подробных отчетов о сестрах в эту войну времени отпущено не было из-за начавшейся революции. Дошедшие же до нас сведения весьма неполны и мало информативны.

В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна .

Родилась будущая сестра милосердия Екатерина Михайловна Бакунина в августе 1810 года в семье дворянина. Всю юность и чуть позднее она посвятила музыке, танцам, рисованию, хорошо и очень охотно плавала в Черном море, участвовала в домашних балах, где непременно танцевала. Позднее в своих воспоминаниях о тех летах она дала себе прозвище «кисейная барышня». В общем, вела соответствующую ее уровню светскую жизнь, не обремененную трудом или наукой. Люди, знавшие ее в тот период, характеризовали ее как спорщицу и задиру.

Но когда империя вступила в Крымскую войну, Екатерина Михайловна, услышав о бедствиях на фронте, поспешила стать добровольцем. На тот момент ей было немного за 40 лет.

Родственники встретили ее порыв возмущением: война — это грязь, кровь, смерть… Но Екатерина Михайловна была непреклонна. Близкие потрудились сделать так, чтобы письменные просьбы Бакуниной о зачислении в общину сестер милосердия оставались без ответа. Но упорство будущей сестры милосердия победило. В ноябре 1854 года Екатерина Михайловна поступает в Крестовоздвиженскую общину, устроенную великой княгиней Еленой Павловной. Здесь она получает начальную медицинскую подготовку, а также ежедневно «испытывает себя», посещая одну из петербургских больниц.

Затем сестры общины направились в Севастополь, где их руководителем стал знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов. Впоследствии он говорил о Екатерине Бакуниной: «Ежедневно днем и ночью можно было застать ее ассистирующей на операциях, когда бомбы и ракеты ложились кругом. В ней было такое присутствие духа, мало совместимое с женской натурой». Он также с глубоким уважением отмечал ее бескорыстие и необычайное трудолюбие.

И это было только началом. Уже в январе 1855 года Бакунина и другие сестры продолжили свое служение в бараках осажденного города, где были уже реки крови.

На протяжении всего периода обороны Севастополя Екатерина Михайловна вместе со своим руководителем была в самом опасном месте, но и самом главном — в перевязочном пункте города, располагающемся в здании Дворянского собрания.

Сестры трудились день и ночь, в мокрых от дождя палатках, без малейшего ропота и с невероятной самоотверженностью — такими были сестры Крестовоздвиженской общины. Примером терпения и труда для сестер была Екатерина Михайловна Бакунина, которая всецело старалась служить больным.

Энергичная, с искрометными речами, в мужицких сапогах бодро шагающая по грязи, борющаяся с нерадивыми или пьяными смотрителями за транспорт для раненых — такой ее запомнили те, кто встречался с ней лично.

Но не всё было так оптимистично, как может показаться. В то трагическое время севастопольские госпитали были переполнены ранеными, свирепствовал тиф. Сами сестры очень скоро начинали болеть. Когда Екатерина Михайловна приехала в Севастополь, то четыре сестры милосердия уже умерли; другие шли на поправку, но некоторые были еще больны.

По личному поручению Пирогова в конце 1855 года Бакунина была поставлена главной сестрой в новом отделении медсестер для перевозки раненых в село Перекоп. А позже она возглавила и саму Крестовоздвиженскую общину и делала это до 1860 года. Она побывала во всех военных госпиталях Крыма и была примером терпения и труда для сестер общины.

Когда из-за усилившихся обстрелов было принято решение перевести всех раненых из здания Дворянского собрания в казематы Николаевской батареи, Бакунина лично проследила за тем, чтобы перенесли и разместили абсолютно всех больных.

Во время общего штурма Севастополя, произошедшего 27 августа 1855 года, русские войска переправились на Северную сторону. Последней из сестер из города вышла Екатерина Михайловна Бакунина.

