Валентина Талызина: «Я была влюблена в Виктюка. Но он переступил через меня. Роман Виктюк: “Я — бандеровец, живущий в квартире Сталина” Что с виктюком он болен

Роман Виктюк - талантливый и эпатажный режиссер театра, создатель и идейный вдохновитель собственного именного театра.

Виктюк Роман Григорьевич появился на свет в тогда еще польском городе Львове в учительской семье. На дворе - тревожный 1936 год, октябрь. Кем станет мальчик Рома, родители и друзья семьи догадывались, когда ребенку было совсем немного лет. Роман Виктюк уже тогда неплохо руководил дворовыми ребятами, ставя с ними маленькие спектакли и импровизации. Эту деятельность Виктюк продолжил и в школе, где актерами его «театра» стали одноклассники.

Окончив львовскую школу, парень сразу же отправился в Москву, где сдал экзамены в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) и стал студентом. Виктюку посчастливилось учиться в мастерской талантливых преподавателей и супругов Орловых. Кроме них любимыми преподавателями Романа Виктюка стали легендарные советские режиссеры и Юрий Завадский.

Театр

Окончив ГИТИС в 1956 году, Роман Виктюк поступил на работу сразу в два театра – Киевский и Львовский ТЮЗ. Между ними и разрывался молодой талант. А еще Виктюк успевал преподавать в студии Театра имени Франко в Киеве.


Творческая биография Романа Виктюка-режиссера началась в 1965 году в родном Львове. Дебютным стал для него спектакль «Все это не так просто» по пьесе Шмелева. Премьера прошла на сцене Львовского театра юного зрителя. На этой же сцене Роман Виктюк поставил свой «Город без любви» по пьесе Устинова. Чуть позже театралы с удовольствием смотрели новую постановку Виктюка «Дон Жуан».

Режиссура

Год - с 1968 по 1969 – Виктюк работал главрежем театра юного зрителя в Калинине. В начале 70-х годов он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы, Киева. В тот же 1968 год Виктюк начал режиссировать фильмы-спектакли.

В 1970-1974 годах талантливый львовянин был назначен ведущим режиссером в литовском Русском драматическом театре. Среди наиболее известных постановок Романа Григорьевича Виктюка в 70-х годах можно назвать пьесу Шеффера «Черная комната», «Принцессу и дровосека» и Микаэляна, «Валентина и Валентину» Рощина, драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», «Любовь – книга золотая» .

Короткий период с 1977 года по 1979 Роман Виктюк служил главным режиссером Студенческого театра МГУ. А в 80-е годы Виктюка пригласили в вильнюсский Русский драмтеатр, на сцене которого талантливый режиссер поставил спектакли «Уроки музыки» по произведению Петрушевской и «Мастера и Маргариту» .

Но наибольшим успехом тех лет стал поставленный Виктюком спектакль под названием «Служанки». И сегодня эта постановка остается самой известной из всех, сделанных Романом Григорьевичем. Премьера «Служанок» по пьесе Жене состоялась в столичном «Сатириконе».


Болезнь

С возрастом состояние здоровья режиссера стало ухудшаться. В 2004 году режиссер сильно похудел. Потерю веса одни СМИ связали с пластической операцией, другие – с серьезными проблемами со здоровьем. Виктюк не прокомментировал изменения внешности.

Роман Виктюк чаще попадает в больницы, а в СМИ появились слухи, что режиссер страдает от тяжелого заболевания, возможно, рака. Близкие и семья Виктюка не подтвердили версию журналистов, но и не опровергли слухи.


Во второй половине 2015 года Виктюк перенес микроинсульт. Окружение режиссера утверждает, что причиной приступа стал не столько возраст актера, сколько переживания за театр - незадолго до этого с поста директора театра ушла .

Речь режиссера стала малопонятной, Роман Григорьевич изменил своей привычке общаться с залом, но, в конце концов, жизнелюбие Виктюка помогло ему побороть болезнь, вернуться к работе и заняться новыми постановками.

Личная жизнь

Однажды Роман Григорьевич признался, что был безумно влюблен в легендарную . Увидев актрису впервые в «Карнавальной ночи», Виктюк был сражен наповал. Но все же больше похоже на то, что это была любовь режиссера к талантливой артистке.


О студенческой влюбленности в Романа Виктюка журналистам рассказала актриса . Но призналась, что это было только платоническое чувство, так как Рому актриса не интересовала точно так же, как и остальные девушки ГИТИСа.

Режиссер признался, что однажды вступал в брак, женой артиста была работница «Мосфильма», не имевшая никакого отношения к актерской сфере. Имени бывшей жены Виктюк не раскрывает. Сам брак Роман Григорьевич считает ошибкой и грехом. Режиссер не винит в этом бывшую жену, но уверен, что сама концепция брака – это способ контроля человека государством, а штамп в паспорте убивает семью, что и произошло с отношениями артиста.

Когда Виктюка спрашивают о детях, режиссер говорит, что актеры зовут его папой.


