Курсы звонарей. Ярославская школа колокольного искусства. Полный цикл обучения

Колокола – молитва в звуке

Московский колокольный центр при храме Свт. Николая в Заяицком действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия и готовит высококвалифицированных звонарей православных храмов. Шариков Виктор Григорьевич – руководитель центра.

– Виктор Григорьевич, когда появились первые колокола?

– Первые нецерковные колокола появились задолго до начала нашей эры. В Библии сказано, что одним из признаков священства в Израиле были колокольчики на одеянии священнослужителя. Но почему колокола стали одним из главных атрибутов христианства? На этот счет существуют разные мнения. Есть легенда, согласно которой примерно в 402–405 гг. епископ города Нолы святой Павлин Милостивый возвращался из обхода своей паствы, устал и решил отдохнуть в поле. Ему приснился ангел с полевыми колокольчиками в руках. От колокольчиков шел чудесный звон. Епископ был так поражен увиденным во сне, что, когда пришел в город Нолу, заказал литейщикам колокола, по форме напоминающие полевые колокольчики. Сон был вещим. Как свидетельствует легенда, после окончания работ оказалось, что все колокола удались – они прекрасно звучали. До этого колокольчики уже существовали – клепаные, кованые, разной формы – квадратные, круглые, конусообразные, но они не звонили. Свершилось чудо. Совпало, что город Нола, один из крупных городов провинции Компана (или Компании) Неаполитанского государства, являлся центром медеплавильной промышленности. Так, благодаря божьему промыслу литейщики Нолы начали лить колокола, которые затем распространились по всему миру под названием «компаны».

– Какой состав использовали для литья колокола?

– Колокола лили из бронзы. Состав был найден быстро, что подтверждают раскопки, и в основном сохранялся: примерно 80% меди и 20% олова. А вот форма, материал и способ изготовления были различными. Колокола могут по-разному использоваться в звонах и устанавливаться в различных местах: у входа или внутри храма, у трапезной, в куполе храма и т.д. Главное – не материал или форма, главное – символ, духовная суть и намоленность.

– Существуют ли правила, какие узоры должны быть на колоколе, какие фразы?

– Вначале писали слова из Евангелия, позже стали ставить дату изготовления, описывать, в честь какого события, с чьего благословения, при каком царе отлили колокол. С точки зрения звона, надписи, узоры, иконы только ухудшают его качество.

– Когда появились первые колокола на Руси?

– В VI–VII веках колокола звучали во всех уголках Европы. Римский папа Сабониан издал специальный указ о благословении использования колоколов. Прошло несколько веков, прежде чем колокола появились на Руси. С принятием христианства на Руси стучали, звонили только в било. В то время христианская церковь разделилась на восточную во главе с Царьградом и западную во главе с Римом. Приняв греческую веру, мы приняли и звон. А в восточной христианской церкви звонили только в било, существовавшее еще с конца III века. Сначала появились деревянные била, затем – металлические. Колокола восточная церковь считала принадлежностью латинян. Отец Антоний, один из основателей Киево-Печерской Лавры, оставил по возвращении из святой земли Афона воспоминания, в которых упомянул, что в било звонят по Ангелову внушению, а в колокола звонят латиняне.

Таким образом, колокола не использовали прежде всего по духовной причине. Но была и другая причина: их дороговизна. Бронза считалась полудрагоценным металлом, слишком дорогим для повсеместного использования. Однако вскоре колокола можно было увидеть на великокняжеских соборах, на митрополичьих и владычьих соборах – колокола становились признаком власти. В Троицко-Сергиевской Лавре (тогда Свято-Троицкий монастырь) колокола появились в 1420 году, через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда вскрыли мощи преподобного и встал вопрос о его канонизации. Преемник Сергия Радонежского Никон купил в честь этого события два колокола, один из которых сохранился до наших дней и сейчас, почти 600 лет спустя, является действующим. Хотя сам преподобный считал, что монашеская жизнь должна быть тихой и скромной, а колокола слишком громкие и помпезные.

С XV века, времени объединения земель вокруг Московского княжества, повсеместно возникают каменные храмы, монастыри обносятся каменными стенами, особое внимание уделяется торжественности богослужения, чину богослужения, создается знаменное пение. И начинает развиваться колокольное дело. Сначала приглашали иностранцев, позже, с XVII века, появились отечественные умельцы.

– Используется ли било сегодня?

– Столетиями традиции звона развивались на фоне использования бил и ритмического клепания (ударения) в них. Поэтому основа православного звона заключается не в мелодии, а в ритме и взаимодействии тембров колоколов и бил. Било может использоваться не только в церковном звоне, но и для созыва людей в чрезвычайных ситуациях.

– Что такое «русский профиль» колокола?

– «Русский профиль» – это особое соотношение диаметра, толщины и высоты колокола, что обеспечивает его благозвучие (богатый тембр) и певучесть.

– Как извлекается звук из колокола?

– В старину существовал «очепный» способ, при котором раскачивался сам колокол. Этот способ сохранился в некоторых обителях и в наше время. Но чаще используется «язычный» способ, когда звон происходит благодаря качанию языка и ударению его о неподвижный колокол. Основой звона являются не ноты, а благозвучие каждого колокола. Не допускается замена звонаря фонограммой.

– О чем звонят колокола?

– Самое древнее послушание колокола – звать каждого в храм Божий, возвещая окрест слова святого Евангелия: «Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф., гл.11,28). Различают четыре вида канонических звонов: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест несет благую весть о начале богослужения и осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, благовест начинается тремя редкими ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

Перебор является погребальным звоном, он осуществляется медленными ударами в каждый колокол и било от самого малого до самого большого.

Перезвон – печально-торжественный звон, совершаемый два раза в год (на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения) ударами поочередно в каждый колокол или било от самого большого до самого маленького.

Трезвон – звон во все колокола или била – выражает радость и торжество. Трезвон, осуществляется, например, после венчания при выходе новобрачных из храма, а также после крещения при выходе новокрещенных.

– Колоколов на колокольне может быть несколько. Как распределяются роли в колокольном семействе?

– Согласно строгой иерархии колокола объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники. Самый большой и самый низкоголосый задает ритм остальным. Самые маленькие (2–4 колокола) – зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства звонаря одним узлом. Их голоса переливаются трелями. Подзвонные (средние) колокола посолиднее. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике обычно под левой рукой звонаря.

– Где можно выучиться на звонаря?

– Сейчас звонарей не хватает так же, как и колоколов. Самое большое количество колоколов погибло в 30-е годы прошлого века. Но и в наше время погибает не меньше по разным причинам: воровство, спекуляция, неумение работать с колоколами, особенно старинными. Бронза становится хрупкой со временем и легко разрушается от сильного удара. За последние 15–20 лет мы разбили половину того, что нам досталось. Это первая проблема. Постепенно она решается с помощью новых колоколоплавильных заводов и благодетелей, или спонсоров, как мы их сейчас называем. Вторая проблема – звонари. Их ее хватает. В России старший звонарь брал себе учеников и обучал их по методу «Делай, как я», без методик и учебников. И сейчас есть такие звонари, которые сами готовят себе смену.

Когда в 1995 году мы задумали организовать Колокольный центр, основной задачей, вставшей перед нами, была подготовка звонарей, причем интенсивная подготовка. В течение трех месяцев учащиеся должны освоить и теорию и практику. В 2005 году у нас юбилей – колокольному центру исполняется 10 лет. За это время мы подготовили 600 звонарей. Ежегодно выпускаем два курса: осенний – к Рождеству и весенний – к Пасхе. Иногда собирается и летний курс. Занятия строятся таким образом: еженедельно 2 часа теории, 3 часа практики с преподавателем и 2 часа самостоятельной работы. Организовать интенсивное обучение удается благодаря тому, что у нас две свои звонницы, не связанные с храмом.

– Сколько девушек обучаются в вашей школе?

– Обычно пятая, четвертая часть всех учащихся.

– Существуют ли какие-либо особые требования к поступающим?

– Особых требований нет, но, конечно, желающие стать звонарями должны быть верующими, воцерковленными. В церкви к звону без благословения вас никто не допустит. В Уставе церковного звона говорится: «Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью». А второе условие – желание учиться. Иногда спрашивают, нужно ли музыкальное образование? Нет, не требуется ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Необходимо только чувство ритма. Если вы немного танцуете или поете, этого вполне достаточно. К тому же чувство ритма развивается, было бы только желание. У нас разработана собственная методика обучения, есть библиотека, видеофильмы, аудиокассеты, CD. Наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование и большой опыт работы в храмах. Звонарей мы готовим для Москвы, Московской области и других регионов.

В России во многих местах сохранились традиции звонов. Существуют ростовские, псково-печерские и другие традиции звонов. Сейчас есть школы звонарей: в храме Христа Спасителя, Ново-Петровском монастыре. В основном, это школы при храмах. В Новосибирске, Саратове, Краснодаре организуют факультативы. Их ученики занимаются колокольным звонов «для самообразования», часто не верят в Бога. Заканчивают курс, а дальше что?

– Может ли звонарь стать известным человеком, сохранились ли имена звонарей?

– Звонарь – это не профессия, тем более – престижная. Звонарь – это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения.

– Любой человек может подняться на колокольню?

– Нет, только по благословению настоятеля. На Пасху, Рождество пускают детей. Но это очень опасно. Хотя, конечно, воспоминания остаются на всю жизнь. Мы пошли по другому пути: организовали музей-лекторий, в котором посетители знакомятся с историей и традицией православного колокольного звона, искусством литья колоколов. Колокола как люди, у каждого своя история, их также можно услышать на лекциях. На музейной звоннице всем желающим предоставляется возможность позвонить в колокола, а также услышать все виды канонических звонов.

В 2015 году по благословению настоятеля протоиерея Валерия Волощука на нашем приходе святого Георгия Победоносца открылась школа церковных звонарей. Руководит школой главный звонарь прихода — Ольга Павловна Шевчук. Ольга Павловна закончила московскую школу звонарей, богословские курсы при Донской духовной семинарии, курсы звонарского мастерства при Даниловом монастыре (г.Москва).

