Основные положения по техническому обслуживанию вок на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки. Описание работ производимых при подвеске самонесущего ВОК на опорах контактной сети Характеристики и особенности подвесных кабельных линий

Техническое обслуживание подвешенного на опорах контактной сети и автоблокировки ВОК, должно осуществляться в соответствии с правилами его эксплуатации.

Техническое обслуживание ВОК, подвешенного на опорах контактной сети и автоблокировки, должны осуществлять эксплуатирующие ВОЛС организации и дистанции электроснабжения железных дорог. На искусственных сооружениях организационные мероприятия по техническому обслуживанию ВОК осуществляют дистанции пути железных дорог.

Дистанции электроснабжения осуществляют техническое обслуживание кронштейнов, хомутов и деталей анкеровок, поддерживающих и натяжных зажимов, деталей крепления муфт на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, на мостах и в тоннелях, проверку габаритов подвески ВОК.

Эксплуатирующие ВОЛС организации осуществляют контроль состояния целостности ВОК, проверку требований по радиусам изгиба ВОК, техническое обслуживание вводов в служебные здания и подземных переходов ВОК, трубок с протянутым ВОК в тоннелях.

Дистанции пути производят обслуживание элементов мостов, к которым прикреплены кронштейны, специальных коробов с проложенным ВОК, тоннельной обделки в местах крепления кронштейнов.

При замене пролетных строений или реконструкции тоннелей эксплуатирующая ВОЛС организация обязана обеспечить демонтаж ВОК на период производства работ.

В состав работ, выполняемых дистанциями электроснабжения, должны включаться:

периодический осмотр и оценка состояния кронштейнов, поддерживающих и натяжных зажимов;

замена поврежденных кронштейнов, хомутов, поддерживающих и натяжных зажимов и других деталей крепления ВОК, проведение антикоррозийной покраски кронштейнов;

при обследовании кабельных муфт и технологического запаса ВОК на опорах по заявке эксплуатирующей ВОЛС организации производить отключение электроэнергии с контактной сети и проводов;

перемонтаж кронштейнов и зажимов ВОК при замене исчерпавших ресурс опор, а также при их повреждениях;

обеспечение габаритов подвески ВОК.

В состав работ, выполняемых эксплуатирующей ВОЛС организацией, должны включаться:

периодический осмотр поддерживающих и натяжных зажимов (без подъема на опоры, на мосты, к тоннельной обделке);

обследование соединительных и разветвительных муфт и технологического запаса ВОК на опорах;

осмотр целостности наружной оболочки ВОК (без подъема на опоры, на мосты, к тоннельной обделке);

устранение повреждений и обрывов ВОК;

обслуживание вводов ВОК в служебные здания;

обслуживание подземных переходов ВОК;

обслуживание трубок с протянутым ВОК в тоннелях;

устранение недопустимых изгибов ВОК в местах крепления, поворотов.

В состав работ, выполняемых дистанциями пути, должны включаться:

техническое обслуживание специальных коробов на мостах;

окраска элементов мостов в местах крепления ВОК при нарушении антикоррозионного покрытия.

Эксплуатирующие ВОЛС организации могут устанавливать периодичность работ по техническому обслуживанию ВОК, исходя из требований устойчивости работы ВОЛС. Электробезопасность при проведении указанных работ обеспечивают дистанции электроснабжения.

При осмотре кронштейнов, поддерживающих и анкеровочных зажимов и узлов их крепления следует определять:

состояние сварных и болтовых соединений;

неизменность положения анкеровочных зажимов на ВОК;

состояние подвески поддерживающих зажимов.

В сварных швах не допускаются трещины и разрывы швов. Кронштейны с трещинами в сварных швах и с разрывами сварных швов должны заменяться.

В болтовых соединениях не допускаются трещины и обрывы болтов. Дефектные болты должны заменяться.

В анкеровочных зажимах не допускается проскальзывание зажимов вдоль ВОК, обрывы проволок в спиралях.

Не допускаются также трещины и вмятины в поддерживающих зажимах, деформации крепежных деталей.

