Нужна ли поэзия современному человеку. Нужна ли поэзия современным людям

Для чего в самом деле пишутся стихи? Чего не хватает в поэзии современному среднестатистическому подростку, чтобы она стала любимой, желанной? Как преподносить её на уроках? На эти вопросы пытались найти ответы на круглом столе, организованном редакцией «Литературной газеты» и пресс-центром «Пламя» гимназии № 1579. В разговоре приняли участие учителя московских школ, поэты, студенты педагогических вузов.

Всеволод Троицкий,
профессор, член Комиссии РАН по образованию:

– Язык наш неисчерпаемо богат! По-русски, можно сказать: девушка, дева, девица, девка, девонька, девочка, девчонка, девчушка, девчушечка, деваха, девчушенька и так далее. Каждое из этих синонимичных слов имеет свой оттенок, своё оценочное содержание. А на английском языке одно только слово – girl…

Но не будем прекраснодушны. Среди словесного многозвучья толпы сегодня нет-нет да и выскочит вдруг похабное, гнусное, смердящее слово-выродок, как ушат грязи, вылитой на поверхность белотканой скатерти. Увы, ныне значительная часть молодёжи (в том числе учащихся) не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне.

Людмила Козлова, учитель русского языка и литературы, школа № 2051:

– Когда сегодня слышу вопрос, нужна ли поэзия современным школьникам, то невольно думаю о том, что ещё лет 15–20 назад (в школе преподаю почти 40 лет) никому бы в голову не пришло об этом спрашивать. Когда же появилась поворотная точка?! «Кто виноват? Что делать?» Вопросы эти набили оскомину, но ответов нет, вернее простых нет. Пора принимать серьёзные меры в защиту литературного образования! Есть «Национальная программа поддержки и развития чтения в России», но вот я прихожу в школу и вижу, что воз и ныне там. Родители учащихся зачастую сами не интересуются чтением, не знают прозаические произведения даже в рамках школьной программы, что уж говорить о поэзии!

Маргарита Русскова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1534:

– Девятиклассники, надо признать, теперь с трудом выучивают наизусть и пять стихотворений Пушкина, а ведь в 90-е мы с них по 25 спрашивали. Теперь они, прагматичные и рациональные, всё чаще бунтуют.

Как пытаемся приучить их к поэзии? Вот, например, «Поэтическая лестница» (подсмотрено у коллег из гимназии № 1514). На большой перемене собирается «могучая кучка» – человек 10–15, в основном зрителей. Но человек пять решаются выйти наверх, на лестницу (встав, таким образом, над слушателями), что весьма метафорично, и успевают прочитать (прокричать?) стихи. Тема иногда задаётся (настроение, время года, памятная дата), чаще – нет. Можно читать классику, можно самостоятельно накопанное даже в Сети, можно – своё.

Расписывать стены альма-матер стихами – тоже большое удовольствие. Такой – однократно – счастливый момент выпал накануне ремонта в нашем кабинете. Раз всё равно закрасят, почему бы не порадовать себя не голыми грязноватыми стенами, а... стихами? Расписывали их строками Бродского и своими собственными.

Татьяна Васюченкова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861 «Загорье»:

– Вызывают интерес задания, в которых, например, надо попробовать восстановить пропущенные эпитеты или рифмы. Поэзия Лермонтова характеризуется эпитетами «хладный», «немой», «таинственный», «чужой», «мрачный», «мятежный», а у Тютчева господствует эпитет «роковой». Такую работу по отбору эпитетов можно давать для индивидуального задания.

Провожу уроки, которые я называю «На поэтических перекрёстках», когда учащиеся сопоставляют стихи разных авторов или одного автора, но написанные в разные периоды жизни. Например, «Тройку» Н.А. Некрасова и «На железной дороге» А. Блока, «Мадонну» А.С. Пушкина и «Мадонну» А. Фета, «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева и «Летнюю грозу» В. Брюсова, стихи о назначении поэта и поэзии Пушкина, Некрасова, Б. Пастернака. Так постигаются традиции русской поэзии и индивидуальность поэта, его стиль.

Татьяна Кизим,
педагог-организатор, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», школа № 1861 «Загорье»:

– Я проработала 7 лет в специальной школе для детей с девиантным поведением и не переставала удивляться тому, что эти дети не читали вообще ничего! У них слабо развита память, рассеянное внимание, образность мышления на уровне примитивной, они имеют неразвитую технику речи. Поняла, что им нужно читать вслух те стихи, которые будут вызывать эмоции. Методом проб и ошибок обнаружила, что они реагируют на поэзию военных лет, как губка впитывали стихи Ю. Друниной, К. Симонова, Р. Рождественского, А. Твардовского. Для них, этих брошенных детей, бродяжек, оказалась близкой полная драматизма, лишений и исканий жизнь лирических героев. Особенно они приняли балагура – весельчака Василия Тёркина. А потом мой воспитанник Саша В. на окружном конкурсе чтецов занял первое место со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста», а на вечере, посвящённом Пушкину, Сергей П., «необучаемый» по заключению психологической комиссии, с упоением читал «Буря мглою небо кроет…», и для него это было сродни подвигу.

Маргарита Денисова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1148 имени Достоевского:

– Молодые люди читают мне наизусть стихи (пусть и за оценку!) уже 30 лет, и я уверена, что поток поэзии никогда не иссякнет, ибо велика потребность высказаться, и высказаться не просто, а в изящной форме. И пока поэты будут протягивать людям на ладони своё обнажённое сердце, у этого мира есть шанс!

Владимир Лизинский,
профессор, директор издательского дома «Педагогический поиск»:

– Недавно я объявил Всероссийский конкурс стихов о школе, об учителе, о друзьях. Сколько, вы думаете, стихов прислали? Всего-навсего 100 работ. Из них 99 мы попросту выбросили как графоманию. И только одно стихотворение оставили. Его написала 85-летняя старушка. В XIX веке знали наизусть по сто стихов, в XXI чаще всего – ни одного!

Дарья Афонина,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861:

– Сейчас на первом плане мнимые ценности: благосостояние, разнообразие удовольствий, комфорт, вкусная еда, а свои чувства молодёжь в основном старается скрыть. Иногда подростки даже стесняются говорить о поэзии. Но когда я завожу с ними беседу о литературе, они всё же постепенно втягиваются, даже могут процитировать поэта, чьи строки глубоко запали в душу.

Мария Семиткина,
учитель русского языка и литературы, школа № 947:

– Я видела искренние слёзы на глазах своих учеников, когда они услышали стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга». Каждый понимал и проецировал на себя метафоричность фразы: «Ты не знаешь природы: ведь может быть тело дворняги, а сердце – чистейшей породы!» Они открыли для себя новый мир, делились впечатлениями, размышляли, волновались. Именно поэзия способна соприкоснуться с душой человека и от сердца к сердцу провести незримую нить. Самое прекрасное – уметь чувствовать чужие эмоции, сострадать, сопереживать. Именно этого не хватает нынешнему поколению.

