Взаимодействие школьных библиотек с детскими. Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества. Сотрудничество как современный стиль работы

Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла

21 век - информационный век, когда знания приобретают особую ценность. Сегодняшнего ученика невозможно представить без постоянного пополнения своего багажа знаний, а значит, постоянного взаимодействия с потоком различной информации. Кто же поможет разобраться и научит ориентироваться в сложных лабиринтах информационного пространства? Ответ очевиден - это библиотека.

Во все времена ученики отправлялись за нужной информацией в библиотеку, а библиотеки всегда оперативно откликались на меняющиеся интересы и запросы детей и подростков. И сегодня, становясь авторитетными центрами просвещения и поддержки образования, обеспечивая преподавателей и учащихся информацией, библиотеки играют важную роль в развитии образования.

Не секрет, что в настоящее время мотивация обращения подростков в библиотеки обусловлена, как правило, учебными запросами. Можно выделить несколько типов - это потребность в тексте для подготовки к уроку, потребность в документах, содержащих информацию по какой-либо теме для выполнения задания по разным предметам (сочинения, доклады, сообщения и т. д.). Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности , т. к. возрастает значимость делового чтения, а чтение как способ отдыха активно вытесняется телевидением, компьютерными играми. Но особую роль в становлении и развитии человека продолжает играть книга. Поэтому, сегодня необходимо больше внимания уделять активации читательской деятельности школьников. По мнению врачей, чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского и подросткового организма.

Библиотекари же, развивая интерес школьников к обучению и оказывая помощь учителям и родителям, предлагают широкий выбор информационных источников. В Центральной детской библиотеке им. и в библиотеках-филиалах МУК «ЦБС г. Орла» учащиеся общеобразовательных учреждений получают не только книги и периодические издания по какой-либо теме, но и возможность самостоятельно позаниматься с помощью компьютера. Часто в качестве основного источника информации используется Интернет. Популярным его сделала доступность и возможность получения сведений практически по любым вопросам. Ориентируясь на новейшие электронные технологии, сотрудники библиотеки обращают прежде всего внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов, побуждают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, иметь собственное мнение. Но в библиотеке на первом месте все же книга.

2010 год объявлен Годом учителя. Одной из основных задач для Центральной детской библиотеки им. и детских библиотек - филиалов на этот период является укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями, оказание помощи учебно-воспитательному процессу, способствование укреплению престижа профессии педагога. Одно из важных направлений работы библиотек - информационная поддержка и оказание консультативной помощи педагогам по вопросам детской литературы и детского чтения. В ЦДБ им. ведётся картотека групповой и массовой информации, выпускаются методические пособия: «Играем в математику», «Путешествие в Пушкинское государство», «Уроки милосердия и доброты», «С детьми играть - ум-разум развивать». Для школьников разных возрастных групп составляются рекомендательные списки летних чтений. Запланирован выпуск буклета «Мудрые заповеди народной педагогики».

Не остаются без внимания и наши коллеги - библиотекари школьных библиотек города. Для них проводятся обучающие семинары. В прошедшем учебном году на базе библиотеки им. состоялся семинар «Детская библиотека - информационный центр по проблемам детства» и совместно с библиотекой им. День специалиста «Проблемы и перспективы организации патриотического воспитания в системе взаимодействия муниципальных учреждений». На следующий учебный год запланирован семинар «Детская библиотека, как важнейший сегмент учебно - воспитательного процесса». В соответствии с профилем семинара готовятся и раздаются методические пособия, дайджесты, рекомендательные списки и т. д..

Для того, чтобы совместная деятельность библиотек и учебных учреждений носила системный характер, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, которые согласовываются с учебными заведениями, составляются специальные программы. Как известно, в библиотеке им. с 2007 года действует «Центр развивающего чтения», работа которого планируется на основе комплексной программы «Растём вместе с книгой». Программа предполагает взаимодействие библиотекарей, педагогов, детей, родителей, психологов.

Организация совместной деятельности педагогов и библиотекарей происходит через различные методы и разнообразные формы, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Так, в рамках программы проводятся уроки внеклассного чтения с учащимися младших классов школ № 2 и № 23 под названием «Классное внеклассное». Такие уроки давно практикуются в библиотеке, цель их не только в том, чтобы ознакомить учащихся с лучшими образцами детской литературы, но и постараться научить работать с текстом, т. е. воспитать вдумчивого читателя. Тематика согласовывается с преподавателем.

Формы уроков разнообразны. Это беседы, посвященные знаменательным датам и творчеству писателей, литературные ринги, игры-путешествия, КВНы. Например, в этом учебном году были проведены: литературный ринг по сказкам Ш. Перро и игра-путешествие по произведениям Андерсена, прошли Часы писателя, посвященные творчеству Николая Носова, Евгения Чарушина, Бориса Житкова. Школьники приняли участие в KBНе по сказкам братьев Гримм. Первоочередная задача таких уроков, как впрочем и любого мероприятия - дать детям новые знания, расширить круг их чтения, способствовать развитию речи и форм общения.

