День ангела олега. Святой благоверный князь олег романович брянский чудотворец

О житии многих святых – как земли Русской, так и иных христианских земель – мы часто знаем мало, кроме как о тех небольших периодах времени, когда они совершали свои замечательные подвиги. Так и подробностей биографии святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского известно немного, даты жизни и благостной кончины его также примерны. Летописи говорят, что он родился около 1245 года, в крещении ему было дано имя Леонтий.

Это было тяжкое время для Руси. Золотая Орда захватывала новые и новые русские земли, расхищая богатства, угоняя в плен жителей, в желании поработить и подчинить себе Русь, расшатать и уничтожить ее главное достояние – Христову веру.

Период феодальной раздробленности на Руси значительно задержался и усугубился тем, что некоторые из князей, исходя из соображений личной выгоды и полагая, что у Руси как у государства практически нет шансов выжить – много в то время велось разговоров о «гибели Руси», предпочитали вступить в сговор с Золотой Ордой, гарантируя себе тем самым большую сохранность подвластных им земель, во-первых, и поддержку при попытке захвата ими других княжеств в братоубийственных межкняжеских войнах – во-вторых.

Таким образом, испытание золотоордынским нашествием для Руси, где только-только подходил к концу длительный период ее Крещения, который начался, по разным данным, в 989 году крещением святого благоверного князя Владимира и окончился примерно в XII веке, а некоторые историки полагают, что даже позже – почти век спустя, стало лакмусовой бумагой для княжеского сообщества. Можно даже сказать, это было Божье испытание, попущенное Им свыше. Теперь было наглядно видно: кто есть истинный православный христианин и патриот, а кто – только сохранял видимость, то есть в княжеских интересах на первом месте стояло стремление сохранить не разграбленной свою вотчину и нетронутым ее население, а вопрос веры был для этого суверена весьма и весьма шатким.

Но были и другие, те, чьи родовые династии из века в век следовали вере, которую признали для себя как истинную, и понимали, что никакие прагматические предпосылки не могут оправдать сговор с иноземными пришельцами, пришедшими на Русь с отнюдь не благими намерениями, а из захватнических имперских амбиций.

Святой благоверный князь Олег Брянский – прямой потомок святого благоверного князя мученика Михаила Черниговского, который мученически погиб в Золотой Орде, отказываясь перейти в иную веру, как того требовал через послов своих от князей, с которыми велись переговоры, хан Батый.

Его старший сын Роман, отец князя Олега, также был горячим приверженцем христианства и даже по вере своей получил исцеление от недуга, молясь перед чудотворной иконой Божьей Матери на Свенской горе, именуемой Свенская-Печерская, а его сестра, преподобная Евфросинья Суздальская, за свою строгую и добродетельную жизнь была причислена к лику святых.

Из этого видно, что свою глубокую сердечную преданность Богу и постоянное желание оставить мир, княжеский престол и отдать свою жизнь исключительно служению Богу святой благоверный князь Олег Брянский унаследовал от своих добродетельных и благочестивых предков, для которых Крещеная Русь была и родной вотчиной, и святыней.

Первое время ему не удавалось исполнить свою мечту, потому что государственные дела требовали иного приложения его жизненных сил. В 1274 году, согласно летописи, святой преподобный и благоверный князь Олег Брянский, которому на то время исполнилось примерно 29 лет, вместе с отцом Романом Михайловичем участвовал в походах против Литвы. Но воинская слава, как и все бренное, земное, мало привлекала его, он стремился стяжать иные – нетленные сокровища.

Известно, что, когда война с литовцами окончилась, он навещал во Владимире Волынском свою сестру княгиню Ольгу, в крещении – Елену. Мужем ее был благочестивый князь Владимир Василькович, его имя осталось в русских летописях как имя князя – основателя на Волыни (территория на Северо-Западной Украине) многих монастырей и храмов. Есть предположения, что святая княгиня Ольга помогала святому преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому в основании Петропавловского монастыря, дважды упраздненного и дважды возобновленного, после чего он действует и в наши дни.