Техническое обслуживание вводов кабеля в дома связи, муфт, аппаратуры, обеспечивающее нормальное функционирование ВОЛС, а также ремонт опущенного ВОК при повреждениях, осуществляют организации, которым передано право их эксплуатации. Перечень работ по техническому обслуживанию ВОК и периодичность их выполнения устанавливает эксплуатирующая организация. В случае планового ремонта муфт, отдельных участков ВОК и необходимости обеспечения электробезопасности эксплуатирующие организации передают заявки в дистанции электроснабжения на проведение этих работ. На основании заявок дистанции выделяют необходимый персонал для обеспечения электробезопасного производства работ.

Работы по обслуживания ВОК дистанциями электроснабжения могут совмещаться с работами по обслуживанию контактной сети в соответствии с Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденными МПС России 25.06.93 г., N ЦЭ-197.

Работы, выполняемые совместно дистанциями электроснабжения и эксплуатирующими ВОК организациями, должны вестись по согласованному графику. График является основным документом для выделения персонала и материальных средств, необходимых для проведения работ по обслуживанию ВОЛС. Дистанции по заявке эксплуатирующей организации должны выделять персонал для обеспечения электробезопасности работ.

Каждое повреждение ВОК должно быть учтено, расследовано и проанализировано. При этом выявляются причины повреждений, правильность монтажа, условий эксплуатации, и разрабатываются меры по предотвращению подобных повреждений. Расследование и учет указанных случаев производит организация, эксплуатирующая кабель ВОЛС. В случае возникновения аварийной ситуации организация, эксплуатирующая ВОЛС, и энергодиспетчер обязаны проинформировать друг друга и ревизорский аппарат отделения железной дороги (при отсутствии отделения - ревизорский аппарат железной дороги) и принять оперативные решения о срочном восстановлении связи и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПТЭ.

Для восстановления связи при обрыве или повреждении ВОК создается бригада из 5-7 человек, которая обеспечивается необходимым оборудованием, запасом ВОК и средствами доставки к месту работы.

При повреждении ВОК, вызванном повреждением контактной сети, общее руководство по восстановлению контактной сети и ВОК осуществляет представитель дистанции электроснабжения.

При повреждении ВОК, не связанном с состоянием контактной сети, руководителя работ по восстановлению ВОК назначает эксплуатирующая ВОЛС организация.

При необходимости снятия напряжения передается заявка энергодиспетчеру на выполнение работ со снятием напряжения.

Представитель дистанции электроснабжения получает наряд и проводит на месте работ инструктаж бригады, производящей восстановительные работы в части электробезопасности.

На месте производства восстановительных работ бригада определяет последовательность их выполнения. При необходимости ВОК снимается с поддерживающих зажимов и опускается на землю, а остальной участок кабеля в обе стороны от места повреждения анкеруется с помощью натяжных зажимов. Подготавливаются рабочие места для проведения монтажно - сварочных работ, вырезается поврежденный участок ВОК и производится его сращивание со вставкой оптических муфт.

Восстановленный ВОК анкеруется и укладывается в поддерживающие зажимы. Муфты и запас ВОК закрепляются на опорах.

По окончании работ дается уведомление энергодиспетчеру, который подает напряжение в контактную сеть. Составляется паспорт восстановленного участка трассы кабеля.

Подготовительные работы и допуск к работе.

Накануне работ передать заявку энергодиспетчеру на выполнение работ со снятием напряжения в зоне работы с применением рабочей площадки автомотрисы (дрезины) и предоставление "окна" в движении поездов, с указанием времени и места работ.

Подобрать необходимый инструмент, монтажные приспособления, защитные средства и принадлежности, проверить их исправности и сроки испытаний.

Подобрать в соответствии с проектной документацией кронштейны, армировать их деталями крепления. Проверить внешним осмотром комплектность и качество изготовления всех деталей кронштейнов. На резьбовых соединениях прогнать резьбу и нанести на нее смазку.

Все кронштейны и детали крепления должны иметь антикоррозионное покрытие.

При монтаже на железобетонных опорах на участках постоянного тока кронштейны должны иметь изолирующую прокладку.

Подобранные кронштейны, инструмент и принадлежности погрузить на транспортное средство. Организовать их доставку вместе с бригадой к месту работы.