В библиотеке им. практикуется проведение совместных
праздников, организаторами и участниками которых наряду с библиотекарями выступают педагоги и родители. Например, в подготовке новогоднего праздника «Весёлых масок карнавал» приняли участие преподаватель и родители второклассников школы №2, а утренник «Мамы разные нужны, мамы разные важны», посвященный Дню 8 Марта, проведён с участием педагога и родителей 1 «А» класса шк. № 29.

Филиал № 13 им. A. M. Горького на протяжении многих лет работает в тесном контакте со школой-лицеем № 4 и школой № 27. По просьбе педагогов для них разрабатываются мероприятия на различные темы, проводятся Уроки мужества, Поучительные классные часы , деловые игры и т. д. Они - завсегдатаи литературно-краеведческой гостиной библиотеки, школьники постоянно встречаются с интересными людьми города.

У филиала № 14 им. сложилось давнее сотрудничество с лицеями № 1 и № 22. учащиеся этих школ - постоянные участники мероприятий, проводимых библиотекой. Надо отметить, что в последнее время дети сами подают идеи о форме и тематике следующих встреч. В библиотеке ведётся и интересная исследовательская работа. Был выбран один класс и для него разработана специальная программа «Учение с увлечением». И вот уже на протяжении четырёх лет библиотекари наблюдают, как меняются дети, какие эмоциональные чувства вызывает у них та или иная книга, то или иное мероприятие.

Развивая интерес школьников к обучению, библиотекари предлагают широкий выбор информационных источников, на практике воплощая смелые и своевременные идеи: организацию новых видов обслуживания, разработку и реализацию проектов, внедрение инновационных моделей работы.

Филиал №15 многие годы активно сотрудничает со школой №20 им. Гуртьева. В минувшем учебном году 6 «Б» класс стал участником областной детской патриотической акции «От Орла до Берлина», посвященной 65-летию Великой Победы, по итогам которой занял 3 место. В рамках акции было проведено несколько мероприятий, организованных библиотекой совместно с классным руководителем , которые были необходимы для работы над заданиями.

В практике ЦДБ им. имеется опыт проведения занятий духовно-нравственной тематики. Цикл занятий был специально разработан для 7 класса школы № 26, проводила их член Союза писателей России.

В детских библиотеках города ведётся работа по профориентации выпускников школ. В течение учебного года оформляются книжные выставки, проводятся просмотры и обзоры литературы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений города. Совместно с педагогом определяется круг интересов школьников и разрабатывается цикл занятий по профориентации.

В библиотеке им. Крылова издаётся экспресс-информация для тех, кто учится, собирается сдавать экзамены и стоит перед выбором: какое учебное заведение выбрать, каковы условия поступления и обучения. Состоялся просмотр «Выбрать профессию поможет журнал», проводятся презентации профессий («Экономическое чудо» - о профессиях менеджера, маркетолога, бухгалтера). Девятиклассники шк. № 29 посетили Центр профессионального самоопределения «Абитуриент», действующий на базе филиала №1 им. Тургенева. Они же стали участниками вечера-встречи «Хитрости профессии». Перед школьниками выступили представители медицинских профессий, а также преподаватели медицинского колледжа. С успехом прошёл Урок - дискуссия «Профессия для человека или человек для профессии», в котором приняли участие десятиклассники шк. № 26. На следующий учебный год запланирован Познавательный час «Запрограммированные люди», на котором будет говориться о профессии программиста.

Помочь подросткам в изучении и познании себя как личности, научить ладить между собой, познать законы коллектива и общества - таковы цели занятий с психологом. Они были организованы для 7 класса школы № 29 и проводились в течение учебного года. Темы занятий, согласованные с классным руководителем, разнообразны: «Современный мальчишка, какой он?», «С волками жить, по-волчьи выть?». На следующий учебный год запланированы не менее интересные темы: «Резкий тон - это признак силы и прямодушия?», «Трудности подросткового возраста, или Над кем смеётесь?». Не секрет, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения родителей. Поэтому свою педагогическую функцию библиотека проявляет и в сфере индивидуального общения с родителями, их консультирования. В ЦДБ им. продолжает действовать «Лекторий для родителей». Темы занятий разнообразны: «Прочитайте сами - прочитайте детям», «У истоков творческой личности», «Мудрости воспитания». Поддержка ценности чтения - такова цель выступлений библиографа на родительских собраний в школах. Вниманию родителей предлагается обзор новейшей детской литературы, литературы о совместном проведении досуга, литературы психолого-педагогического содержания, а также информационно-библиографических пособий, выпускаемых библиотекой.

С беседами «Чтение в семье» и обзорами, посвященными творчеству современных детских писателей, приходят на родительские собрания в школы №№ 12, 17, 34 библиотекари филиала № 16.

Всё это помогает родителям определиться в формировании круга чтения ребенка, а также найти ответы на волнующие вопросы в сфере воспитания. Не остаются без внимания и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники вспомогательной школы № 14 стали участниками проекта «Красота, спасающая мир», все мероприятия которого были скоординированы с педагогами. В рамках проекта прошёл месячник «В прекрасное далёко я начинаю путь». Школьники стали участниками развивающего занятия, которое провела преподаватель художественной школы, состоялись встречи с детским поэтом и художником Орловского театра кукол, а воспитанники музыкальной школы им. B. C. Калинникова подготовили музыкальный подарок. Завершился месячник благотворительной акцией «Душа по капле собирает свет». Сотрудникам библиотеки удалось создать доброжелательную, непринуждённую атмосферу - в результате дети с удовольствием участвовали в разнообразных литературных конкурсах, мультвикторине, а в заключение все получили подарки.


Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.

Бондарева Любовь Леонидовна,

заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №169

Выигрывают дети!

(Совместная работа школьных и детских библиотек.)

Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса.

Библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования. Это означает, что ее главные задачи:

· информационное обеспечение учебного процесса,

· обеспечение внеучебной и воспитательной работы школы,

· гармоничного развития детей,

· предоставления широких возможностей духовного роста и совершенствования их личности.

При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно – в детях. Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими – в ответе школьная библиотека! Ведь сюда приходит шести - семилетний ребенок, первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. За те годы, что он проведет в стенах школы, нужно достичь того, о чем говорилось выше, и не откладывать решение этих задач на «завтра», а начинать с первого дня, первой минуты пребывания ребенка в школе, в библиотеке.

В борьбе за пылкий ум и открытую душу юного читателя нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной, но любое дает блестящую возможность для пропаганды книги, для руководства чтением.

Даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. В результате сложилась целая программа ежегодно проводимых массовых мероприятий.

Во все времена деятельность школьной библиотеки была немыслима без тесной связи с детскими библиотеками. Сотрудничество с библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети – читатели и желание привить ребёнку потребность в систематическом чтении. Наша совместная задача – не потерять читателя на полпути, помочь ему найти нужную умную книгу. Мы частые гости библиотек, они наши единомышленники. Мы можем получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами детских библиотек для подготовки и проведения своих мероприятий.

Тесное сотрудничество детских и школьных библиотек - это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребёнка пространство живой культуры.

В настоящее время нами налажена четкая система взаимодействия с филиалом № 3 ЦГДБ им А.С. Пушкина на основе совместных мероприятий. Ребятам нравится бывать в детской библиотеке, ведь каждый приход дает им что-то новое: они знакомятся с библиотекой, с книгами, играют с книжками-игрушками, встречаются с детскими писателями, художниками.

Ежегодно в детской библиотеке проходит встречи с детскими писателями: М. Ясновым, А. Шевченко, В. Воскобойниковым, С. Махотиным, А. Гиневским, Н.И.Хрущёвой. Прочитав произведение, всегда хочется увидеть того, кто написал эти произведения, поговорить с автором, узнать больше о его творчестве, да и просто посмотреть на живого писателя. Дети с нетерпением ждут такие встречи.

Уже стали традиционными мастер-классы, которые проводит художница Елена Карлова. Дети знакомятся с работами мастера, представленными на выставке в детской библиотеке, и выполняют свои работы под чутким руководством Елены Леоновны и работников библиотеки.

В 2010 году учащиеся 2-3 классов приняли участие в интересном проекте, предложенном детской библиотекой «Ещё второклассник, а уже переводчик. Смотрю и перевожу». Детские работы, над которыми они работали вместе с родителями, были представлены на выставке в детской библиотеке.

Ученики 6 класса посетили мероприятие, посвящённое Дню славянский письменности и культуры. Дети совершили путешествие в историю и ответили на вопросы викторины, которые подготовили сотрудники библиотеки. Любимая библиотека и сегодня была на высоте: отличная организация, замечательные ведущие, по окончании игры все дети получили ценные подарки – книги.

В октябре 2011 года в нашем городе проходили «Дни Хельсинки в Санкт-Петербурге». Детские библиотеки знакомили юных читателей с книгами современных финских писателей. Сотрудниками филиала №3 ЦГДБ им. А.С.Пушкина были проведены интерактивные занятия по книге финского писателя Тима Парвела. Дети слушали сказку, отвечали на вопросы викторины «Что ты знаешь о Финляндии?», рисовали зверей, которые могут жить в зоопарке города Хельсинки.

Группа продленного дня третьих классов в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» приняла участие в программе, предложенной Центральной городской детской библиотекой имени А. С. Пушкина «Вслух и про себя», посвящённой чтению. Книжные стеллажи библиотеки превратились в невидимый лес, среди воображаемых деревьев появился реальный шатёр, в котором петербургские актёры и писатели вместе с детьми читали сказки и фантастические истории. В палатках поменьше дети нашли уютное убежище, чтобы почитать или послушать в наушниках любимые книги, просто поваляться и посекретничать. Сотрудники библиотеки провели викторины и игровые экскурсии по библиотеке.

Культурные ценности будут для ребенка подлинными тогда, когда они приносят ему радость и удовольствие. Поэтому задача авторов детских проектов – увлечь, очаровать, помочь преодолеть отчуждение, открыть возможности. В данном случае – безграничные возможности человека читающего.

Почти все маленькие дети любят читать, вернее, любят, когда им читают. Каждому знакомо особое ощущение уюта: залезть с ногами на диван, уткнуться маме или папе под мышку. Дети любят перечитывать книжки; казалось бы, текст уже знаком наизусть, но важна атмосфера.