Варвара Баграмянц,
педагог-библиотекарь, школа № 2051:

– Ученики начальной школы в биб­лиотеке в первую очередь спрашивают стихи. У нас есть 15 наименований книг серии «Читаем сами». Но этого мало. Некоторым детям приходится предлагать поэтические сборники, предназначенные для старших школьников. Хочется, чтобы больше издавалось тоненьких иллюстрированных книжек, и они поступали в школьные библиотеки. Нужен удобный шрифт, цветные иллюстрации. Поверьте, маленькие читатели – очень благодарный народ.

Олег Куманов,
редактор газеты «Пионерская правда»:

– Сейчас у детей 10–14 лет наблюдается некоторый спад интереса к стихотворчеству, характерному для этого возраста. Может быть, влияет то, что родители реже читают малышам, меньше стало литературных кружков. Чисто поэтические студии вообще редкость. Больше привлекает ребят сочинение заметок, рассказов. «Пионерская правда» старается представлять читателям наиболее успешные, интересные работы. Если говорить о темах, то чаще всего пишут о природе. Ориентир – школьный учебник, где много стихов о красоте русской природы, есть чему учиться. По детским стихам видно, кто что помнит, проскальзывают метафоры, сравнения…

Анастасия Толикова,
ученица 9-го класса, гимназия № 1579:

– Я считаю, что поэзия помогает человеку увидеть свой внутренний мир и понять, чего он действительно хочет. Поэзия заставляет задуматься не только о собственных проблемах, но и обратить взор на несчастья других.

Поэзия делает нас людьми.

Подготовила Елена Сапрыкина

Зачем нам нужны стихи? Какая от них польза? Что людям могут дать стихи? Как вы относитесь к поэтам и стихам?

  1. чтобы лучше выразить состояние души, показать красоту языка, не зря же красивые стихи перекладывают на музыку, получаются отличные песни.
  2. Очень многие легко проживают жизнь и без стихов. Но есть те, кому они просто необходимы. Особенно когда мелодия стихотворения совпадает с мелодией души. Наверное вот за это ощущение, что тво сердце не одиноко, что есть те, кто думает и переживает точно так же, как ты, вот за это и любят стихи.
    Я очень люблю красивые стихи, где гармоничны и звучание, и смысл. А к поэтам я отношусь.. . как к коллегам:)
  3. Я издаю стихи забытых поэтов
  4. выучи несколько, узнаешь
  5. Поэзия это рифмованный ребус, где в изящной форме можно с иным акцентом изложить, описать, происходящее или вымышленное. Что дат?. . Разнообразие. Забавно когда прозаический персонаж в сюжете что-то напевает. А это уже поэзия. И здесь е присутствие украшает сюжет. Поэзию имеет смысл считать украшением. Не зря считается, что удачное дело это поэзия.
  6. Не говоря про то, что они на слух красиво звучат.. А если на них наложить музыку, то они зазвучат в виде песен - а это же так здОрово, разве нет?: -)
  7. Проявляются новые чувства
  8. Стихотворение - наиболее чтко выраженная мысль, включающая в себя логический смысл, эмоциональную окраску и отношение автора к данной теме.
  9. Зачем нужны стихи? Кому какая польза
    От ритма, рифм и прочих пустяков?
    - Попробуйте запомнить столько прозы,
    Сколько на память знаете стихов!!!
  10. смысл стиха для нынешней молоджи заключается в песнях
    еслибы не было стихов не было бы и песен, не было бы песен не былобы и певцов, а если не было бы певцов то и не было бы кумиров
  11. Просто кому-то нравиться рифма и она стимулирует их воображение, это их особенности восприятия стихи нужны только таким людям, так же существуют эстетствующие показушники, которые не понимают, что и почему, но считают, что любовь к стихам делает их элиткой и выпендриваются этим…А главная польза стихов, что в сочетании с музыкой получаются хорошие песни, хотя тут стихи и необязателны…в общем большинство любителей стихов- показушники)
  12. Поэзия говорит сама за себя:Не так ли мы стихов не чувствуем порой,
    Как запаха цветов не чувствуем? Сознанье
    Притуплено у нас полдневною жарой,
    Заботами.. . Мы спим.. . В нас дремлет обонянье.. .
    Мы бодрствуем.. . Увы, оно заслонено
    То спешкой деловой, то новостью, то зреньем.
    Нам прозу подавай: все просто в ней, умно,
    Лишь скована душа каким-то сожаленьем.
    Но вдруг.. . как будто в сад распахнуто окно,
    А это Бог вошел к нам со стихотвореньем!***
    Поэзия явление иной,
    Прекрасной жизни где-то по соседству
    С привычной нам, земной.
    Присмотримся же к призрачному средству
    Попасть туда, попробуем прочесть
    Стихотворенье с тем расчтом,
    Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
    За тем трхсложником, за этим поворотом.. .
  13. выражать свою любовь.

Поэзия - это особая форма человеческого самовыражения, язык души, призвание, редкий дар, умение четко подобранными словами ритмично выразить свое внутреннее состояние или отношение к окружающему миру.

Для поэтов стихи - это один из основных смыслов жизни. Поэты - глубоко чувствующие люди, которым жизненно необходимо пребывать в творческом процессе, чтобы выражать накопленные мысли и эмоции. Отсутствие вдохновения, творческий кризис для - серьезная проблема, особенно если его доход напрямую зависит от плодов поэтической деятельности.

Кроме того, стихи в тандеме с мелодией превращаются в другое популярное эмоционально-выразительное - песню. Всем известна сила песен. Умный текст и красивая , нашедшие отклик, становятся , шлягерами, любимыми всеми, от мала до велика.

Таким образом, поэзия необходима обществу, и пока живо человечество, будут сочиняться новые стихи и перечитываться старые. Новые стихотворения всегда будут отражать жизненные принципы, идеалы, мнения и настроения, царящие в народе в конкретное историческое время.

Музыка - это древнейшее искусство. Она не ограничена ничем, кроме фантазии композитора. С ее помощью люди многие века грустят, радуются, задумываются о чем-то, отдыхают, танцуют. Для чего же человечеству нужен такой загадочный мир как музыка?

Музыка многие века назад на Африканском . Историки считают, что самыми первыми музыкальными инструментами были примитивные ударные, а вслед за ними современной флейты. Но еще задолго до этого древние люди извлекали различные звуки при помощи тростника, рогов убитых животных, камней, костей и прочих материалов.

По мере эволюционного развития общества прогрессировала и . Появлялись новые инструменты, направления и стили. Была разработана нотная азбука. Все это произошло за счет огромной любви человека к ритму и мелодии.

