Можно ли верить тестам психолога. Почему не стоит доверять психологическим тестам. Как составляются тесты по психологии

ъДТБЧУФЧХКФЕ! уЕЗПДОС ЧФПТОЙЛ - Б ЪОБЮЙФ, РТЙЫМП ЧТЕНС ДМС ЙЪХЮЕОЙС ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, ЪОБОЙЕ ЛПФПТПК НПЦЕФ УЙМШОП ХРТПУФЙФШ ОБЫХ ЦЙЪОШ. дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ: "уФПЙФ МЙ ДПЧЕТСФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ФЕУФБН?" й ЕУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙН? уЕЗПДОС ФЕУФЩ ЕУФШ ЧЕЪДЕ, ЙИ ОЕ РХВМЙЛХЕФ ТБЪЧЕ ЮФП МЕОЙЧЩК. дБЦЕ ДЕФУЛЙЕ ЦХТОБМЩ РЕУФТСФ ФЕУФБНЙ, Й ДЕФЙ СЧОП ДПЧПМШОЩ. й ИПФС ЧУЕ ЬФЙ ФЕУФЩ ХУМПЧОП УЮЙФБАФУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, РП УХФЙ ФБЛПЧЩНЙ ЧПЧУЕ ОЕ СЧМСАФУС. рПЬФПНХ ДБЧБКФЕ ТБЪВЙТБФШУС, ЮФП ФБЛПЕ ФЕУФЩ, ПФЛХДБ ПОЙ ЧЪСМЙУШ, ДМС ЮЕЗП ЙУРПМШЪХАФУС Й ЮФП УПВПК РТЕДУФБЧМСАФ ЙИ ТЕЪХМШФБФЩ.

с ЪБФТБЗЙЧБА ЬФПФ ЧПРТПУ Ч ТХУМЕ ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ, РПФПНХ ЮФП НОПЗЙЕ МАДЙ ИПФСФ МХЮЫЕ ХЪОБФШ УЕВС, ЙУРПМШЪХС РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛХ ДМС МЙЮОЩИ ГЕМЕК. й ЬФП ОПТНБМШОП. рТПУФП ОХЦОП ЪОБФШ, ЛБЛЙНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ НПЦОП РПМШЪПЧБФШУС УБНПУФПСФЕМШОП, ЛБЛЙНЙ - У РПНПЭША УРЕГЙБМЙУФБ, Б ЛБЛЙЕ ЧППВЭЕ ЙОУФТХНЕОФБНЙ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЛЙ ОЕ СЧМСАФУС.

йФБЛ. фЕУФЩ - ЬФП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТЙНЕОСС ЛПФПТЩЕ, НПЦОП РПМХЮЙФШ ЛПМЙЮЕУЧЕООХА Й ЛБЮЕУФЧЕООХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ ЙЪХЮБЕНПЗП СЧМЕОЙС.

лУФБФЙ, ЙНЕКФЕ ЧЧЙДХ, ЮФП РТЙ МАВПН ФЕУФЙТПЧБОЙЙ (Б ФБЛЦЕ - ЧП ЧТЕНС ЗБДБОЙС!) ЙНЕЕФ НЕУФП ЬЖЖЕЛФ вБТОХНБ: ЕУМЙ ОБН ЮФП-ФП РТЕРПДОПУСФ РПД ОБХЮОП-НЙУФЙЮЕУЛЙН УПХУПН, ДБ ЕЭЕ Ч МЙЮОПУФОПК БДТЕУПЧЛЕ - НЩ УЛМПООЩ Ч ЬФП ЧЕТЙФШ. фБЛ ЮФП ВХДШФЕ ВДЙФЕМШОЩ

уФПЙФ УЛБЪБФШ, ЮФП ПФ ДТХЗЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ (ОБВМАДЕОЙЕ Й ЬЛУРЕТЙНЕОФ), ФЕУФЩ ПФМЙЮБАФУС ФЕН, ЮФП ЮФП ПОЙ УФТПЗП УФБОДБТФЙЪЙТПЧБОЩ ОБ ЛБЦДПН ЬФБРЕ - РТПЧЕДЕОЙС, ПВТБВПФЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

рЕТЧЩЕ РПДПВЙС ФЕУФПЧ РПСЧЙМЙУШ Ч ТБВПФБИ жТЕОУЙУБ зБМШФПОБ Ч ЛПОГЕ 19 ЧЕЛБ. уБНП УМПЧП «ФЕУФ» ЧРЕТЧЩЕ ХРПФТЕВМСЕФУС лЕФФЕМПН Ч 1890 ЗПДХ. б РПДМЙООЩН УПЪДБФЕМЕН ФЕУФБ УЮЙФБЕФУС бМШЖТЕД вЙОЕ - УПЪДБФЕМШ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОПЗП ФЕУФБ ЙЪНЕТЕОЙС ХТПЧОС ЙОФЕММЕЛФБ - 1906 ЗПД.