С 19 по 23 ноября в ЦГДБ им. А.С. Пушкина проходил фестиваль детской книги и детского творчества. Мальчишек и девчонок ждали удивительные встречи:

· с детским журналом «Костёр», которому в этом году исполнилось 75 лет, мастер-классы;

· с литературно-музыкальной студией «Заповедник»; выставка детской рукописной книги «Путешествие деревянного человечка из Италии в Россию». В этом году у забавных деревянных человечков большой юбилей: 205 лет! Пиноккио отмечает свое 130-летие, а Буратино исполняется – 75!;

· выставка книжных иллюстраций художников журнала «Костер» и встреча с петербургскими художниками, которые рассказали о том, как создаются иллюстрации, и предложили создать свою обложку журнала.

Учащиеся группы продлённого дня 3-х классов посетили интерактивный «Ретроуголок редакции» и перенеслись к истокам создания детского журнала «Костёр», почувствовали себя первыми редакторами, авторами, художниками, набросали эскиз нового оформления самой интересной рубрики, печатали на старинной машинке, писали перьевой ручкой.

Школьной библиотеке в заключении фестиваля были подарены книги авторов, которые печатались в журнале «Костер».

Встреча с журналом «Костер» продолжилась уже в стенах школы. 14 декабря в актовом зале школы прошла встреча учащихся 6-7классов с редактором журнала Н. Харлампиевым. Он рассказал о том, что «Костер» помогает познать себя, найти друзей по интересам и любимый досуговый клуб. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки. В «Костре» рисуют лучшие художники - иллюстраторы детских книг. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. Учащимся школы понравилась встреча, они приняли участие в викторине, получили призы.

В апреле 2012 года учащиеся 2-х и 3-х классов приняли участие в мастер-классе по созданию пластилинового мультфильма «Морские сказки», который предложила ЦГДБ им. А.С. Пушкина. Детям было дано задание; придумать сказку и сделать из пластилина героев будущего мультфильма. Учащиеся творчески подошли к заданию, в результате получились веселые мультфильмы: «Дельфин Дельфиныч» по стихотворению Юнны Мориц и «Разноцветная семейка» Эдуарда Успенского.

Произошла консолидация усилий не только детских библиотек, но массовых библиотек и книжного магазина «Буквоед».

Так при подготовке устного журнала «Дети и война», посвященного детям, пережившим блокаду, учащиеся 5-х классов посещали музей-библиотеку «Книги блокадного города».

Музей-библиотека «Книги блокадного города» открыт 25 января 1996 г. Он создан на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района. К 52-й годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района был открыт уникальный музей-библиотека «Книги блокадного города».

Оригинальная экспозиция музея включает фрагмент интерьера библиотеки в блокаду. Картину быта и работы воссоздают: рабочий стол библиотекаря с коптилкой и чернильницей-непроливайкой, стеллаж с книгами, санки, на которых привозили книги и газеты в страшную зиму 1941/1942 г., котелок для воды, планшет и письма, проверенные цензурой, книжный шкаф с черной радиотарелкой, ватник на деревянном стуле с кожаным сиденьем, женская сумочка-ридикюль и туфли, вошедшие в моду перед войной. Наибольшее место в экспозиции занимают книги, изданные в годы блокады. Тематика изданий разнообразна: отечественная и зарубежная художественная литература, книги по медицине, военному искусству, об использовании в пище ботвы и дикорастущих растений, о боевых и ратных подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 г., о героях – артиллеристах, летчиках, моряках, партизанах, мужественно сражавшихся с фашистами в 1941–1944 гг. В витринах представлены издания для детей и юношества, журналы, газеты и плакаты.

Все мероприятия, проводимые сотрудниками библиотек, бывают интересными и веселыми. И что самое главное, все делается с душой и тактом. Только в тесном сотрудничестве и партнерстве современной школы и библиотек можно достичь желаемых результатов в подготовке учеников, решить проблему повышения уровня информированности школьников.

Взаимодействие школьных библиотек с детскими и массовыми библиотеками – суть и основа сотрудничества, а формы его проявления разнообразны. У нас разное ведомственное подчинение, но в самом большом и главном – воспитании культурного читателя – мы вместе.

Что даёт подобное сотрудничество школьным библиотекам?

ü Чувство корпоративной общности.

ü Возможность не упустить ни одного ребенка, совместными усилиями привлечь его к чтению.

ü Весь фонд города – для наших читателей. Ведь не всегда нужная информация в необходимом объёме есть в школьной библиотеке, и тут приходят на помощь другие библиотеки нашего города.

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели. Как сказал Уэбстер Даниел: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек России

Тенденции развития образовательной системы в полной мере отразились на работе библиотек, содержании их деятельности и структурных преобразованиях. В деятельности многих публичных библиотек начала преобладать образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотек с образовательной сферой. Публичные библиотеки стали выполнять функцию обеспечения процессов образования на разных уровнях. Во-первых, потому, что информационная и образовательная деятельность является сущностным назначением любой библиотеки. Во-вторых, публичная библиотека
в большинстве случаев оказывается единственным учреждением, способным реализовать такое назначение. Это относится, прежде всего, к малым городам и селам.

Новые возможности участия общедоступных публичных библиотек в образовательной системе открывает формирующаяся правовая база, что способствует созданию в регионах разнообразной социокультурной и образовательной среды с участием библиотек как части этой среды. Дискуссии о путях развития и взаимодействия публичных и учебных библиотек начались в период перестройки. Как справедливо заметил Борхард: «Дискуссии о целях и задачах библиотек возникают тогда, когда библиотеки (страна) переживают финансовый кризис».

