Почему утонул миг. Небоевые потери: почему «Адмирал Кузнецов» потерял второй истребитель за месяц. Система или совпадение

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР (по другим версиям — МиГ-29КУБР) в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского Министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде — посадочной траектории полета.

«При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“ произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К», — говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое — истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершил цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — системы корабля «помогают» пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Он пилотировал учебно-боевую модификацию МиГ-29КР — двухместную машину. Однако в самолете, судя по сообщениям Минобороны, находился только один член экипажа.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы «Адмирала Кузнецова» принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске .

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум — тренажер, имитирующий палубу авианосца, — был готов лишь в конце марта. В сообщении Министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны .

«Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию […] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года», — доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский — индексом КУБ обозначаются экспортные машины) — очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца — базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу «Адмирала Кузнецова» ускоренными темпами. Более того — они даже не закончили программу летных испытаний.

«Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним», — цитирует Кожина «РИА Новости».

Вероятно, одной из задач похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым. На авианосце, по не подтвержденным официально данным, находились всего два МиГ-29.

Стоит отметить, что «положительная» оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла одна авиакатастрофа и одна авария — в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец


Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее техническое состояние далеко от идеального.

Прежде всего это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач — фактически с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, — корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае авария палубного самолета — не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии — в 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Кузнецова» Су-33.

В Военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым «Адмирал Кузнецов» все еще остается в строю и ходит в походы, — это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР (по другим версиям - МиГ-29КУБР) в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде - посадочной траектории полета.

"При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К", - говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое - истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца "Адмирал Кузнецов" - системы корабля "помогают" пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Он пилотировал учебно-боевую модификацию МиГ-29КР - двухместную машину. Однако в самолете, судя по сообщениям минобороны, находился только один член экипажа.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы "Адмирала Кузнецова" принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске.

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум - тренажер, имитирующий палубу авианосца - был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны.

"Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[...] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года", - доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

На "Адмирале Кузнецове" базируются и Су-33, предназначенные для ведения воздушного боя

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский - индексом КУБ обозначаются экспортные машины) - очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца - базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу "Адмирала Кузнецова" ускоренными темпами. Более того - они даже не закончили программу летных испытаний.

"Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним", - цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым. На авианосце, по неподтвержденным официально данным, находились всего два МиГ-29.

Стоит отметить, что "положительная" оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла одна авиакатастрофа и одна авария - в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец

Причиной аварии самолета могла быть и поломка на самом авианосце

Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее техническое состояние далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач - фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, - корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае, авария палубного самолета - не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии - в 1991 году на палубу "Адмирала Горшкова" упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на "Кузнецова" Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым "Адмирал Кузнецов" все еще остается в строю и ходит в походы, - это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР (по другим версиям — МиГ-29КУБР) в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде — посадочной траектории полета.

«При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К», — говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое — истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — системы корабля «помогают» пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Он пилотировал учебно-боевую модификацию МиГ-29КР — двухместную машину. Однако в самолете, судя по сообщениям минобороны, находился только один член экипажа.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы «Адмирала Кузнецова» принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске.

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум — тренажер, имитирующий палубу авианосца — был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны.

«Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[…] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года», — доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Важно! ИноСМИ: Новые санкции скоро начнут действовать, и российская элита встревожена

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

На «Адмирале Кузнецове» базируются и Су-33, предназначенные для ведения воздушного боя

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский — индексом КУБ обозначаются экспортные машины) — очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца — базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу «Адмирала Кузнецова» ускоренными темпами. Более того — они даже не закончили программу летных испытаний.

«Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним», — цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым. На авианосце, по неподтвержденным официально данным, находились всего два МиГ-29.

Важно! Об "украинцах"...

Стоит отметить, что «положительная» оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла одна авиакатастрофа и одна авария — в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец

Причиной аварии самолета могла быть и поломка на самом авианосце

Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее техническое состояние далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач — фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, — корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае, авария палубного самолета — не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии — в 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Кузнецова» Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым «Адмирал Кузнецов» все еще остается в строю и ходит в походы, — это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Инцидент с падением палубного истребителя МиГ-29К в Средиземное море у сирийских берегов стал уже третьей аварией с участием самолетов авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". К счастью, пилот успел катапультироваться и его жизни ничего не угрожает, однако дальнейшая судьба затонувшей боевой машины пока остается неясной. Центральный Военно-Морской Портал объясняет на примерах истории, какие действия может предпринять командование ВМФ в отношении потерянного истребителя.

По сообщениям информагентств, проблемы на борту МиГ-29К начались вскоре после взлета в составе звена из трех самолетов. Пилот запросил разрешение на возвращение и посадку, развернулся, но не смог дотянуть до "Адмирала Кузнецова", и истребитель в воду, не долетев до авианесущего крейсера несколько километров.