фЕУФПЧЩЕ НЕФПДЙЛЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДБЧБФШ РТПЗОПЪЩ, РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ ПОЙ УЙФХБФЙЧОЩ - Ф.Е. ДБАФ ЙОЖПТНБГЙА П ФЕЛХЭЕН УПУФПСОЙЙ. оП ЬФП ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ПЮЕОШ ХДПВОП. й ОБЙВПМЕЕ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС Ч ЛМЙОЙЮЕУЛПК РУЙИПМПЗЙЙ.

чУЕ ФЕУФЩ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ДЧЕ ВПМШЫЙЕ ЗТХРРЩ.

1. лПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ - ФЕУФЩ УРПУПВОПУФЕК. йЪНЕТЕОЙС РТПЙУИПДСФ Ч ВБММБИ.

2. мЙЮОПУФОЩЕ - ПРЙУБОЙЕ МЙЮОПУФЙ Ч ГЕМПН. ъДЕУШ РТЕПВМБДБАФ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ НЕФПДЙЛЙ.

мЙЮОПУФОЩЕ ФЕУФЩ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ДЕМСФУС ОБ ПРТПУОЩЕ Й РТПЕЛФЙЧОЩЕ.

пРТПУОЩЕ ФЕУФЩ ОБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ Ч ВЩФХ Й РПОСФОПЕ ДЕМП, РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УРЙУПЛ ОЕЛПФПТЩИ ЧПРТПУПЧ. ьФЙ ФЕУФЩ ЙНЕАФ ПДОЙ ПЗТПНОЩК НЙОХУ - РТЙ ФЕУФЙТПЧБОЙЙ ЧЛМАЮБЕФУС ЬМЕНЕОФ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ. ьФП ЛПЗДБ ЧЩ ПФЧЕЮБЕФЕ ОБ ЧПРТПУ ОЕ ФБЛ, ЛБЛ ЕУФШ ОБ УБНПН ДЕМЕ, Б ФБЛ, ЛБЛ ЧБН ИПФЕМПУШ ВЩ ЧЩЗМСДЕФШ Ч ЗМБЪБИ ПЛТХЦБАЭЙИ. оЕ УФПЙФ ДХНБФШ, ЮФП ЧЩ ЮЕУФОЩ У УПВПК Й УПГЙБМШОБС ЦЕМБФЕМШОПУФШ ЧБН ОЕ РПНЕИБ. ьФП РТПЙУИПДЙФ РПДУПЪОБФЕМШОП Й РПФПНХ ДЕКУФЧХЕФ ОБ ЧУЕИ, Х ЛПЗП ЕУФШ РПДУПЪОБОЙЕ

рПЬФПНХ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ ФЕУФБИ ПВСЪБФЕМШОП ЙНЕАФУС ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ УОЙЦБАФ ЧМЙСОЙЕ УПГЙБМШОПК ЦЕМБФЕМШОПУФЙ ОБ ТЕЪХМШФБФ. чП ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ МАВЙФЕМШУЛЙИ ФЕУФБИ ФБЛБС ЫЛБМБ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ПФУХФУФЧХЕФ. б ЪОБЮЙФ Й ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ УПНОЙФЕМШОЩНЙ. мХЮЫБС ЙЪ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ПРТПУОЩИ НЕФПДЙЛ ОБ ТХУУЛПН СЪЩЛЕ - ЬФП унйм. рТПКФЙ НПЦОП УБНПУФПСФЕМШОП, ОП ЪБ ЙОФЕТРТЕФБГЙЕК ТЕЪХМШФБФПЧ МХЮЫЕ ПВТБФЙФШУС Л УРЕГЙБМЙУФХ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ ЙНЕООП У ЬФПК НЕФПДЙЛПК. пОБ РТЕДПУФБЧМСЕФ ППППЮЕОШ НОПЗП ТЕЪХМШФБФПЧ П ЧБЫЕК МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЧЕТОСЛБ РТЙЗПДСФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТБИ. рПЬФПНХ РТПКФЙ ЕЕ ИПФС ВЩ ТБЪ УФПЙФ ЛБЦДПНХ.