Незаинтересованность режиссера в женщинах и скрытность в вопросах личной жизни породили слухи об ориентации Виктюка. СМИ начали демонизировать Романа Григорьевича, приписывая Виктюку не просто любовь к мужчинам, но и любовные связи с актерами собственного театра, где, по мнению прессы и злых языков, больше половины артистов нетрадиционной ориентации.

Свои пристрастия режиссер никак не комментирует, но яро отрицает отношения с актерами или актрисами своего театра – для Виктюка, который называет артистов собственными детьми, такие связи сродни инцесту.


Общественная позиция

Виктюк уверен, что режиссер не должен «обслуживать систему» и идти на поводу у политических элит. По мнению Романа Виктюка, художник должен стараться существовать вне государства. Такая позиция вовсе не значит, что Роман Григорьевич аполитичен. Режиссер открыто выступал за освобождение участниц музыкальной группы «Pussy Riot». Романа Виктюка интересуют отношения не только между людьми: режиссер подписал петицию за закон о защите животных от жестокого обращения.

Четкая позиция присутствует у Виктюка и по поводу происходящего в Украине. В 2004 году артист поддержал «оранжевую революцию», режиссер был поражен светом и силой протестующих людей. В 2014 году Роман Григорьевич публично высказался насчет ситуации на Донбассе. Режиссер порекомендовал всем, кто не считает себя лично вовлеченными в конфликт, оставить страну в покое, а жителям Донбасса выключить телевизор и постараться разобраться в происходящем самостоятельно, без российской и украинской пропаганды.

Роман Виктюк сегодня

В октябре 2016 года Виктюк стал гостем шоу «Первого канала» «Вечерний Ургант». Режиссер рассказал телезрителям об открытии театра после ремонта, о новых спектаклях и о последнем выступлении .

28 октября 2016 года Роман Григорьевич отметил юбилей – 80 лет. Праздник прошел в собственном театре Виктюка, где к юбилею создателя и идейного вдохновителя состоялась премьера спектакля «Минувшим летом…».

Сейчас Виктюк работает над новым репертуаром отремонтированного театра. На сцене идут премьеры свежих спектаклей.

В 2017 году режиссер запустил новый проект «Цикл встреч «Роман Виктюк представляет».

Спектакли

  • Мария Стюарт
  • Царская охота
  • Служанки
  • М. Баттерфляй
  • Лолита
  • Саломея
  • Сергей и Айседора
  • Восемь любящих женщин

Фильмография

  • Реквием по Радамесу (фильм-спектакль)
  • Сон Гафта, пересказанный Виктюком (фильм-спектакль)
  • Я тебя больше не знаю, милый (фильм-спектакль)
  • Татуированная роза (фильм-спектакль)
  • Долгая память
  • Радуга зимой
  • Мне от любви покоя не найти (фильм-спектакль)
  • История кавалера де Грие и Манон Леско (фильм-спектакль)
  • Игроки (фильм-спектакль)
  • Вечерний свет (фильм-спектакль)
  • Кабачок "13 стульев" (фильм-спектакль)

Веста Боровикова

- Роман Григорьевич, Вы выступали в БДТ, и я уже знаю об овации в полчаса, которую устроила вам питерская публика.

27 минут. Не полчаса. В двухтысячном зале. Они аплодировали неистово, завороженно. Этого не было в их театре давно, как они сказали. Они очень любят мой театр, это правда. Я всегда привожу к ним премьеру. И надо еще понимать, что мы играли в зале, где все они были. Все поэты. И Блок, и Мандельштам.

- То есть Мандельштам приехал в гости к Мандельштаму?

Совершенно верно. Он жил рядом, ведь театр в центре. И там ни-че-го в зале не изменилось. Хотя и делали ремонт.

- Что послужило идеей для рождения спектакля «Мандельштам»?

Театр потерял способность ставить поэтические произведения. Проще ставить бытовую драму. Смешные, грустные зарисовки из жизни, в которой мы живем. Но когда встала проблема перемены духа в театре, то решить её было возможно лишь поэзией. Потому что поэзия - это вершина всего. Но никто из наших великих поэтов на сцену не попал. Марина Цветаева носила и читала «Федру» в студии Вахтангова в те годы. И Вахтангов сказал: «Нет». Она второй раз приходила читать. И второй раз был отказ. И до тех пор, пока я не поставил «Федру» в театре на Таганке с Аллой Демидовой, драматургия Цветаевой интереса не вызывала. А я знаю, что без поэзии воспитать артиста сегодня в ощущении собственного духа и тела и соприкосновении с мирозданием не-воз-мож-но.

Потому что хороший артист – это тот, кто чувствует, как его направляет энергия, которая руководит вселенским процессом. Если артист слышит эти ноты оттуда, он совершенно по-другому играет каждый спектакль. Игорь Неведров и Дима Бозин первые получили возможность через свой организм пропускать те сигналы и волны, которые идут сверху. Все планируется, строится и разрушается наверху, но очень мало людей, которые слышат сигналы сверху. И могут их транслировать. И театр сейчас должен меняться не оформлением, не количеством смеховых раздражителей, не передразниванием вождей и животным смехом публики. Всё это подножный корм. И все это неправда.

