Прием размещение комнатных растений в интерьере. Принципы размещения комнатных растений в интерьере. Как выбрать комнатные растения для дома

Вопрос №1. Важнейшие зеленые объекты интерьеров

План.

Тема: Зеленые объекты в интерьере.

1) Важнейшие зеленые объекты интерьеров

2) Приемы и приспособления для размещения растений в интерьере.

Интерьер квартиры, офиса и любого другого помещения не будет считаться завершённым, если в нём не присутствуют растения. Зеленый объект в интерьер включается в виде отдельных растений, группировок (фитокомпозиций и флорокомпозиций) или природных композиций. Любой зелёный объект – ваза с цветами, горшечное комнатное растение, композиция из живых, засушенных или искусственных растений, водное сооружение с озеленением и т.д. - всё это при удачном размещении является важной точкой в оформлении интерьера.

Важнейшими зелеными объектами в интерьере могут быть:

· Фитокомпозиции из горшечных растений (горшечная группа, мини-садик, комнатный садик, коллекционные группировки)

· Флорариумы, зеленые витрины

· Балконы и лоджии с озеленением

· Мини-оранжереи

· Бонсай деревьев и трав

· Интерьерные рокарий и рутарий

· Водные сооружения с озеленением

· Цветочные аранжировки (флорокомпозиции)

При размещении в интерьере одиночных растений или горшечной группы пользуются двумя основными приемами – горизонтальное и вертикальное озеленение. В соответствии с ними зеленые композиции, как и отдельные растения, размещают в интерьере на разных уровнях: на полу, на специально сконструированных мебельных элементах, на стенах и в верхней зоне.

1) При напольном размещении фитокомпозиции обычно тяготеют к зонам отдыха (устанавливаются у кресел, диванах), либо составляют отдельную зону. При устройстве зеленой композиции на полу используют:

· Напольные вазы

· Напольные подиумы. Часто такие подиумы сочетаются с подушками для сидения, в других случаях подиум может быть настолько большим, что наряду с фитокомпозициями включает место для сна, аппаратуру и т.д.

· Контейнеры.

· Конструкции из природных материалов (декоративные пеньки, плетеные конструкции из лозы, прутьев

2) Приподнятые над полом зеленые композиции располагают на уровне сидений или столов или ещё выше. Для них могут собираться специальные мебельные конструкции или специализированные конструкции:

· Столики- держатели с углублением в центре для размещения растений.

· Большим разнообразием форм и конструктивных решений отличаются этажерки для размещения растений на разных уровнях. Они могут собой представлять низкое основание и плоскую решетку. Решетка может быть в виде складного экрана-ширмы, позволяющего менять угол соединения решеток и получать различные группировки растений. Пристенные этажерки дают возможность разместить разнохарактерные по размерам и форме растения.



· Основанием для размещения группы растений может служить раздвижные конструкции (стойки-лестницы), формирующие объемные фитокомпозиции.

· Разноуровневые подставки для растений, выполненные из дерева, пластика, металла.

· Подставки (стойки) с внутренней подсветкой для одиночных растений или для мини-композиций.

· Цветочные колонны и стенки. Они могут быть одно- и двухсторонними, разной высоты и длины. Каркас в виде пирамиды или колонны сделан из дерева или металла, который обтягивают проволочной сеткой с ячейками размером 50-70 мм. Внутреннее пространство заполняется мхом. Стенка может быть сконструирована из нескольких ящиков, закрепленных друг над другом на одном каркасе, сужающемся кверху. В этом случае в ящики насыпается питательный субстрат.

· К специализированным конструкциям относятся цветочная витрина, которая может быть встроена в наружную стену, или отдельно стоящей.

3) Настенное размещение растений осуществляется при помощи размещения на одной из стен помещения:

· ярусно расположенных полок

· разнообразных настенных решеток для вьющихся растений

· воздушных картин. В пустой раме укрепляют проволоку в любом направлении. С помощью проволоки закрепляют цветочные горшки. Одно из растений должно быть вьющееся, тогда композиция будет более цельной. Для оформления пустоты используют флористический материал (бусинки, ракушки, ленточки и т.д.).

· подвесных ёмкостей, подвешенных на кронштейнах, крюках.

4) Оформление верхней части зоны осуществляется посредством подвешивания к потолку подвесных ёмкостей, в том числе и многоярусных: кашпо макраме, кашпо или корзин на цепочке или декоративной верёвке, отрезок ствола с выемкой, объемные держатели из полосового металла или проволоки. Оригинальным решением являются зеленые подвесные композиции из однотипных корзин, собранных в группы.

В интерьере возможны эффектные сочетания нескольких приемов и приспособлений для размещения растений.

«Лекарственные растения» - Лекарственные растения ПОЛЫНЬ Полынь – чернобыльник Полынь метельчатая Полынь Сиверса В настоящее время ученые проявляют повышенный интерес к представителям рода полынь- Artemisia L... Очень широко распространенное степное растение... Полынь метельчатая - однолетнее или двулетнее растение, отличается перисторассеченными листьями на узкие линейно-ланцетные или нитевидные дольки...

