Разнообразие распространение значение растений. Разнообразие, распространение, значение растений Презентация на тему разнообразие распространение значение растений

Рясковые - самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения - тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих вод, никто не подумает, что ряска - отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2 - 3 мужскими и одним женскими цветками видели лишь немногие ботаники.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие распространение значение растений»


Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения – тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих вод, никто не подумает, что ряска – отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2 – 3 мужскими и одним женскими цветками видели лишь немногие ботаники.



  • Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадках. В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм, некоторые из них также важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира , из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма ; саговая пальма (не путать с саговником!); масличная пальма и другие.
  • Пальмам принадлежат немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9м), самые большие плоды – костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают они 7 – 10 лет).







Широко известны представитель порядка липовых . Кроме липы к порядку относят шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока - кола» и «пепси - кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых – хлопчатник, в плодах – коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, - хлопчатобумажные.



В 1886 году американец Джон Пембертон из штата Атланта запатентовал прохладительный безалкогольный напиток под названием «Кока-кола», ставший неотъемлемым атрибутом «американского образа жизни».




Люди издавна как бы очеловечивали некоторые деревья: приписывали им разнообразные необычные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу также, как арабы – пальму, а греки – оливковое дерево.

Во многих местностях России из липовой коры приготавливали в старину в больших количествах лубки, мочало, лыко. Лубки для покрытия домов, обивки саней, на лукошки, короба. Мочало – для кулей, циновок, рогож, верёвок. Лыко – на плетение корзин и на лапти.

Древесина липы ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет.

Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». Также липа идёт на изготовление посуды, например, хохломская роспись.




Хорошо известны растения порядка Губоцветные . Это обычно травы с четырёхгранным стеблем и цветками, напоминающими по форме пасть зверя. Многие губоцветные изобилуют ароматическими эфирными маслами, применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и медицине (розмарин, мята, лаванда, шалфей, майоран, пустырник, мелисса ).


Пустырник



Мелисса лекарственная – очень популярное растение, которое часто называют лимонной мятой . Высушенная трава пахнет лимоном сильнее, чем свежая. Это один из любимых пчёлами медоносов. С 1 га её посевов можно получить до 150 кг мёда, отличающегося приятным ароматом и тонким вкусом. Запах мелиссы привлекает пчёл и успокаивает их.

Сейчас мелисса лекарственная входит в фармакапеи большинства стран и применяется как успокаивающее средство. Мелисса содержит до 0,33% эфирного масла, витамины В 1 , В 2 , С, разнообразные органические кислоты, ароматические соединения. Основным компонентом эфирного масла мелиссы является цитраль – вещество, от которого зависит лимонный запах.



Самое высокое дерево в мире – секвойя вечнозелёная,

до 132м. Оно же – самое толстое. Диаметр у основания



Даурская лиственница растёт в Якутии, где морозы

доходят до -65°С, а жара бывает +44°С.




Берёзу Шмидта называют железным деревом. Её древесина в

1,5 раза прочнее чугуна. Пуля отлетает от её ствола как горох

от стены.


Мадагаскарское дерево путешественников имеет листья длиной

12м и больше. Черешок достигает 3м в длину


В Южной Европе гиацинт распускается и зацветает после весенних

Дождей, поэтому его называют «цветком дождей»

Царство Растений представлено разнообразными формами живых организмов - от одноклеточных микроскопических (водоросли) до гигантских деревьев, которые имеют ствол толщиной 10-12 метров (баобаб, секвойя) и достигают высоты 100-150 метров (эвкалипт, секвойя).

На земном шаре почти везде встречаются представители растительного мира. Около шестой части суши покрывают леса. Большую площадь занимают степи, саванны, луга, поля культурных растений. Живут растения в морях и океанах, пресных водоемах. Они есть даже в пустынях, Арктике, Антарктике и на снежных горных вершинах. В природе существует большое разнообразие видов растений, прежде всего связанными с условиями их жизнедеятельности.

Благодаря способности к фотосинтезу растения постоянно пополняют неизбежные потери органических соединений на планете; накапливают в продуктах фотосинтеза большое количество химической энергии; поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере; предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа. Растения играют ведущую роль в круговороте минеральных веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле невозможно без минерального питания. Растения существенно влияют на климат. Они связывают плодородные частички поверхностных слоев почвы, предотвращают их смыва и эрозии почв.