Сейчас Миша Ефремов подражает Сталину, его интонации и так далее. Но все это - не о Сталине. Потому что Сталин – это порождение энергетической силы там, над всеми нами. Она выбрала его, чтобы люди очнулись. К сожалению, это не произошло.

- Вы хотите сказать, что зло является слугой Бога?

Конечно. Для того, чтобы люди не погрязли во зле, приходит его воплощение. А если сказать грамотно, то эта высшая энергия периодически вызывает рост энергии творчества. И появляется Серебряный век, например. Вспышка, и потом мы получили ошметки от нее. И больше эта энергия на землю не приходила. Поэтому сейчас мы наблюдаем пустые головы, низменные намерения и нежелание служить этому вселенскому энергетическому потоку.

- А как он работает? Например, в музыке?

Музыка – это, прежде всего волны, которые отправляются туда, вверх, а потом возвращаются оттуда на землю, и рождаются великие музыкальные произведения. Я очень примитивно объяснил этот процесс, но вы меня понимаете.

- Не все хотят пропускать через себя этот поток энергии. Потому что тот, кто к нему подключается, становится мишенью.

Это не имеет значения. Это и есть выбор. Как он может не стать мишенью, если вокруг – темнота?

- Вы только что создали афоризм.

- …и поэтому тех, кто чувствовал эти потоки, их миллионами отправляли подальше. А они там, в тюрьмах, на стенах оставляли свои строки. И эти строки читали. Но эта черная энергия. И ее в пять раз больше, чем остальной энергии на земном шаре.

- То есть любви в пять раз меньше, чем боли, страха, подлости и насилия?

В пять раз меньше.

- То есть за каждую минуту любви мы будем платить пятью минутами страданий?

Совершенно верно. Или – гибелью. Но те, которые уходят, свет там, наверху, увеличивают. И когда придет оборот всей этой гигантской структуры опять на землю, может быть, что-то изменится. Но этот приход надо готовить. Для взрыва, для всплеска небесного света людям на земле.

- Ваша миссия - это подготовить приход света?

- Далеко не все это понимают.

А зачем? У них есть ирония. И смех. Они говорят: «Сумасшедший!» - «Да, сумасшедший». - «В искусстве нельзя не быть сумасшедшим».

- Почти все ваши спектакли – об отсутствии любви. «Служанки» – о том, что любовь невозможна в рабстве. «Давай займемся сексом» - о попытке спрятаться от отсутствия любви в секс…

Этот спектакль - вообще наш вопль! Люди хотят любви даже в сумасшедшем доме. Но не получают, потому что она уходит из этого мира. Сейчас я тружусь над «Мелким бесом» Сологуба. Это все – о нас. Мелкий бес никуда не делся. Он процветает сегодня. И свою молитву ненависти он реализует. Когда-то я впервые поставил его в Русском театре в Риге. Здесь я даже не мог заикнуться о том, что хочу его поставить. Решил попробовать в Риге. Там меня привели в ЦК партии к человеку, который отвечал за культуру. Он меня выслушал и подписал разрешение. Приезжаю в начале сентября, разрешение действует. Прошу: «Я бы хотел встретиться с этим человеком». А мне говорят: «Он летом поехал с семьей в Париж и там остался». И я вспомнил его взгляд, когда он подписывал это разрешение. Он знал, что уедет. И в Русский театр в Риге впервые пошли эстонцы, именно на мой спектакль. Успех был ошеломляющий. И буквально в прошлом году они меня пригласили на годовщину «Мелкого беса» в Русский театр.

- То есть времени нет? Оно прорастает новыми побегами на старом месте?

Совершенно верно. Энергетика сохраняется там, куда она пришла. Человек, который открыл мне этот клапан в Риге, так и не вернулся. Но несколько раз оттуда передавал мне приветы.

- Видите, как важно встретить своих.

Можно ведь и не встретить своих. Если нет той же волны.

- Сологуб в предисловии к роману писал примерно так: «Вы думаете, это автор такой злой и нехороший? Нет, друзья, это автор написал о вас. Это вы - злые и нехорошие». Вы могли бы подписаться под этими словами?

Думаю, он многого не сказал. Действие в романе происходит на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Персонажи романа принимали участие в революции и строили новое государство. Это они в один день отказались от Бога. Он ведь не выдумал никого. Это интеллигенция, учителя гимназии. Будущие бойцы с самедержавием. И все монологи героя есть подготовка к убийству. Там есть гениальный монолог о том, что мысль об убийстве уже есть убийство. И то, как воспитывают гимназистов, и как дирекция следит за гимназистами, и то, в чем гимназисты участвуют в свободное время - участвуют в сражении - это все говорит о том, что «будет беда». Все это очень важные вещи. Сологуб хотел уехать.Но его жена покончила жизнь самоубийством, и он остался. Он перестал общаться с людьми, и его впервые стали называть «старик». Это великий писатель, и то, что он незаслуженно вошел в историю литературы без великой славы, это неверно. Его сто лет не издают. А у него есть и пьесы. Пьесу «Мелкий бес» он написал сам. И участвовал в постановке.