Готовясь к этому выступлению, я просмотрела профессиональную периодику за ряд лет и убедилась в изменении подходов к этой проблеме. Если лет 7–8 назад мы спорили о том, кто должен обеспечивать учебный процесс, обслуживать или нет классы-комплекты и вообще стоит ли специалистам публичных библиотек выходить в школы
(не является ли это подменой их функций), то сегодня профессиональное библиотечное сообщество пришло к осознанию того, что проблему информационно-документальной поддержки образования мы сможем решить, объединив наши усилия, создав единое информационное пространство территории.

Основная цель моего выступления – познакомить участников круглого стола с имеющимся в России опытом взаимодействия библиотек двух ведомств в информационно-документальной поддержке школьного образования. Поэтому речь, прежде всего, пойдет о взаимодействии со школьными библиотеками публичных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Что должны в ситуации недофинансирования, недокомплектования делать публичные, что школьные библиотеки? Каковы пути координации и кооперации библиотек двух разных ведомств? Каждый регион, исходя из социокультурной ситуации, особенностей своего региона, ищет свой путь, строит свои модели взаимодействия. Рассмотрим наиболее интересный опыт взаимодействия библиотек двух ведомств в условиях области, города и села.

Инициатором и центром такого взаимодействия в Мурманске выступила Областная детско-юношеская библиотека, имеющая прекрасную материально-техническую базу.
По ее инициативе в Мурманске принят закон «О защите прав ребенка», в котором
в статье № 14 записано, что гарантами доступа детей к информации являются библиотеки. В региональном законе «Об образовании» имеется раздел об участии библиотек
в реализации этой программы как учебных, так и публичных. Для реализации образовательной функции и осуществления взаимодействия на базе ДЮБ Мурманска усовершенствована ее структура, организованы залы делового чтения, отдел информационно-документальной поддержки образования, который решает следующие задачи:

    объединение информационных ресурсов;

    создание новой системы комплексного обслуживания школ;

    формирование базы и банка данных на различных носителях информации, связанных с учебным процессом;

    проведение маркетинговых исследований по изучению информационных потребностей, читательского спроса (это запросы школ, гимназий, учителей, учащихся).

Отдел организует информационную, массовую и методическую работу, издает многочисленные пособия по ряду новых образовательных программ. Информационная поддержка образования осуществляется одновременно на уровне ДЮБ и районов. В областной ДЮБ имеется заместитель директора по координации с другими учреждениями. Отношения библиотеки с образовательными структурами строятся на взаимовыгодных договорных условиях.

Для координации работы при ДЮБ создан областной межведомственный информационно-методический совет, принято положение, на основании которого осуществляется его деятельность. В соответствии с Положением, специалисты ДЮБ ежегодно проводят курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей. Больной вопрос с фондами частично решают следующим образом: издан совместный приказ управления народного образования и управления культуры о создании единого обменно-резервного фонда, что позволяет достаточно оперативно перераспределять литературу. Это один путь сотрудничества – договоры и межведомственный совет, как метод создания единого информационного пространства региона без реорганизации сети.

Другой путь был найден в Екатеринбурге. Там были разработаны и внедрены две крупномасштабные целевые комплексные программы реконструкции библиотек, максимально профинансированные администрацией города. В основе – проекты. Один из них «фокусирование среды делового чтения учащихся в Екатеринбурге» направлен на организацию информационной поддержки образования. Основная цель проекта – объединение, т. е. фокусирование в определенных точках материальных и интеллектуальных ресурсов, направленных на организацию информационной поддержки образования. Было создано в городе 6 залов информационной поддержки образования. Их соучредителями стали Департамент образования при правительстве области, Управление образования
и культуры администрации Екатеринбурга, Муниципальное объединение детских библиотек. Содержание деятельности залов ориентировано на 4 уровня обслуживания:

    индивидуальное обслуживание учащихся;

    индивидуальное обслуживание учителей;

    обслуживание классных коллективов при подготовке к определенному уроку;

    комплексное обслуживание конкретных школ в рамках договора.

Именно залы информационной поддержки образования стали основой новой модели организационной структуры МОБ, которая была организована в 1997 году путем слияния Муниципальной информационной библиотечной системы и Муниципального объединения детских библиотек в единое объединение библиотек.

При полном сохранении коллективов была видоизменена структура сети.

Сеть построена следующим образом:

    универсальные библиотеки, обслуживающие взрослое население;

    универсальные библиотеки, обслуживающие детское население;

    универсальные библиотеки для детей и взрослых;

    специализированные библиотеки (деловой информационный центр, центр социальной информации, гуманитарно-образовательный центр и т. д.).

Специализация в «Екатеринбургском варианте» никаким образом не сужает функции библиотек, а, наоборот, расширяет их. Специализированная библиотека, работая на универсальном фонде, по-прежнему оказывает всему населению микрорайона стандартный набор услуг, дополнительно по потребности определенной группы пользователей.

Новая модель расширила рамки проекта, рассчитанного на учащихся школ, позволив включить в среду деятельности все слои населения, использующие библиотеку как инструмент образования, то есть в контексте непрерывного образования.