Получить приказ энергодиспетчера с указанием о снятии напряжения в зоне работы, закрытия железнодорожного пути для движения поездов, времени начала и окончания работ ("окна"). При работе на станционных путях согласовать ее выполнение с дежурным по железнодорожной станции, оформив запись в "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

После закрытия железнодорожного пути перегона или станции получить разрешение дежурного по железнодорожной станции на его занятие. На перегон автомотриса отправляется на правах хозяйственного поезда в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 02.10.93 г., N ЦД-206.

При прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности всем членам бригады с росписью каждого в наряде. Четко распределить обязанности между исполнителями.

Заземлить провода, с которых снято напряжение, переносными заземляющими штангами с обеих сторон места работы в соответствии с нарядом.

Подняться на автомотрису, поднять и закрепить перила ограждения, привести площадку в рабочее положение.

Схема последовательного технологического процесса

Остановить автомотрису у опоры, где устанавливается кронштейн. Развернуть рабочую площадку в сторону крепления кронштейна.

Поднять подготовленный кронштейн на рабочую площадку автомотрисы.

Установить кронштейн на заданной отметке и вставить концы полухомутов в отверстия в кронштейне. Наживить гайки на резьбовую часть полухомутов.

Затянуть гайки крепления кронштейна.

Отрегулировать горизонтальное крепление кронштейна, а также расположить в плоскости, перпендикулярной оси пути.

Подвесить раскаточный ролик и поводок на нем, закрепить низ поводка на опоре.

Перевести площадку в транспортное положение.

Переехать к следующей опоре и осуществить с той же последовательностью монтаж очередного кронштейна.

Окончание работ

Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, защитные средства.

Привести рабочую площадку в транспортное положение.

Снять заземляющие штанги.

Возвратить автомотрису на станцию примыкания на правах хозяйственного поезда в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 02.10.93 г. N ЦД-206.

Дать уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. При работе на станции сделать запись в "Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

Подготовительные работы

Накануне работ уведомить энергодиспетчера о выполнении работ вблизи частей под напряжением.

Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего наряд.

Подобрать необходимый инструмент приспособления, защитные средства и принадлежности, проверить их исправность и сроки испытаний.

Подобрать в соответствии с проектной документацией кронштейны, проверить их тип, комплектность, наличие шайб, гаек, качество сварки и антикоррозионной защиты. Прогнать резьбу и нанести на нее смазку.

Погрузить инструмент, приспособления, защитные средства и кронштейны в транспортное средство. Организовать доставку их вместе с бригадой к месту работы.

По прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности всем членам бригады с росписью каждого в наряде. Четко распределить обязанности между исполнителями.

Проверить целостность и исправность заземляющего устройства опоры и присоединения его к тяговому рельсу. При наличии в цепи заземления искрового промежутка или диодного заземлителя установить на них шунтирующую перемычку сечением 50 кв. мм, присоединив ее сначала со стороны рельса, а затем - со стороны опоры (работу выполнять в диэлектрических перчатках).

Осуществить допуск бригады к производству работ.

Схема последовательного технического процесса

Установить лестницу и закрепить ее.

Подняться исполнителю к месту работы на опоре.

С помощью удочки поднять кронштейн к месту установки.

Установить кронштейн в проектное положение, и затянуть крепежные гайки.

Проверить точность и правильность установки кронштейна на опоре.

С помощью удочки поднять раскаточный ролик, подвести его на кронштейне и пропустить через него поводок.

Повторить технологический процесс на других опорах.

Окончание работ

Отсоединить лестницу от опоры и опустить на землю.

В диэлектрических перчатках снять с цепи заземления опоры шунтирующую перемычку на искровом промежутке или диодном заземлителе, отсоединив ее сначала со стороны опоры, а затем - со стороны тягового рельса.

Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, защитные средства и погрузить их на транспортное средство.

Дать уведомление диспетчеру об окончании работы.

Возвратиться на производственную базу района контактной сети дистанции электроснабжения железной дороги.