Виктюк все-таки — уникальный человек. Я не понимаю, как можно, при такой интенсивности интервьюирования, умудряться для каждой встречи с журналистами находить эксклюзивные истории и совершенно фантастические прожекты, повторяясь более чем умеренно. Сегодняшняя ресторанная пресс-конференция (на которой Роман Григорьевич сумел театрально обыграть даже фуршет — кстати, великолепный, одни только шашлыки из гусиной печенки и почек чего стоили) была посвящена предстоящей большой ретроспективе его спектаклей, пафосно названной «Роман с любовью». Не знаю, может я, сделав не одно интервью с Виктюком, что-то упустил, но замысел о постановке пьесы Альдо Николаи про трех старых актрис, в которой маэстро намерен занять Елену Образцову, Аллу Пугачеву и Татьяну Доронину, я с изумлением услышал впервые.

Самое забавное, что в мифе Виктюка о самом себе правды гораздо больше, чем может показаться. Речь, понятное дело, не идет об истории про жену и дочь, которую Роман Григорьевич недавно поведал в ток-шоу «Сто вопросов к взрослому. Но вот, к примеру, история про Елену Образцову, которая для несостоявшейся постановки «Венеры в мехах» накупила в нью-йоркских секс-шопах причиндалов для садо-мазо — не выдумка Виктюка. Мне ее в свое время рассказывала сама Елена Васильевна, и не просто рассказывала (она-то ведь и сама — та еще сказочница), но и в бытность мою журналистом газеты «Жизнь» согласилась на фотосъемку в ошейнике с шипами и с плеткой в руках. Так что может еще и Доронина с Пугачевой поиграют вместе в странные игры Романа Виктюка.

Ретроспектива, если кому интересно, пройдет с 24 марта по 10 апреля в зале «Мир» (не самый лучший вариант, конечно, но, видимо, выбирать особо было не из чего). Не будет «Заводного апельсина» и «Антонио фон Эльба», а в остальном — практически все спектакли Виктюка последних лет («Саломея, или Странные игры Оскара Уальда», «Мастер и Маргарита», «Сергей и Айседора», «Путаны», «Коза», «Последняя любовь Дон Жуана», «Давай займемся сексом», «Нездешний сад», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Наш декамерон XXI», «Эдит Пиаф»), в том числе и два последних («Масенькие супружеские преступления» и восстановленные в новом составе «Служанки»). Я это все уже видел раньше. Кое о чем писал в дневнике:

  • «Нездешний сад» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/25682.html?nc=1
  • «Коза, или Кто такая Сильвия?» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/287866.html?nc=7
  • «Сергей и Айседора» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/494378.html?nc=14
  • «Последняя лююбовь Дон Жуана, или Эшафот любви» — http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/372032.html?nc=5
  • «Непостижимая женщина, живущая в нас» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/744732.html?nc=6
  • «Масенькие супружеские преступления» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/732049.html?nc=4
  • «Служанки» — http://users.livejournal.com/_arlekin_/729407.html?nc=28
  • Мое интервью с Виктюком двухлетней давности — http://users.livejournal.com/_arlekin_/407986.html?nc=15

Русь! Давай займемся сексом!

Театральный июль в Москве прошел под знаком Виктюка — за несколько недель были показаны публике почти все последние постановки его театре, включая последнюю премьеру. Спектаклем о жизни и смерте танцовщика Рудольфа Нуреева «Нездешний сад» Роман Виктюк продолжил отрабатывать свой неофициальный, но давний и устойчивый имидж режиссера «про геев» и «для геев». Хотя, говоря по справедливости, гомосексуальная тема, присутствуя так или иначе в большинстве постановок Романа Григорьевича, все же не подается как основная. Виктюк смотрит шире — его интересует не столько секс однополый, сколько секс в принципе, как таковой. Другое дело, что любой разговор о сексе у Виктюка так или иначе касается моментов, во времена его творческой молодости находившихся под стражайшим запретом.

Когда-то эпатажным казалось одно только использование в спектакле по советской пьесе «Вечерний свет» (драматурга Арбузова), действие которой происходит во глубине Сибири, композиций Джо Дассена. Тогда Роману Виктюку, которому без эпатажа прожить никак невозможно, удавалось обходиться малой кровью. Потом пришлось напрягаться, придумывать танцы накрашенных и переодетых в женское платье мужиков под песни Далиды в «Служанках» или заставлять ни в чем не повинного контр-тенора Эрика Курмангалиева играть в полуобнаженном виде однополоый секс («М. Баттерфляй»). Сейчас и этим никого не удивишь, а находки, прежде шокировавшие, ныне благодаря пародиям известны любому школьнику — причем куда лучше первоисточника. Виктюк однако же в свои 67 продолжает проявлять активность. Творческую, разумеется. И завидную — по нескольку премьер в год, и одну из них непременно — к дню своего рождения (как известно, сам режиссер считает, что ему навеки 19). Правда, желанный шоковый эффект ему приходится вызывать средствами более простыми — чтобы и самым «продвинутым» мало не показалось.