«Растения-индикаторы» - На содержание в почве никеля и кобальта указывает сон-трава. Иван-чай Голубика. Астрагал. Маленькая орхидея - венерин башмачок, растет только на почвах, богатых кальцием. Растения-индикаторы полезных ископаемых. Ярутка встречается на почвах, содержащих цинк и кадмий. Значение растений - индикаторов.

«Высшие растения» - Часть 2, - М.: Высшая школа, 1976. Лаб. практикум. (Для біол. ф-тів ун-в). – К.: Фітосоціоцентр, 2001. - 456с. Хвощевидные и папоротникообразные, т. 3. - М.: Просвещение, 1989. Эволюция жизненного цикла высших растений. Вищі рослини. – К.: Фітосоціоцентр. – 2001.- 432с. Систематический обзор высших растений.

«Съедобные грибы» - В отличие от растений грибы не имеют хлорофилла и питаются гетеротрофно. Съедобные грибы. Справа грибокорень. Шляпочные грибы. Съедобны. Сапротрофные грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе. По содержанию тиамина (витамина В1) многие грибы не уступают зерновым продуктам. Строение шляпочного гриба.

«Ядовитые растения» - Всё растение ядовито, применяется в медицине. Пастушья сумка - хороший корм для кроликов. Цветок окрашивает нитки в жёлтый цвет. Щавель кислый. Растёт по болотистым берегам рек, озёр прудов, по болотам. Из пижмы добывают эфирное масло. Ромашка пахучая. Лютик едкий. Цветёт жёлтыми блестящими цветками.

«Растения степи» - Растения подобного типа получили название «перекати-поле». Длинных нитевидных остей у цветков нет. Ковыль растет своеобразно - в виде крупного, очень плотного куста. К основанию листа дольки становятся все мельче и мельче. В южной степи ковыли и другие дерновинные злаки не покрывают почву сплошь. Следовательно, северные степи похожи на луга не только по своему внешнему облику.

Всего в теме 16 презентаций

Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор;
  • воспитательные: привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения;
  • развивающие: совершенствовать художественный вкус.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Межпредметные связи: ботаника, черчение, рисование.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование учебных мастерских, универсальные укладки.
2. Компьютер с мультимедийной системой.
3. Проигрыватель компакт дисков, диски с инструментальной музыкой.
4. Обучающая программа.
5. Карточки-задания.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть – 3 мин.

1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к занятию.

II. Фронтальный опрос – 10 мин.

  • Какую роль играют растения в жизни людей?
  • Как называются специальные помещения, в которых выращивают комнатные растения? Чем они различаются?
  • Что такое уход за растениями?
  • В какие емкости высаживают комнатные растения?
  • Какой состав почвы используют для посадки?
  • Как пересаживают растения?

III. Изложение нового материала – 20 мин.

Учитель. Мы сегодня на уроке познакомимся с законами аранжировки комнатных растений и размещением их в различных помещениях, а также узнаем о профессиях цветовод-декоратор и ландшафтный архитектор.
Цветы – это один из элементов убранства квартиры. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки.
Квартиры и офисы становятся намного привлекательнее, когда их хозяева устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках, столиках, полу, и горшечные растения – благодарный материал для такого творчества.
При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила:

1. Растения должны располагаться живописными компактными группами и не должны быть хаотично раскиданными по комнате.
2. В композиции будут органично смотреться только те растения, которые произрастают в естественных условиях в одном климатическом поясе.
3. Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

Комнатные растения должны гармонировать с интерьером, поэтому при его создании нужно учесть не только размер помещения, но и цвет стен, стиль жилья.
Так, на фоне темных стен и обоев с броским узором хорошо смотрится флора с ажурным силуэтом, пестролистные и золотистые формы. В светлом помещении основу могут составить растения с темной плотной листвой.
К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых форм или же для резкой контрастности растения, чей облик привлекает легкостью и непринужденностью.
К плетеной мебели подходят по стилю орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, растениями культуры бонсай. Английский и французский стили мебели, гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями.
Для современных интерьеров больше подойдут растения с экстравагантным или экзотическим обликом. Считается, что чем наряднее обстановка, тем проще должны быть растения. И наоборот.

При оформлении интерьера растениями также следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры.
Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках.

Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.

Существует четыре основных приема размещения комнатных растений:

1. Одиночные растения

Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения - на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие - на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека.

2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. При такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках.
Во внутренней структуре цветочной группы царят жесткие композиционные законы, и их также нужно знать, чтобы придать саду определенный образ. Внутри группы обязательно должны присутствовать крупные растения (от 170 см) с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Из крупных растений выбирается самое высокое, так называемое – осевое. Ему предстоит стать центром группы, все остальные размещаются вокруг него в ярусном порядке. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда обязательно должны быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения, которые будут служить акцентом группы. Растения меньших размеров выполняют подчиненную роль и служат наполнителями композиции. Сюда можно отнести ампельные виды – вьющиеся и свисающие, которые могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Они очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать стены, колонны, придают пространству глубину и объем.
Завершенность композиции придадут мелкие почвопокровные, прикрывающие землю в контейнерах и создающие зеленый фон.
Только при включении в цветочную композицию всех перечисленных элементов, она приобретет ярусность, свойственную естественным растительным сообществам. Кроме того, ступенчатое расположение растений дает возможность представить их с наилучшей стороны, маскируя оголенные стебли или поврежденные листья.
Фантазируя со вспомогательными элементами, не стремитесь насытить композицию как можно более разными видами растений. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют вообще обходиться всего тремя. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

3. Комнатный садик

Контейнер, заполненный несколькими растениями называется комнатным садиком. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков.
Большинство растений лучше растут в комнатном саду, чем в отдельных горшках, по нескольким причинам.
В числе важнейших – более высокая влажность, защищенность корней от резких температурных колебаний, вода под каждым горшком. Есть и опасности. Теснота означает плохую вентиляцию, что увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями.

4. Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате.
Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме, большой бутылке, стеклянной салатнице, даже между стеклами специально переделанного для этих целей окна. Зеленые витрины можно увидеть во многих домах в Германии, Скандинавии, Голландии, США.

Озеленение интерьера требует творческого подхода, осмысления участия растительной декорации в общем ансамбле.

В прихожей, скажем, где нет прямого света, подойдут пучки сухих цветов, замысловато изогнутые ветки. На кухне, где влажность и температура очень часто завышены, далеко не всегда удается выращивать желанные экземпляры. Что ж, тогда приходится мириться с содержанием их на наружном подоконнике. В спальне, детской, рабочем помещении можно себе позволить свободный выбор того, что более всего нравится. По общепринятым понятиям, цветы особенно желанны в гостиной, "представительном" помещении. В слабо освещенных холлах, в нишах коридоров и в комнатах психологической разгрузки рационально создание мини-композиций – поместите сюда редкие миниатюрные кактусы или влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию “уголок тропического леса” или коллекцию эффектно цветущих фиалок.

Архитектурная планировка старых типовых зданий имеет общий дефицит полезной площади, которая заставляет отдать предпочтение вертикальному озеленению с частичным использованием горизонтальной плоскости. Великолепные цветочные композиции можно создать в нише стены или выступе, у капитальной стены или колонны, их помещают на декоративные решетки, жардиньерки (художественно оформленные цветочные столики), застекленные перегородки и экраны. Очень красивы подвешенные к потолку “цветочные люстры” – вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках – держателях, цепях.

Декоративное озеленение даст желанный результат при сочетании трех моментов: умелого выбора растительного вида, выгодного местоположения и достаточной культуры ухода. Создание зеленых интерьеров - особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работают совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.

– А теперь мы познакомимся с профессиями, связанными с выращиванием растений (сообщения учащихся).

IV. Практическая работа учащихся – 35 мин.

Работа по карточкам-заданиям "Озеленение помещения". Зарисовка расположения комнатных растений в интерьере помещения (см. Приложение 1 ).

  • Вариант 1 – детская комната;
  • Вариант 2 – спальня;
  • Вариант 3 – гостиная;
  • Вариант 4 – кухня.

Для детей, успешно справившихся с заданием, дополнительно: столовая, ванная, лестница, прихожая, кухня.

V. Подведение итогов –10 мин.

Демонстрация лучших работ учащихся. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение следующей темы урока/

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др .; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

5. Журналы "Salon", "Интерьер", "Современный дом".

Одиночное комнатное растение в интерьере следует выбирать особенно тщательно, так как оно по сути, является декоративным предметом, конкурирующим с остальными элементами интерьера. Выбирают комнатное растение, исходя из наличия у него одного или нескольких ниже перечисленных качеств:

Большого размера;.
- Необычайной формы;.
- Интересной окраски листьев;.
- Наличия очень декоративных цветков.

Особые требования к внешнему виду горшка или кашпо предъявляются. Солитерные растения больших размеров нередко используют еще и для того, чтобы отделить одну часть комнаты от другой (например, в зале "Гостиную" от "столовой") или чтобы заполнить образовавшуюся в комнате пустоту.
В качестве солитера можно использовать фикус, пальмы, ложные пальмы, лианы (филодендрон, виноград, тунбер - гию, хойю, монстеру), ампельные растения (зигокактус, колумнею, хлорофитум), пестролистые растения (бегонию, каладиум, кодиеум, кордилину), а также некоторые декоративноцветущие растения (гортензию, пеларгонию, цикламен.