Многие современные люди не представляют свою жизнь без . Для них она является неизменной любовью. Композиторы, дирижеры, диджеи, звукорежиссеры, танцоры избрали музыкальное искусство в качестве своего основного направления деятельности, приносящего доход и моральное удовлетворение.

Кто-то посещает концерты, клубы, вечеринки, чтобы расслабиться, послушать любимую музыку и потанцевать. А некоторые личности не расстаются с плеером и слушают любимые песни везде: в транспорте, дома, на прогулке. Современная музыка хороша тем, что в ее изобилии стилей любой человек сможет найти именно тот, который будет созвучен его душе. Причем, совсем не обязательно быть поклонником ограниченного числа музыкальных направлений. Можно быть меломаном, ведь музыка уникальна своей многогранностью.

Красивые мелодии, классическая музыка, звуки природы прекрасно способствуют релаксации и снятию стресса. Патриотические песни, гимны, марши вселяют в людей веру в светлое будущее. Саундтреки из детских настраивают на позитив, дарят радость. Так проявляется воздействие музыки на человеческую психику.

Таким образом, музыка нужна людям для души и повышения чувственности.

Связанная статья

Праздник не похож на остальные дни. Окружающее пространство меняется, и люби ведут себя не так, как обычно. В древности праздникам уделялось огромное внимание. В них обязательно участвовали все члены общины, и у каждого была своя функция. Современный человек жаждет чуда ничуть не меньше своих предков. Поэтому праздники нужны и ему.

У старинных праздников было несколько особенностей. Они придавали определенный ритм человеческой жизни. В языческие времена были сезонными, они обозначали начало сева, первый выгон скота, сбор урожая и другие важные события. Это имело глубокий смысл. Несоблюдение сроков сельскохозяйственных работ могло вызвать печальные последствия. Если по каким-то причинам сев не начинался вовремя, это приводило к неурожаю. Не успев связать шерстяные носки или варежки к Йолю, человек рисковал замерзнуть. Праздник обозначал смену характера работ.

В христианской традиции сезонная цикличность сохранилась. Сохранились и многие ритуалы, без которых праздник - не праздник. Готовились определенные блюда, исполнялись определенные песни и танцы. Пока большинство населения было сельским, сохранялась традиция отмечать праздники всей деревней. Однако праздники объединяли людей и в городах. С гор катались все горожане, от городского головы до самого бедного слуги. В эти моменты все чувствовали свою принадлежность к определенной культуре. Традиция коллективных праздников соблюдалась и в советское время. Участие в первомайских или октябрьских демонстрациях многим не нравилось, однако и они чувствовали свою общность с остальными людьми. И это - одна из главных задач праздника, в особенности государственного.

Праздники, в особенности костюмированные, позволяют людям чувствовать себя равными. Недаром во многих странах очень популярны карнавалы. Человек в может вступить в разговор или потанцевать, совершенно не заботясь о том, кто скрыт под другой маской. Очень часто бывает, что люди, принадлежащие к разным классам, как бы меняются ролями. В старину знатный дворянин во время святок мог переодеться в лакея или кучера и отправиться гулять по таким местам, куда он в другие дни заглянуть бы не рискнул. Служанка переодевалась в принцессу и отправлялась на бал. И такие превращения приносили и приносят радость всем.

Праздник дает возможность каждому проявить свои творческие способности. Ничем не примечательный человек можно приготовить изысканное блюдо, сделать фантастические украшения или придумать самый оригинальный костюм. Он может проявить себя и в творчестве, приняв участие в домашнем концерте или спектакле.

Домашний или личный праздник способен сплотить семью. Все заняты общим делом, все думают, какие блюда приготовить, какие костюмы надеть и чем порадовать любимую в день ее юбилея или выпускника, только что получившего аттестат. Стремление сделать приятное человеку заставляет внимательнее присматриваться друг к другу, учитывать желания как самого виновника торжества, так и его гостей. Поиск подарков, стремление приготовить тортик повкуснее, разработка сценария приятны и сами по себе, и дают каждому участнику почувствовать свою нужность, равно как и принадлежность к семье.

Праздник - это то, что запоминается на долгие годы. Если вы хотите, чтобы ваши дети, став взрослыми, почаще вспоминали отчий дом и то, как в нем было хорошо - устраивайте для них торжества, большие и маленькие. Повод всегда найдется. Человеческая память так устроена, что сохраняет в первую очередь самые яркие моменты.

Несмотря на то, что праздники в нашей жизни играют довольно большую роль, любят их- не все. Некоторые считают их непосильной нагрузкой. Но праздник создан в первую очередь для того, чтобы люди могли почувствовать себя свободными, раскрепощенными. Он нужен, чтобы дать возможность каждому человеку хотя бы на время поменять вид деятельности. А перемена занятий во все времена являлась самым лучшим отдыхом.

Видео по теме

Любовь - это самое прекрасное чувство на Земле, благодаря которому люди способны познать настоящее счастье. Они могут ставить перед собой множество целей, добиваясь их, но без любви каждый человек обречен на несчастное существование. Человеческая жизнь, лишенная этого светлого чувства, теряет всякий смысл. Почему же людям необходимо любить?

Любовь - это неизведанная философская категория, не имеющая четкого определения. Каждый понимает ее по-своему, исходя из уровня своего личностного, духовного и морального развития. Но одно известно совершенно точно: именно это наполняет человеческую жизнь глубоким и истинным смыслом.

Каждого ребенка следует воспитывать в атмосфере любви и поддержки с раннего детства. Так он быстрее научится любить окружающих людей, животных, природу, себя. Как размышлял великий классик Лев Толстой, любовь - это единственная разумная деятельность человека.

Некоторым людям требуется немало времени, чтобы понять, что любовь - это необходимое всем и каждому искусство. Главное, чтобы это понимание все-таки пришло. Лишь тогда человек способен прогрессировать как личность, направляя свои жизненные силы не на разрушение, а на созидание. Любовь помогает жить дальше, преодолевая все трудности и испытания, стоящие на пути. Она закаляет характер, способствуя его раскрытию, расширяет разум и очищает душу. С нею человек становится сильной, цельной и гармоничной личностью, прочно стоящею на ногах. Только тот человек, в чьем сердце живет любовь, обретет счастье, не зависящее от тех или иных кратковременных или долгосрочных жизненных обстоятельств.

Нужно любить и уважать окружающих людей и себя, чтобы выстраивать тесные семейные, дружеские, рабочие и прочие отношения. Любые связи, основанные не на любви, рано или поздно разорвутся, в то время как любовь способна подарить вам бессмертие. Конечно, речь идет о рождении и воспитании детей - о главной людской миссии.