Показательна в этом смысле судьба спекакля «Путаны». Виктюк давно уже сдал в утиль многие постановки, сделанные после «Путан» — а с этим спектаклем все не расстается. Вот и минувшим летом на своеобразном «фестивале» спекатклей Виктюка в Московском доме музыки «Путан» сыграли дважды — дай Бог, не в последний раз. Смотришь на это зрелище и думаешь: где еще потом у Виктюка были кресты, вписанные в красную пирамиду? — в «Мастере и Маргарите»? — а в которой, в нижегородской или в московской? — в обоих (точнее в обеих)? — а где еще у Виктюка бегал Чарли Чаплин? — в «Заводном апельсине», я не ошибаюсь? — что же говорить про пляшущих на авансцене четырех полуголых мужиков с размалеванными лицами? — или китайских халатах на голое тело? — ассоциации, понятные даже тем, кто с творчеством Виктюка знаком исключительно по кавээновским пародиям на его спектакли?

Мне кажется, понятно, почему. Пьеса Манфреди о том, что люди творческих профессий — больше проститутки, чем собственно уличные девки, Роману Григорьевичу ой как дорога. Ему, обладателю самого раскрученного брэнда в коммерческом российском театре и давно превратившему свою режиссерскую деятельность в конвейерное производство (моя рецензия на московский вариант «Мастера и Маргариты», опубликованная в «Комсомольской правде» в октябре 2001-го, так и называлась — «Виктюк поставил «Мастера и Маргариту» на поток»), мысль о проституции как самом комфортном для «творческого» человека способе существования должна быть идейно близка. И «Путаны» для Виктюка — своего рода манифест. Не эстетический, конечно (таковыми навсегда останутся пресловутые «Служанки» и «М. Баттерфляй»), а идеологический. Как для Маяковского — стихотворение «Вам!» с финалом:
Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?
Лучше я блядям в баре буду
Подавать ананасную воду!

в «Нездешнем саде» Роман Григорьевич продолжает гнуть свою линию. Виктюк даже если за «Вишневый сад» возьмется, все равно превратит его в «нездешний» и «адский» («Адский сад» Ренато Майнарди он ставил в середине 90-х в «Современнике» с Мариной Нееловой и Лией Ахеджаковой). Пьеса «Нездешний сад» (автор — Азат Абдуллин) — спонтанная компилляция из общеизвестных цитат и нелепых, нечеловеческих, примитивных реплик, используемых как связки для этих цитат. Но Виктюка качество текста давно не беспокоит. Он бы вообще без текста обошелся, но не могут же полуобнаженные актеры два часа молча под музыку балетов Чайковского и песни Эдит Пиаф друг друга трогать и лизать. Виктюк повторяется так давно и так явно, что в первые полчаса трудно не расхохотаться, наблюдая за ползающим по сцене Дмитрием Бозиным — главной «музой» режиссера в последние десять лет. Разве что в «Саломее», где Бозин играл, разумеется, Саломею, на актере были темные стринги (вследствии чего хорошо просматривалась задница), а в «Незримом саде» в образе Нуреева он предстает в белых (зато полупрозрачных) трусиках-боксерах. Не знаю, квалифицировать это как развитие режиссерской мысли или как творческий регресс. Роману Григорьевичу бы, пока не поздно, податься в постановщики гей-стриптиза — с его фантазией и образованностью ему бы там цены не было!

Наверное, подобные мысли время от времени посещают и самого маэстро, которому надо отдать должное: Виктюк как ни один другой режиссер отдает себе отчет в том, что творит. И все что делает — делает осознанно. Это он доказал своей, на мой взгляд, самой удачной за последние годы художественной провокацией — поставил в собственном театре пьесу израильского драматурга (а по совместительству — вице-мэра города Хайфа) Валентина Красногорова «Давай займемся сексом».