После войны она как настоятельница общины приезжает в Петербург и занимается там обучением и воспитанием новых сестер, налаживает сестринское дело в мирный час — открыты отделения общины в госпиталях Санкт-Петербурга и Кронштадта.

В 1859 году настоятельница отправляется в Германию и Францию, чтобы увидеть работу зарубежных сестринских общин. Но возвращается она разочарованной. Чистота и опрятность были там на высшем уровне, но веяло от всего этого холодом. «Мы представляли сестер как утешительниц и ходатайниц для больных и за них… сестер, вносящих в полные боли и отчаяния госпитали чувство любви и участия», — такой видела свою общину ее настоятельница.

Но великая княгиня Елена Павловна желала устроить Крестовоздвиженскую общину по западному типу, поэтому Екатерина Михайловна решает оставить общину, ставшую для нее делом всей жизни. Оставляет она и Петербург, но находит для себя другую деятельность — заботу о крестьянах. И летом 1860 года с болью об оставленной ею общине отправляется в село Козицино Тверской губернии, где ее ждало не менее полезное дело — медицина.

Врачей в губернии не хватало. Население уезда, насчитывающее не менее 136 тысяч человек, обслуживал только один врач. Чума, холера, оспа, тиф уносили множество жизней. Бакунина открыла больничку на восемь коек, специально построив для этого деревянное здание, сама вела прием и на собственные средства оказывала медицинскую помощь, а также сама выплачивала жалованье врачу. Это был первый камень в фундаменте будущей земской медицины в этом уезде.

Не сразу крестьяне потянулись к барыне, какой они считали Екатерину Михайловну. Но уже к концу года помощь получили больше двух тысяч человек, с годами это число росло. Работать Бакунина начинала с самого утра, а днем объезжала больных, сама готовила лекарства для них. Кроме этого, она стала попечительницей всех земских больниц уезда, так что в них не взималась плата за медицинское обслуживание.

В 1877 году началась Русско-турецкая война, и Екатерина Михайловна получила приглашение заведовать одним из отрядов сестер Красного Креста. Через некоторое время с отрядом сестер милосердия она отправилась из Петербурга на Кавказ. На тот момент Екатерине Михайловне было 65 лет.

На вопрос о том, не хотелось ли ей отдохнуть, Бакунина отвечала: «Меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?» У нее был и свой девиз: «С именем Бога — всё для людей».

В последние годы жизни Екатерина грустно улыбалась, говоря: «Увы! Зачислена в запас!»

За год до смерти она написала книгу «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины».

«Несколько минут разговаривала я с генералом; он изъявил мне свое удивление, что я пошла в сестры. Я ему отвечала, что если бы я была мужчиной, то давно имела бы честь служить под его начальством; но когда сделали воззвание к женщинам, я не могла не отозваться…» (Из книги «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины»).

Екатери́на Миха́йловна Баку́нина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург - 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) - знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века.

Великий хирург Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину , чьи корни тесно связаны с тверской землей.

Биография

Родилась Екатерина Михайловна в 1810 году в семье дворянина - Михаила Михайловича Бакунина (1764-1847), бывшего губернатором Санкт-Петербурга и сенатором.

Е. М. Бакунина приходилась двоюродной сестрой знаменитому анархисту Михаилу Бакунину и внучкой И. Л. Голенищеву-Кутузову.

Е. М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.

Крымская война

К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Но попасть туда оказалось делом непростым. Родственники даже не хотели слышать о ее намерениях. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. Когда врачи обучали ее в Петербурге азам медицинского дела, то, боясь простудиться в холодном климате зимой, в больницу на занятия ездила в карете, чем вызывала насмешки хирургов. Но двоюродный брат, офицер Александр, лучше знающий ее характер и волю, рассказывая ей про Крым, про скопления раненых и тифозных, сказал: «Ведь я тебя знаю, тебе теперь еще больше захотелось туда ехать». Тогда желая испытать себя, она стала ежедневно посещать «самую гнусную» из московских больниц.

