Последовательность нанесения разметочных линий. Последовательность проведения разметки. Изложение нового материала

Тема урока:

«Разметка заготовок из древесины»

Задачи урока:

  • продолжить формирование основных технологических понятий;
  • развивать умения строить простейший чертеж;
  • научиться приемам разметки деталей из дерева.


СТРОЕНИЕ СТВОЛА ДЕРЕВА

  • Ствол состоит из коры, которая имеет наружный слой - пробковый и внутренний - лубяной.
  • Основная часть ствола состоит из годичных колец.
  • Ствол состоит из сердцевины (мягкой и рыхлой). Камбий – тонкий слой живых клеток.

Графическая документация

  • Чертеж - это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
  • Эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба.
  • Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие.

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.


ЗАГАДКИ

1. Я люблю прямоту

И сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

2. Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь...

3. Не поможет глазомер,

Нужен точный мне размер.

Где надо, ставлю метки

С помощью...


Разметочные и измерительные инструменты

  • рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов;
  • метр - для разметки черновых заготовок;
  • линейка - для измерения деталей и заготовок;
  • угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей;
  • малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру);
  • рейсмус - для нанесения параллельных линий при обработке кромок заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров;
  • нутромер - для измерения диаметра отверстий.


1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии. Эту кромку называют базовой пластью.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса.


Последовательность действий разметки

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.


Разметка разделочной доски Правила гармонизации



Технологическая карта

п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Построить чертеж. Выбрать заготовку из фанеры

толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия.

Инструменты и приспособления

Чертеж, шаблон, карандаш


Выполнение заданий

1. Построение чертежа.

2. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по шаблону.


Организация рабочего места

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
  • Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
  • Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
  • Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Причины брака

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.


Домашнее задание

  • Страница учебника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Конспект урока: « Разметка заготовок из древесины»

Составил: учитель технологии Струков В.И.

Липецк 2014 г.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала .

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1 .Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2 .Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4. Радиус откладывается на линейке.

5 .По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону .

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока.

Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс. №5

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Буц Денис Александрович

Класс:5

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тема урока: « Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

П.р. Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов ».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Разметочные инструменты. Учебник технологии В.Д. Симоненко.

Планируемые результаты

  1. Предметные - учащиеся научатся наносить разметку на заготовке будущего изделия.
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные – что такое разметка и разметочные инструменты?
  3. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия : разметка, базовая пласть, базовая кромка, припуск, шаблон.

1 Этап мотивации (самоопределение к деятельности) -орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением разметочных инструментов и последовательность разметки детали из древесины.

Вопрос:

Какие инструменты для разметки заготовок из древесины ты знаешь?

Почему разметку заготовки начинают от базовой пласти либо от базовой кромки?

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются следующие вопросы:

Каким образом размечают детали с криволинейными контурами?

(Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Что такое припуск?

-(регулятивные УУД - самостоятельно подбирают припуск на заготовке.)

Почему припуск при строгании обычно назначают до 5мм, а при пилении около 10мм?

-(познавательные УУД – правильность подбора припуска).

С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками в ходе которой задаются следующие вопросы:

1.Что такое рейсмус? (Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

2.Для чего служит рейсмус? (Регулятивные УУД - самостоятельно установить заданный размер).

3.Что такое базовая пласть? (Познавательные УУД – искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)

Формулирование темы урока.

Как вы думаете чему, мы сегодня научимся?

Выяснив мнение детей учитель уточняет как правильно и какими инструментами наносят разметку на заготовку, а также демонстрирует последовательность разметки детали (актуализация знаний учащихся, регулятивные УУД - целеполагание)

Практическая работа

Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.

Пробное действие (задание)- Нанесение разметки.

Одна - наносит разметку при помощи карандаша линейки и угольника

Вторая - наносит разметку при помощи рейсмуса и рулетки

Третья - наносит разметку при помощи циркуля и шаблона

(УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе)

Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.

Фиксация затруднения:

Не правильные применение инструментов для разметки заготовок (способы решения проблемы)

Выход из затруднения:

Еще раз учитель показывает как правильно выполнять разметку заготовки при помощи инструментов для разметки тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД- коммуникативные, совместные решения проблемы)

3. Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.

Вопросы: - Что такое припуск?

Какие новые знания для себя вы получили?

Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?

Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные - адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности.)

Дом. задание : осуществить разметку на заготовке.


Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2.Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока .

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы

1) очистить заготовку от пыли и грязи

2) изучить чертеж размечаемой детали

3) мысленно нанести разметку

4) установить заготовку в тиски

5) расположить заготовку посередине плиты

6) произвести разметку

7) удалить пыль и окалину щеткой

Техника безопасности труда

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

установку заготовок (деталей) на плиту, снятие с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали), приспособления нужно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

на острозаточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки;

используемый для окрашивания медный купорос наносят только кисточкой, соблюдая меры предосторожности (он ядови

тудалять пыль и окалину с разметочной плиты следует только щеткой;

промасленную ветошь и бумагу необходимо складывать только в специальные металлические ящики.