Горшечная группа - это совокупность растений, высаженных в отдельные горшки, но расположенных близко друг от друга. При этом она отнюдь не является стихийным скоплением цветочных горшков. В основе горшечной группы лежат основные принципы группировки, позволяющие создать гармоничную композицию.
По сравнению с одиночным размещением горшечная группа имеет целый ряд преимуществ:
- Интересный внешний вид (этакий зеленый оазис среди пустыни застывшей мебели);.
- Облегченный уход за растениями " (главным образом, в отношении полива);.
- Создание среды с высокой влажностью воздуха, позволяющей выращивать нежные тропические растения.
Для создания стандартной односторонней горшечной группы выбирают 4-12 цветочных горшков с растениями, имеющими сходные требования к условиям содержания (свету, температуре и влажности воздуха, поливу. Основную массу группы образуют декоративнолистные растения, которые группируют таким образом, чтобы получить определенный декоративный эффект. На переднем плане или среди массива зеленой листвы ставят 1-2 горшка с декоративноцветущими растениями. На заднем плане обычно размещают наиболее высокие экземпляры с более темными или более крупными листьями. За неимением таковых, растения заднего плана рекомендуется поставить на подставки, увеличивающие их высоту. В горшечных группах можно использовать и ампельные растения, которые обычно помещают в средней части группы и позволяют гибким свисающим стеблям красиво обрамлять свой и стоящие рядом горшки. Групповая композиция не обязательно должна быть горизонтальной. В некоторых случаях более уместно вертикальное расположение растений, которое возможно благодаря специальным подставкам. Для создания вертикальной группы обязательно используйте хотя бы одно ампельное растение или лиану. Вертикальные композиции обычно применяют для оформления углов помещения или для деления комнаты на две части.
Групповую композицию можно с успехом использовать в оформлении подоконника.
В комнатном садике растения могут быть высажены в один общий контейнер либо непосредственно, либо в цветочных горшках, помещенных в контейнер, наполненный почвенной смесью. Как правило, в комнатном садике растения чувствуют себя более комфортно, чем в горшечных группах. Но с другой стороны, данная композиция имеет и свои недостатки, к которым относятся:
- Теснота;.
- Плохая вентиляция;.
- Опасность заболевания или поражения вредителями большого количества растений одновременно.

Положение растений в комнатном садике можно улучшить своевременным прореживанием, чтобы растения не мешали друг другу расти. Во избежание появления вредителей и болезней садик необходимо регулярно осматривать. Загнившие побеги и цветы своевременно удаляют.
Все растения комнатного садика должны быть разнообразны по высоте, форме и окраске листьев. При этом нужно учитывать соответствие размеров растений габаритам контейнера. Общую высоту композиции определяет высота самого большого растения. При этом следует избегать слишком высоких экземпляров. Основную массу садика составляют декоративнолистные растения, на фоне которых высаживают красивые цветочные экземпляры. При этом в центр контейнера необходимо поместить горшок с теневыносливым растением, так как на его долю придется света меньше, чем на долю растений, высаженных по краям. Чтобы смягчить угловатые контуры контейнера, в садике рекомендуется посадить ампельное растение или лиану (плющ, традесканцию, карликовый фикус, зебрину.

В качестве контейнера для комнатного садика можно использовать любой водонепроницаемый сосуд достаточного размера. Это могут быть обыкновенный пластмассовый ящик, цветочница особой конфигурации, медный таз, небольшая плошка (для садика из суккулентов или кактусов), деревянный ящик и др. Внутренние поверхности деревянного контейнера перед использованием необходимо обработать водонепроницаемым составом (но ни в коем случае не креозотом.

Лучше в контейнер высаживать растения в отдельных горшках. Это облегчит уход за садиком в целом и позволит в случае необходимости быстро удалить любое растение (например, при пересадке в горшок ббльшего размера, при удаление отцветшего однолетника или в случае поражения вредителем. Горшки устанавливают поверх дренажного слоя из песка, гальки или мелкого гравия. Промежутки между горшками заполняют торфом таким образом, чтобы он доходил до самого верха горшков. Торф необходимо постоянно поддерживать во влажном состоянии, но не заливать.

Интересным решением представляется висячий садик, для создания которого используют подвесную корзину достаточного размера. При этом горшки с растениями высаживают в водонепроницаемый контейнер, который затем помещают в корзину. Чтобы облегчить уход за висячим садиком, подвесную корзину размещают на уровне глаз, а не под самым потолком. Следует отметить, что растения в висячем садике чувствуют себя лучше, чем их собратья на подоконнике, так как воздух на высоте нескольких метров от пола теплее (если только корзина не укреплена в месте повышенной воздушной циркуляции.

Еще один вид комнатного садика - так называемый "Цветущий Горшок". Это небольшой контейнер с декора - тивнолистными растениями, в гущу которых вставлены срезанные цветы. Цветочный горшок проще простого создать. В торф между цветочными горшками помещают стеклянную или металлическую пробирку, наполненную водой. В нее то и ставят срезанные цветы, которые по мере увядания заменяют.

Особым видом комнатного садика является ландшафтная композиция у представляющая собой реальный ландшафт в миниатюре. Здесь можно найти не только крошечные растения (в том числе бонсай), но и дорожки, водоемы, различите постройки и даже фигурки людей и животных. Естественно, что создание ландшафтной композиции и уход за ней требует от цветовода особых знаний, умений и навыков.
Террариум - это стеклянный или прозрачный пластиковый сосуд, внутрь которого высажены комнатные растения. Доступ воздуха в террариум ограничен или полностью перекрыт, в результате чего образуется влажный климат, благоприятный для выращивания нежных и прихотливых растений, которые с трудом переносят суровые комнатные условия. В качестве сосуда для террариума можно использовать широкую бутыль, аквариум или другую подходящую прозрачную емкость.

Для создания бутылочного террариума вам потребуются чистая и сухая вместительная бутылка с узким горлышком и около 6 комнатных растений небольшого размера, среди которых должны быть одно древовидное и одно стелющееся. Для выращивания в бутылке категорически противопоказаны цветущие растения, суккуленты, кактусы и быстроразрастающиеся виды. Рекомендуются аир, бегония королевская, драцена сандера, калатея, криптантус, маранта, папоротники, пеперомия, пилея, плющ обыкновенный, селягинелла, фикус карликовый и фиттония. Следует выбирать компактные растеньица с мелкими листьями.