В последнее время наиболее популярным методом строительства ВОЛС становится вариант подвески ВОК на опорах ЛЭП энергетиков, опорах контактной сети и ЛЭП автоблокировки железнодорожного транспорта, а также на опорах осветительной сети и наземного электрического транспорта. В своем дипломном проекте я выбрал тип прокладки - подвесной, выбор сделан благодаря приемуществам указанным ниже. Проектируемая линия Уфа - Казань будет осуществлена вдоль автомагистрали на опорах ЛЭП (длина магистрали составляет 525 км). Таким образом при моделировании ВОЛС я имел запас в 25 км. Подвеска ВОК осуществляется на уже установленных опорах и не требует тщательной предварительной подготовки трассы прокладки, поэтому более технологична и проста, чем прокладка в грунт. Опыт строительства ВОЛС МПС РФ показывает, что стоимость строительства с использованием подвески ВОК обходится на 30-35% дешевле, чем при строительстве с прокладкой ВОК в грунт, при этом сроки строительства сокращаются в 2,5-3 раза. Особенность применения ВОК для подвески на опорах заключается в способности кабеля к упругому продольному растяжению до 1,5% без возникновения нагрузок на оптическом волокне. Для строительства ВОЛС методом подвески кабеля на опорах железнодорожного транспорта используется только диэлектрический самонесущий ВОК. Во время эксплуатации данный кабель испытывает значительные колебания температуры, скорости ветра и осадков, вибраций, что предъявляет определенные требования к технологии подвески. Одним из главных является принцип ограничения механических воздействий на оболочку, на растяжение ВОК, сдавливающие нагрузки, а также углы поворота трассы ВОК. Технология подвески ВОК должна обеспечить сохранность покрытия оболочки кабеля при протяжке от повреждений.

Современная технология подвески ВОК предусматривает два этапа:

подготовительный этап, включающий в себя обшестроительные работы, замену дефектных и поврежденных опор, установку дополнительных опор, заказ и приобретение специальных кронштейнов крепления ВОК в соответствии с типами, указанными в проекте, кронштейнов для крепления запасов кабеля и оптических муфт, узлов анкеровки.

на втором этапе, связанном непосредственно с подвеской ВОК, осуществляются: крепление кронштейнов на опорах; крепление на кронштейнах технологических роликов для протяжки трос-лидера, а затем с помощью его и кабеля; замена роликов на специальные натяжные или поддерживающие зажимы и крепление кабеля; монтаж муфт; устройство анкеровок и крепление запасов ВОК; подключение кабеля к кроссовому оборудованию; измерение и паспортизация пассивной части ВОЛС. Все работы по подвеске ВОК на опорах выполняются в соответствии с действующими правилами и нормами, а также техническими условиями, заложенными в проектах.

При строительстве ВОЛС методом подвески на опорах высоковольтных линий связи также применяют:

оптический кабель малого диаметра, который с помощью специальных механизмов наматывается с определенным шагом намотки на фазный провод или грозозащитный трос;

встроенный в грозотрос специальный оптический кабель (как правило, используется только при реконструкции высоковольтной линии с заменой грозотроса);

подвеска оптических кабелей к стальному канату (тросу), натянутому между столбовыми опорами на консолях;

подвеска кабеля с встроенным тросом на консолях специальной конструкции.

В любом из этих способов подвески ВОК должны обеспечиваться заданные оптические параметры в течение всего срока службы (на менее 25 лет).

Экономическая часть

Современные транспортные системы для увеличения пропускной способности оптических линий используют многоканальные мультиплексоры. Мультиплексоры помогают сэкономить значительные средства, обеспечивая передачу информации на различных длинах волн по одной линии и делая тем самым ненужным прокладку новых оптоволоконнных линий.

Стоимость волоконно-оптической сети сегодня составляет десятки и сотни миллионов рублей, и при ее создании требует решать более 50 разноплановых технических и организационных задач, которые должны быть координированы во времени и иметь гарантированное материально-техническое обеспечение. Поэтому успех выполнения проекта сети зависит, прежде всего, от организации работ. Нарушение организационной структуры выполнения проекта резко снижает качество работы.

Типовая структура цены волоконно-оптической линий связи, которую сегодня часто строят вдоль автомагистрали или полотна железной дороги, имеет следующее распределение средств (в процентах).

Состав работ.