«Давай займемся сексом» — даже для Виктюка название слишком откровенное. Нарочито откровенное. Настолько, что можно сразу заподозрить самоиронию, которой, к счастью, Роман Григорьевич, несмотря на развившуюся в нем в последние годы способность подслушивать шепот великих покойников через форточки в небе, не утратил. Так и есть — уставший от насмешек «мэтр эротического театра» в этом спектакле пародирует самого себя. Питерская команда КВН ставит в стиле Виктюка сказку Колобок и завоевывает популярность благодаря одной лишь реплике «Платье медведю!»? А Виктюк напяливает на другого своего любимого актера Добрынина прозрачную юбчонку и заставляет его, кривляясь, говорить писклявым голоском. (Николаю, как «служанке» со стажем, не привыкать). Оба-нист Угольников делает фарсовый сюжет «Три брата» (имея в виду «Три сестры» в воображаемой версии Романа Григорьевича)? Виктюк отвечает ему брошенными в зал криками безумной медсестры из сумасшедшего дома: «Надо жить! Надо работать!». Впрочем, «жить и работать» — не из Виктюка. Как у голодного, способного думать исключительно о еде, все мысли у Виткюка давно заняты одним. Сексом. Мораль пьесы израильского драматурга (в прошлом — ленинградского ученого) проста, как библейские заповеди:

— Не говори о сексе, занимайся им, и чем больше, тем лучше.

— Все болезни — от недостатка секса.

— Секс значит больше любви и больше жизни, он вмещает в себя и любовь, и жизнь.

— Душа значит больше, чем тело, но душа должна помещаться в привлекательном теле, в противном случае она вообще ничего не значит.

— Секс нужно ввести как отдельный школьный предмет, и самый важный, поскольку математика в жизни не нужна никому и никогда, а секс нужен всем и всегда.

К этим нехитрым, хотя и трудно оспоримым по здравому размышлению истинам исходного текста Виктюк добавляет свои, тесно взаимосвязанные. Известную давно: все люди одиноки. И сравнительно свежую, а в исполнении Виткюка и вовсе неожиданную: секса нет. Не в СССР нет, и не в Российской федерации как его правоприемнице — а вообще. Нету секса. Никакого, даже, как это не покажется совсем уж диким, однополого. Одни разговоры о нем. А как доходит до дела — ничего. Абсолютный ноль. А без секса плохо, без секса тоскливо. Так тоскливо, что с ума сойти можно. Что, собственно, с героями пьесы и происходит. И сидят они бедные, в «дурке», не нужные никому, даже друг другу, маются под гнетом вселенского воздержания. А при них медсестра, тоже сошедшая с ума на той же почве, тоже никому не нужная. «Давай займемся сексом!» — твердят друг другу психи, как впавшие в транс шаманы. «Давай займемся сексом!» — заклинает медсестра свое отражение в зеркале. И тишина.

Избравший в последние десять с лишним лет (как раз после «Служанок») стилем своего режиссерского мышления эклектику, Виктюк из бестолковой и не претендующей на художественные откровения пьески сделал удивительно внятный и абсолютно завершенный по мысли и по форме спектакль. Но, кажется, перестарался. Потому как даже если секса вообще нет, то в нашей стране его нет в особенности. И разговоры об этом отечественную публику не очень греют. Вот одна из героинь обещает повторять слово «вагина» двести тысяч миллионов раз, пока оно не перестанет вызывать смешки и станет обычным медицинским термином. Двести не двести, но раз пятнадцать она его повторяет — а смешки из зала все равно звучат. Судя по всему, Виктюк был готов к недопониманию. Во всяком случае, в финальном монологе медсестры все заветные думки о волнующей проблеме, скрытые на протяжении большей части спектакля в подтексте, режиссер озвучивает напрямую. В связи с чем финал кажется неоправданно затянутым. Как будто автор в творческом процессе переутомился — и рад бы кончить, да не получается. Гиперсексуальность режиссера растворяется во фригидности зрителя. Как будто Виктюк в отчаянии умоляет: «Русь! Давай займемся сексом!»

А Русь, как всегда, безмолвствует.

Скандально известный режиссёр Роман Виктюк делает основной составляющей своих спектаклей эротику. В постановке его пьес, диалогах и нарядах актёров, а так же - в музыкально - танцевальном оформлении всего, что он ставит на сцене и в кино, чувственное начало - одна из главных тем. Сам Роман Григорьевич объясняет это тем, что только секс позволяет человеку быть естественным: «Любовь…основная заповедь природы человека… Всё остальное надумано государством, партиями, властями». Такая точка зрения на актёрскую деятельность принесла Виктюку не только известность в России и многих странах мира, но и массу всевозможных наград. Однако, вопрос о жене Романа Виктюка, который интересует его поклонниц, сам режиссёр настойчиво обходит стороной, несмотря на активное прославление любви.

Сказав в одном из интервью, что у него однажды была жена, режиссёр долго и замысловато бродил вокруг ответа на вопросы о ней, придумывая отговорки, отвлекаясь на другие темы. В конце концов, он, с наигранным жеманством признался в том, что её звали Т. Масленникова, а больше он о ней ничего говорить не собирается. Правда ли это, неизвестно - Роман Григорьевич слывёт великим путаником и мистификатором не только у журналистов, но и у многих своих знакомых и друзей. На прямой вопрос, есть ли у него дети, Виктюк так же неопределённо-уклончиво ответил: «Многие зовут меня папой» и углубился в дебри воспоминаний о проделках слишком надоедливых ненормальных поклонниц.