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная практическая работа студента заключается в освоении правил подготовки и приемов плоскостной разметки, а также в выполнении комплексной работы с применением разметки. Студент должен:

получить от мастера задание и заготовку для разметки; произвести подготовительные работы к разметке; изучить приемы плоскостной разметки; произвести накернивание разметочных линий; после разметки и кернения предъявить деталь для контроля мастеру;

выполнить комплексную работу по изготовлению деталей типа молотка, нотовочной ручки, гаечного ключа и т. д.;

предъявить готовую деталь для оценки мастеру; убрать свое рабочее место и сдать его мастеру.

    Эскиз обрабатываемой детали.

    Описание последовательности разметки деталей и при­меняемого при разметке инструмента.

Вопросы программированного контроля

    Инструменты для плоскостной разметки.

    Подготовительные операции к разметке.

    Приемы плоскостной разметки.

    Правила техники безопасности при разметке.

Лабораторная работа №4. Сверление

Цель работы: - освоение и получение практических знаний, ознакомление с инструментами.

Сверло ́ ― режущий инструмент с вращательным движением резания и осевым движением подачи, предназначенный для выполнения отверстия в сплошном слое материала. Свёрла могут также применяться для рассверливания, то есть увеличения уже имеющихся, предварительно просверленных отверстий, и засверливания, то есть получения не сквозных углублений.

В работе слесаря по изготовлению, ремонту или сборке деталей механизмов и машин часто возникает необходимость получения в этих деталях самых различных отверстий. Для этого производят операции сверления, зенкования, зенкерования и развертывания отверстий.

Сущность данных операций заключается в том, что процесс резания (снятия слоя материала) осуществляется вращательным и поступательным движениями режущего инструмента (сверла, зенкера и т. д.) относительно своей оси. Эти движения создаются с помощью ручных (коловорот, дрель) или механизированных (электрическая дрель) приспособлений, а также станков (сверлильных, токарных и т.д.).

Сверление-это один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента- сверла.

Как и любой другой режущий инструмент, сверло работает по принципу клина. По конструкции и назначению сверла делятся на перовые, спиральные, центровочные и др. В современном производстве применяются преимущественно спиральные сверла и реже специальные виды сверл.

Спиральное сверло () состоит из рабочей части, хвостовика и шейки. Рабочая часть сверла, в свою очередь, состоит из цилиндрической (направляющей) и режущей частей.

На направляющей части расположены две винтовые канавки, по которым отводится стружка в процессе резания.

Направление винтовых канавок обычно правое. Левые сверла применяются очень редко. Вдоль канавок на цилиндрической части, сверла имеются узкие полосочки, называемые ленточками. Они служат для уменьшения трения сверла о стенки отверстия (сверла диаметром 0,25-0,5 мм выполняются без ленточек).

Режущая часть сверла образуется двумя режущими кромками, расположенными под определенным углом друг к другу. Этот угол называют углом при вершине. Его величина зависит от свойств обрабатываемого материала. Для стали и чугуна средней твердости он составляет 116-118°.

Хвостовик предназначен для закрепления сверла в сверлильном патроне или шпинделе станка и может быть цилиндрической или конической формы. Конический хвостовик имеет на" конце лапку, которая служит упором при выталкивании сверла из

Шейка сверла, соединяющая рабочую часть с хвостовиком, служит для выхода абразивного круга в процессе шлифования сверла при его изготовлении. На шейке обычно обозначают марку сверла.

Изготовляются сверла преимущественно из быстрорежуще стали марок Р9, Р18, Р6М5 и др. Все шире применяются ме таллокерамические твердые сплавы марок ВК6, ВК8 и Т15К6 Пластинками из твердых сплавов обычно оснащают только рабочую (режущую) часть сверла.

В процессе работы режущая кромка сверла притупляется поэтому сверла периодически затачивают.

Сверлами производят не только сверление глухих (засверливание) и сквозных отверстий, т.е. получение этих отверстий в сплошном материале, но и рассверливание - увеличение размера (диаметра) уже полученных отверстий.

Спиральное сверло представляет собой цилиндрический стержень, рабочая часть которого снабжена двумя винтовыми спиральными канавками, предназначенными для отвода стружки и образования режущих элементов.

Рабочая часть

      Режущая часть имеет две главные режущие кромки, образованные пересечением передних винтовых поверхностей канавок, по которым сходит стружка.

      Направляющая часть имеет две вспомогательные режущие кромки, образованные пересечением передних поверхностей с поверхностьюленточки (узкая полоска на цилиндрической поверхности сверла, расположенная вдоль винтовой канавки и обеспечивающая направление сверла при резании, а также уменьшение трения боковой поверхности о стенки отверстия).

Хвостовик - для закрепления сверла в станке или в ручном инструменте.

Поводок - для передачи крутящего момента сверлу или лапка для выбивания сверла из конусного гнезда.

Шейка-обеспечивающая выход круга при шлифовании рабочей части сверла.

Сверла для сверления глубоких отверстий

Сверла для кольцевых отверстий