Протоколы о намерениях и договора о совместной деятельности, подписанные соучредителями, четко определили долю участия сторон в ходе внедрения проекта. Коллектив МОБ взял на себя ответственность за разработку научных основ и организацию деятельности информационных библиотечных центров. В свою очередь, Департамент образования и Управление образования и культуры финансируют техническое обеспечение центров.

Это второй путь, предусматривающий реорганизацию сети публичных библиотек, создание специализированных библиотек, деятельность которых направлена на информационно-документальную поддержку образования при финансовом участии органов управления образованием.

Имеется опыт решения проблемы информационной поддержки образования в условиях небольшого города Озёрска (закрытая административная территория, как нам рассказала коллега из областной научной библиотеки г. Мурманска), здесь создана единая централизованная система детских и школьных библиотек. Подчеркиваю, общая система при сохранении как детских, так и школьных библиотек.

В Уставе ЦСДШБ основные функции определены следующим образом:

    Формирование, хранение и предоставление во временное пользование фонда документов, наиболее полно обеспечивающих образовательные, духовные и культурные потребности подрастающего поколения. 30 % фонда в ЦГДБ, 70 % – в филиалах, учебники – в школьных библиотеках, являющихся также филиалами ЦГДБ. Один экземпляр каждого учебника передается в ЦГДБ, которая ведет справочно-библиографический аппарат ЦСДШБ.

    Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания осуществляется по месту жительства. В каждом районе есть или школьная, или детская библиотека, входящая в единую систему и имеющая равные возможности для удовлетворения информационных запросов. Комплексная автоматизация подразделений ЦСДШБ позволила создать пользователям эффективный и комфортный сервис. Все филиалы, в том числе школьные библиотеки, оперативно получают базы данных и электронные каталоги, создаваемые в ЦГДБ.

Обслуживание педагогов возложено на специализированный отдел педагогической информации, входящий в структуру ЦГДБ. Свои образовательные функции отдел выполняет в рамках городских образовательных программ, направленных на поддержку и стимулирование учебной и самообразовательной деятельности. Материально-техническую основу информационно-образовательной среды составляют 52 компьютера: 32 находятся в ЦГДБ, 20 в школьных библиотеках. Причем, 18 компьютеров из 31, находящихся
в ЦГДБ, доступны пользователям библиотеки.

Проблема организации библиотечного обслуживания сельского населения – одна
из ключевых в региональной библиотечной политике. Суть проблемы в том, что при существовании на селе и школьной, и публичной (иногда детской и взрослой) библиотек, информационные запросы населения в помощь образованию, самообразованию, досугу выполняются неудовлетворительно по ряду известных причин.

Местная муниципальная власть Брянской области увидела решение проблемы
в создании единой библиотеки в малом населенном пункте путем слияния школьной
и сельской. Целью такого объединения было рациональное расходование средств
на комплектование и содержание библиотек, улучшение их материально-технической базы и, соответственно, улучшение обслуживания информационных запросов населения. Объединение библиотек села шло по двум принципиально различным схемам:

Первая схема – объединение двух библиотек на базе школьной, круг обязанностей которой в первую очередь очерчен образовательным процессом.

Вторая схема – объединение на базе сельской. В этом случае и основной фонд,
и учебная литература передаются в сельскую. А ее функции, как известно, гораздо шире – удовлетворение интересов и запросов всего населения. Но в то же время одной из главных задач остается информационное обеспечение и содействие образовательному процессу. В результате было создано 38 объединенных библиотек, 5 % расположились на базе сельских, 68 % – на базе школьных библиотек, остальные в ДК и детских садах. Плюсы, несомненно, были. Во-первых, сельские библиотеки улучшили условия.
Во-вторых, реорганизация позволила открыть дополнительно 4 сельские детские библиотеки и выписать для каждой из них 36 из ранее недоступных журналов для детей
и подростков, для учителей школ дополнительно 6 названий научно-педагогических журналов. В-третьих, фонды объединенной библиотеки сложились из фондов сельской
и школьной библиотек, значительно расширился репертуар периодических изданий.
В-четвертых, в библиотеке один из библиотекарей имеет специальное образование
(в школьных библиотеках чаще всего библиотекарем работал педагог).

Но у реорганизации есть и минусы. График работы объединенной библиотеки, расположенной в школе, составлен с учетом учебного процесса. Специфика работы школы (каникулы, ремонт летом, карантины, работы в первую половину дня, закрыта по воскресеньям) делает ее неудобной для взрослого населения. Кроме того, взрослое население не восприняло библиотеку в школе как самостоятельный культурный, досуговый и информационный центр села и потребовало пересмотра решения администрации об объединении библиотек. Кроме того, выяснилось, что объединенная библиотека не получает на комплектование и подписку финансирования, равного сумме двух библиотек. Второй вариант объединения библиотек (т. е. на базе школьной) был пересмотрен. И остался единственный: библиотеки объединились на базе сельской, став филиалами единой муниципальной системы библиотек региона.