рТПЕЛФЙЧОЩЕ НЕФПДЙЛЙ ЧБН ФПЦЕ ОБЧЕТОСЛБ ЪОБЛПНЩ. фЕУФ РСФЕО тПТЫБИБ ОЕ ТБЪ ДЕНПОУФТЙТПЧБМУС Ч ЛЙОП.

нЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ» ЙМЙ «дПН, ДЕТЕЧП, ЮЕМПЧЕЛ» ЪОБЛПНБ НОПЗЙН ТПДЙФЕМСН, РПФПНХ ЮФП ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ТБВПФЩ У ДЕФЛБНЙ.

вПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩК Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЛТХЗБИ фбф (ФЕНБФЙЮЕУЛЙК БРРЕТГЕРФЙЧОЩК ФЕУФ) - ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ РТЕДЯЧМСЕФУС ЛБТФЙОЛБ Й РТЕДМБЗБЕФУС ПВЯСУОЙФШ, ЮП РП ЕЗП НОЕОЙА ФБН РТПЙУИПДЙФ.

ф.Е. ЙЪХЮБЕФУС РТПЕЛГЙС ЙУРЩФХЕНПЗП ОБ УФЙНХМШОЩК НБФЕТЙБМ.

лБЛ ЧЩ РПОЙНБЕФЕ, ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ФБЛЙИ ФЕУФПЧ ДПМЦОБ РТПЧПДЙФШУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП УРЕГЙБМЙУФПН, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ПРЩФ ТБВПФЩ У РТПЕЛФЙЧОЩНЙ ФЕУФБНЙ. рТЙЮЕН, ЕУФШ ПФДЕМШОЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ РП ФЕУФХ тПТЫБИБ, Б ПФДЕМШОЩЕ - РП фбф. рПФПНХ ЮФП ДЕМП ЬФП ЛТБКОЕ УМПЦОПЕ. юЕУФОП ЗПЧПТС, ДБЦЕ ПВЩЮОБС НЕФПДЙЛБ «оЕУХЭЕУФЧХАЭЕЕ ЦЙЧПФОПЕ», ИПФШ Й ЙНЕЕФ РТПУФХА ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЙОФЕТРТЕФБГЙА, ФПЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ОЕЧЕТОП - ЛПЗДБ ЧЩ ФТБЛФХЕФЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПФДЕМШОП ПФ ДМЙФЕМШОПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ЛМЙЕОФПН ЙМЙ ПУОПЧЩЧБЕФЕУШ ФПМШЛП ОБ ТЕЪХМШФБФБИ НЕФПДЙЛЙ. оЕ ТБЪ ОБВМАДБМБ ЛБТФЙОХ, ЛПЗДБ ДПТЧБЧЫЙУШ ДП НЕФПДЙЛЙ, ОБТПД ОБЮЙОБМ ДЕМБФШ ЧЩЧПДЩ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЮЕМПЧЕЛХ, ОП ОБРТБЫЙЧБАЭЙЕУС ЙЪ ЕЗП ТЙУХОЛБ.

чЩЧПД ПЮЕЧЙДЕО - ФЕУФЩ ОЕ СЧМСАФУС УБНПДПУФБФПЮОЩН ЙОУФТХНЕОФПН Ч РПЪОБОЙЙ МЙЮОПУФЙ. оП НПЗХФ ЪОБЮЙФЕМШОП ДПРПМОЙФШ ЙОЖПТНБГЙА Й ПВМЕЗЮЙФШ РПОЙНБОЙЕ, ЕУМЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ УФБОДБТФЙЪЙТПЧБООЩЕ НЕФПДЙЛЙ Й ЙОФЕТРТЕФБГЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС УРЕГЙБМЙУФПН.

чУЕ ПУФБМШОЩЕ ФЕУФЩ - ДМС ТБЪЧМЕЮЕОЙС.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Психологические тесты очень популярны и могут развлечь не хуже сериала с закрученным сюжетом. Но создавались они все же для определения и выявления важных качеств и возможных отклонений в психике человека. Также они помогают разобраться со своими внутренними противоречиями. Но при этом не стоит забывать, что корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Поэтому если вы, пройдя тест, узнаете о себе нечто тревожное, то не стоит тотчас же паниковать. Сперва обратитесь к специалисту.