Ходят слухи о том, что в юности он безумно влюбился в актрису Людмилу Гурченко, после просмотра фильма «Карнавальная ночь», но была это любовь мужчины, зрителя или режиссёра, понять трудно. В любом случае, у Виктюка есть любимые актрисы, к которым он относится с особой нежностью и даже ставит «под них» свои спектакли. Однако любимых актёров у него тоже немало, вот почему знаменитый режиссёр у некоторых людей имеет репутацию мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. Так это, или нет - неважно, потому, что взрослый человек имеет право сам выбирать себе стиль жизни и никому не обязан отчитываться о своей личной жизни. Но мысли насчёт того, что настоящий актёр должен быть бисексуалом, Роман Григорьевич высказывает часто и возмущается теми, кто не зная «любви и сексуального полёта», пытается «втиснуть его в убогие рамки».

В студенчестве в Виктюка была влюблена его сокурсница актриса Валентина Талызина. Она рассказывала о том, что уже тогда увидела в нём задатки богатейшей одарённости и принимала его отважную самоуверенность и самовлюблённость как должное. Какими были её отношения с будущим революционером сцены, неважно, она просто любила и ходила Виктюком ним как привязанная, а он принимал это как должное. Талызина разочаровалась в Виктюке, как в человеке, забывшем ради своих амбиций старых друзей и не раз подводившим их и своих актёров. Вероятно, в грандиозные концепции Виктюка о смысле жизни не вписывается то, что мало связано с сексом. Какой должна быть в подобной ситуации жена Романа Виктюка и нужна ли она ему вообще - вопрос трудный.

Гениальный, эпатажный, извращенный… Как только не называют Романа Виктюка! С не меньшим надрывом в противовес вопят другие, причисляя скандального режиссера чуть ли не к сексуальным маньякам.

Видимо, раздражаясь, прежде всего, оттого, что Роман Виктюк каждый свой спектакль пропитывает активной эротикой, да и в жизни порой ведет себя провокационно.

Роман Григорьевич, цитирую одного известного актера, в недавнем прошлом работавшего у вас: «Виктюк – режиссер от Бога, но прижимистый в плане гонорара. Поэтому и ушел от него». Что ж вы так актеров обижаете?

Ну, что вы, милочка! Я плачу своим детям ровно столько, сколько они стоят. Другое дело, если кто-то из них вдруг начинает чувствовать себя пупом земли, единственным на сцене, незаменимым. С такими - я расстаюсь.

Расстаетесь без сожаления?

Когда как. Бывает, приходят ко мне многие актеры, сами приходят, молодые и уже известные, просятся: «Хотим играть только у вас!» А почему просятся, и те и другие? Знают, что Виктюк стопроцентно сделает имя молодым, раскроет в них, то, что спрятано. И со «старых клюшек» сметет пыль, «вдует» молодость по полной программе.

Но вот кто из них хочет раствориться во мне, стать моим ребенком, сразу не определишь. Они как бабочки слетаются на свет. Одни из них, мудреные и лукавые, прилетают просто погреться. Согрелись и обратно в форточку. Вот, например, Сережа Виноградов прилетел, крылышками помахал, взял, что надо, и улетел.

А вот Дима Бозин остался. Когда я приглашал его в свой театр, коротко сказал: «Приходи завтра в 11 утра». И он не стал спрашивать: это одноразовое предложение, будет главная роль или эпизод, сколько дадите? Он просто пришел, и остался жить в моем доме. Он – смелый. А я люблю смелых актеров.

Вы не ревнуете его, да и других своих любимчиков к ТВ? Многие из них активно снимаются в сериалах?

Любящий родитель всегда ревнует своих детей. Но что делать, надо давать свободу, иначе дети возненавидят своего родителя. Конечно, каждый имеет право на выбор. Главное – не ошибиться, не разменяться.

Иначе быстро исчезнет то, что было Богом даровано. Вон Безруков за шесть дней снялся в роли Иешуа! Как можно? Это ведь не «Бригада»! Деньги имеют свойство исчезать, а вот плевки в вечность остаются.

Но, по мнению многих, плевки в вечность как раз вы-то постоянно и совершаете?

Я? Бог с вами! Только я-то на зависть всем и разгадываю тайное в искусстве. Я не виноват... Мне это дано свыше. Со своим театром я объехал тридцать восемь стран мира. В Америке вышел фотоальбом «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ столетия». На одной из страниц есть и моя прекрасная фотография.

В Риме у меня каждый год проходит театральный семинар. Если бы я был так плох, то этого не происходило бы. В Америке сотрудники российского посольства мне как-то рассказывали: «Недавно у нас был Владимир Жириновский, и мы предложили ему культурную программу».

Он спросил: «А такие спектакли, как у Виктюка будут?». – «Нет» - ответили мы. – «Тогда театр вычеркивайте!». И в театры он не ходил. Я скромный человек, но вы же сами все видите. Что за плевки в вечность?