Кроме того, каждый человек должен любить себя. Если вы сами себя не будете любить, глупо надеяться на то, что вас кто-нибудь полюбит. Одним словом, обучаться искусству любви никогда не поздно. На протяжении всей жизни люди совершенствуют и оттачивают умение любить, ценить и уважать. Именно это и делает нас людьми, отличая от животных.

Проблемная беременность, мучительные роды, бессонные ночи, проблемы сада и школы – забот с детьми действительно хватает. Спрашивается, зачем же дети тогда нужны? Ответа порой не знают даже те люди, которые уже стали родителями.

На вопрос, зачем в действительности нужны дети, честно и внятно не ответит ни один родитель, даже самому себе. Детскими психологами проводилось исследование по данному вопросу, в ходе которого выявилось несколько типичных ответов родителей на вопрос, зачем им все-таки нужны дети.

Выявленные ответы говорили лишь об одном: даря жизнь ребенку, родители преследовали исключительно личные цели. Например, бабушки и дедушки очень желали внуков, и молодая пара решилась на рождение ребенка. Или же малыш появлялся на свет, чтобы сохранить разваливающийся брак. Корыстные мотивы взрослых, так или иначе, сказываются на будущей жизни ребенка. Ведь ни один новорожденный не обязан реализовывать ожидания и планы мамы и папы. Это, по меньшей мере, несправедливо.

Большинство клиентов психологов получают один и тот же диагноз: психологическая травма, полученная в семье в детстве. Все специалисты в один голос твердят о том, что взрослые проблемы вытекают из непростых взаимоотношений с родителями. Дело в том, что мамы и папы по-своему видят будущее ребенка – его статус в обществе, финансовое положение, мировоззрение. Но родители забывают об одном: ребенок – не вещь, он такой же человек, которому всего лишь нужно помочь повзрослеть.

Счастливыми дети растут в тех семьях, где родители бескорыстно и радостно проявляют интерес к своим малышам. Задача мамы и папы – обеспечивать своих отпрысков всем необходимым для поддержания жизнедеятельности в растущем организме, и только. При таком подходе ребенок с самого детства решает возникающие на его пути задачи самостоятельно, сам совершает ошибки и делает из них выводы. Это не значит, что ребенка нужно всего лишь одеть и накормить. Важно показывать ему возможности жизни, но не решать за него.

Дети, как удовольствие

От детей много хлопот и неудобств, но только родители умеют получать от этого удовольствие, не ожидая возврата вложенных средств. Разве человек, обожающий музыку, ждет от неё что-то? А садовник, выращивающий восхитительные цветы в своем саду, разве требует награды? Так и родители просто наблюдают жизнь ребенка, знакомят его с окружающим миром и сами получают от этого удовольствие.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать. Телевизор и компьютер поглощают досуг ребенка, не оставляя шанса взять книгу с полки или тем более сходить в библиотеку. Однако и сами взрослые все чаще забывают о чтении, ведь необходимую информацию можно узнать в интернете, а развлечь себя - просмотром телесериала. Стоит ли вообще читать, ходить в общественные библиотеки или пополнять домашнюю - этот важный вопрос каждый решает для себя сам.

Чтение - вот лучшее учение

Давно доказано, что систематическое хорошо изданных, классических книг повышает грамотность. Ребенок, который постоянно видит перед собой правильно составленный , автоматически запоминает написание слов и принцип составления . В дальнейшем он не сделает досадных ошибок в школьном диктанте, даже не задумываясь над орфограммой.

Кроме грамотности, чтение книг различных жанров улучшает и словарный запас. Некоторые термины или выражения не встречаются в повседневной речи, но иногда бывает достаточно общего контекста повествования, чтобы понять, что . Новые слова и выражения органично вписываются в речь читающего человека, делая его интересным рассказчиком. Умение увлечь людей своей речью, правильно сформулировать мысль - все это приходит с чтением хороших и умных книг.

Для ребенка важно научится концентрироваться на одном предмете. Увлекательный сюжет книги способен заставить читателя невольно забыть обо всем на свете, кроме развития событий в вымышленном мире. Эта способность к концентрации понадобится и , и для того, чтобы усидеть за менее интересным делом.

Книга - лучший товарищ

Как правило, для развития эрудиции лучше и проще художественные книги, чем специальные энциклопедии и справочники. Простой набор не так запомнится, как обстоятельства сложного сюжетного хода, где читатель вынужден разгадывать детективную интригу или переживать за попавшего в переплет героя. Так уж устроен человеческий мозг - в первую очередь там откладывается то, что человеку интересно.

Чтение развивает фантазию и образное мышление. При просмотре кинофильма зрителю уже ничего не надо воображать - он видит картинку, слышит голос и интонацию героев. Читателю же нужно вообразить самому - и иногда , чего он в жизни никогда не видел и не мог бы представить, если бы не живое в книге. Первый бал Наташи Ростовой или корабль, поднимающий все паруса, чтобы избежать нападения пиратов - разве это можно было бы представить, если бы не художественное мастерство писателя?

Необходимо отметить, что пользу можно получить только при чтении действительно хороших, качественных книг - тех, которые прошли проверку временем и множеством переизданий, тех, которые стали классикой в своем жанре. Тогда два человека, встретившись и обменявшись названиями любимых книг, смогут понять, что у них есть общие интересы, что они выросли на одних и тех же идеях.

Видео по теме

Современная статистика утверждает, что менее 50% родителей читает детям сказки перед сном. С каждым годом процент занятости растет, и книги вытесняют мультики или фильмы. Но чтение нельзя заменять чем-то другим.

Значение детских сказок

Разговор с малышом, обсуждение книги помогает быстрому развитию. Происходит стимулирование многих психологических функций. Во-первых, ребенок, с которым проводят время, чувствует себя более защищенным и любимым. Такие дети легче адаптируются в коллективе. Потраченные 15 минут в день, меняют поведение на годы.

Во-вторых, развивается речь. Чтобы ребенок научился хорошо говорить в возрасте от 1,5 лет, он должен в час слышать не менее 2000 слов. Чтение детских книг развивает память и понимание предложений. Словарный запас формируется очень активно, поэтому любые словосочетания способствуют развитию.

В-третьих, активируется фантазия ребенка. В мультиках все уже придумано, это готовый продукт. При озвучивание сказки же происходит момент представления. Ребенок учится создавать образы, пытается их описывать.

При чтение важно и содержание. Детская литературу специфичная. Она позволяет ребенку ощутить разные чувства - радость, грусть, стыд, неловкость, гордость и многое другое. Слушая детскую сказку, ребенок ассоциирует себя с одним из персонажей. Примеряя на себя события, описанные в книге, он учится поведению в мире на примере описанных героев.

Кумулятивные сказки - со многими повторяющимися элементами, специально создают для запоминания. После прочтения 3-4 раза, ребенок уже способен повторить из наизусть. С этой же целью полезно читать стихи. Это развивает память, активизирует многие отделы головного мозга.