Проработав 3 года в условиях реорганизованных библиотек, были сделаны выводы:

    в населенных пунктах с населением свыше 400 человек объединение библиотек нецелесообразно. Для обеспечения прав сельского населения на свободный доступ к информации в них необходимо сохранить и муниципальную, и школьную библиотеки;

    в небольших населенных пунктах объединение возможно при условии создания пришкольной библиотеки с сохранением функций, статуса, расписания работы
    и штата общедоступной;

    в крупных деревнях и селах объединение возможно при создании образовательно-культурных центров, когда под одной крышей собираются школа, муниципальная библиотека, клубные и другие социальные учреждения.

Нет готовых рецептов решения проблемы, нет той модели взаимодействия, которую можно было бы безоговорочно принять за основу. В каждом конкретном случае необходимо находить приемлемое решение, соответствующее определенным условиям.

Но совершенно очевидно, что взаимодействие библиотек, обусловленное объективными факторами современного развития, требует объединения ресурсов на региональном и местном уровнях. Необходимость в межведомственной координации и кооперации становится очевидной.

Кратко: была делегатом первого съезда детских библиотекарей Северо-Западного региона в июле этого года. Одно из заседаний было посвящено взаимодействию детских библиотек со школьными. В основном, существуют партнерские отношения на основе договоров. Во многих выступлениях звучала тревога, что с введением Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» эти связи могут быть разорваны (возможен конфликт на финансовой основе), было принято предложение: рекомендовать создание межведомственных библиотечных советов в территориях как на областном, так и на муниципальном уровне.

Некрасова Надежда Викторовна,

главный. библиотекарь отдела планирования
и развития ЦГБ им. Д. Я. Гусарова
г. Петрозаводска (Республика Карелия)

Координация деятельности библиотек г. Петрозаводска по вопросам
организации библиотечного обслуживания детей и подростков

МУ «ЦБС» г. Петрозаводска состоит из 15 библиотек: две центральные (взрослая
и детская) и 13 библиотек-филиалов, библиотеки обслуживают детское население города, 8 библиотек в системе смешанного типа. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество есть практически во всех микрорайонах города (около 40 школ находится в зоне обслуживания), 70 % всех читателей МУ «ЦБС» – дети (около 40 000 читателей). В 4-х библиотеках МУ «ЦБС» работают информационные центры.

2 библиотеки нашей библиотечной системы работают в учебных заведениях: пункт выдачи ЦГБ в школе № 35 и детская библиотека-филиал № 20 в школе № 2.
3 библиотеки заключили договора со школами, 3 библиотеки работают по соглашениям, также библиотеки заключают договора и соглашения с организациями, работающими с детьми и юношеством: с республиканским детским морским центром, СПТУ № 4, лесотехникумом, клубом «Олимп», с АНО ЦТР «Ориентир». (7 договоров и сог-лашений). Такая форма сотрудничества организаций, занимающихся образованием, воспитанием и развитием детей представляется нам наиболее перспективной, так как позволяет разрабатывать совместный план мероприятий, определять ответственность сторон, организовывать и проводить акции, совместные мероприятия, максимально используя возможности друг друга как равноправного партнера. Координация деятельности библиотек жизненно необходима, она позволит эффективней решать проблемы библиотек, обслуживающих детей и юношество. Проблемы эти очень серьезны – недостаточное комплектование, в наших детских библиотеках практически нет книг известных современных детских писателей, таких как Минаев, Собакин, Кургузов, Герасимова. МУ «ЦБС» выписывает всего 48 наименований детских и юношеских журналов
и 10 газет. И вторая серьёзная проблема – низкая материально-техническая база наших библиотек. Таким образом, мы не в состоянии сегодня в полной мере выполнять миссию детских библиотек – создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Однако мы понимаем необходимость поддержки и развития детского чтения, т. к. «детская библиотека – идеальное место, где пересекаются, образуя мощное поле воздействия, три главные составляющие полноценной среды развития – информация, культура и общение», как справедливо отмечает Н. В. Бубекина, главный специалист РГДБ. Кроме того, очевидно, что сегодня в одиночку трудно развиваться, если бы мы координировали хотя бы подписку со школами микрорайона, то наши читатели от этого только бы выиграли.

Что касается координации деятельности детских и школьных библиотек, в «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», принятой 25 ноября 2002 года сказано: «Основная задача современной детской библиотеки – грамотно организовывать помощь школьной библиотеке, а не просто подменять ее собой..., работать за страницами учебника, углубляя и расширяя интересы и знания учащихся».

Для решения этой задачи МУ «ЦБС» организует и проводит совместно с Центром развития образования семинары для работников школьных библиотек и библиотек библиотечной системы семинары. На семинарах библиотекари знакомятся не только
с традиционными формами и методами работы: обзоры периодики, новых книг, обмен опытом, но и предлагаются новые пути решения задач. Так, в 2004 году семинар был посвящен теме гражданского образования и патриотического воспитания детей
и подростков, очень важной и серьезной теме. На семинар мы пригласили начальника отдела по делам молодежи Администрации г. Петрозаводска Начинову С. И., общественные организации, занимающиеся гражданским образованием, для того, чтобы библиотеки знали об их возможностях и планах и, возможно, разрабатывали бы совместные проекты и программы. На этом семинаре также Отдел планирования и развития рассказал о конкурсе, который был организован в 2004 году, в год 60-летия освобождения Петрозаводска – «Подвиги отцов глазами юных», на котором наши юные читатели представили совершенно уникальные работы – Великая Отечественная война глазами их бабушек и дедушек, многие из которых в ту пору были того же возраста, как они сейчас. Было решено продолжить этот конкурс в 2005 году к 60-летию Победы и провести его вместе со школьными библиотеками.