Процесс создания бутылочного террариума состоит из следующих этапов:

1. проверьте, чтобы бутылка была чистой и сухой изнутри.
2. осторожно при помощи свернутой в кулек бумаги насыпьте в бутылку дренажный материал (из мелких камешков) слоем толщиной 5 см.
3. поверх дренажа уложите тонкий слой древесного угля и затем толстый слой почвы с высоким содержанием песка. Утрамбуйте почву.
4. при помощи нехитрого приспособления, сделанного из чайной ложки и вилки, привязанных к длинным палочкам, сделайте в почве ямки и высадите в них растения. Тампоном почву вокруг основания каждого растения уплотните.
5. полейте садик из лейки с длинным носиком. В последующем для полива бутылочного садика используйте небольшое количество воды, достаточное для того, чтобы промыть изнутри стекло и увлажнить почву.
6. вставьте пробку. Лишь в том случае, если стекло запотело изнутри, то уберите пробку на время, пока не исчезнет конденсат, после чего вставьте пробку в горлышко бутылки.

В аквариумный террариум, в отличие от бутылочного, можно высаживать многие растения. Да и сделать это проще, хотя последовательность создания аквариумного террариума та же, что и бутылочного. В качестве посадочного материала не рекомендуются кактусы, суккуленты и быстро разрастающиеся растения. Цветущие растения не запрещены. Особенно эффектно выглядят в аквариуме узумбарские фиалки и орхидеи небольшого размера. Между растениями можно положить камни естественного вида. Сверху террариум необходимо накрыть стеклом с плотно подогнанными краями. При появлении конденсата стекло на некоторое время приподнимают. Ставят аквариум на хорошо освещенное место, защищенное от прямых солнечных лучей.

Своеобразную зеленую витрину со светолюбивыми растениями можно устроить на окне с двойным стеклом. В этом случае с внутренней стороны окна устанавливают дополнительную раму с дверью из цельного стекла. В результате между наружным стеклом и внутренней дверью образуется террариум шириной, равной ширине подоконника, в котором устанавливают поддон с комнатными растениями, укрепляют настенные горшки и вывешивают подвесные корзины. Для поддержания оптимальных условий содержания растений в террариуме необходимо предусмотреть вентилятор, лампы дневного света, водяной насос, нагреватель и притенение. Обычно зеленые витрины одновременно с постройкой дома делают.

Самый безответственный шаг - это импульсивное приобретение комнатного растения с последующим бездумным размещением (например, на подоконнике или на единственном свободном столе. Разведение комнатных растений не детская забава, а занятие в высшей степени ответственное и не простое, которое необходимо продумать до самых мелочей.

Уже заранее перед покупкой растения необходимо продумать вопрос о его размещении в комнате. Возможно тщательный анализ рисунка обоев или цвета мебели заставит вас отказаться от покупки определенного вида растений. При этом лучше заготовить несколько вариантов наиболее подходящих растений и уже в цветочном магазине выбрать из них наиболее приемлемый по цене или каким-то другим параметрам.

Первое, на что следует обратить внимание, - это доминирующее цветовое решение комнаты, а именно окраска обоев и мебели.
Сочетание растения с обоями составляет особую проблему. Для большинства растений идеальным фоном является однотонная стена светлого пастельного цвета. При этом пестролистные растения и растения со светлыми цветками лучше смотрятся на более темном фоне. Для большинства растений с пестрыми листьями или разноцветными цветками большое значение имеет не только тон, но и цвет фона. Так, красные цветки и листья можно подчеркнуть зеленым фоном. Красиво смотрятся алые цветы и растения с темно - красной листвой на белом подоконнике. Растения с оранжевыми цветками наиболее эффектно будут смотреться на синем фоне, а также рядом с растениями с синей или голубой листвой.

На фоне узорчатых обоев рекомендуются размещать растения с крупными листьями, так как мелколистные экземпляры просто-напросто сольются с фоном. При этом очертания растения не должны повторять рисунок обоев. Сансевиерия с длинными узкими листьями вряд ли будет красиво выглядеть на фоне обоев с вертикальными полосками, где более уместно растение раскидистой формы.

Большое значения для гармоничного расположения декоративных растений имеет окраска мебели. Так, на фоне светлой мебели хорошо смотрятся плющи, незабудки, колокольчики с синими цветами и традесканции с большими яркими листьями. Темно-коричневая мебель послужит идеальным фоном для растений светло-зеленой гаммы, растений с белыми цветками, а также для растений с пестрыми листьями.

Комнатное растение можно разместить буквально на любом участке помещения: на полу, на стене, на подоконнике, на мебели и даже подвесить к потолку. Но при этом не следует пренебрегать такими параметрами, как форма растения и его потребность в свете, тепле и влаге.

Как правило, на пол ставят крупные одиночные растения в красивом кашпо. Такой выбор объясняется очень просто: большое растение не поставишь на стол, а тем более на подоконник. При этом высокое растение с прямостоячем стеблем зрительно увеличит высоту потолков, а крупное растение раскидистой формы "Делает" ее меньше.