Хорошие сказки для детей позволяют ребенку правильнее ориентироваться в мире: выяснить, что такое добро и зло; как нужно себя вести, а как нет; чем отличаются плохие персонажи от положительных. Давно замечено, что дети, которым в детстве читали, сами будут любить посидеть с книжкой.

В настоящий момент придумана масса вариантов заменить чтение. Аудиокниги выполняют все те же функции, что описаны выше. Но только они не могут дать ту теплоту, которую несут родители.

Роза - изумительно красивый цветок с тонким приятным ароматом и нежными лепестками различной расцветки. Роза воспевается в стихах и музыке, романтических признаниях и являет собой символ любви и чувств. Уравновешивает же эту красоту наличие шипов на ее стебле. Это будто предупреждение о том, что с любой красотой нужно быть осторожным и внимательным, трепетным и аккуратным. А также шипы - это противоположная сторона природной красоты роз.

Словно и у медали две стороны, розу можно разделить на две части: и нежная часть - сам , и нижняя коварная и опасная часть – стебель с шипами. Розы дарят возлюбленным, молодым девушкам, женам, коллегам, матерям. Ученые считают, что шипы розы несут для нее некую защиту. Например, нельзя быстро наломать букет роз, ведь можно уколоться и пораниться. Другие же и цветущие кустарники без шипов мы можем ломать быстро и без опасения. Например, . Шипы розы – это наросты ткани верхнего слоя коры . Многие сорта роз популярны из-за своих шипов, поэтому и в сортов присутствуют

Имеет ли поэзия такое же значение для современного человека, как для людей прошлых эпох? Для чего сегодня профессиональные авторы и любители пишут красивые и эмоциональные стихи, вкладывая в них всю душу?

Казалось бы, в современном мире, с его скоростями и меркантильными отношениями, превалирующими между людьми, не осталось места сантиментам. В прошлом остались времена, когда поэты имели популярность не меньшую, чем сегодняшние поп-звезды. Времена благородных рыцарей и нежных принцесс канули в лету, со всеми своими условностями. Кому теперь нужен «высокий слог»?

С древности считалось, что слова, объединенные особым образом во фразу, могут иметь магическое значение. Таким образом вызывали духов, изгоняли болезни, разговаривали с богами. Ни один обрядовый праздник не обходился без торжественных стихов , положенных на ритуальную музыку. Позднее, поэзия стала одним из направлений искусства, а мастера пера почитались наравне с высокопоставленными лицами. В современном мире рифмованные строки тоже нашли свое практическое применение.

В современной культуре

В основе любой популярной ныне песни лежат стихи. Насколько они хороши – это другой вопрос, но основным требованиям к подобным произведениям они отвечают: есть ритм и рифма. Стиль и содержание зависят от исполняемого произведения. За последние несколько десятилетий появилось множество музыкальных течений, что повлекло за собой создание текстов с новой стилистикой.

Пользователи Интернета часто используют рифмованные строки, чтобы лучше передать свои эмоции, донести до читателей настроение. «Свежие» сатирические стишки и забавные четверостишия по-прежнему радуют людей, на тематических ресурсах для них отведены целые разделы.

На праздничных мероприятиях

Любое торжество сложно представить без тостов, которые часто облекают в стихотворную форму. Так выступающий выглядит оригинальней, а его речь приобретает особую красоту и запоминается гостям надолго. К таким моментам готовятся заранее, проводя не один вечер за сложением строк. Те, кто не имеет такого дара или не хотят тратить время, могут заказать стихи у профессионального автора. Такой подход гарантирует качество произведения.

Праздник будет намного интереснее, если сценарий к нему написан в рифму. Это существенно повышает качество мероприятия и настроение всех присутствующих. С такой же целью стихами сопровождают конкурсы и другие веселые развлечения, которые не позволяют гостям скучать.

Для подарка

Сегодня, когда в магазинах можно купить все что угодно, были бы деньги, презенты, сделанные своими руками или заказанные специально для конкретного человека, ценятся особо. Все дело в их уникальности, а не денежном воплощении. Дорого время, которое потратили на его создание, и внимание к тому, кому предназначается презент.

С этой точки зрения, стихи в подарок – идеальное решение. Обычно сюрприз зачитывают вслух, а потом преподносят написанным на красивой открытке, сделанной в стиле «хэнд-мейд». Можно опубликовать его в местной газете, доверить прочтение по радио профессиональным артистам. В любом случае, человеку такой презент придется по душе.

В бизнесе

Незаменимы стихи во время продвижения товара или услуги на рынке. В печатных изданиях, на плакатах, вывесках и листовках, по телевидению или радио мы ежедневно видим и слышим рекламные обращения в стихах. Это прием, усиливающий влияние слов на сознание человека. Так обычные фразы проникают в подсознание и надолго остаются в нем, готовые в удобный момент проявиться и повлиять на решение о покупке.

Меняется все вокруг, и только по-настоящему прекрасные поэтические творения остаются в веках. Кроме культурной значимости, они имеют прикладное значение, становясь полезными в разные моменты жизни.

«Афиша» продолжает публиковать серию материалов про главные здешние мифы о книжной индустрии. Миф седьмой: современная российская поэзия живет в гетто: стихи пишут и читают примерно одни и те же люди. «Афиша» собрала поэтов, издателей и критиков, чтобы обсудить, почему современная поэзия непопулярна и что с этим делать, и попросила каждого из участников дискуссии выбрать любимое русское стихотворение последних двух лет.

Действующие лица

АНДРЕЙ
ВАСИЛЕВСКИЙ

главный редактор журнала «Новый мир», поэт

ЛИНОР
ГОРАЛИК

поэт, писатель,
эссеист, переводчик

ДМИТРИЙ
КУЗЬМИН

главный редактор
журнала «Воздух», поэт, критик, переводчик

ИЛЬЯ
КУКУЛИН

филолог, критик, поэт

АНДРЕЙ
КУРИЛКИН

главный редактор
«Нового издательства» и издательской программы института «Стрелка»

МАРИЯ
СТЕПАНОВА

поэт, главный редактор Openspace.ru

Гулин: Есть расхожее мнение, что современная поэзия — это вещь «для своих», что она потребляется тем же кругом, которым и производится, плюс какая-то маленькая прослойка вокруг него. Существует статья cоциологов Светланы Коро-левой и Алексея Левинсона, в которой они исследовали востребованность современной поэзии у студентов и выяснили, что она крохотная. Там есть очень точная формулировка, что современная поэзия — это «про всех, но не для всех». Это очень похоже на сегодняшнюю ситуацию, притом что статья написана 9 лет назад.