Значение растений в природе и деятельности человека сложно переоценить. В практическом применении все растения разделяют на группы.

1. Растения, используемые в пищу и на корм скоту:

а) хлебные злаки - пшеница, рис, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо;

б) овощи - картофель, капуста, морковь, свекла, огурцы, баклажаны, и т.д.;

в) плодовые растения - смородина, крыжовник, малина, яблони, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, апельсины;

г) зернобобовые - горох, фасоль, соя, бобы, эти растения богаты белками и имеют особое значение в питании человека и животных;

д) масличные - подсолнечник, лен, конопля, клещевина, соя;

е) сахаристые растения - сахарная свекла и тростник.

2. Лекарственные растения - группа растений, что непосредственно используется для лечения болезней человека или животного или является сырьем для химико-фармацевтической промышленности. Сейчас медицина использует более 300 видов лекарственных растений.

3. Технические растения, используемые в промышленности:

а) волокнистые растения - группа растений, что дает сырье, пригодное для изготовления текстильных изделий, шпагата, канатов и т.п.;

б) дубильные растения - группа растений, содержащих в подземных и надземных органах дубильные вещества. Наиболее известные из них дуб, ива, ель, сумах, бадан;

в) эфиромасличные растения - группа растений, в различных органах которых образуются ценные эфирные масла. В Украине промышленное значение имеют около 30 видов растений: кориандр посевной, тмин, анис, роза масличная, лаванда настоящая, шалфей лекарственный. По химическому составу эфирные масла различных видов растений неодинаковы. Используются эфирные масла в парфюмерной, мыловаренной, лекарственной, кондитерской промышленности;

д) каучуковые растения - группа растений, в тканях которых образуется каучук. Каучуконосных растений немного, среди них есть деревья, кусты, травы. Наиболее распространенными являются гевея, гваюла, ваточник.

4.Рослини, в которых образуется древесина. Древесина используется не только как строительный материал, но и в целлюлозно-бумажной, лісохімічній промышленности, как топливо. Главные породы: дуб, бук, граб, ель, береза.

5. Декоративные растения: розы, георгины, хризантемы, бархатцы, петуния, маттиола, левкой и др. Это одно - и двулетники, многолетники, кустарники, лианы закрытого грунта.

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает наука ботаника?

2. Какие основные процессы жизнедеятельности растений вы знаете?

3. Охарактеризуйте процессы световой и темновой фаз фотосинтеза.

4. Докажите космическую роль растений.

5. Чем отличаются природные фитогормоны от искусственных?

6. Какое значение зеленых растений в природе и жизни человека?

Важно знать:

В 1727 году английский ботаник и химик С. Гейлс в своей книге "Статика растений" высказал первое предположение о возможности питания растений с помощью листьев и воздуха. Такое утверждение ученого стало началом развития новой науки - физиологии растений.

Интересно знать, что

Растительные организмы на огромных площадях суши и в толще водоемов усваивают ежегодно 25,12 o 10 кДж энергии солнечной радиации, около 300 млрд. т СО2, 2 млрд. т азота, выделяют в атмосферу около 150 млрд. т свободного кислорода и образуют 150 млрд. т органических веществ.

^ Годовая продуктивность фотосинтеза содержит примерно в 10 раз больше энергии, чем ее необходимо в данный момент для удовлетворения потребностей всего населения земного шара.

Из истории науки

Ученые античного мира считали, что растения добывают "еду" из почвы. Около 300 лет назад во время первого биологического эксперимента Я.Б. Ван Гельмонт (1577-1644) впервые доказал, что не один почва питает растение. Выращивая веточку вербы в вегетационном опыте, он сделал вывод, что все вещества растения образуют из воды, а не из почвы или воздуха. Ведь за 5 лет эксперимента масса почвы почти не изменилась, тогда как ветка превратилась в маленькое дерево. И прошли годы, прежде чем английский ученый Джозеф Пристли (1733-1804) сообщил, что он обнаружил метод улучшения воздуха, испорченного горением свечи. 27 августа 1771 г. он заметил, что мышь остается живой, если под стеклянный колпак рядом с ней поместить веточку м пятки. Считают, что это и есть дата открытия чрезвычайно важной проблемы, над решением которой работают уже более двухсот лет ученые всего мира,

Имя которой фотосинтез. Иоганнес Інгенхауз (1730-1799), проверяя опыты Пристли в 1779

г., подтвердил результаты его и установил второе неизвестное этой проблемы, а именно то, что лучи Солнца запускают сложный механизм фотосинтеза в зеленом растении. Возможно поэтому на пам ятнику. Інгенхаузу во дворе Венского университета написано:

Иоганнес Інгенхауз -кесарево врач, который первым осознал проблему питания растений. Он первым доказал, что зеленые растения способны выделять В2 только при действии на них света, тогда как в темноте они поглощают В2 аналогично животным организмам, а не зеленые части растений как в темноте, так и на свету поглощают В 2 .