  • протяжка диэлектрического трос лидера;
  • протяжка ВОК;
  • закрепление ВОК на стойках в исходном положении.

Используемая техника и оборудование.

Оборудование для подвески ВОК.

  1. Кабельный транспортер.
  2. Лебедка.
  3. Динамометр.
  4. Ролики раскаточные.
  5. Чулок.
  6. Вертлюг.
  7. Соединители троса.
  8. Лидер трос.

Возможно Вас заинтересует: «Как определить максимально возможную длину пролёта при подвесе кабеля»

Оборудование для монтажа муфт и производства измерений.

  1. Оптический рефлектометр.
  2. Сварочный аппарат.
  3. Комплект инструментов для разделки кабеля и монтажа муфт.
  4. Ноутбук.

Вспомогательное оборудование.

  1. Авто лаборатория на базе ГАЗ 66.
  2. Автовышка (АГП или АП).
  3. Комплект лестниц.
  4. Измерительная лаборатория на базе УАЗ-469.
  5. Радиостанции портативные.
  6. Оптотелефоны.
  7. Схема последовательности технологического процесса подвески ВОК.

1 Этапы подвески кабеля:

1 Установить кронштейн на заданной отметке и вставить концы хомутов в отверстия в кронштейне. Наживить гайки на резьбовую часть хомутов.

2 Затянуть гайки крепления с кронштейном.

3 Отрегулировать горизонтальное крепление кронштейна.

4 Подвесить раскаточный ролики поводок на нём, закрепить низ поводка на стойке.

5 Перейти к следующей стойке и осуществить с той же последовательностью монтаж очередного кронштейна.

6 Протяжка трос-лидера на анкерном участке.

2 Схема последовательного технологического процесса протяжки трос-лидера.

1 Растормозить катушку и отмотать трос-лидер на длину, достаточную для стыковки трос-лидера с поводком, закрепленным на укладочном ролике первой стойки.

2 Состыковать трос-лидер с поводком и протянуть его через укладочный ролик.

3 Притормаживая катушку с небольшим натяжением, протянуть трос-лидер до следующей стойки.

4 Повторить операции, выполненные при протяжке трос-лидера первой стойки, и протянуть трос-лидер через раскаточный ролик второй стойки, во время протяжки трос-лидера через раскаточный ролик трос-лидер удерживается в натянутом положении. При протяжке трос-лидера по необходимости заменять катушки.

5 Повторить операции по всем стойкам анкерного участка

6 После протяжки по всему анкерному участку трос-лидер закрепляется на крайних стойках в натянутом состоянии, обеспечивая габариты его до земли.

3 Подвеска ВОК на стойках:

1 С помощью кабельного зажима “чулок” ВОК состыковывается с трос-лидером. Во время стыковки необходимо следить за тем, чтобы трос-лидер находился в натянутом состоянии и не нарушались габариты, с другой стороны анкерного участка трос лидер соединяется с тяговой машиной (лебедкой).

2 Производится протяжка ВОК по всем роликам со скоростью до 30 м/мин. Координация действий по растормаживанию барабана и одновременному включению тяговой машины осуществляется по радиосвязи. Одновременно проводится наблюдение за прохождением кабеля по роликам.

3 После протяжки ВОК от его конца у барабана отматывается технологический запас.

4 В конце технологического запаса устанавливается зажим и ВОК анкеруется на стойку. Технологический запас в соответствии с проектом сматывается в бухту и закрепляется на стойке.

5 После анкеровки ВОК натягивается до усилия, превышающего табличное значение на 10%, выдерживается в этом состоянии 5-10 мин. На месте промежуточной анкеровки наносится метка кабель ослабляется, устанавливается поддерживающий зажим, затем ВОК снова натягивается, а поддерживающий зажим анкеруется на стоке.

6 Технологический процесс повторяется на всех местах анкеровки.

7 После установки последнего анкерного зажима тяговая машина отсоединяется от ВОК, который затем сматывается в бухту и закрепляется на стойке.

Первый способ – установка с использованием встроенного самонесущего троса.

