Особенности религиозной практики женщины. Намаз приветствия мечети (тахийят) Что делать когда заходишь в мечеть

Как говорится в Священном Коране, Всевышний Аллах создал нас только для того, чтобы мы поклонялись Ему. Вместе с этим наши поклонения непременно должны соответствовать установленным Шариатом правилам и условиям. А если плюс к этому соблюсти желательные действия и другие рекомендации, касающиеся каждого поклонения, мы можем получить больше вознаграждения.

Например, в мечети – это настоятельная сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), человек получает за него вознаграждение как минимум в двадцать семь раз больше, чем за индивидуальный намаз.

Если же человек, идущий в мечеть, будет соблюдать рекомендации похода в мечеть, его награда однозначно увеличится. В числе прочих рекомендуемых действий по пути в мечеть – желательно идти туда одной дорогой, а возвращаться другой.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان النبي - صلى الله عليه وسلم - إذا كان يوم عيد خالف الطريق

«В день праздника (ʻида) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно возвращался с намаза не тем путём, которым он шёл на него ». (Бухари )

Не только по дороге в мечеть желательно идти одной дорогой, а возвращаться другой. Так же рекомендуется делать, когда мы идём , уезжаем в хадж, принимаем участие в похоронных процессиях и прочих благих делах.

В этих случаях этом желательно направляться туда одной дорогой, а возвращаться другой. Это делается только с целью увеличить количество мест нашего поклонения Всевышнему Аллаху.

От ʻАбдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - كان يخرج من طريق الشجرة، ويدخل من طريق المعرس، وإذا دخل مكة، دخل من الثنية العليا، ويخرج من الثنية السفلى

«Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покидал Медину, он обычно проезжал через Аш-Шаджару (место на расстоянии около шести миль от Медины), а возвращался он как правило через Аль-Му’аррас (местность, также удалённая от Медины примерно на шесть миль). А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) въезжал в Мекку, то въезжал через верхний перевал, а выезжал через нижний перевал ». (Бухари , Муслим )

Известный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хажар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж » об этом пишет следующее:

«Идти на ʻид-намаз желательно (мандуб) одной дорогой, а возвращаться – по другой, следуя в этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха) . Хадис об этом передал Аль-Бухари.

Мудрость этого заключается в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ходил в мечеть по длинной дороге, ибо награда за длинный путь в направлении мечети больше (чем за возвращение). А возвращался он по короткой дороге. И это является сунной во всех богослужениях». («Тухфат Аль-Мухтадж»)

ʻАбдульхамид Аш-Ширвани в своем субкомментарии к книге «Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Во время похода в мечеть следует идти по длинному маршруту, даже если до совершения намаза не остаётся достаточно времени. Однако Ибн Аль-ʻИмад сказал, что желательно (мустахабб) отправляться длинной дорогой, кроме случая, когда человек идёт на джаназа-намаз. Что же касается погребального намаза, то если его совершают в мечети или в другом месте, желательно поспешить и отправиться по более короткому маршруту.

Таково же будет решение для того, кто боится пропустить . Из этого вытекает, что предпочтительнее идти в мечеть короткой дорогой и поспешить, если до совершения намаза не остаётся достаточно времени. Более того, идти по короткому маршруту и спешить при этом – обязательно для человека, который опасается пропустить фарз ». («Хашият Аш-Ширвани»)

Как видно из всего вышеприведённого, мы можем получить вознаграждение за незначительное дело, не прилагая особых усилий и финансовых затрат. Следование Пророку (мир ему и благословение Аллаха) во всех наших делах вне зависимости от того, являются они сугубо религиозными или мирскими, приносит нам большую пользу и гарантирует счастье в обоих мирах.

Нурмухаммад Изудинов

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)

3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 - дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

- Получение большей награды - за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

- Единение уммы - посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

- Посещающие мечети - гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

- Получение знаний - верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».

Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.