Вопрос 1. Какие растения вы знаете?

Деревья, кустарники, цветы, трава, водоросли.

Вопрос 2. Где обитают растения?

Множество растений живёт в морях и океанах, озёрах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений на лугах, в степях и лесах! Их можно найти в тёплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.

Вопрос 3. Как человек использует растения?

Люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях культурные растения (пшеница, рожь, яблони, груши, свекла, петуния, фикус и многие другие).

Вопрос 1. Что изучает ботаника?

Ботаника (от греческого слова «ботанэ» - зелень, трава, растение) - наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

Вопрос 2. Какое значение имеют растения в природе?

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.

Вопрос 3. Какое значение имеют растения в жизни человека?

Невозможно представить себе нашу жизнь без растений. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырьё для различных отраслей промышленности и для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники. Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.

Вопрос 4. Почему нужно охранять растения?

Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия - одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Вопрос 5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?

Помогают лесничим высаживать молодые деревца, не повреждают деревья, делают к весне скворечники и др.

Вопрос 6. В чём отличие низших растений от высших?

Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» - зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

У высших растений тело расчленено на органы - ли-стостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.

Подумайте

Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?

Жизнь вообще не могла бы быть, так как именно растения вырабатывают так нам всем необходимый кислород и поглощают углекислый газ. Растения также необходимое звено в цепях питания. Также зелёные растения дают людям пищу, сырьё для промышленности, а также корм для сельскохозяйственных животных.

Задания

1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.

Основным типом растительности на территории Пермского края являются леса. Основные породы деревьев - темнохвойные: ель и пихта. При этом ель явно преобладает.

По мере продвижения с севера на юг региона постепенно увеличивается доля лиственных пород, изменяются подлесок, кустарниковый ярус, травянистый и напочвенный покров. В северных районах равнинной части края елово-пихтовые леса распространены крупными сплошными массивами. Под деревьями мало растений и травы почти нет, а в напочвенном покрове преобладают зеленые мхи, на возвышениях рельефа - заячья кислица, в понижениях - кукушкин лен.

К югу от широты города Березники к ели и пихте на выходах известняков примешивается липа. Мох практически не встречается, а на его месте растет трава. Южнее города Оса леса вновь меняются. Из широколиственных пород, кроме липы, появляются клен, ильм, вяз, иногда дуб, а среди кустарников - бересклет бородавчатый и лещина обыкновенная.

Сосновые боры распространены на северо-западе региона. Среди хвойных лесов сосновые занимают в крае второе место.

Достаточно большую долю среди древесных насаждений составляют мелколиственные березово-осиновые леса. В лесах северо-восточной и восточной части края наряду с темнохвойными породами встречаются светлохвойные - кедр и лиственница.

Луговая растительность распространена как на междуречьях (суходольные луга), так и в речных долинах (заливные луга с наиболее высокой естественной производительностью. На территории региона представлена болотная растительность.

2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

Перловник трансильванский, осока лесная, лук круглый, ива отогнутопочечная, гвоздика равнинная и песчаная, кувшинка четырехгранная и малая, ветреница вильчатая, адонис весенний, лапчатка прямая, остролодочник уральский, герань кровяно-красная, пролесник многолетний, фиалка сомнительная, тимьян блошиный, тимьян Маршалла, лазурник трехлопастной, плаун заливаемый и другие. Эти растения занесены в Красную книгу Пермского края. Для их охраны создаются заказники и заповедники.

3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?

В нашей школе для озеленения используют как листопадные, так и вечнозеленые породы (липа, клен, береза, тополь, сосна, дуб, лещина, ель, кустарники можжевельника и вереска).

Интегрированный урок № 5 Разнообразие, распространение, значение растений.

Цель : ознакомить учащихся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека, с понятием «высшие и низшие растения».

Задачи:

- повысить познавательный интерес учащихся к изучению биологии

Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Форма урока – изучение нового материала.