сайт знает, как важно изучить от и до свое внутреннее «я», и предоставляет возможность узнать о своей личности нечто новое и волнительное с помощью авторитетных психологических тестов.

Типы личности и характера

Знание о том, каким типом личности вы обладаете и какие характеристики вам присущи, поможет лучше понять себя. Например, как и с какими людьми вам строить взаимоотношения, какой вид деятельности вам больше подходит и как правильно самореализоваться.

Тесты на ценностные ориентации помогут вам понять, какие ценности для вас находятся в приоритете и какие истинные желания скрываются за вашими поступками.

Тесты, связанные с семейной жизнью

Тесты на выявление психических расстройств


Практически все мы любим периодически проходить тесты по психологии - ну те, что в популярных журналах и на сайтах. То темперамент свой узнать и скрытые таланты, то уровень интеллекта проверить. Можно ли доверять такому тестированию и где на самом деле его нужно проходить?

Как составляются тесты по психологии

Интересные психологические тесты - это, конечно, увлекательно и любопытно. Ответив на вопросы, вы наконец-то узнаете, кем были в прошлой жизни, героиней какого романа могли бы стать, есть ли у вас совместимость с мужем. Есть даже прикольные тесты для девочек (или мальчиков) и так далее.

А вы вообще знаете, кто составляет эти опросники и каким требованиям они должны отвечать?

Надежность и валидность

Над качественным продуктом работает целая группа специалистов. Тесты должны обладать двумя важными характеристиками: надежностью и валидностью. Последняя означает, что опрос изучает именно то, что задумывалось. Хотели определить уровень застенчивости человека - значит, тест выясняет только его, а не степень тревожности или общительности.

Целевая группа и уровень вопросов

У тестирования есть определенная цель - например, выявление творческих способностей школьников или интереса к какой-то профессии.

Есть и своя целевая аудитория - от этого зависит степень сложности и употребляемая лексика. Понятно, что вопросы к пятиклассникам будут отличаться формулировками от тех, что задаются выпускникам университета.

Есть еще такой нюанс, как языковые и культурные различия. Вы думаете, вопросы можно просто перевести на другой язык и использовать? Ничего подобного, их практически придется заново разрабатывать, учитывая специфику конкретной страны.

Интересные психологические тесты обычно содержат много вопросов, порядка ста.

У составителей есть свои хитрости - вопросы по «шкале лжи», чтобы понять, насколько откровенен был отвечавший. Вопросы могут повторяться, таить в себе подвох, формулироваться чуть-чуть по-другому. Такие вот ловушки для тестируемых.

Инструкции к тесту и временные границы

Составить тесты по психологии - еще не все. К ним обязательно должны прилагаться инструкции, а это целый документ - серьезный и подробный. В них расписывается все: от температуры и обстановки в аудитории, где проходит тестирование, до необходимых пауз и акцентов в речи психолога.

Время прохождения испытания тоже четко регламентируется, это важный показатель.

Получается, что настоящий тест представляет собой кропотливый научный труд, и действительно серьезных не так уж и много. И работать с ними могут только подготовленные психологи-диагносты.

В чем опасность тестов?

Не смешите, - скажут некоторые скептики, — почему это тесты по психологии могут быть опасными? Рассказываем:

  • Человек удивлен и разочарован результатом тестирования. Он и не подозревал, что по сути «лузер». (Мы говорим о самостоятельно пройденных тестах неизвестного качества). Индивид впечатлительный не просто расстроится, такой «диагноз» может негативно сказаться на дальнейшей судьбе, ведь самооценка резко упадет и человек перестанет к чему-то стремиться.

  • Тестируемый не согласен с итогами опроса. Он не считает себя ведомым, а уверен в наличии лидерских качеств. Вроде и хорошо, что не расстроился, но ведь тест показал истинную картину. Человек не поверил результатам исследования, а заодно и всем психологам, вместе взятым. И он уже не обратится за психологической помощью, которая ему может на самом деле понадобиться.
  • Результаты опроса - всегда какая-то оценка испытуемого. Если психолог деликатно и доходчиво не объяснит, что к чему, то человек может дальше действовать в соответствии со своей характеристикой. А, я слишком ранимый? И будет требовать к себе какого-то особого отношения и бесконечно обижаться по пустякам.

Нужны ли опросы вообще?

Стремление человека узнать себя получше было и всегда будет. И тесты по психологии могут в этом помочь. И не только - они способствуют выявлению скрытых проблем, фобий, а также склонностей и талантов.

А если регулярно проходить анкетирование на уровень интеллекта, то результаты с каждым разом будут улучшаться - такая себе тренировка для ума. Просто проходить серьезное тестирование следует у профессионалов. А все, что печатается в журналах и выставляется на развлекательных сайтах, - не возбраняется. Это любопытно и порой забавно. Только не стоит воспринимать результаты таких опросов всерьез. И если вам очень нравится это занятие, то подборка прикольных тестов будет весьма кстати!

О том, как правильно проходить знаменитый тест MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) - в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

"Психологические" тесты сейчас можно встретить буквально везде... В интернете, в популярных журналах, при приёме на работу, ну и конечно, собственно в работе психолога. Чаще всего они применяются в школах, когда надо оценить по какому-то критерию весь класс или собрать информацию о конкретном ребёнке. Если же речь идёт о длительной работе, тест может стать её началом, отправной точкой, так сказать.

Отношение к тестам разное, от полного недоверия и отрицания, до обратного - принятия любого результата теста за истину. Ну и конечно же правда где-то по середине. Попробую немного рассказать о том, как и для чего психологи используют тесты.

  1. Первое предварительное знакомство. Иногда бывает полезно начать с тестов, особенно, если долгой работы не предполагается, чтобы во-первых, немного снизить напряжение клиента, так как сразу начать говорить о важном бывает сложно, ну а во-вторых, самому психологу слегка сориентироваться, кто же перед ним.
  2. Как частный случай первого пункта, тест может служить поводом поговорить с подростком, ведь они часто бывают достаточно закрыты, а кроме того, не всегда хорошо ориентируются в своих чувствах и переживаниях, чтобы о них говорить. А тест, с его вопросами, дает отличную почту для разговора. Часто одного обсуждения и уточнения вопросов бывает достаточно, чтобы установить контакт. Ну и вообще подростки любят узнавать о себе новое и чувствовать интерес к себе.
  3. Попытка выявить зону, в которой лежит проблема, например, школьной неуспешности. Взять, например, ситуацию, когда ребеноку почему-то не дается заучивание новых слов. Причина тут может быть разная, это может быть связано со слухом, с краткосрочной или долгосрочной памятью, с мотивацией и так далее…
  4. Написание заключения. Иногда психолог должен написать некое заключение, например, для школы, тогда проводится более менее стандартный набор диагностических методик, по которым это заключение потом пишется.
  5. Оценка уровня сформированности навыка или развития психической функции, такой как память, например.
  6. Решение точечной задачи, например, профориентация. Но и там невозможно обойтись одним только тестом, всегда очень важно обсуждение.
  7. Определение психопатологии. Патологии мышления часто можно выявить с помощью некоторых тестов. Конечно, нужны не только тесты, но они помогают и ускоряют процесс, так как провоцируют проявление болезни.
Тест это сетка. Ответы никогда идеально не отражают живого человека. Поэтому потом всегда необходимо говорить и получать живое впечатление, уточнять вопросы и так далее. Ну а психотерапия вообще далека от теста, ибо там именно индивидуальное, уникальное важнее всего. Так что на мой взгляд, тест хорошо как первоначальный инструмент, если его не идеализировать и не злоупотреблять им.

Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности, откуда любознательные пользователи черпают все объясняющие диагнозы, как для себя, так и для ближних, - за несколько кликов можно убедиться в собственной интроверсии или внезапно открыть в себе социопата. Но насколько полезна такая самодиагностика, каким тестам действительно можно доверять и пользуются ли ими сами психотерапевты или психиатры? T&P изучили вопрос.

Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно - если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент - выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума - в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим , оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу - лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей - максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально - редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» - вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста - рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, - это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру - осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная - накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго - лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности - к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону - восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов - и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования - созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой - вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась - они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.

Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие - в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них - тесты Люшера и Роршаха.

Цветовой тест Люшера

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, - то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем - нереалистичность и очарованность, а желтый - эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно - каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха - проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой - с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.