После смерти князя Романа святой князь Олег возглавил чернигово-брянский престол, но ненадолго, предпочтя монашеский постриг княжескому сану. Он принял постриг с именем Василий и провел остальные дни своей жизни во славу веры Христовой в основанной им Петропавловской обители, живя в чрезвычайно строгом подвижничестве.

Как и дата рождения, дата кончины его точно не установлена, но, согласно Ипатьевской летописи 1 , упокоение святого преподобного и благоверного князя Олега произошло 20 сентября 1307 года по старому стилю в стенах основанной им обители. Там он и был погребен. Через недолгое время подвижник веры Христовой Василий был канонизирован как святой преподобный и благоверный князь Олег Брянский.

Патриарх Никон из великого благоговейного почитания памяти святого князя возвел основанную князем Олегом Петропавловскую обитель в ставропигиальную – то есть не имеющую епархиального подчинения, но подчиненную непосредственно патриарху или Священному Синоду в синодальный период истории Русской Православной Церкви, длившийся до 1917 года.

История сохранения мощей святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского

По благословению архиепископа Брянского Даниила (Троицкого) с 1930-х годов мощи святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского хранили в подклети алтаря Введенского монастыря, дабы уберечь их от поругания. Те, кто участвовал в перезахоронении, дали слово не рассказывать о месте, где покоились мощи.

Лишь спустя 65 лет протоиерей Георгий Козловский, священник Петропавловского собора, который работал над диссертацией об истории монастырей на Брянщине, по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, решил разыскать место захоронения останков преподобного князя. По воле Божией встретился с Марией Александровной Беловой. Она, тогда еще почти девочка, служила при Введенском соборе и знала о примерном месте захоронения святых мощей.

С августа 1995 года честные мощи святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского были вновь обретены и теперь покоятся открыто в возобновленном с октября 2007 года Петропавловском женском монастыре в богатой золоченой раке, средства на которую собирали всем миром.

На каждом вечернем воскресном богослужении перед ракой с мощами читается акафист святому преподобному и благоверному Олегу Брянскому, и здесь же сложилась чудесная традиция – в дни воинских призывов перед останками святого совершается напутственный молебен для брянских новобранцев. Молодые люди просят благословения и помощи в будущих суровых армейских буднях у святого князя – воина и подвижника православия.

Какое чудо произошло

Икона Святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского запечатлела образ святого, в душе которого сочетались преданность Богу и вере Христовой и бытие князя-воина, отказавшегося от престола и всех возможных земных благ для жизни скромного и строгого подвижника. Это само по себе – великое Божие чудо, свершившееся в сердце человеческом. Знание о житиях святых земли Русской, об их бескорыстной любви к Христовой вере и своей Отчизне и трепетное изумление перед силой духа, с которой они совершали свои подвиги, напоминает нам, что «Царство Божие силою дается». Эта память преображает и просветляет души в нас, с верою притекающих к ним за их благословением и помощью.

Это ли не истинное чудо – чудо веры, которое свершается нами самими в часы молитв перед их святыми и светлыми ликами, запечатленными на образах…

События из истории иконы

В 1701 году патриархом на месте деревянной церкви, где хранились святые мощи князя, был возведен каменный храм, получивший название Введенского – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, мощи святого хранились там закрытыми – под спудом. В 1830 году, по приказу императрицы Екатерины II, обитель была разорена – оставлена без всех ее угодий, с которых кормились монахи. Постепенно она пришла в упадок и была упразднена. Однако почитание ее и ее основателя – святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского не исчезло из народных сердец. Градское Брянское общество послало прошение на высочайшее имя вместе с ходатайством местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря как женской обители со странноприимным домом для вдов, сирот, девиц. Прошение было удовлетворено, обитель снова выросла и окрепла, немало при помощи великих князей дома Романовых, а также местных меценатов – братьев Могилевцевых.

Со времени канонизации святого преподобного благоверного князя Олега Брянского было создано множество его иконографических изображений. Есть его икона в Троицком храме в Бежичах, еще одна – в бывшей Введенской, ныне Петропавловской церкви.

