Анализ вхожу я в темные храмы. Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блок. Любовь - тема стихотворения

Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л.Д. Менделееву, будущую жену писателя.

Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее сущность, природу, данную от Бога, что в свою очередь ведет к высокой любви ко всему миру.

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину. Все его мысли пронизаны желанным познанием широкой женской души, постижением гармонии этого мира, слияния с ним. Лирика духовная смешивается в строках с лирикой любовной, создавая удивительный контраст.

Главным средством выразительности в стихотворении выступает метафора. «Темные храмы» - это любовь, отношение лирического героя к тем чувствам, что он испытывает. Темнота означает неизведанность, храмы – таинственность и божественную ценность.

Стихотворение пронизано сомнениями героя. Он не уверен в ответных чувствах женщины, которую любит. Однако же он точно знает, что именно она – его муза и богиня:

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Использование эпитета «озаренный» показывает читателю, что она – это предел мечтаний главного героя, его солнце, к которому он стремится.

Поначалу герой смущается той женственности и гармонии, что олицетворяет его «Величавая Вечная Жена», однако последствии он находит в этом особую чуткость и наслаждение. Ему нравится быть причастным к такому творению природы («привык к этим ризам»). Теперь прежнего смущения больше нет, герой открыт на «улыбки, сказки и сны», мечты о прекрасной даме.

Конец стихотворения подводит итог в размышлениях влюбленного героя. Он окончательно постигает высокую природу своей богини: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!».

Подводя итог, можно выделить несколько частей в произведении: вступительную часть, размышления героя и заключительную.

Само стихотворение написано живым, чувственным языком, наполнено средствами художественной выразительности (эпитеты «бедный обряд», «Прекрасная Дама», матафоры, такие как «бегут улыбки»). Восклицания передают эмоции героя, его надежды и ожидания.

В заключение можно сказать, что это одно из самых ярких стихотворений А. Блока. В нем автор показывает любовь как слияние душевных переживаний двух людей, как источник спасения мира, любовь к Богу.

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы №2

Сегодня речь пойдёт о стихотворении Блока Александра Александровича «Вхожу я в тёмные храмы». Александр Александрович один из известнейших поэтов 20 века. Хотелось бы ещё отметить, что поэзия Золотого века она прекрасна, но поэзия 20 века понятнее для современного человека она ближе, по моему мнению поэзия 20 века есть золотая середина, поэзия 21 века ещё не полностью сформирована, а поэзия Золотого века не всегда поднимает проблемы понятные нам.

Александр Александрович Блок очень интересная личность и неповторимый поэт. Его неповторимый почерк можно узнать сразу, немного сбитая рифа и уникальные средства выразительности, ну конечно глубокий смысл, и наше стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям.

Произведение: «Вхожу я в тёмные храмы», написанное в 1902 году 25 октября, было посвящено будущей жене, а на тот момент просто возлюбленной Любовь Менделеевой, взявшей после замужества фамилию мужа Блок, которую поэт безумно любил.

Как отрадны Твои черты!».

Для Александра Александровича фигура будущей жены, Любовь Дмитриевны,-это путеводитель во тьме, прекрасный свет в окошке: «В мерцаньи красных лампад».

Вообще всё стихотворение пронизано любовь, читая его понимаешь настоящая любовь существует, а произведение написано настолько гениально, что отражает все чувства автора, насквозь открывает его душу, а душа у Александра Александровича Блока столь же богата, чиста уникальна, как и его произведение.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета

    Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.

    В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание

Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».

В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.

Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.

Жанр, направление и размер

«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.

Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.

Образы и символы

Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.

Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.

Темы и настроения

Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.

Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.

Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.

Средства художественной выразительности

Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).

Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение “Вхожу я в темные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в темные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблен в свою будущую супругу Л. Менделееву.

Тема – влюбленность лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.

Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то все же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчеркивая, что лирический герой относится с любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.

Жанр – сочетание любовной и духовной лирики, присущее ранним поэтическим творениям Блока.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .

Метафоры “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

История создания

В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один их самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нем полностью.

Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в темные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии станет его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюбленности мистический смысл, видя в ней особое чувство.

Тема

Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стиха – философская.

Вообще, в нем ярко проявляется еще одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой – зачине – лирический герой входит в “ темные храмы “, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.

Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.

Завершается произведение тем, что Блок подчеркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.

Жанр

С одной стороны, его можно отнести в любовной лирике, так как лирический герой этого произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная. С другой же, в поэтические строчки вложен и философский смысл, тесно связывающий их с учением Соловьева. Таким образом, произведение является образчиком любовно-философской лирики. Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них:

  • Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .
  • Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложение, то можно увидеть много инверсий , например “ вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 32.

Сочинение

Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.

Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Особенность этого цикла — в неразделённости двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира.

Одно из самых ярких стихотворений этого цикла — «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.

По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов — мотив ожидания. Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча:

Там я жду Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта:

В тени высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Стихотворение — это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!» становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза — «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» — рисует перед читателем сам храм.

Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей. Этот свет становится символом идеального стремления героя.

Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так, Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный («темные храмы»), красный («красных лампад»), золотой («озаренный… образ», «О, я привык к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам», «свечи»). Как видно, преобладающий цвет — золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды), а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства.

Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой.

Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае, в той её части, которая связана с состоянием любви.