21 января 1855 года Бакунина в числе сестер Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя, где кровь лилась рекой. Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины. Пирогов вспоминал: «Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». Вдохновляло сестер и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая ее к подвигу. Сам Пирогов, а также посещавшие госпитали вице-адмирал П. С. Нахимов, генералы считали их незаменимыми помощницами. «Нельзя не дивиться их усердию при уходе за больными и их истинно стоическому самоотвержению», - говорили многие, видевшие их труд. По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестер для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Великий хирург пишет ей в письме: «Не отговаривайтесь и не возражайте, здесь скромность неуместна… Я вам ручаюсь, Вы теперь необходимы для общины как настоятельница. Вы знаете, ее значение, сестер, ход дел, у Вас есть благонамерение и энергия.… Не время много толковать - действуйте!» На этом посту Бакунина оставалась вплоть до 1860 года. Она ездила по всем военным госпиталям Крыма и «сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер Общины».

«Община - не просто собрание сиделок, - подчеркивал Пирогов, - а будущее средство нравственного контроля госпитальной администрации». На должности госпитальной обслуги, а также на заведование складами были взяты только сестры независимой Крестовоздвиженской общины.

Одним из ярких представителей такого «нравственного контроля» стала Екатерина Михайловна Бакунина.

Карьера сестер милосердия определяется мнением о них раненых, местных руководителей общины, Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны. И не могли своей властью госпитальные чины ни наградить, ни разжаловать их. Не могли чиновники и заинтересовать сестёр «войти в долю»: их позиция была твёрдой. Эту позицию выразила Екатерина Михайловна. Она так сказала о своей главной цели: «Я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом».

Именно поэтому Николай Иванович поручил сестрам раздачу денежных пособий. Честность Бакуниной и других сестёр оценили и сами раненые. «Вы помните меня, Катерина Михайловна? - иногда радостно кричал и махал ей рукой какой-нибудь солдат, проходящий мимо с отрядом, - это я, Лукьян Чепчух! Мои семь рублей были у вас на Николаевской батарее, и вы уже из Бельбека переслали их в Северный лагерь».

Екатерина Михайловна последней из сестер милосердия покинула по плавучему мосту оставляемый войсками Севастополь.

В 1856 году война была закончена, и сестры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность.

Продолжение благотворительной деятельности

Летом 1860 года Екатерина Михайловна с «сокрушенным сердцем» оставила общину и уехала в деревню. В селе Козицино Новоторжского уезда Тверской губернии вдали от столичной суеты начался новый, не менее яркий этап ее жизни в занятиях любимым и полезным делом - медициной.

Врачей в губернии было мало. Население уезда (около 136 тысяч человек) обслуживал единственный врач. Эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа уносили тысячи жизней. В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела прием и оказывала медпомощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде.

Поначалу крестьяне отнеслись настороженно к барской затее. Но вскоре недоверие ушло, и к концу года количество получивших помощь превысило две тысячи человек, через год удвоилось, росло и далее. Прием Бакунина начинала с утра. Днем она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание.

До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Жизнь Екатерины Михайловны, несомненно, яркий образец общественного служения. Ей довелось стать одним из организаторов госпитального дела в России и медицинского обслуживания в Тверской губернии. Ее заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания. В 1877 году Россия вступила в Русско-турецкую войну. Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, востребована руководством Российского общества Красного Креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестер временных госпиталей. Ее деятельность здесь была еще более обширной, чем в годы Крымской войны. На фронте в этот раз Екатерина Михайловна пробыла больше года. Прощаясь, врачи пяти реформированных госпиталей преподнесли ей памятный адрес: «Во всех отношениях Вы явились достойной имени русского воина. От начала и до конца Вы оставались верны программе Вашей - служить во всем примером младшим Вашим подругам… Мы, врачи, для коих Вы были благонадежной и опытнейшей помощницей, питаем и навсегда сохраним к Вам чувство беспредельной благодарности. Имя Ваше не изгладится из памяти больных, коим Вы всецело приносили себя в жертву».

Умерла Екатерина Михайловна в 1894 году в селе Козицино, похоронена в селе Прямухино (ныне Кувшиновского р-на) Тверской губернии в фамильном склепе Бакуниных.

Работы. Память

В 1893 году, за год до смерти, Бакунина написала книгу «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины», в которой мы видим ее, энергичную, пламенную, с искрометными глазами и речами, в простых мужицких сапогах бодро шагающую по непролазной грязи, когда она боролась с нерадивыми унтерами за свой транспорт с больными и ранеными.

В 1881 году в Козицине к Екатерине Михайловне приезжал Лев Николаевич Толстой. Вспоминая Севастополь, он спросил ее: «Неужели у вас нет желания отдохнуть, переменить обстановку?» «Нет, да и куда я могу уехать, когда меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?» - отвечала она. В этих словах, по нашему мнению, содержится квинтэссенция, основное содержание и смысл профессии медсестры и в наше время. В своей благотворительной деятельности Бакунина выдвигала свой девиз: «С именем Бога - все для людей». Именно поэтому так важен пример Е. М. Бакуниной для наших будущих выпускников.

Имя Екатерины Михайловны Бакуниной носит Общество православных врачей г. Тверь, Областной перинатальный центр в Твери. В 2011 году организован Благотворительный Фонд им. Екатерины Бакуниной.

Современным медикам необходимы нравственные идеалы. Тверской медицинский колледж (Тверской медицинский колледж) считает Е.М. Бакунину эталоном для подражания. Лучшим студентам колледжа учреждена стипендия им. Бакуниной. В стенах Тверского медицинского колледжа разворачивается экспозиция, посвященная жизни и деятельности этой удивительной женщины.

В г.Севастополе в честь Е.М.Бакуниной названа одна из улиц, на которой находится общеобразовательная школа №26, где есть памятный уголок о Екатерине Михайловне.

Литература

Статья написана Смирновой Екатериной (Тверской медицинский колледж) по материалам книг тверского писателя и исследователя рода Бакуниных - Владимира Ивановича Сысоева, скропостижно скончавшегося 3 января 2010 года. В. И. Сысоев перед смертью заканчивал книгу о Е. М. Бакуниной.

  • В. И. Сысоев «Бакунины» // Тверь, изд. «Созвездие», 2002.
  • Екатерина Михайловна Бакунина «Записки» //Журнал «Вестнике Европы» за 1898 год, № 3 - 6.
  • Синицын «Воспоминания» //Журнал «Вестнике Европы» за 1898 год, № 7.
  • Е. Бакунина. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.). Село Казицыно, 1888-1889 гг.

«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было!

Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.

Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С. Д. Комовский

«Но первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его… Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихи сии очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно петы не только в Лицее, но и долго по выходе из оного».

Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями.

Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии. Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.

«Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, – считает литературовед Нина Забабурова. – Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже поэтому должна была смотреть на него как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства».

Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…

Лучшие дня

В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви…

Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери

«...как новость скажу тебе, что Бакунина выходит за господина Полторацкого, двоюродного брата госпожи Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием. Говорят, он два года, как влюблен...».

По-видимому, Пушкин – уже женатый в то время человек – присутствовал на свадьбе Екатерины Павловны. По заведенному обычаю императрица Елизавета Алексеевна благословила свою любимую фрейлину и подарила молодым икону, которую Бакунина хранила всю жизнь.

Покинув высший свет, двадцать один год прожила она с мужем в полном согласии. Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала детей – сына Александра и дочь Екатерину, наслаждалась семейным счастьем...

«…Екатерина Павловна между тем стала замечательной художницей, – рассказывает Лев Анисов. – Имела выставки, много заказов. Однако прославилась она и осталась в памяти потомков именно влюбленностью в нее великого поэта. Вполне сознавая это, она как реликвию берегла до конца своих дней написанный рукою Пушкина на желтоватом листке альбомного формата его мадригал ко дню ее именин».

Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.