Недаром в исламе мечети – места поклонения и богослужения – называют дома Аллаха (бейтуллах по-арабски). Разумеется, это не следует понимать в том смысле, что Всевышний живет в этом месте, имеется в виду, что мечети особо посвящены Аллаху - там проводят общие молитвы, поминают Его имя, там люди отрешаются от мирской суеты. Поэтому, когда человек идет в мечеть, он, можно сказать, отправляется в гости к Всевышнему.

В Коране говорится об этих особенных местах так:

«Воистину мечети принадлежат Аллаху, и поклоняйтесь там одному Аллаху» (72:18).

Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.

Мечеть – это не только место для ежедневной молитвы. В наше время, когда люди особенно много заняты мирской суетой и увлечены погоней за земными благами, мечеть – это место, где собираются люди, преданные религии. Здесь можно встретиться с братьями и сестрами по вере, здесь проводятся лекции и уроки по основам религии, читается Коран. В одном из хадисов сказано, что «мечеть – это дом для каждого верующего» . В другом сообщении передается, что:

«Когда человек приходит в мечеть для молитвы и поминания Аллаха, Всевышний Аллах встречает его радостно, подобно тому, как семья радостно встречает человека, вернувшегося домой» (Ибн Маджа).

Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.

Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?

1 . Если мечеть – это дом Всевышнего, а мы – когда находимся в них – Его гости, то, отправляясь в мечеть, следует вести себя соответственно. Когда мы идем в гости – особенно к уважаемым людям – мы тщательно умываемся, одеваем чистую и красивую одежду, аккуратно причесываемся.

Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.

Также одежда находящихся в мечети должна закрывать аурат – те части тела, которые необходимо скрывать от посторонних. Для женщин, в частности, - это все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Мужчинам также нежелательно быть в шортах либо в слишком обтягивающих брюках – хотя формально эта одежда закрывает аурат, это противоречит уважительному отношению к месту для молитвы.

2. Верующим следует бережно относиться к имуществу мечети - не нарушать там порядок, не портить ее имущество, не пачкать, не мусорить. Не нужно думать, что следить за порядком в мечети – это дело лишь ее работников. Нет, это касается каждого из нас.

В одном из рассказов из жизни Пророка (мир ему и благословение) передается, что в Медине жила женщина, которая старалась добровольно поддерживать порядок в мечети. Однажды Пророк (мир ему и благословение) не увидел ее и спросил, что с ней. Сподвижники сказали ему, что она умерла. Тогда он совершил по ней заупокойный намаз и сказал: «Я видел ее в Раю. Она была вознаграждена за уборку в мечети» (Бухари).

Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.

3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:

«Аллахумма ифтах ли абваба рахматик»

«О, Аллах, открой мне врата Твоей милости»

После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.

В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:

«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар»

«Свят Аллах, вся хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик».

При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:

«Аллахумма инни асалюка мин фадлик»

«О Аллах, я прошу Твоей милости»

4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто съел один из этих двух овощей (лук или чеснок), пусть не приближается к нашим мечетям до тех пор, пока от него не перестанет пахнуть» (Муслим).

Женщинам следует воздерживаться от использования парфюмерии – это порицаемо для них в общественных местах и, тем более, в таком месте, как мечеть.

5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.

6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.

Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.

7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.

8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.

9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.

10. Если человек пришел в мечеть в то время, когда звучит азан, то покидать мечеть, не совершив коллективную молитву, порицается (если только он не является имамом в другой мечети). Есть сообщение, где рассказывается следующее:

«Мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), и муэдзин читал азан. В это время один мужчина встал с места и ушел. Абу Хурайра проводил его взглядом и сказал: “Воистину, этот человек ослушался Пророка (мир ему и благословение)”» (Абу Дауд и Муслим).

11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети . Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.

Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.

Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз

Люди, которые только недавно пришли к соблюдению религии или недавно приняли ислам, особенно женщины, часто волнуются: «Можно ли мне прийти в мечеть, как одеться, как себя вести?». Для них специально перечислим некоторые моменты:

Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.

Если вы – женщина:

Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.

Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.

В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.

Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.

Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.

Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться – лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.

И пусть Всевышний поможет нам соблюдать этикет в доме Аллаха.

Анна (Муслима) Кобулова