Например, расклеенные по всей Москве афиши с обнаженным Дмитрием Бозиным, заслоняющим причинное место веером. Или ваши спектакли, наполненные откровенными эротическими сценами. Неужели вы не знаете, как раздражаете этим многих?

Могу себе представить! Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!

Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс - это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, - в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс!

Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле - не испытать любви и сексуального полета! А для них это оскорбительно и невозможно ни при каких обстоятельствах.

Но почему именно эротика один из стержней ваших спектаклей?

А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и

Ненависть – это норма нашего существования. Невозможно пробиться от одного человека к другому. И сокращение этого расстояния зависит от длины пениса. Ну, не морщьтесь, душечка, это не я сказал, а де Сад.

И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами - половой орган. Мужской.

Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета.

Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может.

Актеров на репетициях приходится долго «разогревать», или они уже изначально, без стеснения, готовы к любым вашим смелым решениям?

Конечно, далеко не все сразу проникаются моей мыслью. Многие стесняются. Но вот один стесняться перестал, другой, третий... Они поняли, что обманывают себя.

Я помню, как однажды мы репетировали сцену любовного страдания с одной актрисой. Она никак не могла выдавить из себя ничего человеческого, тогда я разорвал блузку на ее груди...

И когда показалась обнаженная грудь, она действительно почувствовала то, что долго не могла почувствовать, будучи застегнутой на все пуговицы. Сыграла она после моего физического вмешательства просто блестяще!

А вы сами-то когда-нибудь любили?

Конечно, сотни раз! Ну, а как можно без этого, скажите?

Я имею в виду по-серьезному, со штампом в паспорте?

Был такой грех. Один раз. Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит.

А почему вы назвали брак грехом?

А потому что он убивает семью! Только вдумайся в это слово – брак. Институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей. И человек даже не замечает, что он находится в клетке.

И сколько лет вы провели в этой клетке?

Недолго, иначе бы задохнулся.

А кем была ваша законная жена? Актрисой вашей труппы?

Боже упаси! Она работала на «Мосфильме», и никакого отношения к актерской среде и моей труппе не имела. И чтобы вы знали, я никогда со своими актрисами не вступаю ни в какие половые связи! Это мои дети. А значит, завязать роман с ними, это совершить инцест.

Неужели? А поговаривают, мол, чтобы пробиться к Виктюку, надо с ним переспать?

Лапуля моя, какой ужас вы мне сейчас рассказываете! Гениальное возникает только тогда, когда есть дистанция тайны. Если режиссер пользует актера как товар - он убивает этим артиста, употребив его и творчески, и физически.

Как презерватив, который уже использован и больше не нужен. Нельзя в творчестве переходить телесный Рубикон, иначе на этом искусство и закончится. Любое взаимопроникновение должно быть только на духовном уровне.

А как же служебные романы?

Они были и остаются. Если человек уходит из твоего творческого поля, пожалуйста - заводи любые романы! Они просто необходимы творческому человеку. Любое сердечное потрясение, особенно любовь - это холодный душ, который взбадривает душу.

А еще поговаривают, что половина вашей мужской части труппы – с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как вы к этому относитесь?

Никогда не задумывался. Об этом должны лучше знать те, кто об этом поговаривает. У многих моих актеров семьи. А остальные… Да, если бы они и были такими, что в этом зазорного? Есть гомосексуалисты, есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически!

Да, я первым начал кричать о том, что человек - структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение.

Извините, а вы религиозный человек?

Да, глубоко. И ненавижу подделок в этом вопросе. Когда приезжают, показательно со свечками стоят. Надо не со свечками стоять, надо жить в любви.

А почему вы перед некоторыми своими спектаклями святите помещение?

Только, если спектакль проходит на Таганке. Я не люблю там играть! Энергия зла в этом театре так сильна, потому что там повисла атмосфера вражды, которая была между Любимовым и Эфросом. Эту негативную энергетику я ощущаю до сих пор. Она не может уйти. И не уходит.

Как же такой глубоко верующий человек, как вы, может жутко оскорблять своих подчиненных? Многие слышали, как вы круто с ними обходитесь во время репетиций.

Никогда в жизни! Мои дети меня очень любят.

Но, бывает, вы такие слова говорите, что и вслух-то произносить не хочется!

Но это же все от любви. Любое, даже самое некрасивое слово, сказанное в любви, приобретает совершенно другой окрас, энергетику. Я люблю эти смачные слова, потому что считаю их магическими, колдовскими. Лучше их просто нет.

У каждого есть свой язык, на котором легче общаться, целые фразы может заменить какой-то звук или намек. Репетиция - это как семейный ужин со свечами на теплой уютной кухне, где звучат выражения, понятные только родным.

Такое впечатление, что везде и во всем вы ощущаете себя абсолютно свободным человеком?

Стопроцентно! В любом плане: в творческом, материальном, сексуальном… Абсолютно свободен! Главное, чтобы ангел-хранитель, который со мной с детства, никогда меня не покидал.