Звонарь является как бы связующим звеном между храмом и небом. Колокольный звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Колокольный звон - зов Христов - помогает человеку открыть свое сердце, вспомнить о Боге, даже если он не в храме.

Записаться в школу церковных звонарей могут все желающие. Срок обучения: 2 месяца. После окончания школы выдается диплом либо свидетельство.

В программу обучения входят:
- Теоретические занятия по истории колоколов, подбору и размещению колоколов на колокольнях и звонницах, уставу колокольного звона и др.
- Практические занятия на колокольне храма Иоанна Воина (7 колокоов) и наземной звоннице (9 колоколов).

Запись в школу: +7-951-849-88-58 Шевчук Ольга Павловна

П о благословлению его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского 28 сентября 2005 года в Ярославле открылась "Ярославская школа колокольного искусства" - объединение ярославских звонарей, литейщиков и кампанологов (исследователей колокольного искусства). Учредители "Школы": Ярославско-Ростовская епархия, колокольный завод Николая Шувалова и Всероссийская выставка-ярмарка колоколов. Главная цель, с которой создано новое объединение - восстановление высокого профессионального уровня, своеобразия стиля и былой славы искусства колокольного звона, которым ярославская земля славилась не только на всю Россию, но и на весь мир.

Главной частью "Ярославской школы колокольного искусства" является впервые открывающаяся в Ярославле Школа звонаря . Это редкое для России профессиональное учебное заведение, которое призвано обучить церковных звонарей для качественной и ответственной работы в православном храме. Давно позади период "стихийного" приобщения к профессии звонаря (90-е годы), когда на колокольню попадали подчас случайные люди, не владеющие профессией, не способные обеспечить ни уставное исполнение церковного звона, ни надзор за техническим состоянием колокольного инструмента. Сейчас многие храмы имеют хорошо оснащенные колокольни, подчас с многотонными басовыми колоколами. Эта часть материальных затрат является одной из самых высоких для прихода, поскольку и сами колокола очень дороги (металл, дорогая работа по индивидуальному заказу), и устройство колокольни требует как больших средств, так и участия в работах профессионалов высокого уровня. Именно поэтому требования сегодняшнего времени к церковному звонарю высоки и разнообразны, а именно:

  • Знание традиций русского православного колокольного звона;
  • Знание церковного устава, чинопоследования всех служб, которые сопровождаются колокольным звоном;
  • Технические знания и навыки в вопросах подъема, размещения колоколов на ярусе звона, устройства колокольного инструмента, техники безопасности в работе со сверх тяжелыми объектами на высоте;
  • Знания истории колоколов в России, владения основными исторически сложившимися традициями звона.
  • Каждой из выше перечисленных тем в Школе звонаря будет посвящен отдельный предмет, разделенный на теоретическую и практическую часть. Опыт проведения мастер-классов церковных звонарей на Выставке-Ярмарке колоколов (ежегодно, с 2001 года) помог организаторам Школы выработать сбалансированную программу курса обучения. В числе обязательных предметов:

  • Практика колокольного звона, преподаватели: Владимир Дегтярев (Ярославль), Александр Михайлов (Рыбинск), Сергей Мальцев (Ростов Великий), Валерий Гаранин (Суздаль);
  • Оборудование колоколен, преподаватели: В. Дегтярев, А. Михайлов;
  • Кампанология (история колоколов и технология производства), преподаватель: Наталья Каровская (Ярославль);
  • Церковный Устав колокольного звона; права и обязанности звонаря, преподаватель: Николай Завьялов (Москва);
  • Нотная расшифровка звона, преподаватель: Н. Каровская;
  • Литургика, преподаватель: протоиерей Михаил Халюта (Рыбинск);
  • Церковное пение, преподаватель: Людмила Зуммер (Ярославль);
  • Тренинг (основные приемы игры на колоколах), преподаватели: Николай Самарин, Виктор Каровский (Ярославль).
  • Ведущий преподаватель и руководитель Школы звонаря - старший звонарь Ярославско-Ростовской епархии Владимир Дегтярев . Практические занятия по технике, жанрам и традициям колокольного звона будут проводиться на колоколах Всероссийской выставки-ярмарки колоколов и на действующих колокольнях ярославских храмов. Теоретические занятия будут проводиться в здании Духовно-просветительского центра Ярославской епархии, одно из помещений которого предоставлено "Ярославской школе колокольного искусства" Ярославско-Ростовской епархией.

    Полный курс обучения в Школе звонаря составит 1 месяц (занятия ежедневные). В программу включены поездки в пределах Ярославской области с целью ознакомления будущих профессиональных звонарей с выдающимися памятниками ярославского колокольного искусства и технологией литья колоколов на заводе Николая Шувалова. Для того, чтобы каждому учащемуся было предоставлено достаточное время для индивидуальных занятий с мастером, набор в школу ограничен - не более 7-ми человек на курс обучения. По окончании курса проводятся экзамены по основным дисциплинам и выдается документ, подтверждающий профессиональную квалификацию.