Кукулин: Сама ситуация неуспеха поэзии обсуждается, самое позднее, начиная с эпохи романтизма. Нынешняя «невостребованность» — отчасти иллюзия, возникающая из-за невольного сравнения с успехом поэзии в советские времена, когда она во многом выполняла не литературную, а социально-терапевтическую функцию. Я имею в виду, с одной стороны, Вознесенского, Евтушенко и других «легальных» шестидесятников; с другой — «интеллигентские» стихи 70-х, в диапазоне от Кушнера до Владимира Соколова, которые немножко отличались от окружающего фона и были популярны среди людей, которые устали от упрощенной соцреалистической поэзии. Поэзия тогда входила в жизнь на правах социально-культурной практики, которая позволяла человеку внутреннюю самостоятельность среди окружающей рутины. Сегодня такого рода терапию обеспечивает, например, артхаусное кино. И надо сказать, что сравнительная узость круга читателей — ситуация, характерная для всей Европы, и она стабильна, то есть число любителей поэзии не уменьшается. Немецкий поэт Ханс Энценсбергер не зря говорил, что число читателей поэзии в любой стране вне зависимости от ее размеров составляет 3000 человек.

«Стихи для всех» существуют. Просто мы, когда говорим слово «поэзия», выносим их за скобки. Они существуют как приложение к музыке»

Кузьмин: У Бродского в Нобелевской лекции более оптимистичная формула: стихи всегда читает один процент населения, желающие могут утешаться демографическим взрывом.

Кукулин: Почему так происходит? Об этом уже писали Левинсон и Королева: современная поэзия работает с достаточно дискомфортными переживаниями, с которыми не каждый соглашается иметь дело. Потому что современный город и так человека напрягает, и большинство горожан логичным образом стремятся через культуру анестезировать повседневные стрессы, а не анализировать их. Для того чтобы принять те переживания, о которых говорит поэзия, нужно ответить на вопрос: «А зачем тебе это нужно?» Людей, которые готовы над этим вопросом думать, никогда не будет много. Не потому что они лучше других — а потому что тут просто предполагается специальная психологическая ориентация.

Василевский: Тут прозвучала формулировка «стихи не для всех». Дело-то в том, что «стихи для всех» прекрасно существуют. Просто мы, когда говорим слово «поэзия», выносим их за скобки. Они другими людьми пишутся, иначе транслируются и существуют как приложение к музыке. Если мы суммируем аудиторию попсы, рока, авторской песни, рэпа, мы увидим, что это покрывает всю страну. Люди не живут вне поэзии, просто они взаимодействуют с ней иначе и, как правило, с плохой. Вот фильм «Брат», идет Данила Багров в наушниках, в которых играет «Наутилус». Представить его с книжкой стихов трудно. Но можно сказать, что этот типаж живет вне поэзии? Нельзя. Но мы с вами, когда говорим о по-э-зии, имеем в виду нечто другое. Но это нечто другое заведомо не адресовано большой аудитории.

вот срублено дерево и пенёк зарос
вот обрастающий цепочками писем
новый адрес ветки сообщений
пока вас не было в сети
то есть срубил дерево сел на пень
проверять почту а встал уже
с постаревшим телом кто это действует
скажи кто пишет когда тебя нет в сети
солнце сушит упавшее дерево
а когда ты есть кто пишет
дерево так и лежит
на пеньке никого нет
ты не можешь получать сообщения
или спрятался за деревом
оно лежит
ты живой или away
у тебя новый адрес
ты посадил дерево
это для меня
а ещё кто-то видит
оно прорастает сквозь дом

Кукулин: Слово «заведомо» у меня вызывает возражения. Никто из известных мне поэтов, с поправкой на немногих интравертов, не пишет только для узкой аудитории. Все хотят быть услышаны каким-то количеством людей, главное — чтобы аудитория была понимающая. Цифры здесь не так важны.

Кузьмин: Ну как не важны? Тоже важны. Но при этом танцевать надо от того простого факта, что любое серьезное искусство всегда апеллирует к незначительному меньшинству населения. Если нам кажется, что так было не всегда, то это иллюзия. Просто примерно то большинство, чье мнение мы сегодня будто бы должны брать в расчет, сто лет назад вообще не владело грамотой. А сегодня формально владеет, но фактически уровень его запросов и культурной компетенции почти не изменился. Но то значимое меньшинство, которое остро заинтересовано в наиболее тонком и глубоком понимании мира, человека, языка (а искусство нужно ровно для этого), не может исчерпываться тремя тысячами человек — это была бы национальная катастрофа. Значит, наш вопрос — как увеличить этот круг, скажем, с трех тысяч до тридцати тысяч. На Западе этот вопрос решается тем, что любое актуальное искусство собирается вокруг университета, ближе к своей целевой аудитории — продвинутой молодежи. А нашими университетами командуют люди советской выучки, которые серьезное искусство -туда не пускают. Куда податься? Работающий вариант я знаю один: объединение аудиторий разных видов искусства через общие проекты. Потому что у любого серьезного искусства проблемы с аудиторией (в частности, на почти такой же дискуссии про академическую музыку я буквально недавно был) — но и художественная, мировоззренческая проблематика у разных видов искусства во многом совпадает, поэтому тем, кто привык к сложной музыке, могут подойти и сложные стихи. Попытки такого перекрестного опыления есть, некоторые небезуспешны — правда, поэзия чаще всего проходит по разряду бедной родственницы, это еще по серебренниковской «Территории» было очень заметно. Или вот недавно вполне приличные люди из театрального мира организовали поэтический телемост со штатом Айова.

Гулин: То есть как? Поэты по скайпу читали друг другу стихи?

Кузьмин: Нет, стихи читали актеры — вопрос в том, кто эти стихи выбирал. С американской стороны — Кристофер Меррилл, ученик Бродского, один из лучших специалистов страны. А с российской — Союз театральных деятелей. То есть наше искусство не воспринимается как равноправное: подумаешь, слова — ими все разговаривают.