Известно, что великий князь Константин Константинович в ноябре 1893 года пожаловал Петропавловскому монастырю икону Святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского, к ней лампаду и немалую сумму денег, чтобы начисляемые проценты с них были трачены на елей для неугасимой лампады перед святым образом. На следующий же год было разрешено издание икон и металлических образков Брянских святых преподобных князя Олега и Поликарпа, а также Священный Синод по ходатайству Брянской думы издал указ о ежегодном совершении в городе Брянске празднования в честь святых и ношении на крестном ходе 11 августа вокруг Брянска их икон вместе с иконой Свенской Божьей Матери.

__________________________________
1 Ипатьевская летопись – один из самых ранних летописных сводов Южной Руси, приблизительно XV века; свое название получила от Ипатьевского монастыря, расположенного под Костромой, где хранилась примерно до XVII века.

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский (в Крещении Леонтий) был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. По летописным источникам известно, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, в 1274 году, уступив свой престол брату он постригся в монахи с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, построенном на его средства. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. В этом монастыре святой благоверный князь скончался около 1285 года и был погребен в монастырском храме. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре.Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего, » и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

«Род праведных благословится», - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря. Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой». 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: «По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…» 13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. В воскресные дни во время вечернего Богослужения перед мощами совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

Каждый день в семь часов утра у мощей Святого Олега служится молебен. 5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.Тропарь, глас 8: От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим. Величание:
Ублажаем тя, / благоверне княже Олеже, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

по материалам сайта Брянской епархии

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

В ркп. святцах читаем: девятый благоверный князь Олег Романович Брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени - ошибка. Князь Олег Романович, внук св. кн. Михаила, в 1274 г. был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, говорит современник, из Новгородка Литовского Олег приехал во Владимир (Волынский) к сестре своей (Ольге - Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира). - Владимир усердно звал тестя своего к себе. «Государь-батюшка! говорил он, приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей». Но Роман отказался. - «Сын мой Владимир! отвечал он: не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег». Они поцеловались, и каждый отправился в свое место». По этому известию видим как в кн. Владимире почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в кн. Романе - является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием. - По известию о начале Свенского монастыря, кн. Роман Михаилович - князь благочестивый, и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию, князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. - Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый; потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом. - Храброго кн. Романа Михаиловича видим еще воюющим в 1285 г. Но кн. Олега после 1274 г. не видим более ни в какой мирской тревоге. В древних синодиках поминали: вел. кн. Романа старого Черниг. и княгиню Анну и сына его кн. Олега Романовича, вел. князя Черниговского. Леонтия, оставившего дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василия. Синодики дают видеть в блаж. кн. Олеге нравственное мужество, расставшееся с заманчивою властно наследственного вел. князя Черниговского, могшего еще располагать стами тысяч народа. По летописям видим, что после кн. Романа наследовал отцу старший сын его кн. Михаил, а затем в 1309 г. Брянским князем был Василий Михаилович. Ясно, что кн. Олег, видя непрочность земного счастья, не успокаивающего собою любимцев своих, предоставил брату и его сыну княжество Черниговское и Брянское, а сам решился в одежде инока служить Господу и начал строить Петропавловский монастырь. По благочестивым расположениям детей и внуков св. кн. Михаила, не можем сомневаться, что и сестра блаженного князя Ольга, получив в 1289 г. богатые имения на Волыни, по завещанию супруга, щедро помогала брату в устроении Брянской обители. - Князь инок Василий скончался строгим подвижником. Мощи его почивают под спудом в каменном храме обители его, которую п. Никон, по благоговению к св. князю-подвижнику, возводил на степень ставропигии.

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.


Икона Преподобного благоверного князя Олега Брянского. Галерея икон .

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего," и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

"Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская , за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..."

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.

В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Олег Брянский - православный святой, приходящий в трудные минуты на помощь людям по зову их искренних молитв. Икона праведника, оказывающего поддержку любому нуждающемуся, - щит и опора для верующего человека.

Олег Брянский, в народе «Священный» — значимая и известная фигура в православной церкви. Он знаменит своей глубокой духовностью и верой в Господа. Всю свою сознательную жизнь он посвятил служению Богу, ни разу не упав духом .

История иконы

Олег Брянский был святейшим человеком. Он был сыном князя Романа Михайловича, правившего в Брянских землях, и внуком известнейшего Михаила Черниговского. Еще с рождения мальчику прививали любовь к Христу и наставляли на истинный путь. Олег вырос смиренным и праведным человеком, твердо решив прожить богоугодную жизнь. В юности Священный ходил в поход, сражаясь с чужеземцами, но когда отец его скончался, святой понял, что ратное дело — не его призвание. Вскоре святитель отказался от всех привилегий и власти, принял иноческий сан, став монахом. Именно в служении Господу он нашел свое предназначение .

Олег Брянский совершил много поистине чистых и благообразных поступков. Он помогал немощным людям, направлял на путь праведный и давал советы каждому, кто обращался к нему. Будучи знатным человеком и имея немалое количество золота, монах построил Петропавловский монастырь в Брянске. За все заслуги верующего человека, посвятившего всю свою жизнь Господу, причислили к лику святых после смерти.

Где находится икона Олега Брянского

В России нет ни одного города, в чьем храме нельзя было бы найти икону Олега Брянского. Практически в каждой церкви нашей страны можно увидеть святой образ монаха. Для христиан Олег Брянский считается одним из святейших мучеников, наставником и скорым помощником. Именно поэтому его святая икона обладает такой популярностью и любовью среди верующих людей.

Одна из первых и самых ранних икон мученика находится в Петропавловском монастыре города Брянска. Земляки гордятся святыней, и каждый год большое количество людей со всего мира съезжается в этот монастырь, чтобы помолиться пред святым ликом мученика.

Описание святого образа

Традиционно на иконе изображен сам Олег Брянский в одеянии монаха. Иконописцы обычно изображают в правой руке монаха храм. Другой рукой Олег указывает на священную обитель, тем самым показывая людям, что церковь является домом Господа, где каждый сможет обрести спокойствие и поддержку.

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Олега Брянского

«О, благолепный Олег! Ты угодник Иисуса Христа, отдавший всю свою жизнь вере и праведности. Ты заступник наш от всех несчастий и целитель душ наших. Мы молим тебя: не отвергай просьбы наши, наставь нас на путь истинный, не позволяя утратить силы и терпение. Стань покровителем нашим, подари нам утешение и радость. Забери печали наши и укрой от бед. Не позволь нам предаться злости, коварности, похоти и тщеславию. Подари нам свое заступничество и не покидай нас до тех пор, пока не отдадим мы души наши Господу, отправившись в Царствие Его. Ибо ты стоишь рядом с Отцом нашим, с Сыном Его Иисусом и Великой Матерью Девой Марией! Помолись за нас перед ними! Да вознесем мы почести тебе и прославим имя Твое, о Священнейший мученик Олег! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Верующие могут обращаться к святым в любые моменты: когда необходима помощь, когда предстоит сложный выбор, или в минуты радости. Главное — знать, какому святому о чем молиться . Мы желаем вам крепкой веры и мира в душе. Берегите себя, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Житие святого князя Олега Брянского - это подвиг христианского смирения и подлинной любви к своей родине. На протяжении многих лет он мужественно сражался с полчищами Золотой Орды, отстаивая право Руси на её государственность и веру. Однако, когда пришло время занять Черниговский престол - вверенную Олегу его отцом вотчину - святой отказался от власти, богатства и братоубийственной междоусобной войны. Он принял постриг и посвятил всю свою оставшуюся жизнь служению Христу.

Памятуя о доблести святого Олега Брянского в сражениях с татаро-монголами, сегодня матери солдат-новобранцев молятся ему о благополучии своих сыновей. Они испрашивают для них мирного исполнения военного долга, чести и духовной силы для того, чтобы справиться со всеми невзгодами армейской службы.

В чем помогает и о чём молиться перед иконой князя Олега Брянского?

Преподобный Олег Брянский участвовал в многочисленных битвах между русскими войсками и захватчиками из Золотой Орды. В молитвах, обращенных к святому, есть строки с просьбами защитить страну от врагов. Именно с такими мольбами сегодня приходят люди к преподобному: просят его и Всевышнего оградить родину и свой дом от беды, разорения, нужды и вражды.

Кроме того существует замечательная традиция: новобранцы и родители призывников перед началом службы справляют молитву Олегу Брянскому. Они просят святого о том, чтобы исполнение воинской обязанности проходило с честью и достоинством, чтобы жизнь молодых людей вдали от дома была не тяжкой, и чтобы парни справлялись со всеми превратностями армейского быта.

Молитва Святому преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило-стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия. Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий-скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче-стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару-ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско-рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Житие Святого Олега Брянского

Олег Романович Брянский происходит из древнего княжеского рода. Все его потомки были глубоко верующими людьми: князь Михаил Черниговский (дедушка святого) принял мученическую смерть в Золотой Орде, отказавшись отречься от Христа и исповедать ислам. Отец Преподобного - князь Роман - был праведным христианином, удостоился чудотворного исцеления по своей вере и также был причислен к лику Святых. Сестра Романа Ефросинья (тётя Олега) была канонизирована за богоугодную жизнь и строгое постничество. Таким образом, глубокая любовь к Богу, моральные ценности и приверженность христианскому пути были буквально в крови Олега Брянского.

Точная дата рождения святого, равно как и день его упокоения, неизвестны. Предполагается, что на свет он появился приблизительно в 1245 году. В крещении Олег взял имя Леонтий. Князю выпала доля родиться и жить в один из самых сложных периодов в истории Руси. Под гнётом татаро-монгольского ига наши земли разграблялись, города выжигались дотла, уничтожались церкви и монастыри. Многие русские князья, одержимые стремлением к власти, заключали соглашения с золотоордынскими ханами и, тем самым, предавали православную веру.

Однако были и другие правители - лишенные корысти, они, во что бы то ни стало, стремились сохранить самобытность, культуру и веру Руси. Именно к таким князьям относилась вся династия Олега Брянского. Примечательно, что с юности святой видел свою жизнь в служении Господу и поддержании мира на русских землях. Однако судьбой ему были уготованы сражения и тяжкие испытания. Но однажды после окончания войны с литовцами святой посетил свою сестру Ольгу, жившую в те времена в городе Владимир Волынский. Она была замужем за Владимиром Васильковичем, чьё имя в истории нашего государства известно благодаря строительству многочисленных храмов и церквей.

Предполагается, что именно эта судьбоносная поездка привела к тому, что при помощи Ольги Олег основал Петропавловский монастырь. Впоследствии обитель два раза закрывалась и дважды возобновляла свою деятельность. Сегодня монастырь открыт для прихожан.

Когда пришло время Олегу занимать Черниговский престол, он уже понимал бренность и скоротечность богатства и славы. Молодой князь хотел обрести сокровища нетленные и видел их в духовном совершенствовании и непрерывном служении Господу. И тогда Олег Брянский принял решения отказаться от княжения и передал бразды правления в руки своего брата. Сам он принял постриг с именем Василий и начал новую жизнь, далёкую от политики и войны, в Петропавловском монастыре. Эта обитель впоследствии и стала последним пристанищем князя - в летописи существуют упоминания о том, что приблизительно в 1331 году преподобный и благоверный князь Олег Брянский отошёл к Господу в стенах монастыря и был погребен в соборном храме обители.

В период богоборческой власти - а именно в 1930х годах - стараниями архиепископа Брянского мощи святого князя Олега была перезахоронены, чтобы избежать поругания от безбожников. Место упокоения мощей содержалось в строжайшей тайне вплоть до 1995 года, пока староста Введенского собора Мария Белова не открыла его. В 1930-ых она была юной прихожанкой храма и воочию видела, куда перепрятали мощи Олега Брянского. Сначала их разместили в Введенском храме Петропавловского монастыря, а в 2012 году с почестями перенесли в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Брянска.