Первая авария самолета на "Адмирале Кузнецове" произошла 18 октября 2004 года и была относительно незначительной. Тогда учебно-тренировочный Су-25УТГ совершил жесткую посадку: у него сломалась правая стойка шасси, после чего его протащило еще 90 метров. Пилот остался невредимым, а вот самолет и огнеупорное покрытие палубы авианесущего крейсера оказались повреждены.

Второе происшествие в северной части Атлантического океана 5 сентября 2005 года оказалось куда серьезнее: во время посадки истребителя Су-33 оборвался трос аэрофинишера и самолет вылетел с палубы и затонул. В прессе активно муссировался вопрос, будут боевую машину поднимать со дна или уничтожат глубинными бомбами, поскольку на борту якобы находилась секретная аппаратура, включающая систему распознавания "свой-чужой". В конечном итоге командование флота не посчитало целесообразным делать ни то, ни другое: глубина около 1100 метров не оставляла шансов на успех подобных операций.

Ситуация с крушением МиГ-29К в Средиземном море чем-то напоминает случай с Су-33, поскольку в районе, где маневры корабельная группа, сопровождающая авианесущий крейсер " ", глубина колеблется от 1 до 1,5 километра. Пока что командование ВМФ официально никак не озвучило дальнейшую судьбу утонувшего истребителя.

Для проведения операции по подъему самолета на поверхность требуется соответствующие специализированные суда и глубоководное оборудование. В настоящее время в Средиземном море находится "КИЛ-158" - килекторное судно вспомогательного и спасательного отряда Черноморского флота, которое регулярно курсирует между Севастополем и сирийским Тартусом, доставляя грузы для российских военных. Это судно предназначено для постановки и съемки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Помимо этого может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок. Так что "КИЛ-158" вряд ли сможет существенно помочь в поднятии с глубины 1 километра истребителя МиГ-29К.

Вероятность уничтожения самолета с помощью глубинных бомб также вызывает определенные сомнения. В аналогичной ситуации с затонувшим Су-33 в Атлантике в 2005 году офицер Главного штаба ВМФ заявил следующее: "Даже если самолет и будет найден, то уничтожить его будет проблематично. Точно отстрелять с реактивных установок глубинные бомбы нереально. Вызывать минные тральщики и "просеивать" бомбами дно - накладно, требует много времени и не гарантирует результата".

Остается открытым вопрос, насколько может оказаться ценен "улов" в виде пусть и поврежденного, но боевого экземпляра МиГ-29К для иностранных военных специалистов. Из штатного радиоэлектронного оборудования на борту истребителя находятся: радиолокационная станция "Жук", обеспечивающая сопровождение до десяти воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них; дополнительная система навигации "Узел"; автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". Кроме того, интерес может представлять двигатель самолета - РД33МК. Этот агрегат создан на базе двигателей 33-й серии для МиГ-29СЭ и МиГ-29СМТ. Получившая название "Морская Оса" модификация имеет большую тягу на форсаже (9000 кгс против 8300 кгс у предшественников) и увеличенный с 2 до 4 тысяч часов ресурс. Кроме того, обновленный двигатель надежнее работает в условиях жаркого морского климата.

Из истории известно, что американские военные специалисты готовы пойти на самые неожиданные ухищрения, чтобы поближе познакомиться с техническими достижениями "наиболее вероятного противника". В 1974 году они провели операцию под кодовым названием "Азориан": с помощью уникального судна "Гломар Эксплорер" подняли с глубины более 5 километров часть советской дизель-электрической подводной лодки К-129, затонувшей в северной части Тихого океана в марте 1968 года. Прежде всего американцев интересовали находившиеся на борту кодовые книги и баллистические ракеты. Однако, по неофициальной информации, в их руки попали только две торпеды с ядерной боевой частью и некоторые другие объекты, представлявшие ценность для разведки.

Правообладатель иллюстрации RIAN Image caption

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде - посадочной траектории полета.

"При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К", - говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое - истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца "Адмирал Кузнецов" - системы корабля "помогают" пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы "Адмирала Кузнецова" принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м .

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум - тренажер, имитирующий палубу авианосца - был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны .

"Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[...] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года", - доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption На "Адмирале Кузнецове" базируются и Су-33, предназначенные для ведения воздушного боя

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский - индексом КУБ обозначаются экспортные машины) - очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца - базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу "Адмирала Кузнецова" ускоренными темпами. Более того - они даже не закончили программу летных испытаний.

"Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним", - цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым.

Стоит отметить, что "положительная" оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла - в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Причиной аварии самолета могла быть и поломка на самом авианосце

Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач - фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, - корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае, авария палубного самолета - не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии - в 1991 году упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на "Кузнецова" Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым "Адмирал Кузнецов" все еще остается в строю и ходит в походы, - это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.