И окунь и линь поднимались по нашей реке
И атмосферный фронт
Распространял свое влияние
И пожилой крестьянин с крошечною внучкою своей
Сидят на берегу
Искрилось молоко сверкал картофель
Клубились полчища врагов
И девочка двумя мизинцами очерчивала безопасный круг

Степанова: Я бы вернулась к началу разговора, где уже несколько раз прозвучало слово «неуспех». То есть мы как бы сразу признали, что современную поэзию какая-то страшная неудача постигла, и стали обсуждать пути ее выведения из тупика. У меня на этот счет довольно радикальная точка зрения. Я считаю, что продвигать современную поэзию, безусловно, нужно и важно, в том числе и потому, что это у нас в крови: вещи, которые любишь, хочется с кем-то разделить. Но я не понимаю, зачем делать из трех тысяч читателей тридцать, я не вижу особой разницы. Тиражи у поэтических книжек 1910 года и 2010-го — одни и те же: пятьсот, тысяча, ну две тысячи экземпляров. Стихи читают люди со своей особой психофизикой. У них так устроено ухо, у них так устроен глаз, они так видят реальность — можно сказать, что они на поэзию обречены. Я подозреваю, что наши просветительские усилия — если они окажутся успешными — будут приращивать количество людей, для которых это чтение необязательно. То есть мы будем работать на то, чтобы превратить поэзию в часть индустрии досуга, в еще одну разновидность конвейера по обслуживанию человека в его послерабочее время. Он приходит домой и думает, что бы ему такое сделать — пойти на поэтический вечер или поиграть во Fruit Ninja? Нужны ли стихи в этой товарной линейке? Я не уверена. Когда мы говорим об успехе или неуспехе поэзии, мы должны спросить себя: а какова вообще ее задача? Ставит ли поэзия перед собой задачу быть успешной — и даже иметь читателя? Безусловно, она хочет быть прочитанной. Но в первую очередь она хочет быть написанной. Это из Монтеня, по-моему: «С меня довольно немногих, с меня довольно и одного, с меня довольно и ни одного».

Кузьмин: Нам с Монтенем, может, и достаточно. Но именно потому что поэзия не способ проведения досуга, а особая познавательная деятельность, ее востребованность важна не только и не столько для нее самой. Если общество не востребует инновационное искусство — значит, оно не хочет держать руку на собственном пульсе. То есть гибнет. И потом: если чья-то личность могла бы стать сильнее и крупнее от встречи со стихами Степановой или Горалик, но не стала, потому что школьный курс окончился на Твардовском, — на чьей это совести?

Курилкин: Мы сейчас говорим о происходящем в катастрофическом регистре — при этом у нас есть равноценная возможность описать ситуацию как чрезвычайно благоприятную. Много поэтов, много издательств, много книг, журналы, премии, вечера — существует полноценная и успешная индустрия, и у нее есть ощутимый спрос. И это совсем не гетто: «Афиша» печатала стихи, Esquire печатал, «Большой город». Да, тиражи редко превышают 1000 экземпляров и зачастую печатаются на деньги меценатов, но увеличение тиража и достижение рентабельности для меня, например, выглядят решаемой технической задачей. Я просто вслед за Машей не уверен, что эту задачу нужно решать.

Выбор Андрея Курилкина

Вот она, Москва-красавица, —
постоянный фейерверк.
Поглядите, как бросается
белый низ на черный верх.

Дайте нам, у нас каникулы,
конфетти и серпантин.
Остальное, что накликали,
даже видеть не хотим.

Ожидания доверчиво
в новостях передают.
Всем привет от фейерверщика,
а от сменщика — салют.

Как бы вытащить из ящика
с говорящей головой
не того, впередсмотрящего
на тебя, как часовой —

словно ты шпана советская
или крайний инвалид.
Он о том, что время детское,
по-немецки говорит.

Время — голову не высуни.
И уходят в дальний путь
дети, загнанные крысами.
Им вода уже по грудь.

Кузьмин: При этом надо помнить, что издательств, специализирующихся на современной русской поэзии, — пять-шесть, поэтических журналов — столько же. Это меньше, чем в той же Америке, примерно в пятьдесят раз.

Степанова: Там это очень сильно встроено в курсы creative writing, в индустрию самосовершенствования и разного рода психотерапевтических практик. То есть поэзия — во многих случаях просто способ изменить жизнь к лучшему.

Горалик: Я понимаю, откуда возникает тревога по поводу тиражей. Они, может, и одинаковые в 1910-м и сейчас, но количество образованных людей, умеющих читать на русском языке, с тех пор сильно увеличилось. И сопоставимость тиражей — это провал дорогого многим просветительского проекта. Наверное, у тех, кто его проекти-ровал в 1910-м, были немного другие представления о том, как все будет 100 лет спустя. Понятно, что тут масса факторов: изменение механизмов распространения информации, расширение культурного пространства… Но для меня очень важен разговор даже не о тиражах, а о механизмах распространения поэзии вообще. Меня интересует вопрос: вот из 3 миллионов потребителей радио «Шансон» есть один, который жопой чувствует, что существует что-то другое, и как ему на это другое выйти? В моем представлении эти люди заслуживают любых усилий, чтобы помочь им найти поэзию.

«Тиражи у поэтических книжек 1910 года и 2010-го — одни и те же: пятьсот, тысяча, ну две тысячи экземпляров»

Кукулин: Если мы будем предпринимать эти усилия, часть людей неизбежно будут воспринимать поэзию как, условно, модное времяпрепровождение. Но если мы все-таки найдем того, для кого эта поэзия будет объяснять мир… У меня есть любимая формула на этот счет из истории группы The Velvet Underground. Про их первый альбом говорили, что он вышел тиражом 5 тысяч экземпляров, но зато каждый, кто купил пластинку, создал потом свою группу.

Степанова: То есть мы работаем над увеличением поголовья писателей стихов?

Гулин: На самом деле массовая поэзия ведь тоже есть, и она за последние годы стала гораздо более востребована. Вера Полозкова, Дмитрий Быков. Вероятно, существуют люди, которые ищут поэзию, находят вот это — и этим удовлетворяются. Существуют ли механизмы, которые помогли бы им двинуться дальше?

было в детстве — заходишь метро разжимаешь в горсти пятаков,
а присмотришься — с каждого лыбится маленький радек уродом.

и сегодня брусчаткой из каменев тех же гуляет братва дорогая
со смертельными бритвами стекол сварливых поверх метростроя.

отгрызается норкина лапа, плотва и сестра, и надежда слепая навстречу, —
и незрячее время, немея, пахнет госпитальною хлоркой, победною уткой.

ты москва, твой отравленный медью и кровью гудок заводской ли фабричный
ежедневно встает во весь рост над хрустальной палаческой розочкой ГУМа:

ты над нами уже занесла карандашик смертельный, тупой, торопливый.
Расскажи кто нас переживет, под землёю с тобою смеясь и мешаясь?

— Ты напрасно бежишь, эту медь в кулаке разжимая, сжимая, потея.
ни в Сокольниках ты не укроешься, ни, тем более, в Парке Культуры.

над тобою кроится, тебя предавая, разорванный воздух июльский.
Я повсюду узнаю тебя по тому, что ты помнить и знать не желаешь.

Кукулин: Я бы предпочел тут не называть конкретные имена, потому что та же Вера, мне кажется, очень серьезно относится к тому, что делает. Дело в том, что современная поэзия, интересная тем, кто сидит за этим столом, как я уже говорил, готова работать с травматическими, эмоционально сложными состояниями человека. И вопрос перехода от поэзии комфортной к дискомфортной — это вопрос антропологический, он не связан собственно с поэзией.

Гулин: Но ведь эта поэзия второго ряда тоже открывает дискомфортные зоны.