К потолку можно привинтить подвесную корзину с одиночным ампельным растением или с висячим садиком. При этом ампельное растение зрительно уменьшит высоту потолка. Подвесные корзины не рекомендуется развешивать в местах оживленного движения, где они просто-напросто будут мешать проходу (это же относится и к напольным растениям. Подвесное растение должно быть в хорошем состоянии и отличаться высокими декоративными достоинствами. Сосуд, расположенный в корзине, должен быть водонепроницаемым хотя бы в нижней части. Уход за растениями, подвешенными к потолку, сопряжен с определенными неудобствами. Для полива лучше использовать лейку с длинным носиком.

Дополнительное искусственное освещение может быть не только необходимым условием содержания комнатного растения в осенне-зимний период, но и декоративным приемом, подчеркивающим естественную красоту растения и создающим определенную атмосферу.

Различное расположение источника света по отношению к растению приводит к различным визуальным эффектам:
- Свет от лампы или нескольких ламп, расположенных над растением или групповой композицией, называется направленным. Он служит для того, чтобы, с одной стороны, создать впечатление целостности композиции, а с другой стороны, подчеркнуть ее отдельные элементы.
- Свет от лампы или нескольких ламп, установленных на уровне пола снизу растения, называется подсвечивающим. Такое размещение источника света подчеркнет отдельные детали и создаст тень на стене позади растения.
- Свет от лампы, расположенной на уровне пола позади растения, называется контровым. Он акцентирует внимание на силуэте растения и создает мистическую и таинственную атмосферу. Обычно применяется для освещения крупных со - литерных растений.

Для декоративной подсветки комнатных растений лучше использовать лампы с точечным источником света или софиты. Оптимальное расстояние от лампы до растения можно опытным путем определить. Для этого необходимо установить лампу на некотором удалении от растения и включить ее, после чего поднести ладонь к ближайшему от источника света листу. Таким образом, если вы почувствуете тепло, значит, лампа находится слишком близко по отношению к растению.

Больше информационного материала о детской мебели

ТЕМА УРОКА : «Комнатные растения в интерьере помещения»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с различными приёмами, правилами размещения растений в интерьере помещений.

ЗАДАЧИ:

- образовательная : обучить учащихся составлению цветочных композиций;

-развивающая : развивать индивидуальные и творческие способности, познавательную активность и самостоятельность учащихся через создание авторских работ;

-воспитательная : привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения.

ТИП УРОКА : комбинированный.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ : беседа, объяснение, работа с компьютером, практическая работа.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ : фитодизайнер, цветовод – декоратор.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ : ботаника, черчение, рисование, история.

МЕТАДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА :

Материально – техническая база - кабинет мастерские;

Компьютер, электронная презентация к уроку: 1.«Приемы размещения комнатных растений», 2.«Композиции цветов в интерьере помещения»; 3. «Практическая работа: Размещение и оформление цветочной композиции в детской комнате.»

Ножницы, кнопки,шило, совок, керамзит, песок, почвенная смесь, посадочный материал цветов(черенки, отрезки стебля), бумага, перчатки, лейка, вода, пластиковые бутылки.

Дидактическое обеспечение - учебник 7 класса «Технология»;

Плакаты: «Разновидности комнатных растений», «Размножение комнатных растений», «Приёмы размещения комнатных растений»,

Опорные конспекты в таблицах;

Технологическая карта выполнения декоративного горшка;

Карточки-задания;

Доклады учащихся.

ОПОРНЫЕ СЛОВА: Фитодизайн, одиночное растение, композиция из горшочных растений, комнатный садик, террариум.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

    Организационная часть (2 мин)

    Проверка домашнего задания (13 мин)

    Объяснения нового материала (30 мин)

Правила составления цветочных композиций

Приёмы размещения комнатных растений

Профессии, связанные с выращиванием растений (сообщения учащихся).

IV Практическая часть (35 мин)

Определение места расположения цветов в детской комнате(план комнаты на слайде)

Подбор комнатных растений для детской комнаты (сообщение учащихся)

Изготовление декоративно- цветочного горшка из пластиковой бутылки.

Посадка цветов

Оформления цветочной композиции для детской комнаты.

Уборка рабочего места.

V .Заключительная часть (10 мин)

Подведение итогов занятия

Выставка работ учащихся.

Выставление оценок.

Задание на дом.

ХОД УРОКА

I .Организационная часть-(2мин.)

Приветствие;

Контроль посещаемости;

Проверка готовности к занятию;

Заполнение классного журнала;

Доведения до учащихся плана урока.

II .Фронтальный опрос-13мин.

Какую роль играют растения в жизни людей?

Как называются специальные помещения, в которых выращивают комнатные растения?

Что такое уход за растениями?

Какие способы размножения комнатных растений вам известны?

Чем отличается пересадка растений от перевалки?

По требованиям к освещённости все растения можно условно разделить, на какие три группы?

По внешним данным комнатные растения разделяют, на какие шесть групп? (использование плаката)

Назовите четыре основные группы растений. (использование плаката).

III . Изложение нового материала.

СЛ.1 Учитель.

Каждый человек стремится создать уют в своём доме или на рабочем месте.

Как мы уже выяснили, что комнатные растения не только украшают жизнь, но выполняют и санитарно – гигиеническую роль. Растения очищают воздух, выделяя фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы.