Вид используемых на уроке средств ИКТ – презентация.

Наглядные пособия – кроссворд, раздаточный материал.

Ход урока.

Внешняя интеграция

I.Актуализация знаний

Приветствие учащихся. Настало доброе утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойные и добрые, счастливые и ласковые. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните...

Позитивный настрой.

Учитель: Сегодня получила письмо с другой планеты.

Давайте я вам его прочитаю.

Эвристический прием :

Учитель: Чего не хватает жителям планеты Гринетта?

Учащиеся: Растений.

Учитель: Можно ли жить без растений.

Учащиеся: Нет.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о растениях?

Учащиеся: что они выделяют кислород, украшают земля, топливо, строят дома, употребляют в пищу, лекарство.

Учитель: А для чего нужно изучать растения?

Учащиеся: Чтобы знать их строение, распространение, значение.

Учитель: какая тема нашего урока.

Учащиеся: Тема «Разнообразие, распространение, значение растений»

Учитель: Определить цель урока.

Учащиеся:

Кроссворд.

1.Полевой цветок народный, для гадания пригодный,

2.Вкусны - оближешь пальчики- Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю.

3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица

4.Вот печальная картина: затянула пруд весь

5. На Новый год ей каждый рад, хоть колюч её наряд!

6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели?

7. Кудри в речку опустила
и о чем-то загрустила.

8. Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь.

Соедините первые буквы кроссворда и получите слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека .

III . Изучение нового материала.

Прием «Новизны»

Работа по учебнику стр. 88.

1. Разнообразие растений.

Различаются по размерам, по продолжительности жизни, по окраске.

2. Распространение растений на Земле.

1. группа - Перечислите растения, произрастающие на юге и севере нашей страны. Каков их внешний облик?

2 группа - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?

3 группа - Перечислите растения, растущие в Хакасии.

Вопрос: От чего зависит неравномерность распространения растений на планете:

Ответы учащихся.

А) от температуры воздуха

Б) от влажности

В)от количества осадков

Г) от климата

Д) от почвы

Работа в группах . Учащиеся в тексте учебника стр88-91 находят значение растений в природе и в жизни человека.

1 группа значение в природе.

Обогащают воздух в природе, поглощают углекислый газ

служат пищей животных, являются средой обитания для животных

служат убежищем для животных,

участвуют в образовании почвы

способствуют понижению температуры воздуха

снижают действие ветра и шума.

2 группа значение в жизни человека.

Служат пищей, сырьё для различных отраслей промышленности, приготовление лекарств, изготовление бумаги, изготовление одежды, украшают жизнь и приносят радость.

Как называется наука, которая изучает растения?

На какие группы делятся все растения?

Заполнение таблицы

Низшие

высшие

Водоросли,

мхи, лишайники,

Папоротники

Покрытосеменные

III . Закрепление.

Тест:

1. Наука, изучающая растения:

А) цитология

Б)микробиология

В)зоология

Г) ботаника

2. Для чего нужны растения животным:"

А) одежды

Б) сырьём для бумаги

В) лекарством

Г) источником пищи

3. Неравномерность распространения растений по земле зависит от:

А) отношения человека к растениям

Б) отношения животных к растениям

В) количества выпадаемых осадков

Г) расположению

4. Растения, привезённые из разных стран, могут ли расти в нашей местности, так как они:

А) зависят друг от друга

Б) влияют друг на друга

В) зависят от человека

Г) приспосабливаются к данным условиям

5. К низшим растениям, относятся:

А) ромашка

Б) мхи

В) водоросли

Г) ель

6. Невозможна жизнь на Земле без растений, так как:

А) готовят лекарство

Б) употребляют в пищу

В) являются источником кислорода

Г) украшают Землю

Взаимопроверка.

Рефлексия

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

Домашнее задание: Параграф 17, работа в рабочей тетради.

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы - животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых - низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука - ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты - организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты - бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Рис. 2.

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Рис. 3.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

Неподвижность

Постоянный рост

Неспособность поглощать пищевые частицы

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Рис. 4.

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых - несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Рис. 5.

Рис. 6.

Хищные растения

Растения - автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почвах. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

3. Научно-Образовательный портал «Вся Биология» ().

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 51, задания и вопрос 1, 2, 4.

2. Где встречаются растения?

3. Каким образом человек использует растения?

4. * Подготовьте сообщение о культурных растениях Вашей области.