Горалик: Нет ничего более тяжелого, чем сюжеты, описываемые в песнях радио «Шансон»!

Кузьмин: Тут гораздо более печальная вещь. Дело в том, что даже в настоящей поэзии первого ряда может быть под определенным углом зрения считан скорее комфортный, чем дискомфортный слой. Вот простой пример. Я говорю людям: давайте пригласим поэта Звягинцева. А они смотрят и говорят: «Мы не понимаем, о чем здесь речь, давайте лучше пригласим поэта Сваровского». Поэт Сваровский абсолютно ничем не хуже поэта Звягинцева, но устройство их текстов совершенно разное.

Степанова: Сваровский иллюзорно понятнее.

Гулин: Если вернуться к новому поэтическому мейнстриму вроде Верочки и Быкова — почему он расцвел в последние годы?

Курилкин: Так это тривиальная ситуация, она всегда воспроизводится. И Бенедиктов лучше продавался, чем Пушкин, а Надсон лучше, чем Фет. Такова культурная норма, ее и петровские преобразования не сломают.

Кукулин: Полозкова и Быков — это все-таки очень разные поэты. Кроме того, шумный успех проекта «Гражданин поэт» связан не с состоянием литературы, а с состоянием общества.

Гулин: Но все-таки этот проект манифестирован как поэтический.

Горалик: Мне кажется, мы зря уходим от антропологической составляющей. Мы же говорим иногда о поэзии в очень узнаваемых чистых формах — рифма, ритм и так далее. Тут спросить бы специалистов (а такие исследования есть) о том, как работает мнемоника, как устроена чисто эмоциональная реакция на текст. Есть же какой-то механизм, который заставляет нас схватывать определенные типы текстов: мы наблюдаем это, когда видим ребенка, который приходит в восторг от двух рифмующихся слов.

У Кузьминишны племянница
одевалась в черное и розовое,
громко смеялась, тыкала пальцем,
говорила — я нежная, я честная,
пошла на фронт медсестричкой
на Кавказ, воевать с грузинами,
попала в плен, вышла замуж
за главного террориста,
живет в гареме, ходит в мечеть,
звонила Кузьминишне — говорила,
учусь в академии на нейрохирурга,
делаю биологических роботов,
я же ведьма, волшебница,
скоро захватим вас в четыре утра,
отнимем Казань и Курск,
приезжай ко мне, Кузьминишна,
изюму поешь, кураги.

Кукулин: В общем, существует теория так называемой семантической афазии, созданная принстонским антропологом Сергеем Ушакиным. Суть ее в том, что в постсоветской ситуации человек не может сориентировать себя в истории относительно собственного и коллективного прошлого. И он начинает конструировать это отношение к прошлому из готовых форм. С этой точки зрения Ушакин анализировал галерею постановочных фотопортретов Екатерины Рождественской из журнала «Караван историй», в которой известные медийные персонажи предстают в виде персонажей известных картин, а также эпидемическую склонность провинциальных российских бизнесменов и чиновников запечатлевать себя в образе исторических лиц. Ну, скажем, в образе Пушкина и так далее.

Гулин: Да, это ровно «Гражданин поэт». Кстати, об образе Пушкина. Вот буквально на днях была новость. Я даже зачитаю. Антон Демидов, лидер движения «Россия молодая», одетый Александром Пушкиным, пришел на очередную акцию оппозиции в Новопушкинский сквер с плакатом «Моя площадь — не для революционных заговоров» и прочитал стихотворение «Клеветникам России». Представители оппозиции порвали «Пушкину» рубашку, порвали плакат, оторвали бакенбарды. (Общий смех.) Это же тоже запрос на поэзию.

Степанова: Это очень интересный запрос. Это запрос на поэзию в тех, очень уже архаических, формах, которые это сознание считает конвенциональными.

«Гражданин поэт» апеллирует к общей памяти, сложенной из детских кубиков: белеет парус, жил да был крокодил, скажи-ка, дядя, ведь недаром»

Кукулин: Какую функцию выполняет в этом случае Пушкин? Классика предстает здесь как культурная легитимация власти.

Степанова: Но это нецелевое использование поэзии. То есть крышку стола можно использовать, чтобы открыть бутылку пива, но вообще стол, конечно, для другого нужен.

Гулин: А та поэзия, какой мы хотим ее видеть, в таком социальном контексте не может или не хочет быть востребованной?

Кузьмин: Не может.

Степанова: Ну почему? Вот поэт Павел Арсеньев из «Лаборатории поэтического акционизма», который вышел на митинг в Петербурге с плакатом «Вы нас даже не представляете». Это жест, который рассчитан на очень широкую аудиторию, — и при этом он остается в поле поэтического.

Ты входишь в комнату, но я тебя не слышу.
Со слухом плохо у меня.
Но отражение твое в окне я вижу
На фоне тополя и солнечного дня.

Ты что-то желтое из шкафчика достала
И так же тихо вышла в дверь.
Я за столом сидел. Мне как-то страшно стало.
Не веришь в призраков — и правильно: не верь.

Не слуха жалко мне, что шорохи и звуки?
Скорее призрак я, чем ты.
Не это мучает, а я боюсь разлуки.
Мне с ней не справиться. И справишься ли ты?

Кукулин: Тот всплеск интереса к поэзии, что мы сейчас наблюдаем, это всплеск интереса к поэзии готовой социальной формы, которая обеспечивает некоторую связность социума. А ее обеспечивает поэзия, известная с детства: собственно детская поэзия или стихи из школьной программы. Как Виктор Борисович Кривулин писал: «Но михалков-маршак-барто — вот наше подлинное то, откуда лезут руки-ноги». Поэзия выступает как некий общеузнаваемый ресурс: не то, под чем каждый может подписаться, а то, что каждый готов вспомнить в равной степени.

Степанова: Ну да, собственно, к этому апеллирует «Гражданин поэт» — к общей памяти, сложенной из детских кубиков: белеет парус, жил да был крокодил, скажи-ка, дядя, ведь недаром. И к ней же обращается Путин, когда он Лермонтова цитирует.

Кузьмин: Причем это все апелляции к школьному канону, в который поэзия кое-как входит, а другие виды искусства — по инерции нет.

Степанова: А у современности канона нет. Ни в школе, ни дома.

Василевский: На самом деле ведь кроме поэзии есть еще Поэт. Люди, не очень хорошо знающие современную поэзию, они ведь хотят, чтобы их удивили поэтом. И в культурной памяти заложен со школы целый набор типов. Что такое поэт? Допустим, Державин, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Блок. А это все больше не работает, это ушедшие типажи. Сегодня это невозможно воспроизвести буквально — будет фарс. Последний такой типаж — Бродский, но не каждому же Нобелевскую премию давать. А сегодня современный поэт, как правило, ничем от других людей не отличается.