Зелёный цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.

Искусство составления сложных композиций из растений в сочетании с элементами декора, обстановкой называется фитодизайном.

Мы сегодня на уроке познакомимся с правилами составления цветочных композиций и основными приемами размещения растений, а также узнаем о профессиях цветовод-декоратор и фитодизайнер на практической части занятия мы выполним оформления цветочной композиции для детской комнаты.

СЛ.2 Цветы – это один из элементов убранства квартиры, это настоящее чудо природы. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером.

Квартиры и офисы становятся намного привлекательнее, когда их хозяева устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках, столиках, полу и растения – благодарный материал для такого творчества.

СЛ.3 При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила:

1. Растения должны располагаться живописными компактными группами и не должны быть хаотично раскиданными по комнате.

2. В композиции будут органично смотреться только те растения, которые произрастают в естественных условиях в одном климатическом поясе.

3. Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

4.Для растений в интерьере необходимо создать благоприятную среду обитания для хорошего роста и размножения.

СЛ.4.5 Существует четыре основных приема размещения комнатных растений:

СЛ.6,7,8,9,10,11 1. Одиночные растения

Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения - на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие - на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека.

СЛ.12,13,14,15,16,17,18,19,20 2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. При такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках.

Во внутренней структуре цветочной группы царят жесткие композиционные законы, и их также нужно знать, чтобы придать саду определенный образ. Для создания большой композиционной группы обязательно должны присутствовать крупные растения (от 170 см) с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Из крупных растений выбирается самое высокое, так называемое – осевое. Ему предстоит стать центром группы, все остальные размещаются вокруг него в ярусном порядке. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда обязательно должны быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения, которые будут служить акцентом группы. Растения меньших размеров выполняют подчиненную роль и служат наполнителями композиции. Сюда можно отнести ампельные виды – вьющиеся и свисающие, которые могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Они очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать стены, колонны, придают пространству глубину и объем.

Завершенность композиции придадут мелкие почвопокровные, прикрывающие землю в контейнерах и создающие зеленый фон.

Только при включении в цветочную композицию всех перечисленных элементов, она приобретет ярусность, свойственную естественным растительным сообществам. Кроме того, ступенчатое расположение растений дает возможность представить их с наилучшей стороны, маскируя, оголенные стебли или поврежденные листья.

Фантазируя со вспомогательными элементами, не стремитесь насытить композицию как можно более разными видами растений. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют вообще обходиться всего тремя. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

СЛ.21 22,23,24,25. 3. Комнатный садик

Контейнер, заполненный несколькими растениями называется комнатным садиком. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков.

Большинство растений лучше растут в комнатном саду, чем в отдельных горшках, по нескольким причинам.

В числе важнейших – более высокая влажность, защищенность корней от резких температурных колебаний, вода под каждым горшком. Есть и опасности. Теснота означает плохую вентиляцию, что увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями.

СЛ.26. 4. Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате.

Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме, большой бутылке, стеклянной салатнице, даже между стеклами специально переделанного для этих целей окна.

СЛ.27 Рассмотрим разнообразные композиции в интерьре помещения.

СЛ.28 . Декоративное озеленение помещений даст желанный результат при сочетании трех моментов:

Умелого выбора растительного вида;

Выгодного местоположения;

Достаточной культуры ухода.

При размещении растений следует учитывать их декоративно- художественную ценность и своеобразие.

Каждому типу интерьера соответствуют свои модели композиций.

Сл.29 При выборе комнатных растений можно воспользоваться рекомендациями специалистов:

СЛ.30 . 1. В квартирах и офисах, где мало места следует предпочесть вертикальное озеленение с частичным использованием горизонтальной плоскости.

СЛ 31 2. В просторных помещениях, должны быть крупные цветы и большее их количество.

СЛ 32 3.В помещении со сдержанной цветовой гаммой, будут прекрасно смотреться как декоративнолиственные растения так и ярко цветущие.

СЛ 33 4.При оформлении интерьера растениями следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещённой солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор.

СЛ 34 А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры. Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках.

Рассмотрим примеры расположения цветов в различных комнатах квартиры.

СЛ.35 Цветы в спальне

В спальне можно разместить цветы в углу у окна. Можно использовать цветочную подставку или подвесные кашпо. Дополнительная вечерняя подсветка растений в спальне вряд ли уместна, поэтому для этого помещения нужно подбирать теневыносливые растения. Впрочем, это не относится к спальням с окнами, обращенными на южную сторону. В них растениям хватает дневного света, подсвечивать их не нужно.

СЛ.36 Цветы в гостиной

Гостиная – это, как правило, самое просторное помещение в нашем жилище. Поэтому в ней можно создать целую композицию из растений, освободив участок стены поближе к окну. Красиво, если цветы стоят на специальной подставке, но можно обойтись и без нее. Для начала нужно подобрать крупное растение (пальму, фикус, монстеру, драцену, диффенбахию и др.), а к нему подбирать более мелкие, учитывая их потребность в освещенности, окраску и форму листьев.

Композиция не должна быть монотонной, оживите ее каким-то ярким акцентом. Таким акцентом может стать, растение с пёстрыми листьями огни будут выделяться на фоне окружающей зелени. Но все растения композиции не должны быть яркими, это будет раздражать взгляд.