Здесь используется стальной оцинкованный трос, который натягивается на консоли, прикрепленные к опорным столбам шурупами. Кабель к нему крепится с помощью подвесов, которые также изготовлены из нержавеющего металла. При таком способе монтажа важен точный расчет: существуют нормативы стрелы провеса, влияющие на максимальную высоту установки консолей. Так, самая нижняя точка провеса кабеля должна быть не ниже 4,5 метров над землей. Соответственно, консоли должны быть укреплены так, чтобы обеспечить не только соблюдение этого параметра, но и с учетом зазора для монтажа подвесов и свободного движения кабеля по петлям монтажной арматуры.

Рис.№1. Схема размещения оборудования при подвеске оптического кабеля на ВЛЭП

Правила проведения работ:

  1. Линия, на которой проводится подвешивание кабеля, должна быть обесточена. Проведение работ с сохранением подключения к общей сети запрещено.
  2. Монтаж волоконно-оптических муфт любого типа допускается с сохранением подключения сети к питанию.
  3. Монтажник при проведении работ должен иметь при себе рабочую рацию.
  4. Раскладывать кабельные линии по земле запрещено.
  5. Расположение раскаточных машин на участке должно быть не ближе, чем три высоты от нулевой отметки до текущего положения раскаточного ролика.
  6. Раскатка кабеля проводится строго по воздуху с помощью «трос-лидера», концы троса и кабеля соединяют монтажным чулком.
  7. Для защиты от скручивания трос-лидера и монтируемой линии ОК используется вертлюг. Обязательно используются балансиры с интервалом друг от друга в 4 метра.
  8. Для разных видов опор применяются разные виды зажимов (поддерживающие на промежуточных и натяжные на анкерно-угловых).
  9. Для защиты от внешних повреждений установка протектора обязательна.

Монтаж оптико-волоконных линий между домами и зданиями.

Для этих целей используются определенные виды кабеля, характеристики которых приведены ниже.

Рис.№2. Фото крепления ОК при протяжке между двумя домами

Характеристики и особенности подвесных кабельных линий

ОПЦ – волоконно-оптический кабель с высокой температуростойкостью. Может использоваться в диапазоне от -60 до +70 градусов. Выдерживает растяжение до 12 кН при давлении 0,5 кН/см. В зависимости от требований монтируемой линии связи, кабель может включать от 2 до 48 оптических волокон. Заполнитель внутренней полости – гидрофобный гель для защиты сердечника от намокания. Кабель этого типа может монтироваться по воздушным сетям между строениями и существующим ЛЭП и опорам, включая контактные сети ж/д транспорта, фуникулеров, трамваев и др., линии электропередач. Выбрать кабель этой марки можно в каталоге .

ОКПЦ – кабель с центральной трубкой, в которой может быть до 24 волокон. Силовой элемент выносного типа может представлять собой стеклопластиковый стержень или же стальной трос или провод в пластиковой изоляции. Данный тип кабеля также может применяться при температурах от -60 до +70 °С. Допустимое растяжение – 4-9 кН. Сфера применения и порядок монтажа не отличаются от ОПЦ.

Способы подвески кабеля на опорах воздушных линий связи

Есть три метода подвески кабелей:

  • Монтаж внутри грозо-молниезащитного троса.
  • Навивка на фазовую и молниезащитную проводку.
  • Подвешивание самонесущих ОК на опорах.

При монтаже на существующих линиях связи, включая высоковольтные опоры ЛЭП и контактные сети, используемый тип кабеля должен быть стойким к электромагнитному полю любого происхождения. Здесь подразумевается удар молнии, скачки напряжения ЛЭП, стихийные завихрения. Кроме этого, проводник должен соответствовать показателям допустимого растяжения (провисания), а монтаж выполняться с соблюдением размерности промежутков крепления кабеля. С этой задачей справляется кабель, изготовленный из полиамидных нитей. Прочность этого углеродного волокна очень велика, что позволяет выполнять подвес кабеля при больших расстояниях между опорами.

Также оптокабель может монтироваться на отдельный трос или другой внешний элемент. Если не используется диэлектрический провод, его может заменить оптокабель, встроенный в молниезащитный трос.

При таком выборе проводник является средством грозовой защиты и информпередатчиком.

При монтаже ВОЛС в тоннелях у проводников должна быть негорючая оболочка.