Суточный богослужебный круг. Суточный круг богослужений

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

По книге «Азы Православия»

По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни недели совершением церковных служб. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в истории Церкви или особо почитаемому святому.

Все службы недели вместе образуют так называемый недельный, или седмичный богослужебный круг.

Первый день недели – день Воскресный. Он посвящен воспоминанию Воскресения Христа. Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Своих страданий и Крестной смерти, Господь Иисус Христос воскрес. И из гроба, окруженный небесным сиянием, вышел Спаситель мира – Жизнодавец Христос Господь. Он воскрес силою Своего Божества.

В понедельник – первый день недели после Воскресения – Церковь прославляет ближайших слуг Божиих – Ангелов. Ангельский мир был сотворен прежде человека. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка означает «Вестник». Это бесплотные, бестелесные духи. Но иногда Господь дает им являться людям в телесном виде, открывая им волю Божию.

Во вторник прославляется святой пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. По слову Самого Господа, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Аскет, подвижник, по повелению Божию пришел в долину реки Иордан возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, - призывал пророк, - Сотворите достойные плоды покаяния». Исправьте свою жизнь. Встречайте Того, Кто будет крестить вас Духом Святым.

В среду Церковь вспоминает предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа первосвященникам иудейским. За цену раба, за тридцать сребреников один из апостолов – Иуда Искариот – предал своего Учителя и Господа Его врагам на Крестную смерть. Поэтому среда – день поста в православной Церкви.

В среду совершается служба Животворящему Кресту Господню. Сын Божий умер на Кресте за наши грехи как человек, чтобы сыны человеческие были избавлены от вечной смерти и вошли в Царство Божие, в Жизнь вечную.

В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека. Своей проповедью апостолы обратили сердца множества людей ко Христу.

Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Иоанн богослов умер в заточении в глубокой старости. Число же христиан после кончины святых апостолов год от года росло, и вера христианская распространялась по всей земле.

В пятницу Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Спасителя. Поэтому в этот день – день поста, также как и в среду, в православных храмах совершаются службы Животворящему Кресту Господню.

Своими страданиями и смертью Христос искупил нас от вечной смерти. И когда мы слышим слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа: «Вы куплены дорогою ценою», - то мы понимаем, что это обращение – к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Мы куплены дорогою ценою.

В субботу Господь закончил творение мира и «почил от дел Своих». Его творение было прекрасно. Блаженный покой был завещан и людям в день субботний.

Суббота посвящена воспоминанию и прославлению всех верных рабов Божиих, наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного. Вспоминаем мы и всех в вере и надежде воскресения скончавшихся православных христиан.

Как всегдашняя Предстательница за христиан пред Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия вспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, но особо почитается Она в воскресение, среду и пятницу.

Завершается недельный Богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям. Мы постигаем высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
порядок православных служб, совершаемых в церкви в течение суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.
По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечерней. Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и дарования нам, на сон грядущим (идущим), покоя телу и душе и сохранения нас от козней диавола во время сна.
Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притче о десяти девах.
Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное - из третьего и шестого часов и литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит «бодрствование».

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ" в других словарях:

    В православии череда богослужений, совершаемых на протяжении суток. Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений: Вечерня Повечерие Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание… … Википедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к. суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к рые должны совершаться ежедневно в… … Православная энциклопедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ, совокупность служб общественного богослужения (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве). В богослужебном Уставе Православной Церкви различаются три цикла церковного богослужения: суточный (или дневной), седмичный (недельный) и… … Энциклопедический словарь

    Восточно сирийский (в русской литературе часто восточно сирский) богослужебный обряд богослужебный обряд, сохранившийся в долхалкидонской Ассирийской церкви Востока и в некоторых отделившихся от неё Восточнокатолических церквах… … Википедия

    АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - литургический тип (см. Литургические семьи), принятый в древности в Александрийской Церкви. Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с ее … Православная энциклопедия

    Маронитский обряд один из восточных литургических обрядов, используемый в богослужении Маронитской католической церкви. Вместе с западно сирийским обрядом принадлежит к западно сирийской группе антиохийской литургической традиции.… … Википедия

    ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ) »). В этой связи… … Энциклопедический словарь

    - (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus) один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе… … Википедия

    СВ. (ок. 480 547?), родоначальник западного монашества. Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480; умер в Монте Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта вторая книга… … Энциклопедия Кольера

    АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - [греч. ̓Αποστολικὴ παράδοσις], в широком смысле часть Свящ. Предания, в церковно научной лит ре и патрологии предполагаемое ядро целого ряда литургико канонических памятников, к рое дает подробную картину устройства церковной жизни III в.,… … Православная энциклопедия

Книги

  • Псалмы из богослужений суточного круга, изъясненные Евфимием Зигабеном по святоотеческим толкованиям , Тупиков С.. Суточный богослужебный круг Православной Церкви, совершаемый по Часослову, в основном состоит из псалмов ветхозаветной Псалтири царя и пророка Давида. Глубокая древность и церковно-славянский…

1. Круг суточного богослужения

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, которое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного псалма 103–го, в котором прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мiра и окончившиеся рождением в мiр Спасителя мiра.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница - богослужение, которое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о десяти девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма 50–го и псалма 118–го, который изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня - богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.

Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час - крестная смерть Его.

Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером - Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром - Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время - Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мiрских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу В противоположность Студийским уставам Иерусалимские дают однообразный и тождественный с нынешним строй вечерни и утрени. Хотя это объясняется отчасти и более поздним возрастом этих уставов, но если принять во

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Литургика автора Керн Киприан

А. Развитие Суточного Круга Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобладает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное богослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви.В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕI. Вечерня1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик5. Вход

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

3. Круг годового богослужения. Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Круг любви Как показано в «Хижине», Бог - это «круг любви». Внутри него нет иерархии или борьбы за власть. Иерархия - человеческая конструкция, следствие грехопадения. Когда Мак спрашивает, есть ли «босс» среди трех Лиц Троицы, Бог выражает недоумение. Когда Мак

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Службы суточного круга (Office, Daily ). Ежедневные богослужения, предписываемые Католической, Англиканской и Лютеранской церквями. Во многих европейских языках служба обозначается производными от лат. officium, означающего выполнение долга, под к-рым подразумевается

Из книги автора

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз - Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

Из книги автора

Службы суточного круга Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения . Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, где началом суток считается время солнечного заката, а самими сутками - период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву - это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу - «Седмицею днем хвалихъ Тя » (Пс. 118; 164). - это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужения : вечернее , состоящее из вечерни и павечерницы; утреннее , состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, и дневное , состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

Суточный, седмичный, годовой круг богослужения и подвижные дни

Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения . Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, - сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника . Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени - это все песнопения Октая . Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года - это все песнопения Минеи . Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода , то и существуют три круга богослужени я.

1) Неизменяемые молитвословия , повторяющиеся ежедневно, составляют суточный круг богослужения или суточное богослужение .

2) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем недели и повторяющиеся через каждую неделю, составляют седмичный (недельный) круг богослужения или седмичное богослужени е.

3) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем года и повторяющиеся через каждый год, составляют годовой круг богослужения . К годовому кругу богослужения относятся молитвословия и песнопения подвижных дней и праздников, содержащиеся в Постной и Цветной Триоди .

Таким образом, в одном и том же богослужении бывают молитвословия и песнопения всех трех кругов: суточного, седмичного и годового .