Кроме основной цветочной композиции, отдельные растения в гостиной могут присутствовать и в других местах: на подоконнике, на полке, в углу. Нужно только обеспечить им дополнительное освещение.

Сл.37 Цветы на кухне

Кухня – это место, где хозяйка обычно проводит много времени. Конечно, и кухня должна быть украшена цветами. На подоконнике, на специальных полочках, на верхних плоскостях кухонной мебели могут располагаться как красивоцветущие, так и декоративнолиственные растения. В кухне чаще всего не так уж много места, поэтому здесь нужно отдать предпочтение растениям небольших размеров.

Можно совместить приятное с полезным и высадить на подоконнике пряновкусовые растения (укроп, петрушку, чабрец, листовой салат). Совсем уж просто – кресс-салат и лук. Сидя за обедом или ужином, приятно отщипнуть веточку свежей зелени.

Совершенно незаменим в кухне хлорофитум хохлатый. Это растение замечательно очищает воздух от газовых примесей и прочих «кухонных испарений».

СЛ.38 Цветы в детской

К цветам для детской комнаты – подход особый. Нельзя ставить в детскую ядовитые растения, растения с резким запахом, накапливающие отрицательную энергию (олеандр, диффенбахия, эхмея, кактусы, бругмансия, роза, жасмин и др.). Большое количество цветов в детской неуместно. Можно поставить на полу крупномерное растение в большой кадке, или разместить два-три цветка на подоконнике. При этом цветы на окне должны быть невысокими, чтобы не снижать освещенность комнаты.

Хорошо подойдут для детской комнаты сенполии, домашние лимоны, традисканция, солейролия, толстянка, пилея, очиток, спатифиллюм, туя комнатная и др. И все тот же хлорофитум, чтобы дети дышали чистым воздухом.

СЛ,39,40,41,42,43,44,45. Большое значение имеет внешний вид емкостей, в которых содержатся растения. Это могут быть изящные декоративные, пластмассовые, металлические и керамические, нередко с национальным орнаментом, настольные, настенные и подвесные кашпо-вазы - их используют главным образом для озеленения квартир и малогабаритных служебных помещений. Ярко окрашенные пластмассовые кашпо хороши для детских комнат. Низкие керамические вазоны разнообразной формы и окраски можно использовать для устройства живописных миниатюрных композиций, украшающих интерьер гостиной.

.СЛ.46. Создание зеленых интерьеров - особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работают специалисты разных профессий: архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.

А теперь мы познакомимся с профессиями, связанными с выращиванием растений (сообщения учащихся).

СЛ 47 IV. Практическая работа учащихся – 35 мин.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

СЛ.48 Тема практической работы: Размещение и оформление цветочной композиции в детской комнате.

Цель практической работы: создать в детской комнате уют, улучшить климат, привить заботу и любовь к природе.

1.Определение места расположения цветов в детской комнате.

Сл.49 Перед вами план детской комнаты. Где бы вы расположили цветы? Объясните.

(ответы детей)

СЛ.50 Требования к цветам:

Безопасные для ребёнка;

Теневыносливые;

Желательно фитонцидные растения;

Не прихотливые к уходу.

2. Подбор растений для детской комнаты.

(сообщение детей о цветах.)

3. Выполнение цветочного горшка из пластиковых бутылок «Поросёнок»

(по технологической карте)

Композиция в детской комнате должна выглядеть по-детски. Проявим свою фантазию и навыки работы с бросовым материалом. Выполним своими руками интересный и экономически выгодный цветочный горшок.

4. Заполнение горшка: дренаж, грунт.

Закрепим свои навыки и знания в заполнении горшка дренажом и грунтом.

5. Посадка растений.

Выполним посадку цветов. В цветочный горшок можно посадить как растения одного вида, так и несколько различных растений. Будет очень интересно.

6.Оформление композиции.

Композицию можно оформить на маленьком столике, на подоконнике, на подвесной полке и даже просто на полу.

Из полученных цветочных горшков и добавления одного более высокого растения –спатифиллюм (взятого в кабинете) мы составим на радость ребёнку сказочную композицию. Можно наш декоративный цветочный горшок в интерьер использовать, как и одиночное растение.

7.Уборка рабочего места.

V. Подведение итогов –8 мин.

Что нового узнали на уроке? Какие практические навыки получили?

Демонстрация работ учащихся.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Работа по карточкам-заданиям "Озеленение помещения". Выполнить зарисовку расположения комнатных растений в интерьере помещения кухни. Обосновать выбор растений для оформления интерьера кухни. Учебник стр160-162.Ответить на вопросы.

Технологическая карта выполнения декоративного горшка «Поросёнок»

Материал : 1 пластиковая бутылка, 2 нижние части бутылки (высотой 10см.),

2 кнопки.

Инструменты: ножницы, шило.

Дек.горшок

Выполнить надрезы по штриховым линиям. Удалить заштрихованные элементы

ножницы

Отогнуть «хвост» и «уши»

Оформить «глаза», используя кнопки

Проколоть дренажные отверстия

шило

подставки для горшка

Вырезать заштрихованные элементы.

ножницы

Готовое изделие