В ЦГБ работает методический кабинет, который получает 11 профессиональных журналов, ведется картотека сценарных и методических материалов. Документы методического кабинета в работе используют около 130 библиотекарей разных систем и ведомств. Сотрудники отдела планирования и развития выступают на совещаниях школьных библиотекарей, где знакомят школьных библиотекарей с акциями, программами, конкурсами, которые организует МУ «ЦБС» для детей и подростков. Это – Неделя детской книги,
в 2004 году было организовано анкетирование детей по теме «Самая лучшая книга 2004 года», где дети определяли лучшие книги в 9-ти номинациях. Многие школьные библиотеки приняли участие в анкетировании, а потом и в шоу «Лучшая детская книга».

Вот уже 4 года в МУ «ЦБС» успешно работает программа «Летних чтений», связь
со школьными библиотеками и организациями, работающими с детьми, не прерывается и летом. Практически все детские библиотеки работают со школьными лагерями
и клубами. Библиотеки также разрабатывают и проводят традиционные библиотечные уроки, наиболее популярные темы – периодика для детей и подростков и знакомство
со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Также ИБО разработана программа «Информационная культура учащихся», но, как подчеркнула в своем выступлении М. В. Бунакова, программа пока не работает в должной мере. Проведение
таких уроков для старшеклассников 6 и 29 школ носит разовый характер. Активно работает эта программа в библиотеке-филиале № 22, там более комфортные условия для пользователей.

Далее мне хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на то, что программа разработана, она не сможет быть реализована в полном объеме, т. к, ни в одной детской библиотеке нет компьютеров, хотя в «Концепции библиотечного обслуживания детей» сказано:
«В связи с информатизацией культуры и образования в ближайшие годы необходимо решить задачи объединения, согласованности ресурсов детских библиотек, создания единого информационного пространства региона, формирования информационной культуры и потребности в непрерывном образовании».

Это очень важная задача, если мы ее не решим в скором будущем, мы просто потеряем юного читателя, т. к. в теперешнем состоянии фондов наши библиотеки не способны справляться с запросами читателей или удовлетворить их в полном объеме.

Захарова Елена Владимировна,

заместитель директора по работе с детьми

Муниципального учреждения культуры

«Медвежьегорская централизованная библиотечная система»

(г. Медвежьегорск, Республика Карелия)

Партнерская деятельность Управления образованием и библиотек
МУК «Медвежьегорская ЦБС» в области информационного
обеспечения образовательного процесса и воспитания
информационной культуры у детей и подростков

В настоящее время в Медвежьегорской ЦБС действуют две формы взаимодействия с образовательными учреждениями города и района.

Во-первых, с 2001 года библиотеки ЦБС работают по договору о партнерской деятельности с районным Управлением образования, предметом которого является информационное обеспечение образовательного процесса, воспитание информационной культуры учащихся.

По договору, в частности, ЦБС обязуется:

    осуществлять информационную поддержку педагогов школ и учреждений дополнительного образования, учащихся через средства массовой информации, списки литературы, информационные бюллетени;

    проводить Дни информации, выставки-просмотры, обзоры согласно годовому плану РУО;

    обеспечивать информационную поддержку выбора профессии учащимися старшего возраста;

    вести работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам».

РУО, в свою очередь, обязуется:

    способствовать информатизации общеобразовательных учреждений города и района (в т. ч. школьных библиотек);

    предоставлять информацию о проведении городских и районных олимпиад школьников, конференций, темах исследовательских работ в целях опережающего поиска информации;

    предоставлять информацию об альтернативных, инновационных программах
    в общеобразовательных учреждениях;

    контролировать работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» в школах города и района.

Реализация договора осуществляется в соответствии с ежегодными совместными планами работы, представленными до 15 января очередного года. В течение года осуществляется обмен информацией по вопросам реализации договора ответственными сотрудниками центральных районных библиотек и РУО.

Другое направление деятельности – методическое партнерство с библиотеками школ. В течение года специалисты Центральной районной и детской библиотек принимают участие в работе методического объединения школьных библиотек района.

С 2001 года ЦРДБ возобновила практику проведения ежегодного семинара для библиотек района, работающих с детьми: школьных, детских, сельских. В числе прочих
на семинарах обсуждаются проблемы формирования и взаимоиспользования информационных ресурсов, воспитания информационной культуры детей.

В результате взаимодействия:

    Улучшился взаимообмен информацией между библиотеками и школами.

    Активизировалась работа по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» (умение детей искать информацию самостоятельно – повысилось).

    Лучше удовлетворяются потребности детей и педагогов за счет опережающего поиска информации с помощью электронных ресурсов, МБА, ВСО.

    В библиотеках ведется учет отказов на литературу. На основании отказов составляются списки докомплектования, направляемые в обменно-резервные фонды ЦБС и республиканских библиотек.

    Улучшилась консультативно-методическая помощь школьным библиотекам.

    Осуществляется координация подписки на периодику на местах (между школьными, сельскими, детскими библиотеками).

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека