Спиридон Тримифунтский: о чем просят этого святого? Сила иконы и ее описание. Чудотворная икона Спиридона Тримифунтского. Икона Спиридона Тримифунтского - значение

Святой Спиридон Тримифунтский прославился в народе многочисленными чудотворениями. Старец был богобоязненным человеком, за что был удостоин Христом дара предвидения, мог повелевать погодой, воскрешать покойных, врачевать болезни, направлять людей к добродетели. Икона святителя Спиридона Тримифунтского - это чудесный лик боголюбивого старца, безгранично любящего человечество.

Житие чудотворца

Чудотворец родился на Кипре в простой рабочей семье. Он был добрым и смиренным ребенком, пас овец. Высокого образования он не получил, но с малолетства старался жить благочестиво, беря пример добродетелей с ветхозаветных праотцов. Юноша любил принимать у себя путешественников, был кроток с людьми, помогал малоимущим. Все добродетели он перенес и в семейную жизнь, женившись на кроткой и целомудренной деве.

Читайте о святом:

К сожалению, Спиридон рано стал вдовцом. Все свое имущество и финансы отдал неимущим. В добрых делах мужчине способствовал Сам Господь, с Его святой помощью будущий святитель научился врачевать недуги, изгонять бесов, помогать людям во всех их нуждах.

Следствием богоугодной жизни Спиридона стало его назначение на должность епископа Тримифунта. Но находясь в высокой должности, святой, как и прежде, милосердствовал, творил добродетель.

В 325 году Спиридон участвовал в 1 Вселенском Соборе, где обличил философа, призывавшего принять еретическое учение Ария. Он явил собравшимся доказательство единства во Святой Троице: взяв в руки кирпич, он с силой стиснул его. В результате из кирпича вышло огненное пламя, затем из него вытекла густая струя воды, а глина осталась в руках святителя. Тем самым случилось, что кирпич один, а стихии три - то же самое и в Троице: Она имеет три Лица, но Божество Едино. Следующая далее его речь о Христе и вероучительных догматах дала благостные плоды: ранее яростный еретик-ариец в минуты стал защитником православия и принял Крещение.

Чудотворец Спиридон Тримифутинский

Чудеса святого Спиридона

Однажды Кипр постигла сильнейшая засуха: люди умирали от жажды и голода, ранее богатые урожаи засыхали на корню. Святой вознес мольбы Всевышнему и долгожданный ливень освятил кипрскую землю, которая вскоре дала богатый урожай, голод и людской мор прекратились.

Спиридон всегда помогал бедным людям в их нуждах . Однажды бедняк попросил у зажиточного горожанина взаймы зерен для посева и обещал вернуть долг после уборки урожая. Но богач потребовал с бедняка золото в качестве залога. Расстроенный крестьянин пришел со своим горем к чудотворцу и тот обещал помочь ему, отправив бедняка домой. Взяв в руки змею, чудотворец превратил ее в золото и отдал пахарю, чтобы тот отдал его в качестве залога и после жатвы возвратил его. Получив зерно, земледелец засеял поле и получил богатый урожай. Выкупив у богача золото, он возвратил слиток святому, который на глазах крестьянина вновь претворил золото в змею. Крестьянин был очень удивлен содеянным чудом и возблагодарил Бога.

Спиридон Тримифунтский

Однажды к Спиридону пришла горожанка-язычница. Горько плача, она положила к ногам святителя умершее тело младенца. Взмолившись Всевышнему, святой вселил жизнь в малыша. Изумленная мать, увидя свое чадо живым, тотчас умерла от радости. Но святитель приказал ей воскреснуть и встать на ноги. Женщина словно пробудилась от глубокого сна, встала и взяла на руки любимое дитя.

Окончание жизненного пути

Высота сана не была поводом для гордости святого. Наравне с бедняками он работал на поле. Во время жатвы случилось чудо и голова Спиридона покрылась прохладной росой, а волосы изменили цвет. Святитель понял, что Отец Небесный призывает его к Себе, что наступило время ухода из земной жизни в жизнь небесную. Около 348 года он предал свою душу Господу.

С честью Спиридон Тримифунтский был погребен в городе Тримифунте, а при его гробе во Славу Господа совершались и по сей день совершаются многочисленные чудеса и исцеления.

Чудотворная икона и рака с мощами

Лик святого чудотворца покоится на иконостасе каждого православного храма. Спиридон всегда откликается на сердечную молитву.

О чем можно молиться святителю Спиридону:

Мощи святителя находятся на греческом острове Корфу в церкви, освященной в его честь. Десница (правая рука) Спиридона Тримифунтского покоится в Риме. На протяжении веков тело святителя остается нетленным, его температура всегда составляет 36.6 градусов. Через стекло раки отчетливо видны волосы, кожа и зубы святого. Ученые до сих пор не в силах объяснить феномен нетленности тела святого . Священнослужители периодически меняют одежду и обувь, в которые облачен святой, потому что она часто изнашивается.

Рака с мощами Спиридона Тримифунтского

В народе существует предание, что великий святитель иногда отправляется путешествовать по миру и помогает нуждающимся.

Саркофаг находится под замком и открыт только для поклонения православным христианам. Он украшен бесчисленным количеством украшений из серебра и золота, что является благодарностью людей за спиридоновы чудотворения по их молитвам.

В Москве в одном из храмов Данилова монастыря хранится святыня - башмачок святителя, привезенный с Корфу. Периодически клирики замечают, что он изнашивается, будто бы чудотворец надевает его во времена своих странствий по свету.

Явленными чудесами отмечена икона, хранящаяся в московской церкви Воскресения Словущего. В ее центре изображен ковчег, несущий на себе часть святых мощей Спиридона. Случилось, что однажды служительница храма горячо молилась пред ликом и внезапно увидела, как открылась дверка мощей. Женщина вновь повторила просимое - дверца закрылась и просьба вскоре исполнилась.

Значение образа

Православный люд издавна почитает святой лик благодатного чудотворца. Спиридон при земной жизни благоволил неимущим, больным и нуждающимся. И по сей день помогает молящимся ему, в том числе и здоровым, обеспеченным христианам.

Икона Спиридона Тримифунтского

Он всегда был искренним в молитвах и праведным в делах.

Молитвенные просьбы

Чаще всего перед святым ликом Спиридона Тримифунтского люди испрошают разрешения проблем:

  • при потере работы и сокращении;
  • о разрешении материальных проблем;
  • о поиске достойного заработка;
  • о своевременном возращении долгов;
  • о приобретении собственного жилья;
  • о предотвращении внезапного падения скота в крестьянских селениях;
  • о сохранении урожая;
  • при судебных тяжбах;
  • в исцелении от болезней;
  • для разрешения семейных проблем;
  • для предотвращения жестокости между близкими людьми;
  • ради успеха в бизнесе;
  • при притеснениях со стороны недругов;
  • для наставления в принятии важных и судьбоносных решений.
Важно! Необходимо уяснить, что святые и их Лики «не специализируются» на исполнении прошений в каких-то отдельных областях. Обращение к небесным заступникам должно происходить с верой в Силу Отца Небесного , а не в силу отдельной иконы или молитвы.

В молитве должны присутствовать лишь чистые и честные помыслы, обращение должно быть бескорыстным и благочестивым.

Когда молитвенник чего-то просит, то обязательно нужно благодарить Бога абсолютно за все. За горе и радость, богатство и нищету. У Господа все промыслительно и по заслугам.

Внимание! Молитвенные просьбы к Высшим Силам необходимо осуществлять с чистым сердцем, бескорыстно и благочестиво.

Но важно знать, что прошение может исполниться не так быстро, как этого желает молитвенник. Возможно, его исполнения придется ждать не год и не два, а то и более. В этом случае важно не разувериться, ведь вера и терпение могут горы свернуть!

Почитание иконы происходит ежегодно 25 декабря. Именно этот день приходится на дату зимнего солнцестояния, с него и начинает прибывать солнечный день. Со времен древней Руси этот день именовался как «спиридонов поворот».

Посмотрите видео о Спиридоне Тримифунтском

Святой Спиридон Тримифунтский почитается по всей Руси, а особенно образ чтят в Москве и Новгороде. Ежегодно 25 декабря православные празднуют день иконы чудотворца. Дата совпадает с зимним солнцестоянием, поэтому еще с древних времен на нашей земле ее называли «Спиридоновым поворотом».

Чудотворная икона Спиридона Тримифунтского есть во многих храмах. Молящиеся уверяют, что святой даже после смерти продолжает помогать всем, кто приходит к нему с открытым сердцем.

Значение образа

Спиридон Тримифунтский (Саламинский) родился на Кипре в 270 году. Его родители были крестьянами, и святитель всю жизнь оставался верен этому делу. Даже когда он стал епископом, то не возгордился, а продолжал ходить в недорогих одеждах, возделывать землю, пасти овец. Поэтому на иконописном образе чудотворец изображается в шапочке из овечьей шерсти.

За благие дела и доброе сердце Святой получил благодать от Бога, он обладал большой силой, творил чудеса. Будучи в сане епископа, он участвовал в Первом Никейском Вселенском Соборе, на котором были определены основные постулаты Православия. Благодаря чудесам, которые перед священниками явил Спиридон, была отвергнута ересь Ария, сомневающегося, что Иисус был свят до крещения. Спиридон с молитвой взял в руки кирпич, и тут же из него вырвалось пламя, вниз потекла вода, а в ладони осталась горстка глины. Так Бог руками святого разложил кирпич на составные части. Это деяние часто отображается в иконах – святитель держит горящий кирпич.

За свою жизнь Спиридон Тримифунтский совершил немало чудес – он мог менять погоду, исцелять от страшных болезней, даже воскрешать людей. Современники говорили, что чудотворец напрямую общался с Господом, а Бог говорил его устами. Даже после смерти сила святого не исчезла. С 1453 года его мощи хранятся в храме на острове Корфу. Во время II Мировой войны при бомбардировке острова люди отмечали, что немало бомб просто не долетало до земли. А жители Корфу спасались в церкви Святого Спиридона. Несмотря на то что здания вокруг храма были полностью уничтожены, сам он не пострадал.

Нетленные образы

После смерти святой был погребен в храме города Тримифунта, на земле, где был епископом. В VII веке мощи святителя перенесены в Константинополь, а к сер. XV века они попали на остров Корфу (Ионическое море). До 1984 года десница Спиридона принадлежала Риму, но после была возвращена Греческой Православной Церкви.

С мощами чудотворца тоже связано немало чудес. Они не тлеют вот уже 1700 лет, весят как тело взрослого человека, даже сохраняют тепло. При этом Спиридон известен среди православных как «ходячий» святой, ведь в отличие от мощей его одежда изнашивается. Ежегодно священнослужители вынуждены менять бархатные башмачки, поскольку их подошва стаптывается. При этом рака, в которой хранятся мощи святого, не выцветает от солнечного света, не повреждается сыростью.

Чудодейственные иконы Спиридона тоже долгое время сохраняют первозданный вид. Эту особенность отмечают священники по всему миру. На фоне других ликов, которые со временем темнеют, образы Святого Спиридона остаются такими же яркими и светлыми.

О чем молиться

Спиридон Тримифунтский известен большим количеством чудес, православные верят, что такой же чудотворной силой наделены и его образы. Перед иконами прихожане молятся о здоровье и исцелении, святой дарует радость, успокоение души.

Часто к лику старца приходят за решением материальных проблем, он помогает нуждающимся, при длительных тяжбах и имущественных вопросах. При этом за свою жизнь чудотворец не только помогал страждущим, но и наказывал грешников. Поэтому обращаться к Спиридону можно только с чистой душой и помыслами, без желания наживы или чрезмерного богатства.

Поскольку святой всю жизнь возделывал поля и пас овец, а также менял погоду, к образам обращаются при неурожае. Его иконы почитаются земледельцами и людьми, занимающимися простым физическим трудом. Чудотворец считается покровителем бедных, страждущих людей.

Спиридон известен борьбой с ересями и твердостью своей веры, ведь даже когда умерла его молодая жена, он не стал черствым, не впал в уныние. Поэтому у святого просят решения при тяжелых жизненных обстоятельствах, защиты от соблазнов и силы следовать своему пути. Спиридон способен наполнять разуверившуюся душу надеждой.

Где находятся образы Святого Спиридона

Россия славится большим количеством чудотворных икон Спиридона Тримифунтского. Они есть практически в каждом московском соборе. Образы святого хранятся при монастырях и даже небольших церквях, часто их копии покупают верующие себе домой. Например, чудотворениями прославилась икона храма села Языкового в Башкирии.

В московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке хранятся два образа святого. Здесь можно увидеть чудотворную икону Спиридона Тримифунтского с частицей мощей. Это оригинальный составной образ – изображение Спиридона размещено по центру другой иконы. Прихожане говорят, что святой лик помогает обретать здоровье и справедливо решать разные споры.

Покровский храм Данилова монастыря владеет иконой и башмачком с частицей мощей святого. Последний был подарен обители в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием. С 2013 года башмачки святого также хранятся в Саввино-Сторожевском монастыре, их вместе с иконой Спиридона даровал епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.

Родиною дивного Спиридона был остров Кипр . Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь, подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция . И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.

Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою (3 Цар., гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну ту голод, и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость — подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:

— Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.

Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и, с плачем, поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.

— Не плачь, — сказал ему святой, — иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.

Бедный вздохнул и пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода.

Один известный святому земледелец пришел к тому же самому богачу и во время того же голода с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он, недостаточно наученный первою своею потерею и не излечившись от скупости, — и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его.

— Без денег, — сказал он, — ты не получишь от меня ни одного зерна.

Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришел к нему и принес целую груду золота (откуда взял он золото, — об этом речь после). Он отдал это золото земледельцу и сказал:

— Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.

Бедный земледелец взял из рук святительских золото и поспешно пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и, после жатвы, земледелец тот отдал с лихвою богачу взятый хлеб и, взяв от него назад залог, отнес его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.

— Пойдем, — сказал он, — со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.

Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул:

— Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты, некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия (Исх.7:10), — повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании, — что «Господь творит всё, что хочет» (Пс.134:6)!

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея, по молитве святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда, земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворенного Богом по молитвам святого.

Один добродетельный муж, друг святого, по зависти злых людей, был оклеветан пред городским судьею и заключен в темницу, а потом и осужден на смерть без всякой вины. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было наводнение и ручей, бывший на пути святого, переполнился водою, вышел из берегов и сделался непереходимым. Чудотворец припомнил, как Иисус Навин с ковчегом завета посуху перешел разлившийся Иордан (Иис.Нав.3:14-17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал потоку, как слуге:

— Стань! так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого я спешу.

Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь — не только для святого, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судии и известили его о приближении святого и о том, что совершил он на пути, и судия тотчас же освободил осужденного и возвратил его святому невредимым.

Провидел также преподобный и тайные грехи людские. Так, однажды, когда он отдыхал от пути у одного странноприимца, женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, пожелала умыть по тамошнему обычаю, ноги святому. Но он, зная ее грех, сказал ей, чтобы она к нему не прикасалась. И это он сказал не потому, что гнушался грешницею и отвергал ее: разве может гнушаться грешниками ученик Господа, евшего и пившего с мытарями и грешниками? (Мф.9:11) Нет, он желал заставить женщину вспомнить о своих прегрешениях и устыдиться своих нечистых помыслов и дел. И когда та женщина настойчиво продолжала стараться прикоснуться к ногам святого и умыть их, тогда святой, желая избавить ее от погибели, обличил ее с любовью и кротостью, напомнил ей о ее грехах и побуждал ее покаяться. Женщина удивлялась и ужасалась тому, что самые, по видимому, тайные деяния и помыслы ее не скрыты от прозорливых очей человека Божия. Стыд охватил ее и с сокрушенным сердцем упала она к ногам святого и обмывала их уже не водою, а слезами, и сама открыто созналась в тех грехах, в которых была обличена. Она поступила так же, как некогда блудница, упоминаемая в Евангелии, а святой, подражая Господу, милостиво сказал ей: Лук. 7:48 — «прощаются тебе грехи» , и еще: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14). И с того времени женщина та совершенно исправилась и для многих послужила полезным примером.

До сих пор говорилось только о чудесах, какие совершил святой Спиридон при жизни; теперь должно сказать и о ревности его по вере православной.

В царствование Константина Великого, первого императора-христианина, в 325 году по Р. Хр., в Никее собрался 1-й Вселенский собор, для низложение еретика Ария, нечестиво называвшего Сына Божия тварью, а не творцом всего, и для исповедания Его Единосущным с Богом Отцом. Ария в его богохульстве поддерживали епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис Халкидонский, Феогний Никейский и др. Поборниками же православия были украшенные жизнью и учением мужи: великий между святыми Александр, который в то время был еще пресвитером и вместе заместителем святого Митрофана, патриарха Цареградского , находившегося на одре болезни и потому не бывшего на соборе, и славный Афанасий , который еще не был украшен и пресвитерским саном и проходил диаконское служение в церкви александрийской; эти двое возбуждали в еретиках особое негодование и зависть именно тем, что многих превосходили в уразумении истин веры, не будучи еще почтены епископскою честью; с ними вместе был и святой Спиридон, и обитавшая в нем благодать была полезнее и сильнее в деле увещания еретиков, чем речи иных, их доказательства и красноречие. С соизволения царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками ; мудрейший из них выступил на помощь Арию и гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, «притом распятого» (1 Кор.2:2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:

— Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

— Един есть Бог, — сказал он, — сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты — не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Затем, немного помолчав, святой спросил:

— Не так ли и тебе всё это представляется, философ?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20).

Наконец, он сказал:

— И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.

Тогда старец сказал:

— Итак, иди и прими сторону святой веры.

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:

— Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог.

И философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.

По окончании собора, после осуждения и отлучения Ария, все бывшие на соборе, а равно и святой Спиридон, разошлись по домам. В это время умерла дочь его Ирина; время своей цветущей юности она в чистом девстве провела так, что удостоилась Царства Небесного. Между тем к святому пришла одна женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутый слезами женщины, святой Спиридон вместе с своими домашними подошел к гробу дочери своей и, обращаясь к ней, как к живой, воскликнул:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?

Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:

— Господин мой! Я спрятала их в этом месте дома.

И она указала место.

Тогда святой сказал ей:

— Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь всех во время всеобщего воскресения.

На всех присутствовавших, при виде такого дивного чуда, напал страх. А святой нашел в указанном умершею месте спрятанное и отдал той женщине.

По смерти Константина Великого, империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну его Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился ко Всемогущему целителю душ и телес — Богу, с усердною молитвою о своем исцелении. И вот в видении ночью император увидел Ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них особенно — двоих, которые, по-видимому, были вождями и начальниками остальных; Ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа: имена и род их остались ему неизвестными, а один из них тогда, кроме того, не был еще и епископом.

Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету собрал к себе епископов из всех окрестных городов и искал между ними виденных им в видении двоих, но не нашел. Тогда он собрал епископов во второй раз и теперь уже в большем числе и из более отдаленных областей, но и среди них не нашел виденных им. Наконец, он велел собраться к нему епископам всей его империи. Царское приказание, лучше сказать, прошение достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом относительно царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия , вместе с которым он являлся царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове — митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф.5:39), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.

Едва только святой вошел к царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого. Царь оказал ему великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая великое уважение к своему доброму врачу.

Трифиллий тем временем был крайне поражен всей царской пышностью, красотой дворца, множеством вельмож, стоящих перед царем, сидящим на троне, — причем всё имело чудный вид и блистало золотом, — и искусной службе слуг, одетых в светлые одежды. Спиридон сказал ему:

— Чему ты так дивишься, брат? Неужели царское величие и слава делают царя более праведным, чем другие? Разве царь не умирает так же, как и последний нищий, и не предается погребению? Разве не предстанет он одинаково с другими Страшному Судии? Зачем то, что разрушается, ты предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству, когда должно прежде всего искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную небесную славу?

Много поучал преподобный и самого царя, чтобы памятовал о благодеянии Божием и сам был бы благ к подданным, милосерд к согрешающим, благосклонен к умоляющим о чем-либо, щедр к просящим и всем был бы отцом — любящим и добрым, ибо кто царствует не так, тот должен быть назван не царем, а скорее мучителем. В заключение святой заповедал царю строго держать и хранить правила благочестия, отнюдь не принимая ничего противного Церкви Божией .

Царь хотел возблагодарить святого за свое исцеление по его молитвам и предлагал ему множество золота, но он отказывался принять, говоря:

— Нехорошо, царь, платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь: в самом деле, оставить дом, переплыть такое пространство морем, перенести жестокие холода и ветры — разве это не любовь? И за всё это мне взять в отплату золото, которое есть причина всякого зла и так легко губит всякую правду?

Так говорил святой, не желая брать ничего, и только самыми усиленными просьбами царя был убежден — но только принять от царя золото, а не держать его у себя, ибо тотчас же роздал всё полученное просившим.

Кроме того, согласно увещаниям сего святого, император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному. Расставшись с царем и возвращаясь к себе, святой был принят на дороге одним христолюбцем в дом. Здесь к нему пришла одна женщина-язычница, не умевшая говорить по-гречески. Она принесла на руках своего мёртвого сына и, горько плача, положила его у ног святого. Никто не знал ее языка, но самые слёзы ее ясно свидетельствовали о том, что она умоляет святого воскресить ее мёртвого ребенка. Но святой, избегая тщетной славы, сначала отказывался совершить это чудо; и всё-таки, по своему милосердию, был побежден горькими рыданиями матери и спросил своего диакона Артемидота:

— Что нам сделать, брат?

— Зачем ты спрашиваешь меня, отче, отвечал диакон: что другое сделать тебе, как не призвать Христа — Подателя жизни, столь много раз исполнявшего твои молитвы? Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь нищих и убогих?

Еще более побуждаемый этим добрым советом к милосердию, святитель прослезился и, преклонив колена, обратился к Господу с теплою молитвою. И Господь, чрез Илию и Елисея возвративший жизнь сыновьям вдовы сарептской и соманитяныни (3 Цар.17:21; 4 Цар.4:35), услышал и молитву Спиридона и возвратил дух жизни языческому младенцу, который, оживши, тотчас же заплакал. Мать, увидев свое дитя живым, от радости упала мёртвою: не только сильная болезнь и сердечная печаль умерщвляют человека, но иногда тоже самое производит и чрезмерная радость. Итак, женщина та умерла от радости, а зрителей ее смерть повергла, — после неожиданной радости, по случаю воскрешения младенца, — в неожиданную печаль и слёзы. Тогда святой опять спросил диакона:

— Что нам делать?

Диакон повторил свой прежний совет, и святой опять прибег к молитве. Возведя очи к небу и вознеся ум к Богу, он молился Вдыхающему дух жизни в мертвых и Изменяющему всё единым хотением Своим. Затем он сказал умершей, лежавшей на земле:

— Воскресни и встань на ноги!

И она встала, как пробудившаяся от сна, и взяла своего живого сына на руки.

Святой запретил женщине и всем присутствовавшим там рассказывать о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого, не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого угодника Божия Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.

Когда святой возвратился домой, к нему пришел один человек, желавший купить из его стада сто коз. Святой велел ему оставить установленную цену и потом взять купленное. Но он оставил стоимость девяноста девяти коз и утаил стоимость одной, думая, что это не будет известно святому, который, по своей сердечной простоте, совершенно чужд был всяких житейских забот. Когда оба они находились в загоне для скота, святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял ее и потащил за собою, но она вырвалась и опять прибежала в загон. Таким образом до трех раз вырывалась она у него из рук и прибегала к ограде, а он силою уводил ее, и, наконец, взвалил ее на плечи и понес к себе, при чем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон, уразумев, в чем дело и не желая в то же время при всех обличить нечестного покупателя, сказал ему тихо:

— Смотри, сын мой, должно быть, не напрасно животное это так делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли должной цены за него? не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?

Покупатель устыдился, открыл свой грех и просил прощения, а затем отдал деньги и взял козу, — и она сама кротко и смирно пошла в дом купившего ее впереди своего нового хозяина.

На острове Кипре было одно селение, называвшееся Фриера. Пришедши туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из бывших там, диакону, сотворить краткую молитву: святой утомился от долгого пути тем более, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивал молитву, как бы с некоею гордостью произносил возгласы и пел, и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой, хотя и добр был от природы и, порицая его, сказал: «замолчи»! — И тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и ужас. Диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык, а вместе с тем умоляли о том же епископа друзья и родственники диакона. Но не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и тщеславными, и, наконец, простил провинившегося, разрешил ему язык и возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь оставил его слабоголосым, косноязычным и заикающимся, чтобы он не гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи.

Однажды святой Спиридон вошел в своем городе в церковь к вечерне. Случилось так, что в церкви не было никого, кроме церковнослужителей. Но, несмотря на то, он велел возжечь множество свечей и лампад и сам стал пред алтарем в духовном умилении. И когда он в положенное время возгласил: «Мир всем!» — и не было народа, который бы на возглашаемое святителем благожелание мира дал обычный ответ, внезапно послышалось сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духу твоему». Хор этот был велик и строен и сладкогласнее всякого пения человеческого. Диакон, произносивший ектении, пришел в ужас, слыша после каждой ектении какое-то дивное пение сверху: «Господи, помилуй!». Пение это было услышано даже находившимися далеко от церкви, из коих многие поспешно пошли на него, и, по мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидали никого, кроме святителя с немногими церковными служителями и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

В другое время, когда святой также стоял в церкви на вечернем пении, в лампаде не хватило елея и огонь стал уже гаснуть. Святой скорбел об этом, боясь, что, когда погаснет лампада, прервется и церковное пение, и не будет, таким образом, выполнено обычное церковное правило. Но Бог, исполняющий желание боящихся Его, повелел лампаде переполниться елеем чрез края, как некогда сосуду вдовицы во дни пророка Елисея (4 Цар.4:2-6). Служители церковные принесли сосуды, подставили их под лампаду и наполнили их чудесно елеем. — Этот вещественный елей явно служил указанием на преизобильную благодать Божию, коей был преисполнен святой Спиридон и напояемо было им его словесное стадо.

На о. Кипре есть город Кирина. Однажды сюда прибыл из Тримифунта святой Спиридон по своим делам вместе с учеником своим, Трифиллием, который был тогда уже епископом Левкусийским, на о. Кипре. Когда они переходили через гору Пентадактил и находились на месте, называемом Паримна (отличающемся красотою и богатою растительностью), то Трифиллий прельстился этим местом и пожелал и сам, для своей церкви, приобрести какое-либо поместье в этой местности. Долго он размышлял об этом про себя; но мысли его не утаились от прозорливых духовных очей великого отца, который сказал ему:

— Зачем, Трифиллий, ты постоянно думаешь о суетном и желаешь поместьев и садов, которые на самом деле не имеют никакой цены и только кажутся чем-то существенным, и своей призрачною ценностью возбуждают в сердцах людей желание обладать ими? Наше сокровище неотъемлемое — на небесах (1 Пет.1:4), у нас есть храмина нерукотворенная (2 Кор.5:4), — к ним стремись и ими заранее (чрез богомыслие) наслаждайся: они не могут переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается обладателем их, тот получает наследие, которого уже никогда не лишится.

Эти слова принесли Трифиллию великую пользу, и впоследствии он своею истинно христианскою жизнью достиг того, что сделался избранным сосудом Христовым, подобно Апостолу Павлу, и сподобился бесчисленных дарований от Бога.

Так святой Спиридон, сам будучи добродетельным, направлял к добродетели и других, и тем, кто следовал его увещаниям и наставлениям, они служили на пользу, а отвергавших их постигал худой конец, как это видно из следующего.

Один купец, житель того же Тримифунта, отплыл в чужую страну торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец увидел жену свою беременною и понял, что она без него прелюбодействовала. Он пришел в ярость, стал бить ее и, не желая с нею жить, гнал ее из своего дома, а потом пошел и рассказал обо всем святителю Божию Спиридону и просил у него совета. Святитель, сокрушаясь душевно о грехе женщины и о великой скорби мужа, призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она согрешила, так как о грехе свидетельствовали уже самая беременность ее и плод, зачатый ею от беззакония, прямо сказал ей:

— Зачем осквернила ты ложе мужа своего и обесчестила его дом?

Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась явно солгать, что она зачала не от кого другого, а именно от мужа. Присутствовавшие вознегодовали на нее еще более за эту ложь, чем за самое прелюбодеяние, и говорили ей:

— Как же ты говоришь, что зачала от мужа, когда его двенадцать месяцев не было дома? Разве может зачатый плод двенадцать месяцев и даже более оставаться в чреве?

Но она стояла на своем и утверждала, что зачатое ею дожидалось возвращения своего отца, чтобы родиться при нем. Отстаивая эту и подобную ложь и споря со всеми, она подняла шум и кричала, что ее оклеветали и обидели. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до раскаяния, кротко сказал ей:

— Женщина! В великий грех впала ты, — велико должно быть и покаяние твое, ибо для тебя всё-таки осталась надежда на спасение: нет греха, превышающего милосердие Божие. Но я вижу, что в тебе прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием — бесстыдство, и было бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание; и всё-таки, оставляя тебе место и время для покаяния, мы во всеуслышание объявляем тебе: плод не выйдет из чрева твоего, пока ты не скажешь истины, не прикрывая ложью того, что и слепой, как говорится, видеть может.

Слова святого в скором времени сбылись. Когда женщине наступило время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великие мучения удерживавшая плод в ее чреве. Но она, ожесточившись, не захотела признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною смертью. Узнав об этом, святитель Божий прослезился, пожалев, что он судил грешницу таким судом, и сказал:

— Не буду я больше произносить суда над людьми, если сказанное мною так скоро сбывается над ними на деле.

Одна женщина, по имени Софрония, благонравная и благочестивая, имела мужа — язычника. Она не раз обращалась к святителю Божию Спиридону и усердно умоляла его постараться обратить ее мужа к истинной вере. Муж ее был соседом святителя Божия Спиридона и уважал его, а иногда они, как соседи, бывали даже друг у друга в домах. Однажды собралось много соседей святого и язычника; были и они сами. И вот, вдруг святой говорит одному из слуг во всеуслышание:

— Вон у ворот стоит вестник, присланный от работника, пасущего мое стадо, с вестью, что весь скот, когда работник заснул, пропал, заблудившись в горах: ступай, скажи ему, что пославший его работник уже нашел весь скот в целости в одной пещере.

Слуга пошел и передал посланному слова святого. Вскоре затем, когда не успели еще собравшиеся встать из за стола, пришел от пастуха другой вестник — с известием, что всё стадо найдено. Слыша это, язычник был несказанно удивлен тем, что святой Спиридон знает происходящее за глазами, как совершающееся вблизи; он вообразил, что святой есть один из богов, и хотел сделать ему то, что и некогда жители Ликаонии сделали Апостолам Варнаве и Павлу , то есть, привести жертвенных животных, приготовить венцы и совершить жертвоприношение. Но святой сказал ему:

— Я — не бог, а только слуга Божий и человек, во всем подобный тебе. А что я знаю то, что совершается за глазами, — это дает мне мой Бог, и если и ты уверуешь в Него, то познаешь величие Его всемогущества и силы.

С своей стороны и жена язычника Софрония, улучив время, стала убеждать мужа отречься от языческих заблуждений и познать Единого Истинного Бога и уверовать в Него. Наконец, силою благодати Христовой, язычник был обращен к истинной вере и просвещен святым крещением. Так спасся «неверующий муж» (1 Кор.7:14), как говорит св. Апостол Павел.

Рассказывают также о смирении блаженного Спиридона, как он, будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец бессловесных и сам ходил за ними. Однажды воры ночью проникли в загон, похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров, так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком положении, против воли, до утра. На рассвете святой пришел к овцам и, увидев воров, связанных силою Божиею по рукам и по ногам, своею молитвою развязал их и дал им наставление о том, чтобы не желали чужого, а питались трудом рук своих; потом он дал им одного барана, чтобы, как он сам сказал, «не пропал даром их труд и бессонная ночь», и отпустил их с миром.

Один тримифунтский купец имел обычай брать у святого взаймы деньги для торговых оборотов, и когда, по возвращении из поездок по своим делам, приносил взятое обратно, то святой обыкновенно говорил ему, чтобы он сам положил деньги в ящик, из которого взял. Так мало заботился он о временном приобретении, что и не справлялся даже никогда, правильно ли уплачивает должник! Между тем купец много раз уже поступал таким образом, сам вынимая, с благословения святого, из ковчега деньги и сам опять вкладывая туда принесенные обратно, и дела его процветали. Но однажды он, увлекшись корыстолюбием, не положил принесенного золота в ящик и удержал его у себя, а святому сказал, что вложил. В скором времени он обнищал, так как утаённое золото не только не принесло ему прибыли, но и лишило успеха его торговлю и, как огонь, пожрало всё его имущество. Тогда купец опять пришел к святому и просит у него взаймы. Святой отослал его в свою спальню к ящику с тем, чтобы он взял сам. Он сказал купцу:

— Ступай и возьми, если сам ты положил.

Купец пошел и, не нашедши в ящике денег, воротился к святому с пустыми руками. Святой сказал ему:

— Но ведь в ящике, брат мой, не было до сих пор ничьей другой руки, кроме твоей. Значит, если бы ты положил тогда золото, то теперь мог бы опять взять его.

Купец, устыдившись, пал к ногам святого и просил прощения. Святой тотчас же простил его, но при этом сказал, в назидание ему, чтобы он не желал чужого и не осквернял совести своей обманом и ложью. Так, неправдою приобретенная прибыль есть не прибыль, а в конце концов — убыток.

В Александрии созван был однажды собор епископов: патриарх александрийский созвал всех подчиненных ему епископов и хотел общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить все языческие идолы, которых там было еще очень много. И вот, в то время, когда приносились Богу многочисленные усердные молитвы, — как соборные, так и частные, — все идолы и в городе и в окрестностях пали, только один особо чтимый язычниками идол остался цел на своем месте. После того как патриарх долго и усердно молился о сокрушении этого идола, однажды ночью, когда он стоял на молитве, явилось ему некоторое Божественное видение и повелено было не скорбеть о том, что идол не сокрушается, и скорее послать в Кипр и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтского, ибо для того и оставлен был идол, чтобы быть сокрушенным молитвою сего святого. Патриарх тотчас же написал послание к святому Спиридону, в котором призывал его в Александрию и говорил о своём видении, и немедленно направил это послание в Кипр. Получив послание, святой Спиридон сел на корабль и отплыл в Александрию. Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполем, и святой сходил на землю, — в ту же минуту идол в Александрии с его многочисленными жертвенниками рушился, почему в Александрии и узнали о прибытии святого Спиридона. Ибо, когда патриарху донесли, что идол пал, патриарх сказал остальным епископам:

— Друзья! Спиридон Тримифунтский приближается.

И все, приготовившись, вышли на встречу святому и, с честью приняв его, радовались о прибытии к ним такого великого чудотворца и светильника мира.

Церковные историки Никифор и Созомен пишут, что святой Спиридон чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. Однажды произошло следующее. На о. Кипре было собрание епископов всего острова по делам церковным. Среди епископов находились святой Спиридон и упоминавшийся выше Трифиллий, — человек, искусившийся в книжной премудрости, так как в молодости своей он много лет провел в Берите , изучая писание и науки.

Собравшиеся отцы просили его произнести в церкви поучение народу. Когда он поучал, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанные Им расслабленному: «встань и возьми одр твой» (Мрк.2:12). Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: «встань и возьми ложе твое» . Услышав это, святой Спиридон встал с места и, не вынося изменение слов Христовых, сказал Трифиллию:

— Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься употребленного Им слова?

Сказав это, он при всех вышел из церкви. Итак поступил он не по злобе и не потому, что сам был совсем неученым: пристыдив слегка Трифиллия, кичившегося своим красноречием, он научил его смирению и кротости. К тому же святой Спиридон пользовался (среди епископов) великою честью, как самый старший летами, славный жизнью, первый по епископству и великий чудотворец, а потому, из уважения к лицу, всякий мог уважать и его слова.

На преподобном Спиридоне почивала столь великая благодать и милость Божия, что во время жатвы в самую жаркую пору дня его святая глава оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше. Это было в последний год его жизни. Вместе с жнецами он вышел на жнитво (ибо был смиренен и работал сам, не гордясь высотою своего сана), и вот, когда он жал свою ниву, внезапно, в самый жар, оросилась глава его, как это было некогда с руном Гедеоновым (Суд.6:38), и все, бывшие с ним на поле, видели это и дивились. Потом волосы на главе у него вдруг изменились: одни сделались желтыми, другие — чёрными, иные — белыми, и только Сам Бог знал, для чего это было и что предзнаменовало. Святой осязал голову рукою и сказал бывшим при нем, что приблизилось время разлучения души его с телом, и стал поучать всех добрым делам, и особенно — любви к Богу и ближнему.

По прошествии нескольких дней святой Спиридон во время молитвы предал свою святую и праведную душу Господу , Которому в праведности и святости служил всю свою жизнь, и был с честью погребен в церкви Святых Апостолов в Тримифунте . Там и установлено было совершать ежегодно память его, и при гробе его совершаются многочисленные чудеса во славу дивного Бога, прославляемого во святых Его, Отца и Сына и Святого Духа, Которому и от нас да будет слава, благодарение, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.

25 декабря на Руси отмечается день памяти православного святителя чудотворца . Этот святой с давних времён почитаем православной церковью. Двадцать пятого декабря происходит поворот солнца на лето. Светлое время суток увеличивается, ночи становятся короче. «Спиридоновый поворот» – так называли наши предки это явление природы.

На Руси день святого отмечен множеством народных примет: «После дня Спиридона Тримифунтского на воробьинный скачок да прибавится денёк».

В старину замечали:

  • Когда светло на Спиридона, тогда на Новый год жди морозной и ясной погоды.
  • Когда небо хмурится и деревья покрываются инеем, тогда новогодний праздник будет тёплым и пасмурным.

Знаковые места, связанные с именем святого Спиридона Тримифунтского в Москве

Величественый храм Спиридона Тримифунтского

Особым поклонением пользовался святой Спиридон в Москве. В честь святителя в этом городе был возведён храм в 1633 году .В 1930 году произошёл снос Величественного храма Спиридона Тримифунтского, который находился на улице Спиридоновка, в доме 24.

Построенный в XVII веке, он был любим и почитаем прихожанами. Это был единственный храм в Москве, освящённый в честь святого, который удостоился непростой судьбы.

Благодатным его существование не получилось:

  • когда шла война с французами, храм был сильно повреждён;
  • потом храм стал неугоден жителям стоящего рядом дома и работникам близлежащего Технологического института;
  • в тридцатые годы его снесли и построили на этом месте здание треста «Теплобетон».

От храма осталось только название улицы, записи в старых книгах и воспоминания. Теперь его можно увидеть лишь на чёрно-белых фото.

  • желательно творить молитву в храме или купить икону;
  • не стоит забывать благодарить святитель за помощь;
  • нужно самостоятельно прилагать усилия для получения желаемого, иначе никакая молитва не поможет;
  • необходимо обязательно обращать внимание на судьбоносные знаки.

Житие Спиридона Тримифунтского

В повествованиях о жизни святого Спиридона Тримифунтского сохранилось свидетельство церковных историков IV и V веков, которые были обработаны в X веке Сименоном Метафраксом.

Есть написанное Житие святителя Спиридона Тримифунтского учеником, святым Трифиллием, который служил епископом в Кипрской Левкуссии. Житие выполнено стихотворным ямбическим стилем. Оно поражает чудотворной силой, удивительной простотой и ознаменовано чередой удивительных событий: исцеление больных, воскрешение мёртвых, укрощение стихий.

В Житие говорится о том, что Святитель Чудотворец Спиридон Тримифунтский родился на Кипре в конце третьего века.

С детства он пас овец. В богоугодной жизни святитель брал за идеал путь ветхозаветных праведников: Давида, Иакова и Авраама в кротости, сердечной доброте и любви к странникам.

Когда святой Спиридон повзрослел, то стал отцом семейства. Доброжелательность и отзывчивость привлекали многих людей: бездомные получали помощь и приют в доме Спиридона, странники получали отдых и трапезу. За добрые поступки и постоянную память о Господе, Бог одарил будущего святителя прозорливостью, умением исцелять неизлечимых больных и изгонять бесов.

Доброе участие и помощь святого по отношению к людям паствы сочеталось со справедливым отношением и строгостью к недостойным. Немилосердный хлеботорговец, по его молитве, получил заслуженное наказание, а бедные прихожане избавление от нищеты.

Святому чудотворцу Спиридону Тримифунтскому был открыт Господом срок кончины. В 348 году творя молитву, святой представился Господу. Последними его словами была речь о любви к Господу и своим ближним.

Погребли старца в городе Тримифунте . Место погребения – храм Святых Апостолов.

Где находится рака с мощами святого

  • В середине XVII века мощи Спиридона Тримифунтского были перенесены в город Константинополь.
  • В 1453 году перевезены на остров Корфу, здесь они хранятся и поныне.

Пять раз в году на острове происходят торжества в память святого чудотворца Спиридона.

Мощи считаются главной реликвией острова. Преподобный является небесным заступником местных жителей и покровителем острова Корфу.

Рака святого водружена на видном месте в храме и всегда открыта. Каждому верующему дана возможность прикоснуться к реликвии и просить о помощи. Паломникам раздаются кусочки от тапочек святого.

Рака убрана золотом и серебром, принесёнными людьми, получившими помощь святого угодника.

Храм стоит в центре города и его можно разглядеть с любой самой удалённой точки острова Корфу.

Чудеса творимые

Главное чудо храма Спиридона Тримифунтского – мощи святого, которые до сих пор не подвержены тлену . Останки старца по весу тела соответствуют габаритам взрослого мужчины. Божьей помощью они за много веков не тронуты гниением и имеют 36,6 ˚C .

Преподобный покинул этот мир около 1700 лет тому назад, но ткани его тела мягкие, волосы и ногти не перестают расти. Этому нет научных объяснений.

Особое чудо храма – бархатные башмачки старца, которые постоянно стаптываются , и несколько раз в год его переобувают в новые. Их шьёт монахиня для него.

Стоптанные ботиночки дарят другим церквям и конфессиям или разрезают на мелкие кусочки и раздают верующим.

Известны случаи, когда хранители храма не могут открыть раку. Они знают, что преподобный старец на время её покинул и помогает нуждающимся.

Предание

Сохранилось предание о том, что мощи старца Спиридона Тримифунтского посетил Николай Васильевич Гоголь. Он поклонится гробнице в толпе желающих и услышал рассуждения англичанина о том, что человеческое тело не может так долго храниться. Весь фокус в хорошем бальзамировании. По словам Гоголя, тело святого колыхнулось и повернулось в сторону сказавшего. Гоголь, став свидетелем этого чуда, был потрясен.

Легенда

Когда во времена раннего христианства мощи Спиридона переносили для поклонения с одного места на другое, хранители ковчега с мощами заметили, что с ног начали теряться башмачки.

Сначала монахи грешили на воров, но башмачки находились в разных местах, куда привозили ковчег: то в больнице, то в месте, где случилось горе и требуется помощь.

Люди, далёкие от веры, тяжело принимают возможность таких чудес. Но христиане знают, что явление на землю волею Божьей таких людей – яркое свидетельство всемогущего Творца. Когда вера слабеет, Господь через них показывает свою любовь и помогает в трудную минуту. Стоит не бояться смиренно просить о помощи.

Вера в Бога спасает, исцеляет и даёт силу!




Невзирая на то, что в православии материальный достаток не считается истинной целью человека и о нем не принято просить и молиться, но среди тех, кого Церковь считает святыми, есть тот, к кому часто обращаются с просьбами о материальной помощи и стабильности.
Спиридона Тримифунтского часто просят помочь с делами на работе, с деньгами, с решением жилищных трудностей и других мирских дел.
Но после ознакомления с его житием приходит понимание, что святого Спиридона просят и во многих других случаях, ведь в христианстве он почитается наравне со своим современником –

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

Святой Спиридон был рожден примерно в 270 году н. э. на Кипре в селении рядом с Тримифунтом (Тримитусы), поэтому его назвали Тримифунтский Чудотворец.
С детства Спиридон был пастухом, он вел праведную и Богоугодную жизнь. На ветхозаветных праведников он был похож: на пророка Давида - своей кротостью, Иакова - добротой, Авраама - любовью к странникам. Поэтому на иконах епископ Спиридон Тримифунтский изображен не в митре владыки, на голове у него обычная шапка пастуха.

У святого не было никаких богатств, но все равно старался давать приют и еду нуждающимся. Необычная доброжелательность и его душевная теплота притягивали к нему самых разных людей.
После кончины епископа Тримифунта, Спиридон был единодушно избран первым священником города. Но и находясь в таком высоком сане, святителем все время показывался образец смирения — он, как и обычный человек, трудился, добывая себе пропитание.
За многие его добродетели Господь наделил Спиридона даром прозорливости и исцеления людей. Святитель Спиридон лечил безнадежных для обычной медицины больных, но в первую очередь, он старался избавлять людей от душевных недугов, а также изгонял бесов.
Божьей милостью Святитель мог управлять силами природы – однажды по его молитве во время необычной суши, случившейся на Кипре и унесшей много жизней от голода, небо заволокло тучами, и пошел живительный дождь.
Прошло несколько лет, бесхлебица снова обрушилась на страну, купцы подняли цены на зерно, получая огромные прибыли. Один бедняк обратился к богатому торговцу, умоляя выделить ему под проценты зерно, но этот богач был особо жадным и не захотел оказать помощь. Крестьянин решил рассказать своей беде Спиридону, который утешил его:

«Не плачь, скоро твой дом будет полон хлеба, а этот богач завтра будет упрашивать взять у него хлеб бесплатно».

И вот ночью по Божьей воле прошел ливень, разрушивший амбар жадного торговца, много зерна было унесено потоками воды.
Следующим днем отчаявшийся богач бегал и просил всех взять столько хлеба, сколько им нужно, он уже хотел хотя бы спасти то, что осталось. Многие собирали зерно, унесенное потоками воды по дорогам, собрал для своей семьи пшеницу и этот крестьянин.

Вскоре другой бедняк опять попросил помощи у этого торговца, обещая вернуть зерно с процентами после того, как получит урожай, но богач потребовал от него огромный непомерный залог. Этот человек тоже обратился к епископу Спиридону, умоляя о помощи. Утром следующего дня святитель сам принес золото бедняку и сказал ему, что нужно дать это золото торговцу, взять у него пшеницу, посеять зерно и после сбора урожая надо было выкупить этот залог и принести его для Спиридона.
Все так и произошло – бедняк отнес золото, получил зерно, посеял его, снял богатый урожай, выкупил обратно слиток и принес святителю. Взяв это золото, преподобный Спиридоне и крестьянин пошли к богачу. Подойдя к его саду, святитель опустил золото на землю возле забора и из своих уст произнес молитву:

«Господи мой, Иисусе Христе! Своей волей все созидающий и претворяющий! Повели и этому золоту, ранее превращенному Тобой из животного, опять принять первоначальный вид».

Во время молитвы, золото начало шевелиться и потом перевоплотилось в извивающуюся змею.
Ради нужды ближнего святитель Спиридон сначала превратил гадюку в золото, а потом обратно сделал змеей. Это чудо видели и торговец и крестьянин, они тут же упали на колени, прославляя Господа Бога, могущество которого было показано Спиридоном Тримифунтским.

Однажды был оклеветан один друг епископа Спиридона. Его, безвинного посадили в темницу, где ждал смертного приговора. Когда святого оповестили об этом, он сразу же поспешил на помощь. Но на пути святителя Спиридона оказалась широкая река, которая сильно разлилась, и кроме того сильные дожди уничтожили переправу через нее.
Подобно Иисусу Навину переходящему разлившийся Иордан, святитель Спиридон приказал расступиться воде.
Течение реки, словно по приказу, остановилось, и образовался проход, который оставался сухим, по которому Спиридон со спутниками, «как по суше », переходили на противоположный берег. Затем воды снова сомкнулись, и река опять потекла как обычно. Свидетели этого рассказали судье о том, какое чудо произошло при помощи святого. Судья принял Спиридона с почестями, выслушал и освободил его невиновного друга.

Как-то раз Спиридон Тримифунтский пришел в храм, чтобы служить вечерню. Тогда никого, кроме церковнослужителей, в церкви не было, Владыка стал перед алтарем, зажгли большое количество свечей. Во время службы епископ Спиридон возгласил:

«Мир всем!».

Ответить было некому, но вдруг сверху послышалось:

«И духови твоему!».

После каждого прошения ектении сверху раздавалось, как будто пели большое множество голосов:

«Господи, помилуй!».

Свидетелями этого были люди, которые зашли в храм, чтобы посмотреть на поющих, но увидели в нем только святого Спиридона и некоторых церковных служителей.
Считается, что в данной службе со святителем Спиридоном служили сами Небесные Ангелы.

В 325 году по инициативе императора Константина Великого был созвал Первый Вселенский Собор, который проходил в Никее. На Соборе впервые встретились вместе триста восемнадцать святых отцов, среди которых были епископы Спиридон Тримифунтский и святейший Николай Мирликийский (Николай Чудотворец). На этом Соборе обсуждались важные церковные дела, в особенности нужно было определить свое отношение к набиравшему тогда арианскому учению, в защиту которого выступали очень умные ораторы и философы.
После выступления Спиридона, который простыми словами объяснил свои мысли о Христе, даже самый искушенный арианский философ Евлогий признал, что из уст святителя он почувствовал особенную силу, против которой любые доказательства были бессильны. Позже Евлогий отрекся от этой ереси и принял Крещение.

Выступая на Соборе, епископ Спиридон воотчию показал Единство во Святой Троице, против которой выступал Арий. Выйдя перед всеми и перекрестившись, он, со словами

«Во имя Отца»

сжал кирпич (плинфу), которая была у него в руке и в этот момент из камня полыхнул огонь. Святитель продолжил:

«и Сына!»

— из руки потекла вода. После слов

«и Святого Духа!»

Спиридон открыл руку и все увидели на ней сухую глину — остатки кирпича.

«Вот три стихии, а плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино»

— так арианам объяснил святитель Спиридон Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы.
В простом кирпиче вместе соединены три вещества — огонь, вода и земля. Также един и Бог, три Ипостаси которого мы знаем: Отец, Сын и Святой Дух. Увидев такие доводы святого, некоторые ариане вновь вернулись к исповеданию Православия.

После Собора в Никее, слава Спиридона Тримифунтского распространилась на весь Православный мир. Его стали особо уважать и почитать, но смиренный пастырь вернулся к себе на Кипр, чтобы далее скромно исполнять свои обязанности.

Когда умер Константин Великий, императором стал его сын Констанций, который был очень серьезно болен. Были приглашены самые лучшие врачи, но никому не удавалось его исцелить.
И вот однажды, во сне, император увидел двух священников, которые смогли победить недуг. После долгих поисков Констанций наконец-то увидел тех, на кого указывал ему Ангел во сне – это были святые Спиридон и его ученик Трифиллий.
Как только они вошли в покои к императору, он узнал их, встал и пошел навстречу, что являлось тогда высшим проявлением чести. После того, как Констанций смиренно преклонившись, попросил помощи святого Спиридона, он помолился Господу и возложил свою руку на голову царя. Всего лишь обычное касание исцелило императора, та боль, которая мучила его на протяжении многих лет прошла мгновенно и бесследно. Многочисленные придворные, которые были при этом, стали свидетелями этого события.
После того, как император был освобожден от болезни, святитель Спиридон принялся за исцеление его духовных недугов. Он часто и подолгу разговаривал с ним, объяснял Констанцию суть веры, о том, что необходимо бороться с соблазнами и не делать того, что противоречит Божиим заповедям. Говорил, что смирение и милосердие должно быть у каждого христианина, а тем более у царя, который правит целыми народами. В результате этого общения Констанций очень привязался к святому и, по его просьбе, освободил всех служителей Церкви от налогов. Царь также хотел щедро одарить своего спасителя, но Спиридон никак не хотел принимать дары, говоря:

“Нехорошо платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь. Я оставил дом, долго плыл морем, перенес жестокие холода и ветры, чтобы исцелить тебя. Разве это не любовь? А ты даешь мне золото, причину всякого зла”.

Все-таки император уговорил святителя взять деньги, которые святой Спиридон сразу же, как только вышел из дворца, отдал малоимущим. Констанций узнал об этом поступке и понял, что ему был дан еще один урок милости и щедрости небогатого человека, который так легко отказался от большого состояния.

Возвращаясь домой, Святителю Спиридону повстречалась женщина, у которой совсем недавно умер ребенок. Она была язычницей и совсем не знала греческого языка, но и так было ясно, что она очень горюет и очень хотела бы, чтобы ее малютка была живой. Спиридон, видя ее страдания, задал вопрос своему диакону Артемидору:
Что нам делать, брат?
Зачем ты спрашиваешь меня, отче? – сказал в ответ ему диакон. — Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь эту несчастную?
Святой Спиридон на коленях стал молиться к Господу, и Он услышал его – ребенок ожил. Увидев это чудо, его мать упала мертвой, ее сердце не выдержало.
Опять святой преподобный Спиридон задал тот же вопрос Артемидору и снова получил тот же ответ. Снова старец обратился к Богу с молитвами, потом он сказал покойнице:

«Воскресни и встань на ноги!».

Как будто пробудившись от сна, ничего не понимая, женщина открыла глаза и встала на ноги. Всем, кто видел это чудо, было указано, по причине скромности святителя, молчать об этом. Эту историю Артемидор рассказал людям только после кончины святителя.

Однажды Спиридон Тримифунтский со своим учеником Трифиллием оказались в Паримне, в одном очень красивом месте. Трифиллий был восхищен природой и задумал приобрести поместье для церкви. Святителю Спиридону открылись мысли ученика, и он сказал:

«Зачем, Трифиллий, ты постоянно думаешь о суетном? Желаешь поместье, которое на самом деле не имеет никакой цены. Наши сокровища на Небесах, у нас есть дом нерукотворенный, вечный — к ним стремись и ими заранее (через богомыслие) наслаждайся: они не могут переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается обладателем их, тот получит наследие, которого уже никогда не лишится».

Таким образом, наставления святого постепенно повысили духовный уровень его ученика. Учение пошло на пользу. Ученик Спиридона Тримифунсткого, святитель Трифиллий, в своей праведной жизни получил от Господа множество дарований.

Святителя Спиридона мир почитает за мудрого человека, обладающего провидческим даром, он видел грешные дела людей и старался помочь им покаятся в них. А кто лгал святому, того наказывал сам Господь.

Один человек целый год провел по делам в долгой командировке, а возвратившись, узнал, что его жена изменяла ему и даже ждала ребенка. Он рассказал об этом Спиридону, который вызвал блудницу к себе и стал ее совестить. Женщина ответила, что ее оболгали и на самом деле ребенок был от мужа. Конечно, Спиридону открылась эта ложь, и он сказал ей:

«В великий грех ты впала, велико должно быть и твое покаяние. Вижу я, что твое прелюбодеяние привело тебя в отчаяние, а отчаяние привело к бесстыдству. Справедливо было бы понести тебе скорое наказание, но надо дать тебе время для покаяния. Нет у греха такой силы, которая способна превзойти Божие человеколюбие. Господь готов поддержать всех падающих, но для этого ты должна покаяться. Запомни, ребенок не родится, пока ты не скажешь правды».

Когда настало время появиться ребенку, какая-то сила препятствовала родам. Эта женщина мучилась от боли, но все равно не признавалась в своем грехе, так она и умерла в грехе, без раскаяния. Владыка, узнав о такой смерти, очень жалел эту грешницу, он сказал:

«Не буду я больше произносить суда над людьми, если сказанное мной так быстро сбывается…»

Для всех, кто слышал о Спиридоне Тримифунтском и знал святого, он был чистым примером благочестия, простоты и скромности. Его земная жизнь окончилась в возрасте около 80 лет во время молитвы. Точная дата упокоения святого неизвестна, но считается, что это произошло в 348 году.

Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени, а его десница находится в церкви Божией Матери Санта Мария в Риме.

В течение стольких веков тело святителя не поддалось тлению, а температура всегда равна 36,6 градусам.
В Москве есть святыня — башмачок Спиридона Тримифунтского, который привезли с острова Корфу. Замечено, что этот башмачок изнашивается, будто чудотворец до сих пор ходит и помогает людям, творит святые чудеса. Научного объяснения этому факту нет.

Башмачок Спиридона находится в Покровском храме Данилова монастыря.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СПИРИДОНА

Величаем тя, святителю отче Спиридоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

ВИДЕОФИЛЬМ